Мы православные
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
«Берегитесь лжепророков» (Мф.7:15). С начала христианства и доселе еще не было времени, когда бы не имело приложения это предостережение. Господь не указал, каких именно остерегаться лживых пророков, ибо как их определить? Они меняются, как мода, и всякое время порождает своих. Они всегда выступают в одеждах овчих, с видом доброжелательства в поступках и с призраком истины в речах.
В наше время одежда их сшита из прогресса, цивилизации, просвещения, свободы мыслей и дел, личного убеждения, не принимающего веры, и тому подобного. Все это льстивая прикрышка. Потому-то, встречая выставку этой одежды, не спеши открывать уха твоего речам одетых в нее пророков.
Присмотрись, не кроется ли волк под этой овечьею одеждой. Знай, что Господь единый двигатель к истинному совершенству, единый умягчитель сердец и нравов, единый просветитель, единый дающий свободу и исполняющий сердце ощущениями истины, дающими убеждение, которого ничто в мире не сильно поколебать. Потому, коль скоро заметишь в речах новых пророков какую-либо тень противоречия учению Господа, – знай, что это волки-хищники, и отвратись от них.
ПРИТЧА ДНЯ
Иногда Господь забирает из нашей жизни серебро, чтобы дать золото. Главное - вовремя это понять.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
«Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Что за болезнь – пересуды и осуждение! Все знают, что это грех, а между тем ничего нет обычнее в речах наших, как осуждение. Иной скажет: «не поставь, Господи, в осуждение», а все-таки осуждение свое доведет до конца. Иной оправдывает себя тем, что разумному человеку надо же иметь свой взгляд на текущее, и в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим; но и простое ухо не может не различать в речах его высящегося и злорадствующего осуждения.
Между тем, приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным. Кто восчувствует себя таким, тому некогда будет судить других. Только и речей у него будет: "Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!"
ПРИТЧА ДНЯ
Одна женщина очень жалела голубей и кормила их в парке зимой. Каждый день утром она приходила туда с батоном ещё тёплого хлеба и скармливала им весь батон, разбрасывая крошки вокруг себя. Так продолжалось довольно долго. Это заметил один мужчина; он сказал ей:
— Вот вы кормите здесь этих птиц, кидаете им крошки вашего батона. А в Африке между тем голодают люди…
Женщина, посмотрев на него, ответила:
— Ну, до Африки-то мне батон не докинуть!
Есть люди, которые любят рассуждать о глобальных проблемах мира,
но реально ничего не делают. А есть те, кто помогает ближним.
Вы о Боге-то не забывайте, с Ним ведь и трудности переживать нетрудно, и одиночества нет, и бессилие Ваше силой Божией укрепится. Житейская смута нас и охватила, чтобы поняли люди, что без Бога жить нельзя. И вот теперь многие переступили порог церкви, но только внешне, а внутри все еще надежда на себя, на людей, а Господь-то ждет, когда мы сердцем и по-детски прильнем к Нему. Тогда только все в жизни будет меняться.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию.
На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано.
На втором – те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому, пока не требуется никакой жертвы, они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его в угоду своих привязанностей.
На третьем – те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшияся было под действием слова Божия.
На четвертом – те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на все пожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.
О ТОМ, СКОЛЬ МНОГО МЫ ЗАБОТИМСЯ О ТЕЛЕ И СКОЛЬ МАЛО О ДУШЕ.
В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный (подкрашенный) гроб, обращаются все наши мысли, от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души – только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на
пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнурённым, облечённая в одежду убогого странника, не имея милостыни.
Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа, от главы до ног покрытая сквернами, только и делает, что переходит из одной греховной тины в другую, и своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет её.
Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целые семейства, для него люди
готовы иногда на труды всякого рода; а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для слушания Божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитвы, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.
Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать; а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ,
или избирают врача незнакомого и неопытного, и скрывают перед ним то, что уже известно и небу и аду, и чем они сами хвастают в обществах.
Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом.
Так мы не знаем достоинства души своей, и, подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод.
Почему же мы, по крайней мере, не плачем, подобно Адаму и Еве? Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез?» (Иер. 9:1).
У нас же, большей частью, забота о стяжании благ, только, к
сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные – вечны, бесконечны и неотъемлемы.
Всеблагий Господи! Помози нам презирать всё скоропреходящее и пещися о едином на потребу спасении душ наших.
Из писем мирянам преподобного Амвросия Оптинского.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Отчего многие не разумеют бесед о духовных вещах? По причине отолстения сердца. Когда сердце полно пристрастий к земным вещам, тогда оно грубеет (Втор.32:15). В этом виде оно, как тяжелая гиря, вниз тянет и приковывает к земле всю душу и с ее умом. Тогда вращаясь все в кругу низких предметов, и оно становится низкомыслящим и не может воспарять горе, как обремененная пищею птица. Вращаясь же, не видит горнего, и весь склад его противен ему... То совсем безвестная для него страна.
В сумме своих понятий и опытов не имеет он ничего, к чему мог применить тамошнее, чтобы увидеть его хоть зерцалом в гадании. Оттого ни сам рассуждать о том не берется, ни других рассуждающих слушать охоты не имеет, и книг, в которых пишется о том, в руки не возьмет. Не оттого ли у многих вы встретите иногда не один журнал светский, а духовного ни одного, ни одной духовной книги, даже Евангелия?
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Прибывши в Назарет, Господь не встретил там веры. Видимая простота Его помешала назареянам прозреть невидимую славу и божество. Не то же ли бывает и с христианином? Христианские догматы на вид очень просты, но для ума, входящего внутрь их, они представляют всеобъемлющую стройную в себе систему, которой не порождал и породить не может ни один тварный ум.
Гордоумие, бросив беглый взгляд на простоту евангельскую, отвращается от нее и начинает само себе строить здание ведения, как ему кажется, громаднейшее, с которого открываются, будто бы, виды широкие. На деле же выходит то, что здание громоздится из карт, а кругозор составляют миражи, призраки разгоряченного воображения. Но ему хоть не говори. Всякого, хотящего разуверить такого, он и братия его готовы своими критическими нападками тотчас свергнуть с горы в пропасть, но истина всегда проходит невредимою среди их и идет к другим душам, способным принять ее.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Говорила кровоточивая: «если только прикоснусь к одежде Его (Господа), выздоровею»(Мф.9:21), – и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так и устроил. Церковь Его святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется чрез такое прикосновение, у кого есть приемник – вера, говорящая: «если только прикоснусь... выздоровею». Церковь – тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит, и в сердце его говорит ему: дерзай, чадо! Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают.
Если бы у нас было больше любви к Богу – с какой легкостью мы доверили бы Ему себя и весь мир со всеми его антиномиями и непонятностями. Все трудности – от недостатка любви к Богу, и все трудности среди людей от недостатка любви между ними. Если есть любовь – трудностей быть не может.
Священник Александр Ельчанинов
Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!», - и ты будешь жить как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, а как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно оттого, что ты славишь Бога за все. Так вот что дает славословие Бога. Оно дает невыразимую радость. Веселье. Полноту жизни. А не хваление Бога дает тоску, муку, горесть, безрадостность, уныние…
Архимандрит Тихон (Агриков)
Патриарх Кирилл: Сегодня многие люди – потенциальные жертвы темной силы
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ | 10 ИЮЛЯ 2017 Г.
10 июля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в праздник Тихвинской иконы Божией Матери совершил литургию в верхнем храме Никольского собора Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Пятое воскресенье после Пятидесятницы посвящено очень тяжелой теме. Мы слышали за Божественной литургией отрывок из Евангелия от Матфея, где говорилось об исцелении двух бесноватых (Мф. 8:28-9:1). Тема влияния темной силы на человека является одной из центральных в Священном Писании. Но, наверное, величайшим достижением диавола стало то, что ему удалось внушить людям, что его не существует. В прежние времена люди четко понимали, что многое в их жизни невозможно объяснить естественным, логическим развитием, и мыслями своими простирались к тому, что есть некая сила, способная влиять на сознание человека, на его разум и на развитие событий, порождаемых злой человеческой волей.
Скорбями и болезнями, как бы устами святых пророк, Господь нам говорит – напоминает: опомнись человек! – не засмотрись, не увлекайся, как малое дитя игрушками, скоро гибнущими прелестями мира сего. Ты на земле путник мгновенный, жизнь твоя – краткий сон. Там, за порогом твоей могилы, ждет тебя вечность. Ты венец творения на земле. Ты отблеск Божества, душа твоя бессмертна – вечна, как вечен ее Творец. Живи разумно, человечно. Постарайся приготовить себе место там... – достойное твоего звания. Твое назначение Небо – Рай. Твое сообщество там – ангелы и все святые!!!
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко)
ДОСТОЙНО ПРИЧАЩАЙТЕСЬ
Мы можем быть святыми и действительно бываем уже святыми и в этой жизни, хотя ненадолго, когда достойно причащаемся Святых Пречистых и Животворящих Таин Христовых. О, тогда мы, несомненно, бываем святы святостью Христовой, и душа наша паче снега убеляется Кровью Христовой. Потому причащайся каждый чаще, причащайся достойно, и ты будешь часто возвращать теряемую святость, будешь часто обновлять растлеваемое грехом естество свое и мало-помалу сделаешься святым и по собственному расположению, возбуждаемому и поддерживаемому благодатью Христовой.
Не живи в духовной дремоте и бездействии, а действительно воюй на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями житейскими.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Кор.4:13–18; Мф.24:27–33, 42–51)
«Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42). Если б это помнилось, не было бы и грешников, а между тем, не помнится, хоть и всякий знает, что это несомненно верно. Даже подвижники, самые строгие, и те не сильны были свободно держать память об этом, а ухитрялись прикреплять ее к сознанию так, чтобы она не отходила: кто гроб держал в кельи, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как.
Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом-то она не может не иметь заботы, так как тут решение ее участи на веки вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как-нибудь дело пройдет не худо для нас. Горькая! То уж несомненно, что которая душа держит такие мысли, та нерадива и поблажает себе, так как же думать, чтоб дело суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает он, а экзамен нейдет из головы; такое памятование не дозволяет ему и минуты понапрасну тратить, а все время употребляет он на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!
ПОЧЕМУ МЫ ТЕРЯЕМ ТЕПЛОТУ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ?
После прочтения вопроса, честно, я задумался, ведь многое можно написать, многое можно процитировать. Сразу почему-то приходит ассоциация: тепла становится меньше, когда мы удаляемся от источника тепла. Чем дальше от Бога, тем «холоднее». Помните классический пример аввы Дорофея про окружность с центром и точками на окружности? Расстояние между точками уменьшается с приближением их к центру, и наоборот. Это очень показательный, наглядный пример. Приближаясь к Богу, расстояние, как величина душевного тепла, между людьми уменьшается!
Но вот почему именно сейчас, когда нет голода, когда наблюдается достаток и мы не стоим в очереди за хлебом, стали возникать такие вопросы? Почему-то наши бабушки и дедушки не пытались победить черствость, которая сейчас проникла, как ржавчина, во все
социальные круги общества. Они просто жили. Жили правильно. Конечно, со своими трудностями, болезнями, конфликтами, страстями, но они жили! А мы, получается, только ноем и стонем, говоря о «кризисе среднего возраста», «перегорании», «синдроме менеджера»… хотя есть в этом доля правды. Вот только важно понять, загоняем ли мы сами себя или загоняют нас – предложив нам, как египтяне ветхозаветным пленным евреям, невыносимо тяжелую работу и неограниченное количество еды. Сегодня человек думает только о работе, а потом о том, как после неё «оторваться». И ему уже не хочется, да и нет никаких сил, кого-то согревать своим «теплом» – самому бы «не замерзнуть». И нет здесь разницы, какой у тебя диплом, место работы или вероисповедание. Но это так, к слову.
Вспомнился
мне один фильм Станислава Говорухина 2003 года – «Благословите женщину». Он снят по повести И. Грековой «Хозяйка гостиницы». Пересказывать сюжет, анализировать игру актеров или работу режиссёра нет смысла: кто захочет, может сам найти, посмотреть и решить, потратил ли он время зря или что-то приобрёл после просмотра фильма. Остановлюсь на одном эпизоде. Известная актриса Маргарита Михайловна Кунина (прототипом образа стала Фаина Раневская), которую сыграла замечательная Инна Чурикова, задаёт уже смертельно больной маме главной героини (ещё одна замечательная актриса, Ирина Купченко) вопрос: «А как вы думаете: как жить правильно?» На что та ей отвечает удивительной фразой, афоризмом: «ЖИТЬ – НЕ ТУЖИТЬ, НИКОГО НЕ ОБИЖАТЬ, НИКОМУ НЕ ДОСАЖДАТЬ, И ВСЕМ – МОЕ ПОЧТЕНИЕ!» Обыватель, может быть, и пропустит эти слова, но мне,
православному христианину, они известны! И сказал их преподобный Амвросий Оптинский ещё в XIX веке!
Если разобрать каждую часть в отдельности, по моему пониманию, то получим вот что.
ЖИТЬ – НЕ ТУЖИТЬ – это именно жить, не гоняться, не имитировать счастье, не подражать кумирам, как Эллочка Людоедочка, радоваться обыкновенным мелочам, не сравнивать себя с успешными и модными, быть благодарным за то, что имеешь, но эта благодарность ни в коем разе не запрещает мечтать, ставить себе цели и добиваться их.
НИКОГО НЕ ОБИЖАТЬ – здесь, я думаю, подразумевается не просто обычная вежливость, гостеприимство или незлобие, но всегдашнее хранение своей совести.
НИКОМУ НЕ ДОСАЖДАТЬ – на этих словах хотелось бы остановиться подробнее. Человек нашего времени –
это человек с гордынькой. Он не хочет замечать бескорыстной пользы; по его мнению, есть люди, которым нужен он, и есть люди, которые нужны ему. Он никогда не закроет за собой дверь, хотя и будет на ней прикреплен листок с просьбой беречь тепло. Он никогда не отойдёт в сторону, чтобы пропустить, он будет просто наблюдать за вами. Он никогда не задумается над тем, что множество вопросов можно решить самому. Ему нравится обременять ближнего. Он будет перезванивать десятки раз по пустякам, и, опять же, он будет обижаться по пустякам и очень часто. Он любит весь мир в целом, но ненавидит соседа по лестничной площадке. Он манипулятор. О противоположном всему этому говорил Сергей Фудель в письме к сыну: «Надо стараться никому не
делать больно. Очень коротка наша жизнь, невероятно коротка, и как-то надо суметь её прожить с теплом для других, уж если не с любовью, то с каким-то теплом для других. Людям и так уж больно, человек начинает плакать, как только он появляется на свет. Так вот страшно, если мы не уменьшаем, а увеличиваем этот плач».
Есть прекрасная книга в наследии архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – «Слово о малом доброделании». Это надо прочитать каждому! Делая малое, не замахиваясь на большее, можно сделать и большее. А сразу замахиваясь на большее, можно не сделать и малого. Как сказал мой друг: «Очень много сегодня слов. И картинок. Мы впитываем их и думаем, что постигли сказанное и увиденное. А на самом деле всё это
так и осталось вне нас. Ну, или тонюсеньким слоем легло где-то очень близко к поверхности ума и сердца. И при малейшей трудности, при самом простом испытании тут же улетучивается куда-то. Чужие слова и картинки – вот наше достояние нынче». Печально… Но виденье этого бедственного положения должно приводить не к унынию и расслабленности, а к покаянию и – повторюсь – к малому доброделанию.
Старец отец Алексий Мечёв так говорил об отношениях с ближними: «Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать всё новых и новых людей, и круг, освещаемый вами,
будет всё увеличиваться».
И последний тезис:
И ВСЕМ – МОЕ ПОЧТЕНИЕ! Я понимаю это как радостное расположение духа, способность скрывать трудности, как приветливость, искреннюю заинтересованность собеседником, неторопливость в общении. Как ровное отношение без различения пола, национальности, положения, статуса и т.п., как нелицеприятие. Надо видеть в любом человеке образ Божий.
Мы должны просто жить, соблюдая эти нехитрые рекомендации и не забывая слова Спасителя нашего Иисуса Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).
Протоиерей Александр ОВЧАРЕНКО
Надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! Без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного; а если делаем что-либо без испрашивания благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою духовную гордость и противимся Богу. Призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа, Который скажет в день он: "приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира". А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, - тем скажет: "отойдите от Меня, Я вас не знаю"...
Вот как важно для нас призывание имени Божия и получение благословения от Него на все дела и начинания наши, (и в особенности пред чтением Св. Писания, а
наипаче пред молитвою!).
Схиархимандрит Кирик Афонский (1938)
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
«Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк.3:24). Пока внутри качествует единомыслие лукавства греховного, крепко бывает в нас царство тьмы и греха; но когда благодать Божия плененную грехом часть духа привлечет к себе, освободив ее из плена, тогда происходит внутри разделение: грех на одной стороне, добро на другой. Коль скоро, вследствие этого возбуждения, сознанием и свободою человек сочетается с добром, грех теряет всякую опору и идет к разложению.
Постоянство в принятом добром намерении и терпение в трудах по нему совсем расстраивают грех и истребляют. Тогда начинается царство добра внутри, и стоит, пока не вкрадется какое-либо злое помышление и, привлекши к себе произволение, не произведет снова разделения. Дай только ход зародившемуся греховному побуждению, сочетайся с ним и произведи его в дело – опять начнет добро слабеть, а зло расти, пока совсем его не истребит. Это почти непрерывная история внутренней жизни у тех, которые слабосерды и не имеют твердаго нрава.