Про некоторых, из присутствующих.
Ничто так не обнажает человка, как желание заплатить как можно больше за один и тот же товар.
Если вещь продаётся по двум ценам: 1 cent и 1 €, то первую мало кто купит, а за второй выстроится очередь.
Правда, это относится не ко всем, а к особой категории товаров — вебленовским, которые влияют на статус и сочетаются с демонстративным потреблением. Интересные феномены вызывают интерес у учёных, поскольку поведение обывателей влияет на уровень их счастья и на рост экономики.
Из-за вебленовских товаров получается, что люди тратят больше денег, но субъективная оценка благополучия у них не растёт.
Это создаёт определённый балласт и бесполезный расход ресурсов.
Вебленовские товары.
Вебленовский товар — это вид предмета роскоши, названный в честь американского экономиста Торстейна Веблена, спрос на который увеличивается по мере роста цены.Это противоречит закону спроса и приводит к появлению кривой спроса, уходящей вверх.
Эффект Веблена объясняется тем, что стоимость товаров соответствует статусу человека в социальной иерархии.
Это так называемое демонстративное потребление, которое помогает определить положение человека на социальной лестнице.
Обычные люди, также как человекообразные обезьяны, бабуины, быки, курицы и другие животные, зачастую стремятся повысить свой социальный статус в общей иерархии.
Такая программа глубоко укоренилась в человеке.
Один из ярких примеров — наручные часы. Например, Rolex Daytona регулярно перепродают выше номинала.
Покупатели приобретают часы не как индикатор текущего времени, а как членство в воображаемом клубе мнимого превосходства.
Как писал Веблен, «демонстративное потребление ценных товаров — это источник репутации для джентльмена досуга».
Интересный момент состоит в следующем.
Люди не просто готовы платить большие деньги за роскошные автомобили и дизайнерские сумочки — они активно желают приобрести эти товары, когда цены на них растут.
Например, любители вина даже убеждают себя в том, что более дорогое вино вкуснее (хотя оно было одинаковым в экспериментах).
Уровень счастья
Существование вебленовских товаров и их влияние на социальный статус частично объясняет парадоксы, с которыми сталкиваются социологи, измеряя уровень счастья (субъективного благополучия) в разных странах.
Например, в Японии между 1958 и 1987 гг доход на душу населения вырос почти впятеро, а субъективное благополучие осталось примерно на одном уровне.
Например, в США процент «очень счастливых» людей вообще снижался с 1972
по 1991
Для людей в обществе потребления место в социальной иерархии критически важно для оценки субъективного благополучия.
И поэтому при росте благосостояния с $1000 до $3000 в месяц уровень счастья человека может упасть, если окружающие начали зарабатывать $5000.
Это заметно на примере релокантов, а также в исторической перспективе десятилетий на одних и тех же людях.
Сравнение себя с другими людьми.
В 2007 году было опубликовано исследование «Социальное сравнение влияет на связанную с вознаграждением активность в вентральном стриатуме мозга человека» о том, что когда люди сравнивают своё вознаграждение с другими, это напрямую влияет на активность центров вознаграждения в мозге. Исследователи провели МРТ-сканирование пар испытуемых, выполнявших задания на получение денежного вознаграждения, и обнаружили, что вентральный стриатум — ключевая область обработки вознаграждения — реагирует на относительную разницу в оплате.Другими словами, для получения удовольствия человеку критически важно не просто хорошо зарабатывать, но и зарабатывать больше того человека, с которым он себя сравнивает. То есть больше других людей.
Выводы и предположения.
Из приведённых научных исследований можно сделать несколько выводов и предположений:- социальные иерархии присутствуют у многих животных, включая людей, бабуинов, волков, коров/быков, кур, рыб и муравьёв,..
- попытки повысить социальный статус у людей проявляются в том числе через демонстративное потребление и покупку вебленовских товаров,
- демонстративное потребление и сравнение своего вознаграждения с другими уменьшает зависимость счастья от уровня дохода,
- вебленовские товары представляют балласт для экономики и общества, создавая нагрузку и уменьшая общий уровень счастья.
И главный вывод:
- Многие исследователи привыкли оценивать субъективное благополучие людей в уровне их дохода и росте производительности труда.
- Как будто рост доходов означает рост благополучия. Такая оценка не соответствует действительности.
- Хуже того, она приводит к нездоровым эффектам, когда люди стремятся больше работать и больше зарабатывать.
В результате в 20 веке создалась парадоксальная ситуация, когда производительность труда растёт, но у людей всё меньше свободного времени.
В США 46% работников не используют полностью отпуск (там он не является обязательным по закону).