Deutsch

"Царь леса"

93  1 2 3 4 5 6 все
  malru* Miss Marple15.02.06 18:03
15.02.06 18:03 
Последний раз изменено 15.02.06 19:45 (malru*)
Иван Иванович Шишкин (1832-1898)
"Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный." - В. В. Стасов

И. Крамской. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. 1873.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

#1 
  malru* Miss Marple15.02.06 18:28
NEW 15.02.06 18:28 
в ответ malru* 15.02.06 18:03
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Его увлекала техника, он занимался археологией, историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь.
К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого.
Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. В одном из своих писем Мокрицкий наставлял Шишкина - уже ученика Академии художеств - казалось бы, о противоположном: "Трудитесь и думайте более о предмете, нежели о "способе". Это поучение прочно вошло в творчество Шишкина.
#2 
  malru* Miss Marple15.02.06 19:04
NEW 15.02.06 19:04 
в ответ malru* 15.02.06 18:28
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. "Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище",- записал он несколько позже в дневнике. "Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы ..."
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу - в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например, идущую крестьянку с котомкой за спиной. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист, исполненный в 1853 году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Однако все его наброски предельно просты - сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: "Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды".
Приобретенный Государственным Русским музеем еще весьма робкий по исполнению, явно ученический этюд "Сосна на скале", датированный апрелем 1855 года,- единственная дошедшая до нас пейзажная натурная работа масляными красками, относящаяся ко времени обучения Ивана Шишкина в училище.

Бумага на картоне, масло. 31х39 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#3 
  malru* Miss Marple15.02.06 19:28
NEW 15.02.06 19:28 
в ответ malru* 15.02.06 19:04, Последний раз изменено 15.02.06 21:09 (malru*)
Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожил до конца своих дней.
Благодаря любви и заботе своего руководителя - А. Н. Мокрицкого, связь первой художественной школой продолжала еще долго сохраняться в мыслях и душе начинающего художника. Принятый без особых хлопот в Академию художеств в год окончания художественного училища, Шишкин в то же время обращается не раз за советами к Мокрицкому и охотно вводит его в круг своих занятий, успехов и трудностей.
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.
#4 
  malru* Miss Marple15.02.06 19:30
NEW 15.02.06 19:30 
в ответ malru* 15.02.06 19:28

Вид в окрестностях Петербурга. 1856
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

#5 
  malru* Miss Marple15.02.06 19:43
NEW 15.02.06 19:43 
в ответ malru* 15.02.06 19:30
О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку "Дубки под Сестрорецком" (1857). Наряду с присущими этой большой "рисованной картине" элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности изображения. В произведении видно стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка.

Дубки под Сестрорецком. 1857
Бумага тонированная, итальянский карандаш, белила, растушка, про. 65.9х48 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#6 
  malru* Miss Marple15.02.06 19:52
NEW 15.02.06 19:52 
в ответ malru* 15.02.06 19:43, Последний раз изменено 15.02.06 20:03 (malru*)

Автопортрет. 1854
Бумага, графитный карандаш. 9.6х13.3 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Обучение в Академии художеств у посредственного живописца Сократа Воробьева почти ничего не прибавило к знаниям, полученным в Училище живописи, ваяния и зодчества. Академизм с ходом времени превращающий некогда живое и прогрессивное искусство в склеротический канон, присущ был и российской академии, жизнь которой находилась под тяжким прессом чиновничьей бюрократизации художественного обучения.
Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Копии с работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года пишет: "Я помню. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама - я не вижу; в манере Вашей есть нечто свое... Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно".
Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции. У него все явственнее проступало трезвое, спокойно-вдумчивое отношение к природе. Он подходил к ней не только как художник, увлеченный красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы.
#7 
  malru* Miss Marple15.02.06 19:54
NEW 15.02.06 19:54 
в ответ malru* 15.02.06 19:52

Валаам. Лес на камнях. 1859
Бумага, графитный карандаш. 57.2х42.4 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#8 
  malru* Miss Marple15.02.06 19:56
NEW 15.02.06 19:56 
в ответ malru* 15.02.06 19:54, Последний раз изменено 15.02.06 20:14 (malru*)
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.
Этюд "Сосна на Валааме" - один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали - дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарования Шишкина - содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Одна из этих деталей - прислонившийся к сосне старый покосившийся крест - создает определенный элегический настрой.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии - "Вид на острове Валааме" (1858). Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм. Их он стремился передать как можно конкретнее. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина "Вид на острове Валааме. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.

Вид на острове Валааме. 1859
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#9 
  malru* Miss Marple15.02.06 19:58
NEW 15.02.06 19:58 
в ответ malru* 15.02.06 19:56

Скалы на острове Валааме. Кукко. 1859
Бумага, графитный карандаш. 46.2х59.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#10 
  malru* Miss Marple15.02.06 20:18
NEW 15.02.06 20:18 
в ответ malru* 15.02.06 19:58

Стадо овец на опушке леса. 1860-е
Бумага, тушь, перо. 29.5х38.3 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#11 
  malru* Miss Marple15.02.06 20:19
NEW 15.02.06 20:19 
в ответ malru* 15.02.06 20:18

Старый дом на берегу пруда. 1860-е
Бумага, сепия. 26.5х31 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

#12 
  malru* Miss Marple15.02.06 20:26
NEW 15.02.06 20:26 
в ответ malru* 15.02.06 20:19
Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году, Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера.
Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.

Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Но мастерство, накопленное в Академии и за границей, мало ориентировало художника на выбор дальнейшего собственного пути, выбор тем более ответственный для Шишкина и его самобытного таланта не только перед самим собой, но и ближайшими товарищами, чувствовавшими в нем пейзажиста, идущего по новой дороге. Сближение с членами Артели и особенно с И. Н. Крамским также могло благотворно сказываться на назревших поисках творческой перестройки.
Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды.
#13 
  malru* Miss Marple15.02.06 20:35
NEW 15.02.06 20:35 
в ответ malru* 15.02.06 20:26
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно, и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Совместная работа с пейзажистом московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой, идущей из глубины, и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Наличие картины ни в коей мере не умаляет самостоятельной художественной ценности исполненного на натуре этюда с особенно удавшейся живописью неба с серебристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем.
Представляя типичный среднерусский равнинный пейзаж, картина вместе с тем являет своим содержанием и образно выраженную через пейзаж тему народной жизни. Завершая собой шестидесятые годы и путь перестройки, она одновременно становится и заявкой на будущее творчество художника, правда, в большей части посвященное мотивам лесного пейзажа, но в существе своей образности близкого все той же здоровой народной основе.

Полдень. Окрестности Москвы. Братцево. Этюд. 1866
Основное произведение: Полдень. В окрестностях Москвы
Холст, масло. 56х65 см
Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань

#14 
  malru* Miss Marple15.02.06 20:38
NEW 15.02.06 20:38 
в ответ malru* 15.02.06 20:35, Последний раз изменено 15.02.06 20:42 (malru*)

Полдень. В окрестностях Москвы. 1869
Холст, масло. 80.4х111.2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#15 
  malru* Miss Marple15.02.06 20:46
NEW 15.02.06 20:46 
в ответ malru* 15.02.06 20:38, Последний раз изменено 16.02.06 12:38 (malru*)

Буковый лес в Швейцарии. 1863
#16 
  malru* Miss Marple15.02.06 20:49
NEW 15.02.06 20:49 
в ответ malru* 15.02.06 20:46

Деревья в поле. Братцево. 1866
Бумага, графитный карандаш. 42.8х26.5 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

#17 
  malru* Miss Marple15.02.06 20:56
NEW 15.02.06 20:56 
в ответ malru* 15.02.06 20:49
В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. На Валаам Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним Федором Васильевым, которого опекал и обучал живописи.
Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса" (1867).

Для определения "лица" пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Шишкин стремился к изображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. В "Рубке леса" это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом,- все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Композиционное построение картины лишено статичности - вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими "враздрай" наклоненными осинами и березами.
#18 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:04
NEW 15.02.06 21:04 
в ответ malru* 15.02.06 20:56, Последний раз изменено 15.02.06 21:08 (malru*)

У церковной ограды. Валаам. 1867



#19 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:06
NEW 15.02.06 21:06 
в ответ malru* 15.02.06 21:04

Аллея Летнего сада в Петербурге. 1869
Бумага, тушь, перо. 40.3х54.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#20 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:11
NEW 15.02.06 21:11 
в ответ malru* 15.02.06 21:06

Дорога в лесу. 1869
Бумага цветная, тушь, перо. 20.3х28.3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#21 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:15
NEW 15.02.06 21:15 
в ответ malru* 15.02.06 21:11

Лес. 1869
Бумага, тушь, перо. 36.5х47 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#22 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:18
NEW 15.02.06 21:18 
в ответ malru* 15.02.06 21:15

Лес. 1869
Бумага, графитный карандаш. 31.9х23 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#23 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:24
NEW 15.02.06 21:24 
в ответ malru* 15.02.06 21:18
Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника.
В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа, надеясь получить звание профессора. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Картина "Полдень. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей - сумму, предложенную Третьяковым.
В картине "Полдень. В окрестностях Москвы" прозвучала тема, охватившая не только творчество Шишкина, но и значительную часть русской пейзажной живописи. Тема благодарения, восприятия жизни как блага, имеющая неявный христианский источник. Идея блага стала одной из центральных проблем философии и искусства второй половины XIX века. О нем говорили и Михаил Бакунин "...нет зла, все - благо. Для религиозного человека ...все благо и прекрасно..."
Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.

Прогулка в лесу. 1869
#24 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:40
NEW 15.02.06 21:40 
в ответ malru* 15.02.06 21:24, Последний раз изменено 15.02.06 22:54 (malru*)
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка - он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения.
Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Мастер смело экспериментировал. Он не только вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.

Лесная глушь. 1870
Бумага цветная, тушь, перо, белила, кисть. 54х37.2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#25 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:43
NEW 15.02.06 21:43 
в ответ malru* 15.02.06 21:40

В лесных зарослях. 1870-е
Бумага, графитный карандаш. 32.5х24.2 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

#26 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:50
NEW 15.02.06 21:50 
в ответ malru* 15.02.06 21:43

Ель. 1870-е
Бумага, графитный карандаш. 30х48.5 см
Музей академии художеств, Санкт-Петербург

#27 
  malru* Miss Marple15.02.06 21:53
NEW 15.02.06 21:53 
в ответ malru* 15.02.06 21:50

Мост через речку. 1870-е
Бумага цветная, графитный карандаш. 26.5х16.8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#28 
  malru* Miss Marple15.02.06 22:28
NEW 15.02.06 22:28 
в ответ malru* 15.02.06 21:53, Последний раз изменено 15.02.06 22:33 (malru*)
Лето 1871 года Шишкин прожил на родине. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии". Уже название позволяет связать это произведение с природой родного края, а время собирания материала - с летом 1871 года.

Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года, извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы". В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. "Он (то есть Шишкин), - пишет Крамской, - написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи".
Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, позже - в 1870-х годах - с Архипом Куинджи.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние. Крамской, видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой.
#29 
  malru* Miss Marple15.02.06 22:42
NEW 15.02.06 22:42 
в ответ malru* 15.02.06 22:28

В роще. 1869
#30 
  malru* Miss Marple15.02.06 22:45
NEW 15.02.06 22:45 
в ответ malru* 15.02.06 22:42

За грибами. 1870

#31 
  malru* Miss Marple15.02.06 22:47
NEW 15.02.06 22:47 
в ответ malru* 15.02.06 22:45

Ивы, освещенные солнцем. 1870
#32 
  malru* Miss Marple15.02.06 22:49
NEW 15.02.06 22:49 
в ответ malru* 15.02.06 22:47

Лесная глушь. 1872
Холст, масло. 161х209 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#33 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:01
NEW 15.02.06 23:01 
в ответ malru* 15.02.06 22:49

Лесной ручей. 1874
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин.
#34 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:04
NEW 15.02.06 23:04 
в ответ malru* 15.02.06 23:01

Первый снег. 1875
#35 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:09
NEW 15.02.06 23:09 
в ответ malru* 15.02.06 23:04

На покосе в дубовой роще. 1874
#36 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:16
NEW 15.02.06 23:16 
в ответ malru* 15.02.06 23:09

Лесная речка. Сиверская. 1876
Бумага, графитный карандаш. 22.6х31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#37 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:20
NEW 15.02.06 23:20 
в ответ malru* 15.02.06 23:16

У скита. 1876
Бумага, графитный карандаш. 23.1х31.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#38 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:22
NEW 15.02.06 23:22 
в ответ malru* 15.02.06 23:20

Папоротники в лесу. 1877
Бумага цветная, итальянский карандаш. 21.2х28.6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#39 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:37
NEW 15.02.06 23:37 
в ответ malru* 15.02.06 23:22

Сосны на взморье. 1877
Бумага, графитный карандаш. 41.1х58.4 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#40 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:39
NEW 15.02.06 23:39 
в ответ malru* 15.02.06 23:37

Цветы в лесу. 1877
Бумага цветная, итальянский карандаш, соус. 21.3х28.4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#41 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:40
NEW 15.02.06 23:40 
в ответ malru* 15.02.06 23:39

Дорога в лесу. Конец 1870-х - начало 1880-х
Бумага, графитный карандаш. 35х23 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#42 
  malru* Miss Marple15.02.06 23:48
NEW 15.02.06 23:48 
в ответ malru* 15.02.06 23:40

Рожь. 1878
Холст, масло. 187x107 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как "Протодьякон" И. Е. Репина, "Кочегар" и "Заключенный" Н. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Куинджи. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина "Рожь". Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Крамской сообщал Репину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина "Рожь".
Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы.
Само название "Рожь" в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно.
Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног убегает вперед, извиваясь и прячась за стеной ржи, полевая тропа. Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина совершенно иное, радостное звучание. Это светлая, "гостеприимная" дорога, зовущая и манящая вдаль.
Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о "счастии, довольстве человеческой жизни". Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: "Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божия Благодать. Русское богатство". В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа.
В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения положительных идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине "Рожь".
#43 
  malru* Miss Marple16.02.06 12:21
NEW 16.02.06 12:21 
в ответ malru* 15.02.06 23:48

Зима в лесу. Иней. 1877
#44 
  malru* Miss Marple16.02.06 12:35
NEW 16.02.06 12:35 
в ответ malru* 16.02.06 12:21
В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "В сосновом лесу" (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Ручей в лесу (На косогоре)
1880

#45 
  malru* Miss Marple16.02.06 12:52
NEW 16.02.06 12:52 
в ответ malru* 16.02.06 12:35

Заповедник. Сосновый бор. 1881
Холст, масло. 93х143 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

#46 
  malru* Miss Marple16.02.06 12:55
NEW 16.02.06 12:55 
в ответ malru* 16.02.06 12:52

Сосновый лес. 1885
Холст, масло. 161х113.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#47 
  malru* Miss Marple16.02.06 13:13
NEW 16.02.06 13:13 
в ответ malru* 16.02.06 12:55

Опушка леса. 1879
#48 
  malru* Miss Marple16.02.06 13:22
NEW 16.02.06 13:22 
в ответ malru* 16.02.06 13:13

Ручей в березовом лесу. 1883
Холст, масло. 153х105 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#49 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:21
NEW 17.02.06 19:21 
в ответ malru* 16.02.06 13:22
Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.
Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем", и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа "Дубы. Вечер", многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г.), "На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889, 90?), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Лежащий в основе работ художника четкий рисунок является существенным признаком, дающим возможность отличить подлинные произведения мастера.

Лопухи. 1878
Бумага, графитный карандаш. 32х23 см
Музей академии художеств, Санкт-Петербург

#50 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:22
NEW 17.02.06 19:22 
в ответ malru* 17.02.06 19:21

Упавшее дерево. 1878
Этюд
Бумага, графитный карандаш. 31.2х45.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#51 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:35
NEW 17.02.06 19:35 
в ответ malru* 17.02.06 19:21

Гурзуф. Скалы. 1879
Бумага, графитный карандаш. 39.3х44.1 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#52 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:38
NEW 17.02.06 19:38 
в ответ malru* 17.02.06 19:35

Деревья у ручья на горе Кастель. 1879
Бумага, графитный карандаш. 31х46 см
Музей академии художеств, Санкт-Петербург

#53 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:40
NEW 17.02.06 19:40 
в ответ malru* 17.02.06 19:38

На горе Кастель в окрестностях Алушты. 1879
Бумага, графитный карандаш, тушь, белила. 45.9х31.7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#54 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:43
NEW 17.02.06 19:43 
в ответ malru* 17.02.06 19:40

Чаща. 1879
Бумага, тушь, перо. 28.5х39.3 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#55 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:45
NEW 17.02.06 19:45 
в ответ malru* 17.02.06 19:43

В парке. 1880-е
Бумага, графитный карандаш. 24.6х33.1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#56 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:47
NEW 17.02.06 19:47 
в ответ malru* 17.02.06 19:45

Дубки в Сестрорецке. 1880-е
Бумага, графитный карандаш. 28х27 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#57 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:51
NEW 17.02.06 19:51 
в ответ malru* 17.02.06 19:47

Из окрестностей Гурзуфа. Этюд. 1879
Холст на картоне, масло. 54х35 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#58 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:53
NEW 17.02.06 19:53 
в ответ malru* 17.02.06 19:51

В крыму. 1880-1890-е
Холст на картоне, масло. 52х37 см
Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза

#59 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:56
NEW 17.02.06 19:56 
в ответ malru* 17.02.06 19:53

Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). 1888
Холст, масло. 101х83 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#60 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:58
NEW 17.02.06 19:58 
в ответ malru* 17.02.06 19:56

У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1888
Этюд для одноименной картины 1889 года
Основное произведение: У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)
Бумага на холсте, масло. 32.7х29 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#61 
  malru* Miss Marple17.02.06 19:59
NEW 17.02.06 19:59 
в ответ malru* 17.02.06 19:58

Мери-Хови. Берег моря. 1889
Бумага цветная, уголь, мел. 47.3х31 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#62 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:02
NEW 17.02.06 20:02 
в ответ malru* 17.02.06 19:59

У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1889
Картон, масло. 145.5х91.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#63 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:04
NEW 17.02.06 20:04 
в ответ malru* 17.02.06 20:02

Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови. Этюд. 1890
Мери-Хови по Финляндской железной дороге
Холст, масло. 59х33 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#64 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:06
NEW 17.02.06 20:06 
в ответ malru* 17.02.06 20:04

Сосна без солнца. Мери-Хови. Этюд. 1890
Холст, масло. 43х57 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#65 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:09
NEW 17.02.06 20:09 
в ответ malru* 17.02.06 20:06

Дуб. 1864
Этюд для картины "Вид в окрестностях Дюссельдорфа"
Дерево, масло. 62.5х41.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#66 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:17
NEW 17.02.06 20:17 
в ответ malru* 17.02.06 20:09

"Среди долины ровныя ...". 1883
Холст, масло. 203.5х136.5 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

#67 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:20
NEW 17.02.06 20:20 
в ответ malru* 17.02.06 20:09

Дубки. 1886
Холст, масло. 62х37.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#68 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:23
NEW 17.02.06 20:23 
в ответ malru* 17.02.06 20:20

Дуб. 1887
Холст, масло. 108х147 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#69 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:25
NEW 17.02.06 20:25 
в ответ malru* 17.02.06 20:23

Сосны, освещенные солнцем. Этюд. 1886
Холст, масло. 70.2х102 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#70 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:26
NEW 17.02.06 20:26 
в ответ malru* 17.02.06 20:25

Дубовая роща. 1887
Холст, масло. 193х125 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

#71 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:28
NEW 17.02.06 20:28 
в ответ malru* 17.02.06 20:26

Дубы. Вечер. 1887
Этюд для картины "Дубовая роща"
Холст на картоне, масло. 62х42 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#72 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:31
NEW 17.02.06 20:31 
в ответ malru* 17.02.06 20:28

Верхушки сосен. Этюд. 1890-е
Холст на картоне, масло. 53х40.7 см
Кировский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

#73 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:32
NEW 17.02.06 20:32 
в ответ malru* 17.02.06 20:31

"На севере диком ...". 1891
Холст, масло. 118х161 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

#74 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:34
NEW 17.02.06 20:34 
в ответ malru* 17.02.06 20:32

Дубы в Старом Петергофе. 1891
Холст, масло. 105х70 см
Музей академии художеств, Санкт-Петербург

#75 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:36
NEW 17.02.06 20:36 
в ответ malru* 17.02.06 20:34

Сосна. Мерикюль. 1894
Холст, масло. 83х110 см
Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир

#76 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:43
NEW 17.02.06 20:43 
в ответ malru* 17.02.06 20:36
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины "Утро в сосновом лесу", принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. А их было немало. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

Утро в сосновом лесу. 1889
Холст, масло. 213х139 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#77 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:46
NEW 17.02.06 20:46 
в ответ malru* 17.02.06 20:43

Крестовский остров в тумане. 1880-1890-е
Холст на картоне, масло. 36.2х27.2 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#78 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:49
NEW 17.02.06 20:49 
в ответ malru* 17.02.06 20:46

Туманное утро. 1885
Холст, масло. 144.5х108 см
Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород

#79 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:52
NEW 17.02.06 20:52 
в ответ malru* 17.02.06 20:49

Дождь в дубовом лесу. 1891
Холст, масло. 204х124 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#80 
  malru* Miss Marple17.02.06 20:55
NEW 17.02.06 20:55 
в ответ malru* 17.02.06 20:52

Туманное утро. 1897
Холст, масло. 110х82.5 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Ростов, Ярославская область

#81 
  malru* Miss Marple17.02.06 21:11
NEW 17.02.06 21:11 
в ответ malru* 17.02.06 20:55
На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Все сковано морозом и погружено в тень. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.

Зима. 1890
Холст, масло. 204х125.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#82 
  malru* Miss Marple17.02.06 21:20
NEW 17.02.06 21:20 
в ответ malru* 17.02.06 21:11

Выкорчеванные пни под снегом. Этюд. 1890-е
Бумага, уголь, мел. 31.1х23.8 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#83 
  malru* Miss Marple17.02.06 21:22
NEW 17.02.06 21:22 
в ответ malru* 17.02.06 21:20

Лес под снегом. 1890-е
Бумага цветная, уголь, мел. 45.8х24.1 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#84 
  malru* Miss Marple17.02.06 21:23
NEW 17.02.06 21:23 
в ответ malru* 17.02.06 21:22

Дорожка в лесу. 1891
Бумага, сепия, графитный карандаш. 44.5х61.4 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#85 
  malru* Miss Marple17.02.06 21:25
NEW 17.02.06 21:25 
в ответ malru* 17.02.06 21:23

Опушка лиственного леса. Этюд. 1895
Бумага на картоне, масло. 66х42 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#86 
  malru* Miss Marple17.02.06 21:34
NEW 17.02.06 21:34 
в ответ malru* 17.02.06 21:25

Березовая роща. 1896
Холст, масло. 70х95.5 см
Ярославский художественный музей, Ярославль

#87 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:00
NEW 17.02.06 22:00 
в ответ malru* 17.02.06 21:34

Паутина в лесу. 1880-е
Бумага цветная, итальянский карандаш. 30.5х44.8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#88 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:03
NEW 17.02.06 22:03 
в ответ malru* 17.02.06 22:00

Лесная поляна (Полянка). 1897
Холст, масло. 109х81.5 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

#89 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:05
NEW 17.02.06 22:05 
в ответ malru* 17.02.06 22:03

Осенний пейзаж. Парк в Павловске. 1888
Холст, масло. 31х41.5 см
Луганский областной художественный музей, Луганск

#90 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:09
NEW 17.02.06 22:09 
в ответ malru* 17.02.06 22:05

Цветы у забора. 1880-е
Холст, масло. 54х38 см
Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир

#91 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:10
NEW 17.02.06 22:10 
в ответ malru* 17.02.06 22:09

Мухоморы. Этюд. 1880-1890-е
Холст на картоне, масло. 19.6х12.8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#92 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:12
NEW 17.02.06 22:12 
в ответ malru* 17.02.06 22:10

Берег пруда. 1880-1990-е
Холст, масло. 40.5х29 см
Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир

#93 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:14
NEW 17.02.06 22:14 
в ответ malru* 17.02.06 22:12

Сныть-трава. Парголово. Этюд. 1884-1885
Холст на картоне, масло. 58.5х35 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#94 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:18
NEW 17.02.06 22:18 
в ответ malru* 17.02.06 22:14

Кора на сухом стволе. Этюд. 1889-1890
Картон, масло. 17.9х26.1 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#95 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:21
NEW 17.02.06 22:21 
в ответ malru* 17.02.06 22:18

Срубленный дуб в Беловежской пуще. 1892
Ярославский художественный музей, Ярославль

#96 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:22
NEW 17.02.06 22:22 
в ответ malru* 17.02.06 22:21

Травки. Этюд. 1892
Холст, масло. 39.6х24.7 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

#97 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:25
NEW 17.02.06 22:25 
в ответ malru* 17.02.06 22:22

Цветы на опушке леса. 1893
Этюд для картины "Лес на берегу моря"
Холст, масло. 67х42 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

#98 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:26
NEW 17.02.06 22:26 
в ответ malru* 17.02.06 22:25

В Сиверской. 1896
Холст, масло. 54х31 см
Челябинская областная картинная галерея, Челябинск

#99 
  malru* Miss Marple17.02.06 22:28
NEW 17.02.06 22:28 
в ответ malru* 17.02.06 22:26

Лесные дали. 1884
Холст, масло. 164х112.8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

  malru* Miss Marple17.02.06 22:37
NEW 17.02.06 22:37 
в ответ malru* 17.02.06 22:28
В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) - полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее, имеет авторскую надпись: "Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги". То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность.
Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые кроны бросают на них тень. Вдали - пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Богато нюансирован цвет. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".
  malru* Miss Marple17.02.06 22:39
NEW 17.02.06 22:39 
в ответ malru* 17.02.06 22:37

Корабельная роща. 1898
Холст, масло. 252х165 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  malru* Miss Marple17.02.06 22:40
NEW 17.02.06 22:40 
в ответ malru* 17.02.06 22:39

Кама близ Елабуги. 1895
Холст, масло. 195.5х120.5 см
Частное собрание

  malru* Miss Marple17.02.06 22:43
NEW 17.02.06 22:43 
в ответ malru* 17.02.06 22:40

Автопортрет. 1886
Офорт. 17.5х24.2 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  malru* Miss Marple17.02.06 22:51
NEW 17.02.06 22:51 
в ответ malru* 17.02.06 22:43
ФОТОГРАФИИ
И.И.Шишкин в Дюссельдорфе
1864-1865


  malru* Miss Marple17.02.06 22:52
NEW 17.02.06 22:52 
в ответ malru* 17.02.06 22:51
Е.А.Шишкина
Начало 1870-х


  malru* Miss Marple17.02.06 22:54
NEW 17.02.06 22:54 
в ответ malru* 17.02.06 22:52
И.И.Шишкин с художниками-передвижниками
1870-е
Слева направо - К.А. Савицкий, И.Н. Крамской, П.А. Брюллов, Н.А. Ярошенко, И.И. Шишкин


  malru* Miss Marple17.02.06 22:57
NEW 17.02.06 22:57 
в ответ malru* 17.02.06 22:54
Шишкин за работой над картиной "Мордвиновские дубы"
1891


  malru* Miss Marple17.02.06 23:00
NEW 17.02.06 23:00 
в ответ malru* 17.02.06 22:57

Мордвиновские дубы. 1891
Холст, масло. 111х84 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  malru* Miss Marple17.02.06 23:02
NEW 17.02.06 23:02 
в ответ malru* 17.02.06 23:00
И.И.Шишкин
1890-е


  malru* Miss Marple17.02.06 23:07
NEW 17.02.06 23:07 
в ответ malru* 17.02.06 23:02
Автограф письма И.И.Шишкина родителям с наброском начатой картины "Вид на острове Валааме"

  malru* Miss Marple17.02.06 23:08
NEW 17.02.06 23:08 
в ответ malru* 17.02.06 23:07
Автограф письма И.И.Шишкина Н.Д.Быкову с наброском-вариантом картины "Вид в окрестностях Дюссельдорфа"

  malru* Miss Marple17.02.06 23:14
NEW 17.02.06 23:14 
в ответ malru* 17.02.06 23:07

Тевтобургский лес. 1865
Холст, масло. 95х67 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  malru* Miss Marple17.02.06 23:16
NEW 17.02.06 23:16 
в ответ malru* 17.02.06 23:14

Лесной пейзаж с цаплями. 1870
Холст, масло. 112х79 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  malru* Miss Marple17.02.06 23:19
NEW 17.02.06 23:19 
в ответ malru* 17.02.06 23:16

Дорожка в лесу. 1880
Холст, масло. 48х59 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  malru* Miss Marple17.02.06 23:27
NEW 17.02.06 23:27 
в ответ malru* 17.02.06 23:19

Лесная дорога. 1897
Холст, масло. 83.5х111 см
Государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Sergsantana13 The Free Diver19.02.06 16:25
Sergsantana13
NEW 19.02.06 16:25 
в ответ malru* 17.02.06 23:27
Эти картины с детства помню ...( репродукции, конечно.. )
1 2 3 4 5 6 все