Духовный лекарь
https://youtu.be/D5Tap1kA4RA?si=zxTlTNd_SYtsq3vi
Как помочь человеку вернувшемуся после искушения снова в Церковь.
Монах Иоанн Адливанкин
Я очень часто говорю, что терпение – это уже молитва, терпение – это уже начало духовной жизни. Я бы даже сказал, ее фундамент. Все начинается с терпения, а терпение нужно приобретать. Тот, кто много терпел, имеет навык, даже точнее – искусство терпения. Поэтому, когда бывают дни неблагополучные – физически ли, или по каким-то внешним обстоятельствам, или по внутреннему состоянию: внутри все уныло, сконфуженно, молитва не идет, помыслы одолевают, – тогда нужно заниматься искусством терпения. Терпи, и все.
В этой теме терпения есть очень важный момент: когда вы терпите, ни в коем случае не напрягайтесь. Терпите мягко – и тогда вам будет гораздо легче. Вот это и есть настоящее, глубокое, тонкое понимание смирения. Не когда мы говорим «простите»,
«извините», «благословите», а когда мы терпим не напрягаясь, без сердитости, без разочарования.
Старайтесь всегда сохранять мягкое состояние. Что бы ни случилось, земля под ногами расходится – а вы все равно – без паники, вы все равно – мягкий. Жесткий человек – ломкий. А все мягкое – гибкое. И живое. Мягкую ветку согнули до земли – а она и не думала ломаться – снова вернулась в свое состояние. Сухую же ветку сломать – раз плюнуть, чуть задень ее – и она уже трещит.
Когда нет молитвы, нет внимания, нет сил на добрые дела, у вас остается главное дело: не отчаивайтесь, не напрягайтесь, не психуйте. Если вы сохраните мягкость – многое потом вернется.
— протоиерей
Сергий Баранов
ЧЕМ ГЛУБЖЕ СКОРБЬ, ТЕМ БЛИЖЕ БОГ
Среди православных христиан хорошо известна фраза – отрывок из стихотворения, принадлежащего перу известного русского поэта Аполлона Майкова: «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Она – о том, что в моменты жизненных испытаний, тяжелых скорбей и болезней присутствие Бога в нашей жизни мы должны ощущать особенно достоверно, очевидно и убедительно. И такое ощущение, вместе с пониманием близкого соучастия Бога в наших скорбях, должно обнаруживаться в нашем сердце живым, укрепляющим и утешающим нас действием…
Должно, но ощущаем ли мы это на деле? Сегодня священник все чаще сталкивается с обратным: обилие скорбей и испытаний вызывает у человека сильное недоумение («Почему это со мной? Я же…»), подавляет, подводит его, немощного, к сомнению в действительности Промысла
Божия, ослаблению веры и, как следствие, ставит на грани отчаяния. И я говорю о верующих и церковных людях, тех, кто при возникновении таких духовных проблем в первую очередь и бежит к священнику за разъяснением.
Наше время, по милости Создателя, изобилует скорбями. Они, будучи орудием Промысла Божия, в то же время «ухитряются» служить «двум господам», то есть становятся «верными служителями» врага человеческого рода. Именно этим орудием наш враг пользуется наиболее эффективно, подрывая веру немощного человека в мудрость Промысла Божия, вызывая малодушие, ропот, отчаяние. Все то, что, оставляя человека со скорбью наедине, лишает его спасительного плода от действия скорби.
В таких ситуациях для человека чрезвычайно важна поддержка, которую он нередко просто не находит. Близкие люди часто оказываются
беспомощны, особенно когда скорбь сильна: нередко им просто не хватает мудрости, такта, собственной силы духа для того, чтобы действительно оказать поддержку скорбящему, а не раздражать своим присутствием и не утомлять гиперопекой. В такие минуты человеку на самом деле, как глоток свежего воздуха в задымленном помещении, необходима ПОДДЕРЖКА, которую по-настоящему может оказать лишь Тот, Кто держит весь мир в Своих руках.
Только как ее получить? Почему в минуты, когда скорбь представляется нам невыносимой и мы балансируем на грани отчаяния, мы можем совсем не ощутить той укрепляющей Десницы Господа, Которая, как мы это не раз слышали, все содержит в Своей власти? Может быть, потому, что сами мы в эти тяжелые моменты делаем что-то не так? Может быть, мы сами
не идем туда, где эта поддержка обретается? Не хотим поднять даже малого духовного труда, ожидая, что подобное познание близости Господа должно быть нам дано как бы «на блюдечке с голубой каемочкой»? Ответ на этот вопрос поищем в Священном Писании.
А Священное Писание призывает человека в минуты скорби обращаться к Богу: «Призови Мя в день скорби твоея, и изму Тя, и прославиши Мя» (Пс. 49,15). Господь наш Иисус Христос, Который во всей полноте испытал все те страдания и невзгоды, с какими в своей жизни сталкиваемся и мы, показал нам пример исполнения призыва псалмопевца. Как истинный Человек, Он также нуждался в укреплении от Отца Небесного, и неоднократно на страницах Евангелия мы видим, что Он делает, чтобы такое укрепление получить.
Евангелие повествует, что Христос, «находясь в борении, прилежнее молился» (Лк. 22, 44). Часто Он уходит от учеников, чтобы долго молиться в уединении, нередко это происходит ночью. Именно глубокая, длительная, усердная молитва к Отцу укрепляла Христа на Его Крестном Пути. И это первое, что нам необходимо осмыслить.
Святые угодники Божии, жизнь которых всегда изобиловала скорбями, именно в сугубой и продолжительной молитве, в подражание Христу, находили для себя укрепление. Преподобный Ксенофонт (VI в.), узнав, что корабль, на котором ехали его дети, разбит бурей, прибег к особой, длительной молитве. После всенощного келейного бдения он получил от Бога особое утешение и извещение о том, что его сыновья живы и их осеняет особая милость Божия. К такому же деланию молитвы в минуты
скорби призывает христиан святитель Игнатий (Брянчанинов): «Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтоб привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия»
Всякий ли поступает так в тяжкие минуты своей жизни? Увы, не всякий и не всегда. Зачастую мы уже при начале серьезных скорбей кидаемся в какую-то панику, которая буквально выбивает нас из привычных «берегов». И это вполне объяснимо: нашествие скорбей есть не что иное, как обнаружение Господа в нашей жизни (как говорят в народе: «Господь посетил»), а подобное обнаружение может поначалу напугать. Вспомним апостолов, которые испугались явления Господа посреди бури. Вспомним и то, когда они успокоились. Лишь тогда, когда узнали Господа. И отсюда делаем для себя важный вывод: начало
успокоения при нахождении скорби – в признании скорби Божиим посещением. Так говорит об этом святитель Игнатий: «Когда скорби придут сами собою, – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».
Лишь когда мы немного успокоимся и поймем, что у Господа «все под контролем», нам, вдохновленным этой истиной, становится доступной молитва, но эта молитва должна быть усерднейшей, то есть продолжительной, сердечной, исполненной непоколебимой надежды на услышание. Лишь такая молитва приведет к избавлению: «Из среды отовсюду окружающих нас стеснительных обстоятельств принудим себя вспомнить о Боге, обратимся к Богу с усерднейшею молитвою об избавлении. Избавление не замедлит»
«Избавление не замедлит»… Означает ли эта фраза святого, что по мановению
Десницы Божией уйдут удручающие нас обстоятельства? Наверное, не означает, тем более что в некоторых случаях, таких, как потеря близкого человека, это и невозможно. Но слова святителя открывают нам ту глубочайшую истину, что ощущение близости Господа и Его соучастия в нашей скорби отнимает у скорби ее силу. И не только отнимает у нее силу, но посреди самой скорби насаждает в душе источник радости и утешения.
Особенно в этом отношении сильна благодарность Богу за скорбь! Как бы ни противилось все в нас такой благодарности, как бы ни казалось нам диким прославление Бога при наступлении беды, именно подобное прославление избавит нас от еще большей беды: отчаяния, ропота и сильнейших колебаний в вере. Вот как об этом на основании собственного опыта
говорит святитель Игнатий: «“Слава Богу!” Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: “Слава Богу!” ... В скорби твоей начни произносить от души, повторять вне всякого размышления – слова: “Слава Богу!” Увидишь знамение, увидишь чудо: эти слова прогонят скорбь, призовут в сердце утешение, совершат то, чего не могли совершить разум разумных и премудрость премудрых земли. Посрамятся, посрамятся этот разум, эта премудрость, а ты, избавленный, исцеленный, верующий живою верою, доказанной тебе в тебе самом, будешь воссылать славу Богу!»
«Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Глубокие раны важны и нужны нашему религиозному опыту. Они для нас – наступившая возможность ощутить Бога и найти
Его, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17, 27). Такая возможность определена Промыслом Божиим, коего свойство есть исправление и обращение к благим последствиям таких моментов нашей жизни, которые причиняют нам страдания.
Однако это именно возможность, а не неизбежность. Нередко случается так, что человек, имея неверные представления о себе и о Боге, в минуты тяжкой скорби избирает неверный путь, а потому начинает роптать, озлобляться, отходить от веры – и, как следствие, подходит к отчаянию. И подобная духовная беда по своим последствиям значительно превосходит ту начальную причину, которая ее спровоцировала.
Бог становится к нам ближе лишь в той мере, в которой стремимся к такой близости мы сами. И нам не следовало бы искать этой
близости лишь тогда, когда нас «клюнет жареный петух», а стремиться к ней всегда. Очень важно это понять, поскольку лишь единство со Христом, стремление к которому должно характеризовать повседневную реальность христианина, и есть то неизменное условие, при котором не так страшны ему никакие скорби, ибо «ничего не значат сами по себе временные страдания: мы даем им значение нашею привязанностью к земле и всему тленному, нашею холодностью к Христу и вечности» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Священник Димитрий Выдумкин
Назнаменуем животворящий крест и на дверях, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных, Сие-то оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; но спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку, украшай все члены свои животворящим крестом
— прп. Ефрем Сирин
Успокойтесь, утихните, имейте мир, не смущайтесь, не входите в ритм мира сего. В мире сем великое смятение, потому что искуситель часто приходит и смущает нас. В мире царит волнение. А в человеке Божием — мир и тишина...
— Блаженная Ксения Петербургская
Каков признак здоровой души? — Вера.
Каков признак больной души? — Безнадежность.
Каков признак неправильных действий? — Раздражение.
Каков признак добрых поступков? — Мир души
Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу... Беспокойство делает нас слабыми. Когда мы нервничаем, руки нас не слушаются, и мы не можем хорошо выполнить свою работу. Раздраженный ум не может ясно мыслить. Даже нашей вере это вредит – мы теряем опору на Христа и на вечные ценности. Духовной жизни не хватает глубины... Покой – это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться.
Святая страстотерпица императрица Александра Федоровна Романова
Перестань себя уничтожать!
Самобичевание, самоугрызение, теснота внутренняя, - всё это удобное оружие в руках врага нашего спасения.
Он ухищренно представляет то, что вызывает на самом деле паралич души, смирением и покаянием. Именно диавол внушает нам, что мы должны делать сверх меры, употреблять насилие над собой, мучаться на духовном пути. И именно поэтому, когда мы читаем слова апостола «всегда радуйтесь» наши глаза округляются от удивления: «какая уж тут радость?!».
Человек в подавленном страхом состоянии и чувствах безысходности и отсутствия надежды всего боится, им легко манипулировать и управлять, в нем отсутствует атмосфера духовного творчества и евангельская свобода, а именно этого хочет лукавый, он хочет управлять нами, смеяться и издеваться над нами, чтобы мы на ровном месте спотыкались, от живительного лекарства
«шарахались», открытые для нас двери возможностей закрывали ударом ноги, сосуд исцеляющей влаги разбивали о камни. Чтобы мы сами лишили себя спасения!
Успокойся, Бог от тебя многого не требует. Живи как можешь: как можешь молись, как можешь трудись, как можешь благотвори. Не пытайся прыгнуть выше головы, это никому не нужно. Сними маску супергероя, ты Человек! Со своими недостатками, слабостями и немощами ты - микрокосмос! Выражаясь словами одного современного проповедника: «Оставь за спиной нервозность мании совершенства!».
Разве Бог не знает, каковы мы, разве Ему нужны надорванные и нерадивые, возмущённые и озлобленные?! Выдохни! Успокойся... Смирись...Делай, что можешь! Может не много, может совсем чуть-чуть, но делай это с радостью!
Делай это без внутреннего напряжения и с благодарностью! Бог с тобой!
Священник Евгений Лищенюк
«Человеку необходимо маленькое внимание...и больше ничего...и он утешится. Я думаю, что у вас тоже найдётся немножко тепла, немножко терпения, смирение выслушать человека, а если получится - обнять, поцеловать его. Всё! Больше ничего не надо. В этом всё Богословие. Принять человека, утешить его, обогреть»
Иеродиакон Илиодор (Гайриянц)
НЕ ОБРАЩАЙ ВНИМАНИЯ на зло. Давай не будем бояться. Не тревожься. Давай не будем волноваться. Даже когда ты терпишь несправедливость, гонения, клевету со стороны других людей, не тревожься и не заботься как с ними справиться. Пусть говорят о тебе, что хотят.
Спасение не потеряно, потому что мы ожидаем его не от людей, а от Бога.
— Афонский старец Емилиан Симонопетрит.
КОГДА УЖЕ НИКТО НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ и ничего не ждет, приходит милость Божия. Нежданная. Но в таком виде, в котором ты ее и не ожидал. Через скорби. Через страдания. И через всякое унижение.
Вот такие странности. Потому что человеку хочется, чтобы все было гладко. Как асфальтированная дорога. Но Богу так не хочется. Потому что человек сам перепутанный. А перепутанному человеку не полезно получать готовые подарки в виде простой таблетки.
Поэтому все Божии труды, все Божии действия они смешаны с непонятностями. Так Богу угодно. Чтобы потрудился человек. Чтобы помучался над неразрешимыми загадками. Поэтому то, что придет к нам, будет неожиданное и не такое, какое мы ждем. Мы чего-то ждем.
И что-то к нам придет. Но не то, что мы ждем. И не так, как мы хотим. ПРИДЕТ ДРУГОЕ ...
Протоиерей Андрей Ткачёв.
Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.
Преподобный Амвросий Оптинский
«ОРУЖИЯ ДЛЯ БОРЬБЫ С МРАЧНЫМИ ПОМЫСЛАМИ И ОЩУЩЕНИЯМИ ПЕЧАЛИ»
Вот оружия, которые святое буйство проповеди Христовой вручает рабу Христову для борьбы с сынами Енаковыми – мрачными помыслами и ощущениями печали, являющимися душе в образе страшных исполинов, готовых стереть ее, поглотить ее:
1-е – слова: «Слава Богу за все».
2-е – слова: «Господи! предаюсь Твоей Святой Воле! буди со мной Воля Твоя».
3-е – слова: «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».
4-е – слова: «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя. Господи, во Царствии Твоем».
— Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Все от Бога: и болезни, и здоровье, – и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтобы опомнился человек; иное – чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное – чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное – чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин...
Свт. Феофан Затворник
Если в чем как человек согрешишь или совершишь проступок, не отчаивайся, но тотчас, познав свой грех, припадай со смирением пред милосердными Божиими очами и проси милости мытаревым гласом: Боже! милостив буди мне грешному! — и отпустится тебе согрешение твое. Аминь.
святитель Тихон Задонский
Если каждый раз мы будем поступать по вере, не выплескивать свое раздражение, а, наоборот, держать его внутри и просить у Бога:
"Господи, помоги мне, дай мне терпение удержаться, не сказать грубость, резкость, дай мне как-то выдержать это маленькое испытание.."
Если мы будем так делать день, два, неделю, месяц, год, десять лет, то как мышца укрепляется и становится сильней, так будет укрепляться и наша вера.
⠀
Протоиерей Димитрий Смирнов
Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом — мир в душе.
— Игумен Никон Воробьев.
«Из этого явно, что, если и падет человек, пусть не забывает любви Отца своего; но, если и приключится ему впасть в многоразличные прегрешения, пусть не перестаёт ревновать о добре, не останавливаясь в своем течении; но, даже побеждаемый, пусть снова восстает на борьбу со своими сопротивниками и ежедневно начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мiра сего, имея во устах пророческое слово: Не радуйся о мне, противник мой, яко падох; ибо снова восстану… аще сяду во тме, Господь озарит мя (ср. Мих. 7, 8); и пусть отнюдь не прекращает брани до самой смерти»
- из книги «Преподобный Исаак Сирин. Аскетические слова. Новый перевод»
Разговаривайте вслух с Ангелом Вашим, с Божьей Матерью с Отцом Небесным - говорите о наболевшем, когда совсем тоска...и станет легче!!!Молитва – это самая большая сила, которая меняет судьбу человека. На этой земле не существует силы, влияющей на жизнь человека больше, чем молитва.
Схиархимандрит Илий Ноздрин