Спроси батюшку...
Надо ли каяться в грехах, если я уверен, что не смогу от них избавиться? Например, раздражение – часто так накатывает, что еле сдерживаюсь. Или осуждение: как начнешь о ком-нибудь говорить, обязательно осудишь. Чтобы не грешить этим, наверное, надо запереться в келье, а у меня семья, работа, друзья. Какой же смысл называть на исповеди одно и то же?
Отвечает протоиерей Максим Козлов:
Если бы после каждой исповеди мы мгновенно избавлялись от всех названных грехов, то скоро стали бы святыми. Увы, в том и состоит проблема, что человек по своей природе склонен к грехам и изменить себя сразу, собственной волей, никому не дано – речь идет о долгой духовной работе, в которой человеку помогает Сам Господь. Поэтому нужен трезвый
подход к себе, без иллюзий, но и без уныния.
Грехи бывают разные. Иногда человек совершает страшный поступок – например, убийство ребенка, аборт. Есть немало верующих женщин, которые всю жизнь с болью и стыдом вспоминают о том, что совершили до прихода в Церковь, и твердо знают, что никогда больше это не повторят. А есть страстные, греховные привычки, от которых очень трудно избавиться.
Для одних это раздражение, для других зависть, кто-то страдает приступами лени, кто-то любит в компании казаться остроумным и ради красного словца никого не жалеет. Надо ли каяться в этом? Конечно. Можно ли твердо обещать Богу во время исповеди, что тут же станешь другим?
Гневливый – образцом кротости, жадный – примером щедрости, невоздержанный
на язык – скромным молчуном? Если мы не хотим впадать в иллюзии, то давать такие обещания было бы опрометчиво.
Но ведь можно обещать другое. Можно подходить к исповеди с внутренней установкой: да Господи, признаю свой грех и постараюсь с ним бороться, но сознаю свою немощь, и, если Ты мне не поможешь, то не только завтра, а и через год ничего не изменится, и еще я сознаю, что этот грех мне чужероден, он не является частью моей сущности, и мириться с ним, привыкать к нему нельзя.
Поэтому я исповедовал его и буду исповедовать впредь, чтобы в конце концов от него избавиться.
В Церковь приходят разные люди — грешные, кающиеся, желающие покоя, умиротворения, исцеления. Те, кто взирает на Церковь со стороны, критикуют ее за то, что не все в порядке. Но у хирурга, который только что сделал операцию, — как измазан кровью халат, как все неприглядно… А уж если хирург сделает ошибку? Мы знаем, чем это кончается и сколько критики обрушится на такого доктора. То же самое и в Церкви. Взгляд на Церковь со стороны как бы предполагает, что люди, критикующие Церковь, к ней не принадлежат, что они сторонние наблюдатели. А на самом деле чаще всего те, кто критикует, тоже крещеные люди, тоже со своими болезнями и со своими проблемами.
Иногда мы возмущаемся и говорим: ну как же люди так богохульничают, оскорбляют
Церковь, бросают на нее тень? А кто это делает? Нередко это делают крещеные люди, то есть тоже духовно больные, тоже нуждающиеся в исцелении. И они — члены Церкви; может быть, не каждый это признает, но, если он крещеный, он член Церкви. В Церкви совершается тайна спасения — не прогулка по прекрасным аллеям, но тайна и борьба за человеческое спасение; и как много всего тяжелого, неприглядного может быть связано с этой духовной бранью!
---
Из авторской телепрограммы «Слово пастыря», 10 июня 2012 года
Великопостное послание Православного епископского собрания Германии
<<Они пошли и проповедовали покаяние» (Мк. 6:12)
Дорогие братья и сестры!
Наступил Великий пост — один из важнейших периодов церковного года. В течение нескольких недель Церковь готовила нас к этому моменту, в молитвах и песнопениях напоминая о необходимости духовного очищения, самодисциплины, терпения и твердости в преодолении искушений. Сегодня, находясь в самом начале поприща Святой Четыредесятницы, мы просим Всемилостивого и Всепрощающего Бога открыть нам двери покаяния, которое является главной целью Великого поста, а, в конечном итоге, и всей нашей жизни.
Μετάνοια — так звучит покаяние в греческом языке — в буквальном переводе означает перемену ума, экзистенциальное изменение человека. Это не просто признание совершенных грехов, но радикальная необратимая перемена отношения к жизни, которая происходит в результате напряженной духовной работы. Именно этого хочет Господь, Который, по слову апостола Петра «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию»(2 Петр. 3:9).
Сегодня в нашем греховном мире на человека обрушивается информационное пространство, которое так или иначе формирует греховный образ мыслей, — это и фильмы, книги, телевидение, Интернет, реклама... И когда человек видит эти внешние раздражители, когда он впускает их в свое собственное внутреннее «святилище», в свое «святая святых», в свой разум, в свое сердце, то эти мысли начинают работать. И сопротивляться врагу, который уже ворвался вовнутрь крепости, очень трудно, — обычно города, через крепостные ворота которых проникал враг, сдавались практически без боя.
Вот так происходит и в нашей жизни. Когда мы впускаем греховные помыслы, возникающие от соприкосновения с греховной стороной человеческой жизни, эта мыслительная часть души, по слову Григория Паламы, начинает формировать наше отношение ко многому, в том числе ко греху.
Мы становимся расслабленными, мы говорим: «А что особенного? Другие поступают еще хуже. Почему я должен не делать то, что мне хочется? Я один раз живу! Почему я не должен удовлетворять свои потребности — есть, пить, блудить, прелюбодействовать, клеветать, обманывать, прокладывать нечестными средствами свое продвижение по службе, достигать каких-то политических или экономических целей или просто господствовать в семье, порабощать окружающих людей?» Духовное расслабление ведь не означает отсутствия активности. Человек может быть очень активным, а духовно, внутренне — парализованным.
Как же воздействовать на эту мыслительную часть нашей души? Святитель Григорий Палама учит нас необходимости сосредоточения, внутреннего контроля над самим собой, а применительно к внешним обстоятельствам нашей жизни — контроля над всем тем, что входит в нас, особенно контроля над тем,
что входит в неокрепшие детские души, в души юных людей, совсем еще неустойчивых, слабых, — полных энергии, но не способных критически воспринимать то, что их окружает, и в особенности неспособных отделять правду от лжи и добро от зла.
---
Патриарх Кирилл
Из слова в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, после Литургии в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, 16 марта 2014 года
Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень?
Размещено на 04.04.2013 | Оставить комментарий
Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Что такое Крест, дерево крестное, на котором был распят Иисус Христос? Что такое Крест и почему именно на этой неделе, именно в это воскресенье выносится он на середину храма и следующая седмица вся назначена Церковью быть Крестопоклонной?
Крест, по учению Церкви (вы это можете найти, например, в каноне Кресту Господню, который каждую пятницу читается в келейном правиле), — это есть образ Пресвятой Троицы, Триипостасного Бога: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. Вот что такое Крест — образ. Какое отношение существует между Первообразом и образом?
Соборование — Таинство, врачующее душу и тело
Размещено на 26.03.2013 | Оставить комментарий
Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Как к нему подготовиться? И можно ли совершать это Таинство на дому?
КАК СОХРАНИТЬ МОЛИТВЕННЫЙ НАСТРОЙ В ТЕЧЕНИЕ ПОСТА?
Советы пастырей
Мы приблизились к концу третьей недели Великого поста, и уже многие из нас в суете повседневности чувствуют некоторое охлаждение по сравнению с первыми днями. Как сохранить молитвенный и сосредоточенный настрой в течение всего поста? Как не растерять духовные плоды, приобретенные в первые дни?
В первой трети беседы батюшка зачитывает удивительный опыт вымаливания мужа от пьянства, тронуло до глубины души.
А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил (или кричал даже) отец Иоанн Кронштадтский. Ведь в нашей русской катастрофе ХХ века вина духовенства очень велика...
И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришел в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится все меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?.. Правильно – никто. А ведь духовная жизнь – это путь в темном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...
Нам
говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Этот совсем не то, чем образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо...
Помни это...
Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живет в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа, и нужно еще много работать над собой. Но самоуничижение – это тоже плохо. Христианин должен
идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он – жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: "Вы – церкви Живого Бога". И если ты раболепствуешь перед людьми, то еще далек от того, чтобы стать таким храмом.
А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя все лишнее, безобразное, и учит, как нужно жить и как вести себя...
...Внешне мы принимаем православные обряды, а внутри остаемся теми же, что были до крещения или обращения – завидуем, обманываем, испытываем к ближним неприязнь, осуждаем, а самое главное, наше сердце еще не отлепилось от сего мира и не прилепилось ко Господу. Мы верим своей алчности,
а не Богу; мы верим своим похотям, а не заповедям Господним. Мы знаем то, что от плоти, что можно потрогать, увидеть обычными глазами, а то, что от Духа, мы, как слепоглухие, не разумеем. А ведь без этого христианство не имеет никакого смысла.
Протоиерей Василий Ермаков (1927-2007 гг.)
Почему Христос прежде, чем сотворить чудо, вопрошал людей об их вере? Могут ли быть чудеса нам во вред? Должна ли вера утверждаться чудесами? И как отличить чудеса подлинные от ложных? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.
http://www.pravoslavie.ru/95649.html