про бытовой антисемитизм в средней полосе
ключевая причина бытовой неприязни к евреям в совке (не знаю, как сейчас там у вас, давно не приезжал) - элементарная зависть. Типа у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает...
Такое мнение имеет место быть и отрадено даде в некоторых песнях Высоцкого. Но сведение проявлений бытового антисемитизма к этому я бы назвал непозволительным упрощением и я готов привести примеры, не попадающие под эту категорию.
Но, чтобы отчасти поддержать Вас приведу очень интересный случай. У на в Омске, в моём подъезде поселилась семья. Моя дочь училась с их дочерью в одном классе и даже дружили. Но я откуда то узнал, что мама недолюбливает евреев. Она говорила примерно так : " умеют устраиваться"Её неприветливость я ощущал
и на себе, а я чувствителен к таким вещам. И вот однажды с этой мамашей Танкй Хомой произошла метаморфоза. Я стал ей симпатичен ( возможно её симпатия распространилась и на остальных ). А произошло это очень интересным образом. У меня должен был состояться концерт в профилактории " Русь", и я добирался к месту проведения концерта, имея при себе : гитару, две домры ( малую и альтовую), пюпитр, глёки ( такой инструмент - профессиональный аналог детского металофона), и сумку с нотами. Это было в час пик, автобус был переполнен и я ехал стоя. Увидев меня, с русскими народными инструментами, жалкого, без места, Татьяна заулыбалась и предложила мне своё место. В дальнейшем она стала приветлива со мной , всегда улыбалась при
встрече. Причём это была не обычная вежливая улыбка, она улыбалась по доброму чему-то своему. Может быть она вспоминала меня жалкого с инструментами, ехавшего на грошовый концерт( если бы концерты были не грошовыми, то я перемещался бы на автомобили- так наверное она думала)
Поэтому в подтверждении Вашей мысли, я готов согласится, что если бы евреи были бы такими неустренными как я ( умеют же устраиваться), то часть претензий ( только часть) к евреям была бы снята
Я лично не встречал жадных евреев
Охотно верю, но такой предрассудок существует. Например, в детском саду, где я проводил время, слово " жид" не означало национальность, а означало - жадина. Если кто-то из ребят жадничал, ему говорили: " чего ты жидишься?"
Думаю в этом виноваты еврейские анекдоты.
Согласен, но дело в том, что евреи представляются если не жадными, то расчётливыми не только в еврейских, но и в международных анекдотах. Вот один из таких примеров
В кофе попала муха
1) Итальянец выплскивает чашку и уходит в порыве гнева
2) Француз - вытаскивает музу и пьёт кофе
3) Китаец - ест муху и выплёскивает кофе
4) Русский выпивает кофе с мухой молча
5) Израильтянин - продаёт кофе французу, муху китайцу. Покупает новую чашку кофе, а оставшиеся деньги использует на изобритение устройства, которое предотвращает попадание мух в кофе
6) Палестинец - обвиняет израильтянина, что он подбросил муху, подаёт акт агрессии в ООН, получает займ т Евросоюза на покупку новой чашки кофе, использует эти деньги на покупку взрывчатки, а затем взрывает кафе, где итальянец, француз, китаец и русский пытаются объяснить израильтянам, как плохо они поступают с палестинцами
Наверное в Израиле местные арабы выполняют роль евреев.
Какой чудовищный антисемитизм...
Но, чтобы отчасти поддержать Вас приведу очень интересный случай. У на в Омске, в моём подъезде поселилась семья...
Я отлично обойдусь без "поддержки отчасти"... тем более, что безумно ценное сообщение о реплике какой-нить марь иванны из очереди в сторону евреев типа "умеют устраиваться" мало что доказывает или объясняет и вообще это аргументация на уровне детсада...
Кстати, об очередях. Вы, как сибиряк и знаток края, наверняка в курсе, что именно в Сибири во время эвакуации евреев зачастую вышвыривали из очередей. Знаете, почему? Будем любопытно заслушать Вашу версию.
_______
ОК, тему не удалось взять с наскоку. Ну просто ничего народ не знает-не помнит про отношение к евреям в совке, вот же беда какая... Хотя после того, как гражданские немцы "ничего не знали" про концлагеря и печи, я уже ничему не удивляюсь...)
Тогда попробуем применить метод, используемый в науке вообще и в криминалистике в частности. Итак, берём некий факт, который можно проверить, и пробуем его объяснить.
Раз уж вспомнили войну, да и 9 мая на днях отмечали, предлагаю объяснить следующие факты...это тоже как бы отдельные случаи, но более крупного, я бы даже сказал, системного калибра:
1. В 1943 г. шеф ГПУ генерал Щербаков отправил в войска следующую директиву: «Награждать представителей всех
национальностей, но евреев – ограниченно». Речь не о казахах, не об эстонцах, не о белорусах, а именно о евреях. Почему?
2. Была такая разведчица Мириам Фридман, еврейка...представили её к званию героя. При этом предложили заменить национальность на латышку. Она отказалась. Героя, соответственно, не получила. Чё за херня?
В Сибире евреев во время эвакуаци вышвыривали из очередей
Мне ничего про это неизвестно. Но если Вам интересно узнать какие формы антисемитизма характерны именно для Сибири, охотно расскажу. В Сибири слово "еврей" относится к табуированым, как когда-то было имя медведя. Кстати, медведь - это не имя, а произвище ( мёдом ведающий), и затем это прозвище тоже стало табуированым. То есть имя медведя стало дважды табуированным.
Так же и с евреями. При Пушкине их называли жидами, после революции 1917 года это слово стало табуированным, и жидов стали называть евреями, затем в 1952 произошло вторичное табуирование и евреев стали называть " безродными космополитами"
В Сибири вообще крайне редко произносят слово еврей.
Как всегда подкреплю примером. У меня был школьный, а затем уже и инстититутский друг Миша Каганер. Мы знали о национальности друг друга, но никогда не говорили на эту тему и слово еврей было у нас табуированным.
На 1 ом курсе института к нам в гиуппу поступил киевлянин Феликс Френкель, который по его признанию не поступил в Киевский Автодорожный из за местного антисемитизма. И как -то, когда мы оказались втроём, он спросил нас с Мишей: " Ребята, вы евреи?"
Возникло неловкое молчание , мы с Михаилом оба густо покраснели
- Э-э!- произнёс Феликс, да у вас в Омске с этим делом ещё дальше зашло , чем в Киеве
Какой чудовищный антисемитизм.
Если отношение израильтян евреев к израильтяном арабам можно назвать условным антисемитизмом, то это очень мягкий антисемитизм. Арабы, как и евреи при царизме освоюождены от службы в армии. Однако зубными врачами, юристами пожалуйста..
Наверное стеснительные арабы представляются: " сын юриста
умеют устраиваться" мало что доказывает или объясняет и вообще это аргументация на уровне детсада...
Я понимаю, что, употребив расхожее выражение " умеют устраиваться" я не открыл Вам Америку, но Вы не извлекли главного- способа смены минуса на плюс, как произошло в моём случае.
Можно привести в качестве примера Савелия Крамарова. Его придурковатая внешность взлвмывало стереотип о высокомерных евреях и Крамарову аже после отъезда в Америку продолжали относиться с симпатией.
Кстати причиной антисемитизма среди писателей почвенников была предоставлкнная для евреев в 70 х возможность эмиграции.
Это хорошо описал почвенник Куняев в произведении "Возвращенцы" Но сам Куняев не был антисемитом, он лишь иногда высказывал то, что не нравилось евреям. Мне Куняев симпатичен. Я бы с ним подружился. Я люблю людей искренних и смелых в своих высказываниях.
Теперь самое время углубить Ваше проникновение в тему ещё на миллиметр и попробовать ответить на вопрос: а почему оно было табуированным? Сумеете?
Сумею. Во-первых спасибо, что не подвергли сомнению мой тезис о табуировании слова "еврей". А во-вторых позвольте объяснить почему мы ( не только я) не продвигаемся на желанные для Вас милиметры.
Во-первых потому, что вопрос об антисемитизме поставлен некорректно. Сейчас объясню почему. Дело в том, что понятие "антисемитизм" слишком сильное и имеет однозначно негативную коннотацию. Даже Сталин боялся признаться в антисемитизме, хотя многое мог себе позволить. Чего же Вы хотите от участников данной группы? Я уверен, что на самом деле Вам хочется ухнать почему в России недолюбливают евреев или сформулируем ещё мягче: почему относятся к евреям с недостаточной симпатией?
Тогда так и надо было споашивать
Во вторых: процитирую Вас:" тундра вперёд!"
Как Вы поэт, человек чувствующий слово и как это слово отзовётся, не услышали чудовищность этой фразы. А вот товарищ тундра почувствовал. Как растрельная команда звучит.
В третьих: если хотите услышать другое мнение, то сначала выскажите своё. А иначе получается как на допросе: " Отвечайте! В глаза смотреть, в глаза!"
Берите пример с меня. Я не прибегаю к цитатам Дрвлатова, которого знаю наизусть, потому, что не хочу скрываться ни за Довлатовым, ни за кем то ещё, а хочу, что ы услышали мой собственный голос.
Кроме того мои рассуждения не умозрительны, а основаны на живых примерах, чего хотелось бы и от Вас.
Теперь к вопросу о табуированности. Давайте рассмотрим какие ещё слова хотя бы отчасти табуированы. Это обычно неприятные слова, которые наврдят на грустные мысли. Напрмер смерть. Слово "вызывает" неприятные ассоциации с начала 90х это уже упомянутые мною Абрамович и Березовский. Последний к тому же ещё по отчеству АбрАмович. Выходит они оба Абрамовичи. То есть здесь, кроме того, раздражения по поводу нет не богатства, а НЕСПРАВЕДЛИВО нажитого богатства. Жульё, комбинаторы хреновы( Березовский действительно был комбинатором, так как хорошо играл в шахматы и умел разрабатывать комбинации). Так вот к хтому раздражению примешивается ещё и комический элемент. Особенно комично выглядел Березовский, когда держал речь перед казаками( повод не помню, но Яберезовский хотел убедить какзаков не делать чего-то). Он, был к тому же жалок. Он лепетал, что-то используя такие словестные конструкции, как " Ну вы же понимаете, что не можете так поступить?"
Что хотел услышать от казаков Борис Абрамович? Неужели " любо"? Чудило с Нижнего Тагила.. Когда таким пути открыты растут ряды антисемитов.
Я несколько отвлёкся. Так вот все знали, что быть евреем плохо, стыдно, неприлично. Поэтому произносить слово "еврей", значит вызывать неприятные ассоциации и огорчать самих евреев, которым наверняка неприятно лишний раз осознать, что они евреи. Поэтому слово " еврей" в Сибири было табуировано отчасти из гуманных соображений, чтобы не огорчать самтх евреев, напоминая об их национальности.
Продолжу
Продолжаю.
Еви были чуть ли не самой главной тайной Советского Союза. Может быть только половую жизнь скрывали с бОльшим усердием. И то и другое могло существовать только в сфере стыдливого умолчания., только в виде энфемизмов.. Конечно из словарей не вычёркивали слово " еврей" и " влагалище". Но общественный этикет делал немыслимым обсуждение таких вещей.
Выше уже упоминалось влияние еврейских анекдотов. Уже поэтому быть евреем, значит жить в нецензурной, анекдотической атмосфере.
кроме того этой нации сопутствовал в России сложный комплекс мифов, что уже создавало ауру экстравагантности.
Умные, богатые, хитрые, энергичные, сплочённые, но главное - другие.. Евреи - это те, кто заставляетвсех остальных определить своё отношение к ним.
Евреи играли яркую роль в обществе. Само общество склонно было объяснять эту роль сионистским заговором и тёмным иудейским гением. Это придавало еврейской тайне мистический характер.
Особенно заметны были евреи в искусстве
Анекдот 1
Приходит в цирк человек и предлагает прослушать удивительный номер - мышиный симфонический оркестр.
Директор цирка прослушал номер, мыши действительно слажено играли на скрипках, вмолончелях, валторнах и гобоях
- Скажите, но только откровенно,- полюбопытствовал директор цирка,- " Главная скрипка еврей?"
Анекдот 2
Конфепансье торжественно объявляет:
- Дорогие зрители! Начинаем эстрадный концерт. Перед вами выступят именитые певцы, знаменитые скрипачи, замечательные танцоры, лучшие юмористы
Голос из зала:
-А можно сегодня без евреев?
- Можно. Концерт окончен
Я мог бы продолжить, но тема требует детал ной разработки.
А Ваша версия? Сумеете
слово " еврей" в Сибири было табуировано отчасти из гуманных соображений, чтобы не огорчать самтх евреев, напоминая об их национальности.
А огорчались ли сами евреи от своей национальности или её названия? Было ли это слово для них каким то нежелательным? По идее нет. Ведь я это Я. Я всегда самое правильное. Остальное просто вокруг. Наверно, чтобы избавиться от каких то моментов антисемитизма вокруг себя, реальных или кажущихся, советские евреи наконец получили возможность переезда в Израиль. Но там их стали доставать арабы своими обстрелами, и я знал такого, который сказал - Ну его на фиг... И вернулся обратно. В Америку наверно не получилось.
Какой ужас...
Так вот все знали, что быть евреем плохо, стыдно, неприлично.
Враньё и низачот. Я, например, никогда не считал так. И никогда не скрывал того, что я еврей. Просто надо были вовремя в секцию самбо записаться и ещё на бокс походить...) И ещё многих таких, как я, знал. Ну, а если Вы считали "плохой, стыдной, неприличной" свою национальность, то остаётся лишь Вас пожалеть...
Тем не менее, на вопрос Вы не ответили...а мне всё же интересно и Ваше мнение: почему, по-Вашему, в совке считалось, что быть евреем неприлично? Если можно, про ответе обойтись без абрамовича, березовского и ротенбергов...если получится, конечно... )
если хотите услышать другое мнение, то сначала выскажите своё.
оно высказано выше...смотрите внимательно...ключевое слово - зависть к евреям...
а если
Вы всё же попытаетесь ответить на два моих вопроса выше о военных наградах для евреев, то поймёте, откуда и кем стимулировались и усиливались волны негатива.....ну, попробуете или это задача безмерно трудная? )
внимательно...ключевое слово - зависть к евреям...
Скажу лично за себя. Я не завидовал евреям в том смысле, что они евреи, а я нет. Русским быть вполне устраивало. Но тут уже получается, что сколько людей, столько и мнений. Провёл сейчас соцопрос одного человека - русская, высш.обр., 50 лет. Услышал, что антисемитизм у нас был и есть. Изначальная причина - действительно зависть. "Ведь жили они лучше", благодаря своим качествам. Среди них были например банкиры. Сейчас мы и русских банкиров не любим. А потом ещё добавилось, что они и революцию нам сделали.
Ну так я же не утверждал, что каждый завидовал евреям. Ты не завидовал...было ещё полно русских, кто не завидовал...а были, кто завидовал. Многие из пьющих семей завидовали, например. Из неполных семей - тоже. Евреи-то из семьи редко уходили... Евреи могли расшибиться, но детям уход и образование обеспечить. Вот это многих и злило. Ну и власть в этот костерок дровишки подкладывала. Ещё до образования Израиля, что характерно. А уж после...
А огорчались ли сами евреи от своей национальности или её названия?
Вопрос законмерный. Во времена сталинской борьбы с космополитизмом, и "делом врачей" , когда в стране установился этикет, требовавший замалчивание еврейского вопроса, огорчало. И в этой ситуации меняли ветхозаветное имя Авраам на Аркадий. ( так произошло с композитором Аркадием Островским).
Однако, скрывая своё происхождение от посторонних, он с радостью раскрывает его среди своих. И тогда любое проявление национальной общности - фамилия, брелок могендовид, два слова на идиш - пароль, позволяющий прикоснуться к заманчивому инобытию. К тому же в интеллигентной ( не обязательно еврейской) компании считалось, что еврей заведомо эрудированнее, остроумнее, трезвее и радикальнее.
Тайна еврейского происхождения позволяла им быть как все и одновременно - другими.
С одной стороны труднее было поступить в некоторые институты ( у нас в Омске это был только один институт - медицинский), поступить на некоторые виды работ, можно было нарватьсяна оскорбление. Но с другой стороны всплминать о своей национальности каждый раз, когда надо сдавать экзамен преподавателю - еврею, покупать дефицитный товар у директора еврея и танцевать фрейлахс на еврейской свадьбе. ( "Захожу прямо в ГУМ , прямо к дяде Моне. Нужен финский костюм, нужен плащ болоний.."
То есть на вопрос огорчались или не огорчаличь, я бы ответил такевреи желали сами выбиратькогда и с кем быть евреем.
Но ситуация менялась. Например в 1963 году впервые выяснилось, что 108 Героев Советского Союза были евреями. Это выводило их на четвёртое место в стране по мудеству. По числу научных работников они занимали третье место. По количеству казнённых за экономические преступления - первое.( показатели в абсолютных цифрах) Радикальные изменения в отношении советских евреев к самим себе произошли после по еды Израиля в Шестидневной войне 1967 года. Ближневосточные события предоставили евреям СССР возможность отождествить себя с победоносными израильтянами.
Записался в секцию самбо.
А я записался в секцию бокса, но проходил недолго, родители запретили, боялись, что мозги вышибут.
Многие из пьющих семей завидовали,
Здесь могу подтвердить то что знаю на собственном опыте. Мне мои пьющие друзья завидовали , что я не похмеляюсь. Они ошибочно думали, что я не брлею на следующий день, потому и не опохмеляюсь. Но на самом деле я болел , но только полагал, что раз я накануне себя плохо вёл, то теппть должен терпеть муки похмелья. Но завидовали мне по доброму.
Нет, я бы не свёл всё к зависти. Это было бы неверно и несправедливо считать всех антисемитов завистливыми. Кроме того обычные евреи не давали повода завидовать.
Всё дело в предрассудках, а предрассудки сидят глубоко в подсознании. В средние века например евреев считали распространителями чумы. Это были средневековые предрассудки.
Но всё это хорошо описано в песне Высоцкого:
".... и как-то в пивной мне ребаты сказали
Что очень давно они бога распяли
Им кровушки надо они по запарке
замучили гады слона в зоопарке,
украли я знаю они у народа
весь хлеб урожая минувшего года
По Курской, Казанской железной дороге..
Построили дачи живут там как боги...
Но и предрассудками антисемитизм не исчерпывается. У меня в Омске остался друг - Игорь Ткачёв интеллигентный человек поеподаватель по классу гитары, который признавался мне в антисемитизме, а также в том, что он сам не может это объяснить.
Вотон говорил мне про композитора Фельцмана ( милейшего , кстати человека, автора песни " Ландыши") : " Понимаешь, ничего он мне плохого не сделал, но неприятен, не могу объяснить..."
Причём ему везде мерещились евреи. У нас был начальник упоавления культуры фамилии Шалак ( скорее всего молдаванин), но Игорь упорно считал его евреем. Ему даже его коллега по муз школе говорила:
- Что-то у Вас Игорь Николаевич поямо все евреи
- А у Ва Нина Васильевна все поямо не евреи,- парировал Игорь.
Я на свой день рождения прикалывался и встречал , напрмер, гостей по русскому обычаю хлебом солью, одевшись в фолклорный русский костюм, каковой у меня имелся, так как играл в ансамбле русской песни.
Но однажды я решил приколоться и встпетил Игоря в еврейском головном уборе - кипе.
Игорь ошалел от неожидонности, потом скривился и произнёс: " Слушай , сними, ты мне сейчас не нравишься"
При этом Игорь был ко мне очень привязан, считал меня не только своим лусшим другом, но и лучшим евреем Советского Союза.
Ну как такое объяснить он сам не мог объяснить.
они и революцию нам сделали
Это обстоятельство породило целый класс антисемитов новой перестроечной волны.
Но вот парадокс - революцию делали евреи, враги народа ( а следовательно и революции) были тоже евреи Каменев, Зиновьев, Троцкий..
Диссиденты 60 х были тоже большей частью евреи.то говорит о том, что евреи - беспокойная нация и х ничего вполне не устраивает.
Мне трудно представить такое правительство в России, которое бы устроило Шендеровича.
По этому поводу есть
Анекдот:
Еврей не может решить в какую строну ему эмигрировать, тогда в ОВИРе ему дают глобус и просят пройти в моседнюю комнату и выбрать страну. Через некоторое время еврей возвращается с вопросом: " А другого глобуса у Ва нет".
Сейчас неуоторых евреев устраивает глобус Украины, но это временно.
Про человека говорят: " Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше."
Про еврея де можно сказать, что он ищет одновременно где лучше и где глубже. А так как это труднодостижимо, то еврей всегда недоволен
Поле сужал намеренно, пытаясь понять причины народной неприязни к евреям без испорченного телефона. К сожалению, тема буксует.
Потому что личный опыт всегда врёт. Ну вот рассказ Ефима и Ардальоныча - и что? Ничего. А если я в Австралии не был, то могу оспаривать её существование - в моём опыте этого нет. Поэтому на узком поле буксование и происходит.
Типа у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает....
"Мелко, Хоботов!"(с) А вспомнить еврейский Кремль? Ельцин там был Петрушка на руке Березовского. Ходор объявил Россию территорией свободной охоты... и это понятно - "граждане Мира" - нарубят бабла на этой делянке, к которой никаких чувств не испытывают, и поедут дальше. Сатирик Задорнов в те времена открыто называл дочь Ельцина - "подберёзовик". Евреи не способны руководить для русских к их выгоде - это выяснил писатель Тополь, написав БАБу открытое письмо. Украина доказала это. Да и Путина ввёл в Кремль - Абрамович. И он провернул остальное - не дал России стать сегодняшней Украиной.
Ну и как с этим? Это неприятные общеизвестные факты... в общем - некие основания для вопросов есть, и только к зависти это сводить - неправильно.