Deutsch

Православная психотерапия

59443  1 2 3 4 5 6 7 8 все
НАТАШУЛЬКА коренной житель25.08.17 10:37
НАТАШУЛЬКА
NEW 25.08.17 10:37 
в ответ НАТАШУЛЬКА 04.08.17 21:02

О СТРЕССАХ И ПЕЧАЛИ



Современный человек проходит через стрессы - в той или иной мере, практически каждый день своей жизни. У некоторых стрессы связаны с исполнением профессиональных обязанностей, другие просто не выдерживают общего информационного фона, который обрушивается на человека и несёт очень большое количество негатива, воздействуя на наше сознание (вольно или невольно).



Что говорит о стрессах Церковь? Святые отцы слово «стресс» не использовали, но было другое слово, которое почему-то практически вышло из нашего обихода, — слово «печаль». А о печали в святоотеческой письменности сказано очень много. Святой Григорий Нисский говорит, что печаль иссушает человеческое сердце. А замечательный церковный писатель-аскет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин проводит такое сравнение: как моль вредна для одежды, как червь для дерева, так печаль вредна для человеческого сердца.



Святые отцы ясно понимали, что печаль в большинстве случаев разрушает внутренний мир и покой человека, лишает его возможности сосредоточиться, в том числе на вопросах духовной жизни. Когда человек проходит через сильный стресс, он не может ни о чём думать — он постоянно «прокручивает» в своём сознании те или иные обстоятельства, связанные с этим стрессом, он мучительно пытается найти выход из сложившегося положения, он реально страдает. И как часто стрессы приводят к необратимым физическим последствиям, разрушая человеческий организм и саму человеческую жизнь!



Такое состояние святые отцы называют греховным. Печаль греховна, потому что она действительно иссушает человеческое сердце, и современный человек, переживая стресс, знает это на собственном опыте.



А может ли печаль быть спасительной? И на этот вопрос отвечают святые отцы. Тот же Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что только в двух случаях печаль спасительна — когда она происходит от искреннего раскаяния в грехах пред Богом или когда она посещает человека от неудовлетворенности его духовным совершенствованием.



Но печаль, касающаяся этих двух важных обстоятельств, не иссушает сердце человека и не является стрессом. Это другая печаль — это печаль, которая мобилизует сознание и волю, которая помогает поставить перед собой важные задачи, связанные с духовным совершенствованием, с развитием личности. Такая печаль не убивает, а возвышает, являясь стимулом к внутреннему совершенствованию.



Что же делать, когда нас посещает стресс — та самая печаль, которая иссушает или разрушает человеческую природу? Святые отцы дают очень простой совет. Так, Иоанн Лествичник говорит, что скорбь и печаль уничтожаются псалмопением и добродетелью.



Под псалмопением преподобный имел в виду, конечно, молитву — искреннюю молитву к Богу. В момент печали и скорби следует соотнести их причины с той системой духовных ценностей, которые Бог определил для жизни человека. И чаще всего, соотнося причины стресса и повседневной скорби с великими Божественными заповедями и законами, мы можем сказать, что причины скорби и печали — это ничто пред Богом и пред вечной жизнью, и это ничто по отношению к спасению нашей души.



Сила христианина заключается в том, что он может противопоставить печали, стрессу внутреннее убеждение, основанное на вере. Ведь именно так, через наши убеждения препобеждается скорбь по нашим усопшим ближним. Через убеждения, через молитву препобеждается печаль, с которой мы нередко сталкиваемся в жизни.



А ещё Лествичник упоминает добродетель. А почему добродетель? А потому что свершение добрых дел всегда несёт в себе некий позитивный заряд, обогащая человека энергией. Даже посещение скорбящих людей, вместо того чтобы забрать у человека энергию, иногда придает ему сил, помогает начертать в своём сознании нечто важное, определить приоритеты, отделить главное от второстепенного. Если мы творим добрые дела, то ведь мы тем самым отвращаемся от печальных истин. Именно поэтому, когда нас посещает печаль не по Боге, а печаль, обусловленная жизненными скорбями, нам не нужно замыкаться в самих себе, не нужно постоянно думать о причинах этой печали, не нужно противостоять тем, кто нас обидел, и выстраивать систему защиты, тем самым нанося ещё больший урон своей душе. Очень важно переключить сознание и начать делать добрые дела, читать Священное Писание и, как учил Иоанн Лествичник, псалмопением преодолевать печаль.



Святоотеческая мудрость содержит замечательные указания, помогающие нам правильно устроить жизнь. Не могу не привести дивные слова преподобного Нила Синайского, который ясно и просто сказал, что печаль человека преодолевается мужеством и благородством. Но у мужества и благородства должен быть источник, и этот источник — всегда внутри человека, в его сердце, в его уме. Мужество и благородство вырастают из убеждений и реального духовного опыта, а иначе они остаются просто красивыми словами, неспособными не только помочь человеку в печали, но и просто сопровождать его по жизни.



Наученные святоотеческой мудростью, будем с вниманием взирать вовнутрь себя, будем пытаться отвечать на те вопросы, которые сама совесть ставит перед нами, и будем, отталкиваясь от великой священной мудрости отцов и учителей Церкви, вооружаясь этой мудростью, преодолевать скорби и печали нашей жизни.



По проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

НАТАШУЛЬКА коренной житель31.08.17 06:46
НАТАШУЛЬКА
NEW 31.08.17 06:46 
в ответ НАТАШУЛЬКА 25.08.17 10:37
НАТАШУЛЬКА коренной житель01.09.17 06:53
НАТАШУЛЬКА
NEW 01.09.17 06:53 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49

Вспомните: перед тем, как исцелить кого-либо, Господь сперва избавлял человека от чувства вины за совершённые грехи. Сначала он говорил: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Эти слова означали: «Я забираю у тебя огромный груз, который давит на твою душу. Я снимаю его с тебя и дарю тебе надежду и оптимизм, а после того, как ты освободился от своих страхов, Я дарую тебе и телесное исцеление».
Телесное здоровье зависит от здоровья души. Если в твоей душе свет, то и в теле будет свет и здоровье.
Об этом говорят многие врачи, работающие в реанимации. Они рассказывают, что когда больной верит в Бога, не имеет страхов и не теряет душевного мира, спокойствия и уверенности, то он выздоравливает быстрее остальных.

Архимандрит Андрей (Конанос)

НАТАШУЛЬКА коренной житель08.09.17 06:39
НАТАШУЛЬКА
NEW 08.09.17 06:39 
в ответ НАТАШУЛЬКА 01.09.17 06:53

Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный.

Преподобный Серафим Саровский



НАТАШУЛЬКА коренной житель08.09.17 06:42
НАТАШУЛЬКА
NEW 08.09.17 06:42 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.17 06:39
НАТАШУЛЬКА коренной житель09.09.17 11:17
НАТАШУЛЬКА
NEW 09.09.17 11:17 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49

Мне думается, что болезнь и страдание нам даются от Бога для того, чтобы мы могли освободиться от такой привязанности к жизни, которая нам не дает возможности глядеть в будущее с открытостью, с надеждой.

Если бы все было совершенно, то у нас не хватило бы духа отойти от этого совершенства. Но ведь то совершенство, которое у нас есть на земле, так далеко от той полноты, которую мы можем получить в Боге!
И мне кажется, что людям, которые болеют долго, надо помочь в двух вещах.
Во-первых, в том, о чем я только что сказал, – помочь осознать: меня Бог сейчас освобождает от плена, дает мне возможность не привязываться к жизни, которая так мучительна, болезненна, дает мне возможность глядеть в другую сторону, – в сторону, где больше не будет ни боли, ни страдания, ни страха, где распахнется дверь и я окажусь перед лицом Самого Спасителя Христа, Который Сам через все это прошел.
Ведь Христос Своей доброй волей вошел в жизнь, где царствует смерть и страдание, и потеря Бога, и путем нашей смерти, как бы взяв на Себя всю нашу человеческую природу и смертность, вернулся в область Божественной вечности; это единственный путь, который нас высвобождает от всего того, что нас делает пленниками, рабами.
А второе (и это, мне кажется, очень важно): когда мы тяжело болеем или идем к смерти, окружающие о нас заботятся, и часто болеющий человек болеет душой о том, что стал обузой для других. Вот в этом болеющего надо разубедить.
Он не стал обузой. Он дал каким-то людям счастье, возможность проявить свою любовь, свою человечность, быть им спутником через последний период жизни – в вечность.
Болящих надо убедить, что пока они были здоровы, крепки, они заботились о других, помогали им, не обязательно в болезни, просто в жизни; теперь они могут от этих людей получить ту любовь, которую сами посеяли в их душах, и им дать возможность показать свою любовь и свою благодарность.
Когда мы отказываемся во время болезни от помощи других, мы их лишаем величайшего счастья – нас долюбить до конца. Это не обязательно наши родные; это всякий человек, который отзывается на нас.
Я думаю, что если тот, кто заботится об умирающем, мог бы воспринимать происходящее с ним, просто сидеть рядом с ним и не вносить ничего самому, а только быть самому прозрачным, безмолвным, как можно более глубоким, то вероятно, он увидел бы, как этот человек сначала слеп к вечности, как бы закрыт от вечности своей плотью, своей телесностью, своей человечностью.
Постепенно все это делается более прозрачно, и умирающий начинает видеть другой мир. Сначала, думаю, темный мир, а затем вдруг свет вечности.
Я это однажды пережил: меня просили сидеть с одной старушкой, пока она умирает. Было так явственно, что сначала она отчалила от временной, телесной, общественной жизни (она очень была погружена в земную жизнь; ей было 98 лет, и она из глубин своей постели занималась своими коммерческими предприятиями).
А потом постепенно это отошло, и вдруг она увидела темный мир, бесовский мир…
И в этот мир вошел свет Божий – и весь этот бесовский мир разлетелся, и она вошла в вечность. Я этого не могу забыть; я тогда был молод, был студентом медицинского факультета первого или второго курса, и это у меня осталось.
Поэтому те молодые люди, которые ухаживают за больными, кроме того, что они дают больному возможность с благодарностью и открытостью принимать любовь, которая им дается – это очень важно – могут с ними сидеть в момент, когда больной уже не может никаким образом им сказать о том, что он сейчас видит или чувствует, но знать, что сейчас совершается переход, и быть с ним всё это время, время перехода.

Митрополит Антоний Сурожский



НАТАШУЛЬКА коренной житель11.09.17 08:31
НАТАШУЛЬКА
11.09.17 08:31 
в ответ НАТАШУЛЬКА 25.08.17 10:37

Через посылаемые Богом испытания каждый человек испытывается и сам узнает свое духовное состояние, принуждается к смирению и затем получает прощение своих грехов, если смиренно и с радостью принимает все эти испытания как лекарство для своей души, а также с терпением прославляет и благодарит Бога. Счастье для нас, что Бог попускает нам испытания, потому что иначе в день Суда мы имели бы и скрытые страсти, и чрезмерные требования. Если бы Он закрыл на это глаза и принял нас в рай в таком состоянии, в каком мы находились бы тогда, то и там мы показали бы себя. Поэтому Он здесь попускает нам искушения, чтобы они вытряхнули из нас пыль, для того чтобы наша душа очистилась с помощью скорбей и слез и мы были вынуждены прибегать к Богу в поисках спасения.

Преподобный Паисий Святогорец

НАТАШУЛЬКА коренной житель18.09.17 06:57
НАТАШУЛЬКА
NEW 18.09.17 06:57 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49

Архимандрит Андрей (Конанос): Не добивайтесь желаемого до боли в животе

АРХИМАНДРИТ АНДРЕЙ (КОНАНОС) | 15 СЕНТЯБРЯ 2017 Г.

Наше беспокойство доводит нас до болезни. Можно ли успокоиться, глядя на святых – размышляет архимандрит Андрей (Конанос).


Беспокойство передается и душе

Архимандрит Андрей (Конанос)

До чего же странная у нас сегодня жизнь! Вместо рая мы превратили ее в ад. У нас есть всё – и при этом мы постоянно боимся и тревожимся. Есть у человека автомобиль – есть повод для беспокойства. У кого две машины, – те тревожатся в два раза сильнее. Ну а если помимо этого есть загородный дом – волнений прибавляется еще больше: ведь его могут ограбить воры. И человек ставит повсюду сигнализацию, но при этом продолжает тревожиться.

Читать далее...

НАТАШУЛЬКА коренной житель18.09.17 18:49
НАТАШУЛЬКА
NEW 18.09.17 18:49 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49

Архимандрит Андрей (Конанос): Чтобы стать Божиим, нужно быть естественным

АРХИМАНДРИТ АНДРЕЙ (КОНАНОС) | 12 МАЯ 2017 Г.

Почему не надо разделять свою жизнь на духовную и бездуховную, размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Архимандрит Андрей (Конанос): Чтобы стать Божиим, нужно быть естественным

Она решила убрать икону из супружеской спальни

Архимандрит Андрей (Конанос)

Архимандрит Андрей (Конанос)

Как-то на исповедь к архимандриту Епифанию (Феодоропулосу) пришла молодая женщина, недавно вышедшая замуж. Она рассказала, что раньше в ее комнате всегда находилась икона Спасителя, а после замужества она убрала ее оттуда.


Читать далее...

НАТАШУЛЬКА коренной житель18.09.17 20:41
НАТАШУЛЬКА
NEW 18.09.17 20:41 
в ответ НАТАШУЛЬКА 18.09.17 18:49

Все, что нужно знать о завтра, Господь уже сказал

АРХИМАНДРИТ АНДРЕЙ (КОНАНОС) | 9 СЕНТЯБРЯ 2017 Г.

Предстоящий экзамен, важный разговор или даже землетрясение – не повод беспокоиться заранее. Это вообще не повод для беспокойства. Как сделать так, чтобы мы перестали состоять из одних лишь тревог, размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Все, что нужно знать о завтра, Господь уже сказал

Фото: Shutterstock

Мы спешим навстречу собственной смерти

Архимандрит Андрей (Конанос)

Ты часто беспокоишься? Я задавал этот вопрос множеству людей, большинство из которых с улыбкой отвечали: «Риторический вопрос, отче! Конечно, беспокоюсь! А ты разве никогда не беспокоишься?»

И пытаясь ответить на этот вопрос, я оказывался в затруднительном положении, потому что понимал, что и сам часто испытываю это чувство – чувство тревоги. Мы все постоянно тревожимся. И сейчас, перед эфиром, я с волнением думал, смогу ли провести беседу так, как надо. Да, и мне тревожно.

Приходишь в школу, видишь маленьких детей и понимаешь, что и они беспокоятся, находясь в постоянном напряжении. Даже школа – это постоянные гонки, неуверенность и паника.

Все мы тревожимся. Невероятно, но в современном мире это принимает масштабы какой-то эпидемии! Слышите? Эпидемии! Почему же так происходит?

Читать далее...

НАТАШУЛЬКА коренной житель19.09.17 06:51
НАТАШУЛЬКА
NEW 19.09.17 06:51 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49
НАТАШУЛЬКА коренной житель21.09.17 06:54
НАТАШУЛЬКА
NEW 21.09.17 06:54 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49
НАТАШУЛЬКА коренной житель21.09.17 06:55
НАТАШУЛЬКА
NEW 21.09.17 06:55 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49
НАТАШУЛЬКА коренной житель21.09.17 06:56
НАТАШУЛЬКА
NEW 21.09.17 06:56 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49
НАТАШУЛЬКА коренной житель21.09.17 08:03
НАТАШУЛЬКА
NEW 21.09.17 08:03 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49
НАТАШУЛЬКА коренной житель21.09.17 08:15
НАТАШУЛЬКА
NEW 21.09.17 08:15 
в ответ НАТАШУЛЬКА 21.09.17 06:54
НАТАШУЛЬКА коренной житель21.09.17 08:16
НАТАШУЛЬКА
NEW 21.09.17 08:16 
в ответ НАТАШУЛЬКА 31.08.17 06:46
НАТАШУЛЬКА коренной житель21.09.17 19:48
НАТАШУЛЬКА
NEW 21.09.17 19:48 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49
НАТАШУЛЬКА коренной житель23.09.17 13:58
НАТАШУЛЬКА
NEW 23.09.17 13:58 
в ответ НАТАШУЛЬКА 21.09.17 19:48
НАТАШУЛЬКА коренной житель25.09.17 06:42
НАТАШУЛЬКА
NEW 25.09.17 06:42 
в ответ НАТАШУЛЬКА 08.09.16 07:49
1 2 3 4 5 6 7 8 все