Даруй ми зрити прегрешения моя..
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Сеяно доброе семя, но пришел враг и посеял плевелы посреди пшеницы. Плевелы – это в Церкви ереси и расколы, а в каждом из нас худые помыслы, чувства, желания, страсти. Примет человек доброе семя слова Божия, решается жить свято и начинает так жить.
Когда заснет человек такой, то есть ослабит внимание к себе, тогда приходит враг спасения и влагает в него худые замыслы, которые, не быв отвергнуты вначале, созревают в желания и расположения и заводят свой круг дел и предприятий, перемешивающихся с делами, чувствами и мыслями добрыми. И пребывают так оба вместе до жатвы.
Жатва эта – покаяние. Посылает Господь ангелов – чувство сокрушения и страха Божия, и они, явившись, как серп, пожигают все плевельное и сожигают в огне самоосуждения болезненного. Пшеница чистая остается в житнице сердца, на радость и человеку, и ангелам, и преблагому Богу, в Троице покланяемому.
О, если бы мы слышали и видели молитву о нас и о мире Пресвятой Девы Богоматери, ангелов и святых, мы бы ужаснулись и устыдились своей лености и небрежности в молитве, мы не только днем, но и среди ночи восстали бы на молитву и славословие Господней благости, Божия долготерпения, Божия величия, Божией премудрости и силы всемогущей.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Человеческие удобства перешли всякие границы и поэтому превратились в трудности. Умножились машины — умножились хлопоты. Машины и железки уже командуют человеком, превратив в машину его самого. Поэтому сердца людей и стали железными. При всех существующих технических средствах остается невозделанной совесть человека. Прежде люди работали с помощью животных и отличались состраданием. Если ты нагружал на несчастное животное груз больший, чем тот, который оно могло понести, то оно опускалось на колени, и тебе становилось его жалко. Если оно было голодным и жалобно глядело на тебя, то твое сердце обливалось кровью. Помню, как мы страдали, когда у нас заболела корова, — мы считали ее членом нашей семьи. А сегодня люди имеют дело с железками, и сердца
их тоже железные. Лопнула какая-нибудь железяка? На сварку ее. Сломалась машина? Везут в автосервис. Нельзя починить? На свалку, душа не болит: "железо, — говорят, — оно и есть железо.” Сердца людей нисколечко не работают, а ведь таким образом в человеке возделывается самолюбие, эгоизм.
Прп. Паисий Святогорец
Я хотел написать три слова, или книги, из которых одна была бы только о том, что человек есть ничто, и в которой я бы непрестанно кричал, что я ничто. В другой говорилось бы, что всё во всем и над всем есть Бог препрославленный. И в третьей: имей во всем терпение до смерти. Молод ли ты, состарился ли, подвизался ли многие годы — если не будешь терпеть до тех пор, пока не испустишь душу, в лохмотья вменяются твои дела пред Богом.
Старец Иосиф Исихаст
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем, кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом так же держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано – лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2Кор.4:7).
Если бы посмотреть, каковы были по наружности лица, пред которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах, – глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает, что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно хорошего, пока оно может повредить ему.
– Геронда, а может гордость быть причиной духовной засухи у человека?
– Да. Если в человеке есть гордость, то Бог попускает ему пребывать в состоянии вялости, безразличия, холодности, равнодушия. Ведь если человек гордый вкусит от небесных благ, то начнёт гордиться и будет думать, что заслужил это своими делами. Потом станет и другим говорить: «Подвизайтесь! Видите, чего я удостоился за свои подвиги!» – и так будет причинять другим людям вред. Потому Бог попускает такому человеку быть биту, столько сколько нужно, пока в нём не умрёт самомнение, пока он не отчается в себе в хорошем смысле и не почувствует, что значит «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5).
Прп. Паисий Святогорец
Высоко цени и храни всегда христианскую кротость и незлобие, мир и любовь взаимную, всевозможно подавляя порывы самолюбия, злобы, раздражительности и смущения. Не смущайся и не озлобляйся, когда кто-либо говорит тебе в лицо неправду, или выражает какое-либо несправедливое притязание, или говорит обидные слова, или смело обличает какую-либо в тебе слабость или страсть, несправедливость коих ты по самолюбию не замечаешь. Всегда наперед размысли хладнокровно о том, что говорит тебе противник, и о своих собственных словах и поступках; а если при всем беспристрастном суждении о своих словах и действиях найдешь их справедливыми, то успокойся в совести своей и ни во что вменяй слова противника, умолчав пред ним или спокойно, кротко, в незлобии сердца показав ему его неправду; а если найдешь себя виноватым в том, в чем обличает тебя противник, то, отложив самолюбие и гордость, проси извинения в вине своей и на будущее время постарайся исправиться. Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых зато, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
ЕПИСКОП ТИХОН:
НЕТ НИЧЕГО ОПАСНЕЕ, СОКРОВЕННЕЕ И ТЯЖЕЛЕЕ ЭТОГО ГРЕХА»
В рубрике «Троицкое Слово», где мы перепечатываем материалы из старинного журнала Лавры преподобного Сергия, начинается новый цикл: выдержки из творений святителя Тихона Задонского. Этот выдающийся церковный деятель, сделавший так много для просвещения России и так много – для просвещения собственной души, смотрит на нас с икон добрым взглядом и всегда готов помочь молитвой тем, кто искренне обращается к нему. А печатные произведения святителя Тихона до сих пор поражают читателей сочетанием простоты и глубины. Послушайте, что святитель Тихон пишет про гордость.
«То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих» (Евангелие от Луки, 16:15).
«Всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится» (Евангелие
от Луки, 18:14).
«Гордым Бог противится: смиренным же даёт благодать» (Послание апостола Иакова, 4:6).
Гордыня – начало греха. Начало гордости – дьявол, отступивший от своего Создателя и превратившийся из светлого ангела в князя тьмы. Сам он неизлечимо заражён смертоносным ядом гордыни, ей же он заразил и наши сердца. Заразил так сильно, что и за всю жизнь мы не успеем оплакать своего несчастья.
Нет ничего опаснее, сокровеннее и тяжелее этого греха.
Гордость опасна, потому что ДЛЯ ГОРДЫХ ЗАПЕРТО НЕБО И РАСПАХНУТЫ ГЛУБИНЫ АДА. Гордым противится Бог, говорит Писание.
Гордость сокровенна, потому что затаилась глубоко в нашей душе. Часто мы не можем и увидеть её в себе без помощи кроткого сердцем Иисуса Христа,
Сына Божьего. НАМ ПРОЩЕ УВИДЕТЬ ГОРДОСТЬ В БЛИЖНИХ, ЧЕМ В САМИХ СЕБЕ. Другие пороки: пьянство, измены, воровство и грабёж мы видим, и их стыдимся. Но гордости – не замечаем.
Многие называют себя грешниками, но обличения в грехах не терпят. Правда, не всегда возражают против обличения, однако принимают его не без негодования и огорчения. Не показывает ли это, что они называют себя грешниками только языком, но не сердцем; на словах показывают смирение, а в сердце его не имеют? ПО-НАСТОЯЩЕМУ СМИРЕННЫЙ НЕ БУДЕТ ОГОРЧАТЬСЯ ОБЛИЧЕНИЕМ, ПОТОМУ ЧТО СЧИТАЕТ СЕБЯ ДОСТОЙНЫМ ЛЮБОГО УНИЧИЖЕНИЯ.
Нет тяжелее порока для борьбы, чем гордость. С великим трудом и не без помощи Божьей человек может победить её. Если он находится в благополучии, гордость проявляет себя
величанием и пышностью, презрением и уничижением других. Если человек впадает в несчастье, то гордость обнаруживает себя негодованием, ропотом и хулением. А когда хотим начать терпеть, быть кроткими и смиренными – гордость восстаёт против нас фарисейским превознесением перед другими.
Никак и нигде не можем избавиться от этой занозы. Гордость ходит за нами постоянно, всегда хочет командовать и владеть нами».
Через неделю в рубрике «Троицкое Слово» святитель Тихон расскажет нам про зависть. «Гордость рождает зависть, зависть переходит в ненависть, от ненависти происходит злоба, злоба приводит к плохому концу», - пишет святой епископ. Все подробности – в следующую среду.
Илья Тимкин
Даже если впадешь в грех, то и при совершении греха надо вопиять ко Господу и, не стыдясь, повергать себя мысленно пред Богом, говоря: “Господи, вот видишь, что я творю, помилуй меня, помоги мне, освободи от власти диавола”...
Игумен Никон (Воробьев)
ЗНАНИЕ СВОЕГО ГРЕХА
Как твоё душевное устроение? Начинаешь ли видеть свои грехи или всё считаешь себя “в общем хорошею”? Помни слово преподобного Петра Дамаскина, что первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской. Если этого нет, то пусть никто не думает о себе, что он находится в удовлетворительном устроении, нет, он или в слепоте душевной или, еще хуже, — в самообольщении. Желаю тебе понять это на деле, а не голым рассудком...
Не думай, что легко увидеть свои грехи. Недаром Святая Церковь с земными поклонами учит нас молиться: “Даруй ми зрети моя прегрешения”. Так учит потому, что грех и диавол ослепляют человека, усыпляют его, чтобы он не прибег к покаянию и погиб. Блюдите, как
опасно ходите!..
Путь духовный единственно правильный идёт в направлении видения своих грехов. Это не просто сознание отдельных когда-либо сделанных грехов, а полной испорченности своей, вследствие которой все наши дела, помышления отравлены ядом греха. От видения этой греховности человек глубоко сокрушается, плачет пред Господом и так приобретает смирение, страх Божий и в дальнейшем надежду на Господа и некоторую любовь ко Господу так, что воспоминание имени Господа вызывает некую радость, умиление, благодарность ко Господу. Так и пророк Давид в псалмах говорит: "Помянух Бога и возвеселихся" (Пс. 76, 3)...
Сознание грехов своих есть первая ступень к победе над ними.
Только святые с радостью подъемлют презрение, гонения, поношения, уничижения, потери в имуществе, веруя, что все это служит для усовершенствования души. А мы скорбим, огорчаемся, плачем, когда нас уничижают, презорствуют, вредят нам, отвергают нашу заботу и любовь.
Но род человеческий разве весь проникся благодарностью к Богу за Его безмерное уничижение: плевки, терновый венец, за гвозди, копие, за смерть и Воскресение?
Прости нас, Господи!
Святые говорят, что в последние времена люди будут спасаться только скорбями и болезнями.
Почему так? Оттого, что добродетель умалится в людях и вместо любви будут господствовать страсти, в первую очередь гордость. И кого захочет помиловать Господь, тот будет бедствовать, чтобы он смирился. А где смирение, хотя бы невольное, там и спасение.
Схиархимандрит Илий
(Ноздрин)
Архиепископ Гурий: "На Афоне сказали, что мир висит на волоске"
Как быть сегодня современным людям, равнодушие большинства которых к молитвенной практике достигло апогея?
Как быть сегодня современным людям, равнодушие большинства которых к молитвенной практике достигло апогея? Отвечая на этот вопрос, владыка Гурий рассказывает притчу о молодом священнике, который, тщетно пытаясь вдохновить своих прихожан посещать храм, объявил в местной газете, что церковь умерла и ее похороны состоятся в ближайшее воскресенье. «В воскресенье церковь до отказа наполнилась любопытной толпой. На видном месте стоял украшенный цветами гроб. После отпевания батюшка сказал краткое надгробное слово и пригласил присутствующих всех по очереди прощаться, подходя, взглянуть в лицо знаменитой покойнице. Один за другим люди подходили ко гробу. Но, заглянув в него, кто-то спешно смущенно отвращал свой взор, а кто-то, от ужаса истерично вскрикнув, отскакивал, как ужаленный, от страшного постамента. Оказалось, что священник положил на дно пустого гроба большое зеркало, так что всякий смотрящий туда видел там свое собственное отражение. Оно и изображало умершую церковь, которая есть собрание приходящих в нее людей. Живых телом, но мертвых духом и душою», – рассказывает архиепископ, резюмируя: «Правильная духовная жизнь несет в себе и здоровую во всех отношениях жизнь физическую, является источником того благоденствия, счастья, радости и мира, к которому стремится каждый человек и каждое общество. Напротив, нарушение духовных законов неотвратимо приводит к разрушению строя жизни на всех ее уровнях — как личном, семейном, так и общественном».
Если у тебя грешная привычка осуждать ближнего, то, когда осудишь кого-либо, положи в этот день три земных поклона с такой молитвой:
“Спаси, Господи, и помилуй такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя грешного”.
И так делай всегда, когда кого осудишь.
Если исполнишь это, Господь увидит твоё усердие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки.
А если ты не будешь осуждать никого, то и Бог тебя никогда не осудит – вот ты и получишь спасение.
Священноисп. Сергий (Правдолюбов)
Об исповеди.
Человек должен прийти и свою душу изливать. Не повторять чужие слова, смотря в книжку, а поставить перед собой вопрос: если бы я стал теперь перед лицом Христа Спасителя и всех людей, которые меня знают, что явилось бы для меня предметом стыда? что я не готов открыть перед всеми, потому что было бы слишком страшно, что меня увидели, каким я себя вижу?.. Вот в чем надо исповедоваться. Поставь себе вопрос: если моя жена, мои дети, мой самый близкий друг, мои сослуживцы знали бы обо мне то или другое, было бы мне стыдно или нет? Если стыдно – исповедуй. Если то или другое стыдно открыть Богу (Который и без того это знает, но от Которого я стараюсь это спрятать)
или было бы страшно – открой это Богу. Потому что в момент, когда ты это откроешь, все то, что ставится в свет, делается светом. И тогда ты можешь исповедоваться и произносить свою исповедь, а не трафаретную, чужую, пустую, бессмысленную исповедь.
Митрополит Антоний Су́рожский