Разбираем мультик о пути Самадхи
Сам мульт:
Ага, это не о Просветлении, а о Самадхи мультик :-))
Не претендую на полноту, дополнения/исправления и комментарии приветствуются.
Буду писать постепенно, поскольку информация разобрана по кусочкам, здесь попробую собрать все вместе. За основу было принято выступление Шангпы Ринпоче из Сингапура. Это Ваджраянский Учитель, но Самадхи делают все, так как без успокоения ума все остальное не получится. Поэтому Самадхи это фундамент, на котором можно строить. И фундамент должен быть хороший.
Начну с самого убивающего. Самадхи начинается только в в самом конце, когда он полетел на слоне. До этого только попытки Самадхи. вот такая вот неприятность :-))
Кстати в мультике нет сцены в конце, где монах (медитирующий, практикующий, йог) на белом слоне встречает такого же монаха на таком же слоне. Это метод Випашьяны.
Итак, начинаем сначала.
В самом начале много огня. Это означает, что в начале медитации надо прилагать много усилий, "вырваться из матрицы", уйти от обычного мышления, к которому мы так привыкли с изначальных времен.

И очень интересно, как оказывается, надо практиковать самадхи. Ключ к успеху это вовремя прекратить медитацию.
Если два человека без ума друг от друга и они расстаются, то они будут сильно скучать и мечтать встретиться. А если они переругались друг с другом, то и желание встретиться будет несильным.
Поэтому при первых успешных секундных погружениях надо тут же выходить. И пытаться снова входить, постепенно продлевая успешные фазы. Это создаст позитивное ожидание медитации.
Тут правда у меня вопрос, если мы пытаемся сидеть без мыслей и без оценочных суждений, а прекращение это действие после оценки качества медитации, то возникает логический парадокс.
Придется выяснить это опытным путём.

9 стадий (количество изображений монаха)
6 этапов.
1 стадия.
Сосредоточение. Монах держит крюк-топор, это бдительность. В левой руке он держит лассо, это внимательность.
До 7 стадии есть огонь, наличие или отсутствие которого, а также его величина отображает величину прикладывемых усилий.
Дорога имеет 6 изгибов -- 6 сил.
1 сила это изучение. Первое состояние успокоения, сосредоточенность.
Черные слон и обезьяна, тупость ума и возбуждение/отвлечение ума.
2 этап.
Сила осмысления. 2 стадия: Непрерывное сосредотачивание.
С этого этапа цвет животных начинает обеляться -- увеличение ясности и покоя.
3 этап.
Сила внимательности.
Здесь осуществляются 3 и 4 стадии успокоения.
Узел из лент это пять объектов привязанности.
3 стадия. Возвращаемое сосредоточение. Здесь на спине слона появляется кролик, тонкая притупленность ума. (например, спокойствие медитации может быть принято за мудрость) Отсюда и далее появляется возможность распознать грубую и тонкую тупость.
Два глаза означают способность распознавать отвлечение и снова вернуться к наблюдению. Слон теперь смотрит на монаха.
4 стадия. Бликое успокоение ума, ум уже не отвлекается "насовсем".
4 этап. Сила бдительности. 5 и 6 стадии.
5 стадия. Ум иногда отвлекается, например, на добродетель, что также является препятствием. Если ум не отвлекается, то появляются два блага: собственное и других.
Бдительность не позволяет уму отвлекаться. Но побуждая его, ведет к созерцательному погружению. Это 5 стадия, укрощение.
6 стадия. Усмирение.
5 этап. Сила радостного усердия.
7 стадия. Полное усмирение. Легкая притупленность и отвлечение могут возникать, но тут же полностью устраняются малым усилием.
Слон становится белым, а обезьяна уходит. Ум всегда находится в созерцательном погружении.
8 стадия. Однонаправленная сосредоточенность.
6 этап. Полная освоенность.
9 стадия. Равновесие. Успокоение. Тело, речь и ум полностью послушны. Благодаря успокоению и постижению корень омрачений сознания отсекается.
Благодаря внимательности и бдительности достигается чистое видение.

Тут правда у меня вопрос, если мы пытаемся сидеть без мыслей и без оценочных суждений, а прекращение это действие после оценки качества медитации, то возникает логический парадокс.Если ты собрался сидеть "без мыслей и без оценочных суждений", то можешь даже не садиться - погружение будет гарантированно "неуспешное" - влюбленные сразу же переругаются и будут упрекать друг-друга!

Я не буду корчить из себя мастера медитации, но ведь самое первое прозрение, которое приходит любому севшему на задницу помедитировать заключается в том, что мысли то, черт побери, тебе не пренадлежат - как контроль за ними, так и их содержание. Ну, как минимум, напрямую не принадлежат, по команде. Ага, мысли тоже - анатта, не-я, не-моё.
Так что "парадокс" гарантированно не наступит.
Но ведь в приходящих мыслях ничего плохого нет. Никогда не думал, что можно поставить себе в медитации цель, чтобы они исчезли. Или, тем более, подавлять.
Просто если создать правильные причины - они действительно не будут рождаться.
Мне иногда кажется, что мы (люди) все-таки очень странные существа...
Предположим, чтобы зажегся свет надо сходить в подвал, включить общий рубильник, а потом уже - включатель в комнате. И всё будет путём.
Но нам хочется и да мы просто уверены, что надо ударить 3 раза в ладоши, чтобы он зажегся!!! Хлопаем, хлопаем... Уже 2 часа прошло, ладони болят, злимся как черти - света нет, но мы всё хлопаем. Сплошное разочарование!. А всё потому, что так - просто не работает, иначе устроено.
Сто раз и за собой и за другими подобное наблюдал.
Ключ к успеху это вовремя прекратить медитацию.
Вообще, никогда про такой метод не слышал. Ты уже пробовал?
Возникают сомнения в действенности.
То, что сильное сопротивление (любимые ругаются, чуть не дерутся) - возможно стоит прервать, такое слышал. Но мне кажется даже это не всем пользу принесёт.
Спасибо за разбор! Что инвестировал время. Интересно.
Но появились вопросы...
Что подразумевается под самадхи? Определенная степень однонаправленного сосредоточения?
Просто я последнее время полностью переключился на модель описания принятой в Тхераваде. Хочется понять соответствия.
А я правильно поняла, что притупленность ума - это плохо, а созерцательное погружение - это хорошо и как бы антипод притупленности? И люди, которым удается усмирить обезьяну, не просто тупо не думают, а сосредоточенно созерцают?
Но ведь в приходящих мыслях ничего плохого нет. Никогда не думал, что можно поставить себе в медитации цель, чтобы они исчезли. Или, тем более, подавлять.
В приходящих ничего плохого нет. Неуходящие - не айс.
А я правильно поняла, что притупленность ума - это плохо, а созерцательное погружение - это хорошо и как бы антипод притупленности? И люди, которым удается усмирить обезьяну, не просто тупо не думают, а сосредоточенно созерцают?
Правильно.
Состояние аппатичного, сонливого ума - одно из 5 помех медитации.
Как символ этого состояния - застоявшеся болото с непрозрачной водой, поросшее тиной и ряской...
видео можно начинать смотреть с 8:10 (не могу изменять сообщения -- странно)
"почему никто не понимает меня только потому, что я неясно излагаю свои мысли?" :-))
но ведь самое первое прозрение, которое приходит любому севшему на задницу помедитировать заключается в том, что мысли то, черт побери, тебе не пренадлежат - как контроль за ними, так и их содержание.
Сейчас это моя морковка, за которой я бегу. Даже сказал бы, что это ясно и без медитации. И сама идея, что я смогу контролировать мысли, кажется мне настолько привлекательной, что это заставляет меня медитировать.
Так что "парадокс" гарантированно не наступит.
Наверное, ты что-то иное вкладываешь в свои слова. Я пока не готов понять.
Мой опыт примерно таков: Концентрация на дыхании, счет циклов выдохов-вдохов. "Ум после тяжелого рабочего дня приходит домой в комфортную обстановку и садится отдохнуть на диван дыхания". Вроде как логично, что побочный эффект в том, что мыслей как таковых нет (какое-то время, потом, конечно, снова приходят).
Шангпа Ринпоче прямо очень сильно в этом момент театрально прямо говорил и поднял палец вверх, чтобы даже спящие проснулись и поняли, что прерывание это ключ к успеху.
Поэтому непонятно, как останавливать это, если нет наблюдающего за этим.
Но потом вроде как я понял, что счет это и есть остановка. Важно считать до стольки, сколько реально можешь более-менее качественно просидеть. Не гнаться за цифрами. Тогда и останов будет в хорошем месте, где любимые расстаются. И постепенно наращивать цифру.
То, что сильное сопротивление (любимые ругаются, чуть не дерутся) - возможно стоит прервать, такое слышал. Но мне кажется даже это не всем пользу принесёт.
Иногда так бывает, садишься и понимаешь, что ну вот ни хрена сегодня не выйдет :-)

Что подразумевается под самадхи? Определенная степень однонаправленного сосредоточения?Просто я последнее время полностью переключился на модель описания принятой в Тхераваде. Хочется понять соответствия.
Как я понял, Самадхи это подготовительный метод, чтобы мочь использовать методы Ваджраяны. И вроде как (неточно) довольствуются промежуточными ступенями, чтобы начать практику Ваджраяны, которая вроде как позволяет быстрее достичь Просветления.
Это теория. На практике западные люди как только читают о "более быстром" пути Ваджраяны, сразу же хотят ништяков и фаз слияния. Это приносит временное чувство "крутости", но без фундамента Самадхи получается все время откатывание назад.
Так что "бэк ту зе рутс". Самадхи, а потом уже методы Ваджраяны.
Будет очень интересно, как это в Тхереваде.

"Ум после тяжелого рабочего дня приходит домой в комфортную обстановку и садится отдохнуть на диван дыхания". Вроде как логично, что побочный эффект в том, что мыслей как таковых нет (какое-то время, потом, конечно, снова приходят).
Нифигасе. :))
Особенно после "тяжелого рабочего дня". Это примерно как ожидать, что груженный товарняк встанет на станции в течении 1 секунды, так как машинист пописать захотел.
Нет причин, чтобы так случилось. Вдруг.
Нет, конечно, со временем, когда ум научится собираться и удерживать в фокусе что-то одно (например дыхание), они успокаиваються - приходят реже, ещё реже, не мешают (отметил, что пришла... сдохла, ну и ладно).
Но ведь этого нельзя ожидать. Особенно сразу.
Ум, как вода в тазике, который трясли - сразу не устаканивается, в покой не приходит.
Разве у тебя иначе?
Но и даже в этом случае цель не отсутствие мыслей же. А то, что всё-всё-всё внимание и осознанность собрано на чем-то одном. Дыхании, например.
Нет?
Иногда так бывает, садишься и понимаешь, что ну вот ни хрена сегодня не выйдет :-)
Даже подозрительно часто это иногда:)))
"Ум после тяжелого рабочего дня приходит домой в комфортную обстановку и садится отдохнуть на диван дыхания".
Это сравнение дал один монах из Непала, очень точно легло на меня. "Рабочий день" имеется виду та постоянная мыслемешалка.
Конечно не сразу, конечно постепенно. За каждый дополнительный цикл в копилку идет незримый бой. И у меня циклами. Шаг вперед и два назад :-) Ну типа того.
Давай я скину вступление к медитации, а то все время об одном и том же:
"
(В начале медитации следует прочитать один из нижеследующих абзацев.)
Медитация означает тренировку ума быть свободным от отвлечений, независимо от того, идёт ли речь о мыслях, представлениях, воспоминаниях или картинках. Одновременно ум находится „здесь и сейчас“ и осознаёт сам себя.
Во время медитации мы полностью осознаём происходящее в нашем уме, в том числе и то, что мы постоянно отвлекаемся нашими мыслями. Затем мы возвращаем наше внимание снова на объект медитации и упражняемся таким образом в осознанности. Медитировать – означает всё время возвращаться к этому состоянию осознанности.
Во время медитации мы не стремимся достичь какого-то особого состояния, например, отсутствия мыслей или переживания чего-то необычного. Мы просто отчётливо осознаём всё происходящее внутри нас и устойчиво держим эту осознанность.
".

Вкратце - это не полный текст!
Потом принимаем правильное положение тела
Потом принимаем Прибежище+Четыре неизмеримых
Потом собственно медитация - три сессии.
Первая просто следим за дыханием.
Вторая:
Мы пребываем в таком состоянии и расслабляемся. (несколько вдохов)
В этом расслабленном состоянии мы осознаём наше дыхание. (несколько вдохов)
Чтобы тренировать ум в осознанности, мы направляем наше внимание на естественные циклы вдохов и выдохов.
Чтобы оставаться осознанными мы считаем наши циклы дыхания. Один цикл это выдох и затем вдох.
Мы остаёмся осознанными на столько циклов, на сколько это возможно, это могут быть 3, 5, 7 или до 21 цикла.
Затем мы делаем небольшую паузу и считаем с начала до того же числа циклов.
Мы упражняемся таким образом, не следуя мыслям и не отвергая их и не оценивая медитацию или мысли.
Если мы отвлекаемся, мы просто вновь возвращаем наше внимание к дыханию и начинаем наш счёт с начала.
(10-15 минут)
(затем 1-2 минуты пауза для отдыха, во время пауз желательно не разговаривать)
Третья
Мы продолжаем медитацию, используя дыхание как опору для нашей концентрации. (несколько вдохов)
Как и прежде, мы остаёмся осознанными на столько циклов, на сколько это возможно.
Чтобы усилить нашу концентрацию, мы представляем себе наше дыхание в виде тонкого луча света, светлого и прозрачного.
При выдыхании луч выходит из нашего носа в направлении земли, не касаясь её.
При вдохе луч света проходит через нос и достигает уровня пупка.
(При выдохе и вдохе луч света всегда остается в носу и, таким образом, никогда не покидает наше тело, прим. Шамара Ринпоче)
Мы упражняемся таким образом, не следуя мыслям и не отвергая их и не оценивая медитацию или мысли.
Если мы отвлекаемся, мы просто вновь возвращаем наше внимание к дыханию и начинаем наш счёт с начала.
(10-15 минут)

Ок, разобрались.
Всё прочитал, всё классно, осталось только реализовать.
А насчёт же "парадокса" - я думаю тут не стоит волноваться. Ум - очень, очень шустрая штука. И если он ещё на этапе, когда ведётся счёт дыханиям, то это значит, что сосредоточение ещё не достаточно сильное, чтобы внимание было полностью поглощено объектом. Так что уму с гарантией хватит времени нажаловаться в отчете.
Если же он полностью поглощен объектом - вряд ли стоит его отрывать:
Хорошая песня
Я не специалист по медитации, но наверно можно заранее настроиться прекратить ее при таких-то условиях. Даже засыпая можно запрограммировать себя проснуться, если например начнет сниться волк.
И если он ещё на этапе, когда ведётся счёт дыханиям, то это значит, что сосредоточение ещё не достаточно сильное, чтобы внимание было полностью поглощено
Это инструмент, работающий на всех этапах. Расскажи о своем.
Да. Дали тебе инструмент - бери и пользуйся. А иначе как объяснить, что с бошкой делать.
Хотя вербальный обмен об ощущениях и процессах не принят, но ведь, чёрт побери, как у других-то? Начинаю с себя - медитативное состояние ума и тела, а оно сродни неге, ближе к послеоргазменному, может найти меня на работе, за компом. Если какой-нибудь коллега не вырвет меня из него, то могу сидеть так долго. При этом реально делать свою достаточно интеллектуальную работу. У вас такое было?
Расскажи о своем.
Да, надо бы... Только это не моё, конечно же.
Я думал до сих пор, что это в принципе общее. И не только между буддийскими традициями, но и в принципе - так устроен ум. Кто бы не медитировал - атеист, христианин, индуист или буддист.
Самадхи - однонаправленное сосредоточение? Верно? Соответственно есть стадии, которые характеризуются определенными характеристиками. В сутрах эти стадии называются джанами (jhāna). По-сути (как я это понял), из мультик, о чём Дима сказал "Самадхи начинается только в в самом конце, когда он полетел на слоне." - это и есть либо первая джана, либо так называемое "приграничное сосредоточение", т.е. то, что непосредственно предшествут джане.
Вторая джана описывается Буддой так (Anguttara Nikaya IX.32-41):
"Nach Stillung von Gedankenfassung und Diskursivem Denken
aber gewinnt er den inneren Frieden, die Einheit des Geistes, die von Gedankenfassung und Diskursivem Denken freie, in der Vertiefung (samādhi) geborene, von Verzückung (pīti) und Glücksgefühl (sukha) erfüllte zweite Vertiefung (jhāna)"
Считать невозможно. Ум неподвижен
Кстати, отбрасывает назад физическая боль - даже лёгкая. Вот с этим ничего не поделать. Очень продвигает вперёд качественный спорт - каждый вечер. Планка, 50 отжиманий, пресс. Это реально помогает. Кто простирания делает? Они хорошо развивают каркас, а это спина. А спина - это грамотный долгий лотос.
Если какой-нибудь коллега не вырвет меня из него, то могу сидеть так долго. При этом реально делать свою достаточно интеллектуальную работу.
При чем отвлекает не факт его появления перед глазами, а то, что приходится говорить ртом, а это рассосредотачивает.
практику Ваджраяны, которая вроде как позволяет быстрее достичь Просветления.
Насколько я помню, ускорение достигается засчёт трансформации негативных энергий?
Будет очень интересно, как это в Тхереваде.
Путь к Ниббане в Тхераваде (грубо-грубо, и как я это понимаю) выглядит примерно так...
Звенья благородного восмеричного пути можно сгруппировать в 3 группы по смыслу: Нравственность - Сосредоточение - Мудрость (sīla - samādhi - pannā). Которые развиваются не в каком-то определенном порядке, но поддерживают и помогают друг другу развиваться. С нравственностью более-менее понятно, сосредоточение служит для "заточки" ума-сердца как инструмента, который будет направлен на исследование реальности, что при прямом постижении и приводит к плоду, к Ниббане.
Для развития сосредоточения используется группа медитаций, назовем их "медитации Samādhi"; их главный аспект - сфокусированная и успокоенная ясность ума.
Когда она достаточна, используется группа медитаций, назовем их "медитации Vipassana"; их главный аспект и фокус - исследование феноменов тела и ума, дла развития мудрости.
Если хватает самади (желательно мочь достигать джан), т.е. силы ума, то применение випассаны, т.е. исследования на правильных феноменах и аспектах реальности - изменчивости (anicca), страдательности (dukkha), отсутствие неизменного ядра (anatta) приводит к Просветению - к непосредственному видению механизмов устройства реальности, которое (видение) отсекает наведение, жадность и ненависть. Отсекает жажду (которая, как мы помним - причина страданий).
Ключевое во всём этом деле и то, что делает буддизм буддизмом и отличает от других учений - это то, куда именно смотреть, что исследовать. Всё остальное - есть у других тоже.
Верни свою мысль про боль! ))
Сижу иногда. Да как придется. Иногда просто со скрещенными ногами. Есть
люди в возрасте - они медитируют сидя на стуле. Не думаю, что от сидения
на табурете что-то как-то страдает. Я же ж пришла сюда и думала про
боль. Пришла - нет ничего. Даже забыла, чё надумала. ))
ты меня немного запутал, я думал, что дхяны/джаны это и есть стадии. От 1 до 9.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дхья�%...
В сутрах эти стадии называются джанами (jhāna). По-сути (как я это понял), из мультик, о чём Дима сказал "Самадхи начинается только в в самом конце, когда он полетел на слоне." - это и есть либо первая джана, либо так называемое "приграничное сосредоточение", т.е. то, что непосредственно предшествут джане.
Девятая джана никак не может быть первой. Шангпа Ринпоче имел ввиду, что весь этот путь к Самадхи не есть истинная Самадхи. На 8 джане у тебя еще не Самадхи, а нечто, очень недалекое от Самадхи. Истинная Самадха начинается только после 9 джаны/дхьяны.
Вторая джана описывается Буддой так (Anguttara Nikaya IX.32-41):
"Nach Stillung von Gedankenfassung und Diskursivem Denken aber gewinnt er den inneren Frieden, die Einheit des Geistes, die von Gedankenfassung und Diskursivem Denken freie, in der Vertiefung (samādhi) geborene, von Verzückung (pīti) und Glücksgefühl (sukha) erfüllte zweite Vertiefung (jhāna)"
Из Вики:
- На второй дхьяне витарка и вичара исчезают, сознание продолжает концентрироваться ещё более глубоко. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.

Ум - очень, очень шустрая штука. И если он ещё на этапе, когда ведётся счёт дыханиям, то это значит, что сосредоточение ещё не достаточно сильное, чтобы внимание было полностью поглощено объектом.
Какой объект ты имеешь ввиду?
Дыхание это и есть объект для концентрации. Как подпорка. Потом концентрации наверное действительно не нужна будет подпорка и ум будет сам в себе. Ты это имеешь ввиду?

Насколько я помню, ускорение достигается засчёт трансформации негативных энергий?
не знаю просто, как оно в Тхереваде, может так же.
В Ваджраяне используются методы, чтобы форсировать положительное и убрать негативное. Это сильно помогает в продвижении на пути (если это делать :-))
Например, развитие Бодхичитты с помощью Лоджонг и медитации Тонглен, в частности. Это когда ты вдыхаешь весь негатив мира и выдыхаешь чистую энергию для освобождения существ.
Или при всех действиях, типа принятия Прибежища или посвящения заслуг мы представляем себя в каждом атоме вселенной.
Практика Ньюнгне, чтобы почистить негативную карму, тянущую вниз.
Такой вот "читинг", но методы работают и это главное.

Верни свою мысль про боль! ))
Извини, что убрал.
Там
было примерно, что когда ум успокаивается, тело начинает отходить на
задний план, растворяться. Вместе с телом и боль. Так можно дооолго
просидеть - тело само находит оптимальное положение. И после тоже нет
боли.
Так что трюк - добраться до самадхи раньше, чем боль доберется до тебя
Сижу иногда. Да как придется. Иногда просто со скрещенными ногами. Есть люди в возрасте - они медитируют сидя на стуле. Не думаю, что от сидения на табурете что-то как-то страдает. Я же ж пришла сюда и думала про боль. Пришла - нет ничего. Даже забыла, чё надумала. ))
Извини еше раз за стертое.

Слушай, а классно что мы снова начали писать. :))
Интересно, что мы так быстро вышли на разницу пониманий. Может и на разницу традиций... Можно будет попробовать сравнить, обменяться опытом. А может и к одному знаменателю придём!
Ум - очень, очень шустрая штука. И если он ещё на этапе, когда ведётся счёт дыханиям, то это значит, что сосредоточение ещё не достаточно сильное, чтобы внимание было полностью поглощено объектом.Какой объект ты имеешь ввиду?
Дыхание это и есть объект для концентрации. Как подпорка. Потом концентрации наверное действительно не нужна будет подпорка и ум будет сам в себе. Ты это имеешь ввиду?
Дыхание имею ввиду, да.
Просто пока сосредоточение слабое (считать - указывает на ето), ум успевает смотаться еще что-нибудь отследить. Потом, когда сосредоточение становится сильнее, дыхание начинает полностью заполнять весь ум. Это я имел ввиду под "внимание ... полностью поглощено объектом".
я думал, что дхяны/джаны это и есть стадии. От 1 до 9.
Здесь я уверен, что нет, это не так.
Шангпа Ринпоче имел ввиду, что весь этот путь к Самадхи не есть истинная Самадхи. На 8 джане у тебя еще не Самадхи, а нечто, очень недалекое от Самадхи.
Я, конечно не присутствовал, но думаю он имел ввиду следуюшее - самадхи начинаются с первой джаны, ну в лучшем случае с "приграничного сосредоточения" (upacāra samādhi).
Тогда для меня бы все сошлось.
Из Вики:Именно. А с ними и способность подумать. Не говоря уже о посчитать.
1.На второй дхьяне витарка и вичара исчезают


Зато восторг, счастье и однонаправленность такой силы, что христиане, добравшись, интерпретируют это как слияние с Богом. И все традиции говорят о джанах, как о сверх-мирских состояниях.
Интересно, а почему вы так долго не писали (если не секрет)?
Еаверно это хороший признак (в глобальном смысле), что здесь опять началась активность.
Во сне иногда, а практиковать медитацию я к сожалению бросила пока и не добилась там никакого прогресса.
Там было примерно, что когда ум успокаивается, тело начинает отходить на задний план, растворяться. Вместе с телом и боль. Так можно дооолго просидеть - тело само находит оптимальное положение. И после тоже нет боли.
Так что трюк - добраться до самадхи раньше, чем боль доберется до тебя
Заверните два (с).
Вот с болью совсем швах. Эмоциональный компонент имею ввиду. Присутствуют омрачения, которые вне боли не наблюдаю. Страх, который формирует еще больший стресс и даже гнев в связи с ухудшением качества жизни. Т.е., на физический компонент накладывается эмоциональный. Паровозом идет когнитивный. Что будет, если... я стану обузой, инвалидом. Причем это состояние ума может вызвать банальная и уходящая головная боль. И да. Медитация хорошо "работает" с эмоциональным компонентом.
Интересно, а почему вы так долго не писали (если не секрет)?
Не знаю. А должен был?
Если бы не случайное стечение обстоятельств и не написала Rukmini, так бы и молчали.
Вот с болью совсем швах. Эмоциональный компонент имею ввиду.
Если хочешь я потом опишу свой опыт связанный с болью и медитацией. Когда "эмоциональное" вдруг отвалилось, и осталась только физическая боль. На меня сильно тогда повлияло в плане понимания.
расскажи!
про джаны у нас вообще речи не было, если что.

Начёт боли.
В одном ретрите была такая практика адитаны (Adhiṭṭhāna - "непоколебимое решение"). Типа по мотивам - помнишь, когда Будда сел под деревом Бодхи и принял решение не вставать, пока не достигнет Просветления? Но нам под деревьями было, конечно же, слабо сидеть. Было ясно, что закончится подобная адитана скорее смертью от жажды, чем просветлением Поэтому она выглядела так - ты медитируешь ровно один час, не меняя позы, не двигаясь вообще никак. Для меня час тогда был ооооочень длинным промежутком, примерно в середине которого, как бы я не сел, встреча с болью была обеспечена. Но... договор есть договор - сижу, переживаю, боюсь, страдаю и представляю как коленка теперь пойдет на операцию и вот он
я - почти полный инвалид на иждивении
.
А сама же медитация заключалась во внимательном наблюдении за телесными явлениями (Випассана, типа ), но сосредоточение было уже на хорошем уровне (шел 7 или 8-ый день ретрита).
И вдруг в какой-то момент Ум отпускает этот самый пресловутый "эмоциональный компонент" и остаётся только физическое чувство. Как я уже сказал, сосредоточенность очень высокая, поэтому ты наблюдаешь его во всей красе, не отвлекаясь - как яркое, очень сильное, пульсирующее, "красно-оранжевое" чувство, но это - просто физическое ощущение. Ты точно знаешь, видишь отчетливо и ясно - это боль, видишь где именно и как именно, но в то же время ты полностью свободен от неё, она не имеет власти над тобой, не "смывает" тебя за собой подвигая избавиться, прекратить её, это больше не "моя" боль. Можно сидеть и наблюдать за этим чувством, или встать и уйти - оба этих выбора абсолютно равнозначны и не зависят, как 5 минут назад, от её неприятности, ты свободен! Физическое чувство - это просто физическое чувство и ничего более. И тогда я понял все эти пассажи из текстов про "две стрелы" и ответы Будды на "испытывает ли Будда страдание после Нирваны?" и про отпускание Ума и про "видеть в чувстве только чувство" (что мне раньше вообще непонятно было).
И, кстати, во всём этом, что мы называем словом "боль", часть физического чувства составляет едва ли 20% (для меня), а остальные 80% - тот самый пресловутый "эмоциональный компонент". И вся страдательность, кажется, спрятана в этих 80%...
А рефлекторные реакции организма вроде "отдернуть руку от горячего" исчезают?
Я читала об одном исследователе мозга и психики, который ставил над собой эксперименты на грани жизни и смерти. Он якобы установил, что когда сопротивление становится бесполезным - например парашют не раскрылся и ты камнем падаешь вниз, и в такой ситуации можно уже не дергаться - то страх и сопротивление исчезают и возникает чувство умиротворения и спокойствия. Понятно, что боль - просто инструмент, который можно отключить. Но интересно, как глубоко должно быть это желание отключить боль? Явно не на умозрительном уровне.
И, кстати, во всём этом, что мы называем словом "боль", часть физического чувства составляет едва ли 20% (для меня), а остальные 80% - тот самый пресловутый "эмоциональный компонент". И вся страдательность, кажется, спрятана в этих 80%.
Еще были исследования, что люди, которые ругались матом, опустив руку в ледяную воду, смогли намного долъше выдерживать боль
А рефлекторные реакции организма вроде "отдернуть руку от горячего" исчезают?
Когда ум "отпускает"? Я наверное плохо описал... Многие вещи легче пережить, чем описать.
Ничего никуда не исчезает. И боль никуда не исчезла. Даже наоборот - ты видишь её много яснее, знаешь, что это боль.
Просто она теряет власть над тобой. Появляется свобода. Появляется возможность контроля.
Ну вот как с амебой: капнул в жидкость кислотой в жидкость где она сидит - ползёт прочь. Капнул питательным раствором - ползет к нему. Она не может поменять реакции. В моём опыте - у неё появилась бы эта возможность.
Исчез автоматизм "неприятно? - отбросить!"; "приятно? - схватить!"
Но интересно, как глубоко должно быть это желание отключить боль?
Ты (мы же все тут на "ты", да?) не поверишь - всё как раз наоборот... Нужно глубоко-глубоко разрешить боли быть.
А насчёт рефлекторных реакций я знаю (знаю, потому что действительно ставили такие научные экперименты) что люди, долгое время практиковавшие техники связанные с осознанностью, имеют измеримо более короткое время осознавания, которое сказывается даже на рефлекторных реакциях которые нельзя подавить волей.
Эксперимент был, насколько я помню, с неожиданным резким звуком над ухом испытуемого и рефлекторной реацией организма на него, которую невозможно контролировать. Надо было постараться не отвлекаться и не реагировать на него.
Результаты - медитирующие осознавали его раньше, реакция была измеримо (т.е. выше статистической погрешности) менее выраженной. Измерялись физические, объективные параметры вроде
давления, активности нейронов и т.д.
про джаны у нас вообще речи не было, если что.
Да, я понял. В нашей традиции, как вообще-то и в текстах, это важный пункт. Обыденное сознание вряд-ли способно рассмотреть вещи, которые необходимо рассмотреть для Просветления.
Может быть потом наберусь сил и расскажу (ну или накопирую, если найду откуда) что я знаю по этой теме в принципе. На мой взгляд она важна.
А "анекдот", который рассказал мне наш Аджан (обращение Аджан это примерно как Ринпоче; уважительное обращение к монахам, прошедшим минимум десять ретритов сезона дождей, т.е. 10 лет), ещё когда был co-Abt монастыря в Австралии, в Перт. У них был один практикующий, который
работал пожарным в Перте. Его коллеги не очень то были в курсе, что он практикует. Один раз они были на вызове по тушению природного пожара, и выдалась пауза, когда всё уже было потушено - он решил сесть помедитировать. И добрался таки до джаны.
Пришли колеги завать его уезжать - он не откликается, пульс едва просчитывается, дыхания нет - они его на машину и в больницу. Прибежали врачи, врубили ему реанимацию с дефибриллятором - безуспешно. Вызвали жену. Пока жена ехала - он из джаны вышел. И ооочень удивился кипешу вокруг.
Это к теме "считать дыхания".
Я как мать со всеми вытекающими привязанностями на второй день ушла домой босиком.
Первый день обычно лёгкий - влетаешь в ретрит на мотивации, собранной "до".
Второй-третий (иногда и четвёртый) - самые тяжелые. Ум начинает бастовать и буянить. Откидывает такие фишечки, что потом удивляешься - лишь бы сдуть отсюда. Как же - Караул! Насилие над личностью!
Так что то, что он тебя на детях поймал - нормально.
Вообще со всеми это так. Надо просто прорваться. Делать, делать, делать. Не обращать внимания. Он потом вдруг, резко рррраз - и в полную противоположность - "Дайте месяц!". Тоже не верь.
Ум начинает бастовать и буянить. Откидывает такие фишечки, что потом удивляешься - лишь бы сдуть отсюда. Как же - Караул! Насилие над личностью!![]()
😂🙈
Не насилие и не караул. Возникает омрачение, что я своим отсутствием причиняю боль. Хотя это субъективно, и лишь моя картина мира. Приезжаю - сидят с отцом, едят мороженое. ))
я думал, что дхяны/джаны это и есть стадии. От 1 до 9.
Здесь я уверен, что нет, это не так.
перекопал гугл, не могу найти, как джаны/дхьяны соотносятся со самадхой/шаматхой.
в английской вики про самадху все так плавно перетекает одно в другое (а в рус и нем вики вообще ничего по теме):
The Noble Eightfold Path is a condensation of more elaborate descriptions of this path, which starts with a householder who hears the dhamma and leaves home (either literally or figuratively), and after preparatory practices starts with the practice of dhyana. Samādhi refers here to the jhanas, levels of gradual deepening of meditation.

Парочка статей по теме самадхи:
https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/put-k-prosv...
https://xn--80ahcnbt9b7a1f.xn--p1ai/про�%...
и для усердных текст побольше от превосходного Калу Ринпоче:
http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/practics/samadh...
Если кому читать влом, то вот кусок мотивации:
Побочный продукт шаматхи – экстрасенсорное осознавание (продвинутое осознавание), например возможность видеть и слышать на больших расстояниях, знать мысли других. В «Светоче на пути к просветлению» (санскр. Бодхипатха-прадипа) индийский мастер Атиша подчёркивает важность обретения этих способностей, чтобы лучше помогать другим.

Калу Ринпоче:
Когда мы практикуем медитацию шаматхи, останавливаясь успокаиваясь на некотором определенном пункте в феноменальном окружении, то мы включаем в этот процесс объект, орган или путь сознания, и само сознание. Эти три фактора сходятся вместе в обстановке восприятия. Если использовать восприятие и эту обстановку чувственного объекта, чувственного органа или пути, сознания или познания, то из данной ситуации может возникнуть большое количество разнообразных уровней реализации и опыта. Она может постепенно привести к спокойной устойчивости ума, и тогда это - медитация шаматхи. Она может постепенно привести к определенному постижению и частичной реализации, хотя и не той, что мы называем полным просветлением. И это - медитация випашьяны. Когда достигают окончательного просветления, а обстановка при восприятии - это просто выражение этого просветленного бытия, тогда мы говорим о Махамудре. Поэтому ситуация восприятия, с точки зрения практикующего, может быть шаматхой или переживанием успокоения; переживанием постижения или випашьяной; или же переживанием Махамудры, непосредственным окончательным переживанием природы ума и всех феноменов.

Это удивительно как просто Калу Ринпоче описывает первую стадиюю и ошибку новичков:
Неминуемо, в уме появятся отвлекающие мысли. Однако, с точки зрения медитации, все это - отвлечения, и мы просто отсекаем их и возвращаемся к переживанию сверкающего белого света в сердце.
Эти отвлекающие мысли в уме говорят о том, что, в действительности, медитация происходит. Традиционно считается, что первым указанием на развитие шаматхи, является такое, подобное горному обвалу, переживание каскада мыслей. Мы начинаем осознавать всю активность ума. Постепенно, по мере того как мы развиваем подход шаматхи и накапливаем устойчивость и спокойствие ума, эти мысли, эмоции и отвлечения потихоньку исчезают.
Переживание второй стадии шаматхи будет переживанием медленно текущего потока. Здесь все еще сохраняется чувство активности ума, но она становится гораздо
более управляемой и связанной. К сожалению, многие люди испытывают сложности на первой стадии. Когда они начинают осознавать всю активность ума, они принимают это за знак того, что практика где-то неправильна, и что в практике дхармы либо нет благословения либо они сами неспособные медитаторы. Дело не в том, что практика не приносит пользы или благословения, или что мы неумелые медитаторы, а в том, что в уме присутствуют очень плотные слои запутанности и заблуждения. С безначального времени фундаментальное неведение, дуалистическое цепляние, эмоциональная запутанность и карма стали очень крепкими, в особенности, двойственное цепляние и эмоциональная запутанность, вносящие наибольший вклад в ментальное возбуждение, которое мы испытываем во время медитации.
Это указывает на то, что нам придется увеличить наши усилия. Для этого потребуется
кропотливость, усердие и решимость практиковать. Так же для того, чтобы практика оказалась успешной, потребуется подлинное усилие направленное на то, чтобы очистить себя от всех заблуждений и помех и развить положительные качества добродетели и глубокого осознанвания. Традиционно, в учениях утверждается, что нужна не столько медитация сколько акклиматизация. Знакомясь с опытом медитации, мы трансформируем, по сути, сам опыт. Он становится пространством осознавания. Медитация это что-то такое, что мы узнаем. Благодаря медитации мы привыкаем чувствовать по другому. И в высшей точке наш опыт становится переживанием пространственного осознавания.
Следовательно, медитация в большой степени основана на привычной практике, акклиматизации к конкретному способу переживания, который сравнивается с переживанием огромного пространства воды с совершенно гладкой поверхностью. Тогда возникает ощущение блаженства, не высшего блаженства, которое нельзя
ни ограничить ни исчерпать, но что-то вроде физического и ментального благополучия, выходящего за рамки того, что мы испытывали прежде. Его нельзя выразить в пределах нашей мирской ограниченности. Эта практика является, кроме того, базисом всевозможных психических способностей, например, ясновидения, которое может возникнуть после того, как практика более или менее установилась.
Если в этом пункте мы не получим никаких указаний от квалифицированного учителя, либо потому, что у нас нет контакта с учителем, либо потому, что мы не в состоянии обеспечить выполнение наставлений, мы можем оказаться в тупике. Мы можем захотеть провести свою жизнь, занимаясь культивацией этого блаженного, устойчивого, тихого состояния ума. Однако, с точки зрения духовной практики, это неверно, потому что, хотя такая практика и ведет к более высоким состояниям
перерождения в пределах цикла самсары, но она не становится путем к просветлению. Она не может освободить ум и дать возможность превзойти все ограничения, которые при водят к новому рождению в круге обусловленного существования. Без сомнения именно эту ситуацию описывал Миларепа, когда говорил: "Не задерживаясь в глубокой заводи шаматхи, дай распуститься цветку випашьяны." Поэтический пример, представленный им, говорит о глубокой, но заводи, в которой мы можем потеряться так, что любой дальнейший рост станет невозможен. Мы оставались бы дремать как лилия, под водой на дне, вместо того, чтобы протянуть стебель на поверхность и расцвести. Не достаточно развить спокойствие ума, мы должны дать возможность распуститься истинному постижению.

перекопал гугл, не могу найти, как джаны/дхьяны соотносятся со самадхой/шаматхой.
Самадхи, т.е. "сосредоточение" (когда в текстах говорится о самадхи, то обычно имеется свиду "Правильное-Самадхи" (sammā-samādhi), и это одно из звеньев (восьмое) Благородного Восьмеричного Пути) - является более широким (и потому менее определенным термином). Джаны (jhāna), как стадии медитативного сосредоточения, как стадии самадхи, определены лучше. Указывается точно, что должно быть в Уме и чего нет, при достижении этих стадий. Самадхи "шире" чем джаны и включают стадии, предшествующие джанам.
В текстах различают 3 стадии развития Самадхи:
- "Предварительное сосредоточение" (parikamma-samādhi), которое есть и в самом начале практики развития сосредоточения.
- "Приграничное сосредоточение" (upacāra-samādhi). Сразу
возникает вопрос граничное к чему? Правильно! К первой джане! И его обычно связывают с созерцанием нимитты (nimitta) - "умственного символа".
- "Полное сосредоточение" (appanā-samādhi) - здравствуй первая джана!
Почему джаны важны? Потому что:
1. после выхода из них Ум обладает огромной силой и ясностью распознавания, необходимой для практики
2. в Уме не присутствуют 5 помех (5 nīvarana: чувственные желания, недоброжелательность, лень и апатия, неугомонность, сомнения), а с ними качественное исследование невозможно.
3. Это огромный мотор и мотиватор практики. Тот самый "пряник", помогающий практиковать. ("Кнут" - собственно страдания, dukkha). Даже без обещаний развития сверх-способностей и возможности контролировать мысли () эти состояния приносят максимальное блаженство и счастье высшей пробы, на
которое только способен человек. Любой, кто даже относительно далеко подбирается к ним, просекает это очень быстро. Как говорил Аджан Брам:
"Пока вы не получите опыта джханы, где исчезают все пять чувств, вы не сможете распознать, что созерцание утренних капель росы на розе ранним утром тоже является страданием, или что слушание властной пятой симфонии Бетховена тоже страдание, или что переживание лучшего секса подобно ожогу. Вам покажутся подобные заявления безумием. Но когда вы на личном опыте познаете джхану, вы поймёте, насколько правдивы эти утверждения. Как говорил Будда в суттах: “Что обычный человек называет счастьем, то просветлённый называет страданием” . Глубокое прозрение видит то, что недоступно обычным людям, то, что для них непостижимо и часто шокирует. Видеть рождение собственного ребёнка может казаться самым прекрасным моментом в жизни, но только если вы не знаете ничего лучше. Джхана – это то, что лучше, и она может изменить всё ваше понимание счастья. И в результате она раскроет значение страдания. Она в буквальном смысле взорвёт ваш ум."
В текстах выделяют 8 джан: 4 материальные и 4 нематериальные. (Про нематериальные... этот опыт настолько далеко отстоит от обычного, что мои расспросы людей достигавших их мало к чему привели - даже опыт более-менее качественного сосредоточения уже становится тяжело описать словами, чтоб другим было понятно, первые 4 джаны - еще хуже, последние похоже лучше всего описываются словами "совсем не похож" . Поэтому про них, похоже, лучше помолчать.)
В первой джхане есть:
1. Направление ума на объект медитации (vitakka - иногда переводят как Gedankenfassung, но это требует уточнения, т.к. очень тонкое)
2. Удержание ума на объекте медитации (vicāra - иногда переводят как дискурсивное мышление, но тоже очень тонкое)
3. Однонаправленность на объект медитации (ekaggatā)
4. Удовольствие (sukha)
5. Восторг (pīti)
Во второй джхане vitakka-vicāra отваливется, никакого движения мысли, только:
1. Однонаправленность на объект медитации (ekaggatā)
2. Удовольствие (sukha)
3. Восторг (pīti)
В третьей джхане отваливется восторг и появляется невозмутимость (upekkhā):
1. Однонаправленность на объект медитации (ekaggatā)
2. Удовольствие (sukha)
3. Невозмутимость (upekkhā)
В четвертой есть:
1. Однонаправленность на объект медитации (ekaggatā)
2. Ни-болезненное ни-приятное чувство
3. Невозмутимость (upekkhā)
Т.е. абсолютно непоколебимый знающий, наблюдающий совершенное спокойствие.
После возвращения из джаны тело испытывает блаженство (сколько бы часов не продлилось состояние), ну и понятно, что боли в этих состояниях нет (как собственно и восприятий от тела и времени).
И да, развив 4-ую джану, можно развивать так называемые сверх-способности (они - есть!).
Но что лично мне кажется важным - открывается доступ к вспоминанию прошлых жизней (имеющие этот опыт очень интересно его описывают и он сильно на них повлиял. Ну,
как минимум на тех, с кем я разговаривал ). И вообще - любой материалист-атеист дорвавшись до джан (т.е. развив самадхи) начинает очень-очень сильно сомневаться в своем мировоззрении, когда получает опыт Ума, созерцающего самого себя. А эти состояния, конечно же, не относятся ни к какой религии или учению - они относятся лишь к устройству самого Ума, к реальности.
"Wenn sich der Geist nach außen streckt, wird Leid erweckt.
Als Frucht aus diesem Außenlauf tritt Leiden auf.
Der Geist, sich selber zugewandt, wird Pfad gennant.
Die Frucht, wenn Geist den Geist erkennt - ist Leidensend."
Luang Pu Dung
Прочитал твои тексты. Очень хорошие! Спасибо.
Ну вот, кажется мы по-маленьку и нашли более-менее общий знаменатель. Во всяком случае, как мне кажется, эти тексты в основном очень хорошо соотносятся с тем что я думаю/написал.
Вообще мне кажется тема медитации (особенно медитаций с упором на самадхи) - бесконечна, в плане техник. А если добавить сюда ещё и варианты объектов медитаций! Со счётом, или без, с мантрой, важность/неважность позы, на что когда смотреть и т.д.
Лично я сделал вывод (это и мнение в кругу тех, кого я знаю) сделал такой вывод - все способы легитимны, если ведут к цели.
После возвращения из джаны тело испытывает блаженство (сколько бы часов не продлилось состояние), ну и понятно, что боли в этих состояниях нет (как собственно и восприятий от тела и времени).И да, развив 4-ую джану, можно развивать так называемые сверх-способности (они - есть!).
Но что лично мне кажется важным - открывается доступ к вспоминанию прошлых жизней (имеющие этот опыт очень интересно его описывают и он сильно на них повлиял. Ну, как минимум на тех, с кем я разговаривал
). И вообще - любой материалист-атеист дорвавшись до джан (т.е. развив самадхи) начинает очень-очень сильно сомневаться в своем мировоззрении, когда получает опыт Ума, созерцающего самого себя. А эти состояния, конечно же, не относятся ни к какой религии или учению - они относятся лишь к устройству самого Ума, к реальности.
Нереальные, непостижимые для меня в этой жизни вещи. Всё как-то мимо меня, но послушать интересно. Вообще, здорово, что у нас тут происходят редкие, но регулярные обмены опытом, и что мы по-прежнему "в теме".
Так же для того, чтобы практика оказалась успешной, потребуется подлинное усилие направленное на то, чтобы очистить себя от всех заблуждений и помех и развить положительные качества добродетели и глубокого осознанвания.
Ну вот, теперь вы знаете, что такое यम, yama и नियम, niyama ))
мы можем оказаться в тупике. Мы можем захотеть провести свою жизнь, занимаясь культивацией этого блаженного, устойчивого, тихого состояния ума. Однако, с точки зрения духовной практики, это неверно, потому что, хотя такая практика и ведет к более высоким состояниям перерождения в пределах цикла самсары, но она не становится путем к просветлению. Она не может освободить ум и дать возможность превзойти все ограничения, которые при водят к новому рождению в круге обусловленного существования.
Вот это очень важно.
"Пока вы не получите опыта джханы, где исчезают все пять чувств, вы не сможете распознать, что созерцание утренних капель росы на розе ранним утром тоже является страданием, или что слушание властной пятой симфонии Бетховена тоже страдание, или что переживание лучшего секса подобно ожогу. Вам покажутся подобные заявления безумием. Но когда вы на личном опыте познаете джхану, вы поймёте, насколько правдивы эти утверждения. Как говорил Будда в суттах: “Что обычный человек называет счастьем, то просветлённый называет страданием” .
Восторг даже читать это. Как точен язык, когда ясен ум. Что ни слово, то алмаз. Удовольствие - вчитываться в такой текст.
"Ум после тяжелого рабочего дня приходит домой в комфортную обстановку и садится отдохнуть на диван дыхания".
Вроде как логично, что побочный эффект в том, что мыслей как таковых нет (какое-то время, потом, конечно, снова приходят).Нифигасе. :))Особенно после "тяжелого рабочего дня". Это примерно как ожидать, что груженный товарняк встанет на станции в течении 1 секунды, так как машинист пописать захотел.Нет причин, чтобы так случилось. Вдруг.
***************
Думаю, тут говорится о том, что все должно происходить без лишнего напряжения, само по себе.
Ведь на диван мы садимся расслабленно.


