Разбираем мультик о пути Самадхи
Сам мульт:
Ага, это не о Просветлении, а о Самадхи мультик :-))
Не претендую на полноту, дополнения/исправления и комментарии приветствуются.
Буду писать постепенно, поскольку информация разобрана по кусочкам, здесь попробую собрать все вместе. За основу было принято выступление Шангпы Ринпоче из Сингапура. Это Ваджраянский Учитель, но Самадхи делают все, так как без успокоения ума все остальное не получится. Поэтому Самадхи это фундамент, на котором можно строить. И фундамент должен быть хороший.
Начну с самого убивающего. Самадхи начинается только в в самом конце, когда он полетел на слоне. До этого только попытки Самадхи. вот такая вот неприятность :-))
Кстати в мультике нет сцены в конце, где монах (медитирующий, практикующий, йог) на белом слоне встречает такого же монаха на таком же слоне. Это метод Випашьяны.
Итак, начинаем сначала.
В самом начале много огня. Это означает, что в начале медитации надо прилагать много усилий, "вырваться из матрицы", уйти от обычного мышления, к которому мы так привыкли с изначальных времен.
И очень интересно, как оказывается, надо практиковать самадхи. Ключ к успеху это вовремя прекратить медитацию.
Если два человека без ума друг от друга и они расстаются, то они будут сильно скучать и мечтать встретиться. А если они переругались друг с другом, то и желание встретиться будет несильным.
Поэтому при первых успешных секундных погружениях надо тут же выходить. И пытаться снова входить, постепенно продлевая успешные фазы. Это создаст позитивное ожидание медитации.
Тут правда у меня вопрос, если мы пытаемся сидеть без мыслей и без оценочных суждений, а прекращение это действие после оценки качества медитации, то возникает логический парадокс.
Придется выяснить это опытным путём.
9 стадий (количество изображений монаха)
6 этапов.
1 стадия.
Сосредоточение. Монах держит крюк-топор, это бдительность. В левой руке он держит лассо, это внимательность.
До 7 стадии есть огонь, наличие или отсутствие которого, а также его величина отображает величину прикладывемых усилий.
Дорога имеет 6 изгибов -- 6 сил.
1 сила это изучение. Первое состояние успокоения, сосредоточенность.
Черные слон и обезьяна, тупость ума и возбуждение/отвлечение ума.
2 этап.
Сила осмысления. 2 стадия: Непрерывное сосредотачивание.
С этого этапа цвет животных начинает обеляться -- увеличение ясности и покоя.
3 этап.
Сила внимательности.
Здесь осуществляются 3 и 4 стадии успокоения.
Узел из лент это пять объектов привязанности.
3 стадия. Возвращаемое сосредоточение. Здесь на спине слона появляется кролик, тонкая притупленность ума. (например, спокойствие медитации может быть принято за мудрость) Отсюда и далее появляется возможность распознать грубую и тонкую тупость.
Два глаза означают способность распознавать отвлечение и снова вернуться к наблюдению. Слон теперь смотрит на монаха.
4 стадия. Бликое успокоение ума, ум уже не отвлекается "насовсем".
4 этап. Сила бдительности. 5 и 6 стадии.
5 стадия. Ум иногда отвлекается, например, на добродетель, что также является препятствием. Если ум не отвлекается, то появляются два блага: собственное и других.
Бдительность не позволяет уму отвлекаться. Но побуждая его, ведет к созерцательному погружению. Это 5 стадия, укрощение.
6 стадия. Усмирение.
5 этап. Сила радостного усердия.
7 стадия. Полное усмирение. Легкая притупленность и отвлечение могут возникать, но тут же полностью устраняются малым усилием.
Слон становится белым, а обезьяна уходит. Ум всегда находится в созерцательном погружении.
8 стадия. Однонаправленная сосредоточенность.
6 этап. Полная освоенность.
9 стадия. Равновесие. Успокоение. Тело, речь и ум полностью послушны. Благодаря успокоению и постижению корень омрачений сознания отсекается.
Благодаря внимательности и бдительности достигается чистое видение.
Тут правда у меня вопрос, если мы пытаемся сидеть без мыслей и без оценочных суждений, а прекращение это действие после оценки качества медитации, то возникает логический парадокс.Если ты собрался сидеть "без мыслей и без оценочных суждений", то можешь даже не садиться - погружение будет гарантированно "неуспешное" - влюбленные сразу же переругаются и будут упрекать друг-друга!
Я не буду корчить из себя мастера медитации, но ведь самое первое прозрение, которое приходит любому севшему на задницу помедитировать заключается в том, что мысли то, черт побери, тебе не пренадлежат - как контроль за ними, так и их содержание. Ну, как минимум, напрямую не принадлежат, по команде. Ага, мысли тоже - анатта, не-я, не-моё.
Так что "парадокс" гарантированно не наступит.
Но ведь в приходящих мыслях ничего плохого нет. Никогда не думал, что можно поставить себе в медитации цель, чтобы они исчезли. Или, тем более, подавлять.
Просто если создать правильные причины - они действительно не будут рождаться.
Мне иногда кажется, что мы (люди) все-таки очень странные существа...
Предположим, чтобы зажегся свет надо сходить в подвал, включить общий рубильник, а потом уже - включатель в комнате. И всё будет путём.
Но нам хочется и да мы просто уверены, что надо ударить 3 раза в ладоши, чтобы он зажегся!!! Хлопаем, хлопаем... Уже 2 часа прошло, ладони болят, злимся как черти - света нет, но мы всё хлопаем. Сплошное разочарование!. А всё потому, что так - просто не работает, иначе устроено.
Сто раз и за собой и за другими подобное наблюдал.
Ключ к успеху это вовремя прекратить медитацию.
Вообще, никогда про такой метод не слышал. Ты уже пробовал?
Возникают сомнения в действенности.
То, что сильное сопротивление (любимые ругаются, чуть не дерутся) - возможно стоит прервать, такое слышал. Но мне кажется даже это не всем пользу принесёт.
Спасибо за разбор! Что инвестировал время. Интересно.
Но появились вопросы...
Что подразумевается под самадхи? Определенная степень однонаправленного сосредоточения?
Просто я последнее время полностью переключился на модель описания принятой в Тхераваде. Хочется понять соответствия.
А я правильно поняла, что притупленность ума - это плохо, а созерцательное погружение - это хорошо и как бы антипод притупленности? И люди, которым удается усмирить обезьяну, не просто тупо не думают, а сосредоточенно созерцают?
Но ведь в приходящих мыслях ничего плохого нет. Никогда не думал, что можно поставить себе в медитации цель, чтобы они исчезли. Или, тем более, подавлять.
В приходящих ничего плохого нет. Неуходящие - не айс.
А я правильно поняла, что притупленность ума - это плохо, а созерцательное погружение - это хорошо и как бы антипод притупленности? И люди, которым удается усмирить обезьяну, не просто тупо не думают, а сосредоточенно созерцают?
Правильно.
Состояние аппатичного, сонливого ума - одно из 5 помех медитации.
Как символ этого состояния - застоявшеся болото с непрозрачной водой, поросшее тиной и ряской...
видео можно начинать смотреть с 8:10 (не могу изменять сообщения -- странно)
"почему никто не понимает меня только потому, что я неясно излагаю свои мысли?" :-))
но ведь самое первое прозрение, которое приходит любому севшему на задницу помедитировать заключается в том, что мысли то, черт побери, тебе не пренадлежат - как контроль за ними, так и их содержание.
Сейчас это моя морковка, за которой я бегу. Даже сказал бы, что это ясно и без медитации. И сама идея, что я смогу контролировать мысли, кажется мне настолько привлекательной, что это заставляет меня медитировать.
Так что "парадокс" гарантированно не наступит.
Наверное, ты что-то иное вкладываешь в свои слова. Я пока не готов понять.
Мой опыт примерно таков: Концентрация на дыхании, счет циклов выдохов-вдохов. "Ум после тяжелого рабочего дня приходит домой в комфортную обстановку и садится отдохнуть на диван дыхания". Вроде как логично, что побочный эффект в том, что мыслей как таковых нет (какое-то время, потом, конечно, снова приходят).
Шангпа Ринпоче прямо очень сильно в этом момент театрально прямо говорил и поднял палец вверх, чтобы даже спящие проснулись и поняли, что прерывание это ключ к успеху.
Поэтому непонятно, как останавливать это, если нет наблюдающего за этим.
Но потом вроде как я понял, что счет это и есть остановка. Важно считать до стольки, сколько реально можешь более-менее качественно просидеть. Не гнаться за цифрами. Тогда и останов будет в хорошем месте, где любимые расстаются. И постепенно наращивать цифру.
То, что сильное сопротивление (любимые ругаются, чуть не дерутся) - возможно стоит прервать, такое слышал. Но мне кажется даже это не всем пользу принесёт.
Иногда так бывает, садишься и понимаешь, что ну вот ни хрена сегодня не выйдет :-)
Что подразумевается под самадхи? Определенная степень однонаправленного сосредоточения?Просто я последнее время полностью переключился на модель описания принятой в Тхераваде. Хочется понять соответствия.
Как я понял, Самадхи это подготовительный метод, чтобы мочь использовать методы Ваджраяны. И вроде как (неточно) довольствуются промежуточными ступенями, чтобы начать практику Ваджраяны, которая вроде как позволяет быстрее достичь Просветления.
Это теория. На практике западные люди как только читают о "более быстром" пути Ваджраяны, сразу же хотят ништяков и фаз слияния. Это приносит временное чувство "крутости", но без фундамента Самадхи получается все время откатывание назад.
Так что "бэк ту зе рутс". Самадхи, а потом уже методы Ваджраяны.
Будет очень интересно, как это в Тхереваде.
"Ум после тяжелого рабочего дня приходит домой в комфортную обстановку и садится отдохнуть на диван дыхания". Вроде как логично, что побочный эффект в том, что мыслей как таковых нет (какое-то время, потом, конечно, снова приходят).
Нифигасе. :))
Особенно после "тяжелого рабочего дня". Это примерно как ожидать, что груженный товарняк встанет на станции в течении 1 секунды, так как машинист пописать захотел.
Нет причин, чтобы так случилось. Вдруг.
Нет, конечно, со временем, когда ум научится собираться и удерживать в фокусе что-то одно (например дыхание), они успокаиваються - приходят реже, ещё реже, не мешают (отметил, что пришла... сдохла, ну и ладно).
Но ведь этого нельзя ожидать. Особенно сразу.
Ум, как вода в тазике, который трясли - сразу не устаканивается, в покой не приходит.
Разве у тебя иначе?
Но и даже в этом случае цель не отсутствие мыслей же. А то, что всё-всё-всё внимание и осознанность собрано на чем-то одном. Дыхании, например.
Нет?
Иногда так бывает, садишься и понимаешь, что ну вот ни хрена сегодня не выйдет :-)
Даже подозрительно часто это иногда:)))
"Ум после тяжелого рабочего дня приходит домой в комфортную обстановку и садится отдохнуть на диван дыхания".
Это сравнение дал один монах из Непала, очень точно легло на меня. "Рабочий день" имеется виду та постоянная мыслемешалка.
Конечно не сразу, конечно постепенно. За каждый дополнительный цикл в копилку идет незримый бой. И у меня циклами. Шаг вперед и два назад :-) Ну типа того.
Давай я скину вступление к медитации, а то все время об одном и том же:
"
(В начале медитации следует прочитать один из нижеследующих абзацев.)
Медитация означает тренировку ума быть свободным от отвлечений, независимо от того, идёт ли речь о мыслях, представлениях, воспоминаниях или картинках. Одновременно ум находится „здесь и сейчас“ и осознаёт сам себя.
Во время медитации мы полностью осознаём происходящее в нашем уме, в том числе и то, что мы постоянно отвлекаемся нашими мыслями. Затем мы возвращаем наше внимание снова на объект медитации и упражняемся таким образом в осознанности. Медитировать – означает всё время возвращаться к этому состоянию осознанности.
Во время медитации мы не стремимся достичь какого-то особого состояния, например, отсутствия мыслей или переживания чего-то необычного. Мы просто отчётливо осознаём всё происходящее внутри нас и устойчиво держим эту осознанность.
".