Login
Мантры
100
NEW 28.08.22 00:48
Вот, как и обещала, небольшой практикум по снятию корон.
Корона - это комплект психзащит, который помогает человеку чувствовать свое превосходство в ситуации, где он явно проигрывает.
Корона ослепляет и делает человека уязвимым перед реальными обстоятельствами.
Корона, как и все в личности, штука динамическая. Она то больше, то меньше, то такая, то этакая.
Самая плохая ситуация с короной, когда она велика, а человек ее даже отрефлексировать не может.
Ему кажется, что он судит о себе очень объективно, видит себя глазами окружающих, и дает себе вот такую оценку. Оценка искажена большой короной, но человек искажения даже не подозревает.
Это самая плохая ситуация. С ней практически ничего поделать нельзя. Я иногда пытаюсь, и вы видите в комментариях к письмам, выделить противоречия, подчеркнуть абсурд, то есть пытаюсь действовать через логику и эмоции, но работает это мало. Для читающих может быть иллюстративно (кроме тех, у кого проекции и предубеждения). Для автора - нет. Он не видит свою корону и не согласится, что она есть.
Не отрефлексировав корону, работать с ней нельзя. Зато увидеть свою корону - это почти то же самое что ее снять. Даже просто заподозрить на себе корону, это уже сдвинуть ее на одно ухо.
К сожалению, снять корону в данный текущий момент, не значит снять ее совсем. В следующий момент она может вернуться или даже вырасти больше. Как хвост у ящерицы, только быстрей. Как головы Змея Горыныча в сказках.
Если снимать корону часто и наблюдать за ее появлением, очень скоро образуется ценный навык. Корона начинает опознаваться в момент формирования и уничтожаться. И вот на этом этапе психика сдается. Больше она не хочет создавать психзащиту, которой вы не даете работать. Корона исчезает надолго или насовсем.
Самое полезное - снимать корону, когда вам нужно сделать выбор или принять какое-то решение. Здесь особенно важно посмотреть на ситуацию без иллюзий. Иначе решением вы можете навредить сами себе.
Сиюминутно снять корону может любой человек, который ее отрефлексировал. Сделать это можно, например, с помощью мантры. Мантра - это ментальная установка. Вы говорите это себе и проверяете, поменялось ли ваше восприятие. Если поменялось, большой шанс, что корона исчезла или хотя бы стала меньше. Теперь вы можете посмотреть на ситуацию глазами других участников и наблюдателей. Вы же помните, что при снятии короны высвобождается эмпатия?
Главных мантр для снятия короны три, поскольку существуют три самых популярных короны. Нередко у человека присутствуют все три, какие-то в меньшей степени, какие-то в большей.
1. Корона царя (эгоцентрика). "Я - центр мира, все - для меня"
2. Корона мессии (спасателя). "Я сильней и должен всем помочь"
3. Корона воина (победителя). "Я привык всегда добиваться своего".
1. Как снять корону царя
Царская корона очень плохо рефлексируется. Человек может быть уверен, что не считает себя центром мира. Но во всех его суждениях и взглядах сквозит, что конечно же он так считает. Он обижается, что кто-то имеет другие интересы, возмущается, если кто-то не согласен с его точкой зрения. Он строит свои планы, исходя из априорного убеждения, что он ценен, важен, интересен любому выбранному человеку. Его "хочу" достаточно для того, чтобы все получить, и любой, кто ему "подходит", должен быть в его распоряжении. Если окружающие не хотят воплощать его планы, он испытывает обиду или ненависть.
Отрефлексировать такую корону сложно, потому что эгоцентрик, как правило, не пробовал смотреть на мир иначе. Он уверен, что этот взгляд единственно возможный. Но если он поставит себя на место другого человека и представит, что у того есть свой собственный эгоизм и свои желания, он может быть сумеет осознать, что миллиарды эгоизмов могут ужиться вместе, только если ограничат свои желания своими же возможностями и не будут принуждать других обслуживать себя.
Мантра для снятия царской короны звучит так:
"Я - обычный человек. Таких как я очень много. Я - центр своего мира, но мой мир заканчивается на мне. У других людей - свои миры, там центры - они. Я должен защищать свои интересы. Другие люди должны защищать свои интересы. Мы можем сотрудничать, можем соперничать, но никто не должен ждать, что другой будет следовать его интересам, вопреки своим. Каждый человек - хозяин себе, он сам распоряжается своим телом, имуществом, временем и вниманием"
Обратите внимание, в каком месте мантра буксует, натыкаясь на активное внутреннее сопротивление, где вы чувствуете облегчение, где уныние, а где слова остаются формальными словами и не вызывают никаких эмоций. У человека без короны слова мантры должны вызывать живое удовольствие. Если с кем-то у вас - слияние границ, вам будет сложно согласиться, что у него свои интересы и он не должен вам время и внимание, вам будет жаль, что и вы ему не должны. Вы хотите иметь один мир на двоих и быть центром его мира. Отрефлексируйте это тоже.
2. Как снять корону спасателя
Мессионерскую корону отрефлексировать немного легче, чем царскую, но тоже нелегко. Человек понимает, что тратит много своих ресурсов на другого человека, но не может нащупать в себе ни взгляда сверху на спасаемого, ни неуважения к нему. Ему кажется, что он спасает из самых добрых и светлых побуждений, а еще потому, что тот сам не может себе помочь и бросить его было бы жестоко.
Но подходить к этой короне надо совсем с другой стороны. Со стороны установки "я сильней", которая остается неотрефлексированной. Если спасатель отрефлексирует, что считает себя намного сильней, а потом осознает, что он в данной ситуации намного слабей, поскольку более зависимый и только поэтому опекает второго, а совсем не потому, что он сильней, ему будет легче избавиться от короны.
Мантра для снятия мессионерской короны звучит так.
"Я не сильней тех, кого хочу спасать, моя сила - это моя иллюзия, которой прикрыта моя зависимость. Я имею мало внутренних опор и плохие границы, поэтому не могу обеспечить себе независимость, я попадаю в слияние и рабство, но прячу этот факт, воображая себя сильным и щедрым. Если бы я был силен, я бы помог себе. Спасаемый не нуждается во мне так же, как я нуждаюсь в нем. Поэтому мне надо перестать спасать и начать спасаться".
3. Как снять корону победителя
Воинскую корону отрефлексировать проще других, но это не значит, что ее легко снять. Вы можете заметить, что когда другой человек с вами не согласен или когда что-то идет не по вашему плану, вам очень сложно уступить. Вы бросаетесь доказывать, убеждать, вы стараетесь вкладываться больше и добиваться своего. И чем больше вы вложили сил, тем обиднее вам признать свое поражение.
Именно победители застревают в гештальтах, говоря "я потратил на это столько сил" и тратят во много раз больше. Отказаться, признать свой проигрыш или расхождение интересов, повернуться и уйти, согласиться на сепарацию с теми, кого они считали своими, для победителя в короне невероятно сложно, он чувствует себя настолько сломленным, что ему проще верить, что он добьется своего. Это проявляется даже в простом диалоге, где победитель не может оставить последнее слово за другой стороной и по этой причине часто становится кормом для троллей.
Мантра для снятия воинской короны:
"Я могу выйти из любой ситуации по собственному желанию в любой момент, именно в этом моя сила, а не в том, чтобы оставаться там и бороться на чужих условиях. Я сам устанавливаю условия для себя, я могу отказаться от любой выгоды в пользу своей свободы. Я признаю свободу за другими людьми выходить из ситуации по своему желанию, я не буду удерживать их. Я готов разделить границы с любым, я никого не принуждаю к единству со мной, я никого не стремлюсь подчинить своей воле"
Мантры для снятия корон
Вот, как и обещала, небольшой практикум по снятию корон.
Корона - это комплект психзащит, который помогает человеку чувствовать свое превосходство в ситуации, где он явно проигрывает.
Корона ослепляет и делает человека уязвимым перед реальными обстоятельствами.
Корона, как и все в личности, штука динамическая. Она то больше, то меньше, то такая, то этакая.
Самая плохая ситуация с короной, когда она велика, а человек ее даже отрефлексировать не может.
Ему кажется, что он судит о себе очень объективно, видит себя глазами окружающих, и дает себе вот такую оценку. Оценка искажена большой короной, но человек искажения даже не подозревает.
Это самая плохая ситуация. С ней практически ничего поделать нельзя. Я иногда пытаюсь, и вы видите в комментариях к письмам, выделить противоречия, подчеркнуть абсурд, то есть пытаюсь действовать через логику и эмоции, но работает это мало. Для читающих может быть иллюстративно (кроме тех, у кого проекции и предубеждения). Для автора - нет. Он не видит свою корону и не согласится, что она есть.
Не отрефлексировав корону, работать с ней нельзя. Зато увидеть свою корону - это почти то же самое что ее снять. Даже просто заподозрить на себе корону, это уже сдвинуть ее на одно ухо.
К сожалению, снять корону в данный текущий момент, не значит снять ее совсем. В следующий момент она может вернуться или даже вырасти больше. Как хвост у ящерицы, только быстрей. Как головы Змея Горыныча в сказках.
Если снимать корону часто и наблюдать за ее появлением, очень скоро образуется ценный навык. Корона начинает опознаваться в момент формирования и уничтожаться. И вот на этом этапе психика сдается. Больше она не хочет создавать психзащиту, которой вы не даете работать. Корона исчезает надолго или насовсем.
Самое полезное - снимать корону, когда вам нужно сделать выбор или принять какое-то решение. Здесь особенно важно посмотреть на ситуацию без иллюзий. Иначе решением вы можете навредить сами себе.
Сиюминутно снять корону может любой человек, который ее отрефлексировал. Сделать это можно, например, с помощью мантры. Мантра - это ментальная установка. Вы говорите это себе и проверяете, поменялось ли ваше восприятие. Если поменялось, большой шанс, что корона исчезла или хотя бы стала меньше. Теперь вы можете посмотреть на ситуацию глазами других участников и наблюдателей. Вы же помните, что при снятии короны высвобождается эмпатия?
Главных мантр для снятия короны три, поскольку существуют три самых популярных короны. Нередко у человека присутствуют все три, какие-то в меньшей степени, какие-то в большей.
1. Корона царя (эгоцентрика). "Я - центр мира, все - для меня"
2. Корона мессии (спасателя). "Я сильней и должен всем помочь"
3. Корона воина (победителя). "Я привык всегда добиваться своего".
1. Как снять корону царя
Царская корона очень плохо рефлексируется. Человек может быть уверен, что не считает себя центром мира. Но во всех его суждениях и взглядах сквозит, что конечно же он так считает. Он обижается, что кто-то имеет другие интересы, возмущается, если кто-то не согласен с его точкой зрения. Он строит свои планы, исходя из априорного убеждения, что он ценен, важен, интересен любому выбранному человеку. Его "хочу" достаточно для того, чтобы все получить, и любой, кто ему "подходит", должен быть в его распоряжении. Если окружающие не хотят воплощать его планы, он испытывает обиду или ненависть.
Отрефлексировать такую корону сложно, потому что эгоцентрик, как правило, не пробовал смотреть на мир иначе. Он уверен, что этот взгляд единственно возможный. Но если он поставит себя на место другого человека и представит, что у того есть свой собственный эгоизм и свои желания, он может быть сумеет осознать, что миллиарды эгоизмов могут ужиться вместе, только если ограничат свои желания своими же возможностями и не будут принуждать других обслуживать себя.
Мантра для снятия царской короны звучит так:
"Я - обычный человек. Таких как я очень много. Я - центр своего мира, но мой мир заканчивается на мне. У других людей - свои миры, там центры - они. Я должен защищать свои интересы. Другие люди должны защищать свои интересы. Мы можем сотрудничать, можем соперничать, но никто не должен ждать, что другой будет следовать его интересам, вопреки своим. Каждый человек - хозяин себе, он сам распоряжается своим телом, имуществом, временем и вниманием"
Обратите внимание, в каком месте мантра буксует, натыкаясь на активное внутреннее сопротивление, где вы чувствуете облегчение, где уныние, а где слова остаются формальными словами и не вызывают никаких эмоций. У человека без короны слова мантры должны вызывать живое удовольствие. Если с кем-то у вас - слияние границ, вам будет сложно согласиться, что у него свои интересы и он не должен вам время и внимание, вам будет жаль, что и вы ему не должны. Вы хотите иметь один мир на двоих и быть центром его мира. Отрефлексируйте это тоже.
2. Как снять корону спасателя
Мессионерскую корону отрефлексировать немного легче, чем царскую, но тоже нелегко. Человек понимает, что тратит много своих ресурсов на другого человека, но не может нащупать в себе ни взгляда сверху на спасаемого, ни неуважения к нему. Ему кажется, что он спасает из самых добрых и светлых побуждений, а еще потому, что тот сам не может себе помочь и бросить его было бы жестоко.
Но подходить к этой короне надо совсем с другой стороны. Со стороны установки "я сильней", которая остается неотрефлексированной. Если спасатель отрефлексирует, что считает себя намного сильней, а потом осознает, что он в данной ситуации намного слабей, поскольку более зависимый и только поэтому опекает второго, а совсем не потому, что он сильней, ему будет легче избавиться от короны.
Мантра для снятия мессионерской короны звучит так.
"Я не сильней тех, кого хочу спасать, моя сила - это моя иллюзия, которой прикрыта моя зависимость. Я имею мало внутренних опор и плохие границы, поэтому не могу обеспечить себе независимость, я попадаю в слияние и рабство, но прячу этот факт, воображая себя сильным и щедрым. Если бы я был силен, я бы помог себе. Спасаемый не нуждается во мне так же, как я нуждаюсь в нем. Поэтому мне надо перестать спасать и начать спасаться".
3. Как снять корону победителя
Воинскую корону отрефлексировать проще других, но это не значит, что ее легко снять. Вы можете заметить, что когда другой человек с вами не согласен или когда что-то идет не по вашему плану, вам очень сложно уступить. Вы бросаетесь доказывать, убеждать, вы стараетесь вкладываться больше и добиваться своего. И чем больше вы вложили сил, тем обиднее вам признать свое поражение.
Именно победители застревают в гештальтах, говоря "я потратил на это столько сил" и тратят во много раз больше. Отказаться, признать свой проигрыш или расхождение интересов, повернуться и уйти, согласиться на сепарацию с теми, кого они считали своими, для победителя в короне невероятно сложно, он чувствует себя настолько сломленным, что ему проще верить, что он добьется своего. Это проявляется даже в простом диалоге, где победитель не может оставить последнее слово за другой стороной и по этой причине часто становится кормом для троллей.
Мантра для снятия воинской короны:
"Я могу выйти из любой ситуации по собственному желанию в любой момент, именно в этом моя сила, а не в том, чтобы оставаться там и бороться на чужих условиях. Я сам устанавливаю условия для себя, я могу отказаться от любой выгоды в пользу своей свободы. Я признаю свободу за другими людьми выходить из ситуации по своему желанию, я не буду удерживать их. Я готов разделить границы с любым, я никого не принуждаю к единству со мной, я никого не стремлюсь подчинить своей воле"
NEW 28.08.22 00:51
Вроде бы не должен человек ломиться в закрытые ворота как баран, но многие ломятся.
Видят, что недоступно, не по карману, но верить не хотят. Как дети требуют.
Пока бьются в закрытые ворота, ценность желаемого еще выше становится, и вот они уже готовы взять кредит под любой процент, на любых условиях, чтобы получить желаемое прямо сейчас.
Это не психология бедного человека, как думают многие, это психология барана, который не может ничего сделать со своим "хочу". И такой баран чаще всего обречен на бедность.
Вот это и называется "воля" - что-то делать со своим немедленным "хочу". Отложить это "хочу" и посмотреть, как это можно потом получить. Или совсем отказаться, если нельзя.
То есть работа над волей должна начинаться с осознания ограничений собственных возможностей.
Умозрительно каждый готов это признать, а посмотрите на самом деле. "Хочу" от признания невозможности должно уменьшаться, но у многих оно только растет. Чем меньше шансов, тем больше они готовы вложить энергии. С точки зрения экономики - это абсурд. Хотеть того, чего получить нельзя, вкладывать в это больше и больше - это слить все свои силы, все свое время, всего себя, без результата. Вот почему так важно трезво оценивать свои возможности.
Вы видите в письмах масштаб короны тех людей, которые хотят получить недоступное. Корона потому и растет, что без короны сразу видно, что получить невозможно. Но если подрастить корону еще и еще, начинает казаться, что возможности твои больше, больше, больше. И можно продолжать себя сливать желанию.
Посмотрите, появляется "хочу" и отказаться от него невозможно. Отказаться от него никак невозможно, уж лучше убить себя об стену, разбить голову о закрытые ворота, слить все свои силы в черную дыру. Именно так ведут себя некоторые маленькие дети, правда? Они падают на пол в истерике, когда требуют своего, и понятно, что они ни перед чем не остановятся, они себя покалечить готовы, но не отказываться от желаемого. Для слабой, еще только формирующейся детской нервной системы - это в пределах нормы. Саморегуляция у некоторых людей раньше развивается, у некоторых позже. Большинство здоровых детей к школьному возрасту уже не закатывают истерик по поводу отказа.
Но у многих людей еще в детстве саморегуляция делает очень хитрый финт.
Кажется, что они научились принимать ограничения, перестали настырно требовать у окружающих всего, что им хочется, но нет.
Они переместили родительскую фигуру на небо.
Теперь они у неба просят всего. И ждут все с таким же нетерпением.
И это не религиозных людей касается. Не религия заправляет перемещением локуса контроля на небо, а нежелание отказываться от своего грандиозного хочу.
Хитрый ребенок уже понимает, что от родителей ничего добиться нельзя, кроме ругани за истерику, но получить желаемое он все так же хочет, отказываться не намерен, и он начинает создавать при помощи мышления и воображения родительские фигуры, добрые и услужливые, которые он может просить и они ему обещают исполнить.
Даже самый нерелигиозный человек с внешним локусом обращается к кому-то вне себя с требованием устроить ситуацию так, как он хочет. Он может считать это собой, обращаться как бы к себе, но к своей внешней части, к своей высшей части, своей мистической части, которая каким-то удивительным образом управляет событиями.
Бесполезно говорить об уважении к границам, к чужой воле, если кажется, что собственное могущество позволяет влиять на события, что собственные границы простираются дальше тела, что собственная воля управляет другими людьми.
То есть бесполезно править локус контроля, если не снята корона. "Сними корону, поправь локус" - именно в такой последовательности это работает.
Снять корону = отказаться от своего грандиозного "хочу".
Только отказавшись от грандиозности можно вписать себя в реальные границы.
Только так можно встретиться с реальностью, а не жить всю жизнь в иллюзиях.
Церковь дает инструменты для смирения гордыни, но у неверующих людей само слово "смирение" вызывает бунт. Им кажется, что хитрые людишки собрались в большой секте и заставляют смириться перед ними, хотят подчинить себе, притворяясь менеджерами Бога. Поэтому смирение посредством религии, к сожалению, доступно не всем. Некоторые верующие, точнее считающие себя таковыми, вместо смирения наоборот растят грандиозность, опираясь на религию. Им начинает казаться, что раз они воцерковлены, теперь уж и Господь - их слуга, у них на посылках как златая рыбка. Называют-то они его Господь, а ожидают от него именно служения и угождения своим чаяниям. В обмен на вот этот вот хлам - свечки, куличики, хождение по храмам. Как будто это - ценные вложения человека Богу, а не способ себя же немного организовать.
То есть корона человеческая так дьявольски хитра и искусна, что ей никакие внешние ограничения нипочем. Она и в монастыре может вырасти размером с царский дворец. И пост Великий ее не уменьшает сам по себе, хоть зачахни на хлебе и воде. Тело зачахнет, а грандиозность нет. И молитва ничего с ней не сделает, если только не от сердца идет, и человек не ищет смирения искренне.
Настоящее смирение - это и есть признание своих ограничений. Признание априорное, заведомое, что не все твои хочу воплотятся. Не все. Точно не все. Некоторые, скромные, посильные тебе, воплотятся, твоими же силами и стараниями. Некоторые по щедрости мира или по стечению обстоятельств воплотятся и без твоих усилий, но выбор этого будет не за тобой. Это будет дар. Рассчитывать на это и ожидать - все равно что выпрашивать подарок. Не подарят, поскольку высшие силы, какими бы они ни были, уж точно не реагируют на щипцы, на щипцы реагируют только самые слабые люди и то недолго, вскоре закрываются плотней.
Волю свою надо ограничить своими же возможностями. С помощью воли растить свои возможности - это хорошо. Но не простирать волю за пределы своих возможностей, там она превращается в грандиозность и выращивает корону. И начинает мерещиться, что вот-вот, вот-вот уже все будет, как хочется, надо еще сильней захотеть, надо еще подождать, надо больше "поверить", еще поскулить в подушку, призывая на помощь... да бес его знает, кого в этот момент зовут на помощь. Корону как раз и зовут, больше некого.
Поэтому сейчас я опишу упражнение, помогающее уменьшить корону и то предкоронное, тронное, грандиозное состояние души, которое располагает к росту короны в любой ситуации.
Если вы вспоминаете и делаете время от времени вот это упражнение на постановку локуса контроля внутрь, вы может быть заметили, что иногда это упражнение делать легко и приятно, а иногда нет. Некоторые вообще это упражнение делать не смогли, им было физически неприятно.
Возможно это связано как раз с грандиозностью.
Когда ты чувствуешь себя хозяином мира, поставить локус внутрь своего маленького тела либо очень сложно, либо ты начинаешь ощущать, что твое тело раздувается и становится физически большим.
В этом случае начинайте с того упражнения, которое я сейчас опишу. А те, кому упражнение на постановку локуса контроля понравилось, новое упражнение делайте тоже, это поможет собрать себя вокруг локуса контроля в реальную и живую субстанцию, а не пятно иллюзий.
Еще раз напоминаю, что само по себе упражнение не даст ничего, если не понимать его психологического смысла и не пытаться избавляться от короны в простых ситуациях, если не хотеть всей душой распрощаться с ней и начать видеть свои реальные ограничения и возможности.
Упражнения подобные - это всего лишь ритуалы, который помогают инициации.
Упражнение называется "Цветок"
Нужно встать прямо, положить левую ладонь на середину лба, правую ладонь положить сверху. Представьте себе, что вот здесь ваши реальные возможности заканчиваются, а все что выше вас, весь огромный мир до неба и само небо и звезды над ним и другие Галактики, это все такое могущественное, грандиозное, никак с вами не связанное. Оно может замечать вас или не замечать, но оно вам точно не подвластно и не смотрит на вас со вниманием, как вам то иногда мерещится. Тем более оно не замирает в стремлении исполнить ваши мечты. Оно огромно и грандиозно, оно могущественно, а вы - нет, совсем нет.
Нужно почувствовать прохладу под ладонями на лбу, закрыть глаза и представить под ладонями нежный, маленький цветок. Он очень уязвим, хотя и красив, он живой и свежий, он жаждет жить и нуждается в вашей защите. Ему дан шанс жить, расти и развиваться. Вы ответственны за этот цветок при жизни, вы должны обеспечить ему безопасность, а для этого вы должны понимать границы своих возможностей, вы должны отказаться от жизни в иллюзорном дворце ради защиты живого создания, вот этого вот цветка, коим является ваш разум.
Мантра для упражнения "Цветок":
Мир огромен,
Я мал.
Я не владею тем, чем не являюсь.
Я мал.
Я - создание мира,
Я - не творец.
Я - ученик мира,
Я - не учитель.
Я мал.
Имейте в виду. Для носителей большой короны это упражнение может оказаться болезненным.
Для тех, кто привык жить в состоянии гиперответственности и гиперконтроля, может показаться, что мантра отнимает силы.
Иллюзорные силы, друзья. Реальные силы упражнение как раз возвращает и бережет. Не дает их расплескивать.
in Antwort Tiger-Orchidee 28.08.22 00:48
Встреча с реальностью
Вроде бы не должен человек ломиться в закрытые ворота как баран, но многие ломятся.
Видят, что недоступно, не по карману, но верить не хотят. Как дети требуют.
Пока бьются в закрытые ворота, ценность желаемого еще выше становится, и вот они уже готовы взять кредит под любой процент, на любых условиях, чтобы получить желаемое прямо сейчас.
Это не психология бедного человека, как думают многие, это психология барана, который не может ничего сделать со своим "хочу". И такой баран чаще всего обречен на бедность.
Вот это и называется "воля" - что-то делать со своим немедленным "хочу". Отложить это "хочу" и посмотреть, как это можно потом получить. Или совсем отказаться, если нельзя.
То есть работа над волей должна начинаться с осознания ограничений собственных возможностей.
Умозрительно каждый готов это признать, а посмотрите на самом деле. "Хочу" от признания невозможности должно уменьшаться, но у многих оно только растет. Чем меньше шансов, тем больше они готовы вложить энергии. С точки зрения экономики - это абсурд. Хотеть того, чего получить нельзя, вкладывать в это больше и больше - это слить все свои силы, все свое время, всего себя, без результата. Вот почему так важно трезво оценивать свои возможности.
Вы видите в письмах масштаб короны тех людей, которые хотят получить недоступное. Корона потому и растет, что без короны сразу видно, что получить невозможно. Но если подрастить корону еще и еще, начинает казаться, что возможности твои больше, больше, больше. И можно продолжать себя сливать желанию.
Посмотрите, появляется "хочу" и отказаться от него невозможно. Отказаться от него никак невозможно, уж лучше убить себя об стену, разбить голову о закрытые ворота, слить все свои силы в черную дыру. Именно так ведут себя некоторые маленькие дети, правда? Они падают на пол в истерике, когда требуют своего, и понятно, что они ни перед чем не остановятся, они себя покалечить готовы, но не отказываться от желаемого. Для слабой, еще только формирующейся детской нервной системы - это в пределах нормы. Саморегуляция у некоторых людей раньше развивается, у некоторых позже. Большинство здоровых детей к школьному возрасту уже не закатывают истерик по поводу отказа.
Но у многих людей еще в детстве саморегуляция делает очень хитрый финт.
Кажется, что они научились принимать ограничения, перестали настырно требовать у окружающих всего, что им хочется, но нет.
Они переместили родительскую фигуру на небо.
Теперь они у неба просят всего. И ждут все с таким же нетерпением.
И это не религиозных людей касается. Не религия заправляет перемещением локуса контроля на небо, а нежелание отказываться от своего грандиозного хочу.
Хитрый ребенок уже понимает, что от родителей ничего добиться нельзя, кроме ругани за истерику, но получить желаемое он все так же хочет, отказываться не намерен, и он начинает создавать при помощи мышления и воображения родительские фигуры, добрые и услужливые, которые он может просить и они ему обещают исполнить.
Даже самый нерелигиозный человек с внешним локусом обращается к кому-то вне себя с требованием устроить ситуацию так, как он хочет. Он может считать это собой, обращаться как бы к себе, но к своей внешней части, к своей высшей части, своей мистической части, которая каким-то удивительным образом управляет событиями.
Бесполезно говорить об уважении к границам, к чужой воле, если кажется, что собственное могущество позволяет влиять на события, что собственные границы простираются дальше тела, что собственная воля управляет другими людьми.
То есть бесполезно править локус контроля, если не снята корона. "Сними корону, поправь локус" - именно в такой последовательности это работает.
Снять корону = отказаться от своего грандиозного "хочу".
Только отказавшись от грандиозности можно вписать себя в реальные границы.
Только так можно встретиться с реальностью, а не жить всю жизнь в иллюзиях.
Церковь дает инструменты для смирения гордыни, но у неверующих людей само слово "смирение" вызывает бунт. Им кажется, что хитрые людишки собрались в большой секте и заставляют смириться перед ними, хотят подчинить себе, притворяясь менеджерами Бога. Поэтому смирение посредством религии, к сожалению, доступно не всем. Некоторые верующие, точнее считающие себя таковыми, вместо смирения наоборот растят грандиозность, опираясь на религию. Им начинает казаться, что раз они воцерковлены, теперь уж и Господь - их слуга, у них на посылках как златая рыбка. Называют-то они его Господь, а ожидают от него именно служения и угождения своим чаяниям. В обмен на вот этот вот хлам - свечки, куличики, хождение по храмам. Как будто это - ценные вложения человека Богу, а не способ себя же немного организовать.
То есть корона человеческая так дьявольски хитра и искусна, что ей никакие внешние ограничения нипочем. Она и в монастыре может вырасти размером с царский дворец. И пост Великий ее не уменьшает сам по себе, хоть зачахни на хлебе и воде. Тело зачахнет, а грандиозность нет. И молитва ничего с ней не сделает, если только не от сердца идет, и человек не ищет смирения искренне.
Настоящее смирение - это и есть признание своих ограничений. Признание априорное, заведомое, что не все твои хочу воплотятся. Не все. Точно не все. Некоторые, скромные, посильные тебе, воплотятся, твоими же силами и стараниями. Некоторые по щедрости мира или по стечению обстоятельств воплотятся и без твоих усилий, но выбор этого будет не за тобой. Это будет дар. Рассчитывать на это и ожидать - все равно что выпрашивать подарок. Не подарят, поскольку высшие силы, какими бы они ни были, уж точно не реагируют на щипцы, на щипцы реагируют только самые слабые люди и то недолго, вскоре закрываются плотней.
Волю свою надо ограничить своими же возможностями. С помощью воли растить свои возможности - это хорошо. Но не простирать волю за пределы своих возможностей, там она превращается в грандиозность и выращивает корону. И начинает мерещиться, что вот-вот, вот-вот уже все будет, как хочется, надо еще сильней захотеть, надо еще подождать, надо больше "поверить", еще поскулить в подушку, призывая на помощь... да бес его знает, кого в этот момент зовут на помощь. Корону как раз и зовут, больше некого.
Поэтому сейчас я опишу упражнение, помогающее уменьшить корону и то предкоронное, тронное, грандиозное состояние души, которое располагает к росту короны в любой ситуации.
Если вы вспоминаете и делаете время от времени вот это упражнение на постановку локуса контроля внутрь, вы может быть заметили, что иногда это упражнение делать легко и приятно, а иногда нет. Некоторые вообще это упражнение делать не смогли, им было физически неприятно.
Возможно это связано как раз с грандиозностью.
Когда ты чувствуешь себя хозяином мира, поставить локус внутрь своего маленького тела либо очень сложно, либо ты начинаешь ощущать, что твое тело раздувается и становится физически большим.
В этом случае начинайте с того упражнения, которое я сейчас опишу. А те, кому упражнение на постановку локуса контроля понравилось, новое упражнение делайте тоже, это поможет собрать себя вокруг локуса контроля в реальную и живую субстанцию, а не пятно иллюзий.
Еще раз напоминаю, что само по себе упражнение не даст ничего, если не понимать его психологического смысла и не пытаться избавляться от короны в простых ситуациях, если не хотеть всей душой распрощаться с ней и начать видеть свои реальные ограничения и возможности.
Упражнения подобные - это всего лишь ритуалы, который помогают инициации.
Упражнение называется "Цветок"
Нужно встать прямо, положить левую ладонь на середину лба, правую ладонь положить сверху. Представьте себе, что вот здесь ваши реальные возможности заканчиваются, а все что выше вас, весь огромный мир до неба и само небо и звезды над ним и другие Галактики, это все такое могущественное, грандиозное, никак с вами не связанное. Оно может замечать вас или не замечать, но оно вам точно не подвластно и не смотрит на вас со вниманием, как вам то иногда мерещится. Тем более оно не замирает в стремлении исполнить ваши мечты. Оно огромно и грандиозно, оно могущественно, а вы - нет, совсем нет.
Нужно почувствовать прохладу под ладонями на лбу, закрыть глаза и представить под ладонями нежный, маленький цветок. Он очень уязвим, хотя и красив, он живой и свежий, он жаждет жить и нуждается в вашей защите. Ему дан шанс жить, расти и развиваться. Вы ответственны за этот цветок при жизни, вы должны обеспечить ему безопасность, а для этого вы должны понимать границы своих возможностей, вы должны отказаться от жизни в иллюзорном дворце ради защиты живого создания, вот этого вот цветка, коим является ваш разум.
Мантра для упражнения "Цветок":
Мир огромен,
Я мал.
Я не владею тем, чем не являюсь.
Я мал.
Я - создание мира,
Я - не творец.
Я - ученик мира,
Я - не учитель.
Я мал.
Имейте в виду. Для носителей большой короны это упражнение может оказаться болезненным.
Для тех, кто привык жить в состоянии гиперответственности и гиперконтроля, может показаться, что мантра отнимает силы.
Иллюзорные силы, друзья. Реальные силы упражнение как раз возвращает и бережет. Не дает их расплескивать.
28.08.22 00:54
О тактильном восприятии границ обещала написать.
Тактильное восприятие границ - это когда вы почти физически чувствуете комфортную другому дистанцию и некомфортную и ощущаете, как каждое ваше слово и действие касается личных границ другого или не касается. Вы буквально трогаете границы человека вербально и невербально, будто это еще одно тело, более тонкое. А он трогает ваши границы, общаясь с вами, и вы это тоже чувствуете, еще лучше.
Все, что кажется мистикой рыбаков, является всего лишь идеальным чувством границ другого.
Большинство ощущают только отдаленные последствия нарушения границ, а рыбак чужие границы заранее видит.
Многие не то что границ другого человека не замечают, но и нарушения своих не чувствуют.
У некоторых доходит до того, что они понять не могут, вот к ним сейчас сверху зашли или снизу? А зашли или снаружи остались? Им это приятно или нет? Может к ним вообще толпой завалились без спросу? Или они сами всех позвали? А это их сейчас прессуют или это они?
Если сравнить плохие границы с телом, то это как отсутствие телесных ощущений в отключенных от мозга конечностях. Наступают тебе на ногу, а ты не чувствуешь. А потом вдруг чувствуешь боль, а она фантомная, и никто тебя не трогал. То ли тело тебя подводит, то ли мозг, но адекватно взаимодействовать с окружающими ты не можешь.
От телесных границ личные границы отличаются тем, что они формируются не организмом, а личностью. У младенца границ личных нет, но в процессе его развития в социуме появляются. А взрослому человеку желательно иметь их уже хорошо сформированными, от этого зависят его отношения с людьми. Не только любовные отношения, всякие. И деловые тоже, и дружеские, и любые.
Чего не хватает людям с плохими границами? В чем их изъян?
Все уже читающие блог, наверное, запомнили, что границы зависят от локуса контроля. Если ваш локус контроля смещен из центра (вы ищете опору вне) и тем более если он, как говорится, "в небе", далеко от вашего центра, то границ у вас нет, точнее есть какие-то, но в слиянии с другими людьми и теми вещами, в сторону которых вы сместили локус контроля, на что вы пытаетесь опираться.
Представьте, что человек с проблемами психики ощущает чужую ногу как свою. Такие расстройства бывают и не так уж редко. Люди могут свои части тела не чувствовать, а могут принимать посторонние предметы за себя. Но это нездоровые люди, а что касается путаницы личных границ - это и у здоровых людей бывает, повсеместно встречается. Люди здоровы, но в личностном отношении недоразвиты, личные границы у них не сформированы, локус нестабильный, поэтому они то и дело путают себя и других, свое и чужое.
Это настолько обыденно для большинства людей, что кажется им нормальным. Только зная точно, как выглядят хорошие границы, начинаешь замечать, в каком плачевном состоянии границы многих здоровых вроде бы людей. И надо сказать, что очень плохие границы приводят людей к такому стрессу, что у них и проблемы с психикой могут начаться. Будь они детьми, ничего, их бы опекали родители, но они уже выросли, а границ у них и нет, и уровень постоянной внешней угрозы может оказаться непосильным. Придется создать такие психзащиты, которые будут нарушать адекватное восприятие действительности и человек будет вести себя как безумец.
Корона - популярная психзащита для границ в слиянии. Вы видите в письмах, что иногда творит корона, какие параллельные миры она создает. Иногда кажется, что у человека галлюцинации, настолько он искаженно воспринимает отношение к нему того, с кем он слил границы. И если у человека плохие границы, он при любом общении путает себя и других, он перекладывает на других свои задачи и пытается ими рулить, он погружает всех в свои эмоции и когда другие пытаются огородиться, испытывает агрессию, как будто у него отнимают что-то его.
Если вы будете хорошо понимать, что происходит с такими людьми, у которых плохие границы, вам будет легче общаться с ними, вы будете меньше обижаться на них, но проще от них защищаться. По большому счету вам ничего и не грозит, если у вас самих хорошие границы. Им самим стоит защищаться от себя.
Как же получается так, что у некоторых людей границы идеальные, чуть ли ни с детства, а у некоторых до старости очень плохие?
Это таинство, находящееся во власти свободной воли человека.
Если вы будете думать, что это происходит благодаря родителям, то вы совсем ничего не поймете в теме границ и локуса.
Если вам кажется, что кто-то другой может сформировать за вас ваши границы, значит вы не видите саму их суть.
Суть границ - это то, что образуется вокруг вашего центра, вашего локуса контроля, когда вы умеете его чувствовать внутри себя и держать на месте. Если вами рулит кто-то другой, локус ваш у него, границы ваши сливаются с ним, вы воспринимаете его как свою часть. А хорошие границы - это очень четкое и очень ясное восприятие своей отдельности от других, своей целостности, своей суверенности. Никто не может проникнуть к вам внутрь и сделать ваши границы хорошими. Плохие границы сделать еще хуже другой человек, в принципе, может (взяв власть). А вот сделать ваши плохие границы хорошими - нет. Невозможно. Ни родитель этого не может, ни учитель, ни даже Господь Бог. Бог не то что не может, а не будет, иначе это не ваши личные границы получатся, а что-то совсем иное.
Смысл личных границ в том, что вы их единоличный хозяин. А если есть кто-то еще, регулирующий за вас ваши границы, то личных границ у вас нет, эти границы общие.
Родители с хорошими границами дают ребенку хороший пример. Однако и родители с очень плохими границами могут дать ребенку хороший пример от противного. Нельзя сказать, что в случае конкретной личности возымеет больший эффект, все это тайна индивидуального формирования, неприкосновенная свобода воли (не всей воли, а той ее части, которая может выбрать бытие или небытие). Воспитание безусловно имеет большое значение, но воспитывают ребенка не только родители. Воспитание - это вся социальная информация, которую получает личность из своего окружения, из книг, а теперь еще из интернета. Социальный поток не фильтрован, но в этом тоже есть смысл, поскольку фильтром должна стать собственная личность человека. Если кто-то извне занимается вашей нравственной опекой, в том числе фильтрует за вас информацию и разъясняет вам, что надо, а что не надо делать, это мешает вам развить полноценную самостоятельность, это остается вашей опорой, вашим костылем.
Я хоть и занимаюсь просветительской деятельностью и смысл своей жизни вижу в том, чтобы помочь формированию человеческих личностей, однако я хорошо осознаю, что это информационная поддержка и эмоциональный стимул, а личность формируется только изнутри, используя на свое усмотрение материал, поступающий извне.
Сильная личность - это личность в полной мере осознающая свою суверенность и имеющая внутренние опоры для этой суверенности.
Сама по себе заявка на суверенность - это очень мало. За такой заявкой чаще всего остается все тот же паразитизм, та же зависимость от внешних опор, но с претензией на их присвоение.
Такой "суверенный" человек все такой же зависимый и инфантильный, но объявляющий себя главным. Главным над чужими ресурсами, поскольку своих у него нет.
Выливается это в то, что "суверенный" активно орудует скалками и пытается отжать у окружающих "уважение" как он это называет, а на самом деле опеку. Ему кажется, что он защищает свои границы и свои права, потому что границы его слиты с чужими границами, а права его - это все то, чего ему хочется отнять. Он уверен, что чужое - это его, он думает, что защищает "свое", а на самом деле тянет руки к чужому.
Свое - это то, для защиты чего у вас есть рычаги, и доказывать право вам не надо. Вот тогда это свое.
Поэтому кроме заявки на суверенность необходимо иметь еще и опоры, обеспечивающие автономность, то есть независимость от других. Вы можете проверить, насколько вы автономны в каждой отдельной ситуации, если представите, что партнер вдруг оказывается с вами в оппозиции. Сможете ли вы сохранить спокойствие духа? Продолжите ли свою деятельность? Или мир перевернется, а земля уйдет из-под ног и вы лишитесь всего?
К сожалению, люди с очень плохими границами часто не способны оценить свою эмоциональную зависимость. Им кажется, что они независимы, потому что оценивают они только материальную зависимость (и ту плохо оценивают обычно), а эмоциональную не чувствуют вообще, настолько у них плохие границы. Человек покидает их и выясняется вдруг, что он унес с собой Солнце, он унес с собой покой, он унес с собой смысл и их уверенность в себе. Это значит, что при всей внешней независимости, эмоционально (да и ментально) они были зависимы, границы их были в слиянии с другим, локус контроля смещен к нему.
У некоторых личностная суверенность и опора на себя развивается быстрыми темпами с детства, у некоторых позже, у некоторых никогда. У некоторых суверенность стабильна, у некоторых нестабильна. Но каждый человек имеет возможность это развить и сделать стабильным.
Очень хорошее восприятие границ всегда тактильно, поскольку формируется то самое тонкое тело, которое древние называли астральным телом или эфирным. Честно говоря, и то, что они называли ментальным телом, это тоже границы личности, просто еще более тонкий уровень, границы можно дифференцировать на сколько угодно уровней. Нет ничего более нелепого, чем выдумщики, рассказывающие, что умеют "выходить в астрал" и имеющие при этом крайне плохие личные границы. Люди с хорошими границами обычно не умеют "выходить в астрал" (если не называть этим работу в поле, но в поле не надо выходить, оно всегда с тобой), однако с астральным телом у них все в порядке: они уравновешены, их эмоции и чувства сильны, но под контролем, у них мощный поток, мотивация, вдохновение, у них обаяние и даже магнетизм, они устойчивы и выносливы эмоционально и хорошо справляются со стрессом. Вот что дают сформированные границы. Внутри границ энергия аккумулируется и просто так никуда не утекает.
Те, кто очень хотят развить эмпатию, обаяние и научиться тактильному восприятию границ, почти никогда не могут этого. Все дело в том, что само желание что-то получить от других, заиметь, оттянуть - это плохой локус. А плохой локус не оставляет ни единого шанса формированию границ. То есть вы хотите овладеть инструментами, не сформировав границ. И инструменты получаются пыточными.
Именно поэтому надо начинать не с желания дополнительных благ и возможностей, а со стремления стать независимым.
Нужно решить, что даже самая бедная и скромная, но самостоятельная жизнь, это куда лучше зависимости.
Какими бы слабыми ни были ваши ноги, лучше стоять на них, чем висеть на других. Тем более, что от опоры на них ноги станут сильней.
Сейчас я опишу небольшое упражнение, которым можно заниматься в течение недели, например, а через неделю примерно мы вернемся к теме формирования границ и продолжим теорию и практику.
Упражнение называется "Солнце".
Нужно встать и положить левую ладонь на область поджелудочной железы (сразу под грудной клеткой), а на нее правую ладонь. Здесь в тактильных проекциях должен быть расположен локус контроля. Когда вам нужно вернуть локус на место, можно встать, положить ладони на это место и почувствовать свой центр. Можно попытаться ощутить под ладонями тепло и свет, будто в этом месте у вас маленькое солнце, личный огонь.
Вспомогательная мантра для возвращения локуса контроля на место примерно такая:
"Я здесь.
Я нигде больше, я здесь.
Я один у себя. Здесь.
Другие там, а я тут.
Я внутри себя, я у себя.
Я здесь"
Попробуйте сделать это упражнение сейчас, если есть такая возможность. Поделитесь ощущениями.
Делайте его каждый раз, когда вам кажется, что вы теряете опору, чувствуете сомнения в себе и боитесь, что вас оставят или вам откажут или вас не оценят.
Потом я расскажу многие другие упражнения, для развития простых навыков и самых сложных, но начинать надо именно с этого и никогда о нем не забывать. Когда локус контроля приживется у вас внутри, вы будете чувствовать свои границы куда лучше. Одного только нормального положения локуса для этого бывает достаточно.
Важно осознавать, что локус контроля - это ответственность за все происходящее с вами, за решения, за выбор.
Вы должны почувствовать, что утекать эмоциями туда, где вам кажется приятно и интересно, безопасно и перспективно, без хорошего локуса контроля чревато, вы вовлекаетесь, вы залипаете и не можете найти дорогу домой, вы цепляетесь за других и начинаете сливаться.
Единственный центр, который держит вас в собранном состоянии - это локус контроля. Развитая, интегрированная личность может развить более сильный центр (стержень), но для этого требуется Работа. А вот локус контроля может поставить на место любой человек, даже самый слабый, зависимый и инфантильный. С непривычки это может показаться не слишком приятным, вызвать сомнения. Но привыкнув держать локус внутри себя, вы будете чувствовать силу, вы перестанете липнуть к людям, искать в них одобрение и поддержку, вы привыкнете держать себя сами изнутри.
Это точно такое же упражнение, как, например, стоять в планке. Постепенно мышцы, держащие локус внутри, станут сильней. Только в отличие от физической зарядки, которую можно делать полчаса в день, к правильному состоянию локуса лучше возвращаться почаще, пока это состояние не станет естественным, не сформируется корсет.
in Antwort Tiger-Orchidee 28.08.22 00:48
Обретение себя
О тактильном восприятии границ обещала написать.
Тактильное восприятие границ - это когда вы почти физически чувствуете комфортную другому дистанцию и некомфортную и ощущаете, как каждое ваше слово и действие касается личных границ другого или не касается. Вы буквально трогаете границы человека вербально и невербально, будто это еще одно тело, более тонкое. А он трогает ваши границы, общаясь с вами, и вы это тоже чувствуете, еще лучше.
Все, что кажется мистикой рыбаков, является всего лишь идеальным чувством границ другого.
Большинство ощущают только отдаленные последствия нарушения границ, а рыбак чужие границы заранее видит.
Многие не то что границ другого человека не замечают, но и нарушения своих не чувствуют.
У некоторых доходит до того, что они понять не могут, вот к ним сейчас сверху зашли или снизу? А зашли или снаружи остались? Им это приятно или нет? Может к ним вообще толпой завалились без спросу? Или они сами всех позвали? А это их сейчас прессуют или это они?
Если сравнить плохие границы с телом, то это как отсутствие телесных ощущений в отключенных от мозга конечностях. Наступают тебе на ногу, а ты не чувствуешь. А потом вдруг чувствуешь боль, а она фантомная, и никто тебя не трогал. То ли тело тебя подводит, то ли мозг, но адекватно взаимодействовать с окружающими ты не можешь.
От телесных границ личные границы отличаются тем, что они формируются не организмом, а личностью. У младенца границ личных нет, но в процессе его развития в социуме появляются. А взрослому человеку желательно иметь их уже хорошо сформированными, от этого зависят его отношения с людьми. Не только любовные отношения, всякие. И деловые тоже, и дружеские, и любые.
Чего не хватает людям с плохими границами? В чем их изъян?
Все уже читающие блог, наверное, запомнили, что границы зависят от локуса контроля. Если ваш локус контроля смещен из центра (вы ищете опору вне) и тем более если он, как говорится, "в небе", далеко от вашего центра, то границ у вас нет, точнее есть какие-то, но в слиянии с другими людьми и теми вещами, в сторону которых вы сместили локус контроля, на что вы пытаетесь опираться.
Представьте, что человек с проблемами психики ощущает чужую ногу как свою. Такие расстройства бывают и не так уж редко. Люди могут свои части тела не чувствовать, а могут принимать посторонние предметы за себя. Но это нездоровые люди, а что касается путаницы личных границ - это и у здоровых людей бывает, повсеместно встречается. Люди здоровы, но в личностном отношении недоразвиты, личные границы у них не сформированы, локус нестабильный, поэтому они то и дело путают себя и других, свое и чужое.
Это настолько обыденно для большинства людей, что кажется им нормальным. Только зная точно, как выглядят хорошие границы, начинаешь замечать, в каком плачевном состоянии границы многих здоровых вроде бы людей. И надо сказать, что очень плохие границы приводят людей к такому стрессу, что у них и проблемы с психикой могут начаться. Будь они детьми, ничего, их бы опекали родители, но они уже выросли, а границ у них и нет, и уровень постоянной внешней угрозы может оказаться непосильным. Придется создать такие психзащиты, которые будут нарушать адекватное восприятие действительности и человек будет вести себя как безумец.
Корона - популярная психзащита для границ в слиянии. Вы видите в письмах, что иногда творит корона, какие параллельные миры она создает. Иногда кажется, что у человека галлюцинации, настолько он искаженно воспринимает отношение к нему того, с кем он слил границы. И если у человека плохие границы, он при любом общении путает себя и других, он перекладывает на других свои задачи и пытается ими рулить, он погружает всех в свои эмоции и когда другие пытаются огородиться, испытывает агрессию, как будто у него отнимают что-то его.
Если вы будете хорошо понимать, что происходит с такими людьми, у которых плохие границы, вам будет легче общаться с ними, вы будете меньше обижаться на них, но проще от них защищаться. По большому счету вам ничего и не грозит, если у вас самих хорошие границы. Им самим стоит защищаться от себя.
Как же получается так, что у некоторых людей границы идеальные, чуть ли ни с детства, а у некоторых до старости очень плохие?
Это таинство, находящееся во власти свободной воли человека.
Если вы будете думать, что это происходит благодаря родителям, то вы совсем ничего не поймете в теме границ и локуса.
Если вам кажется, что кто-то другой может сформировать за вас ваши границы, значит вы не видите саму их суть.
Суть границ - это то, что образуется вокруг вашего центра, вашего локуса контроля, когда вы умеете его чувствовать внутри себя и держать на месте. Если вами рулит кто-то другой, локус ваш у него, границы ваши сливаются с ним, вы воспринимаете его как свою часть. А хорошие границы - это очень четкое и очень ясное восприятие своей отдельности от других, своей целостности, своей суверенности. Никто не может проникнуть к вам внутрь и сделать ваши границы хорошими. Плохие границы сделать еще хуже другой человек, в принципе, может (взяв власть). А вот сделать ваши плохие границы хорошими - нет. Невозможно. Ни родитель этого не может, ни учитель, ни даже Господь Бог. Бог не то что не может, а не будет, иначе это не ваши личные границы получатся, а что-то совсем иное.
Смысл личных границ в том, что вы их единоличный хозяин. А если есть кто-то еще, регулирующий за вас ваши границы, то личных границ у вас нет, эти границы общие.
Родители с хорошими границами дают ребенку хороший пример. Однако и родители с очень плохими границами могут дать ребенку хороший пример от противного. Нельзя сказать, что в случае конкретной личности возымеет больший эффект, все это тайна индивидуального формирования, неприкосновенная свобода воли (не всей воли, а той ее части, которая может выбрать бытие или небытие). Воспитание безусловно имеет большое значение, но воспитывают ребенка не только родители. Воспитание - это вся социальная информация, которую получает личность из своего окружения, из книг, а теперь еще из интернета. Социальный поток не фильтрован, но в этом тоже есть смысл, поскольку фильтром должна стать собственная личность человека. Если кто-то извне занимается вашей нравственной опекой, в том числе фильтрует за вас информацию и разъясняет вам, что надо, а что не надо делать, это мешает вам развить полноценную самостоятельность, это остается вашей опорой, вашим костылем.
Я хоть и занимаюсь просветительской деятельностью и смысл своей жизни вижу в том, чтобы помочь формированию человеческих личностей, однако я хорошо осознаю, что это информационная поддержка и эмоциональный стимул, а личность формируется только изнутри, используя на свое усмотрение материал, поступающий извне.
Сильная личность - это личность в полной мере осознающая свою суверенность и имеющая внутренние опоры для этой суверенности.
Сама по себе заявка на суверенность - это очень мало. За такой заявкой чаще всего остается все тот же паразитизм, та же зависимость от внешних опор, но с претензией на их присвоение.
Такой "суверенный" человек все такой же зависимый и инфантильный, но объявляющий себя главным. Главным над чужими ресурсами, поскольку своих у него нет.
Выливается это в то, что "суверенный" активно орудует скалками и пытается отжать у окружающих "уважение" как он это называет, а на самом деле опеку. Ему кажется, что он защищает свои границы и свои права, потому что границы его слиты с чужими границами, а права его - это все то, чего ему хочется отнять. Он уверен, что чужое - это его, он думает, что защищает "свое", а на самом деле тянет руки к чужому.
Свое - это то, для защиты чего у вас есть рычаги, и доказывать право вам не надо. Вот тогда это свое.
Поэтому кроме заявки на суверенность необходимо иметь еще и опоры, обеспечивающие автономность, то есть независимость от других. Вы можете проверить, насколько вы автономны в каждой отдельной ситуации, если представите, что партнер вдруг оказывается с вами в оппозиции. Сможете ли вы сохранить спокойствие духа? Продолжите ли свою деятельность? Или мир перевернется, а земля уйдет из-под ног и вы лишитесь всего?
К сожалению, люди с очень плохими границами часто не способны оценить свою эмоциональную зависимость. Им кажется, что они независимы, потому что оценивают они только материальную зависимость (и ту плохо оценивают обычно), а эмоциональную не чувствуют вообще, настолько у них плохие границы. Человек покидает их и выясняется вдруг, что он унес с собой Солнце, он унес с собой покой, он унес с собой смысл и их уверенность в себе. Это значит, что при всей внешней независимости, эмоционально (да и ментально) они были зависимы, границы их были в слиянии с другим, локус контроля смещен к нему.
У некоторых личностная суверенность и опора на себя развивается быстрыми темпами с детства, у некоторых позже, у некоторых никогда. У некоторых суверенность стабильна, у некоторых нестабильна. Но каждый человек имеет возможность это развить и сделать стабильным.
Очень хорошее восприятие границ всегда тактильно, поскольку формируется то самое тонкое тело, которое древние называли астральным телом или эфирным. Честно говоря, и то, что они называли ментальным телом, это тоже границы личности, просто еще более тонкий уровень, границы можно дифференцировать на сколько угодно уровней. Нет ничего более нелепого, чем выдумщики, рассказывающие, что умеют "выходить в астрал" и имеющие при этом крайне плохие личные границы. Люди с хорошими границами обычно не умеют "выходить в астрал" (если не называть этим работу в поле, но в поле не надо выходить, оно всегда с тобой), однако с астральным телом у них все в порядке: они уравновешены, их эмоции и чувства сильны, но под контролем, у них мощный поток, мотивация, вдохновение, у них обаяние и даже магнетизм, они устойчивы и выносливы эмоционально и хорошо справляются со стрессом. Вот что дают сформированные границы. Внутри границ энергия аккумулируется и просто так никуда не утекает.
Те, кто очень хотят развить эмпатию, обаяние и научиться тактильному восприятию границ, почти никогда не могут этого. Все дело в том, что само желание что-то получить от других, заиметь, оттянуть - это плохой локус. А плохой локус не оставляет ни единого шанса формированию границ. То есть вы хотите овладеть инструментами, не сформировав границ. И инструменты получаются пыточными.
Именно поэтому надо начинать не с желания дополнительных благ и возможностей, а со стремления стать независимым.
Нужно решить, что даже самая бедная и скромная, но самостоятельная жизнь, это куда лучше зависимости.
Какими бы слабыми ни были ваши ноги, лучше стоять на них, чем висеть на других. Тем более, что от опоры на них ноги станут сильней.
Сейчас я опишу небольшое упражнение, которым можно заниматься в течение недели, например, а через неделю примерно мы вернемся к теме формирования границ и продолжим теорию и практику.
Упражнение называется "Солнце".
Нужно встать и положить левую ладонь на область поджелудочной железы (сразу под грудной клеткой), а на нее правую ладонь. Здесь в тактильных проекциях должен быть расположен локус контроля. Когда вам нужно вернуть локус на место, можно встать, положить ладони на это место и почувствовать свой центр. Можно попытаться ощутить под ладонями тепло и свет, будто в этом месте у вас маленькое солнце, личный огонь.
Вспомогательная мантра для возвращения локуса контроля на место примерно такая:
"Я здесь.
Я нигде больше, я здесь.
Я один у себя. Здесь.
Другие там, а я тут.
Я внутри себя, я у себя.
Я здесь"
Попробуйте сделать это упражнение сейчас, если есть такая возможность. Поделитесь ощущениями.
Делайте его каждый раз, когда вам кажется, что вы теряете опору, чувствуете сомнения в себе и боитесь, что вас оставят или вам откажут или вас не оценят.
Потом я расскажу многие другие упражнения, для развития простых навыков и самых сложных, но начинать надо именно с этого и никогда о нем не забывать. Когда локус контроля приживется у вас внутри, вы будете чувствовать свои границы куда лучше. Одного только нормального положения локуса для этого бывает достаточно.
Важно осознавать, что локус контроля - это ответственность за все происходящее с вами, за решения, за выбор.
Вы должны почувствовать, что утекать эмоциями туда, где вам кажется приятно и интересно, безопасно и перспективно, без хорошего локуса контроля чревато, вы вовлекаетесь, вы залипаете и не можете найти дорогу домой, вы цепляетесь за других и начинаете сливаться.
Единственный центр, который держит вас в собранном состоянии - это локус контроля. Развитая, интегрированная личность может развить более сильный центр (стержень), но для этого требуется Работа. А вот локус контроля может поставить на место любой человек, даже самый слабый, зависимый и инфантильный. С непривычки это может показаться не слишком приятным, вызвать сомнения. Но привыкнув держать локус внутри себя, вы будете чувствовать силу, вы перестанете липнуть к людям, искать в них одобрение и поддержку, вы привыкнете держать себя сами изнутри.
Это точно такое же упражнение, как, например, стоять в планке. Постепенно мышцы, держащие локус внутри, станут сильней. Только в отличие от физической зарядки, которую можно делать полчаса в день, к правильному состоянию локуса лучше возвращаться почаще, пока это состояние не станет естественным, не сформируется корсет.