Как выбрать русскую школу?
Приветствую всех. Дочке почти три года, в планах посещение русской школы со следующего года. В городе, куда нужно буде возить дочь, имеются две школы. По каким критериям вы подбирали школу для своих детей? Есть ли нюансы и подводные камни? Буду благодарна, если вы поделитесь своим опытом и наблюдениями.
На мой взгляд, самый главный критерий всегда – учитель :-) Лучше всего, конечно, поприсутствовать на уроке, но не все школы к этому положительно относятся. Выбирать школу, в которую неудобно или долго ездить я бы не стала.
Доброе утро :)
Мы выбрали школу, которая была к нам ближе. Плюс мне было важно, чтобы занятия проводились с утра. Вариант "в пятницу с 3 до 6ти" отмела сразу, так как по моему мнению информация после обеда воспринимается ребёнком многим хуже, чем с утра.
Ну и на пробном уроке, естественно, были ;)
Насчёт той школы, где нет пробного занятия - откуда информация? У учителей спрашивали или просто где-то прочитали? Я бы подошла к учителю и спросила лично ;)
В целом, очень необычно, что пробный урок не разрешён. Дело ведь не только в школе, но и в ребёнке - сложно предугадать, как поведёт себя ребёнок: захочет ли остаться, и т.п.
Тем более, если школа берёт 3ёхлетних детей - им же лучше сначала познакомиться с ребёнком.
Как раз пару дней назад спрашивала в нашей школе насчёт сына (ему почти 3,5 года, помешанный на буквах, сообразительный) - сказали, приводить лучше в 5, но если ребёнок очень хочет, можно попробовать в 4.
Подписывать договор без пробы на 3ёхлетку я бы не стала ;) Но решать, конечно, Вам 🌸
Ты ничего не теряешь, если попробуешь наугад. Через какое-то время сама увидишь, есть ли смысл продолжать занятия. В дошкольном возрасте самое главное - развитие связной речи. Хороший учитель не просто чем-то занимает малышей, что-то комментируя на русском "по ходу дела", он работает по определенной теме, дает детям речевые модели, описывает с опорой на схему, организовывает речевые и ролевые игры, в которых работает с детьми по этим моделям и схемам, задает домашние задания на закрепление лексики. Если тебе интересно, как это должно выглядеть, купи книги Е.Протасовой по развитию речи дошкольников или логопедические пособия для дошкольников. В противном случае занятия становятся неэффективными, хотя даже в этом случае у ребенка появляется дополнительный кусочек языковой среды - а это уже очень хорошо.
Берите ту, куда добираться легче. Иначе вам быстро надоест возить. Пробный урок должны предлагать все.
—-
На публику и детей я бы лично не обращала внимания от слова вообще. 90% публики, которая мне встречалась - мне лично чужда и живут со мной в параллельном мире, тем не менее это никак не влияет на качество школы. У детей из русскоязычного гетто русский скорее всего очень хороший.
Ира, все эти схемы, конечно, хорошо, но по факту в местной среде очень тяжело их использовать из-за "неоднородности" детей. Смотрю по своей школе. Она у нас маленькая, правда. У них две группы - дошкольники и школьники. У школьников индивидуальные задания - в зависимости от "класса". Там уже более менее работают по системе.
У дошкольников разброс от "почти не говорю по-русски" до "очень хорошо говорю". Соответственно даже разный запас слов, не говоря уже о каких-то оборотах речи.
И представления о том, чему должны обучать, у родителей очень разные.
Есть дети, которые имея двух русскоязычных родителей, очень плохо говорят по-русски. Потому как дома с детьми говорят по-немецки. Они идут в школу "учить русский", т.е. учиться говорить по-русски ;)) И родители искренне верят, что эти 3 часа в неделю приведут детей к русской разговорной речи... Парадокс какой-то.
Лично мне нравится, что детям задают стихи и песни наизусть. Что готовят сценки к праздникам и устраивают родителям концерты. (Это мне для дочки надо, для её уверенности в себе и самооценки - но это уже другая тема.) Что сказки/рассказы читают и пытаются пересказывать, картинки описывать.
Ну и сейчас в первом классе прописи пошли (боже, как это тяжело для 6тилетки), учат буквы, начинают читать. Это, имхо, то, что должна давать школа ;)
А русская разговорная речь всё же в бОльшей степени должна при-/ и развиваться родителями. Ну это только моя точка зрения, конечно.
Вы правы, нужно смотреть также на расписание занятий и месторасположение школы. Из Вашего рассказа получается, что русскую школу посещали до обеда, те в этот день не ходили в садик или речь идет о субботе? Возможность или отсутствие пробных уроков в школах, я видела на их сайт страницах. Но спасибо, за совет.. спрошу непосредственно в школе. Я не против, если сложно с бесплатным уроком, оплатить за разовое занятие.
Вы хотели своего сына на какие факультативы отдать в 3,5 года?
У нас занятия по субботам, с 9 до 12:20 ;)
Вы хотели своего сына на какие факультативы отдать в 3,5 года?
Да я-то сына пока никуда отдавать не хочу. Он мне просто уже всю плешь проел - хочу в школу и всё тут. Старшая сестра пошла, а ему нельзя. Непорядок, однако ;)
Если бы разрешили, я бы его желание поддержала, так как он в принципе очень интересуется заданиями - когда с дочкой занимаюсь, он всегда рядом. Тоже делает, и у него многое получается. Но - для школьных занятий важны не только умения/желания, но и эмоциональная составляющая. Например, способность усидеть какое-то время на одном месте. Или ждать своей очереди, не мешая другим и т.п. Про своего я совсем не уверена, что он в этом смысле дозрел ;)
Ну это я о реалиях нашей школы.
Если у Вас предлагают занятия для 3ёхлетних, то возможно у них там разделение по возрасту и в группе одни 3летки, например. Тогда они и соответствующие занятия подбирают, наверное - песенки, стишки какие-то или кукольный театр, к примеру :)
Правильно я тебя поняла, что если идет речь об изучении русского языка и развитии связной русской речи, то лучше поинтересоваться по какой методике идет преподавание? Кусочек языковой среды для нас важно, тк по-русски с дочкой говорю только я. Спасибо за рекомендацию книг Е.Протасовой. Я сейчас задумываюсь с точки зрения развития русского языка и повышения интереса к языку у ребенка, может сделать заход не в школу раннего развития, а в творческой студии, например, театр. Как ты думаешь? Или мухи отдельно от котлет?
В том то и дело, что добираться в любом случае придется. Но в моем случае речь идет об одном городе, который от нас 30 км находится. Единственное, думаю, что смотреть, например, через весь город нужно ехать или недалеко от автобана, ну парковка) Дугой вариант - Франкфурт.. 50 км. Туда точно не поеду.
На публику, тоже акцентировать внимание не буду. Вот, другое дело сколько детей в группах.. Как Вы думаете, в одной из школ более развернутая сеть филиалов. Можно ли это отнести к примуществам школы?
А какие есть методики в 3,5 года? Смотрите только на практическую сторону: удобно добираться, удобное время, ребёнку нравится учительница.
если данные условия не исполнены, то дочь и вы очень быстро потеряете мотивацию, какая бы методика не была там.
Конечно, я не пытаюсь переложить свой вклад в развитие языка на русскую школу. Говорю с дочкой по-русски, полно русских книг дома, недавно стали смотреть мультфильмы на русском. Обсуждаем картинки в книжках или фантазируем на темы иллюстраций, поем песенки, начала вводить диски с прослушиваем (но пока сложновато идет), придумываем сказки, но при всем при том, у нас доминирует немецкий. Дочка даже ко мне по-немецки обращается. Может, это ей придает уверенность быть понятой на 100%, так русскоязычной среды у нас нет. Вот я и хочу, чтоб она посмотрела как другие люди живут в русской среде, в тч дети, которые могут ее понимать на русском, а она их.
У нас тоже папа немец и соответственно всё вокруг только на немецком.
Водите в русскую школу. У меня мотивация была та же: чтобы сын увидел, что ещё кто-то говорит на русском. И ещё: познакомилась с другим словарным запасом. Мы все используем ограниченное количество слов в обиходе.
Помню точно, как ребёнок мой познакомился со словом ливень. Я видимо говорю всегда сильный дождь.
В том году для двухлетки (занятия для малышей с 1 до 2) было время 17.00. Для школы раннего развития еще не интересовалась.
Какой у Вас сынишка любознательный А Вы творческие студии на русском не рассматриваете? Да, у нас тоже дочка непоседа и вряд ли ждать будет, еще переключается сложно с одного вида деятельности на другой.
Тоже думаю, что если в школах раннего развития разбег возраста детей указан с 3 до 6, то делят еще на группы.
У нас как бы так и не так.. Наш папа, к сожалению..иной раз к счастью, знает немного русский, поэтому дома между собой говорим на смешанном языке для того чтобы я его понимала, а он меня. Мы употребляем простые речевые обороты и тд, те упрощаем языки. Что получаем в сухом остатке? У мужа корявый русский, а у меня корявый немецкий. И да, как Вы правильно, отметили мой словарный запас ограничен. А так, жизнь вокруг на немецком.
Садик у нас будет Waldkindergarden, те до 12.30. Есть время устраивать русские посиделки . Еще у меня теплится надежда, что в русской школе найдем подружек для дочери..
В нашем городке русских школ нет, в ближайшем две. Мы сходили в одну из них на пробное занятие, нас всё устроило, так что старший ребёнок ходит туда уже 4 года, и младшие подтянулись. Было также несколько знакомых, дети которых туда же ходили/ходят. Но надо признаться, одним из главных плюсов для меня было то, что занятия в этой школе по субботам, а в другой по воскресеньям. Субботу мне морально легче инвестировать в обучение детей, а воскресенье хочется оставить для общесемейного досуга. И пока дети на занятиях, я могу по магазинам пройтись.
А Вы творческие студии на русском не рассматриваете?
С радостью бы рассмотрела, но до ближайшей подобной возможности ехать 30 км.
Я этот рейс с дочкой и так дважды в неделю проделываю для поездок на гимнастику (по 3 часа, включая дорогу) + работа.
В общем, ни сил, ни времени на ещё одни "покатушки" нет, так что придётся сыну как-то дома развиваться ;)
да, я согласна, что учителя сталкиваются с такими реалиями, в которых очень сложно - и позиция родителей, и большие разнородные группы, и пр. Но мне как родителю как раз поэтому важно понять - нужны мне такие занятия или нет. Потому что если (немного утрирую, просто чтобы мысль сделать понятнее) ребенок только картинку с одной буквой раскрасил да простую песенку выучил, разговаривая на переменах на немецком, то может, стоит по-другому субботу провести? Но это вопрос очень индивидуальный. Есть ведь и очень хорошие школы.
про методику у учителя лучше не спрашивай. Методика в этом возрасте по большому счету одна - коммуникативно-игровая. Но есть большое разнообразие инструментов. У одного учителя она будет работать эффективно, у другого нет (и от учителя зависит, и от реалий, как Женя выше правильно написала). Моя мысль в том, что ты сама увидишь со временем, есть ли какие-то сдвиги. Если их нет, не надо держаться за русскую школу, надо думать, искать, пробовать что-то другое. Если у тебя есть возможность отдать в театральный кружок на русском - это очень здорово, я бы рассматривала этот вариант. Конечно, нельзя сказать однозначно, не зная ни школы, ни кружка - что лучше. Но если твой ребенок мало говорит, обращается к тебе по-немецки - все силы надо приложить, чтобы вывести речь в актив.
Мне кажется «театральный кружок» в 3 года - это исключительно потешить мамины амбиции. Ну какой театр в три?
А если мы говорим о театре на уровне, что детки станут в очередь и «репку» изобразят. Так на таком уровне у нас это было просто как часть субботнего урока. Больше для разнообразия урока, а так же, чтобы дать детям возможность подвигаться.
Как Вы думаете, какой максимум детей в группе комфортен для всех? (я про 3-х леток)
Не важно, что я думаю, и что мы все хотим. Надо исходить из того что есть "на рынке". Есть две школы. Узнаете какого размера группы в каждой и из этого исходите. Если в одной 6 детей, а в другой 16, а подолжительность занятий одинакова, то и так ясно где занятия будут проходить эффективнее.
Поддерживаю высказывание, что в три года ни о какой театральной студии говорить смысла нет, какой бы "актёристый" ребенок ни был. При нашей школе на театральный курс берут детей не ранее шести лет. И глядя на всю эту малышню до шести, прихожу к выходу, что так оно и надо. "Репку" они и на обычном
уроке обыграют вместо перемены.
PS в школу водить стоит, если есть желание, время и деньги. Не важно в какую из них. Толк по-любому будет, ведь у ребенка будет расширяться круг общения на русском.
Мне кажется «театральный кружок» в 3 года - это исключительно потешить мамины амбиции. Ну какой театр в три?
да с любыми кружками в 3 года похожая история :-) Если родители отдают в театральный кружок, в музыкальную школу или еще куда-то в надежде на какие-то особенные перспективы, то это, конечно, наивная позиция. А с точки зрения развития русского языка театральный кружок может оказаться лучше, чем школьная группа для трехлеток. Надо на группу смотреть, на учителя, чем занимаются и как.
Про театральный кружок - это просто идея, один из способов ненавязчиво набирать словарный запас. На сайтах школ не указано, с какого возраста берут в театральную студию. Если скажут, что с 6 лет, то для меня это будет как альтернативный вариант по развитию русского языка, если нам не пойдет школа раннего развития. У нас был в России небольшой опыт со школой раннего развития для малышей, когда гостили у бабушки (дочке тогда 1,5 года было, дети в группе от года до двух лет). Занятие было разделено на 5-6 блоков по 10 минут каждый (поделки руками, свободная игра, чтение вслух, музыкальный блок, гимнастика и тд). В общем, для нас такая форма не пошла (может, в силу возраста), тк дочь трудно переключалась с одного блока на другой, слишком все быстро, в спешке для нее было. Вот из-за этого опыта и возникла у меня идея театрального кружка, чтобы дочка смола комфортно влиться в процесс, без резких переключений.
наша учительница музыки в русской группе считает что самый максимум 8 детей.
Мы ходим в эту группу и по субботам с утра ещё в русскую школу. Там тоже в группе 7-8 детей.
На пробное надо сходить посмотреть, как учитель занимается и что преподаёт. В одной школе например учитель так мешала языки (немецкий с русским), что ходить туда многие перестали.
Потом хочет ли ребёнок там оставаться, я вот до 4-х почти лет всегда сидеть должна была рядом, хотя дочке и очень интересно было. А мне водить хороводы часами не всегда хотелось :))) поэтому подождали полгода и снова стали пробовать - теперь в 4 дочка остаётся одна спокойно.
Еще раз убедилась, читая Ваше сообщение, что важно сходить на пробные уроки в обе школы, а там уже решать исходя из полученной информации.
Про смешивание языков учителем.. спасибо, что сказали, что и такое бывает.
Похоже, мне тоже с дочкой на занятиях вместе сидеть не один раз придеться
Н п
Не знаю, повезло мне или не, что рядом нет русских школ, ближайшая в Штутгарте за 100 километров.
Поэтому я просто вынуждена была искать частного учителя. и вот уже шестой год мы все счастливы.
Я не должна сына заставлять и уговаривать - всё это прекрасно работает без меня .
Я только читаю вслух на ночь.
Интересно, я этот вариант не рассматривала. Обычно, пишут про русские школы, а вот про опыт частных уроков я не читала. Если можно, расскажите, пожалуйста, чуть подробнее. Как часто в неделю у Вас занятия и по сколько часов? С какого возраста Вы начали занятия? Сложно ли было найти учителя и на каких ресурсах можно поискать?
Учителя нашла по « сарафанному радио», она по образованию учитель начальных классов, но по специальности в Германии не работает.
Ходить к ней Мишка стал последний год перед школой, в 5 лет. Начали с 2 раз в неделю по 30 минут, он был единственным учеником. Потом присоединилась девочка- одногодка, и вот уже 4 года они занимаются в паре, с прошлого года перешли на 3 раза в неделю по 1 часу.
ПОКА ходит охотно, учитель наша мотивировать умеет- постоянно придумывает призы и подарки за хорошие оценки. Она искренне рада вновь почувствовать себя востребованным педагогом, и у неё уже 7 учеников
Не знаю, повезло мне или не, что рядом нет русских школ
Возможно повезло, учитывая, что он не один на один с учителем, а есть еще товарищ по учебе. Не смотря на то, что вокруг много русскоязычных, то что называется Herkunftssprachlicher Unterricht у нас в в школах нет и судя по объявлениям от разных репетиторов и бебиситеров, с занятиями русским языком очень глухо. А школа в соседнем городе, благо, есть.
Вы, irinkalein, вообще молодец. Я Вашему энтузиазму и бесконечной энергии даже по-доброму завидую
ТС, в таком юном возрасте ребенку имменно группка других детей нужна под предводительством учителя, они же все как игру воспринимают. Кстати есть школы, в которых нет договора и следовательно нет предсписанного срока расторжения. Не нравятся занятия, предупредили
и забыли. Во всяком случае не надо целый год как на каторгу если не по душе. Так что в школу сходите и узнайте, может все не так уж и плохо. По телефону информации не допроситься. Но в этом году группы, наверняка, уже сформированны. Свободные места разве что среди недели, потому как суббота всегда забита желающими.
Конечно, я буду, в первую очередь, пробовать русскую школу. И начнем с пробных уроков, там уже будет понятно, какую школу выбрать либо искать альтернативу..главное, чтобы дочке нравилось. Насчет свободных мест, догадываюсь, что скорее с августа или как повезет.
Сын пришёл в русскую школу после 4х лет.
Пробный урок - обязательно.
Благодаря нему мы отказались от русского, где изучали буквы и практически больше ничем не занимались.
Остановились на музыке и логике.
Сыну нравится. 2 занятия в субботу в утреннее время. Но 1 час на дорогу.
Искала альтернативы в других школах Кёльна и даже Бонне. Пока не нашла. Но у нас большой выбор школ в Кёльне. И рядом в ближайших городах.
Мне кажется после 4 можно даже урока 3-4 дать ребёнку. Конечно не 4 урока русского языка. Я думаю, что урока 3-4 русского вряд ли школы предлагают. Обычно это микс: шахматы, музыка, изо, русский, математика/логика, ... (ну и на что фантазии хватило у организаторов школы 😀😀😀😀).
А вот перед школой можно отдельно походить дополнительно на частные или получастные занятия, где буквы/читать научат.
Спасибо, что о твоем опыте написала. А почему так вас развернуло от школы раннего развития в 4 года? У нас тоже где то час будет уходить на дорогу, если не больше, по другому никак. Тебе подача материала в школах не нравится или здесь что-то другое? Доедем в декабре до этих школ и посмотрим что и как уже на месте. Я в одной школе даже вокал с 3 лет видела, дочка петь любит, как вариант для нас тоже, думаю, неплохой, лишь бы по-русски пела/говорила с другими людьми. Не хочешь частного учителя нанять перед школой, как тут девочки пишут?
Читая, еще вашу тему и обсуждения участников, поняла, что начало обучения в немецкой школе очень тормозит русский, поэтому согласна с вами, что есть смысл за год начать учить русский у частного учителя (другой вопрос, где его найти), чтоб была хорошая основа русского до немецкой школы, но тут, главное не прекращать занятия русскому языку, а может, наоборот увеличить количество часов, иначе постепенно немецкий будет вытеснять
Как я уже писала: спросить в самой русской школе , куда вы и так ходите.
Мой мы продолжал ходить по субботам и ещё имел в пн час частных занятий (или полтора?!) с учительницей и ещё одной девочкой.
Некоторые прикрепляли такое частное занятие к урокам по субботам, чтобы дважды не ходить.
Аня, я что-то упустила - он и в русской школе и на занятиях HSU? А частные занятия у вас раньше были, раз ты пишешь «ходил»?
Антон успел в этой жизни пожить в ахене, мёнхенгладбахе и Дюссельдорфе.
За это время он походить успел:
- где-то с 3,5 лет в субботнюю русскую в ахене (просто на 3 часа из музыки, логики и ко)
- где-то с 4,5 в МГ в субботнюю русскую.
- с 5,5 там же в мг ходил ещё по пн на русский с девочкой к учительнице (а в субботу всё так же на блок: математика/русский/изо/шахматы и тд)
- со второго класса на ХСУ в мг
- с середины второго класса на ХСУ в дюсссельдорфе.
Сейчас он в 3м классе и только на занятиях ХСУ
—-
У нас один ребёнок (пока), но за счёт переездов - обширный опыт.
—-
Могу добавить ещё:
Что на ХСУ я сдала его только во втором немецком классе - это было неверно. Когда мы переехали в Дюссельдорф из МГ мы класс по-русскому перепрыгнули.
Ещё про частные занятия:
Учительница была русский/советский логопед.
Мама той девочки была инициатором (девочка именно в русском картавила). Девочка очень хорошо говорила по-русски, лучше чем по-немецки (оба родителя русскоязычные).
Не знаю, что именно повлияло, но эффект был существенный. Антон ходили туда и весь первый класс, потому как ещё не был сдан на ХСУ.
а, вон оно что :-) опыт действительно большой :-) Я теперь вспомнила, что ты на ДиСе про смену школы писала.
А по поводу «пока» - правильно ли я понимаю, что скоро станет актуальной тема про второго ребёнка в двуязычной семье? 🌸 🌺 💐🌼🌷
Да, но пока он только ещё планирует родиться дней так через 1-5-10?! Спасибо 😊
Так что опять же пока времени «строчить» на форуме всякую всячину у меня хоть отбавляй.
А ещё наши учительницы по ХСУ в мг и ддорфе оказались двоюродными сёстрами - вот такой маленький этот мир русскоязычных
Раньше из за частных заморочек. Много работала. В субботу не хотелось никуда решиться. На неделе не успевала.
Про частного учителя - пока сама справлюсь. Это не только денежный вопрос. Не хочу старых методик, старых букварей. В инете полно литературы, заданий итд. И потом 15 евро за урок - не дешево..а тех, что из-за любви к профессии и детям за 5 евро работает - у нас нет. Если появится напарник или напарница- то я подумаю
Чтоб всё хорошо прошло🌻🏵🌹🥀🌺
Спасибо, что так подробно подписали занятия Антона.
Наша школа предлагает в нашем филиале пока только:
Русский, музыку, логику
А переезжать без машины с пересадка и в другие филиалы, школы - я пока не готова😀
Вы ходили в дюсселе в kinotop?
Думаю, куда податься. Хочу шахматы. Сыну нравится. Но в нашей школе их нет