Deutsch
Germany.ruГруппы → Архив Досок→ Буддийский форум

Разъясните, пожалуйста

14.08.07 08:50
Re: Разъясните, пожалуйста
 
А Хули знакомое лицо
А Хули
Ум в твоих терминах - это ментальная деятельность, т.е. продукт ума.
Я не помню, по-моему Алек когда-то помещал тут цитату из Торчинова по поводу того, что же перерождается в буддизме. Позволю себе ее еще раз тут разместить.
десь, правда, может возникнуть вопрос: если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на него достаточно парадоксален: ни что не перерождается и не переходит. Вопреки распространенному заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощенная душа, как в индуизме. Он ≈ поток состояний ≈ дхарм, серия кадров ≈ мгновений.
Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как ╚перерождение╩ или тем более ╚перевоплощение╩, и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей. Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьет по шару (условная личность ≈ пудгала), получающему, таким образом, определенное ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передает ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь передается, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его ╚кармического преемника╩ (подобная ╚передача заряда╩ происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни). При этом ╚ум╩ (манас), опирающийся на предшествующий временной момент, обеспечивает память и чувство тождества личности. Кстати, буддизм учит, что Будда помнит все ╚свои╩ предыдущие жизни, на чем, в частности, построены сюжеты джатак (от джати ≈ рождение), дидактических повествований о предшествовавших пробуждению жизнях Сиддхартхи Гаутамы ≈ Будды Шакьямуни.
Второй пример связан с образом калейдоскопа: определенная комбинация цветных стеклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как ╚данная личность╩) после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стеклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно еще раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздает всемогущий Господь ≈ Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании.
Но лучше, наверное, ознакомиться с началами буддизма непосредственно из лекций. Вот ссылка на лекцию об основах: http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/buddhism_02.html
 

Перейти на