Энциклопедия православия.
МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО
Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.
Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.
Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный...» или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.
Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.
Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.
СВЯТАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
Тема Святой литургии очень важна. Та молитва на Святой литургии, в которой говорится, что никто из связанных плотскими желаниями и наслаждениями недостоин приступить и служить Святую литургию[1], относится и к тем, кто собирается говорить о Святой литургии. Но кто же тогда достоин говорить о Святой литургии – этом таинстве, в которое даже Ангелы желают вникнуть и взирают на него со страхом и ужасом? Мы точно недостойны говорить об этом, тем паче что и переживаем это не так, как следовало бы. Пусть мы и клирики, как, в данном случае, я.
Я служу Святую литургию, но совершает Святую литургию Христос мною. Священник на Святой литургии потому и одет в
полное священническое облачение, что его одежда — это одежда Христа, это та одежда, которая будет у нас в другой жизни. Поэтому, каким бы ни был священник, давайте относиться к нему с большим благоговением и уважением. Ведь даже если все вы, находящиеся здесь, помолитесь, то Святые Дары не преложатся. А если один священник, пусть и очень грешный, помолится, они преложатся, и совершится Святая литургия. Из-за одного этого мы должны уважать и любить священников.
Десять Заповедей Закона Божьего: их практическое применение в жизни
cвященник Михаил Шполянский
- От издателя
- Вступление
- Первая заповедь
- Вторая заповедь
- Третья заповедь
- Четвертая заповедь
- Пятая заповедь
- Шестая заповедь
- Седьмая заповедь
- Восьмая заповедь
- Девятая заповедь
- Десятая заповедь
- Послесловие
- Примечания
Верить в Бога и жить по вере не только спасительно, но и полезно. Это ясно и убедительно показано в данной книге путем разговора о Декалогии – десяти ветхозаветных заповедях закона Божия, вследствие своей изначальности являющихся фундаментом богоустановленных отношений человека с Творцом. Каждая заповедь осмысливается на трех уровнях: первом – житейском, внерелигиозном; втором – именно религиозном, в контексте христианского мировоззрения; и третьем – мистическом, определяющем духовную жизнь личности.
^От издателя
Задача нашего издания весьма скромна. Мы не предполагаем углубиться в тайны духовной жизни, не ставим задачи описания всех немощей человеческой природы, не надеемся дать сколько-либо ценные советы в отношении устроения христианской жизни. Наша цель иная – показать, что жить с Богом – добро зело; что это не тягостное бремя, не уход от реальности и не пустая формальность традиционного быта. Жить с Богом – это счастье. Это полноценная жизнь, это гармоничная жизнь, это в высшем смысле успешная жизнь. Верить в Бога и жить по вере не только спасительно, но и полезно. Эту мысль, в традиционном представлении парадоксальную[1], попытаемся обосновать на простых житейских примерах.
Заповеди Божии
- Зачем жить по заповедям? Три заблуждения… Ю. Максимов
- Заповеди Божии еп. Александр (Милеант)
- Заповеди Божии в повседневной жизни иеромонах Серафим (Параманов)
- Десять Божиих заповедей свт. Николай Сербский
- Декалог, или Десять заповедей прот. Александр Мень
- Заповеди. Энциклопедия изречений святых отцов
- Заповеди Божии священник Павел Гумеров
- О заповедях Блаженств мит. Кирилл
- Толкование заповедей Блаженства свт. Николай Сербский
- Евангельские заповеди блаженства Конспект по нравственному богословию
- О евангельских блаженствах свт. Игнатий Брянчанинов
- О блаженствах свт. Григорий Нисский
- Заповеди Блаженств Виталий Коваленко
- Заповеди Блаженств прот. Александр Глебов
- Блаженства Евангельские протоиерей Виктор Потапов
- Путь от десяти заповедей к девяти блаженствам свящ. К. Галериу
- Грехи против 10-ти заповедей Божиих прот. Евгений Попов
- Заповеди Блаженства. Те, кто их исполнил
- Евангельские Блаженства А. Д. Троицкий
- Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа свт. Иустин (Полянский)
- Десять Заповедей Закона Божьего: их практическое применение в жизни свящ. Михаил Шполянский
- О Заповедях блаженства свящ. Василий Куценко
- Божественные повеления прот. Павел Великанов
- Обучающий тест: Заповеди Божии
За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:23-24).
Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).
→ Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?
Павел, епископ Никольск-Уссурийский
От святой купели и до гроба краткий устав жизни православного христианина
Малая книжка эта с большим благословением посвящается блаженной памяти Апостола Японии, Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Японского (преставился ко Господу 3 февраля 1912 года), Светильника Церкви Православной.
(Посвящение из первого издания, 1915 г)
Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года прославил святителя в лике равноапостолов.
Память святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, совершается 3 февраля
ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА
Содержание
О звании и обязанностях христианина.
Часть первая.Вера в Бога и во святую Церковь.
.
Крещение.
Миропомазание.
Сороковая молитва.
Покаяние.
Причащение.
Священство.
Брак (венчание).
Елеосвящение (соборование).
Молитва.
Крест и кресное знамение.
Поклоны.
Святые иконы.
Молитва церковная и святой храм.
Богослужение (церковные службы).
Праздники церковные.
Праздники особо чтимые.
Посты.
Краткое молитвенное правило для мирян.
Поклоны начальные
.
Молитвы начальные.
Молитва утренняя.
Молитва вечерняя.
Помянник о живых.
О усопших.
Окончание молитв.
Отпуст.
Правило пятисотницы.
Окончание пятисотницы.
Чтение слова Божия.
Часть вторая.Любовь к ближним.
Всех ли нужно одинаково любить?.
Семья.
Воспитание детей.
Обязанности к обществу.
Обязанности к отечеству.
Отношение к инородцам и иноверцам.
Обязанности к самому себе.
УмВоляСердце.
Забота о телесном здравии.
Приготовление к смерти.поведение во время болезни..смерть, погребение и поминки
.
.
Смысл жизни.
Заключение.
(Частоту Святого Причастия Церковь благословляет определять с духовником или с иереем своего прихода)
Свидетельство иеромонаха Серафима ( Роуза) о загробной участи грешников.
Иеромонах Серафим ( Роуз)
По благословению схиархимандрита Илии ( Ноздрина)
Стихи, явленные во сне 12-летней девочке.
К вам, сестры, братья, Бог-Творец,
Кто всей Вселенной управляет,
Единый, любящий Отец
С небес призыв свой посылает.
Настанет скоро судный час.
Пред Богом нам предстать придется,
Теперь призывный Божий глас
Ко всем живущим раздается.
Внимайте все, внимай земля,
Народы, племена, языки,
К Вам посылает свой призыв
Ваш Бог, Творец ваш и Владыка.
Вы – люди! Слушайте Меня!
Я – дал вам дом – планету вашу,
Добром ее наполнил Я,
Как переполненную чашу.
Среди планет ее избрал,
Устроил все на ней прекрасно,
И чистый воздух Я создал,
Как купол голубой и ясный.
И воду чистую создал –
Источник жизни и движенья,
И все для жизни вашей дал,
Для вас, ведь вы – венцы Творенья.
Леса и глубину морей
И гор вершины снеговые,
Повсюду поселил зверей,
Произрастил плоды земные.
Жизнь на земле и жизнь в воде,
Везде кругом Мои творенья,
И вам для помощи в труде
Дал кроткий скот для прирученья.
Для вас вся красота полей,
Цветов живых благоуханье
И гладь озер, прибой морей
И звезд ночных очарованье.
Планету вашу – дом родной
Прикрыл Я слоем атмосферы
И в глубину коры земной
Богатства заложил без меры.
Загадок всей природы той,
Что вас повсюду окружает,
Полетом мысли и мечтой
Никто из вас не обнимает.
Безсильны вы когда-нибудь
Понять извечное движенье,
Прибавить или
повернуть
Моих законов устремленья.
И вас, людей, Я создавал,
Поставив выше всех творений,
Здоровье, силы вам давал,
Вложил к познанию стремленье.
С небес на землю вас послал,
Ведь вы же вечные созданья,
И вам в наследие отдал
Всю безпредельность мирозданья.
Свой образ в вас Я отразил,
Дал светлый разум для познаний.
Свободной волей наградил
И безграничностью дерзаний.
Я дал вам жен и дал детей
С наивным нежным взглядом ясным.
И женам вашим дал мужей,
Готовя вашу жизнь прекрасной.
Для жизни на земле Я дал
Закон любви, закон прощенья.
Меж вами братство завещал
И разум дал для управленья.
Чтоб на земле порядок был,
Чтоб счастье здесь вы создавали
И все, чем вас Я наделил,
Лишь на
добро употребляли.
И советь чистую вам дал,
Чтобы она вас осуждала,
Как грозный страж, во тьме сигнал,
От дела злого отвращала.
Чтоб были здесь вы на земле
Моими вечными сынами.
Могли б потом прийти ко Мне
Обогащенные делами.
Во что же превратили вы
Моих даров благодеянья!
Вы все от ног до головы
В следах пороков, злодеянья;
Вы чистоту души своей
Житейской грязью всю залили,
Безгрешных маленьких детей
Грехом, как ядом, напоили.
Попрали вы дары мои,
Законы жизни извратили,
Вы силы губите свои,
Свой здравый разум омрачили.
И голос совести своей
В себе давно вы заглушили.
Одна вражда среди людей,
Любовь и Правду позабыли.
Без меры пьете сущий яд,
Тела свои вы отравили.
Даете этот яд другим.
До срока силы погубили.
И души губите свои.
Вы их делами осквернили,
Пути оставили Мои,
Греху себя поработили.
Нет сострадания у вас
И в жизни стали вы такими,
Готовы каждый день и час
Творить насилье над другими.
То мало вам земли своей –
Чужое захватить стремитесь,
Нарушить мир среди людей,
И убивать вы не страшитесь.
Все мысли ваши делать зло
И сеять смерть и разрушенья.
Безумье всех вас облегло
И нет у вас к добру стремленья.
Вы стали ужасом живых –
Кто вор, убийца, кто хулитель.
И не могу Я вас таких
На небо взять в свою обитель.
Меня Творца – Царя Царей
На всех наречиях хулите,
В неверье,
в дерзости своей
Мне оскорбленья говорите!
Где разум ваш, что дал Я вам,
И что ж вы сделали с собою,
И что же сделали вы там
С Моей прекрасною землею?
Идут века, а вы на ней
Ведете войны безконечно,
Идете к гибели своей,
Между собой враждуя вечно.
В огне войны, грозя мечом,
Вы землю кровью всю залили
И неповинную ни в чем
Ее собою осквернили.
Да так, что больно на нее
Со всеми вашими делами
Смотреть с небес.
В судьбе ее виновны люди только сами.
Послушны стали сатане.
Он не желает покориться,
Себя обрек гореть в огне
И вас туда увлечь стремится.
Он враг ваш, враг он также Мне,
Когда-то – Херувим прекрасный.
И нет прощенья сатане
И ждет его удел ужасный.
Он враг ваш, всякой лжи отец,
Носитель зла и преступленья.
И с ним разделите конец
Вы, очерствевшие творенья.
Зачем же вам себя губить
И получить удел ужасный,
Ведь вы могли бы вечно жить
В моих обителях прекрасных!
Внемлите! – Мой призыв звучит,
Я с Неба руки простираю,
Пусть каждый зло в себе смирит.
Еще не поздно! Призываю!
Исправьте все свои дела!
И жизнь былую измените.
Услышьте Мой скорбящий глас,
И всем словам Моим внемлите!
Покайтесь люди предо Мной,
О милосердии молите
И со смиренною душой
Меня на помощь призовите.
И ради Сына Своего,
Его мучений и страданий
И Крови пролитой Его,
Прощу все ваши
злодеянья.
И милость окажу Я вам,
Приму к себе уже прощенных.
Не по заслугам и делам,
А Кровью Сына искупленных.
Как ваш Отец взываю Я,
И жду от вас Я покаянья.
Все счастье ваше у Меня,
Мои заблудшие созданья.
Мой голос всех людей зовет,
Оставьте злобные деянья.
За грех удел ужасный ждет
В огне, где вечные страданья.
Спешите, кто живой теперь
И пусть спешат все поколенья.
Для вас открыта в Небо дверь
И всем Отец дает спасенье.
Сегодня время есть у вас.
Не кончилось Мое терпенье.
Звучит призыв последний раз.
Я вас зову к преображенью!
Но будет время, грозный час –
Конец грехопаденью будет,
То будет страшный день для вас,
Когда Господь людей
осудит.
Тогда, по Слову Моему
Людей настигнет воздаянье,
И ввергну грешников во тьму,
Где смерть и вечные страданья.