Духовный лекарь
Официальный сайт Уваровской епархии
ГРЕХОВНОЕ ПАДЕНИЕ. Как найти силы, чтобы подняться?
Почти каждый из нас имеет опыт блуждания по распутиям греха, но немногие имеют опыт восстания от греха. Возможно ли современному человеку встать после всех грехопадений, и как это сделать? Как найти силы, чтобы снова следовать по верному пути, уклоняясь от греховного? На эти вопросы ответил благочинный Мучкапского благочиннического округа священник Дмитрий Овсянников.
— Отец Дмитрий, для начала давайте разберемся, что такое грехопадение?
— Само слово «грехопадение» означает падение в грех, то есть это процесс, когда человек отступает от животворных законов Божьих, поступая не по воле Божьей, а по своей собственной, подчиняя ее падшим духам. Грех — это болезнь. И, как многие болезни, передается от человека к человеку. Поэтому когда Адам и Ева согрешили в раю, все последующее человечество оказалось заражено этой болезнью греха. В чем грехопадение Адама и Евы? В непослушании воле Божией. Ведь в раю, фактически, не было никаких заповедей, было лишь одно предупреждение: не вкушать от древо познания добра и зла. Зачем Господь вообще посадил это дерево, да еще позволил дьяволу искушать человека в Эдемском саду? Все это было сделано для того, чтобы соблюсти свободу человека. И здесь грех и свобода очень близкие, взаимодополняющие понятия. Что современный человек подразумевает под словом «свобода»? Вседозволенность. Однако святые пишут, что истинная свобода человека заключается в том, чтобы не творить греха. И если человек может не творить грех, значит он свободен. То есть фактически грехопадение — это попадание человека в рабство грехов.
— Батюшка, что же происходит, когда человек впадает в грех?
— Грех, который всегда представляется в нашем сознании как нечто сладостное, влекущее к себе, на самом деле как бы отодвигает человека от Бога, воздвигает стену между Творцом и человеком, разрушает живую связь между ними, причем Бог в этом не виноват, т. к. это свободный выбор человека. Живу ли я под солнцем или забираюсь в темную пещеру — это мой собственный выбор. Если я предпочту пещеру, то, соответственно, у меня будут только беды и скорбь, а если я живу под солнцем, творя добро, тогда жизнь полна света. При совершении греха сладость его очень быстро проходит, и в душе остаются горечь, боль и пустота. Именно так проявляется потеря райского состояния души. Но тотчас пробуждается и голос совести, и не дает человеку продолжать грешить. Я думаю, каждый когда-нибудь ощущал, как только сотворишь грех, совесть начинает обличать, внутренний покой и мир уходят, начинаются муки совести, и чтобы согрешать вновь, человек этот голос пытается заглушить, чем приводит себя в еще более тяжкое состояние.
— А может такой человек быть прощен Богом?
— Конечно, всякий человек может быть и непременно будет прощен Богом. Более того, святые отцы пишут: если человек считает, будто Бог его не простит, то это хула на Бога, ведь Бог есть любовь. И Он, как любящий отец, ждет, когда человек обратится к нему, стучится в человеческое сердце. Мы это видим из многих Евангельских примеров. Например, притча о блудном сыне. Или вспомним, что Господь сказал женщине, виновной в грехе прелюбодеяния: «Я тебя не осуждаю. Иди, и больше не греши». Вот отношение Бога к нашим грехам. Он готов простить, если человек просит прощения. Разбойник на кресте в последнее мгновение своей жизни просит Господа: «вспомни меня, когда придешь в Царствие Твое». Ведь он даже не дерзает просить «введи меня в царствие твое», но только «вспомни меня…». И это его спасает. Это вопрос веры. Если мы верим, что Бог есть любовь, то и верим, что Он нас простит.
— Но если грех простится человеку, может ли он надеяться на облегчение, на то, что муки совести исчезнут, и в душе опять водворится мир и покой?
— Непременно. Покаяние — это и есть облегчение души, избавление от тяжкого греховного груза, тяготящего душу. Кто хоть раз имел опыт покаяния, тот знает, как оно обновляет душу, возвращает радость жизни. Удивительно, память о грехе остается, но той горечи, боли и пустоты уже нет. Это происходит только в таинстве исповеди при условии, что человек исповедуется искренне, ничего не скрывая и не оправдывая себя. Потому оно и называется таинством, что здесь сам Бог невидимо подает кающемуся свою благодать, которая исцеляет и восполняет душу человека.
— Батюшка, а возможно ли полное исцеление души после грехопадения? Что нужно для этого делать?
— Богу все возможно. И своей благодатью Он может полностью исцелить греховные раны души. Но для этого нужен покаянный труд над собой, работа по избавлению от греховных привычек. А пока они остаются, их можно сравнить с отверстием от вбитого в доску гвоздя, и затем вынутого. Это отверстие может быть и малозаметно, но оно все равно остается. И до тех пор, пока мы с помощью Божией не избавимся от своих греховных привычек, нам предстоит постоянно падать. Но в том и суть христианской жизни, чтоб после каждого падения вставать, чего бы это не стоило. Упал, мужественно вставай и иди далее. И так каждый раз. И Господь, видя наше раскаяние и усилие к исправлению, каждый раз прощает и подает силы к исправлению. По глубине ран же требуется и длительное время на их лечение.
— Батюшка, в жизни мы можем наблюдать различное отношение к оступившимся людям, и часто это осуждение согрешившего, а то и пренебрежение. Посоветуйте, как избежать этого?
— Необходимо отделять грех от совершившего его человека. Осудить можно плохой поступок, можно его ненавидеть, но самого человека осуждать никак нельзя. Ведь мы не осуждаем поскользнувшегося и сломавшего руку. Так и согрешившему человеку надо помочь восстать от греха, пожалеть его, поддержать. Ведь никто из нас не безгрешен сам, и не застрахован от подобных ошибок. Поэтому нужно следить за собой и конечно, если есть возможность, помочь ближнему избавиться от греха. Часто люди не обращаются к помощи Церкви, считая себя недостойными этого, или боясь, что в Церкви их осудят. Но надо понимать, что Церковь как раз и есть лечебница для наших больных грехами душ, и ее единственная задача — спасать души от рабства грехов.
—Что вы можете пожелать тем людям, которые знают свои грехи, но находятся в смущении, не зная, что делать?
— Как уже говорилось, все мы грешим, и впасть в грех, даже очень тяжкий — это естественно для нашей больной грехом природы. И поэтому первое, что нужно — ни в коем случае не отчаиваться и не считать себя безнадежно погибшим. Господь готов нас простить, и Он очень хочет это сделать. Поэтому от нас требуется только одно: проявить решительность, обратиться к нему с искренним покаянием, исповедав свои грехи в таинстве исповеди. Ну, а далее работать над собой, исправляя свою жизнь и призывая Бога в помощь.
— Батюшка, Спаси Господь за душеспасительную беседу.