Deutsch

100 великих городов мира (1 - 18)

50074  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 все
  malru* Miss Marple12.02.06 20:53
NEW 12.02.06 20:53 
в ответ malru* 12.02.06 20:27
Арабский халиф Муавия в 661 году провозгласил независимость Дамаска от тогдашней арабской столицы Медины, но столицей Дамаск был менее ста лет. Однако и впоследствии город продолжал играть весьма значительную роль, но уже только как центр культуры. Однако сменившие Омейядов халифы из династии Аббасидов старались отнять у Дамаска и эту привилегию.
Если халифы из династии Омейядов в какой-то степени были весьма терпимы к своим христианским подданным, то Аббасиды сочли это непозволительной роскошью. И потому халиф Харун-ар-Рашид, хорошо известный по книге сказок ╚Тысяча и одна ночь╩, направил в Дамаск войска во главе с военачальником Бармакидом.
Христиане Дамаска, недовольные политикой Аббасидов, были должным образом наказаны: все построенные при Омейядах церкви халиф Харун-ар-Рашид приказал уничтожить, а членам разрешенных христианских общин отныне надлежало носить отличительные одежды. Давление на христиан в Сирии все росло, и многие из них вынуждены были эмигрировать. Скоро их и вовсе бы не осталось, но тут сами правители спохватились, что без христиан основное бремя налогов ляжет на плечи самих же мусульман.
О бурной истории первых веков ислама напоминают в Дамаске в основном гробницы. Например, в небольшой комнатке в юго-восточной части Великой мечети стоит гробница, в которой, по преданию, покоится голова имама Хусейна ≈ внука пророка Мухаммеда, которого мусульмане-шииты почитали едва ли не выше других своих святых. В этом уголке мечети постоянно слышится персидская речь, так как поток паломников из Ирана никогда не прекращается.
На южном краю Гуты возведена еще одна святыня шиитов ≈ мавзолей ╚малой Зейнаб╩, внучки пророка Мухаммеда. Строили и отделывали этот мавзолей иранские мастера, и, таким образом, в Дамаске сложился уголок настоящего Ирана. Точно такие же стены, гробницы, ковры и толпы молящихся паломников можно увидеть в святых местах Шираза, Кума и Мешхеда. Среди других знаменитых гробниц Дамаска выделяется захоронение первого в истории мусульманства муэдзина ≈ эфиопа Баляля, соратника пророка Мухаммеда.
#41 
  malru* Miss Marple12.02.06 20:54
NEW 12.02.06 20:54 
в ответ malru* 12.02.06 20:53

#42 
  malru* Miss Marple12.02.06 20:55
NEW 12.02.06 20:55 
в ответ malru* 12.02.06 20:54

#43 
  malru* Miss Marple12.02.06 21:00
NEW 12.02.06 21:00 
в ответ malru* 12.02.06 20:55
Крестовые походы на Восток обошли Дамаск стороной: город не был взят крестоносцами, хотя они и пытались овладеть им. Но жители Дамаска дали им достойный отпор, и рыцари вынуждены были снять осаду и отступить. В 1147 году Дамаск перешел под контроль прославленного полководца Салах-ад-Дина, которого в средние века воспевали за благородство и милосердие к побежденным крестоносцам. При нем в Дамаске было возведено много прекрасных архитектурных памятников, и сам он похоронен в великолепном мавзолее у стен Великой мечети ≈ под резным деревянным надгробием, на верхушку которого намотана огромная зеленая чалма.

До XIV века Дамаск охранял себя от возможных нападений ≈ крестоносцев, сельджуков и монголов, считая главной своей задачей развитие ремесел, торговли и различных искусств. Но потом в Сирии почти 400 лет господствовали турки, и их владычество закончилось только в 1918 году, а потом последовали годы сопротивления французской оккупации. Только в апреле 1946 года последний французский солдат покинул многострадальную землю Сирии.
У большинства прославленных арабских городов есть свой постоянный эпитет, навсегда закрепленный за ними. Название Дамаска ≈ аль-Фейха ≈ переводится как ╚обширный╩, а иногда и как ╚душистый╩. Как и все древние восточные города, Дамаск делится на старую и новую части. Улочки старого города настолько узки, что, раскинув руки в стороны, можно потрогать стены стоящих друг против друга домов.
#44 
  malru* Miss Marple12.02.06 21:01
NEW 12.02.06 21:01 
в ответ malru* 12.02.06 21:00

#45 
  malru* Miss Marple12.02.06 21:08
NEW 12.02.06 21:08 
в ответ malru* 12.02.06 21:01
Чревом и сердцем Дамаска является базар ╚Сук Хамедие╩, где все выглядит почти так, как и несколько веков назад, разве только изменился ассортимент ввозимых товаров. На базаре есть улицы портных, сапожников, ювелиров, гончаров, ковровые и многие другие лавки: здесь продают абсолютно все ≈ от антикварного кинжала из знаменитой дамасской стали до самой современной видеоаппаратуры. Зачастую торговля выплескивается прямо на улицу, занимая все пространство тротуаров. И здесь всегда царит сутолока ≈ пестрая и яркая, как маскарад.

Гордостью и вечной славой Дамаска является всемирно известный христианский богослов и церковный писатель Иоанн Дамаскин. Он родился в ассирийской христианской семье и был визирем одного из арабских халифов. Написанные им произведения прославили и его самого, и город Дамаск. Главным среди них считается сочинение ╚Источник знаний╩, которое состоит из трех частей: ╚Диалектика╩, ╚О ересях╩ и ╚Точное изложение веры╩. В XVI веке многие произведения Иоанна Дамаскина перевел князь Андрей Курбский.

#46 
  malru* Miss Marple12.02.06 21:12
NEW 12.02.06 21:12 
в ответ malru* 12.02.06 21:08

#47 
  malru* Miss Marple19.02.06 21:33
NEW 19.02.06 21:33 
в ответ malru* 12.02.06 21:12
Мерв
Руины древнего Мерва раскинулись на площади более 70 квадратных километров, далеко выходя за пределы первоначальной городской округи. Они включают в свою территорию несколько разновременных по происхождению городищ и развалины их бывших пригородов, которые лежат близ города Байрам-Али ≈ в оазисе реки Муграб. Эти городища возникали одно за другим, потом одни медленно угасали, иные внезапно перемещались на другие территории... Рушились покинутые людьми дома, оплывали древние стены, и сейчас только холмы и увалы печально обозначают местоположение бывших кварталов, общественных зданий и рыночных площадей.
Руины старого Мерва давно обратили на себя внимание, предпринимались даже попытки начать здесь археологические раскопки. Однако всестороннее изучение Муграбского оазиса началось только в 1950-х годах, когда сюда была послана археологическая экспедиция под руководством профессора М.Е. Массона.
В истории цивилизации Востока, да, пожалуй, и всего мира, найдется не так уж много древних поселений, удостоенных пышного титула ╚матери городов╩. Одним из них является древнетуркменский город Мерв, о котором еще в 985 году знаменитый путешественник и ученый аль-Макдиси сообщал: ╚Передают, что Катада говорил о словах Всевышнего. ╚Мать городов в Хиджазе ≈ Мекка, а в Хорасане ≈ Мерв╩. Мерв представлял собой гигантский мегаполис, равных которому не было в Центральной Азии: даже прославленные Самарканд и Бухара, Варахша и Пенджикент рядом с ним казались провинциальными городками.

#48 
  malru* Miss Marple19.02.06 21:44
NEW 19.02.06 21:44 
в ответ malru* 19.02.06 21:33
Муграбский оазис упоминается еще в священной книге персов ╚Авесте╩, где он именуется ╚Моуру╩ ≈ третье ╚место благословения╩, созданное Ормуздом для жительства, и называется могучим, священным и чистым. Как провинция Ахеменидской державы Мерв упоминается в клинописных текстах на Бехистунском барельефе царя Дария.
На рубеже античности и средневековья Мерв только в пределах городской крепостной стены занимал площадь 235 гектаров, а ведь в мегаполис входили еще ремесленный пригород и обширная сельскохозяйственная округа, во много раз превышавшие площадь самого города. Может быть, потому и к без того пышному титулу Мерва арабские писатели добавляли торжественное имя ╚Шахиджан╩ ≈ ╚Царская душа╩, ╚Повелитель Вселенной╩.

Многие арабские путешественники и географы восхищались красотой Мевра. Ибн-Хродадбех, древнейший из авторов, около 846 года составил ╚Книгу путей по государствам╩, в которой сообщает о Мерве как о городе, красота которого пережила века, нисколько не поддавшись губительному действию времени.
Прошлое Мерва загадочно, словно над ним застыл туман тысячелетий: даже о его возрасте в науке нет единого мнения. Проникнуть сквозь этот туман пытались еще античные писатели (Курций Руф и Исидор Харкский, Страбон и Плиний Старший, Птолемей и др.), официальные китайские хронисты, армянские летописцы, а также арабские и персидские историки и географы. В середине XII века выходец из родовитой мервской семьи Абусаид ас-Самани создал 20-томную ╚Историю Мерва╩, которая до нас дошла, к сожалению, только во фрагментах. Но даже и этот титанический труд мервского историка не смог прорвать завесу тайн над историей великого города.
Древнейшее ядро Мерва в науке именуют Эрк-Кала≈ ╚крепость-цитадель╩. Средневековая легенда рассказывает, что цитадель эта была возведена по повелению мифического царя Тахумарта. На протяжении II ≈ первой половины I тысячелетия до нашей эры Эрк-Кала была лишь одним из многочисленных населенных пунктов, причем даже не самым главным и не самым крупным. Но впоследствии именно Мерву выпало сыграть видную роль в истории.
#49 
  malru* Miss Marple19.02.06 21:59
NEW 19.02.06 21:59 
в ответ malru* 19.02.06 21:44
Здесь господствовали правители Ахеменидской династии, он находился под властью Александра Македонского, в правление селевкидского царя Антиоха Сотера (конец III века до нашей эры) весь Муграбский оазис был обнесен стеной, длина которой равнялась 230 километрам. Стена эта ограждала богатые земли Мерва от наступающих песков пустыни и одновременно преграждала путь воинственным кочевникам-скифам.
В VI≈VII веках вся Маргианская область распалась на небольшие удельные княжества, лишь номинально подчиняющиеся новым правителям ≈ сасанидским шахам. Фактически же правителем Мерва являлся местный феодал, который носил титул ╚марзубан╩. Мерв в ту пору и вплоть до монгольского нашествия становится видным культурным центром не только Хорасана, но и всей Средней Азии. Отсюда вышло немало выдающихся деятелей, например, высоко просвещенный человек и тонкий дипломат Бузуртмирх ≈ визирь царя Хосрова Великого, знаменитый врач, философ и путешественник Барзуе, несравненный певец и музыкант Бар-бут, про которого говорили, что у него на каждый день есть новая песня.
В Мерве в IX веке проходила деятельность врача-христианина Ибн-Масы, который работал в городской больнице и славился как один из выдающихся врачей своей эпохи. Он оставил после себя труды о режиме питания, влиянии на организм человека отдельных видов пищи, значении для здоровья водных процедур, правилах кровопускания. Ибн-Маса был еще и незаурядным ботаником: он подробно описал внешние признаки растений, указал места их произрастания, интересовался микологией... Аль-Би-руни в своей ╚Фармакогнозии╩ неоднократно ссылался на труды Ибн-Масы.

#50 
  malru* Miss Marple19.02.06 22:12
NEW 19.02.06 22:12 
в ответ malru* 19.02.06 21:59
Первоначально официальной религией в Мерве был зороастризм, именно сюда последний сасанидский царь Иездегерд принес Великий священный огонь и поместил его в одном из храмов-аташкедов. В городе существовала и крупная христианская община. Во время раскопок археологи откопали в северо-восточной части Гяур-калы (╚Крепости неверных╩) остатки христианского монастыря, возведенного на руинах одного из парфянских зданий. Монастырь имел овальный план, в него входил внутренний двор, окруженный сводчатыми кельями.

Мавзолей Мухаммеда ибн Зейда. Мерв

В Мерве были и буддистские общины. В юго-западном углу Гяур-калы располагался буддистский монастырь с высокой ступой, которая была возведена в III веке. Но особым почитанием в Мерве пользовался храм Кей-Марзубан, который в описаниях арабского географа Ибн-аль-Факиха выглядел так:
Был в Мерве большой старинный дом.. Дойдя от земли до высоты человеческого роста, он поднимался к крыше на четырех изображениях по его сторонам ≈ двух мужчин и двух женщин, и внутри его были удивительные изображения ≈ неизвестно, что такое.
И пришли некие люди, заявили, что оно принадлежит им и что их предки построили его; разрушили его и выбрали дерево, которое было в изображениях, а он был домом удивительно сделанным. В год, когда он был разрушен, Мерв и его селения постигли великие бедствия, и люди Мерва утверждали, что он был талисманом для процветания.
Большим уважением пользовался у местных жителей памятник ╚Султан-Санджар╩, о котором старинная легенда повествует следующее.
Была у султана необыкновенная жена ≈ красавица-пери, данная ему с небес на трех условиях: чтобы он никогда не смотрел, как она причесывается; никогда не смотрел на ее пятки, когда она будет ходить, и никогда не обнимал ее за талию. При нарушении этих условий жена немедленно будет опять взята на небо.
Султан счастливо жил со своей необыкновенной женой, но его постоянно терзали мысли об этих странных условиях. И вот однажды он все-таки решил подсмотреть, как она причесывается. Султан увидел, что жена сняла голову, положила ее на стол и стала расчесывать волосы золотым гребнем. Через некоторое время он осмелился посмотреть на пятки жены и увидел, что она не ходит, а плавает в воздухе. Разгневалась красавица-пери и улетела на небо.

#51 
  malru* Miss Marple19.02.06 22:18
NEW 19.02.06 22:18 
в ответ malru* 19.02.06 22:12
Султан счастливо жил со своей необыкновенной женой, но его постоянно терзали мысли об этих странных условиях. И вот однажды он все-таки решил подсмотреть, как она причесывается. Султан увидел, что жена сняла голову, положила ее на стол и стала расчесывать волосы золотым гребнем. Через некоторое время он осмелился посмотреть на пятки жены и увидел, что она не ходит, а плавает в воздухе Разгневалась красавица-пери и улетела на небо.
Сильно загоревал султан, и не в силах вынести тоски созвал он своих священников и просил их помочь ему вернуть жену Горячие молитвы духовных особ вернули султану его сокровище, и так прошло еще два счастливых года, а потом султан опять не утерпел' он обнял жену за талию и почувствовал, что она без костей.
На этот раз жена-пери решила оставить мужа навсегда, несмотря на все его мольбы. А при прощании сказала. ╚Если ты желаешь меня видеть, построй мечеть, чтобы была выше всех мечетей, и наверху сделай отверстие. В это отверстие я буду показываться тебе каждую пятницу╩.
Султан так и сделал. И когда строительство мечети было завершено, он увидел в отверстие свою жену. Такие свидания повторялись до тех пор, пока султан не почуял близкую кончину. Тогда жена явилась ему в куполе мечети, бросила гребенку, но та не упала, а застряла между кирпичами. Султан приказал достать гребенку и положить ее в ящик, а ящик вставить в заветное отверстие.
Этой легенде верили и русские, поэтому не раз делали попытки овладеть драгоценным ларцом. Сам мавзолей султана Санджара, последнего представителя могущественной сельджукской династии, был возведен примерно в первой половине XII века и поражал современников и последующие поколения своими размерами и четкостью архитектурной композиции. В начале XV века Исфизири писал о мавзолее, что ╚это одна из величайших построек царств вселенной и до такой степени прочна, что порча не может коснуться ее╩. Однако время не пощадило этот памятник, и постепенно усыпальница султана Санджара потеряла свой величественный первоначальный облик.

#52 
  malru* Miss Marple19.02.06 22:32
NEW 19.02.06 22:32 
в ответ malru* 19.02.06 22:18
Мервская цивилизация отличалась высочайшим уровнем технологий, утраченных еще в далеком прошлом и заново открытых лишь совсем недавно. В античном мире, например, очень ценилось ╚маргианское железо╩, из которого изготовлялись стальные изделия высокого качества. Плутарх в своем ╚Сравнительном жизнеописании╩ писал об ╚ослепительно ярко сверкавших╩ стальных шлемах и панцирях парфянских воинов. Плиний тоже свидетельствовал, что в Риме отдавали предпочтение именно ╚маргианскому железу╩, так как только его можно было сравнить со знаменитыми китайскими изделиями.
Международный Проект Мерв раскопал мастерскую специализирующаяся на производстве тигельной стали в Раннеисламский период (конец 9-ого начало 10-ого века нашей эры). Открытие это было большим сюрпризом, поскольку ни месторождений железной руды ни высококачественной глины необходимых для этого процесса не было найдено в окрестностях Мерва. Впрочем Мерв был важным городом на перерестке Великого Шелкового пути из Китая в Средиземноморье и торговоро пути из Индии на Урал. Но очевидно что необходимые материалы закупались извне.
В раскопе обнаружены три печи для производства тигельной стали и один кузнечный очаг, в дополнении к яме полной разбитыми тиглями. К мастерской пристроена комната где видимо жили сам мастер и его семья. Лабораторный анализ останков показал что порядка 1250 тиглей одного типа использовалось в мастерской. Каждый слиток стали получался порядка 2 кг. Получается 2500 килограммов тигельной стали было произведено в Мерве - впечатляюще для города который импортировал исходное сырье. В то время Мерв был пограничным городом и имел постоянный гарнизон защищающий Исламскую Империю от захватчиков и сам вторгающийся во владения соседей. Можно уверенно сказать, что по крайней мере часть слитков была использована для производства мечей, поскольку вес типичного меча в Центральной Азии был как раз около 2 кг - столько столько весил тигельный слиток.
Во время археологических раскопок античных слоев Мерва были найдены виноградные и вишневые косточки, зерна пшеницы и риса, семечки дыни, арбуза и огурцов. Причем все они по своей величине значительно превосходили косточки и зерна современных сортов винограда и злаков. Арабский географ IX века ал-Истархи восторженно писал: ╚Мерв ≈ лучший из городов Хорасана относительно съестных припасов: хлеб в Мерве таков, что более чистого и приятного на вкус хлеба нет в Хорасане, а сухие плоды Мерва ≈ виноград (изюм) и прочие предпочитаются таковым из других мест; славится изобилием их Герат, много их и в других местах, но вкусом и достоинством их превосходят мервские╩.
Археологические раскопки предоставили ученым и образцы высококачественных хлопчатобумажных тканей. ╚Собирается в Мерве самый мягкий ╚мервский╩ хлопок и выделываются хорошие ╚мервские╩ ткани, которые вывозятся в разные страны╩ ≈ так писал ал-Истархи. Спрос на ╚мервские╩ ткани был настолько велик, что багдадские халифы даже организовали в Мерве специальную мастерскую, ткани из которой поступали в их сокровищницу. После смерти халифа аль-Мустакфи в его сокровищнице обнаружили 65 000 отрезов ╚мервской╩ ткани и 13 000 ╚мервских╩ чалм, которые хранились там вместе с золотом и драгоценными камнями.
#53 
  malru* Miss Marple19.02.06 22:47
NEW 19.02.06 22:47 
в ответ malru* 19.02.06 22:32
Мерв уникален потому, что развалины, датированные от 6-го века д.н.э. до 18-го века н.э. и оставшиеся от 5 различных поселений, раскинулись по территории в 1,5 тысяч гектаров и расположены рядом, а не поверх друг друга.
Древний Мерв, расположенный в 30 километрах от современного города Мары, - оазис на Шелковом Пути между Средиземноморьем и Азией, играл важную роль для древней Персии и исламских империй Ближнего Востока. Существуют доказательства того, что Мерв был центром производства текстиля и стали.
Расцвет Мерва пришелся на 11-12 века, когда крепость Султан-кала была восточной столицей Империи Сельджуков и одним из крупнейших городов мира. По легенде, голубой купол мавзолея Султана Санджара был виден еще за день пути до Мерва. Эта эра завершилась после того, как монгольские воины под предводительством сына Чингиз-хана разграбили город в 1221 году. Историки 13-го века полагают что в результате набега погибло около 1,3 миллиона человек.
Сегодня мавзолей Султана Санджара остается главной достопримечательностью Мерва, однако голубых плиток на куполе давно уже нет.

На фотографии, снятой в 1993 году с вертолета, отчетливо видны контуры огромного квадрата, образованного оплывами возможно от некогда возвышавшихся крепостных стен. Мавзолей султана Санджара находится в самом центре этой квадратной ограды. В пространстве между сохранившимся мавзолеем и стенами внешней ограды наблюдаются следы сплошной застройки.
#54 
  malru* Miss Marple19.02.06 22:56
NEW 19.02.06 22:56 
в ответ malru* 19.02.06 22:47
Необходимо, однако, признать, что чеканка монет царя Мерва продолжалась только лишь столетие. Впоследствии, по мере укрепления и централизации Сасанидского государства Маргиана лишилась своего царского статуса и соответственно право чеканки собственных монет.



Что касается знаменитого монетного двора в Мерве, то он продолжал интенсивную чеканку монет уже общегосударственного образца еще 1000 лет: и при Сасанидах, и при пришедших им на смену арабах √ Омейядах, Аббасидах и Саманидах, Газневидах, Туркменах-Сельджукидах и других династиях.
#55 
  malru* Miss Marple19.02.06 23:08
NEW 19.02.06 23:08 
в ответ malru* 19.02.06 22:56
В 1221 году Мерв стал жертвой нашествия монгольских орд Чингисхана. По преданию, тогда погибло более миллиона жителей, а город был полностью разрушен. После этого бедствия он уже никогда не возрождался в прежнем великолепии. В XVIII веке оазис Мерва вошел в состав Российской Империи.
В современном Мары есть благоустроенные гостиницы, базары, аэропорт, фабрики по производству знаменитых туркменских ковров. Но лучшие ковры, чьи неповторимые, экзотические узоры с первого взгляда узнают эксперты во всем мире, традиционно производятся вручную. Народная поговорка гласит, что вода - это жизнь туркмена, конь - его крылья, а ковер - душа. Удобные при перевозках, ковры издревле удовлетворяли различные хозяйственные нужды в жизни кочевников. Одни служили для утепления жилья, другие - заменяли мебель. Их можно было использовать как колыбель для младенца, украсить верблюда на свадебной церемонии или соорудить погребальные носилки на похоронах. В основе рисунка туркменских ковров всегда есть растительный орнамент и элементы древнего племенного знака - "тамги", изображения хищной птицы, которую племя считало своим покровителем. Каждый цвет на ковре тоже имеет свой смысл. Красный - олицетворяет огонь и счастье, черный - воду и жизнь, белый - металл и богатство. К достоинствам ковров можно отнести и их плотность. На некоторых образцах она составляет более одного миллиона узлов на квадратный метр. Жизнь туркмен и сегодня во многом осталась самобытной. Они больше не кочевой народ, но в основном ведут образ жизни, привычный им за тысячелетия. Это можно увидеть в песках Каракумов, посетив войлочные юрты чабанов, пасущих многотысячные отары овец среди бескрайних солончаков и барханов.

Пустыня по-прежнему окружает оазис Мерва со всех сторон, поражая суровым величием. Иногда дует невероятной силы ветер, сбивающий человека с ног и поднимающий в воздух тонны песка, от чего меркнет свет солнца. Тогда путешественнику может показаться, что он неожиданно сам перенесся в доисторические времена. Неподалеку от Мерва на плато Бадхыз, заросшем колючими зарослями фисташковых деревьев, пасутся стада куланов - диких ослов. А вдоль берегов Каракумского канала, покрытых густыми тростниками, гнездятся тысячи птиц - белых цапель, аистов.
И, конечно же, вокруг стен древнего Мерва можно совершить путешествия по пескам верхом на верблюдах - неизменных за тысячи лет спутниках человека на караванных маршрутах Шелкового Пути.
#56 
  malru* Miss Marple20.02.06 19:58
NEW 20.02.06 19:58 
в ответ malru* 19.02.06 23:08, Последний раз изменено 20.02.06 19:59 (malru*)

#57 
  malru* Miss Marple20.02.06 20:00
NEW 20.02.06 20:00 
в ответ malru* 20.02.06 19:58

#58 
  malru* Miss Marple20.02.06 20:38
20.02.06 20:38 
в ответ malru* 20.02.06 20:00

#59 
  malru* Miss Marple20.02.06 21:33
NEW 20.02.06 21:33 
в ответ malru* 20.02.06 20:38
Мемфис
Более 6000 лет назад на территории современного Египта существовало два государства: Верхний Египет занимал нижнюю часть долины Нила, а Нижний Египет располагался в дельте Нила. Когда оба эти государства объединились, у разделявшей их прежде границы, у стыка долины и дельты Нила, на левом берегу реки вырос город Мемфис ≈ столица объединенного Древнеегипетского царства.
Основал город царь Менее, по повелению которого было повернуто течение Нила, омывавшего прежде подножие Ливийских гор: течение Нила было направлено на несколько километров восточнее. Геродот в своих сочинениях указывал на место, где были выстроены плотины, находившиеся в 18 километрах к югу от Мемфиса. На отнятой таким образом у Нила земле сначала была возведена крепость ╚Белые стены╩, а потом вокруг нее фараон Менее построил город, который сначала был назван ╚Маннофер╩ (или ╚Меннефер╩), что означает ╚хорошее место╩. В нем поселились фараон со своим войском, его приближенные и жрецы, и вскоре огромные богатства стали стекаться в Мемфис. В течение многих веков город видел в своих стенах все известные народы Азии, Африки и Европы.
С развитием торговли через город прошли два важнейших торговых пути, что и превратило Мемфис в один из крупнейших рынков того времени. Из стран Юго-Западной Азии сюда привозили различные ткани и оружие, из Восточной Африки ≈ слоновую кость, золото и ароматические вещества. Здесь же продавались товары и египетского производства ≈ зерно, гончарные изделия, украшения из драгоценных металлов.
В течение нескольких тысячелетий Мемфис оставался первым городом Египта и крупнейшим торговым центром Восточного Средиземноморья. Он достиг своего расцвета во время правления IV и V династий и при первых фараонах VI династии; затем он был покинут, но снова воскрес при фараонах XVIII династии, которые освободили Египет от чужеземных завоевателей. Но после перенесения столицы сначала в Фивы, а потом в Александрию город постепенно стал терять свое значение самой древней столицы Египта.
Ко времени завоевания Египта греками Мемфис еще сохранял свое величие и роскошь, хотя Страбон уже говорил о нем как об умирающем городе. Через несколько веков после Страбона наступило время, когда слово в слово оправдались грозные предостережения пророка Иеремии: ╚Готовь себе нужное для переселения, дочь ≈ жительница Египта; ибо Ноф (Мемфис) будет опустошен, разорен, останется без жителя╩. В 640 году Мемфис был до основания разрушен арабами, но его развалины еще много веков спустя выглядели величественными.
#60 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 все