Deutsch
Germany.ruГруппы → Архив Досок→ Буддийский форум

Что значит быть буддистом? Вопросы новичка

238  1 2 все
Melnik коренной житель18.12.09 11:22
Melnik
NEW 18.12.09 11:22 
Буддизм сегодня
Новости буддизма в современной России и в мире от 2009-12-17
Что значит быть буддистом? Вопросы новичка
Интервью с Анатолием Соколовым
- Анатолий, благодаря твоему приглашению в этом году я съездила на пхову и теперь полна желания начать самостоятельную практику. Но наверное, медитация ≈ это не единственное, что делает человека буддистом?
В традиционном понимании буддист ≈ это тот, кто обретает Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Именно это отличает его от приверженца какой-либо другой религии. Практически для меня это означает, что если мы считаем себя буддистами, то в каждый момент жизни стараемся вести себя именно как буддисты, то есть как те, кто идет к цели, Просветлению, посвящая этому все свои дела. Поэтому, отвечая на твой вопрос, можно сказать, что после пховы у нас наступает другая жизнь, в которой мы ежеминутно следуем Учению Будды. Это означает, что мы полностью развернули свою жизнь в другом направлении, пересмотрели свои ценности. Отныне все действия, которые мы совершаем ≈ пьем ли мы чай, разговариваем или просто сидим, ≈ мы совершаем так, чтобы они приближали нас к цели. И только тогда мы можем называть себя буддистами.
- Каким образом обычное чаепитие может привести к Просветлению?
Во время чаепития мы можем работать над чистым видением, наслаждаясь моментом ╚здесь и сейчас╩. У каждого из нас бывают минуты, когда мы идем по улице, просто смотрим вокруг, дышим воздухом, и нам становится хорошо только от этого. А в другое время все вокруг может быть тем же ≈ и пейзаж, и воздух, но при этом наш ум оказывается где-то в другом месте, пережевывая какие-то приятные или неприятные события, например ведя внутренние диалоги с нашим партнером или начальником, и наше состояние в этот момент будет совершенно другим. И что же меняется? Меняется наше восприятие. Будда отличается от нас именно своим восприятием действительности.
Это переживание момента ╚здесь и сейчас╩ и называется медитацией. То, что происходит, не может быть старым и скучным, оно может быть лишь свежим и интересным. Такой взгляд помогает нам практиковать ╚чистое видение╩, наслаждаясь каждой секундой жизни, не убегая своим умом в ╚там и тогда╩, где нас уже поджидают негативные эмоции.
- Когда я медитирую дома, могу ли я допустить какую-то ошибку?
Медитации Алмазного пути, которые мы используем, построены таким образом, что ошибиться в них очень сложно, практически невозможно. Именно поэтому они передаются достаточно свободно, в отличие от некоторых тайных практик тибетс╜кого буддизма, для которых требуются специальные пояснения и условия. Конечно, если у тебя возникают сомнения в практике, всегда можно задать вопрос более опытным людям. Но в целом, если четко следовать инструкции и ничего не придумывать дополнительно, то никаких ошибок не будет. Ошибки возникают, когда люди берут какую-то практику и начинают выкидывать из нее что-то на свое усмотрение, или что-то менять в ней от себя, на основе своего предыдущего опыта. Но если мы уберем из практики все, что нам не нравится, и добавим к ней то, что нам нравится, то в итоге получится совсем другая практика, которая приведет к совершенно непредсказуемым последствиям.
- Не является ли ошибкой постоянное отвлечение внимания от образов, на которых нужно концентрироваться во время медитации?
Нет, потому что это как раз и есть то явление, для работы с которым мы используем медитацию. Наша природа и привычки таковы, что ум постоянно убегает, но обычно мы считаем это нормальным явлением и даже не замечаем его. А во время медитации╜ мы, возможно, впервые в жизни обращаем внимание на этот факт и пытаемся с ним работать. Наша поза во время медитации, повторение мантр, образ, который мы удерживаем перед внутренним взором, и четки служат тем ╚якорем╩, которым ум может зацепиться, чтобы остаться в настоящем. То есть это не ошибка, а неотъемлемая часть практики.
- Насколько важно иметь дома алтарь?
Это полезно, но не необходимо. Если очень хочется, то можно поставить изображения Будда-аспектов, на которые ты сейчас медитируешь ≈ Кармапы, Дордже Семпы, можно также повесить Древо Прибежища. Важно, чтобы на алтаре были только те Будды, на которых ты медитируешь, ≈ от одной до пяти скульптур или изображений. Не нужно делать из алтаря выставку тибетского искусства. Кроме того, если уж у тебя есть алтарь, его нужно содержать в чистоте. Если ты не способен на это, то лучше алтаря вообще не иметь или создать его в уме. Ведь что такое алтарь, по большому счету? Это то, что помогает нам концентрироваться, напоминает нам, что мы обрели Прибежище и хотим продолжать свою практику. С другой стороны, если мы уважаем статуи и тханки, то уважаем и то, что они символизируют ≈ то есть Просветление. А раз мы уважаем цель, то будем прилагать усилия к ее достижению. По этой же причине не стоит, например, резать изображения Будд, делать футболки с изображениями Будд и т.д.
- Какие еще медитации, кроме Прибежища, я могу делать самостоятельно?
Например, медитацию на Шестнадцатого Кармапу. Перед сном можно делать ╚Ясный свет╩, если на него есть лунг. Медитация на Будду Медицины ≈ вещь специфическая, ее стоит выполнять, когда кто-то болен. Но в принципе, вполне достаточно и одного Прибежища. Ведь смысл здесь не в том, чтобы использовать огромное количество разных медитаций. Важно проделать одну медитацию многократно. Мы всю жизнь занимаемся тем, что ищем разные вещи и разные впечатления для ума, а здесь пробуем долго работать с чем-то одним ≈ с одной мантрой, с одной медитацией. В этом и состоит особенность буддийской практики.
- Как быстрее стать ╚своим╩ человеком в буддийском центре?
Туда нужно чаще приходить, чаще общаться с людьми и, может быть, предлагать свою помощь. То есть с Сангхой надо начать дружить, как и с любой другой компанией, куда ты хочешь влиться. К сожалению, некоторые буддийские центры не слишком гостеприимны к новичкам. Как-то так исторически╜ сложилось. Есть, конечно, более либеральные центры, где еженедельно проводятся лекции для начинающих и где новичков встречают теплом и чаем. Там новым людям проще. Я замечал, что в центрах первого типа новые люди чувствуют себя неуютно и часто им приходится прилагать много собственных усилий, чтобы ╚стать своим человеком╩. Но в конце концов это все равно происходит, если ты часто приходишь в центр. На тебя начинают обращать внимание, у тебя там появляются друзья, хорошие знакомые, с которыми после медитации можно попить чай в центре или зайти в кафе.
- Если я полностью закончу медитацию Прибежище, но не захочу продолжать, какой эффект окажет на меня эта практика в дальнейшем?
Будда обещал, что если ты принял Прибежище, то обязательно станешь Буддой ≈ весь вопрос в сроках. Поэтому можно сказать, что Прибежище останется с тобой навсегда. Кроме того, в текст каждой медитации Алмазного пути ╚встроено╩ пожелание разделить полученные позитивные впечатления с другими существами. Благодаря ей все, что мы наработали в своем уме, никуда не исчезает, поскольку мы не оставляем это себе, а делимся с другими.
- На пхове я дала Обет Бодхисаттвы, но не все запомнила из того, что именно пообещала. Ты не мог бы в двух словах объяснить, в чем состоит суть Обета Бодхисаттвы?
Существуют обещания, которые дают на уровне тела: не воровать, не убивать и прочие. Монахи вообще дают 254 различных обещания, которые в первую очередь связаны с хорошим поведением. Но поскольку мы взрослые, самостоятельные люди, которым не нужны ограничения и четкие инструкции ╚что такое хорошо и что такое плохо╩, нам больше подходит уровень Махаяны, где и существует Обет Бодхисаттвы. И здесь на первый план выходит мотивация ≈ желание принести максимальную пользу максимальному количеству существ на максимально длительное время.
Поэтому ни одно из действий само по себе не является его нарушением. Таковым может стать, скорее, намерение причинить вред человеку, который нам не нравится. Лама Оле обычно говорит, что нарушением Обета Бодхисаттвы является утверждение: ╚Я никогда не помогу этому человеку, в какой бы ситуации он ни оказался╩. Таким образом, мы исключаем кого-то из поля своего сочувствия и тем самым нарушаем обет.
- Что, если человек все же нарушает Обет Бодхисаттвы?
Он может принять его еще раз, если захочет. Все мы не совершенны и живем в обусловленном мире. Но в принципе, хорошо самостоятельно повторять этот обет несколько раз, тем самым укрепляя его. В частности, он дается после каждой сессии простираний.
- Как часто нужно проходить пхову?

Достаточно одного раза в год. Это будет освежать впечатление, укреплять связь с Буддой Безграничного Света. Конечно, это не обязательно, но периодическое повторение пховы помогает не забыть о своей главной цели в повседневной суете жизни. К тому же обычно эта практика людям очень нравится.
- Насколько важно следовать за Ламой Оле в его путешествиях по миру?
Это полезно, но не обязательно. Те люди, которые постоянно следуют за Учителем, нисколько не просветленнее тех, кто делает какую-то работу в буддийском центре своего города, медитирует дома и работает над собой. Однако путешествие с Ламой помогает понять, как он работает, мыслит и живет. Ведь Алмазный путь ≈ это путь отождествления с Ламой, и для того, чтобы знать, с кем отождествляешься, нужно иногда иметь возможность понаблюдать за ним. Кроме того, любое путешествие меняет нашу картину мира, что помогает справиться со своими концепциями и стереотипами.
- Что изменилось именно в тебе за 18 лет практики?
Забавно говорить о себе и своем развитии, поскольку сложно объективно посмотреть на себя со стороны. Насколько помню по реакции окружающих, я всегда был очень критичным, нетерпимым╜ к людям. Мне не нравилось, что они плохо понимают мои слова. Потом мне пришлось осознать, что все люди разные и у каждого свой взгляд на вещи. По-своему все замечательные, у каждого есть потенциал Просветления. Когда я понял это, моя жизнь очень изменилась, в том числе и на внешнем уровне. Кроме того, выражение ╚здесь и сейчас╩ перестало быть для меня пустой фразой, а стало формулой того, как надо жить. Только когда перестанешь воспринимать окружающий мир как нападающий на тебя ≈ этот человек обидел меня, а этот сделал все не так, как я хотел, ≈ начинаешь понимать, что все люди живут своей жизнью. Многие, не сознавая этого, делают то, что может быть вредно для них самих. Потому всегда стоит помогать людям изменять что-то в уме, особенно если они просят о помощи.
Вопросы задавала Наталья БУДИЛОВА
Анатолий СОКОЛОВ - путешествующий буддийский учитель, один из учеников Ламы Оле Нидала.
Рассылка 'Буддизм сегодня'
При перепечатке данного материала ссылка на рассылку "Буддизм сегодня" и портал Буддизм.ру обязательна.
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Буддийский форум
#1 
krabat завсегдатай06.02.10 21:56
NEW 06.02.10 21:56 
в ответ Melnik 18.12.09 11:22
люди, у меня такой вопрос.
положим человек решил встать на путь просветления: в этой жизни он занимается медитацией, развивает осознанность, совершает только благие поступки.
но вот он умирает, и как результат его поступков рождается умный, хорошо выглядящий, талантливый "приемник".
все окружающие от него просто в восторге, он быстро делает карьеру, становится знаменитым актером. поначалу ему удается все, чего он пожелает.
но вместо того чтобы продолжать дело своего "предшественника" он начинает просто бездарно разбазаривать благую карму, доставшуюся ему по наследству.
мало того, он начинает двигаться в сторону, уводящей его от первоначальной цели : организовывает сомнительную секту,и всячески пудрит людям мозги.
и как следствие его поступков в следующем поколении родится далеко не одаренный бедолага, которому придется ой как долго ползти наверх, чтобы хотя бы всё начать с нуля.
и мне вот интересно, есть ли у буддистов какая-нибудь методика предотврашения подобных откатов.
что-то типа "памятки последователю"?
#2 
Melnik коренной житель06.02.10 22:13
Melnik
NEW 06.02.10 22:13 
в ответ krabat 06.02.10 21:56
самое мощное средство - Пхова. Перерождаешься в "чистой стране". Оле дает ее несколько раз в год.
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Буддийский форум
#3 
krabat завсегдатай06.02.10 22:44
NEW 06.02.10 22:44 
в ответ Melnik 06.02.10 22:13
а в пребывая "чистой стране" насколько ясно ты можешь видеть свою будущую жизнь?
#4 
Melnik коренной житель07.02.10 00:28
Melnik
NEW 07.02.10 00:28 
в ответ krabat 06.02.10 22:44
в чистой стране уже не будет перерождений (? скорей всего - поправьте, если кто в курсе)
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Буддийский форум
#5 
AlecD местный житель07.02.10 12:57
AlecD
NEW 07.02.10 12:57 
в ответ krabat 06.02.10 21:56
Гарантии, к сожалению, начинаются только с достижения уровня сотапанны ("Вступление в поток").
Сотапанна гарантированно не попадет в нижние миры и максимум за 7 жизней достигнет Нирваны, т.е. станет Архатом.
"Памяткой же последователю" является те привычки и наклонности, которые человек имел или выработал в этой жизни. Желающие вспомнить предыдущие жизни могут интенсивно заниматься практикой джхан (ступеней сосредоточения).
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
#6 
krabat завсегдатай09.02.10 19:28
NEW 09.02.10 19:28 
в ответ AlecD 07.02.10 12:57
гарантия попасть в нирвану максимум за 7 жизней?
а у буддистов есть что-то типа обьективной статистики, кто когда вступил в поток и когда потом ушел в нирвану?
#7 
Масик 3007 знакомое лицо10.02.10 08:50
Масик 3007
NEW 10.02.10 08:50 
в ответ krabat 09.02.10 19:28, Последний раз изменено 10.02.10 08:52 (Масик 3007)
Я не верю объективной статистике, ведь Глеб Павловский еще не умер а его карма политехнолога в вас уже проявилась. Сорри, но если объективной статистики всё- таки нет, вы перестаните верить в прекрасное буддийское? Гарантированное попадание.
Закурил. Сильно затянулся прищурив третий глаз. Качая головой, долго смотрел в море.
#8 
AlecD местный житель10.02.10 10:03
AlecD
NEW 10.02.10 10:03 
в ответ krabat 09.02.10 19:28
В ответ на:
гарантия попасть в нирвану максимум за 7 жизней?
Ну можно наверное и так сформулировать...
Скорее это максимальный срок, который человек сможет ещё продержаться в сансаре.
Это как рассмотреть, каким образом на самом деле устроен фокус иллюзиониста. Кто-то сразу же после такого знакомства больше не может воспринимать за чистую монету иллюзию того что "зайцы появляются в этой шляпе". Кто-то - через 1 минуту. Но, как утверждал Будда, больше 7 минут (=7 жизней) никто не сумеет продержаться, продолжая верить в зайцев в шляпе.
Думаю аналогия понятна.
В ответ на:
у буддистов есть что-то типа обьективной статистики, кто когда вступил в поток и когда потом ушел в нирвану?

99,9% что нет. Кто бы её вёл и зачем.
Я уверен, что нет даже списока живущих нынее Архатов (=осуществивших нирвану)...
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
#9 
krabat завсегдатай10.02.10 19:05
NEW 10.02.10 19:05 
в ответ Масик 3007 10.02.10 08:50
В ответ на:
ведь Глеб Павловский еще не умер а его карма политехнолога в вас уже проявилась.

и каким интересно образом?
#10 
krabat завсегдатай10.02.10 19:29
NEW 10.02.10 19:29 
в ответ AlecD 10.02.10 10:03
В ответ на:
Скорее это максимальный срок, который человек сможет ещё продержаться в сансаре.

"продержаться"?.. т.е его будут стараться всеми силами выпихнуть в нирвану,а он, упираяясь руками и ногами, все же проиграет эту неравную битву?
хотя мне почему-то кажется, что тут все с точностью наоборот. сансара никого без боя не отдает, и фокус у нее не один и не только с кроликами. и по моему скромному мнению главное заблуждение на этом пути - именно стремление достичь нирваны как конечной цели - больше напоминает еще один фокус - с ослом и морковкой. и кто знает сколько еще этих фокусов у сансары в рукаве?
у меня тут кстати еще пару вопросов назрело, может кто знает:
1. можно ли стать Архатом, живя в социуме, к примеру в Германии, имея семью, работу, дачу-машину-клячу?
2.совершал ли Будда Шакиамуни какие-нибудь чудеса типа хождения по воде или превращения рыб в камни?
3.каким стало его состояние здоровья после того как он стал просветленным?
#11 
AlecD местный житель10.02.10 20:58
AlecD
NEW 10.02.10 20:58 
в ответ krabat 10.02.10 19:29
В ответ на:
"продержаться"?.. т.е его будут стараться всеми силами выпихнуть в нирвану,а он, упираяясь руками и ногами, все же проиграет эту неравную битву?
Нет. Хмм... Плохую аналогию привел?
Прозрение в то, как устроена и "работает" иллюзия не даст принимать её за чистую монету и дальше. Верно?
Вот промежуток между первым прозрением, вскрывающим механизм сансары и тем моментом когда обманываться больше невозможно и есть те самые "максимум 7 рождений".
В ответ на:
1. можно ли стать Архатом, живя в социуме, к примеру в Германии, имея семью, работу, дачу-машину-клячу?

Теоретически возможно, реально ещё никто не стал и вряд-ли в обозримом будущем станет. Архатов, насколько я понимаю, даже среди западных монахов нет. (Хотя вошедшие в поток, думаю, уже есть, хоть и немного.)
Слишком много отвлечений у мирянина.
В ответ на:
2.совершал ли Будда Шакиамуни какие-нибудь чудеса типа хождения по воде или превращения рыб в камни?

Да.
В ответ на:
3.каким стало его состояние здоровья после того как он стал просветленным?

Таким же осталось.
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
#12 
Масик 3007 знакомое лицо11.02.10 09:40
Масик 3007
NEW 11.02.10 09:40 
в ответ krabat 10.02.10 19:05
Ваши вопросы про статистику и гарантии могут помочь в диссертации Политические технологии как фактор формирования имиджа Будды на постсоветском пространстве. Класс))) Нам нужны грамотные менеджеры, тогда все захотят стать буддистами и настанет на земле реальная нирвана.
Закурил. Сильно затянулся прищурив третий глаз. Качая головой, долго смотрел в море.
#13 
AlecD местный житель11.02.10 11:25
AlecD
NEW 11.02.10 11:25 
в ответ Масик 3007 11.02.10 09:40
Это ещё ничего! Один кадр так боялся промывки мозгов, что даже ходить стал в кастрюлей на голове, переодически заземляясь для верности. А через пару лет кричал в метро "Прекратите немедлено пропаганду!", когда объявлялось название станции.
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
#14 
krabat завсегдатай12.02.10 20:33
NEW 12.02.10 20:33 
в ответ AlecD 10.02.10 20:58
насчет состояния здоровья Будды я на самом деле не просто так спросил. Тут есть один момент, который я не просекаю. вот смотри: карма является причиной того, что мы после смерти вынуждены заново перерождаться. наколько я понял, в карме есть два фактора: абсолютная величина и направленность (благая или неблагая). соответственно чем больше кармы, тем более развитым существом мы рождаемся. грубо говоря 100 "условных единиц кармы" - рождается человек, 50 "уек" - рождается червяк, 0 "уек" - не рождается никто. Так вот Будда, достигнув просветления под деревом Бодхи, хоть и положил конец своим дальнейшим перерождениям, но его тело не покинуло сансару сеюминутно. Та карма, которая была в него вложена до последнего рождения должна была быть полностью выработана. И как следствие того, что тело работает на выработку последнего ресурса можно положить, что крепким здоровьем он во второй половине жизни не отличался.
или я чего-то не так понял про карму?
да, и насчет демонстрации чудес со стороны Будды: не мог бы ты привести пару примеров, что он конкретно сделал?
#15 
krabat завсегдатай12.02.10 20:35
12.02.10 20:35 
в ответ Масик 3007 11.02.10 09:40
какие такие дисертации-технологии-имиджи-менеджеры?
вы меня с кем-то конкретно попутали.
#16 
Масик 3007 знакомое лицо12.02.10 21:49
Масик 3007
NEW 12.02.10 21:49 
в ответ krabat 12.02.10 20:35
возможно)
но я тоже жду от Алека ответа про чудеса
Закурил. Сильно затянулся прищурив третий глаз. Качая головой, долго смотрел в море.
#17 
AlecD местный житель15.02.10 10:28
AlecD
NEW 15.02.10 10:28 
в ответ krabat 12.02.10 20:33, Последний раз изменено 15.02.10 10:58 (AlecD)
Проблему с телом я не разглядел.
Карма - целенаправленно помысленные и осуществленные действия, приносящие свои результаты. Соответсвенно тело УЖЕ было результатом предыдущих действий и успешно старело и болело в соответсвии со всеми законами природы тела.
В ответ на:
да, и насчет демонстрации чудес со стороны Будды: не мог бы ты привести пару примеров, что он конкретно сделал?
Вообще-то я не особо интересовался этой темой, поэтому развернуто рассказать не могу. Просто она совершенно не важна на мой взгляд (а Будда и напрямую запрещал монахам демонстрировать какие-либо сверх-возможности), да и кроме того нет никакого способа, кроме веры, установить что было на самом деле, а что было додумано и преувеличено. Тем более, что буддийские предания достаточно насыщенны "необычными", с точки зрения совр.человека, вещами. Как отделить слой преувеличений от фактов? Например, игра в прятки с богом Брамой - чудо, или что? А сам Брама?
Но на вскидку - была история с разбойником, который желая убить Будду бежал со всех сил и не мог его нагнать, в то время как Будда спокойно шел... Бешеный слон, направленный на Будду Девадатой, и усмиренный силой дружелюбия Будды... Или здесь глянь (тибетский буддизм): http://dazan.spb.ru/buddhism/holidays/534/
Честно сказать мне очень хотелось бы узнать, почему эта тема тебя заинтересовала?
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
#18 
krabat завсегдатай15.02.10 20:53
NEW 15.02.10 20:53 
в ответ AlecD 15.02.10 10:28
да, я понимаю, большинство практикующих буддистов такими вопросами себе голову не морочат.
просто я недавно прочел очередную статью на тему как устроен этот мир. Ну и там прозвучала такая мысль, что мол чем больше мы завязываемся в сансаре, тем крепче она нас имеет. И наоборот: чем меньше мы от нее зависим, тем больше у нас возможностей контролировать происходящее.(если интересно, вот ссылка на статью:http://www.quantmagic.narod.ru/volumes/VOL122004/p2301.html) И тут мне стало интересно: если Будда действительно был всезнающим (всесильным?),был ли он в состоянии гнуть сансару по своему усмотрению, ну например материализовывыть предметы и т.д. - чисто теоретически. И если да, то почему он этого не делал сам и ученикам запрещал? Ведь если сансара действительно иллюзорна, то такое занятие по своей сути было бы безобиднейшим занятием, как например пускать мыльные пузыри. Иисус вон на эту тему в принципе не заморачивался.
#19 
AlecD местный житель16.02.10 10:48
AlecD
NEW 16.02.10 10:48 
в ответ krabat 15.02.10 20:53
Нет, Будда конечно же не был всесильным, иначе - зачем давать учение, если можно освободить всех разом?
И относительно "сансару гнуть" - мог больше, чем обычный человек, но не безгранично - невозможно, например, остановить изменения, сделать что-либо - постоянным.
Т.е. подобные "чудеса" не противоречат законам мира, а лишь показывают, что творящий их побольше ознакомлен с этими законами и умеет их использовать. Точно так, как для дикаря самолет - несомненное чудо, хотя летает он на самом то деле по совершенно естественным причинам.
У человека практикующего могут (хотя и не обязательно) появится эти "сверх-возможности" ("иттхи" или "сиддхи" на санскрите), но это не особенность именно буддийской практики. Какие это возможности, в текстах рассказывается и многие монахи как в прошлом, так и сейчас обладают ими. В принципе, их можно развивать и целенаправленно, вопрос только - зачем?
В ответ на:
И если да, то почему он этого не делал сам и ученикам запрещал? Ведь если сансара действительно иллюзорна, то такое занятие по своей сути было бы безобиднейшим занятием, как например пускать мыльные пузыри.
Будды - явления появляющиеся с совершенно определенной целью - помочь желающим достичь освобождения от сансары. Вывод напрашивается только один - демонстрация чудес достижению их целей параллельна - т.е. ни способствует, ни препятствует. Я так полагаю. Сейчас.
Хотя раньше эти темы меня больше возбуждали и например в таком ключе - если медитация приносит такой замечательный эффект, то ведь можно его использовать вовсю для работы, или чтобы вот это вот достичь, или вот...! Но когда этот эффект в руках, то использовать его ради таких вещей кажется глупым, игрой, когда можно применить его для того, что я действительно хочу и что мне действительно важно и необходимо. Стал бы кто-нибудь развлекаться выдуванием мыльных пузырей, когда задница дымиться, или же получив в пустыне ведро с водой, мыть ей голову?...
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
#20 
1 2 все