не читают "серьезной литературы"
Наверное всё же больше от конкретных детей зависит. В наше же время тоже были читающие и те, кто только для школы хоть что-то читал, либо только критику на произведения читал, чтобы хоть как-то сочинения писать. Наша дочка (12 лет) где-то с весны серьёзно увлеклась скандинавской мифологией. Полностью изучила статьи о ней в двухтомнике "Мифы народов мира", что у нас дома имеется. При этом довольно часто обращалась за объяснением слов типа антропоморфный. Иногда приходилось лезть в словарь Даля. Сейчас уже четвёртую книжку в библиотеке берёт на эту тему из раздела "история". По-русски начинала читать с комиксов, потом уже был Незнайка и прочие. Кстати, Карлсон дитю не понравился, Пеппи была более любима. Из Верна самостоятельно прочитаны дети капитана Гранта, а двадцать тысяч лье под водой и 80 дней вокруг света многократно прослушаны в виде аудио-книги. Всякой фэнтэзи дитя тоже много читает, сейчас про каких-то кошек (это на немецком у неё). Но я к ней особо не лезу с книгами: активно читает - уже хорошо. Всякие драконы и ведьмы у неё в виде аудио-книг были, три вопроса или восклицательных знака тоже в виде аудио-книг предпочитает.