Великий Пост.
Первая подготовительная седмица к Великому посту
Святая Православная Церковь как чадолюбивая мать не сразу вводит нас на поприще Поста, зная, что без должной подготовки человек может приуныть и ослабеть в любом, даже благом, деле. Поэтому перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, которые постепенно приуготовляют душу человека к подвигу. Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного. Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подговительные седмицы поет на воскресных утренях, начиная с Недели (Воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В подговительные седмицы, на воскресной всенощной после полиелея, Церковь оплакивает духовный плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» - положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» - лежит притча о блудном сыне. В основе третьей - «Множество содеянных мною лютых» - предсказание Спасителя о Страшном Суде.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.
И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице,
студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою
провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого Воскресения Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.
Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).
Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.
Пролог в поучениях на каждый день года
Месяц Февраль. 21-й день
Воздержание чудеса творит
(Преп. отца нашего Тимофея, иже в Символех. Прол. Февр. 21)
Воздержание чудеса творит. Так, в житии преподобного отца нашего Тимофея, иже в Символех, пишется: что он через воздержание волны страстей укротил, сделался бесстрастным, явился приятелищем Святого Духа; девственником сохранился душою и телом. Дар чудотворений принял, бесы от человеков прогнал и всякий недуг уврачевал. Такие-то чудеса сотворило воздержание для Тимофея и такую то великую пользу принесло ему. Но тут, как-то невольно, является вопрос: так что же? Неужели же воздержание принесло великую пользу одному Тимофею? А другим? Что ответить на это?
В книге «Нетленная
пища» пишется, между прочим, следующее: воздержание умилостивляет Бога и грех заглаживает. Придите ныне, мужья Ниневитстии, поведайте, что вас избавило от предстоявшей вам погибели? Не воздержание ли? Приступите, мужья Иудины со Иосафатом, царем вашим, поведайте, что вас освободило от неприятелей ваших и умилостивило разгневанного Бога? Воистину воздержание. Так, Есфирь, дабы избавить от смерти, исходатайствованной Аманом, род свой, воздерживалась три дня, как пишется: «и Есфирь царица притече ко Господу в подвиге смерти обдержима, и снемши ризы славы своея, облечеся в ризы тесноты и плача, и вместо многоценных мастей и благовонных, пепелом и гноем посыпа главу свою, и плоть свою смири зело, и кождо тесто украшения веселия своего исполни растерзанными власы своими» (Есф. 4:37).
Далее, еще один муж о воздержании
говорит: «Воздержание делает человека умеренным, бережливым, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Сия добродетель, если обитает в душе, то укрощает похоти, умеряет страсти, святые желания умножает, порочные наказует, все внутри нас испорченное в порядок приводит, развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает» («Нетл. пища», стр. 234 и 235).
Итак, как видите, не одному преподобному Тимофею принесло великую пользу воздержание, но приносило и приносит другим. Поэтому и будем держаться этой добродетели и преимущественно воздержания духовного, ибо телесное воздержание без духовного ничто. Будем воздерживаться от гордости, от зависти, от ненависти, убивающих всякую награду и за воздержание телесное. Так, блаженный Иероним говорит: «Какая польза истощать тело воздержанием, когда дух гордостью распаляется? (посл.
14). Какую похвалу получим за бледность от поста, когда мы бледнеем от зависти? Какая добродетель не пить вина, а гневом и ненавистью упиваться? Так, братие, одно воздержание телесное без внутреннего, духовного, повторяем, ничто и никакой пользы нам не принесет.
Поэтому, братие, воздерживаясь телесно, воздержимся наипаче духовно: изгоним из ума скверные помыслы, из сердца дурные желания, гордость, зависть, гнев и всякую нечистоту. Вот это и будет воздержание истинное, богоугодное, а следовательно, и для нас спасительное. Аминь.
| |||||||||
О посте
Сам Спаситель повелевает нам поститься. Каждый пост в Св. Писании тесно связан с Самим Богом. Каждый пост народный выражал сокрушение о грехе, удалившем от Бога, и вновь призывал к Нему Не будем возражать, как многие, что Моисей и Илия были люди необыкновенные, совсем не подобные нам, и что-то, что они совершили, нам недоступно. Хоть мы и не святые, как они, и нам не назначено особое служение, но призыв к встрече с Богом, к общению с Ним, к послушанию Ему обращен ко всем нам Иисусом Христом. «Бог возлюбил мир» – не только некоторых, а весь мир, и этот мир – мы. Печать смерти и жертвы Христа лежит на всех нас без исключения, «ибо у Бога нет лицеприятия». И это наше единое и общее право. Христос умер, чтобы сделать нас участниками Своего Царства и славы. Он поделился с нами и Отцом Своим, сказав: «К Отцу Моему и Отцу вашему». И этим призывом к Отцу Он открыл доступ и путь к Нему. Пост и молитвы, тесно связанные между собою, как бы дополняющие друг друга, помогают нам и поддерживают нас на этом пути. Глубоки наши раны, упорны наши нравственные недуги, неотступны наши искушения – будем упорны и мы в постоянной борьбе с тем родом, который «изгоняется только молитвою и постом». | |||||||||
Всем желаю душеспасительного и радостного поста!
Впереди Пасха!
ВЕЛИКИЙ ПОСТ В НАШЕ ВРЕМЯ
Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии«Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Для чего установлен Великий пост? Чтобы очистить воздержанием и молитвой человеческую душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху в большей степени, чем во все прочие праздники.
Что мешает человеку принимать эту радость? Загрязненность души грехами, порабощенность земными попечениями и всевозможная ее искривленность. Вот от этого-то пост и излечивает.
Всегда во все времена нужен был пост. Во все времена диавольская сила порабощала себе человека, угождая его плоти и воюя на дух. Но никогда еще диавольской силе не удавалось такое полное овладение человеком, как в наши времена.
Еще никогда не был человек так силен в материальном мире, как теперь, своими знаниями, своим гордым техническим разумом, своими механическими достижениями, никогда еще природа и весь внешний мир с его стихиями не повиновались так полно и всесторонне человеку, как теперь. И никогда еще человек не был так мизерно слаб, так внутренне опустошен, как теперь.
Где причина этого? Причин много, но одной из главных причин является неверная иерархия ценностей, перестановка сил в самом человеке, происшедшая уже давно в передовой части человечества, но дающая окончательные свои зловещие плоды только теперь.
Эта гибельная перестановка ценностей заключается в том, что люди стали вместо служения духу служить плоти и похотям. А служение похотям тела явилось источником того умножения беззаконий, из-за которого, как предсказывал Христос, охладела любовь в людях. Люди катастрофически перестали уметь любить. Вспомним, например, известные нам из истории примеры любви и преданности людей своим вождям и друг другу в древности и сравним с атомической рассыпанностью людских отношений теперь. Потерявши способность к любви и преданности, люди потеряли внутреннюю силу, творческий внутренний цемент и стимул и стали игрушкой своих страстей и всевозможных злых сил. Не имея отпора, злые силы вошли в человечество и овладели им.
Самой страшной, самой огненной злой силой является сила, которая под прикрытием проповеди материализма и служения только телу покоряет и телесные и душевные силы людей, оказавшихся ею порабощенными, и бросает их на борьбу против Бога и всего доброго в мире. В этой силе сатанинский лик уже ничем не прикрыт.
Но, быть может, еще более грозным признаком крайности разложения современного человеческого духа является то, что в мире, не порабощенном непосредственно этой сатанинской силой, она во многих возбуждает не ужас и отвращение, а сочувствие и вольное ей подчинение.
Продавши свое первородство телу и тем растлившийся, человеческий дух не может долго оставаться в таком неопределенном положении и быстро сменяет свою подчиненность плоти на порабощение духу зла. На наших глазах по всему миру происходит страшный процесс сатанизации людей.
Что можем противопоставить этому ужасу, грядущему на Вселенную, мы — крохотное стадо Христово, люди, желающие быть с Христом до конца? Гигантскому всплеску силы зла мы можем противопоставить только силу Христову. Но чтобы ее сделать действенной в нас, надо нам во всем, и в большом и в малом, быть до конца верными Ему.
Вот для проверки нашей верности Господу очень ценен институт поста. Благодаря ему теоретическое исповедание своей принадлежности к Церкви Христовой проходит в самую толщу повседневной жизни. У себя дома, за своим обеденным столом исповедует человек свою принадлежность к Православной Церкви, если он не по предписаниям врача, не по соображениям экономии, а по предписаниям Церкви воздерживается от того, что вожделенно его телу, но что воспрещает ему его дух, сохраняющий свое царственное положение в отношении тела и подчиняющийся велениям Церкви.
Постом же мы боремся с сатанинской силой, стремящейся завладеть человеческой душой в том самом пункте, откуда всегда начиналось соблазнение людей сатаной. И в раю первый отвлек он людей и современное человечество от Бога приманкой угождения плоти. И недаром Христос Спаситель сказал, что бесовская сила побеждается только молитвою и постом.
Постом очищается человеческий дух, пробуждается, восстанавливает свою царственную власть над телом и приготовляется к встрече сияющей радости Пасхи. А на Пасху имеет христианин возможность проверить, насколько исцелился его дух, насколько стал он способным принимать небесную радость, насколько не чужд он Божиего Царства.
Причастность Божиему Царству есть источник непобедимой силы и душевного здоровья, которого не смогут лишить приобретших его никакие злые силы мира. Дух человека сотворен Творцом не для служения телу и внешнему миру, а для наследования вечного Царства, того самого, которое в малом отблеске приоткрывается в пасхальной радости, а к
принятию ее и готовит нас Великий пост.
16 февраля 2007 г.
Кроме воздержания от пищи, есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред.
Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения (о них), когда не будем пользоваться врачевством поста.
Святитель Иоанн Златоуст
Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту.
Преподобный Ефрем Сирин
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай
О страстях Спасителя и Страстной седмице- Страстная неделя: самое главное
- Преподобный Ефрем Сирин. Гомилия о страстях Спасителя
- Митрополит Лимасольский Афанасий. Смысл Страстей и Воскресения
- Протоиерей Андрей Ткачев. «Концентрированное Евангелие»: беседа о Страстной седмице
- Игумен Нектарий (Морозов). Просто потому, что Он позвал
- Иеромонах Ириней (Пиковский). 24 лекция. Страстная седмица: от Входа Господня в Иерусалим до Тайной Вечери (Православные просветительские курсы)
- Иеромонах Дорофей (Баранов). «Чертог Твой вижду…»
- Диакон Владимир Василик. Не бойтесь конца света! Размышления над песнопениями Страстной Седмицы
- Анна Сапрыкина. В Страстную седмицу вместе с детьми (материнские заметки)
- Юрий Кищук. Страх и совесть. Мысли в Страстную седмицу
Дни Страстной седмицы
Богослужение
Богослужебные особенности Страстной
- Николай Завьялов. Порядок звонов, совершаемых в Страстную седмицу
- Гермоген Шиманский. Литургика. Страстная седмица
- Священник Михаил Желтов. Общая композиция служб Страстной седмицы
Иконография
- Иконография Страстной Седмицы. ФОТОГАЛЕРЕЯ
***. читать далее...
Две природы храма Воскресения Христова
http://www.pravoslavie.ru/92896.html
Ирина Воробьева
На протяжении почти 17 столетий главный христианский храм – Воскресения Христова в Иерусалиме – не раз разрушался и восставал из пепла. Касающиеся его исторические факты переплетены с вековыми преданиями, а уцелевшие святыни многие века скрыты под каменной облицовкой. Но главной тайной храма остается Святой Огонь, сходящий с небес в Великую Субботу по соборной молитве Церкви и верующих.
#Церковь #Собор #Храм #Христианство #Христос #Спаситель #Православие #Молитва #предание
ПЛАЧ БОГОРОДИЦЫ
Стояше днесь при Кресте, Пречистая Дево,
Умиленный плач сподвизаше, сладчайший глас испущаше.
О свете пресветлый, Заря присносущная,
Где твоя зайде красота, светолучная невечерняя,
Добровидный сыне мой, сладчайшая доброта,
Где твой вожделенный лица, зрак, краснейший свете мой.
О Божия мудросте, церковная сладосте,
Что се вижу зде, преславное видение ужасное.
О свете великий, сладчайший Иисусе,
Где твоя доброта сокрыся, возлюбленный сыне мой.
Увы мне свете мой, дражайшая доброта,
Како тя узрю Христе царю, на Кресте Тя распинаема.
О солнце пресветлое, скрый ныне лучи своя,
Виде своего Создателя, неправедно зде ныне страждуща.
О Иосифе преблаженне, сними тело Иисусово,
Положи Е в гробе нове, изсечене из камене.
Где твой зрак пресладкий, сладчайшая доброта,
Како погребу Тя Сыне мой, безсмертнаго и предвечнаго.
Не рыдай мене Моя Мати, восстану бо из гроба,
Тебе вознесу со славою, превыше всех горних и земных.
Воскресни Боже Сыне мой, тридневно от гроба,
Взыди к Отцу на небеса, судя и концем всей земли.
Тогда Тебе всяка тварь, небесных и земных,
Поклонится и прославит, Царя веком и Зиждителя.
НАПОМИНАНИЕ! Седмица с 13 по 18 февраля - последняя перед Пасхой, когда вкушается мясо. Также на этой седмице ВОЗОБНОВЛЯЕТСЯ ПОСТ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ, в эти дни на трапезе разрешается рыба.
18 февраля - ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОМИНАЛЬНАЯ СУББОТА. В эту субботу Церковь совершает поминовение "всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере"и особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы. Эту субботу называют мясопустной поминальной субботой.
19 февраля, ВОСКРЕСЕНЬЕ - ЗАГОВЕНЬЕ НА МЯСО (то есть последний день когда вкушается мясо).
Следующая седмица с 20 по 25 - СЫРНАЯ (масляная) СПЛОШНАЯ, поста в среду и пятницу нет, - из трапезы исключается
мясо, разрешаются рыба, яйца, сыр, молочные продукты.
27 февраля - НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА.
НАДО ЗНАТЬ: СЕГОДНЯ – ВЕЛИКАЯ ПАНИХИДА, ЗАВТРА – ВСЕЛЕНСКАЯ СУББОТА.
Осталась неделя до начала Великого поста, и завтра – Вселенская родительская суббота. Это день особого, большого поминовения усопших. По-русски – день большого воспоминания уснувших. Ещё три таких родительских дня будут на второй, третьей и четвёртой субботах Великого поста. Но в чём тут связь? Зачем пост совмещается с особой молитвой об усопших?
ХРИСТИАНСТВО – РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ
Протопресвитер Александр Шмеман в своей книге «Великий пост» объясняет эту связь очень просто. «Христианство есть религия любви», - говорит он, и напоминает, что Христос принёс человечеству новую заповедь – любить друг друга. Любить – это отвернуться от себя, наплевать на эгоистические позывы, забыть про «хату с краю» и другие народные оправдания,
и направить свою жизнь на служение ближним.
И если мы призваны любить друг друга, то и усопшие, уснувшие наши родители, друзья, начальники входят в круг нашей любви, тем более, если вспомнить слова из Писания о том, что у Бога все живы. Эти люди уснули в ожидании всеобщего воскресения, но мы помним про них, только если любим. И наоборот: если мы любим их, то помним про них.
Вселенская родительская суббота и есть великое выражение этой нашей памяти об усопших, нашей любви к ним. Вечер пятницы и завтрашнее утро будет посвящено усиленной молитве за тех, кто уже не дышит, но кто продолжает жить. Сегодня в храмах будет необычная вечерняя служба – всенощное бдение, соединённое с Парастасом (ударение на последний
слог) – Великой панихидой.
ВЕЛИКАЯ ПАНИХИДА
Парастас с греческого так и переводится – «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних. К счастью, этим вечером нам в храме будет всё более-менее понятно, потому что Великая панихида – это служба, на основе которой в сокращенном виде строятся наши привычные двадцатиминутные панихиды. Будет полностью читаться светлый и радостный канон, который напоминает нам о мучениках, положивших за Христа душу и до сих пор молящихся за нас, напоминает и о том, что нам с вами тоже надо всегда обращаться ко Христу и Пресвятой Богородице с молитвой об усопших. Будет знаменитая 17-тая кафизма – батюшки выйдут из алтаря, и посередине храма прочтут длинный 118 псалом, воспевающий участь праведников.
Обязательно
прочтите этот псалом в переводе. Это учебник того, о чём и как праведные просят Бога. «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоём оживи меня»; «Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим»; «Заблудился я, как овца пропавшая; взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл».
ЛИТУРГИЯ – ТАЙНА ЕДИНСТВА С УСОПШИМИ
Ну а утром мы пойдём на Литургию. И здесь снова Бог явит Себя как Любовь. Один мой знакомый батюшка однажды зашёл в алтарь, поговорив с кем-то, и взволнованно произнёс: «Ну что я скажу этой женщине, у которой только что умер сын? Я знаю, что сказать: молитесь, приходите на Литургию, и вы сможете вновь соединиться с сыном,
вновь быть рядом с ним, ведь Божественная Литургия – это чудо, когда за трапезой в Небесном Царстве встречаются христиане, и становятся так близки друг другу, что ближе и некуда… Но как я скажу это ей? Сейчас она не сможет понять».
Да, почти никогда мы не можем понять, особенно, когда боль свежа, и из открытой раны хлещет кровь. Но вот завтра пойдём мы на Литургию, и будем молиться (в большинстве своём) о тех, кого уже давно нет на земле с нами. И пусть каждый из нас подошёл к Богу в свою меру, пусть все мы ещё не научились подставлять руки Божьей благодати, изливающейся на нас в Церкви, но всё же частично, неполно – но можем и мы прикоснуться к
тайне Божественной Любви, к тайне Божественной Литургии. На ней мы становимся Одним Христовым Телом, и любовь соединяет нас во Христе.
РОДНЫЕ ЖДУТ НАШЕГО ПРИЧАСТИЯ
И ещё скажу: для тех, кто привычно ходит на службы, но не думает о том, что Литургия создана для того, чтобы на ней причащаться Тела и Крови Христовых. Скажу не своими словами, а высказыванием светоносного старца, святого батюшки Серафима Саровского. Он сказал, что благодать Святого Причащения распространяется и на род причащающегося человека. Поэтому наши сродники – и прошлые, и будущие – ждут нашего причастия Иисусу Христу, ждут нашего приближения к Богу, а потому если любим мы их, то нельзя самовольно отворачиваться от Того, Кто есть Любовь и беспричинно отвергать Чашу спасения, протянутую
нам Его рукой на Литургии.
Об этом надо знать, это надо помнить, к этому надо стремиться.
Илья Тимкин
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Последний день когда вкушаются молочные продукты, сыр, яйца, рыба. В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ СОВЕРШАЕТСЯ ЧИН ПРОЩЕНИЯ.
Последнее воскресение перед Великим постом называется - Прощеным. Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк. 6: 37).
У древних палестинских монахов из лавры Святого Саввы существовал обычай расходиться в этот день по пустыне и проводить пост поодиночке, собираясь вместе в монастыре к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они заранее испрашивали друг у друга прощения, ведь никто не знал
– вернется ли он живым. В память этой традиции в наших храмах совершается трогательный и поучительный Чин прощения, когда священник просит прихожан простить ему причиненные им вольные или невольные обиды, становясь при этом на колени и делая земной поклон. Люди сначала просят у него ответного прощения, а затем – друг у друга и целуются в знак примирения. Многим бывает трудно просить у других прощение.
Церковь идет нам на помощь, установлен день, когда мы искренне можем избавиться от накопившихся обид и неприязни. Надо заранее настроиться на это спасительное дело. Каждый человек, зная за собой множество грехов, не может остаться спокойным. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина.
Сказать другому "прости меня!" может каждый и не обязательно в церкви. Важно, чтобы наши слова были искренними. На исходе дня в прощенное воскресение человек испытывает особую радость, ибо по милости Божией сподобился быть прощенным теми, кого вольно или невольно обидел и огорчил.
Возлюбленные братия! Уже достигли мы самых врат святого поста! Уже они готовы отвориться пред нами! Уже, по законоположению святой Церкви, прочтено нам сегодня во святом Евангелии наставление Господа Нашего Иисуса Христа о правильном вступлении в подвиг поста.
"Аще отпущаете человеком согрешения их, – возвещает ныне чтенное евангельское учение, – отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших" (Мф.6:14–15). Таким известием встречает нас святая Церковь во вратах поста! Такое условие она предлагает нам на самом пороге в духовный чертог покаяния. Мы намереваемся доказать наше раскаяние в различных греховных увлечениях различными лишениями и удручениями телесными: Евангелие требует от нас милости прежде жертвы, чтоб жертва была благоприятна Богу.
Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, услышьте завет Божий, – и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами. "Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших". Аминь.
Читать подробнее - http://брянчанинов.рф/tom4/10.shtml
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Никогда не поздно начать поститься или возобновить нарушенный пост. В случае неудачи не поддавайтесь на лукавую уловку бросить в этот раз Пост, но уж в следующий раз (в следующем году) начать поститься «по-настоящему».
Почему-то иногда считается, что духовная жизнь – это то, что должно получиться само собой, и когда человек впервые «спотыкается» на пути к Богу, то сразу опускает руки. Уныние – не лучший советчик, не поддавайтесь на провокации. В духовной жизни существуют свои принципы и закономерности, их изучает аскетика. Поэтому подходите к посту разумно, изучая опыт святых подвижников.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ – ЭТО СВЯТОЙ ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ…
Сейчас, как никогда, актуальна тема благих дел, ведь Великий Пост – та самая высокая и трудная ступенька в Небеса Обетованные.
Часто в собственных заботах и тревогах мы не замечаем, что кому-то очень нужна помощь и не только финансовая, но и делом, либо добрым словом, молитвою... Но, если с делами и молитвой (а желательно совершать ее за неродных - в храме Божием) как-то более-менее все понятно, то с деньгами… Каждый христианин сам может определить, сколько он готов пожертвовать на храм, а сколько на бедных; каждый должен поступать так, как он «решил в своем сердце». Но при этом апостол Павел ясно пишет в одном из своих Посланий: «При сем скажу:
кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет… Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело… на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9: 6, 8, 11).
Вот что о добрых делах читаем в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского»:
«…Добрые дела показывают подобие Божие…Человек веру свою к Богу показывает добрыми делами… Добрые дела особенно нужны после Покаяния, так как без них не бывает истинного Покаяния (3:265, см. СВ. ТАЙНЫ, 832)… Дела добрые необходимо делать, так как ими выражаем БЛАГОДАРНОСТЬ Богу. Одолжаемся добрые дела творить, да засвидетельствуем Богу,
Благодетелю нашему, сердечную нашу благодарность... Благодарность истинная требует не токмо устнаго исповедания и прославления благодетеля, но и сердечныя к нему любве. Любовь же познается от творения заповедей Его святых. «Аще кто любит Мя, – глаголет Христос, – слово Мое соблюдет» (Ин. 14:23).
Конец венчает каждое доброе дело. Делами добрыми не должно превозноситься. Делами добрыми... сотворенными не будем хвалиться и возноситься; но, помышляя о немощи нашей, признавать будем, что от себя и помыслить и хотеть, а не токмо творить, ничего богоугодного не можем...»
Св. Феофан Затворник писал: «Непостижимо для нас, как так — творение добрых дел или праведность для нас обязательны, как необходимое условие спасения, а между тем мы не можем основывать на них сей надежды
своей; но, сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными... Непостижимо сие для нас; но так оно и есть».
Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский): «Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно,
и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее Господь говорит слугам, карающим ангелам: "свяжите ему руки и ноги", то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; "тогда будет скрежет зубов" - это бесплодное раскаяние. "Много званых", то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но "мало избранных", немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело...»
Святые отцы учат нас не только смиренному воззрению на себя и на свои добрые дела, но и - не основывать на этих делах надежду
спасения. Преп. Серафим Саровский говорил, что нужно «делать добро единственно лишь для Духа Святого... »
Подготовила р. Б. Ольга (К.) (По Творениям Святых отцов).
ЧЕТВЕРТОК 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
О чистоте сердца
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Мф. 5, 8
Святой праведный Иоанн Кронштадский
Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу;Kто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 4). А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
«Иже щадит жезл свой, ненавидит сына...: любяй же наказует прилежно» (Притч.13:25).
Оставим детей и займемся собою. В отношении к каждому это значит вот что: не щади себя, прилежно наказывай. Саможаление – корень всех наших поползновений на грех. Кто же не снисходит себе, тот всегда тверд в добре.
Больше всего держать надо в самой строгой дисциплине плоть, эту рабу несмысленную. Когда томят ее, она смиренна; а дай ей только малую льготу, уж она начинает показывать когти и свирепеть очами любострастными. Но дивно то, что, хоть не говори, все стоят за плоть и всякие ей выдумывают угодья. Даже наука будто бы без этого нейдет. Что же это должно быть за наука такая?