Мысли на каждый день
Не оглядывайся назад
18 августа.
«Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17:32)
С какою целью Иисус, говоря о Втором пришествии, упоминает о жене Лота?
Подобно тому, как жене Лота было запрещено оглядываться на погибающий Содом, и она за непослушание была превращена в соляной столп, так и в великий день Второго пришествия возврата уже не будет. Оглядываться на протекшую земную жизнь будет уже поздно. Надо будет устремить взор вперед, на небо.
Впрочем, и в настоящем эти слова Спасителя имеют глубокий смысл. Он предостерегает нас от ложного любопытства. Жена Лота знала, что оглядываясь назад, ничем не могла помочь погибающим. Ослушавшись, она только исполнила свою прихоть без всякой пользы. Мы все испытали ту притягательную силу, которую имеет для нас запрещенный плод. Нам хотелось бы иногда бросить хоть один взгляд на него, но взгляд этот становится не только преступным, но и вредным, ибо он тормозит нас на пути к добру и приковывает нас к одному месту.
Вот почему жена Лота изображает для нас душу человеческую: за нею погибает целый мир, а перед нею простирается бесконечное спасенье, жизнь вечная, осуществление всех надежд. А она застывает на месте.
Душа моя, для твоего спасенья, для спасенья вверенных тебе душ, ты должна без оглядки, без колебания стремиться вперед, туда, где восходит солнце правды. «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор» (Быт. 19:23). Так и ты спеши войти в вечное жилище, в радость Господа своего.
Как вести себя после грехопадения? Что делать после падения?
Как вести себя после падения. – Когда диавол хочет вовлечь кого в большой грех, то, с одной стороны, умаляет важность греха, а с другой – уверяет, что Бог милосерд, простит всякий грех, потому вовсе не опасно испытать удовольствие греха, а после нескольких опытов можно покаяться. А когда враг успеет вовлечь в грех, то делает напротив, то есть, с одной стороны, увеличивает тяжесть греха, а с другой – представляет Бога до чрезмерности строгим, немилосердым, чтобы ввергнуть грешника в отчаяние, которое есть духовное самоубийство, часто сопровождается и телесным самоубийством и ведет к вечной погибели.
Грехи в православии: 5 категорий
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Содержание статьи [скрыть]
- Смертные грехи:
- Заветы человека с Богом: содержание и форма
- Грехи в православии. Пять категорий
- Греховный треугольник
- Систематизация грехов апостолом Павлом
- Притча о немилосердном заимодавце
- Прощение
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Смертные грехи:
На самом деле, не существует “смертных грехов” или “не смертных”. Все нераскаянные грехи ведут нас к смерти и падению. Грехи называют “смертными”, потому что они ведут христиан к вечной погибели. Но у нас есть надежда на спасение, которую дал нам Христос. Своей верой и добрыми делами, стремлением уподобиться Христу мы можем спасти себя для вечной жизни, а наши раскаянные грехи перестанут быть смертными для нас, по милости Господа, они отпускаются нам в Исповеди. Важно стремиться не повторять их. Ведь Исповедь не работает по схеме: согрешил – раскаялся – можно снова согрешить.
Тем не менее, есть грехи, которые часто называют
“7 смертных грехов”
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Первый признак гордости – это обида. Когда человек обижается – это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись,это только свидетельствует о том, что в нас живет гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо... Когда в нашем сердце живет обида, у нас не может быть ни любви, ни смирения, ни кротости, ни мудрости – ничего не может быть... Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему.
Архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Наставления преподобного аввы Дорофея на каждый день недели
Содержание
Предисловие
Поучение первое (понедельник)
Поучение второе (вторник)
Поучение третье (среда)
Поучение четвертое (четверг)
Поучение пятое (пятница)
Поучение шестое (суббота)
Поучение седьмое (воскресенье)
Молитва от гнева
О чем должно заботиться прежде?
О ежедневной исповеди
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ЦИТАТА ДНЯ
Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым: между тем как эти редко делаются добрыми.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Господь укоряет фарисеев не за внешние, заведенные у них порядки и правила поведения, а за пристрастие к ним, за то, что они остановились на одном внешнем почитании Бога, не заботясь о том, что на сердце. Без внешнего нельзя. Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их.
Но опять же очевидно, что одно внешнее – ничто; цена его от присутствия в нем внутреннего, так что, коль скоро этого нет, то хоть и не будь. Между тем, мы падки на внешность и видимость, в которых воображается внутреннее и в которых оно принимает определенную форму до того, что, исполнив внешнее, мы остаемся покойны, не думая о том, бывает ли тут внутреннее или нет. А так как внутреннее труднее, чем внешнее, то очень натурально застрять на последнем, не простираясь к первому.
Как же быть? Надо править собою, и иметь в виду внутреннее, всегда к нему напрягаться сквозь внешнее, и при внешнем считать дело делом только тогда, когда в нем внутреннее сочетается со внешним. Другого способа нет. Внимание к себе, трезвение и бодрствование – это единственные рычаги для поднятия дебелого и падкого на дольное естества нашего. Замечательно, у кого есть внутреннее, тот никогда внешнего не оставляет, хотя цены особенной ему не придает.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Когда мы стараемся понять, какое значение Сам Бог придает человеку, мы видим, что мы куплены дорогой ценой, что цена человека в глазах Божиих — вся жизнь и вся смерть, трагическая смерть Его Единородного Сына на кресте. Вот как Бог мыслит человека — как Своего друга, созданного Им для того, чтобы он разделил с Ним вечность.
Митрополит Антоний Сурожский
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Не осуждай ни нечестивого, ни явного злодея: "Своему Господеви стоит он, или падает" (Рим. XIV, 4). Не возненавидь ни клеветника твоего, ни ругателя, ни грабителя, ни убийцы: они распинают тебя одесную Господа, по непостижимому устроению судеб Божиих, чтобы ты, от сердечного сознания
и убеждения мог сказать в молитве твоей Господу: "Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, в Царстве Твоем".
Читать полностью - http://брянчанинов.рф/tom2/16.shtml
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Текст был найден в Балтиморе в 1962 году в одной старой церкви.
Автор неизвестен.
«Идите своим путем спокойно среди гама и суеты и помните о мире, который может быть в тишине. Не изменяя себе, живите, как только возможно, в хороших отношениях со всяким человеком. Говорите мягко и ясно свою правду и слушайте других, даже людей, неизощренных умом и необразованных; у них тоже есть своя история. Избегайте людей шумных и агрессивных; они портят настроение. Не сравнивайте себя ни
с кем: вы рискуете почувствовать себя никчемным или стать тщеславным. Всегда есть кто — то, кто более велик или более мал, чем вы. Радуйтесь своим планам так же, как вы радуетесь тому, что уже сделали. Интересуйтесь всегда своим ремеслом; каким бы скромным оно не было — это драгоценность в сравнении с другими вещами, которыми вы владеете. Будьте осмотрительны в своих делах, мир полон обмана. Но не будьте слепы к добродетели; другие люди стремятся к великим идеалам, и повсюду жизнь полна героизма. Будьте самим собой. Не играйте в дружбу. Не будьте циничны в любви — в сравнении с пустотой и разочарованием она так же вечна, как трава. С добрым сердцем принимайте то, что советуют вам годы, и с благодарностью прощайтесь
с молодостью. Крепите свой дух на случай внезапного несчастья. Не мучайте себя химерами. Многие страхи рождаются от усталости и одиночества. Подчиняйтесь здоровой дисциплине, но будьте мягким с собой. Вы — дитя мироздания не меньше, чем деревья и звезды: вы имеете право быть здесь. И пусть это для вас очевидно или нет, но мир идет так, как он и должен идти. Будьте в мире с Богом, как бы вы Его ни понимали. Чем бы вы ни занимались и о чем бы вы ни мечтали, в шумной суете жизни храните мир в своей душе. Со всеми коварствами, однообразными трудами и разбитыми мечтами мир все-таки прекрасен. Будьте к нему внимательны. Постарайтесь быть счастливым».
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Как провести день по Слову Божиему?
архим. Амвросий (Фонтрие)
Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят – с правой стороны – Ангел, а с левой – бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в Святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами:
«Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых». И тут же
начинаем читать молитву Иисусову.
Умывшись и одевшись, встанем в Святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему… Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святителя Иоанна Златоуста: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Осени себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрести дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и «Богородице Дево, радуйся…»
На первое
место надо всегда ставить спасение души, и тогда все наши земные заботы правит Сам Господь. Все успеем – невидимо поможет Господь. А когда у нас на первом плане заботы мирские, житейские, тогда нет ни спасения души, ни удачи в делах житейских. Все рушится – нет Божиего благословения на наших делах, на наших трудах.
Нет Божиего благословения и в праздники работать. Смотрите: у нас в стране этих земных угодий – миллионы гектаров, а хлеб и продукты закупаем в других странах. Почему? Да потому, что с матами сеем, с матами собираем. Да еще и водители почти все работают в пьяном виде. Тракторист вытащит бутылку, глотка 2-3 сделает и дальше едет, постоянно глотает и глотает. В трезвом виде они редко
когда бывают. И так вся Россия живет…
В течение дня, что бы мы ни делали, надо постоянно читать Иисусову молитву. Когда спать ложимся, надо прочитать вечерние молитвы. Если же будет потребность еще что-то читать, то можно по кафизме из Псалтири читать, каноны и акафисты. Никогда ни с кем не спорьте, не возмущайтесь, не ругайтесь. Надо быть везде и всегда спокойными и ровными. Читать правило можно и в транспорте, и во время обеденного перерыва. В обществе находясь, не обязательно креститься. Читайте, а Господь, видя тайное, воздаст явно Своей благодатью.
О БЛУДНОЙ СТРАСТИ — С УМЕСТНЫМ ОПТИМИЗМОМ: ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ АНДРЕЕМ ТКАЧЕВЫМ
Что касается блуда… Нет поползновений на какие-то жуткие безобразия? — Ну и слава Богу, что нет. Но мне кажется, что мы – дети современной цивилизации – все капитулянты перед блудом. Потому и войны нет, что все сдались (это если говорить в макромасштабах). Этот фронт сдан, и поэтому воевать не с кем. А вот войну ощущают те, кто вдруг сказал Богу: «Все, я иду к Тебе, Боже, прочь от всякой скверны». И пошел. И начал делать что-то такое, что чуть-чуть похоже на то, как боролись Печерские подвижники. И вот тогда эта дремлющая, бездельничающая злая сила, вдруг с удивлением обнаружив одного не умершего «могиканина», приходит к нему и начинает
с ним воевать. И тогда с ним происходит буквально то же самое, что было у Иоанна Многострадального.
Совесть очищается стыдом
Протоиерей Павел Великанов о том, где найти рецепт покаяния
«Зачем Церковь заставляет меня каяться? Я прихожу в храм не для того, чтобы все время чувствовать себя ничтожеством или чудовищем», — безосновательна ли такая реакция на призыв к покаянию и исповеди?
Действительно, как не «перегореть», когда от тебя требуется постоянно возгревать в себе чувство «я — грешник»? Или Бог ожидает от человека чего-то другого? Покаяние, к которому мы призваны в Великий пост, чем-то отличается от обычного? Что это вообще такое — скрупулезный поиск и перечисление грехов или нечто совсем иное?
Об исповеди и покаянии — нынешняя тема номера. Мы начинаем ее с беседы с протоиереем Павлом Великановым
О покаянии.
Если у человека, даже живущего грешной жизнью, душа ещё каким-то образом на Христа реагирует, значит, жизнь ещё есть в нём, ещё теплится. И можно это развить. С помощью заповедей Божьих сделать несколько шагов навстречу Богу и приблизиться к Нему. А Господь, как Он Сам обещал, выбежит к такому человеку навстречу, ибо бывает радость на Небесах об одном кающемся человеке. А кающийся – это не тот, кто бормочет на Исповеди, перечисляя уже в течение сорока лет одни и те же грехи, нет, кается тот, кто идет навстречу Богу. Поэтому, если кто-то нас спросит когда-нибудь: "А что такое Покаяние?", мы должны как примерные ученики отвечать: "Покаяние – это шествие души человека на встречу с Богом". Вот что значит "Покаяние". А Христос выбегает навстречу. Всегда выбегает навстречу, никогда не ждёт. Только человек делает первый шаг, Господь уже бежит, делает десять. Потому что Ему радость. А почему у Него радость? Ну, потому что Он любит.
Сын мой или дочь моя были потеряны, а теперь нашлись. Какая радость! Сейчас всё время по телевизору сообщают: то одного ребёночка ищут, то другого. Некоторых находят. И тогда радость бывает необыкновенная – нашёлся! Вот такая же радость бывает и на Небесах. Представьте себе, о нас, грешных, бывает такая радость. Всё ликует. И вся Святая Троица, и все Ангелы. Почему? Потому что возникло в нашем сердце покаяние. Потому что мы пошли навстречу Богу.
Конечно, этот процесс не похож на то, как человек прогуливается по осеннему лесу, шурша листьями, это происходит там, внутри сердца. Это может происходить даже незаметно для людей. Они потом, конечно, заметят. И окрысятся: "Ты изменился, ты стал не такой, ты другой". Ты-то радуешься, что ты не такой, потому что у тебя какие-то возникают другие интересы. А им обидно, потому что ты был там, а теперь идёшь в сторону вечной жизни. А что это значит? А это значит, удаляешься от них. Конечно, им это не любо.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Клайв Стейплз Льюис: 9 цитат о Боге.
Иногда полезно все потерять, чтобы понять, чего тебе действительно не хватает.
Прекрасные чувства, большая проницательность, возросший интерес к религии не значат ничего, если поведение наше не меняется в лучшую сторону, как ничего не значит то, что больной чувствует себя лучше, если температура по-прежнему повышается.
Каждый человек связан с Богом по-своему. Он для Бога иной, чем все, создан по особой мерке. Бог отвечает каждому иначе, у Него с каждым тайна — тайна нового имени.
В Боге — три лица, как у куба — шесть квадратов, хотя он — одно тело. Нам не понять такой структуры, как не понять куба плоским.
Все события на свете — ответы на молитвы, в том смысле, что Господь учитывает все наши истинные нужды. Все молитвы услышаны, хотя и не все исполнены.
Христианство можно сравнить с залом, из которого открываются двери в несколько комнат. Этот зал — место ожидания, из которого можно пройти в ту или иную дверь; в нём ждут, а не живут. Но я уверен в том, что Бог никого не задерживает в зале дольше, чем требуют интересы вот этого, конкретного человека.
Мы не сомневаемся в том, что Бог сделает так, как лучше для нас, но нас волнует, насколько болезненным окажется это лучшее.
Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад.
В Боге каждая душа будет видеть свою первую любовь, потому что Он и есть эта первая любовь.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈.
ПРИТЧА ДНЯ
Пришел как-то к своему учителю ученик и спросил его:
— Как я могу достигнуть сверхчувственной жизни так, чтобы видеть Бога, и слышать, и говорить с Ним?
Учитель ответил:
— Когда ты будешь в состоянии хотя бы на минуту заставить себя войти туда, где не живет ни одно живое существо, ты услышишь Бога.
— Близко это или далеко? — спросил ученик.
— Это — в тебе, и если ты можешь на время остановить мысли и желания, ты услышишь невыразимые слова Бога, — сказал учитель.
— Как я могу услышать речь Бога, когда я не буду ни думать, ни говорить?
— Когда ты не будешь ни думать от себя самого, ни желать от себя самого; когда твой ум и воля станут спокойными и пассивно отдадутся восприятию выражений Вечного Слова и Духа; когда твоя душа расправит крылья и поднимется над тем, что временно; когда ты отвлеченным мышлением запрешь на замок воображение и внешние чувства, — тогда Вечный Слух, Зрение, Речь откроются в тебе, и Бог услышит и увидит через тебя, потому что ты будешь органом Его Духа, и Бог будет говорить в тебе и будет шептать твоему Духу, и твой Дух услышит Его голос. Поэтому блажен ты, если можешь удержаться от самодумания и саможелания и можешь остановить колесо твоего воображения и чувств, так как на самом деле нет ничего, кроме твоего собственного слуха и желания, которые препятствуют тебе и не дают видеть и слышать Бога.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ДУХОВНЫЙ СОВЕТ преподобного Паисия (Величковского).
Что должно сделать, чтобы ум всегда был занят Богом?
Если не приобретем трех следующих добродетелей: любви к Богу и людям, воздержания и молитвы Иисусовой; то не может ум наш вполне быть занятым Богом; ибо любовь укрощает гнев, воздержание ослабляет похоть, а молитва отвлекает ум от помыслов и прогоняет собою всякую ненависть и высокоумие. Будь же постоянно занят Богом, ибо Бог всему научит тебя и откроет Святым Духом вышнее – небесное и нижнее – земное. Аминь.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Поучение первое (понедельник)
Цитаты из книги «Душеполезные поучения и послания»
Преподобный авва Дорофей.
1. От незначительных грехов, от того, что говорим: какая важность в том или в другом, образуется в душе злой навык, и человек начинает нерадеть о великом.
2. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах и не оплакивает своего мертвеца (cвое греховное состояние), не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего.
3. Ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление Богом, как злословие или осуждение или уничижение ближнего.
4. Порицать – значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал или разгневался или впал в блуд или сделал что-либо подобное.
5. Осуждать – значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник.
6. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него как от некоей мерзости. Это хуже осуждения и гораздо пагубнее.
7. Ты гневаешься и не стыдишься, что гневаешься и обижаешь брата своего? Разве ты не знаешь, что он есть Христос и ты оскорбляешь Христа?
8. Авва Аммон покрыл брата, скрывавшего под кадкой женщину. См. Поучение 6.
Христианство научило нас любить и ценить в человеке не его атрибуты и достоинства, а его существенное ядро – его душу, и это оно первое провозгласило абсолютную ценность и единственность всякой человеческой души.Оно же смогло очистить человеческую душу от всего случайного и греховного и показать ее бесконечную красоту и божественную сущность. Все блага мира ничто перед этой ценностью души – что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? (Мф. 16: 26; Мк. 8: 36.) Отсюда вся сила и убедительность слов Христа, когда Он предостерегает от того или иного порока, убивающего душу. Если человек такая великая святыня, то каждое легкомысленное действие по отношению к себе или другому преступно, и разрешить его себе – это значит губить свое святое; каждый грех – это глубокая царапина на прекрасной картине, безобразная морщина на ангельском лице. Берегитесь греха – это значит берегите себя от растления, разрушения, от смерти души.
Священник Александр Ельчанинов
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Вопрос телезрителя: «Если человек проклинает другого человека, как это сказывается на человеке, которого прокляли?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– По-разному. Я, например, всегда смеюсь. А некоторые плачут. А
некоторые приходят в состояние ужаса. Это происходит от того, что
большинство людей никогда не читают Священное Писание. А если читают, то формально, «бу-бу-бу», а уж до того, чтобы вникнуть в слова... Например, Господь сказал: «Благословляйте проклинающих вас». Взять, прочесть, подумать. Он тебя проклинает, а ты ему:
«Да благословит тебя Господь! Да введет тебя и всю твою семью в Царствие Божие. И да исцелит от всех болезней, теперешних и будущих. И даст Господь вам всяческого долголетия и блага, изрядных милостей Своих во веки веков. Аминь». Вот так надо отвечать каждому проклинающему. Что тут такого нового? Первый раз, что ли? Книжки надо хорошие читать!
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ (Лк. 9, 23-27).
23. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25. Ибо что
пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Строки сегодняшнего евангельского чтения содержат призыв Спасителя, обращенный к Его истинным последователям: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9, 23).
Отвергнуться себя значит отвергнуть свое «я», подчинить свою волю воле Божией и поступать во всем не так, как мы хотим, а как Бог велит. Если, подчиняясь безропотно воле Божией
и неся свой крест за Христом, мы и подвергнемся тяжким испытаниям и страданиям в этой жизни, то этим спасем свои души и приобретем сокровища на небесах; а если захотим свою волю ставить выше воли Божией, то повредим своим душам и лишимся блаженства в будущей жизни
ДВИЖЕМСЯ ВПЕРЕД ИЛИ СТОИМ НА МЕСТЕ?
Пастыри о том, как оценить свое духовное состояние
У верующих часто возникает ощущение, что в своей духовной жизни мы топчемся на месте, исповедуя одни и те же грехи из года в год. А можно ли по каким-то внешним признакам оценить преображение своей души, вектор этого преображения? Хотя бы то, что мы падаем (например, охлаждение к храмовой службе – признак омертвения души, по преподобному Варсонофию Оптинскому). Вообще как мы можем судить о себе, продвинулись ли мы вперед в своей духовной жизни или нет? Или суждение о том, что мы добились тут успехов, автоматически будет впадением в прелесть?
Проповедь патриарха Кирилла в праздник иконы Божией Матери Казанская.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Падения
Как часто ни будешь падать, всегда останется тебе возможность восстать, если только захочешь сего (прп. Ефрем Сирин, 33, 153).
***
...Какое падение сравнится с падением человека, который уязвлен превозношением и не знает низости человеческого возвышения, не знает того, как далек от истинной высоты даже и тот, кто много возвысился над всеми? (свт. Григорий Богослов, 14, 155).
***
Не смейся падению ближнего; сам ходи, сколько можешь, непреткновенно, но и лежащему на земле подавай руку (свт. Григорий Богослов, 15, 148).
***
Когда падает человек порочный, тогда тем паче утверждай свою ногу. А когда надает благоуспешный, крепись еще больше. Ибо если совершенные падают, то очень нелегко провести жизнь не поскользнувшись. Вся жизнь для тебя — уголья под ногами, и уголья горячие. Всегда идешь ты по скрытым сетям (свт. Григорий Богослов, 16, 92).
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
***
Раз или два увлечься и пасть, и притом в чем-нибудь неважном, — это еще извинительно. Уступим нечто и омрачению плоти. Ни в чем не претыкаться свойственно единому Богу. Но падать намеренно, хвалиться худым делом, падать многократно, падать в пороки важные и не стыдиться сего, но смеяться над этим, не хотеть уцеломудриться и наказаниями, какими вразумляются люди самые жалкие, но с открытой головой кидаться в опасность, — это самая ужасная и злокачественная болезнь (свт. Григорий Богослов, 16, 223).
***
Дьявол поборол нас и поверг, следовательно, надобно встать, а не влачиться далее и низвергать себя в пропасть, не прибавлять к его ударам еще своих собственных (свт. Иоанн Златоуст, 44, 24).
***
...<Дьявол> поверг тебя, думая, что ты уже не встанешь; а когда увидит тебя с поднятыми на него руками, то, пораженный неожиданностью, потеряет охоту опять бороться с тобою, а ты сам будешь впредь безопаснее от получения подобной раны (свт. Иоанн Златоуст, 44, 35).
***
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
13 ноября ·"Блюдите убо како опасно ходите"!
"К сожалению, пристрастия наши столь сильны, что мы не можем их преодолеть. По идее, как это должно было бы быть, самой главной мотивацией нашей жизни должна быть наша вера. А у нас – нет: порою наши дети и наша домашняя жизнь превалируют над жизнью нашей веры. Это очень серьёзное искажение, поэтому домостроительство нашей жизни приводит к краху.
Большинство людей, даже христиан, которые приходят в церковь, не понимают, что семья – это есть основа бытия, потому что именно в семье реализуется Образ Божий в человеке; семья по замыслу Божию – домашняя церковь, школа любви, благочестия. А у нас семья – это такой маленький ад. Иногда он разрастается и делается большим.
Шекспир описал, как семьи Монтекки и Капулетти, два ада, встретились и уничтожают всё, даже собственных детей, Ромео и Джульетту, у которых не было никакого выхода, как только покончить с собой. Это обыкновенная история, ничего тут, собственно, нового нет.
Вместо того чтобы ходить ногами, люди ходят на голове, а это и крайне неудобно, и болезненно, и сопряжено со многими опасностями, потому что для того, чтобы хорошо видеть, глаза должны быть высоко, а если ходишь на темени, то радиус зрения двадцать сантиметров. Ясное дело, ты в любую яму, ходя на голове, обязательно упадёшь.
И так каждый раз и каждый день – и без конца. Человек думает, что в грехе он будет счастлив. До сих пор так не бывало. Так не бывает, что человек живёт грехом и это приносит какую-то радость. Поэтому тот, кто неправильно своих детей воспитывает, он себе готовит ад в средний отрезок своей жизни. Казалось бы, должен быть расцвет, а нам теперь наблюдатели говорят: кризис среднего возраста. А в чём он, кризис? Ну понятно: вместо воды пей синильную кислоту, а вместо хлеба ешь кварцевый песок, и потом у тебя будет кризис – и в желудке, и в печени. Ну, и чего ж тут такого? Всё очень нормально.
Так и душа. Вместо того чтобы строить свой дом и быть счастливым человеком, потому что Богу тоже это угодно, человек делает ровно наоборот, всё в противоположном направлении. И получает только то, что весь остаток своей жизни он может только дико на всех орать, бросаться, быть всем недовольным, а когда это всё достигает апогея, разводиться.
Ну если ты уж стал таким полубезумным, ты и в развод утащишь своё безумие. Никуда от себя деться невозможно. Даже если ты глушишь это "висками" или табаком, какими-то наркотиками, это только минутное успокоение, а завтра ещё хуже, ещё хуже, ещё хуже."
Протоиерей Димитрий Смирнов