Энциклопедия православия.
Основы духовной безопасности для новоначальных христиан.
Кирилл Борисов, катехизатор
- Цель христианской жизни
- Выбор источников информации
- Церковная община
- 8. Как научиться понимать церковное богослужение
- 9. О желании изменить в Церкви то, что кажется вам неправильным (несовременным, непонятным)
- 10. Никогда и ни за что не ждите от людей благодарности и награды
- 11. Желание уйти в монастырь требует проверки опытом христианской жизни в миру
- 12. Внешний вид христианина
- 13. О просвещении ближних
- 14. Жития святых
- Духовная жизнь
- 15. Духовная жизнь не должна заслонять нравственную
- 16. Искренность в отношениях с Богом. Угодная Богу молитва
- 17. Участие в Церковных Таинствах
- 18. В духовной жизни спешка неуместна
- 19. Что значит «послушание»?
- 20. Духовничество
- 21. Искушения в выборе духовника и отношениях с ним
- 22. Как воспринимать замечания любезных сестёр и братьев. Церковный этикет
- 23. Правила чтения Библии и святоотеческой литературы
- 24. Аскетизм
- 25. Как относиться к видениям и откровениям
- 26. «Случайностей не бывает»
- 27. Если вера охладевает
- 28. Как не потерять веру
- 29. Рекомендуемые пособия
Один мой знакомый серьёзно занимался горными лыжами и рассказывал, что первое, чему их учили, – правильно падать, иначе любое неверное движение могло свести на нет весь предыдущий труд. Несомненно, духовная жизнь – процесс не механический, но и здесь есть свои закономерности и опыт предыдущих поколений христиан, который полезно учесть.Недавно уверовавший человек обычно склонен идеализировать церковную жизнь, кроме того, на пути духовного возрастания встают такие препятствия, как страсти (укоренённые грехи), социум (мир, лежащий во зле), сатана (стремящийся вернуть христианина под свою власть). Попытаемся кратко сформулировать основные принципы, которые могут помочь избежать хотя бы некоторых ошибок и духовных падений.
игумен Борис (Долженко)
Трудные вопросы духовной жизни. Ответы современнику.
Содержание
Употребление табака, алкоголя сверх меры, наркотиков.
Привыкание к ним до зависимости
О книге
Духовная жизнь похожа на полет птицы. Пока птица движется вперед, она не падает на землю. Так и нам надо постоянно двигаться вперед. Между тем после воцерковления мы обычно останавливаемся и не знаем, что делать дальше. В этой книге сделана попытка рассказать о дальнейшем пути после воцерковления и даны ответы на многие вопросы, которые возникают у человека, идущего к Богу..
игумен Герман (Осецкий)
Лествица до врат небесных.
Как читать «Лествицу» мирянину
Предисловие
Преподобный Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской – один из тех великих Угодников Божиих, память которых особенно прославляется Церковью и которых она преимущественно указывает своим чадам, как учителей духовной жизни.
В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, Святая Церковь нашла благопотребным и полезным предложить им для руководства в подвигах добродетели Лествицу преподобного Иоанна1, а в качестве образца представить его самого, как живую лествицу добродетелей2.
Поэтому и долг, и польза каждого православного христианина, ревнующего о благочестивой жизни, а кто не должен ревновать о ней! требуют от него ближайшего знакомства с жизнью Преподобного и вслед за тем внимательного изучения его назидательной книги. Если предлагаемое сочинение
поможет кому-либо в таком занятии или, по крайней мере, расположит к нему, то цель этого труда будет достигнута.
Лествица плохо понимается мирянами и даже монахами; для разъяснения ее и написана эта книга.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Содержание
Черты жизни преподобного Иоанна Лествичника
Лествица преподобного Иоанна Лествичника
Подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, или подвиги совлечения ветхого человека
Подвиги против пороков чрева, или похоти плотской
Подвиги против пороков похоти очес
Подвиги против пороков духовных
Что необходимо для спасения? Из записок в Бозе почившего афонского иеромонаха Арсения
Память смертная
- Память смертная Н.Е. Пестов
- Благодать смертной памяти архим. Софроний (Сахаров)
- «Жизнь. Болезнь. Смерть» митр. Сурожский Антоний
- О памяти смертной, заповедях Божиих и послушании архим. Рафаил (Карелин)
- Память смертная схиархим. Иоанн (Маслов)
- Память смертная свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Память смертная преп. Паисий Святогорец
- Память смертная преп. Оптинские старцы
- Память смертная преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
- Память смертная и ея плоды свт. Феофан Затворник
- Память смертная свт. Тихон Задонский
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
Па́мять сме́ртная – памятование и размышление о грядущей смерти тела, исходе из него человеческой души, последующих мытарствах и Божественном Суде. Вспоминая о смерти, христианский подвижник не боится гибели своего тела, а заботится о своей участи в вечности, ожидая грядущего суда над своей душой. Размышляя о смертном часе, он познает бренность этого мира, всецело сосредотачивается на покаянии, ведущем к познанию своих грехов, изменению своей жизни и соединению с Богом.
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
≈≈≈≈≈≈≈≈≈
От Меня это было (духовное завещание)
Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.
Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.
Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя.
Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, – От Меня это было.
Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами.
Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.
Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению,– так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.
Находишься ли ты в денежном затруднении, тебе трудно сводить концы с концами, знай, что От Меня это было.
Ибо Я располагаю твоими материальными средствами. Я хочу, чтобы ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: «Вы не верили Господу Богу вашему» (Втор. 1:32–33).
Переживаешь ли ты ночь скорбей, ты разлучен с близкими и дорогими сердцу твоему, – От Меня это было.
Я – муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге твоем, в ком-нибудь, кому открыл сердце свое, – От Меня это было. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне. Наклеветал ли кто на тебя предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от «пререкания языков». Я «изведу, как свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне» (Пс. 36, 6).
Разрушились ли планы твои, поник ли ты душою и устал – От Меня это было. Ты создавал себе свои планы и принес их Мне, чтобы я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело для тебя это, и ты один не можешь справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо.
Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай – От Меня это было.
Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.
Не получаешь ты долго известий от близких и дорогих тебе людей и по малодушию твоему впадаешь в отчаяние и ропот, знай – От Меня это было. Ибо этим томлением твоего духа Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя, не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей промыслительной любви.
Посетила ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцельная, и ты оказался прикованным к одру своему – От Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощах своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, но безропотно и покорно преклонил бы выю твою под благость Мoю к тебе.
Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи – От Меня это было.
Ибо тогда ты был бы погружен в дела свои и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям, что ты на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты – ничто. Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы.
Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, иди полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, всем, что будет делаться твоими руками. В сей день даю в руку твою этот сосуд священного елея. Пользуйся им свободно, дитя Мое.
Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем – От Меня это было.
Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, – От Меня это было.
Храни их, знай и помни – всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – От Меня это было.
Крестное знамение: история формирования. Формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.
История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией.
Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди
города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)
Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)
Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя
Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав». Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав».
Примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя.
Когда же Христианская Церковь
окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием.
Крестное знамение – это внешнее исповедование веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».
В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком
приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».
В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.
Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась
дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как в единоперстии монофизиты видели символическое выражение своего учения о единой природе во Христе.
Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Таким образом Церковь вложила во внешние формы богопочитания глубокие вероучительные истины.
Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило
православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.
Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, так как Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами
ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать.
иерей Владимир Кашлюк