В первый раз в первый... раб.день
Привет, группа!
Медленными, но верными шагами приближается мой первый рабочий день. Это будет моя первая работа в Германии после шпрахкурсов и вайтербильдунга (я из "свежепонаехавших").
Кому не жалко, поделитесь информацией, на что следует обратить внимание при работе в немецком коллективе, особенно в первые дни.
То, что не стоит тырить клопапир, я уже поняла. А есть ещё какие-то нюансы?
Да, чтоб "два раза не вставать", возникли кое-какие вопросы.
В контракте не было никакой конкретики по срокам увольнения и отпуску, была ссылка на "tarifliche Bestimmungen". Tarifvertrag мне отказались предоставить. Это какая-то закрытая информация, так и должно быть?
По интересующим меня пунктам пробежались, сделали выкопировку.
По поводу кюндигунгсфрист тоже вопрос. Звучит так: "während der Probezeit kann das Arbeitsverhältnis mit einer Frist von einem Monat zum Monatsende gekündigt werden."
Правильно ли я понимаю, что если я напишу заявление на увольнение пятого февраля (условно), то уволиться смогу только к 31 марта?
Поздравляю с грядущими переменами в жизни - новый этап, это всегда интересно 👍
Если про тариф не печатают в договоре, это, наверное, потому что это "общепринятый тариф", который можно нагугить в интернете. Просто на вскидку, TVöD 11 - это про начинающих в öffentliche Dienst. Посмотрите, что стоит у Вас рядом с указанием тарифа...
На что обратить внимание при знакомстве, сложно так сказать. Если пригласят вместе пообедать - стоит согласиться, в неформальной обстановке легче узнать, чем живёт и дышит коллектив.
Сильно не пытайтесь "соответствовать", будьте собой, насколько возможно, люди оценят открытость и смогут сразу найти правильный путь к успешной совместной работе.
Все получится, не сомневайтесь!
смотря какая работа. какая должность?
Отсюда и советы будут.
А вообще самок пепвое это Welpenschutz. Поищите, что означает. Вкратце: спросу с вас никакого, как с неопытного щенка. Вот этим и пользуйтесь. Прикинувшись шлангом разузнать всё и ещё больше. А как это, а какк то, а почему! К одному не приставайте с вопросами, рассеивайте свое незнание по разным коллегам, чтобы весь негатив о вас был рассеян. А если знаете то скрывайте это, слишком умных тут пинают нехило.
Поздравляю и желаю удачи! Улыбайтесь, будьте сама собой, спрашивайте ( и если важно- записывайте!!!). Первые пол года не высовывпйтесь с предложениями улучшения и оптимизации чего либо :) Не обсуждайте никого и ни с кем. Тему прививок и короны не поднимайте :) И вообще, первое время нейтральное мнение по всем темам - ваше все. Пока не разберётесь, где какой лагерь :)
Спасибо большое за Ermutigung и советы!
К сожалению, тарифное соглашение не прогуглилось. Но меня даже не столько денежная составляющая интересует, сколько "другие условия", которые могут меня касаться, но о которых я не знаю. Не понимаю, почему те же сроки увольнения и количество дней отпуска - тайна за семью печатями.
Спасибо!
С прививками вообще непонятно пока, какая политика в конторе. Вообще ни слова, ни полслова не сказали.
Единственное, очень сильно интересовались, есть ли у меня возможность работать из дома. Но начинать-то всё равно в офисе, где ж ещё я пороху понюхаю? :)
В контракте упоминается Tarifvertrag für die kaufmännischen und technischen Angestellten und Meister des privaten Transport- und Verkehrsgewerbes in Hessen.
Это относится к чему-то из перечисленного Вами? Я пока не особо разбираюсь в этих "условных обозначениях". Это явно не ÖD.
Сроки озвучили потом, когда я увидела, что в фертраге ничего нет, и начала спрашивать. На собеседовании не спрашивала, думала, потом всё в документах увижу. Да и как про кюндигунгсфрист на собеседовании спрашивать - я постеснялась.
В типичном немецком коллективе помощь не предлагают, но позитивно откликаются если вы ее попросите. Немецкий коллега может поздороваться утром и попрощаться вечером, и все. А если вы его о чем-то попросите, то бросит свою работу и будет вам помогать. Не следует злоупотреблять, конечно.
Вам, походу, к ver.di. Ну еще вот эти "Speditions- und Logistikverband Hessen/Rheinland-Pfalz e.V." могут быть в курсе. У igmetall есть вся информация по отраслям на сайте, но, вроде, они не ваш случай.
Неизвестно к кому относится ваш работодатель .
Скорее всего вам в первый рабочий день выдадут всю информацию письменно под роспись. Мои так и сделали, но TV-L доступен в интернете. Мой контракт был на одном листочке и там только была указанна тарифная группа.
Товарищи, по ходу раздумий возник вопрос.
Каким образом здесь регулируются переработки? В каждой фирме свои нюансы или есть какие-то общие правила?
Например, в некоторых фирмах в РФ уход домой во звонку считается моветоном, несмотря на то, что переработки, как правило, не оплачиваются.
Везде по-разному. Редко где уходят по звонку, но тоже бывает. Бывает, что шеф "бездомный" и сидит на работе с понедельника по воскресенье и ожидает того же от других. Бывает, что каждую минуту переработки фиксируют, а потом выплачивают или дают отгулять....Общего плана на всю Германию, как и на Россию нет😉
Смотрите по коллегам и по объёму работы.
Спросите у HR в первый день про учет рабочего времени. Странно, что вам это не сообщили на интервью. Из опыта: в конторах, ведущих учет времени, давали отгулы. Там где учета нет, то когда хотела приходила, когда хотела уходила, но вела табличку сама, чтоб примерно ориентироваться:-)).
Бухгалтерия и персонал- наши лучшие подруги и други.
Если адекватные....:) я на третий день у бухгалтера спросила ерунду какую то ( ну реально стандартный вопрос по бухгалтерии.. типа, где списки неплательщиков и забывчиввх клиентов посмотреть можно) ...она два года на меня волком смотрела :)) Хотя, я реально с людьми хорошо схожусь.
Общих правил нет. Даже на одном предприятии но в разных местах учёт времени может сильно отличаться. Работал на одной фирме где в одном месте отмечали приход/уход электронным способом (бэйджик с чипом) а в филиале на другой стороне страны было Vertrauensarbeitszeit и каждый сотрудник сам заносил время в систему. Кстати помимо этого почти везде ещё нужно заносить фактически отработанное время по каждому отдельному проекту или скажем по разным Kostenstelle. Иначе тебя конролинг или проектлидер возьмут за жабры. Самое забавное что почти везде эти системы не связаны между собой.
Спасибо большое! Мне очень нужна вся эта информация, чтобы можно было своевременно свои вопросы задать. Чтоб избежать ситуации "я не знала" - " а почему не спросила?" - "я об этом не подумала".
То есть для вас (работающих) эта информация - само собой разумеющееся, вполне возможно, для сотрудников на фирме тоже, а у меня пока даже и вопросов не возникнет, потому что я об этой "материи" никогда и не слышала.
Первые дни присматривайтесь, ко всем относитесь доброжелательно нейтрально : пригласят вместе пойти попить кофе-идите. Инфу о личном и о прошлом месте работы выдавайте очень дозировано, без деталей. Особенно важно не допускать распространённых ошибку новичков, я вижу это часто: в первое время, это са. 1-3 недели не стоит делать никаких громких заявлений: а вот у нас так делали, а вот можно это внедрить, а вот это у вас неправильно.
Даже если на первый взгляд это так кажется, возможно/скорее всего вы не владеете всей информацией почему это именно так делается.
Сначала присмотритесь, как можно более самостоятельно попытайтесь разобраться в теме, учите документацию, читайте cd (central directive). Если у вас какие - то общие большие совещания, внимательно впитывайте все, при возникающих вопросах записывайте себе в столбик и с ними обращайтесь к коллеге, к кому вас приставили на первое время. Во - первых, несвоевременными вопросами можно сбить повестку дня и вместо запланированного начать объяснять новичку базовые или тему, которые все остальные знают==> это неэффективно и раздражает всех. Я в таких случаях вежливо говорю у кого узнать инфо по теме, либо предлагаю объяснить оффлайн и возвращаю совещание на запланированные темы. Во-вторых, такие вопросы могут повредить самому новичку на будущее. Понятно, что новенький и ещё не во всем в теме, но лучше не показывать это на более широкую аудиторию чем своя группа коллег. Изначально мнение у коллег может сложиться не такое, как хотелось бы новичку.
В целом, поздравляю и желаю удачи, все будет хорошо!🍀🤞
Спасибо большое за развёрнутый ответ и советы!
У меня проблема с этим:
Инфу о личном и о прошлом месте работы выдавайте очень дозировано, без деталей.
Меня собеседовали двое начальников (тимляйтер и ляйтер возможно местного филиала, точно не знаю, но по должности выше, чем первый). Задавали в том числе и личные вопросы. Честно говоря, я изначально не особо серьёзно восприняла это собеседование (очень крупная контора) после первого отказа (мелкая фирма). Думала, уж если в мелкой мне отказали, то тут точно меня ничего не ждёт. И я участвовала в собеседовании ради собеседования (чтоб потренироваться в немецкой речи), на полном расслабоне я выдала всю информацию. То есть разговор получился больше не как собеседование с двумя ляйтерами, а как с подружкой за чашкой чая.
И теперь главный вопрос: как мне настроиться на эту "дозированную выдачу"? Как правильно "обрубать", чтобы не звучало слишком грубо? И насколько далеко/глубоко/широко можно вообще о себе рассказывать? Где та "грань"? Я её пока не нащупала, не понимаю. :(
То есть разговор получился больше не как собеседование с двумя ляйтерами, а как с подружкой за чашкой чая
Вас уже взяли, значит начальство ваши вводные устроили. Как правило, чем крупнее контора, тем лояльнее относятся к не совсем стандартным ситуациям. Но это начальство, с кем вы каждый день работать будете вы ещё не знаете. Сначала посмотрите какой климат в коллективе, кто с кем как общается, позже вы сами для себя определите с кем можно и поболтать, а с кем лучше только по делу.
И теперь главный вопрос: как мне настроиться на эту "дозированную выдачу"?
Может кто из группы свое видение добавит, на мой взгляд, дозированная выдача, это то, что вы сами готовы рассказать.
как пример:
на вопрос о причине / желании работать на неполный лень я бы сказала спокойно, вежливо, но коротко: по личным обстоятельствам мне так удобнее. Насчёт планов на полную ставку на полный лень:, посмотрим, как пойдёт.
На вопрос о личной жизни тоже вежливо и коротко по делу, И все другие вопросы в том же ключе. Про зп, например, в немецких фирмах не принято разговаривать, по крайней мере не между почти незнакомыми.
Как правильно "обрубать", чтобы не звучало слишком грубо?
Как правило, но не всегда, немецкие коллеги достаточно тактичны, чтобы не лезть с подробными вопросами и стандартными ответами, сказанными спокойным уверенным, доброжелательным тоном, как правило удовлетворяются. Да и с другой стороны, не только вы, но и к вам приглядываться будут. Поэтому, если не увидите откровенных радостных объятий
новых коллег- не расстраивайтесь, достаточно, если это будет просто нейтральная доброжелательность коллег. Чуть позже все друг к другу привыкните. Всякие пироги или тортики не советую носить в самом начале. Поинтересуйтесть у коллег недели через две когда у них принято проставляться. У нас, например, через полгода. Но если у вас будет день рождения раньше, то это хороший повод принести что-нибудь. В целом, имхо: спокойный, уравновешенный, доброжелательный работник, который быстро врабатывается в темы, всегда предпочтительнее слишком сильно заигрывающего с коллективом (это может восприняться как заискивание) или наоборот буки.
Я достаточно закрытый человек, меня как раз устраивают ответы "ниачом": вроде как и на вопрос отреагировал, и ничего о себе не рассказал.
Вопрос в том, как это воспринимается другими людьми. С ляйтерами, например, ответ "ниачом" не прокатил, начали выспрашивать и я предпочла рассказать всё как есть, нежели юлить и что-то там нейтральное выдумывать. Ну и опять же, сыграл "эффект попутчика", я изначально настраивалась на отказ, думала, что говорю с ними в первый и последний раз в жизни. Буду надеяться на тактичность коллег, ибо второй допрос проходить неохота. :)
В общем, рубашку с первых дней на груди рвать не стоит. Включаю режим наблюдения и нейтральной доброжелательности.
Инфу о личном и о прошлом месте работы выдавайте очень дозировано, без деталей. Особенно важно не допускать распространённых ошибку новичков, я вижу это часто: в первое время, это са. 1-3 недели не стоит делать никаких громких заявлений: а вот у нас так делали, а вот можно это внедрить, а вот это у вас неправильно.
С "это у вас неправильно", о личном и вообще децентно себя вести - согласна, но почему не говорить о прошлом месте работы? Ведь из-за опыта на прошлых работах (учёбах) человека собственно и взяли. Основываясь на этом опыте сотрудник будет проблемы решать на пользу новому работодателю.
в первое время, это са. 1-3 недели не стоит делать никаких громких заявлений: а вот у нас так делали, а вот можно это внедрить, а вот это у вас неправильно.
С "это у вас неправильно", о личном и вообще децентно себя вести - согласна, но почему не говорить о прошлом месте работы? Ведь из-за опыта на прошлых работах (учёбах) человека собственно и взяли. Основываясь на этом опыте сотрудник будет проблемы решать на пользу новому работодателю.
Не в первые недели. Мой, вот реально хороший совет, сначала разобраться как работает система на новом месте, почему так, а потом предлагать. Если кто-то может выяснить ситуацию и способен видеть всю систему через неделю ( зависит от величины предприятия и сложности самой позиции), ну.... ок, в чем у меня лично очень большие сомнения. Это рекомендация с моей стороны, потому что я только за последнее время вижу стабильно эту ошибку у новеньких, где иногда больно бывает: т. Е. новенький с первых дней начинает предлагать креативные идеи, потому что на прошлой работе так делали, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что это предложение либо не применимо к этой конкретной фирме, либо будет тоже самое, но в профиль ( только внешне меняется что бы показать бурную деятельность). В итоге может сложиться не то впечатление у коллег, какое хотел бы новенький.
П. С. Идеального места работы, наверное не бывает, вот картинка в тему:
меня как раз устраивают ответы "ниачом": вроде как и на вопрос отреагировал, и ничего о себе не рассказал. Вопрос в том, как это воспринимается другими людьми.
Мной плохо. Я в душу не лезу когда знакомлюсь с людьми, но после таких ответов возникает первый барьер и комплексы. Считаю вежливее было бы обозначить где твои границы. Мне кажется стоит быть самой собой. Считать до десяти прежде чем отвечать na вопросы и помнить что кругом такие же люди как и ты, не хуже не лучше
Моя ситуация как раз такая, что в первые дни только молча внимать и записывать. :)
У меня нет "прошлого опыта работы" здесь, а опыт из России применим только в общем, но не в частностях. Не буду ж я говорить "а вот на учёбе мы делали так-то".
Все рекомендации и мысли важны, спасибо!
Всё зависит от вопросов. Одно дело спросить, что я на ужин готовила или что я собираюсь делать на выходных, и совсем другое, если спрашивают о том, с кем я живу, зачем к врачу иду или что-то подобного плана. Границы чувствительности у каждого разные. И я заранее не знаю, какие границы у того, кто вопрос задаёт, как он воспримет мой ответ, поймёт от расплывчатого ответа, что не стоит дальше распахивать, или начнёт настойчиво выпытывать, что, как, зачем и почему.
Конечно новенькому нужно десять раз отмерить и сто раз обдумать прежде чем вклиниваться, но всё же полезно зарекомендовать себя с самого начала решив какую-нибудь насущную проблему. Мне вот инертные коллеги в выжидательных позициях поперёк горла. Всё конечно раз на раз не приходится, универсальных решений нet
С угощением, по-моему достаточно большому опыту, лучше подождать. В первый день/ неделю это часто нелепо выглядит, на мой взгляд. Где я сейчас работаю, приносят после испытательного срока. Может где-то и не так, это только мой опыт из мин. 5 фирм, бюро.
Нп
можно и нужно спросить у коллег, как принято. В маленьких коллективах бывает сразу в первую неделю кофе-чай-печеньки, а в больших-после исп.срока. либо неск-ко поводов вместе собрать можно , напр. День Рожд + вливание в коллектив.(экономия даже, если 30-50коллег набираются)
Я сама в первый день всегда недорогие печеньки, которые каждая в отдельной уп-ке, с собой брала для новых коллег по бюро. По поводу в первый же раб.день поболтать с чаем 10мин с новичком-соседом никто обычно ничего против не имеет. А не захотели б, я б их сама с'ела когда-нибудь. Я это им так прямым текстом, с шуткой и преподносила: 'не знаю, как у Вас принято, поэтому на всякий случай нам в бюро печеньки к чаю, био-чая пачку (хорошего, с ассорти пакетиками) припасла. Если все откажетесь, придётся мне одной их есть и чаи гонять.(+ широкая улыбка). Ах, да, для тех, кто фигуру бережёт (falls jmd auf die schlanke Linie achtet blabla), есть сетка мандаринов ещё. '. Но это не всегда, конечно, так происходит. Но в ÖD, учебных заведениях и мелких фирмах на 99% никто не откажется:-)
Если коллеги на обед сами к своей поляне на чай пригласят и скажут-тут всё от фирмы, ещё фрукты там-то в свободном доступе стоят, то ничего не доставать, конечно. :-) Были всякие варианты уже.
может мы живем разных регионах. на востоке принято приносить угощения в 1й день. сейчас у меня 5я работа.
не нужно устраивать в 1й день торжественный банкет. обычно кухен или печенье ставят на кухне и пишут имейл своей тим или кто на этаже мол "угощайтесь, коллеги. рад началу совместной работы"
Мне вот инертные коллеги в выжидательных позициях поперёк горла.
Аналогично. Я не за то, чтобы умничать с первого дня, но какую-то активность можно проявить. Золотую середину найти в общем.
Насчёт угощения: в актуальных условиях я бы подождала. Я, например, 1 февраля выхожу на новую работу и меня сразу на собеседовании предупредили, что скорее всего будет месяц в офисе с шефом и коллегой, а потом брысь в норку хоум офис.
для трех человек точно печенюшки не принесу, проще в кафе пригласить 😇
ТС, успешного старта!
Не переживайте))) Я всегда на новичков смотрю, которые в бой рвутся, и говорю, что все впереди, скоро нагрузка будет, что забудут, что такое кофе выпить в перерыве))) Так что если коллеги не спешат Вас нагружать, наслаждайтесь моментом 😉