Православная психотерапия
Не только молитва, но и врач!
Протоиерей Максим Козлов о том, как православному человеку относиться к своему заболеванию …
Профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов ответил на вопрос РИА Новости: «Правда ли, что если больной человек усердно и искренне помолится, то и к врачам обращаться не надо, болезнь может пройти сама собой?»
«Правда, - ответил отец Максим. - Болезнь может пройти. Но правда и то, что может не пройти. Поэтому трезвое христианское сознание предполагает соединение молитвы — в надежде на то, что Господь поможет и подкрепит в болезни, в том числе и тяжкой — и обращение к естественной медицинской помощи — к терапевту, хирургу или другому профессионалу».
«Врача следует
искать профессионально подготовленного и по человеческим качествам доброго. Причем не обязательно православного. Существующие ассоциации православных врачей существуют не столько для того, чтобы их искали православные больные, сколько для того, чтобы они сами, будучи людьми, объединенными верой, в своей профессиональной деятельности, могли ближе и теснее сотрудничать и друг друга поддерживать», - пояснил пастырь.
«Есть области в медицине, когда конфессиональная принадлежность доктора нам важна — скажем, психотерапия или все специальности, связанные с областью деторождения, потому что мировоззренческие установки у людей атеистических взглядов могут довольно заметно диссонировать с подходами православных христиан и вообще христиан», - заключил отец Максим.
Под влиянием греха живая человеческая душа, не потерявшая совесть, испытывает чувство вины, печаль, мучение и потребность освободиться от греха. Верующий человек идет за помощью в церковь, обращается к духовно-опытному человеку. Он испытывает духовную боль и страдание, а иногда несет и физические последствия греха. Пред духовником, а также и пред психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача - поставить "духовный диагноз", т. е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственную духовную причину и подлежит лечению духовному. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции.
Дмитрий Евгеньевич Мелехов
"Психиатрия и проблемы духовной жизни"
Ожидание плодов родит нетерпение, нетерпение - уныние, уныние - страсти, ибо, если человек чувствует себя безнадежным, машет на все рукой и говорит: "все равно ничего не выйдет", на смену его безнадежности явится желание "жить как все".
Протоиерей Валентин Свенцицкий
Всё реже встречается в наши дни у людей добродетель терпения. А ведь терпеливый обычно выигрывает. Нетерпение является источником многих серьезных проблем. У нетерпеливых нет духовной благодати, их характеризует печаль, горе, страдания, депрессии, грусть и разочарования. В лабиринте невзгод, скандалов, мирских удовольствий, жадности и заблуждения, человек просто заблудился. Но тот, кто обладает смирением и терпением сопротивляется и побеждает. Терпение наградит его.
Он не подчинится бедствиям, не дойдёт до развода, промолчит, где надо, не будет мучиться в различных неблагоприятных жизненных ситуациях. Это большое дело - принимать горькие события своей жизни смиренно и безропотно. Но множество проблем, жизненные курьезы и трудности, не позволяют сегодняшнему человеку терпеть. Похоть и зависть к тому, что имеет другой и жгучее желание к приобретению большего заставляют
его беспокоиться. Терпеливый человек - это человек нежный, добрый, не завистливый, улыбчивый и мирный. Терпение может внести много хорошего в наш трудный современный образ жизни.
Монах Моисей Святогорец
АЗУКА ВЕРЫ
Главная » Церковь – практика веры » Духовная жизнь »
Что такое православная психология и психотерапия М.В. Легостаева |
- Очерки православной психотерапии М.В. Легостаева
- Душевные состояния в христианской психологии Ю.М. Зенько
- Психиатрия и проблемы духовной жизни проф. Д.Е. Мелихов
- Христианская психология cвященник Павел Гумеров
- Общие аспекты психики или введение в Православную психологию П.В. Добросельский
- Православное пастырское служение архимандрит Киприан (Керн)
- Церковное душепопечение лиц с психическими расстройствами священник Валерий Швецов
- Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души митрополит Иерофей Влахос
- Личность и семь ее потребностей. Любовь и зависимость прот. Андрей Лоргус
- Исцеление психических болезней. Опыт христианского Востока первых веков Жан-Клод Ларше
Если человек не полюбит свою работу, то будет уставать вдвойне — и телесно, и душевно. А раз он будет усталый душой, то и телесный отдых не будет восстанавливать его силы. Душевная усталость — вот что выматывает человека. Работая от сердца и испытывая радость, человек не выбивается из душевных сил, и телесная усталость тоже исчезает.
Преподобный Паисий Святогорец
Возлюбите Христа, — и все то, что вас угнетает и губит, греховные помыслы, все то, что уводит в сторону, — все это уйдет.
Благодать Христова дарует вам исцеление.
Это как свет. Когда свет приходит, тогда тьма отступает.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Господи, пожалуйста, пошли прямо сейчас Твоих ангелов тишины, мира, отдохновения - ко всем тем, кто сию минуту мучается и мается муками души и тела, кому сейчас больно, тошно, одиноко, безверно, уныло и страшно.
Священник Сергей Круглов.
Боритесь против помыслов и ощущений печали короткими словами: «Господи! буди воля Твоя! Благословен и Свят Бог во всех делах Своих!» Произносите эти слова умом, а когда Вы одни, произносите несколько вслух; произносите, не торопясь, с большим вниманием и благоговением; повторяйте эти краткия слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали. Когда они снова подымутся, Вы снова употребляйте против них то же самое оружие. Опытом узнаете силу этого оружия, по наружности своей, с перваго взгляда, столько незначительнаго. А из состояния борьбы невозможно иначе выйти в состояние спокойствия, как победою. Подчиниться печали – чрезвычайно опасно: когда она усилится в человеке, возобладает им, – может убить и тело, и душу. Не торопитесь умереть: и самая долговременная жизнь в сравнении с вечностию – мгновение. Отдайте себя и срок Вашего земнаго странствования в волю Божию; а Вы употребите этот срок для того, чтоб приготовить себя как можно лучше к вечности, чтоб сделать, как можно больше вечнаго добра Вашему родителю. Не удивляйтесь тому, что Вы слабы в духовном подвиге: причиною этой слабости Ваша новость. Время обогатит Вас и опытами и силою. – С участием смотрю на Ваше душевное состояние: Вы переплавливаетесь в лютой скорби, как в огне. Претерпите тягость этого состояния; по прошествии его, Вы ощутите себя перерожденною, увидите себя обогащенною духовными сокровищами, о существовании которых не имеют понятия люди, которых земная жизнь была усыпана одними удовольствиями. Тогда Вы узнаете, что благ Господь и в самых скорбях, Им посылаемых: потому что временные скорби приводят к вечным благам тех, которые принимают эти скорби, как должно.
Читать полностью -
Нервы - это грехи. Перестань грешить - и нервные заболевания пройдут.
Схиигумен Савва (Остапенко)
Если вечером тебе тяжело, молчи и терпи, зная, что вечером Христа распинали, а утром Он воскрес.
Архиепископ Серафим (Соболев)
"Если ты теперь получишь исцеление — непосредственным чудом Божиим, или по молитвам святого, или через соборование, через причащение Святых Даров, исцеление в результате истинного, глубинного, потрясающего покаяния, жизнь, которая последует, здоровье, цельность, новизна, которая тебе будет дана, — это уже не твоя природная жизнь. Она тебе дана как новый дар, словно ты уже умер и воскрес. Теперь тебе надо жить не по меркам твоей прежней жизни, которая привела тебя к состоянию, в котором ты сейчас находишься. Теперь тебе надо жить помня, что вся жизнь, которая в тебе сейчас есть, твое физическое здоровье, твое умственное здравие, твоя цельность — это новая жизнь, которая принадлежит Богу. Бог тебя одарил ею для того, чтобы ты жил творчески и достойно своего человечества и Божией
любви. Как апостол Павел говорит: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20)".
Антоний Сурожский
Один мудрец сказал: «Самое лучшее лекарство для человека — любовь и забота»
Кто-то переспросил: «А если не поможет?» Мудрец ответил: «Увеличьте дозу!»
"Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем: духу давать духовное, а телу - телесное, потребное для содержания временной жизни. Не должно также общественной жизни отказывать в том, чего она законно требует от нас.
Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не облениться и непрестанно побуждать себя к лучшему.
Употребил ли ты много пищи или сделал другое что, сродное слабости, - не возмущайся, не прибавляй вреда ко вреду, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный."
Из поучений преподобного Серафима Саровского
"Смотри за твоими водами (сердечными чувствами), чтоб они текли тихо, как сказал Пророк о водах Силоамских: воды Силоамли текущие тисе (Ис. 8:6). Всякое разгоряченное чувство — кровяное! Не сочти его усердием, ревностию по благочестию, любовию к Богу и ближним. Нет это движение души, произведенное в ней нервами, кровию. А кровь приводится в движение душевными страстями, которые — орудия и цепи миродержца, его скипетр, держава. Храни себя в глубоком мире и отвергай все нарушающее мир, как неправильное, хотя бы оно имело наружность правильную, праведную".
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БОЛЕЗНИ
"Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями" (Святитель Димитрий Ростовский)
"Не должно отказывать в помощи больным из опасности заразиться их болезнью" (прп. Пимен Многоболезненный)
"Равную награду получает больной и кто служит ему" (преподобный Пимен Многоболезненный)
"Посещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда" (прп. Пимен Многоболезненный)
"Посещай болящих, да посетит Бог тебя" (прп. Пимен Многоболезненный)
"Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение" (прп. Варсонофий Великий)
"Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения,
чем здоровье" (свт. Феофан Затворник)
"Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы" (свт. Феофан Затворник)
"Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую" (прп. Амвросий Оптинский)
"Надо Бога благодарить за болезнь, ибо ею очищаются грехи" (прп. Иосиф Оптинский)
"Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение" (прп. Никон Оптинский)
Будет новый рассвет, будет море побед. И не верь никогда в то, что выхода нет.
Расправь, душа, молитвенные крылья,
Для встречи с Богом сердце приготовь.
Не унывай, не падай от бессилья,
С тобою рядом Тот, Кто есть Любовь.
Когда слабеют силы на дороге
И кажется, что скоро упадёшь,
Спеши скорей искать защиту в Боге;
Ты утешенье в Нём всегда найдешь.
Не даст Господь душе поколебаться,
Он не оставит в трудностях тебя.
Нам свойствено порою ошибаться,
Но Он прощает нежно нас любя.
Расправь, душа, молитвенные крылья,
Общения желает Бог с тобой.
Он Тот, Кто исцеляет от унынья
И посылает радость и покой.
Светлана Бурдак.