Святая Четыредесятница
Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту.
Преподобный Ефрем Сирин
ТРИ ВРАГА НАШЕГО СПАСЕНИЯ.
Подошли последние дни Великого поста. На Страстной, которая вот-вот начнется, мы снова будем вспоминать благоразумного разбойника, который был на Кресте вместе с Христом и обратился к Нему: «Иисусе, вспомни меня, когда придешь в Царствие Твое!» Господь ответил: «Сегодня ты будешь со Мною в раю». За открытое сердце и искреннюю молитву Христос помиловал этого разбойника. А всегда ли мы именно так обращаемся ко Христу? И если мы еще не почувствовали, что хоть немного приблизились к Спасителю в течение этого поста, у нас еще есть несколько дней, чтобы сделать это и с духовным облегчением и обновлением встретить Светлое Христово Воскресение. Согласитесь: по сравнению с временем, в течение которого разбойник сподобился Господней милости, две недели - достаточно времени.
Но почему же мы не смогли этого сделать в течение предыдущих недель и дней? .. Что нам помешало? Возможно:
1. ЛЕНЬ? Страшный враг, который за всю нашу жизнь хорошо изучил наш характер и знает, как и где нужно напомнить, что мы устали, что нам некогда прочитать утренние молитвы, потому что нужно собираться на работу, мы и так много делаем хороших благочестивых дел, а вот отдохнуть, дать желанный для души и тела отдых не всегда успеваем. Аргументов оправдания может быть тысяча, но как же упрекает совесть, когда анализируешь пройденный день и понимаешь, что мог успеть намного больше, если бы не лень.
2. СЕБЯЛЮБИЕ? Не было бы себялюбия, не было бы и лености, не доверяли бы себе
и своим чувствам, оставались бы гораздо более открытыми к Богу и ближнему. Плохо, когда христианин ленив и упрям, но гораздо хуже, если он убежден, что весь мир вращается вокруг него и даже святые ждут нашего обращения, чтобы прийти на помощь. Человек кажется себе большим в своих глазах, и именно это ему мешает реально оценивать и свои скромные возможности, которые часто выглядят большими, и потребности ближнего, которые из-за нашего себялюбия очень часто выглядят мизерными и бесполезными.
3. ТЩЕТНОСТЬ? А время идет, бесполезность нашего бытия незаметна в ежедневных хлопотах, но каждый год бывает осень, когда люди собирают урожаи, кроме тех, кто ничего не сажал; скоро будет светлое Христово Воскресение, которое принесет духовную радость и торжество, однако всем ли? Если
мы хотя бы в малом не уподоблялись Христу, не несли терпеливо свой крест, не боролись со страстьми и дурными привычками, не творили благо для ближнего - сможем ли почувствовать Пасху Господню сердцем сполна?
Пусть главной подготовкой в течение этих последних двух недель будет подготовка собственной души к встрече с Воскресшим Христом. Поэтому надо обязательно найти время, чтобы исповедаться и причаститься, тем, кто не делал этого ни разу. А кто уже приступал к Святым Христовым Таинам, пусть приготовится еще раз, исповедав перед Богом свои грехи и проступки, которые могут нам помешать перед достойной встречей самого большого праздника, величайшего христианского торжества - Светлого Христова Воскресения.
Архимандрит Пафнутий (Мусиенко)
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, – что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и, гнавшись, достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись, пали или победили?
Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.
ПРИТЧА ДНЯ
Растопи лёд
Однажды зимой учитель и ученик прогуливались по берегу реки.
– Учитель, почему люди не понимают друг друга? – спросил ученик. – Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании, – и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?
– Пойдем со мной, – сказал учитель и пошел по льду на середину реки. – Посмотри вниз. Ты видишь здесь хоть что-то?
– Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?
– Там, подо льдом, – целый мир, неведомый тебе. Растопи лед – и он станет водой, дающей жизнь целому миру. Но пролей сюда воду – она замерзнет и лишь укрепит царство льда. Тот лед, о котором ты говоришь, можно растопить только любовью.
И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин.17:26)
ПОСТОВЫЕ ЧУДОВИЩА
Бывает, что во второй половине поста усердие ослабевает. Если вначале ты, как горячий рысак, бьешь землю копытом и ищешь подвига, то спустя несколько недель великопостное напряжение ослабевает, все большие послабления себе позволяешь, и руки понемногу опускаются. Как заставить себя все время гореть ревностью?
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Флп.4:4–9; Ин.12:1–18).
Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: «осанна Сыну Давидову!» (Мф.21:9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: «распни, распни Его!» (Лк.23:21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, забываем все, – и свое благоговение, и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: «распни!», а сами распинаем в себе Господа.
И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!
«Лучшего времени для христианина на земле быть не может, как грядущие теперь, день за днем, две недели — Страстная и Светлая. Не знаем, так ли хороша эта святая седмица там, за пределами жизни, как здесь! Эти две недели на земле есть исключение из общего правила суетливой жизни. В эти недели поистине и воочию Иисус Христос является душе. Господа ради оберегитесь, чтобы суета не взяла вас от храма и чтобы эта седмица страстей Христовых не была, подобно прочим седмицам, нескончаемой неделей наших собственных погибельных страстей. Се Жених грядет! Души благочестивые, идите Ему навстречу!»
Протоиерей Валентин Амфитеатров
СЛОВО В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры!
Через несколько дней мы будем переживать Страдания Господа, Который взошел на Крест ради нашего спасения. Как ученики Христовы мы символически будем участвовать и в погребении снятого с Креста Спасителя. И, чтобы наши переживания были искренние и глубокие, Святая Церковь в эти дни нас приготовляет к этому важнейшему событию года. Она приготовляет нас так, как Сам Спаситель приготовлял учеников.
Иеромонах Иов (Гумеров).
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, – речью, подобной которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских. Ныне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него пред очами уже только смерть, – заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше.
Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Благовещение и установление Таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, – тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистыя Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час Благовещения, положено основание Таинству Тела и Крови.
И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинною материю своею, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровию, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил – всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово – радость и отрада всех грешников.
Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение – в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования.
С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест – источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.
ПЛАЧ БОГОРОДИЦЫ
Стояше днесь при Кресте, Пречистая Дево,
Умиленный плач сподвизаше, сладчайший глас испущаше.
О свете пресветлый, Заря присносущная,
Где твоя зайде красота, светолучная невечерняя,
Добровидный сыне мой, сладчайшая доброта,
Где твой вожделенный лица, зрак, краснейший свете мой.
О Божия мудросте, церковная сладосте,
Что се вижу зде, преславное видение ужасное.
О свете великий, сладчайший Иисусе,
Где твоя доброта сокрыся, возлюбленный сыне мой.
Увы мне свете мой, дражайшая доброта,
Како тя узрю Христе царю, на Кресте Тя распинаема.
О солнце пресветлое, скрый ныне лучи своя,
Виде своего Создателя, неправедно зде ныне страждуща.
О Иосифе преблаженне, сними тело Иисусово,
Положи Е в гробе нове, изсечене из камене.
Где твой зрак пресладкий, сладчайшая доброта,
Како погребу Тя Сыне мой, безсмертнаго и предвечнаго.
Не рыдай мене Моя Мати, восстану бо из гроба,
Тебе вознесу со славою, превыше всех горних и земных.
Воскресни Боже Сыне мой, тридневно от гроба,
Взыди к Отцу на небеса, судя и концем всей земли.
Тогда Тебе всяка тварь, небесных и земных,
Поклонится и прославит, Царя веком и Зиждителя.