Вход на сайт
сказы и сказки, мифы и легенды
NEW 02.01.14 23:25
Выдумал...
Лукоморье, кстати... я там жил рядом... это берег Азовского моря с лиманами...
Там есть даже село Безыменное(можете посмотреть на карте), в котором я бывал не раз... и которое назвал так как раз Пушкин, проездом в наших местах... так и спросил у кучера: а шо это, говорит, за безымянное село... с тех пор село носит имя, которым назвал его Пушкин.. сукин сын...
в ответ вертляна 02.01.14 18:24
В ответ на:
Ты частенько "Лукоморье" Пушкина упоминаешь. А ведь Пушкин не выдумал ничего
Ты частенько "Лукоморье" Пушкина упоминаешь. А ведь Пушкин не выдумал ничего
Выдумал...
Лукоморье, кстати... я там жил рядом... это берег Азовского моря с лиманами...
Там есть даже село Безыменное(можете посмотреть на карте), в котором я бывал не раз... и которое назвал так как раз Пушкин, проездом в наших местах... так и спросил у кучера: а шо это, говорит, за безымянное село... с тех пор село носит имя, которым назвал его Пушкин.. сукин сын...
ИМХО.
NEW 03.01.14 11:05
Мне у Жарниковой как-то понравился расклад с орнаментами. Чисто по-женски так. Но ведь логично ! Мама учит свою дочку вязать. Чисто механически, узором. Та, в свою очередь, учит вязать свою дочку. Та свою...Процент искажения изначальных образов мизерный. Особенно если это где-то в глубинке. И видим те же самые орнаменты в карельских деревнях и браминских ашрамах...
NEW 05.01.14 09:55
http://isrageo.wordpress.com/2012/05/13/megalit/

http://www.lah.ru/fotoarh/megalit/europe/germany.htm
http://kadykchanskiy.livejournal.com/100809.html
в ответ финал-965-2 02.01.14 20:13
В ответ на:
Мегалиты Израиля
Мегалиты Израиля
В ответ на:
Но вот недавно мне прислали отпечаток «колеса» (мы определили, что это крышка люка) в каменноугольных песчаниках возрастом более 300 млн. лет.
Но вот недавно мне прислали отпечаток «колеса» (мы определили, что это крышка люка) в каменноугольных песчаниках возрастом более 300 млн. лет.
http://isrageo.wordpress.com/2012/05/13/megalit/

В ответ на:
Германия
Германия
http://www.lah.ru/fotoarh/megalit/europe/germany.htm
В ответ на:
Мегалиты Нью-Йоркщины.
Мегалиты Нью-Йоркщины.
http://kadykchanskiy.livejournal.com/100809.html
NEW 05.01.14 18:12
в ответ НикНикыЧ 03.01.14 11:05
Это своего рода вид письменности. Только незадача заключается в том, что первоосновы забыты, прочесть некому.
http://mifologies.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=840%3A2012-01-...
http://mifologies.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=840%3A2012-01-...
NEW 07.01.14 19:37
Многолик наш мир, таинственнен, ждёт невеста жениха, так и в сказах, в лицах, в подвигах , спрятан замысел начала и конца.
Молчи, молчи, молчи, сейчас легко стать палачом смотря на орды Путлера. Слава Украине ! Путин ху.ло ! Русский солдат иди на... !
NEW 07.01.14 20:52
в ответ cosmos70 07.01.14 19:37
н.п. кто осилит тому пирожок
«Не так страшен черт, как его малюют- Чего пугаться? Осмотреться сперва надо»
С детства мы имеем представление о том, что Чорт нечто злое, лукавое, хитрое, похотливое, нечистое, драчливое, озорное, косоглазое, корявое, косматое существо, с которым человеку категорически нельзя иметь дело, который только и делает, что подстраивает козни людям. Образ черта включают в себя исключительно только негативные, демонические качества.
Но так ли все обстоит на самом деле, давайте разбираться?!
Для начала обратимся к образу Черта
Какими еще внешними и внутренними характеристиками по народным сказаниям обладает Черт. Итак, он человекоподобен, мохнат, крив, хром, лыс (с остроконечной головой), или же имеет волосы, стоящие дыбом, шишом (отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига).
С гусиными пятками, черен (синий, темный) и грязен, вертляв, боек, проворен. С крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Глаза его горят, как угли, голос зычный, сиплый, «каркающий». Поплешник, синий, черный шут. Склонен к разнообразным метаморфозам. Он не только «каркает вороном, стрекочет сорокой», но может принимать какой угодно вид – «животного с черной шерстью, человека с рожками» (Волог. обл.);
Является людям в разных видах, смотря по цели. Если нечистому, черту надо испугать человека, то он является в виде страшного зверя. Если совратить на худое дело – в виде человека. Коли подурачиться, поглумиться над людьми – то в виде кошки, собаки... Черта-человека выдают зычный голос, горящие глаза, а также едва заметные рожки, копытца, иногда подоткнута правая пола одежды. На голове у черта может быть красная шапочка (реже он носит красную рубашку, пояс). В быличках, записанных сотрудниками Топонимической экспедиции УрГУ на Русском Севере, черт может иметь короткие ноги, одно ухо, появляться в желтой рубашке, превращаться в гуся или бурундука.
«Занятия» черта многообразны.
Как и вся разноликая нечистая сила, он двойственен. Может вступить в договор с человеком и даже принести добро. Как силы зла, он исключительно вреден.
Черт играет в карты без крестей, подменяет ребенка чуркой, приносит неправедное богатство, самоубийцы служат черту. Громко хохочет, дерется, роет, молотит. Столбы пыли, поднимаемые вихрем, производят, по мнению крестьян, черти, когда они возятся между собой» (Волог.). Как и многие нечистые духи, черти играют, пляшут и дерутся на перекрестках, а в Пасху катают там крашеные яйца.(Новг.).
Обитают черти повсеместно, на болотах, лесах, полях, прячутся под корягами и пнями, скачут по дорогам, влетают в трубы изб. Однако излюбленным местом являются дорожные перекрестки, границы (межа). По поверьям Олонецкого края, черти по зорям собираются на советы на опушках глухого леса. В Винницком уезде записано сказание о том, как черти собираются иногда на совет и какую пользу может извлечь из их совещаний человек, которому случайно удается их подслушать:
„...они между собой говорили: «Ты слышал, — спрашивает один черт у другого, — что брат брату глаза повыковырял?». А другой черт на это ему говорит, что слышал и что надо бы ослепленному посоветовать, чтобы он умылся росой до восхода солнца. Слепой это запомнил. Дальше он слышит, как другой черт говорит: «А ты знаешь, брат, что в таком-то селе людям приходится носить воду за три версты?». На это другой черт ответил, что кабы люди в той деревне знали, то они давно бы добыли себе воду, что у них по самой середине села лежит большой камень, и если его сдвинуть с места, то из под него забьет родник."
Прослеживаются в крестьянских верованиях и представления о сезонных перемещениях чертей: они появляются из воды (и уходят в воду) на Святки, а также во время летнего солнцеворота.
Крестьяне Сибири уверяли, что в течение осени и зимы черт может пребывать в сене, скошенном в Иванов день: такое сено обладает особыми охранительными свойствами; зарывшись в него, можно гадать.
Основной путь черта из дома и в дом – труба.
В рассказе из Новгородской губернии черт поселяется в трубе: «У крестьянина деревни Костина из печной трубы на крыше стало пламя выкидывать. Сперва мужик подумал, что это от сажи, накопившейся в трубе. Сажу вычистили, а пламя нет-нет да и вылетит. Стали и соседи приступать: «Ты что же, Спиридон, печи-то не исправишь? Ведь эдак можно и деревню спалить...»
А пламя все продолжает выкидывать. Решили, что это нечистый пошаливает. Обратились к знахарю. Он взялся выжить нечистого из трубы. Велел мужику купить бутылку водки, принес с собой стаканчик и корочку хлебца, посыпанную четверговою солью. Влез знахарь на крышу. Там он уселся на трубу, раскупорил бутылку, налил стаканчик и выпил. При этом он проговорил: «Во имя Отца» – и закусил корочкой. Вторую – «Во имя Сына» – и закусил корочкой. Третью – «Во имя Святого Духа» – и вылил в трубу. Такую же штуку он проделал во второй и третий раз, пока вся бутылка не была выпита. Черт, сидевший в трубе, поневоле был напоен водкой, которая на этот раз ему пришлась очень не по вкусу, и с треском вылетел из трубы».
Многие нечистые духи, черти становятся особо деятельными в Святки, на Пасху, в Иванов, Петров дни, когда они во множестве появляются на земле меж людьми (выходя чаще всего из воды), помогают в гаданиях, отмечают на свой лад праздники.
В различных текстах встречаются сравнение глаз черта с углем или самого черта с головней: "приблазнился цёрт на повити, цёрный, ну вот как головешка" (Волог. обл.);
«из глубоких озер можно выудить чертенка вместо рыбы - "маленького и черненького, как головёшка». Мотив головни, угля, сажи является, пожалуй одним из главных в идентификации черта:- «Черт-чертом вымазался!» (очень черен, грязен (Михельсон I)).
«Девушка, посаженная чертом на цепь, советует попавшему к черту парню, чтоб он брал не деньги, а угли»;
Если говорить о происхождении мотива головни и прочих продуктов горения, то его корни, очевидно, следует искать в том комплексе представлений, который связан в народном сознании с картиной ада. В центре этого комплекса - представление о поджаривании чертями грешников на сковороде (это объясняет появление в обряде "зачерчивания" такой детали, как сковородник).
Использовали головню при "зачерчивании": "Да и ходили чертитца тожо, выслушают на льду-то на крестах. В Святки-то. Да тожо вот почертятца. Надо взять сковородник, или головёшка там жганая. Это тожо говорили што: "Черти чертитись, бесы беситись, там сатана, уходи от меня, покажись мне мой богосуженой"... Это ходят до двинадцати часов вот на ростаньях, крестовая дорога; по крестовой дороги. По крестовой дороге. Только штоб никто не слышал, не видел" (Арх. обл.); "[Чем проводят круг?] Проводят сковородником или вот головёшкой. Любым огарком, длинным-то вот. Чтобы черти в круг не зашли. Задумаешь на себя, как год проживёшь" (Арх. обл.).
При интерпретации лексем, идиом, фразеологизмов (черта, начертать, чертеж, «черты и резы»), стоит обратить внимание на весьма устойчивую связь: черт - береста.
«черт ли ему на бересте пишет»; «вертит пером, что черт хвостом»; «носится, как черт с письмом»; «как черт с полоху»; «носиться, как черт на ходулях»; «вертячий черт».
«вертеться, как береста» (скорость, с которой закручивается в трубочку при попадании в воду предварительно распаренная береста) -изворачиваться, юлить, хитрить;
«вертеться как береста (берёзка) на огне» (жить в постоянных заботах, хлопотах или очень быстро поменять форму, как горящая береста);
«как береста на огне» ( быть в постоянных заботах, в работе).
Сюда же, вероятно, можно подключить представления о том, что послание черту или лешему с просьбой о возвращении потерявшегося в лесу человека надо писать непременно на бересте. Возможно, эта связь появилась вследствие того, что рисунок на бересте воспринимался как загадочные «чертовы» письмена.
На Русском Севере для того, чтобы разыскать пропавшую скотину, предлагается пойти на перекресток дорог и бросить через плечо кусок бересты с какими-то закорючками - "письмо лешему" (Щепанская) или оставить кусок бересты с непонятными линиями в дупле старого дерева (Вологодская обл.).
Помимо того варианта, когда человек адресует черту берестяное послание, возможны следующие случаи:
а) черт пишет человеку письмо на бересте, „черт ли ему на бересте пишет!"(Снегирев);
б) человек переписывает имена чертей на бересте, сравниваем ситуацию сказки, когда солдат ловит чертей в доме, строит в шеренгу и, принеся их лесу две "берестины", "начинает на бересте писать, переписал всех чертенят", а потом "сделал им перекличку на своем бересте: Пердунов, Дристунов, Загибалов, Завивалов…" (Зеленин);
в) черт заключает с колдуном договор, который пишется кровью на берестяном пергаменте (Власова).
Человек оставляет на перекрестке или в дупле бересту, которая символически замещает адресата; здесь же и отправитель, и адресат оказываются "в кадре". Нельзя не вспомнить функции бересты как древнейшего бытового писчего материала "природность" бересты, ее яркая связь с лесом - локусом нечистой силы.
Арх. диал. слово «чертюга» (берестяной поплавок), опять же указывает место появления или происхождения черта, как существа и водной стихии.
«чертик»- в некоторых диалектах встречается обозначение слова плевок. Связь этих слов фиксируется довольно часто и устойчиво.
«чертова слюна» -пенистые образования на траве, появляющиеся обычно ранним утром.
«Черт за щеку прятал глину. Архангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть - образовались горы и озера»
«Бог землю гладку сделал, а черт наплевал. Как он плюнет, тут и гора вырастает»
Обычно черт толкает человека к пьянству «Иван пиво пьет, а черт со стороны челом бьет». Но они могут и поменяться ролями „солдат угощает черта, тот выпивает целый штоф водки, хмелеет, начинает плясать" (Афанасьев );
Черт носит пьяницу, после чего тот оказывается где-нибудь в Москве под мостом с обгорелой чуркой в руках;
Примеры вроде „зайцы пиво варят // черти пиво варят"( о тумане);
„зайцы портянки сушат // черти портянки сушат „ (о дожде при солнце);
„зайцы баню топят (заячья баня, заячий табак) // черти баню топят (чертова баня, чертов табак)" (о перезревшем грибе-дождевике).
В столь узнаваемых "чертовых" ситуациях вместо черта в кадре появляется его "дублер".
Как известно, субститутом черта, к примеру, является заяц, который в народных поверьях нередко наделяется демоническими свойствами (Гура).
Сравним сюжеты многочисленных быличек такого рода: „сестра потеряла в лесу брата, долго звала, а он выходит из лесу и говорит: Я с зайчиком играл да ягодки собирал"" (Черепанова); бросившийся под ноги и пойманный заяц становится все тяжелее и тяжелее, когда его несут к куреню, а когда его бросают, хохочет и убегает (Гура).
Баба помощница черта „куда черт не поспеет, туда бабу пошлет" (Даль). Его аналог- „от бабы утекай, как от черта". Чертиха- «злая баба". „Бабий язык - чертово помело" (Даль).
Чертовый "заместитель" (мужик сбрасывает злую жену в глубокую яму в лесу, затем решает ее вытащить и достает чертенка (Афанасьев). А также баба выполняет иные, весьма разнообразные роли в "чертовых" ситуациях (бабы из любопытства открывают рюкзак солдата и выпускают оттуда чертей; черт скачет на бабе; по совету бабы охотнику удается одурачить черта; писать черта с бабой (молоть чепуху).
Устойчиво прослеживается образ пары, жены черта Чертовки.
в Литинском уезде рассказывают про двух мужичков-музыкантов, как они попали на свадьбу к чертям. Музыканты шли ночью по большой дороге и повстречали много богатых экипажей, в которых сидели какие-то важные господа. Эти господа остановили музыкантов в пригласили их к себе на свадьбу играть. Договорились о плате, и музыканты согласились ехать. Во время свадебного вира одному музыканту случилось выйти на двор и тут он разговорился с кучером, начал его расспрашивать, что это за господа и кто на ком женится. Кучер ему и объяснил, что это не господа, а черти, а сам он попал к ним в кучера потону, что он утопленник; утопленники обречены на то, чтобы служить чертям. Тот же кучер посоветовал музыканту, когда он вернется назад в комнату, подойти к посудине, стоящей на окошке, обмакнуть в нее палец и этим пальцем потереть себе глаз. Только, говорит, не удивляйся тому, что увидишь, и не пугайся. Когда музыкант все это сделал, он увидал, что нет никакого дома и никаких господ, а что сидит он посреди болота и кругом него прыгают черти. По окончании пира музыкантам дали условленную плату. И в тот же миг все исчезло, а у музыкантов в руках вместо денег оказались черепки. Но у музыканта осталось волшебное свойство видеть чертей тем глазом, который он смочил волшебной водой. И вот однажды на базаре он увидал этим глазом того самого черта, у которого он играл на свадьбе. Музыкант сейчас же приступил к нему и стал требовать свою плату. Черт его завел в какой-то дом и там отдал деньги, но при этом нечистый полюбопытствовал узнать, каким манером музыкант признал его. Наивный мужик ему все и рассказал. Тогда черт ткнул его пальцем в тот глаз, и музыкант мгновенно окривел, а черт сгинул.
Устойчиво проявляемая в языке связь черт - угол (сравним в топонимии: «болото Чертоугольное - русалки там водились»; «Однажды один мужик мужичонку черного через реку Двиницу перевез, а тот подарил ему красные портянки и сказал: "Помни доброту черта"" (Вологодская обл.); Лес Чёртов Угол - "в Непретях Чертов Угол, всех обводит" (Ярославская обл.); Покос Чёртов Угол - "камней было полно" (Вологодская обл.); «около кругом, а к черту в угол» (Богданов); « люблю, как черта в углу» (Даль).
Связи в языке «черт- веревка».
„черт верёвкин"- бранное слово без особого смысла; «чёрт или верёвки" (бранное выражение): Сидит, и ничего не бает. Хоть бы слово вымолвил: черт или верёвки"; „мужик - Черт Иванович Веревкин" (Даль); „верёвочный черт"( обманщик, сумасброд).
Функционирование мотива встречается и в бытовой обрядности, когда обвязывание веревкой, тесемкой, шнурком и т.п. ножек стола используется как магическое средство для обнаружения пропавшей вещи, которая должна быть возвращена с помощью черта или беса (к нему обращаются с соответствующим призывом):
"[Не надо было, если что-то в доме потеряется, обвязывать ножки?] У стола. [Обвязывали что?] Ножки. [Чем?] Чем ... любой тесёмкой обвязывали, и всё... Все четыре. Кругом. ... [А если скотина в лесу потеряется?] Тоже, говорят, обвязывали. И даже человек когда теряется, тоже обвязывали... "Чёрт, чёрт, поиграй, да... ну, там, что потеряли, дак отдай", - это говорили" (Архангельская обл..).
Веревка становится орудием в руках чертей, которые либо связывает ею людей: „словно черт их верёвкой связал"-о тесной не всегда подходящей дружбе' (Михельсон II: 509),
„их сам черт лычком связал"; „словно черт их веревочкой связал" (Даль).
Либо друг друга: „черт черта на шею посади да ремушком привяжи"
Либо занимаются с ее помощью метрологической деятельностью (данный образ используется для обозначения неопределенно большого расстояния до объекта или его глубины: „черт мерял да верёвку вырвал (сорвал)"; „черт ходил да верёвку сорвал"; „черт мерял да верёвка сорвалась „ (о неизвестном расстоянии до удаленного объекта);
„черт мерял да верёвки не хватило" (об очень глубоком месте).
Возможны также модификации: „мерил километры черт с Тарасом. Веревка лопнула. Тарас сказал: "Давай свяжем!". А черт сказал: "Давай так скажем!" (о том, кто говорит наобум).
Веревки могут вить сами черти: к примеру, маленьким чертенятам, чтоб они не шалили, предлагается давать разные виды работ - в частности, вить веревки из песка (Черепанова).
В другой ситуации - веревку из песка вьет не черт, а Иван Медведка, который объявляет чертям: "Веревки вью; хочу озеро морщить да вас, чертей, корчить - затем, что в наших омутах живете, а руги не платите" (Афанасьев).
При повторении этого мотива веревка может быть как свитой из песка, так и реальной; в любом случае с ее помощью герой пугает чертей тем, что вытащит их из водоема.
Модификация данного сюжетного хода, а также причастность чертей к стихии земли встречается в сказке о том, как мужик, сбросивший злую жену в глубокую яму, "начал собирать обрывки да веревки, от лаптей оборки, связал все вместе", а вместо бабы вытащил чертенка. Использование веревки для поимки чертей указывает на апотропейные функции этого предмета, который, по представлениям славян, помогает обезвредить нечистую силу; обведение водоема веревкой - один из старинных способов колдовства, "подчиняющий" себе воду (Власова)
Мотив веревки оказывается тесным образом связанным с мотивом плетения. Занятие черта плетением: «на него лапти черт по три года плел» (не мог угодить);
«чертов плетень, чертова пряжа» (мох на елке).
Либо то, как черт помогает этому процессу «ему черт лыки дерет, а он лапти плетет» (Даль). Либо любовь черта к "продуктам плетения" - в первую очередь, лаптям «обуть кого-нибудь в чёртовы лапти» - ловко обмануть; «черт лапотки стоптал, пакаль эту парочку собрал».
Наконец, следует учесть, что "текст черта" имеет выраженную антропологическую ориентацию: представления о самом черте неотделимы от представлений о способах защиты от него.
«Чертенята» два бруска, связывающие поперек перо руля. После поворота лоцман кричит: очисти чертенят!,т.е. распутай бакштов, который цепляется за руль" (Даль).
Черт выступает преимущественно как непосредственный субъект действия.
Например, сказки о черте, нанявшемся в работники горшечнику (Афанасьев),
кузнецу, мужику, который с его помощью обогатился (Зеленин),
проигравший герою в состязании чертенок должен, помимо денежного откупа, прослужить у него год в батраках (Афанасьев );
в глубокой яме, куда провалилась злая баба, сидят черти и лепят горшки (Афанасьев). Варианты, в которых черт выступает в функции "посредника", т.е. заставляет работать человека, встречаются в сказках намного реже, они фрагментарны и менее разнообразны: «на покойном короле-грешнике черти на том свете возят дрова»; «опойца становится рабочей клячей у черта» (Афанасьев).
В севернорусских легендах мотив представлен рассказами о "маленьких" (чертенятах), которые могут находиться в услужении у человека, и их следует занимать работой: "Про одну говорили, что у ей маленькие были. Покажутся в красных шапках торчками… Делать-то все помогают"; "у ворожей есь маленькие… Им работу дают, какую хошь. Кидают работу, чтоб больше была. А не дашь работу, он тебя затерющат, жива не будешь" (Черепанова).
«Где черт не пахал, там сеять не станет»;
« Пей воду, как гусь, ешь хлеб, как свинья, работай черт, а не я «(Ванька Каин) (Даль);
«Черт дал работу, а Бог отдых»;
«на роже черти горох молотили» 'шадровитый' (Балов);
«чертоломить» выполнять тяжелую физическую работу;
чырт: «Надо бы работника нанять, чырта» ;
Интересен в этом отношении, например, присутствующий в сказках прием гиперболизации - акцент на масштабности осуществляемых чертом работ, большом объеме (нередко называются цифры) исходного и конечного продукта: черт, нанявшийся к горшечнику, требует себе сразу 40 возов глины, 10 сажен дров и, призвав на помощь "видимо-невидимо" чертенят, за три ночи изготавливает 40 тысяч горшков (Афанасьев);
по приказу солдата три черта набирают в лесу 300 пудов смолы, тащат из пекла самый большой котел на 40 бочек (Афанасьев);
в качестве откупа солдату черти наполняют 12 подвод золотом: "чертенок побежал в озеро, и пошла у нечистых работа: кто мешок тащит, кто два…" (Афанасьев).
Знающийся с "шишками" человек посылает их в лес считать хвою;
«чертенят, чтобы не шалили, следует заставлять собирать рассыпанное по двору льняное семя, считать пеньки в лесу» (Черепанова);
«чертомелить» (работать очень много, напряженно, изо всех сил, но без справедливого вознаграждения за труд);
« чертопрудничать» выполнять напрасно тяжелую работу.
Согласно поверьям ряда районов России, «свой черт» (как и ангел-хранитель) дается человеку при рождении и постоянно пребывает за его левым плечом.
А теперь хотелось бы еще раз вернуться к внешнему облику Черта.
Иногда язык, сопрягая образы черта, пальцев и пяток, отмечает какие-то связанные с последними аномалии -«анчутка беспалый», «хромой черт», «анчутка беспятый»...
На уровне обряда отмечается, к примеру, практика имитации хромоты при осуществлении "зачерчивания" (Архангельская обл.)
В фольклорном коде фиксируется объяснение отсутствия у черта пятки (из-за чего он хромает), согласно которому «пятку откусили собаки, натравленные на черта Богом»; «откусил волк»; «отшибло дверью» (Зеленин);
Причины отсутствия пальца (пальцев) у черта объясняет предание, рассказанное в связи с сочетанием «чёртов палец» (окаменелость в виде пальца, которую простолюдины скоблят и употребляют как лекарство): "черти в полночь бьются между собой на кулачиках и теряют пальцы". Тема повреждения пальцев черта затрагивается и в сказках: они «защемляются солдатом в тисках или в перекладине» (при обучении игре на скрипке) (Афанасьев).
Эти субъектно-объектные отношения могут подвергаться инверсии - есть тексты, где, наоборот, черт грозит повредить пальцы человека: "Однажды Бог спорил с чертом. Черт говорил: "Я палец перегрызу у человека". А Бог сказал: "Я создам такую траву, которая может вылечить эту болезнь". И создал ее..."(растения чертогрыз 'сивец луговой' ).
Тему богатств черта, связанных с ними народных представлений, затронем в следующей части нашего повествования.
Ну и наконец, на мой взгляд самые важные ключевые моменты.
Кто же есть, эти удивительные столь противоречивые существа. Откуда явились, почему столь различно относятся к людям, почему каждый человек имеет власть над ними на земле, отчего им не чужды стихии земные и небесные. Как выясняется, Черти достаточно грамотны, знают время и времена года, им не чужды черты человеческого характера, вполне себе семейные креатуры, непоседливость, труд, занятость- их неотъемлемая характеристика. Имеют свое жилище свой «угол». Ничто мирское им не чуждо. Они пьет, и гуляют на своих свадьбах, танцуют и играют, и работают в поте лица своего по просьбе ли, по приказу ли, либо потому что суть их не сидеть на одном месте!
Черт большой шутник, проказник и озорник -вполне себе человеческая черта характера. Даже одет в одежду, которую носят люди. Вот только с внешностью мягко сказать не повезло.
Как давно вы смотрели на звездное небо?
Допускаете ли вы момент, что сущность черта можно проследить именно там?
1. "молния есть сияние огня, сущего вверху на ТВЕРДИ
( как мы знаем по преданиям, есть твердь земная и небесная);
2. «черти появились ночью в грязной избе и "уголье в муцьку измяли"
( Замечательно! В темной избе из черного твердого сотворили белое, рассыпчатое и, скорее всего по безалаберности своей пыль рассыпали- ничего не напоминает? путь мучной, млечный...);
3. „Само название "лукавый" двоедушный человек, тот, кто идет к цели кривыми путями, а может быть все-таки ногами?)

3. "черти в кулачки (еще) не били” – очень рано, перед рассветом ( да! и Солнце еще не осветило небесную твердь);

Хотелось бы сказать несколько слов о созвездии Близнецов. Дело в том, что в короткие летние ночи бывают несколько дней, когда можно увидеть восходящий утром Кастор, в то время как Поллукс находится под горизонтом. В то же самое время, вечером, низко над горизонтом, на северо-западе можно увидеть Поллукс, когда Кастор уже исчез под горизонтом вместе с Солнцем. Компоненты этой близкой пары звёзд несколько дней видны по отдельности, утром и вечером. Эта особенность была отмечена в античных легендах.
4. «Черти живут в разных местах, как-то: в домах, лесах, водах, овинах, банях и гумнах; называются они лесовиками, домовиками, банниками и овинниками» (Смол.)
Наши предки жили по законам соответствия, соответственно селили непосед- чертей, наблюдая и за звездным небом.
Восток- ветер, вихрь. Юг- огонь, пекло. Запад- вода, омут. Север-земля, яма.
5. «Многие не знают различия между лешими и чертями вообще» (Волог.); ЕЩЕ актуально!
6. «Водяной с рогами и хвостом, похож на черта» (Орл.) ( а ведь и вправду похож, да и не особо далеко от него уплыл, на то как еще отображается Орф, созвездие кита на звездных картах, можно посмотреть в сети );

8. «Чертовка сказала ей, чтобы она за труды не брала денег, а брала бы кирпич и угли."
«А то явится чертовка и подменит ребенка, положив вместо него своего чертеныша» (Проскуровский уезд). ( Интересно, а можно ли назвать Венеру «чертовка»( червона.....?! Новорожденый месяц -чуркой))

О! какая цыферка выходит напоследок, 9 волна- шквал и разрушение символ ее!!!
9. „О черте говорили «враг» и согласитесь, враг не отличается благородностью навязывая свои порядки.
«Пусти черта в дом – не вышибешь лбом» [Даль, 1882]
Но это уже совсем иная история.
«Не так страшен черт, как его малюют- Чего пугаться? Осмотреться сперва надо»
С детства мы имеем представление о том, что Чорт нечто злое, лукавое, хитрое, похотливое, нечистое, драчливое, озорное, косоглазое, корявое, косматое существо, с которым человеку категорически нельзя иметь дело, который только и делает, что подстраивает козни людям. Образ черта включают в себя исключительно только негативные, демонические качества.
Но так ли все обстоит на самом деле, давайте разбираться?!
Для начала обратимся к образу Черта
Какими еще внешними и внутренними характеристиками по народным сказаниям обладает Черт. Итак, он человекоподобен, мохнат, крив, хром, лыс (с остроконечной головой), или же имеет волосы, стоящие дыбом, шишом (отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига).
С гусиными пятками, черен (синий, темный) и грязен, вертляв, боек, проворен. С крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Глаза его горят, как угли, голос зычный, сиплый, «каркающий». Поплешник, синий, черный шут. Склонен к разнообразным метаморфозам. Он не только «каркает вороном, стрекочет сорокой», но может принимать какой угодно вид – «животного с черной шерстью, человека с рожками» (Волог. обл.);
Является людям в разных видах, смотря по цели. Если нечистому, черту надо испугать человека, то он является в виде страшного зверя. Если совратить на худое дело – в виде человека. Коли подурачиться, поглумиться над людьми – то в виде кошки, собаки... Черта-человека выдают зычный голос, горящие глаза, а также едва заметные рожки, копытца, иногда подоткнута правая пола одежды. На голове у черта может быть красная шапочка (реже он носит красную рубашку, пояс). В быличках, записанных сотрудниками Топонимической экспедиции УрГУ на Русском Севере, черт может иметь короткие ноги, одно ухо, появляться в желтой рубашке, превращаться в гуся или бурундука.
«Занятия» черта многообразны.
Как и вся разноликая нечистая сила, он двойственен. Может вступить в договор с человеком и даже принести добро. Как силы зла, он исключительно вреден.
Черт играет в карты без крестей, подменяет ребенка чуркой, приносит неправедное богатство, самоубийцы служат черту. Громко хохочет, дерется, роет, молотит. Столбы пыли, поднимаемые вихрем, производят, по мнению крестьян, черти, когда они возятся между собой» (Волог.). Как и многие нечистые духи, черти играют, пляшут и дерутся на перекрестках, а в Пасху катают там крашеные яйца.(Новг.).
Обитают черти повсеместно, на болотах, лесах, полях, прячутся под корягами и пнями, скачут по дорогам, влетают в трубы изб. Однако излюбленным местом являются дорожные перекрестки, границы (межа). По поверьям Олонецкого края, черти по зорям собираются на советы на опушках глухого леса. В Винницком уезде записано сказание о том, как черти собираются иногда на совет и какую пользу может извлечь из их совещаний человек, которому случайно удается их подслушать:
„...они между собой говорили: «Ты слышал, — спрашивает один черт у другого, — что брат брату глаза повыковырял?». А другой черт на это ему говорит, что слышал и что надо бы ослепленному посоветовать, чтобы он умылся росой до восхода солнца. Слепой это запомнил. Дальше он слышит, как другой черт говорит: «А ты знаешь, брат, что в таком-то селе людям приходится носить воду за три версты?». На это другой черт ответил, что кабы люди в той деревне знали, то они давно бы добыли себе воду, что у них по самой середине села лежит большой камень, и если его сдвинуть с места, то из под него забьет родник."
Прослеживаются в крестьянских верованиях и представления о сезонных перемещениях чертей: они появляются из воды (и уходят в воду) на Святки, а также во время летнего солнцеворота.
Крестьяне Сибири уверяли, что в течение осени и зимы черт может пребывать в сене, скошенном в Иванов день: такое сено обладает особыми охранительными свойствами; зарывшись в него, можно гадать.
Основной путь черта из дома и в дом – труба.
В рассказе из Новгородской губернии черт поселяется в трубе: «У крестьянина деревни Костина из печной трубы на крыше стало пламя выкидывать. Сперва мужик подумал, что это от сажи, накопившейся в трубе. Сажу вычистили, а пламя нет-нет да и вылетит. Стали и соседи приступать: «Ты что же, Спиридон, печи-то не исправишь? Ведь эдак можно и деревню спалить...»
А пламя все продолжает выкидывать. Решили, что это нечистый пошаливает. Обратились к знахарю. Он взялся выжить нечистого из трубы. Велел мужику купить бутылку водки, принес с собой стаканчик и корочку хлебца, посыпанную четверговою солью. Влез знахарь на крышу. Там он уселся на трубу, раскупорил бутылку, налил стаканчик и выпил. При этом он проговорил: «Во имя Отца» – и закусил корочкой. Вторую – «Во имя Сына» – и закусил корочкой. Третью – «Во имя Святого Духа» – и вылил в трубу. Такую же штуку он проделал во второй и третий раз, пока вся бутылка не была выпита. Черт, сидевший в трубе, поневоле был напоен водкой, которая на этот раз ему пришлась очень не по вкусу, и с треском вылетел из трубы».
Многие нечистые духи, черти становятся особо деятельными в Святки, на Пасху, в Иванов, Петров дни, когда они во множестве появляются на земле меж людьми (выходя чаще всего из воды), помогают в гаданиях, отмечают на свой лад праздники.
В различных текстах встречаются сравнение глаз черта с углем или самого черта с головней: "приблазнился цёрт на повити, цёрный, ну вот как головешка" (Волог. обл.);
«из глубоких озер можно выудить чертенка вместо рыбы - "маленького и черненького, как головёшка». Мотив головни, угля, сажи является, пожалуй одним из главных в идентификации черта:- «Черт-чертом вымазался!» (очень черен, грязен (Михельсон I)).
«Девушка, посаженная чертом на цепь, советует попавшему к черту парню, чтоб он брал не деньги, а угли»;
Если говорить о происхождении мотива головни и прочих продуктов горения, то его корни, очевидно, следует искать в том комплексе представлений, который связан в народном сознании с картиной ада. В центре этого комплекса - представление о поджаривании чертями грешников на сковороде (это объясняет появление в обряде "зачерчивания" такой детали, как сковородник).
Использовали головню при "зачерчивании": "Да и ходили чертитца тожо, выслушают на льду-то на крестах. В Святки-то. Да тожо вот почертятца. Надо взять сковородник, или головёшка там жганая. Это тожо говорили што: "Черти чертитись, бесы беситись, там сатана, уходи от меня, покажись мне мой богосуженой"... Это ходят до двинадцати часов вот на ростаньях, крестовая дорога; по крестовой дороги. По крестовой дороге. Только штоб никто не слышал, не видел" (Арх. обл.); "[Чем проводят круг?] Проводят сковородником или вот головёшкой. Любым огарком, длинным-то вот. Чтобы черти в круг не зашли. Задумаешь на себя, как год проживёшь" (Арх. обл.).
При интерпретации лексем, идиом, фразеологизмов (черта, начертать, чертеж, «черты и резы»), стоит обратить внимание на весьма устойчивую связь: черт - береста.
«черт ли ему на бересте пишет»; «вертит пером, что черт хвостом»; «носится, как черт с письмом»; «как черт с полоху»; «носиться, как черт на ходулях»; «вертячий черт».
«вертеться, как береста» (скорость, с которой закручивается в трубочку при попадании в воду предварительно распаренная береста) -изворачиваться, юлить, хитрить;
«вертеться как береста (берёзка) на огне» (жить в постоянных заботах, хлопотах или очень быстро поменять форму, как горящая береста);
«как береста на огне» ( быть в постоянных заботах, в работе).
Сюда же, вероятно, можно подключить представления о том, что послание черту или лешему с просьбой о возвращении потерявшегося в лесу человека надо писать непременно на бересте. Возможно, эта связь появилась вследствие того, что рисунок на бересте воспринимался как загадочные «чертовы» письмена.
На Русском Севере для того, чтобы разыскать пропавшую скотину, предлагается пойти на перекресток дорог и бросить через плечо кусок бересты с какими-то закорючками - "письмо лешему" (Щепанская) или оставить кусок бересты с непонятными линиями в дупле старого дерева (Вологодская обл.).
Помимо того варианта, когда человек адресует черту берестяное послание, возможны следующие случаи:
а) черт пишет человеку письмо на бересте, „черт ли ему на бересте пишет!"(Снегирев);
б) человек переписывает имена чертей на бересте, сравниваем ситуацию сказки, когда солдат ловит чертей в доме, строит в шеренгу и, принеся их лесу две "берестины", "начинает на бересте писать, переписал всех чертенят", а потом "сделал им перекличку на своем бересте: Пердунов, Дристунов, Загибалов, Завивалов…" (Зеленин);
в) черт заключает с колдуном договор, который пишется кровью на берестяном пергаменте (Власова).
Человек оставляет на перекрестке или в дупле бересту, которая символически замещает адресата; здесь же и отправитель, и адресат оказываются "в кадре". Нельзя не вспомнить функции бересты как древнейшего бытового писчего материала "природность" бересты, ее яркая связь с лесом - локусом нечистой силы.
Арх. диал. слово «чертюга» (берестяной поплавок), опять же указывает место появления или происхождения черта, как существа и водной стихии.
«чертик»- в некоторых диалектах встречается обозначение слова плевок. Связь этих слов фиксируется довольно часто и устойчиво.
«чертова слюна» -пенистые образования на траве, появляющиеся обычно ранним утром.
«Черт за щеку прятал глину. Архангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть - образовались горы и озера»
«Бог землю гладку сделал, а черт наплевал. Как он плюнет, тут и гора вырастает»
Обычно черт толкает человека к пьянству «Иван пиво пьет, а черт со стороны челом бьет». Но они могут и поменяться ролями „солдат угощает черта, тот выпивает целый штоф водки, хмелеет, начинает плясать" (Афанасьев );
Черт носит пьяницу, после чего тот оказывается где-нибудь в Москве под мостом с обгорелой чуркой в руках;
Примеры вроде „зайцы пиво варят // черти пиво варят"( о тумане);
„зайцы портянки сушат // черти портянки сушат „ (о дожде при солнце);
„зайцы баню топят (заячья баня, заячий табак) // черти баню топят (чертова баня, чертов табак)" (о перезревшем грибе-дождевике).
В столь узнаваемых "чертовых" ситуациях вместо черта в кадре появляется его "дублер".
Как известно, субститутом черта, к примеру, является заяц, который в народных поверьях нередко наделяется демоническими свойствами (Гура).
Сравним сюжеты многочисленных быличек такого рода: „сестра потеряла в лесу брата, долго звала, а он выходит из лесу и говорит: Я с зайчиком играл да ягодки собирал"" (Черепанова); бросившийся под ноги и пойманный заяц становится все тяжелее и тяжелее, когда его несут к куреню, а когда его бросают, хохочет и убегает (Гура).
Баба помощница черта „куда черт не поспеет, туда бабу пошлет" (Даль). Его аналог- „от бабы утекай, как от черта". Чертиха- «злая баба". „Бабий язык - чертово помело" (Даль).
Чертовый "заместитель" (мужик сбрасывает злую жену в глубокую яму в лесу, затем решает ее вытащить и достает чертенка (Афанасьев). А также баба выполняет иные, весьма разнообразные роли в "чертовых" ситуациях (бабы из любопытства открывают рюкзак солдата и выпускают оттуда чертей; черт скачет на бабе; по совету бабы охотнику удается одурачить черта; писать черта с бабой (молоть чепуху).
Устойчиво прослеживается образ пары, жены черта Чертовки.
в Литинском уезде рассказывают про двух мужичков-музыкантов, как они попали на свадьбу к чертям. Музыканты шли ночью по большой дороге и повстречали много богатых экипажей, в которых сидели какие-то важные господа. Эти господа остановили музыкантов в пригласили их к себе на свадьбу играть. Договорились о плате, и музыканты согласились ехать. Во время свадебного вира одному музыканту случилось выйти на двор и тут он разговорился с кучером, начал его расспрашивать, что это за господа и кто на ком женится. Кучер ему и объяснил, что это не господа, а черти, а сам он попал к ним в кучера потону, что он утопленник; утопленники обречены на то, чтобы служить чертям. Тот же кучер посоветовал музыканту, когда он вернется назад в комнату, подойти к посудине, стоящей на окошке, обмакнуть в нее палец и этим пальцем потереть себе глаз. Только, говорит, не удивляйся тому, что увидишь, и не пугайся. Когда музыкант все это сделал, он увидал, что нет никакого дома и никаких господ, а что сидит он посреди болота и кругом него прыгают черти. По окончании пира музыкантам дали условленную плату. И в тот же миг все исчезло, а у музыкантов в руках вместо денег оказались черепки. Но у музыканта осталось волшебное свойство видеть чертей тем глазом, который он смочил волшебной водой. И вот однажды на базаре он увидал этим глазом того самого черта, у которого он играл на свадьбе. Музыкант сейчас же приступил к нему и стал требовать свою плату. Черт его завел в какой-то дом и там отдал деньги, но при этом нечистый полюбопытствовал узнать, каким манером музыкант признал его. Наивный мужик ему все и рассказал. Тогда черт ткнул его пальцем в тот глаз, и музыкант мгновенно окривел, а черт сгинул.
Устойчиво проявляемая в языке связь черт - угол (сравним в топонимии: «болото Чертоугольное - русалки там водились»; «Однажды один мужик мужичонку черного через реку Двиницу перевез, а тот подарил ему красные портянки и сказал: "Помни доброту черта"" (Вологодская обл.); Лес Чёртов Угол - "в Непретях Чертов Угол, всех обводит" (Ярославская обл.); Покос Чёртов Угол - "камней было полно" (Вологодская обл.); «около кругом, а к черту в угол» (Богданов); « люблю, как черта в углу» (Даль).
Связи в языке «черт- веревка».
„черт верёвкин"- бранное слово без особого смысла; «чёрт или верёвки" (бранное выражение): Сидит, и ничего не бает. Хоть бы слово вымолвил: черт или верёвки"; „мужик - Черт Иванович Веревкин" (Даль); „верёвочный черт"( обманщик, сумасброд).
Функционирование мотива встречается и в бытовой обрядности, когда обвязывание веревкой, тесемкой, шнурком и т.п. ножек стола используется как магическое средство для обнаружения пропавшей вещи, которая должна быть возвращена с помощью черта или беса (к нему обращаются с соответствующим призывом):
"[Не надо было, если что-то в доме потеряется, обвязывать ножки?] У стола. [Обвязывали что?] Ножки. [Чем?] Чем ... любой тесёмкой обвязывали, и всё... Все четыре. Кругом. ... [А если скотина в лесу потеряется?] Тоже, говорят, обвязывали. И даже человек когда теряется, тоже обвязывали... "Чёрт, чёрт, поиграй, да... ну, там, что потеряли, дак отдай", - это говорили" (Архангельская обл..).
Веревка становится орудием в руках чертей, которые либо связывает ею людей: „словно черт их верёвкой связал"-о тесной не всегда подходящей дружбе' (Михельсон II: 509),
„их сам черт лычком связал"; „словно черт их веревочкой связал" (Даль).
Либо друг друга: „черт черта на шею посади да ремушком привяжи"
Либо занимаются с ее помощью метрологической деятельностью (данный образ используется для обозначения неопределенно большого расстояния до объекта или его глубины: „черт мерял да верёвку вырвал (сорвал)"; „черт ходил да верёвку сорвал"; „черт мерял да верёвка сорвалась „ (о неизвестном расстоянии до удаленного объекта);
„черт мерял да верёвки не хватило" (об очень глубоком месте).
Возможны также модификации: „мерил километры черт с Тарасом. Веревка лопнула. Тарас сказал: "Давай свяжем!". А черт сказал: "Давай так скажем!" (о том, кто говорит наобум).
Веревки могут вить сами черти: к примеру, маленьким чертенятам, чтоб они не шалили, предлагается давать разные виды работ - в частности, вить веревки из песка (Черепанова).
В другой ситуации - веревку из песка вьет не черт, а Иван Медведка, который объявляет чертям: "Веревки вью; хочу озеро морщить да вас, чертей, корчить - затем, что в наших омутах живете, а руги не платите" (Афанасьев).
При повторении этого мотива веревка может быть как свитой из песка, так и реальной; в любом случае с ее помощью герой пугает чертей тем, что вытащит их из водоема.
Модификация данного сюжетного хода, а также причастность чертей к стихии земли встречается в сказке о том, как мужик, сбросивший злую жену в глубокую яму, "начал собирать обрывки да веревки, от лаптей оборки, связал все вместе", а вместо бабы вытащил чертенка. Использование веревки для поимки чертей указывает на апотропейные функции этого предмета, который, по представлениям славян, помогает обезвредить нечистую силу; обведение водоема веревкой - один из старинных способов колдовства, "подчиняющий" себе воду (Власова)
Мотив веревки оказывается тесным образом связанным с мотивом плетения. Занятие черта плетением: «на него лапти черт по три года плел» (не мог угодить);
«чертов плетень, чертова пряжа» (мох на елке).
Либо то, как черт помогает этому процессу «ему черт лыки дерет, а он лапти плетет» (Даль). Либо любовь черта к "продуктам плетения" - в первую очередь, лаптям «обуть кого-нибудь в чёртовы лапти» - ловко обмануть; «черт лапотки стоптал, пакаль эту парочку собрал».
Наконец, следует учесть, что "текст черта" имеет выраженную антропологическую ориентацию: представления о самом черте неотделимы от представлений о способах защиты от него.
«Чертенята» два бруска, связывающие поперек перо руля. После поворота лоцман кричит: очисти чертенят!,т.е. распутай бакштов, который цепляется за руль" (Даль).
Черт выступает преимущественно как непосредственный субъект действия.
Например, сказки о черте, нанявшемся в работники горшечнику (Афанасьев),
кузнецу, мужику, который с его помощью обогатился (Зеленин),
проигравший герою в состязании чертенок должен, помимо денежного откупа, прослужить у него год в батраках (Афанасьев );
в глубокой яме, куда провалилась злая баба, сидят черти и лепят горшки (Афанасьев). Варианты, в которых черт выступает в функции "посредника", т.е. заставляет работать человека, встречаются в сказках намного реже, они фрагментарны и менее разнообразны: «на покойном короле-грешнике черти на том свете возят дрова»; «опойца становится рабочей клячей у черта» (Афанасьев).
В севернорусских легендах мотив представлен рассказами о "маленьких" (чертенятах), которые могут находиться в услужении у человека, и их следует занимать работой: "Про одну говорили, что у ей маленькие были. Покажутся в красных шапках торчками… Делать-то все помогают"; "у ворожей есь маленькие… Им работу дают, какую хошь. Кидают работу, чтоб больше была. А не дашь работу, он тебя затерющат, жива не будешь" (Черепанова).
«Где черт не пахал, там сеять не станет»;
« Пей воду, как гусь, ешь хлеб, как свинья, работай черт, а не я «(Ванька Каин) (Даль);
«Черт дал работу, а Бог отдых»;
«на роже черти горох молотили» 'шадровитый' (Балов);
«чертоломить» выполнять тяжелую физическую работу;
чырт: «Надо бы работника нанять, чырта» ;
Интересен в этом отношении, например, присутствующий в сказках прием гиперболизации - акцент на масштабности осуществляемых чертом работ, большом объеме (нередко называются цифры) исходного и конечного продукта: черт, нанявшийся к горшечнику, требует себе сразу 40 возов глины, 10 сажен дров и, призвав на помощь "видимо-невидимо" чертенят, за три ночи изготавливает 40 тысяч горшков (Афанасьев);
по приказу солдата три черта набирают в лесу 300 пудов смолы, тащат из пекла самый большой котел на 40 бочек (Афанасьев);
в качестве откупа солдату черти наполняют 12 подвод золотом: "чертенок побежал в озеро, и пошла у нечистых работа: кто мешок тащит, кто два…" (Афанасьев).
Знающийся с "шишками" человек посылает их в лес считать хвою;
«чертенят, чтобы не шалили, следует заставлять собирать рассыпанное по двору льняное семя, считать пеньки в лесу» (Черепанова);
«чертомелить» (работать очень много, напряженно, изо всех сил, но без справедливого вознаграждения за труд);
« чертопрудничать» выполнять напрасно тяжелую работу.
Согласно поверьям ряда районов России, «свой черт» (как и ангел-хранитель) дается человеку при рождении и постоянно пребывает за его левым плечом.
А теперь хотелось бы еще раз вернуться к внешнему облику Черта.
Иногда язык, сопрягая образы черта, пальцев и пяток, отмечает какие-то связанные с последними аномалии -«анчутка беспалый», «хромой черт», «анчутка беспятый»...
На уровне обряда отмечается, к примеру, практика имитации хромоты при осуществлении "зачерчивания" (Архангельская обл.)
В фольклорном коде фиксируется объяснение отсутствия у черта пятки (из-за чего он хромает), согласно которому «пятку откусили собаки, натравленные на черта Богом»; «откусил волк»; «отшибло дверью» (Зеленин);
Причины отсутствия пальца (пальцев) у черта объясняет предание, рассказанное в связи с сочетанием «чёртов палец» (окаменелость в виде пальца, которую простолюдины скоблят и употребляют как лекарство): "черти в полночь бьются между собой на кулачиках и теряют пальцы". Тема повреждения пальцев черта затрагивается и в сказках: они «защемляются солдатом в тисках или в перекладине» (при обучении игре на скрипке) (Афанасьев).
Эти субъектно-объектные отношения могут подвергаться инверсии - есть тексты, где, наоборот, черт грозит повредить пальцы человека: "Однажды Бог спорил с чертом. Черт говорил: "Я палец перегрызу у человека". А Бог сказал: "Я создам такую траву, которая может вылечить эту болезнь". И создал ее..."(растения чертогрыз 'сивец луговой' ).
Тему богатств черта, связанных с ними народных представлений, затронем в следующей части нашего повествования.
Ну и наконец, на мой взгляд самые важные ключевые моменты.
Кто же есть, эти удивительные столь противоречивые существа. Откуда явились, почему столь различно относятся к людям, почему каждый человек имеет власть над ними на земле, отчего им не чужды стихии земные и небесные. Как выясняется, Черти достаточно грамотны, знают время и времена года, им не чужды черты человеческого характера, вполне себе семейные креатуры, непоседливость, труд, занятость- их неотъемлемая характеристика. Имеют свое жилище свой «угол». Ничто мирское им не чуждо. Они пьет, и гуляют на своих свадьбах, танцуют и играют, и работают в поте лица своего по просьбе ли, по приказу ли, либо потому что суть их не сидеть на одном месте!
Черт большой шутник, проказник и озорник -вполне себе человеческая черта характера. Даже одет в одежду, которую носят люди. Вот только с внешностью мягко сказать не повезло.
Как давно вы смотрели на звездное небо?
Допускаете ли вы момент, что сущность черта можно проследить именно там?
1. "молния есть сияние огня, сущего вверху на ТВЕРДИ
( как мы знаем по преданиям, есть твердь земная и небесная);
2. «черти появились ночью в грязной избе и "уголье в муцьку измяли"
( Замечательно! В темной избе из черного твердого сотворили белое, рассыпчатое и, скорее всего по безалаберности своей пыль рассыпали- ничего не напоминает? путь мучной, млечный...);
3. „Само название "лукавый" двоедушный человек, тот, кто идет к цели кривыми путями, а может быть все-таки ногами?)

3. "черти в кулачки (еще) не били” – очень рано, перед рассветом ( да! и Солнце еще не осветило небесную твердь);

Хотелось бы сказать несколько слов о созвездии Близнецов. Дело в том, что в короткие летние ночи бывают несколько дней, когда можно увидеть восходящий утром Кастор, в то время как Поллукс находится под горизонтом. В то же самое время, вечером, низко над горизонтом, на северо-западе можно увидеть Поллукс, когда Кастор уже исчез под горизонтом вместе с Солнцем. Компоненты этой близкой пары звёзд несколько дней видны по отдельности, утром и вечером. Эта особенность была отмечена в античных легендах.
4. «Черти живут в разных местах, как-то: в домах, лесах, водах, овинах, банях и гумнах; называются они лесовиками, домовиками, банниками и овинниками» (Смол.)
Наши предки жили по законам соответствия, соответственно селили непосед- чертей, наблюдая и за звездным небом.
Восток- ветер, вихрь. Юг- огонь, пекло. Запад- вода, омут. Север-земля, яма.
5. «Многие не знают различия между лешими и чертями вообще» (Волог.); ЕЩЕ актуально!
6. «Водяной с рогами и хвостом, похож на черта» (Орл.) ( а ведь и вправду похож, да и не особо далеко от него уплыл, на то как еще отображается Орф, созвездие кита на звездных картах, можно посмотреть в сети );

8. «Чертовка сказала ей, чтобы она за труды не брала денег, а брала бы кирпич и угли."
«А то явится чертовка и подменит ребенка, положив вместо него своего чертеныша» (Проскуровский уезд). ( Интересно, а можно ли назвать Венеру «чертовка»( червона.....?! Новорожденый месяц -чуркой))

О! какая цыферка выходит напоследок, 9 волна- шквал и разрушение символ ее!!!
9. „О черте говорили «враг» и согласитесь, враг не отличается благородностью навязывая свои порядки.
«Пусти черта в дом – не вышибешь лбом» [Даль, 1882]
Но это уже совсем иная история.
NEW 08.01.14 06:59
в ответ вертляна 07.01.14 22:37
Щас читаю как раз один мистический боевичок... а в нем продолжение истории за Медею Колхидскую... выдрал этот кусок из сюжета...
Медея была жрицей богини Луны Гекаты. Кроме того, она была дочерью местного царя. Про ее жизнь до прибытия в Колхиду аргонавтов известно очень мало. Судя по всему, ей смертельно надоела эта забытая богами провинция — иначе трудно объяснить, почему она с такой легкостью стала помогать пришельцам.
— Дальнейшие события показывают, что Медее понадобился благовидный предлог, чтобы сбежать из Колхиды. Внезапно вспыхнувшее чувство к красавцу-греку оказалось как нельзя более кстати. Но я уверена, что в действительности Медея просто использовала Ясона. Впрочем, слушайте дальше.
— Как известно, Золотое Руно было величайшим сокровищем Колхиды. Наивные греки верили, что речь действительно идет о чудесном баране, которого колхам послали боги, а наши ученые поспешили объяснить этот миф тем, что жители Кавказа якобы намывали золото, опустив в ручей баранью шкуру. Попробовали бы они сами так намывать золото!
Итак, вернемся к Руну. Оно тесно связано с небом и небесными телами — в данном случае, с созвездием Овна. Для понимающего человека это ясный знак — то, что греки называли Руном, упало когда-то с неба. Еще более забавно, что в ранних версиях мифа фигурировал вовсе не баран, а человек по имени Крий. Колхи содрали с него кожу, позолотили ее и повесили в святилище Гекаты.
— И что же все это должно означать? — спросил Раттенхубер.
— Довольно странно слышать такой вопрос от детектива. Например, можно вообразить себе некоего межзвездного путешественника, прибывшего на Землю в специальном защитном костюме золотистого цвета. После его смерти дикари снимают с него костюм и вешают на ветвях священного дуба. Чем вам не Руно?
— Я знал одного человека, — сказал Раттенхубер, — его звали Вендерс. Он утверждал, что принимает телепатические сигналы с Марса, где живут невысокого роста человечки с зеленой кожей. Он выступал с лекциями в Мекленбурге и пользовался большой популярностью. Потом он затеял сбор средств для постройки телескопа, в который можно было бы разглядеть марсианские города и прочие диковины. Собрал двенадцать тысяч марок и был таков. Позже его арестовали в Гамбурге как брачного афериста.
— На что вы намекаете? — нахмурилась фон Белов.
— Когда я слышу про звездных пришельцев, сразу вспоминаю этого Вендерса, только и всего.
— Это говорит лишь об ограниченности вашего кругозора, дорогой оберфюрер. Вы ничего не слышали про плато Наска в Перу?
— Представьте, нет. Там тоже побывали зеленые человечки?
— Весьма вероятно, но об этом как-нибудь в другой раз. Так вот, Медея была не только жрицей Гекаты, но и хранительницей Руна. Однако когда в Колхиду прибыли аргонавты, она, не задумываясь, согласилась помочь им стянуть сокровище. Святилище, согласно легенде, охранял дракон. Медея нейтрализовала чудовище, опоив его сонным снадобьем, после чего Ясон зарезал дракона, забрал Руно и поспешил убраться из Колхиды. Медея, естественно, последовала за ним. С собой она взяла своего маленького брата Апсирта. Колхи снарядили погоню. Когда их корабли были уже совсем близко, Медея разрезала брата на кусочки и разбросала их по морю. Ее отцу пришлось остановить корабли, чтобы собрать останки Апсирта для захоронения. Так Медея помогла аргонавтам ускользнуть от погони.
— Изобретательная дамочка, — сказал Раттенхубер. — В 1932 году в Киле был похожий случай. Хозяйка мясной лавки зарезала своего сожителя, искромсала его на куски и скормила собакам…
— Иоганн, — в голосе Марии фон Белов был лед, — если вы не прекратите комментировать мой рассказ примерами из вашей полицейской практики, я, пожалуй, займусь более важными делами.
— Нет-нет, продолжайте, пожалуйста! — усмехнулся оберфюрер. — Чрезвычайно занимательная история.
— Погодите, это еще только начало! Дальше было еще интереснее. Аргонавты вернулись на родину, где правил дядя Ясона, Пелий. У Ясона с Пелием были старые счеты — тот убил его отца и брата. Но просто так до Пелия было не добраться — он окружил себя надежной охраной. Кстати, Иоганн, вам, как профессионалу, это должно быть интересно. Медея придумала хитрый план. Она завязала дружбу с дочерьми царя — девицами чрезвычайно наивными — и под большим секретом рассказала им, что владеет искусством омоложения. Для большей убедительности она взяла старого барана, разрубила его на куски…
— Как покойного братца, — вставил Раттенхубер.
— Ну да. Только потом она бросила эти куски в котел с кипящим колдовским зельем и вынула оттуда живехонького ягненка.
— Фокус, — сказал Раттенхубер.
— Я тоже так думаю, — кивнула фон Белов. — Но на дочек Пелия он произвел большое впечатление. Они решили сделать папочке сюрприз и омолодить его. Вот только когда они побросали разрезанного Пелия в котел, Медея внезапно отказалась его воскрешать. Ясон был отомщен, но ему с Медеей пришлось бежать из города.
— Они еще легко отделались, — заметил Иоганн.
— Ну, Ясон все-таки был национальным героем. В Коринфе, где их приняли с почетом, Медея некоторое время вела тихую семейную жизнь. Она даже родила Ясону двоих сыновей. Но эта идиллия быстро закончилась. Медея наскучила Ясону, и он решил взять в жены дочь коринфского царя Главку. Месть отвергнутой Медеи была страшна: она пропитала ядом красивую одежду и послала ее сопернице в качестве свадебного дара. Когда Главка надела платье, оно вспыхнуло, как просмоленный факел. Вместе с Главкой погиб и царь Коринфа. Но Медее этого было мало — ей хотелось нанести изменнику такой удар, от которого он бы уже никогда не оправился.
— Вы же говорили, что ее чувства к Ясону были неискренними?
— Это совершенно неважно. Ясон оскорбил ее, и его нужно было наказать. Медея убила своих детей на глазах у мужа — напомню, это были мальчики, то есть наследники героя. А затем, прежде чем Ясон успел остановить ее, скрылась с места преступления на колеснице, посланной ее покровительницей Гекатой. Расчет Медеи оказался верен — убийство детей подкосило Ясона. По одной версии, он повесился на оливе, по другой — скитался бесцельно по Элладе, пока не нашел смерть под обломками своего старого корабля «Арго». В любом случае, с героем Ясоном было покончено.
— Типичная женская мстительность, — не утерпел Иоганн.
— Ну, нельзя отрицать, что Медея действовала с размахом. Отомстив неверному мужу, она отправилась в Афины, где вышла замуж за местного царя. Там она попыталась отравить сына царя, Тесея, но была изобличена. Ей снова пришлось бежать, и на этот раз она вернулась на свою родину, в Колхиду.
— Не побоялась, что ей припомнят убийство брата? — спросил заинтересовавшийся рассказом Йонс.
— Скорее, надеялась на счастливый случай. И, надо сказать, Медее крупно повезло: ее отец, который, возможно, захотел бы покарать ее за смерть Апсирта, был убит своим родственником по имени Перс. Медея, не долго думая, возглавила борьбу против узурпатора и прикончила его своими руками.
— Это уже седьмое по счету убийство, — заметил Раттенхубер. — Не считая покушения на Тесея в Афинах.
— Совершенно верно, — кивнула Мария. — Вы наблюдательны, оберфюрер. Интересно, что все эти преступления остались совершенно безнаказанными: напротив, боги отправили Медею на Острова Блаженных, где она вышла замуж за величайшего из героев Ахилла и обрела бессмертие.
Конец цитаты...
Медея была жрицей богини Луны Гекаты. Кроме того, она была дочерью местного царя. Про ее жизнь до прибытия в Колхиду аргонавтов известно очень мало. Судя по всему, ей смертельно надоела эта забытая богами провинция — иначе трудно объяснить, почему она с такой легкостью стала помогать пришельцам.
— Дальнейшие события показывают, что Медее понадобился благовидный предлог, чтобы сбежать из Колхиды. Внезапно вспыхнувшее чувство к красавцу-греку оказалось как нельзя более кстати. Но я уверена, что в действительности Медея просто использовала Ясона. Впрочем, слушайте дальше.
— Как известно, Золотое Руно было величайшим сокровищем Колхиды. Наивные греки верили, что речь действительно идет о чудесном баране, которого колхам послали боги, а наши ученые поспешили объяснить этот миф тем, что жители Кавказа якобы намывали золото, опустив в ручей баранью шкуру. Попробовали бы они сами так намывать золото!
Итак, вернемся к Руну. Оно тесно связано с небом и небесными телами — в данном случае, с созвездием Овна. Для понимающего человека это ясный знак — то, что греки называли Руном, упало когда-то с неба. Еще более забавно, что в ранних версиях мифа фигурировал вовсе не баран, а человек по имени Крий. Колхи содрали с него кожу, позолотили ее и повесили в святилище Гекаты.
— И что же все это должно означать? — спросил Раттенхубер.
— Довольно странно слышать такой вопрос от детектива. Например, можно вообразить себе некоего межзвездного путешественника, прибывшего на Землю в специальном защитном костюме золотистого цвета. После его смерти дикари снимают с него костюм и вешают на ветвях священного дуба. Чем вам не Руно?
— Я знал одного человека, — сказал Раттенхубер, — его звали Вендерс. Он утверждал, что принимает телепатические сигналы с Марса, где живут невысокого роста человечки с зеленой кожей. Он выступал с лекциями в Мекленбурге и пользовался большой популярностью. Потом он затеял сбор средств для постройки телескопа, в который можно было бы разглядеть марсианские города и прочие диковины. Собрал двенадцать тысяч марок и был таков. Позже его арестовали в Гамбурге как брачного афериста.
— На что вы намекаете? — нахмурилась фон Белов.
— Когда я слышу про звездных пришельцев, сразу вспоминаю этого Вендерса, только и всего.
— Это говорит лишь об ограниченности вашего кругозора, дорогой оберфюрер. Вы ничего не слышали про плато Наска в Перу?
— Представьте, нет. Там тоже побывали зеленые человечки?
— Весьма вероятно, но об этом как-нибудь в другой раз. Так вот, Медея была не только жрицей Гекаты, но и хранительницей Руна. Однако когда в Колхиду прибыли аргонавты, она, не задумываясь, согласилась помочь им стянуть сокровище. Святилище, согласно легенде, охранял дракон. Медея нейтрализовала чудовище, опоив его сонным снадобьем, после чего Ясон зарезал дракона, забрал Руно и поспешил убраться из Колхиды. Медея, естественно, последовала за ним. С собой она взяла своего маленького брата Апсирта. Колхи снарядили погоню. Когда их корабли были уже совсем близко, Медея разрезала брата на кусочки и разбросала их по морю. Ее отцу пришлось остановить корабли, чтобы собрать останки Апсирта для захоронения. Так Медея помогла аргонавтам ускользнуть от погони.
— Изобретательная дамочка, — сказал Раттенхубер. — В 1932 году в Киле был похожий случай. Хозяйка мясной лавки зарезала своего сожителя, искромсала его на куски и скормила собакам…
— Иоганн, — в голосе Марии фон Белов был лед, — если вы не прекратите комментировать мой рассказ примерами из вашей полицейской практики, я, пожалуй, займусь более важными делами.
— Нет-нет, продолжайте, пожалуйста! — усмехнулся оберфюрер. — Чрезвычайно занимательная история.
— Погодите, это еще только начало! Дальше было еще интереснее. Аргонавты вернулись на родину, где правил дядя Ясона, Пелий. У Ясона с Пелием были старые счеты — тот убил его отца и брата. Но просто так до Пелия было не добраться — он окружил себя надежной охраной. Кстати, Иоганн, вам, как профессионалу, это должно быть интересно. Медея придумала хитрый план. Она завязала дружбу с дочерьми царя — девицами чрезвычайно наивными — и под большим секретом рассказала им, что владеет искусством омоложения. Для большей убедительности она взяла старого барана, разрубила его на куски…
— Как покойного братца, — вставил Раттенхубер.
— Ну да. Только потом она бросила эти куски в котел с кипящим колдовским зельем и вынула оттуда живехонького ягненка.
— Фокус, — сказал Раттенхубер.
— Я тоже так думаю, — кивнула фон Белов. — Но на дочек Пелия он произвел большое впечатление. Они решили сделать папочке сюрприз и омолодить его. Вот только когда они побросали разрезанного Пелия в котел, Медея внезапно отказалась его воскрешать. Ясон был отомщен, но ему с Медеей пришлось бежать из города.
— Они еще легко отделались, — заметил Иоганн.
— Ну, Ясон все-таки был национальным героем. В Коринфе, где их приняли с почетом, Медея некоторое время вела тихую семейную жизнь. Она даже родила Ясону двоих сыновей. Но эта идиллия быстро закончилась. Медея наскучила Ясону, и он решил взять в жены дочь коринфского царя Главку. Месть отвергнутой Медеи была страшна: она пропитала ядом красивую одежду и послала ее сопернице в качестве свадебного дара. Когда Главка надела платье, оно вспыхнуло, как просмоленный факел. Вместе с Главкой погиб и царь Коринфа. Но Медее этого было мало — ей хотелось нанести изменнику такой удар, от которого он бы уже никогда не оправился.
— Вы же говорили, что ее чувства к Ясону были неискренними?
— Это совершенно неважно. Ясон оскорбил ее, и его нужно было наказать. Медея убила своих детей на глазах у мужа — напомню, это были мальчики, то есть наследники героя. А затем, прежде чем Ясон успел остановить ее, скрылась с места преступления на колеснице, посланной ее покровительницей Гекатой. Расчет Медеи оказался верен — убийство детей подкосило Ясона. По одной версии, он повесился на оливе, по другой — скитался бесцельно по Элладе, пока не нашел смерть под обломками своего старого корабля «Арго». В любом случае, с героем Ясоном было покончено.
— Типичная женская мстительность, — не утерпел Иоганн.
— Ну, нельзя отрицать, что Медея действовала с размахом. Отомстив неверному мужу, она отправилась в Афины, где вышла замуж за местного царя. Там она попыталась отравить сына царя, Тесея, но была изобличена. Ей снова пришлось бежать, и на этот раз она вернулась на свою родину, в Колхиду.
— Не побоялась, что ей припомнят убийство брата? — спросил заинтересовавшийся рассказом Йонс.
— Скорее, надеялась на счастливый случай. И, надо сказать, Медее крупно повезло: ее отец, который, возможно, захотел бы покарать ее за смерть Апсирта, был убит своим родственником по имени Перс. Медея, не долго думая, возглавила борьбу против узурпатора и прикончила его своими руками.
— Это уже седьмое по счету убийство, — заметил Раттенхубер. — Не считая покушения на Тесея в Афинах.
— Совершенно верно, — кивнула Мария. — Вы наблюдательны, оберфюрер. Интересно, что все эти преступления остались совершенно безнаказанными: напротив, боги отправили Медею на Острова Блаженных, где она вышла замуж за величайшего из героев Ахилла и обрела бессмертие.
Конец цитаты...
ИМХО.
08.01.14 08:10
Что интересно в древнегреческой мифологии - нет ни одного героя, который бы не упорол какие-то косяки. Даже Геракл. То он по пьяне друга прибил ( спутал с кем-то ), то ещё что-то...Я уж про богов не говорю. У тех моральные категории и нравственные ориентиры с категорическим императивом отсутствуют напрочь. А вот когда читал про аргонавтов, был возмущён тем, что командир экспедиции в бригаде таких отборных орлов какой-то Ясон. Ну, он же вообще никакой. Тем более по сравнению с любым из своей команды. Единственная его "заслуга" - с помощью Афродиты охмурил Медею, которая всё и провернула. А та была жрицей Гекаты. Вот интересный момент. И страны, вроде, разные, но колдовской культ богини, воплощающей женское начало, настолько был силён, что даже
олимпийские боги не лезли...Как Кали в Индии или Мара у славян...http://www.hellados.ru/texts/hecate.php


NEW 08.01.14 09:10
Не уверен, но вероятно пересказ истории Медеи в этой книжке взято не с потолка, а таки у Гомера... просто полную биографию этой... международной авантюристки
... не принято отражать в популярных вариантах красивой легенды об руне...
Еще говорят Шлимман отыскал золотишко Трои тоже исключительно благодаря текстам из Гомера...
А теперь возвращаясь к нашему спору, Рома...
Гомер... согласно википедии - это восьмой или двенадцатый век до нашей эры... и скотри-ка... тексты Гомера сохранились и имеются в наличии... и нихто его истории не подтирал вроде, а?...
А где ж тексты древних славян хотя бы десятого века нашей эры?...
Чё, может Фоменко перенесёт Гомера куда-нить во времени?... Или всё-таки признаем отставание?...
в ответ НикНикыЧ 08.01.14 08:23
В ответ на:
Кстати, в мифах и легендах, оказывается, гораздо больше объективной информации
Кстати, в мифах и легендах, оказывается, гораздо больше объективной информации
Не уверен, но вероятно пересказ истории Медеи в этой книжке взято не с потолка, а таки у Гомера... просто полную биографию этой... международной авантюристки
Еще говорят Шлимман отыскал золотишко Трои тоже исключительно благодаря текстам из Гомера...
А теперь возвращаясь к нашему спору, Рома...
Гомер... согласно википедии - это восьмой или двенадцатый век до нашей эры... и скотри-ка... тексты Гомера сохранились и имеются в наличии... и нихто его истории не подтирал вроде, а?...
А где ж тексты древних славян хотя бы десятого века нашей эры?...
Чё, может Фоменко перенесёт Гомера куда-нить во времени?... Или всё-таки признаем отставание?...
ИМХО.

