Login
Фаина Раневская
NEW 26.05.14 11:55
in Antwort Valentina6 27.04.14 11:27
***
Раневская всячески старалась помочь исполниться Лизиной мечте выйти замуж. Однажды в гости к ней пришла всегда роскошно одетая Любовь Орлова в прелестной норковой шубке. Сняв шубу в передней, гостья вместе с хозяйкой прошла к ней в комнату. Тем временем у Лизы родился план, осуществление которого, по её мнению, повышало шансы на замужество. Она вызвала хозяйку и уговорила её позволить всего на полчасика сбегать на свидание в шубке Орловой.
Раневская не смогла отказать. Прошёл час, два часа. Лиза не появлялась. Гостья уже несколько раз собиралась уходить, но хозяйка всячески удерживала её. И только часа через три громко хлопнула входная дверь. Орлова ушла, так и не узнав в тот раз ничего. А непревлекательная Лиза всё-таки добилась своего - вышла замуж.
Что к обеду?
Раневская пересказывает свой разговор с домработницей.
- Что на обед?
- Детское мыло и папиросы купила.
- А что к обеду?
- Вы очень полная, вам не надо обедать, лучше в ванне купайтесь.
- А где сто рублей?
- Ну вот, детское мыло, папиросы купила.
- Ну а ещё?
- Ну, что вам считать! Деньги от дьявола, о душе надо думать. Ещё зубную пасту купила.
- У меня есть зубная паста.
- Я в запас, скоро ничего не будет, ой, ей-Богу, тут конец света на носу, а вы сдачи требуете.
*****
Раневская тяжело переносила вегетарианскую диету, на которую периодически сажала себя. В один из таких периодов она спросила свою домработницу:
- Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает?
- Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса.
*****
Однажды домработница сварила курицу вместе с требухой. Есть её было невозможно. Курицу пришлось выбрасывать. При этом Раневская посетовала:
- Но ведь для чего-то она родилась?!
*****
Дверь в квартиру Раневской часто не закрывалась. Новая домработница быстро сориентировалась и унесла к себе домой шубу и хрустальную вазу, объясняя их исчезновение открытой дверью.
Фаина Георгиевна сообщила о пропаже в милицию и воровку поймали с поличным. У неё дома нашли не только украденные вещи актрисы, но и ещё несколько шуб и вазочек с прежних работ. Узкая специалистка по шубам никак не рассчитывала, что интеллигенты заявят в милицию.
А Раневская до такой степени возненавидела свою шубу, что решила продать. Нашлась и покупательница. Но когда Фаина Георгиевна открыла дверь шкафа, где висела шуба, оттуда вылетела моль. Раневская в сердцах изрекла:
- Что, сволочь, нажралась?
И шуба осталась висеть в шкафу...
Раневская всячески старалась помочь исполниться Лизиной мечте выйти замуж. Однажды в гости к ней пришла всегда роскошно одетая Любовь Орлова в прелестной норковой шубке. Сняв шубу в передней, гостья вместе с хозяйкой прошла к ней в комнату. Тем временем у Лизы родился план, осуществление которого, по её мнению, повышало шансы на замужество. Она вызвала хозяйку и уговорила её позволить всего на полчасика сбегать на свидание в шубке Орловой.
Раневская не смогла отказать. Прошёл час, два часа. Лиза не появлялась. Гостья уже несколько раз собиралась уходить, но хозяйка всячески удерживала её. И только часа через три громко хлопнула входная дверь. Орлова ушла, так и не узнав в тот раз ничего. А непревлекательная Лиза всё-таки добилась своего - вышла замуж.
Что к обеду?
Раневская пересказывает свой разговор с домработницей.
- Что на обед?
- Детское мыло и папиросы купила.
- А что к обеду?
- Вы очень полная, вам не надо обедать, лучше в ванне купайтесь.
- А где сто рублей?
- Ну вот, детское мыло, папиросы купила.
- Ну а ещё?
- Ну, что вам считать! Деньги от дьявола, о душе надо думать. Ещё зубную пасту купила.
- У меня есть зубная паста.
- Я в запас, скоро ничего не будет, ой, ей-Богу, тут конец света на носу, а вы сдачи требуете.
*****
Раневская тяжело переносила вегетарианскую диету, на которую периодически сажала себя. В один из таких периодов она спросила свою домработницу:
- Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает?
- Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса.
*****
Однажды домработница сварила курицу вместе с требухой. Есть её было невозможно. Курицу пришлось выбрасывать. При этом Раневская посетовала:
- Но ведь для чего-то она родилась?!
*****
Дверь в квартиру Раневской часто не закрывалась. Новая домработница быстро сориентировалась и унесла к себе домой шубу и хрустальную вазу, объясняя их исчезновение открытой дверью.
Фаина Георгиевна сообщила о пропаже в милицию и воровку поймали с поличным. У неё дома нашли не только украденные вещи актрисы, но и ещё несколько шуб и вазочек с прежних работ. Узкая специалистка по шубам никак не рассчитывала, что интеллигенты заявят в милицию.
А Раневская до такой степени возненавидела свою шубу, что решила продать. Нашлась и покупательница. Но когда Фаина Георгиевна открыла дверь шкафа, где висела шуба, оттуда вылетела моль. Раневская в сердцах изрекла:
- Что, сволочь, нажралась?
И шуба осталась висеть в шкафу...
Время мчится, как литерный поезд
Время мчится, как литерный поезд
NEW 26.05.14 11:59
in Antwort Valentina6 26.05.14 11:55, Zuletzt geändert 26.05.14 11:59 (Valentina6)
NEW 26.05.14 12:31
in Antwort Valentina6 26.05.14 11:59
*****
И последнее о домработницах. Вернее, не только о них.
Раневская говорила:
- Я дожила до такого времени, когда исчезли домработницы. И знаете почему? Все домработницы ушли в актрисы. Вам не приходило в голову, что многие молодые актрисы напоминают домработниц? Так вот, у меня домработница опекает собаку. Та живёт, как Сара Бернар, а я - как сенбернар.
Лысый на броневике
Сама она никогда не делила (во всяком случае в разговорах или в дневниковых записках) свою жизнь на жизнь - до и жизнь - после.
Хотя нет, однажды она скажет:
- Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.
Но при внимательнейшем прочтении её сумбурных, обрывочных записей тончайший водораздел между двумя неравными периодами её долгой жизни чувствуется.
"Всегда завидовала таланту: началось это с детства. Приходил в гости к старшей сестре - читал ей стихи, флиртовал. Читал наизусть. Чтение повергало меня в трепет. Гимназист вращал глазами, взвизгивал, рычал тигром, топал ногами, рвал на себе волосы, ломал руки. Стихи назывались: "Белое покрывало". Кончалось чтение словами: "... так могла солгать лишь мать". Гимназист зарыдал. Я была в экстазе.
Подруга сестры читала стихи: "Увидя почерк мой, вы, верно, удивитесь, я не писала вам давно и, думаю, вам это всё равно". Подруга сестры тоже и рыдала, и хохотала. И опять мой восторг, и зависть, и горе - почему у меня ничего не выходило, когда я пыталась им подражать? Значит, я не смогу быть актрисой"
*****
В этих её строках ни осуждения "гениев" того времени, ни даже тени насмешки, никакой иронии по отношению к себе, поклонявшейся не тем богам. Словно табу наложила: не трогать - это святое. Но тут же дальше Раневская пишет:
"Теперь, к концу моей жизни, не играю на сцене, ненавижу актёров-"игральщиков". Не выношу органически, до физического отвращения - меня тошнит от партнёра, "играющего роль", а не живущего тем, что ему надлежит делать в силу обстоятельств. Сейчас мучаюсь от партнёра, который "представляет" всегда одинаково, как запись на пластинке. Если актёр не импровизирует - ремесло, мерзкое ремесло!"
И последнее о домработницах. Вернее, не только о них.
Раневская говорила:
- Я дожила до такого времени, когда исчезли домработницы. И знаете почему? Все домработницы ушли в актрисы. Вам не приходило в голову, что многие молодые актрисы напоминают домработниц? Так вот, у меня домработница опекает собаку. Та живёт, как Сара Бернар, а я - как сенбернар.
Лысый на броневике
Сама она никогда не делила (во всяком случае в разговорах или в дневниковых записках) свою жизнь на жизнь - до и жизнь - после.
Хотя нет, однажды она скажет:
- Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.
Но при внимательнейшем прочтении её сумбурных, обрывочных записей тончайший водораздел между двумя неравными периодами её долгой жизни чувствуется.
"Всегда завидовала таланту: началось это с детства. Приходил в гости к старшей сестре - читал ей стихи, флиртовал. Читал наизусть. Чтение повергало меня в трепет. Гимназист вращал глазами, взвизгивал, рычал тигром, топал ногами, рвал на себе волосы, ломал руки. Стихи назывались: "Белое покрывало". Кончалось чтение словами: "... так могла солгать лишь мать". Гимназист зарыдал. Я была в экстазе.
Подруга сестры читала стихи: "Увидя почерк мой, вы, верно, удивитесь, я не писала вам давно и, думаю, вам это всё равно". Подруга сестры тоже и рыдала, и хохотала. И опять мой восторг, и зависть, и горе - почему у меня ничего не выходило, когда я пыталась им подражать? Значит, я не смогу быть актрисой"
*****
В этих её строках ни осуждения "гениев" того времени, ни даже тени насмешки, никакой иронии по отношению к себе, поклонявшейся не тем богам. Словно табу наложила: не трогать - это святое. Но тут же дальше Раневская пишет:
"Теперь, к концу моей жизни, не играю на сцене, ненавижу актёров-"игральщиков". Не выношу органически, до физического отвращения - меня тошнит от партнёра, "играющего роль", а не живущего тем, что ему надлежит делать в силу обстоятельств. Сейчас мучаюсь от партнёра, который "представляет" всегда одинаково, как запись на пластинке. Если актёр не импровизирует - ремесло, мерзкое ремесло!"
Время мчится, как литерный поезд
NEW 11.06.14 18:05
in Antwort Valentina6 26.05.14 12:31, Zuletzt geändert 11.06.14 18:06 (Valentina6)
Подруга из провинции
Её собственное вхождение в театр было очень трудным.
"В театральную школу принята не была - по неспособности. Восхитительная Гельцер ( в свите её поклонниц я, конечно, была) отнеслась ко мне с участием и устроила меня на выходные роли в Малаховский летний театр под Москвой. Представляя меня антрепризе театра, она сказала: "Знакомьтесь, это моя закадычная подруга из провинции".
В те далёкие времена в Малаховском гастролировали великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа (его отец был Мариус Петипа), Родин и ещё много неповторимых. Среди них был и Певцов.
Помню хорошо прелестную актрису необыкновенного очарования, молоденькую Елену Митрофановну Шатрову.
Помню летний солнечный день, садовую скамейку подле театра, на которой дремала старушка. Помню, как кто-то, здороваясь с ней сказал: "Здравствуйте, наша дорогая Ольга Осиповна". Тогда я поняла, что сижу рядом с Садовской. Вскочила, как ошпаренная. А Садовская спросила: "Что с вами? Почему вы прыгаете?". Я, заикаясь, сказала, что со мной бывает при сильном волнении, сказала, что прыгаю от счастья, от того, что сидела рядом с Садовской, а сейчас побегу хвастать подружкам. О.О. засмеялась и сказала: "Успеете ещё, сидите смирно и не прыгайте".
Я заявила, что сидеть рядом с ней не могу, а вот постоять прошу разрешения! "Смешная какая барышня. Чем вы занимаетесь?" Взяла меня за руку и посадила рядом с собой. "О.О., дайте мне опомниться от того, что сижу рядом с вами, а потом скажу, что хочу быть артисткой, а сейчас в этом театре на выходах..."
А она всё смеялась. Потом спросила, где я училась. Я созналась, что в театральную школу не приняли потому, что я не талантливая и не красивая.
По сей день горжусь, что насмешила до слёз самоё Садовскую".
Её собственное вхождение в театр было очень трудным.
"В театральную школу принята не была - по неспособности. Восхитительная Гельцер ( в свите её поклонниц я, конечно, была) отнеслась ко мне с участием и устроила меня на выходные роли в Малаховский летний театр под Москвой. Представляя меня антрепризе театра, она сказала: "Знакомьтесь, это моя закадычная подруга из провинции".
В те далёкие времена в Малаховском гастролировали великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа (его отец был Мариус Петипа), Родин и ещё много неповторимых. Среди них был и Певцов.
Помню хорошо прелестную актрису необыкновенного очарования, молоденькую Елену Митрофановну Шатрову.
Помню летний солнечный день, садовую скамейку подле театра, на которой дремала старушка. Помню, как кто-то, здороваясь с ней сказал: "Здравствуйте, наша дорогая Ольга Осиповна". Тогда я поняла, что сижу рядом с Садовской. Вскочила, как ошпаренная. А Садовская спросила: "Что с вами? Почему вы прыгаете?". Я, заикаясь, сказала, что со мной бывает при сильном волнении, сказала, что прыгаю от счастья, от того, что сидела рядом с Садовской, а сейчас побегу хвастать подружкам. О.О. засмеялась и сказала: "Успеете ещё, сидите смирно и не прыгайте".
Я заявила, что сидеть рядом с ней не могу, а вот постоять прошу разрешения! "Смешная какая барышня. Чем вы занимаетесь?" Взяла меня за руку и посадила рядом с собой. "О.О., дайте мне опомниться от того, что сижу рядом с вами, а потом скажу, что хочу быть артисткой, а сейчас в этом театре на выходах..."
А она всё смеялась. Потом спросила, где я училась. Я созналась, что в театральную школу не приняли потому, что я не талантливая и не красивая.
По сей день горжусь, что насмешила до слёз самоё Садовскую".
Время мчится, как литерный поезд
NEW 19.06.14 17:47
in Antwort Valentina6 11.06.14 18:05, Zuletzt geändert 25.07.14 13:43 (Valentina6)
NEW 25.07.14 13:52
in Antwort Valentina6 19.06.14 17:47
***
Чуть позже к ней пришли мизерные роли, маленькие удачи и большие провалы, после двух из которых Раневская твёрдо решила уйти со сцены. Но это период особый. С него, собственно, и началась та Раневская, которую мы знаем. Этот период - Крым.
Друзья, близкие...
"Теперь, в конце жизни, я поняла, каким счастьем была для меня встреча с моей незабвенной Павлой Леонтьевной. Я бы не стала актрисой без её помощи. Она истребила всё, что могло помешать тому, чем я стала. Я бы не стала актрисой без её помощи. Никаких ночных бдений с актёрской братией, никаких сборищ с вином, анекдотами и блудом. Она научила радоваться природе - "клейким листочкам". Научила слушать и понимать лучшую музыку. В музеях мы смотрели то, что создавало для меня смысл бытия. Она внушила страсть к Пушкину. Запретила читать просто книги, а дала познать лучшее в мировой литературе.
Она научила быть человечной.
Она умерла у меня на руках.
Теперь мне кажется, что я осталась одна на всей планете".
Чуть позже к ней пришли мизерные роли, маленькие удачи и большие провалы, после двух из которых Раневская твёрдо решила уйти со сцены. Но это период особый. С него, собственно, и началась та Раневская, которую мы знаем. Этот период - Крым.
Друзья, близкие...
"Теперь, в конце жизни, я поняла, каким счастьем была для меня встреча с моей незабвенной Павлой Леонтьевной. Я бы не стала актрисой без её помощи. Она истребила всё, что могло помешать тому, чем я стала. Я бы не стала актрисой без её помощи. Никаких ночных бдений с актёрской братией, никаких сборищ с вином, анекдотами и блудом. Она научила радоваться природе - "клейким листочкам". Научила слушать и понимать лучшую музыку. В музеях мы смотрели то, что создавало для меня смысл бытия. Она внушила страсть к Пушкину. Запретила читать просто книги, а дала познать лучшее в мировой литературе.
Она научила быть человечной.
Она умерла у меня на руках.
Теперь мне кажется, что я осталась одна на всей планете".
Время мчится, как литерный поезд
NEW 25.07.14 13:57
in Antwort Valentina6 25.07.14 13:52, Zuletzt geändert 25.07.14 13:58 (Valentina6)
NEW 27.07.14 12:39
in Antwort Valentina6 25.07.14 13:57
***
"... Крым. Сезон в Крымском городском театре. Голод. Военный коммунизм. Гражданская война. Власти менялись буквально поминутно. Было много такого страшного, чего нельзя забыть до смертного часа и о чём не хочется писать. А если не сказать всего, значит, не сказать ничего. Потому и порвала книгу (книгу воспоминаний. - Авт.)
Почему-то вспоминается теперь, по прошествии более шестидесяти лет, спектакль-утренник для детей. Название пьесы забыла. Помню только, что героем пьесы был сам Колумб, которого изображал председатель месткома актёр Васяткин. Я же изображала девицу, которую похищали пираты. В то время, когда они тащили меня на руках, я зацепилась за гвоздь декорации, изображавшей морские волны. На этом гвозде повис мой парик с длинными косами.
Косы поплыли по волнам. Я начала неистово хохотать, а мои похитители, увидев повисший на гвозде парик, уронили меня на пол. Несмотря на боль от ушиба, я продолжала хохотать. А потом услышала гневный голос Колумба - председателя месткома: "Штрафа захотели, мерзавцы?". Похитители, испугавшись штрафа, свирепо уволокли меня за кулисы, где я горько плакала, испив чувство стыда перед зрителями. Помню, что на доске приказов и объявлений висел выговор мне с предупреждением.
Такое не забывается, как и многие-многие другие неудачи моей долгой творческой жизни".
"... Крым. Сезон в Крымском городском театре. Голод. Военный коммунизм. Гражданская война. Власти менялись буквально поминутно. Было много такого страшного, чего нельзя забыть до смертного часа и о чём не хочется писать. А если не сказать всего, значит, не сказать ничего. Потому и порвала книгу (книгу воспоминаний. - Авт.)
Почему-то вспоминается теперь, по прошествии более шестидесяти лет, спектакль-утренник для детей. Название пьесы забыла. Помню только, что героем пьесы был сам Колумб, которого изображал председатель месткома актёр Васяткин. Я же изображала девицу, которую похищали пираты. В то время, когда они тащили меня на руках, я зацепилась за гвоздь декорации, изображавшей морские волны. На этом гвозде повис мой парик с длинными косами.
Косы поплыли по волнам. Я начала неистово хохотать, а мои похитители, увидев повисший на гвозде парик, уронили меня на пол. Несмотря на боль от ушиба, я продолжала хохотать. А потом услышала гневный голос Колумба - председателя месткома: "Штрафа захотели, мерзавцы?". Похитители, испугавшись штрафа, свирепо уволокли меня за кулисы, где я горько плакала, испив чувство стыда перед зрителями. Помню, что на доске приказов и объявлений висел выговор мне с предупреждением.
Такое не забывается, как и многие-многие другие неудачи моей долгой творческой жизни".
Время мчится, как литерный поезд
NEW 27.07.14 13:04
in Antwort Valentina6 27.07.14 12:39
Прелестница с грязной шеей
"Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея". После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнёра. В публике смех, партнёр, стеная, обещает оторвать мне голову. Придя домой, я дала слово уйти со сцены".
***
"Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами. Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнёром, в комедии "Глухонемой" (партнёром моим был актёр Ечменёв), он, увидев мою чёрную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей чёрной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики... (это была Вульф). И это был второй повод для меня уйти со сцены".
Крымские воспоминания Раневской пропитаны лёгкой иронией мэтра при описании первых творческих неудач, ужасом голода и светлой радостью от общения с друзьями. Особенно, когда речь заходит о самой близкой (может быть, после Анны Ахматовой) подруге - Павле Леонтьевне Вульф.
***
"В голодные, трудные годы гражданской войны в Крыму я, уже актриса, жила в семье учительницы моей и друга, прекрасной актрисы и человека Павлы Леонтьевны Вульф. Я не уверена, что все мы выжили бы (а нас было четверо), если бы о нас не заботился Макс Волошин.
С утра он появлялся с рюкзаком за спиной. В рюкзаке находились завёрнутые в газету маленькие рыбёшки, называвшиеся комсой. Был там и хлеб, если это месиво можно было назвать хлебом. Была и бутылочка с касторковым маслом, с трудом раздобытая в аптеке. Рыбёшек жарили в касторке. Это издавало такой страшный запах, что я, теряя сознание от голода, всё же бежала от этих рыбок в соседний двор. Помню, как он огорчался этим. И искал иные возможности меня покормить.
Однажды, когда Волошин был у нас, началась стрельба. Оружейная и пулемётная. Мы с Павлой Леонтьевной упросили его не уходить, остаться у нас. Уступили ему комнату. Утром он принёс стихи:
Зима в тот год была страстной неделей.
И красный мак сплелся с кровавой Пасхой.
И в ту весну Христос не воскресал.
На исплаканном лице была написана нечеловеческая мука.
Волошин был большим поэтом, чистым, добрым, большим человеком".
"Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея". После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнёра. В публике смех, партнёр, стеная, обещает оторвать мне голову. Придя домой, я дала слово уйти со сцены".
***
"Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами. Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнёром, в комедии "Глухонемой" (партнёром моим был актёр Ечменёв), он, увидев мою чёрную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей чёрной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики... (это была Вульф). И это был второй повод для меня уйти со сцены".
Крымские воспоминания Раневской пропитаны лёгкой иронией мэтра при описании первых творческих неудач, ужасом голода и светлой радостью от общения с друзьями. Особенно, когда речь заходит о самой близкой (может быть, после Анны Ахматовой) подруге - Павле Леонтьевне Вульф.
***
"В голодные, трудные годы гражданской войны в Крыму я, уже актриса, жила в семье учительницы моей и друга, прекрасной актрисы и человека Павлы Леонтьевны Вульф. Я не уверена, что все мы выжили бы (а нас было четверо), если бы о нас не заботился Макс Волошин.
С утра он появлялся с рюкзаком за спиной. В рюкзаке находились завёрнутые в газету маленькие рыбёшки, называвшиеся комсой. Был там и хлеб, если это месиво можно было назвать хлебом. Была и бутылочка с касторковым маслом, с трудом раздобытая в аптеке. Рыбёшек жарили в касторке. Это издавало такой страшный запах, что я, теряя сознание от голода, всё же бежала от этих рыбок в соседний двор. Помню, как он огорчался этим. И искал иные возможности меня покормить.
Однажды, когда Волошин был у нас, началась стрельба. Оружейная и пулемётная. Мы с Павлой Леонтьевной упросили его не уходить, остаться у нас. Уступили ему комнату. Утром он принёс стихи:
Зима в тот год была страстной неделей.
И красный мак сплелся с кровавой Пасхой.
И в ту весну Христос не воскресал.
На исплаканном лице была написана нечеловеческая мука.
Волошин был большим поэтом, чистым, добрым, большим человеком".
Время мчится, как литерный поезд
NEW 27.07.14 13:10
in Antwort Valentina6 27.07.14 13:04, Zuletzt geändert 27.07.14 13:11 (Valentina6)
05.11.14 04:24
in Antwort Valentina6 27.07.14 13:10
Дающие наслаждение
"Именины А. (Ахматовой, - Авт.).Она говорит, что Бор. Пастернак относится к ней, как я к П.Л. (Вульф - Авт.).
Не встречала никого пленительнее, ослепительнее Пастернака. Это какое-то чудо. Гудит, а не говорит, и всё время гудит, что-то читая...
Я знала блистательных - - Михоэлс, Эйзенштейн, - но Пастернак потрясает так, что слушаю его с открытым ртом. Когда они вместе - А. и П. - то кажется, будто в одно и то же время в небе солнце и луна, и звёзды, и громы, и молнии. Я была счастлива видеть их вместе, слушать их, любоваться ими. Люди, дающие наслаждение, - вот благодать!"
"Именины А. (Ахматовой, - Авт.).Она говорит, что Бор. Пастернак относится к ней, как я к П.Л. (Вульф - Авт.).
Не встречала никого пленительнее, ослепительнее Пастернака. Это какое-то чудо. Гудит, а не говорит, и всё время гудит, что-то читая...
Я знала блистательных - - Михоэлс, Эйзенштейн, - но Пастернак потрясает так, что слушаю его с открытым ртом. Когда они вместе - А. и П. - то кажется, будто в одно и то же время в небе солнце и луна, и звёзды, и громы, и молнии. Я была счастлива видеть их вместе, слушать их, любоваться ими. Люди, дающие наслаждение, - вот благодать!"
Время мчится, как литерный поезд
NEW 05.11.14 04:32
in Antwort Valentina6 05.11.14 04:24, Zuletzt geändert 05.11.14 04:32 (Valentina6)
NEW 05.11.14 04:33
in Antwort Valentina6 05.11.14 04:32, Zuletzt geändert 05.11.14 04:33 (Valentina6)
NEW 05.11.14 04:43
in Antwort Valentina6 05.11.14 04:33
*****
"Третий час ночи... Знаю, что не засну, буду думать где достать деньги, чтобы отдохнуть во время отпуска мне, и не одной, а с П.Л. Перерыла все бумаги, обшарила все карманы и не нашла ничего похожего на денежные знаки".
*****
"Сегодня приснилось, что я звоню по телефону, разыскивала Павлу Леонтьевну. Кто-то ответил в трубку что-то невнятное, и вдруг я явственно услышала её голос, она сказала: "Кто-то зовёт меня к телефону", - и тут нас разъединили.
Проснулась в тоске. Приходила Норочка Полонская, добрая душа, я хотела рассказать ей сон (я под впечатлением сна целый день) и постеснялась. Потом пришла Ир., которая когда-то сказала мне, что не любит, когда ей пересказывают сны.
И я вспомнила, что недавно думала и твёрдо знаю, что ничто так не даст понять и ощутить своего одиночества, как то, когда некому рассказать сон".
*****
Как-то Раневская ещё жила в одной квартире с Вульфами, а маленький Алёша ночью капризничал и не засыпал, Павла Леонтьевна предложила:
- Может, я ему что-нибудь спою?
- Ну зачем так сразу, - не согласилась Раневская. - Давай ещё попробуем по-хорошему.
"Третий час ночи... Знаю, что не засну, буду думать где достать деньги, чтобы отдохнуть во время отпуска мне, и не одной, а с П.Л. Перерыла все бумаги, обшарила все карманы и не нашла ничего похожего на денежные знаки".
*****
"Сегодня приснилось, что я звоню по телефону, разыскивала Павлу Леонтьевну. Кто-то ответил в трубку что-то невнятное, и вдруг я явственно услышала её голос, она сказала: "Кто-то зовёт меня к телефону", - и тут нас разъединили.
Проснулась в тоске. Приходила Норочка Полонская, добрая душа, я хотела рассказать ей сон (я под впечатлением сна целый день) и постеснялась. Потом пришла Ир., которая когда-то сказала мне, что не любит, когда ей пересказывают сны.
И я вспомнила, что недавно думала и твёрдо знаю, что ничто так не даст понять и ощутить своего одиночества, как то, когда некому рассказать сон".
*****
Как-то Раневская ещё жила в одной квартире с Вульфами, а маленький Алёша ночью капризничал и не засыпал, Павла Леонтьевна предложила:
- Может, я ему что-нибудь спою?
- Ну зачем так сразу, - не согласилась Раневская. - Давай ещё попробуем по-хорошему.
Время мчится, как литерный поезд
NEW 05.11.14 04:53
in Antwort Valentina6 05.11.14 04:43, Zuletzt geändert 05.11.14 04:53 (Valentina6)
NEW 05.11.14 04:59
in Antwort Valentina6 05.11.14 04:53, Zuletzt geändert 05.11.14 05:07 (Valentina6)
Ирина Вульф
(Дочь Павлы Ирина очень ревновала мать к Фаине. Ей казалось, что Фаина намного ближе и роднее матери, чем она. И чтобы доказать, что и она на что-то способна, Ирина сама пробивалась на сцену. Уехала в Москву, поступила во МХАТ, успешно выступала на столичной сцене, потом стала режиссером и даже ставила спектакли, в которых принимала участие Фаина Раневская - прим.моё, найдено в Инете)
фото из Инет
(Дочь Павлы Ирина очень ревновала мать к Фаине. Ей казалось, что Фаина намного ближе и роднее матери, чем она. И чтобы доказать, что и она на что-то способна, Ирина сама пробивалась на сцену. Уехала в Москву, поступила во МХАТ, успешно выступала на столичной сцене, потом стала режиссером и даже ставила спектакли, в которых принимала участие Фаина Раневская - прим.моё, найдено в Инете)
фото из Инет
Время мчится, как литерный поезд
NEW 05.11.14 23:26
in Antwort Valentina6 29.03.12 11:50
NEW 07.11.14 03:41
Смертная тоска
"...Не сплю, ночи, целые ночи напролёт не сплю. Тоскую смертно по Павле Леонтьевне. Если бы я писала что-то вроде воспоминаний, была бы горестная книжка".
*****
"Сначала бессонница, потом приходит сон, когда просыпается дом и дети сбегают с лестницы, торопятся в школу.
Боюсь сна, боюсь снов...
Вот вошла в чёрном Ахматова, худая - я не удивилась, не испугалась. Спрашивает меня: "Что было после моей смерти?" Я подумала, а стоит ли говорить о стихах Евтушенко "Памяти Ахматовой"...
Решила не говорить...
Во сне не было страшно, страх, когда проснулась.
Нестерпимая мука - в то же утро видела во сне П.Л. - маленькая, чёрная, она жаловалась, что ей холодно, просила прикрыть ей ноги пледом в могиле.
Как я всегда боюсь того, что случилось, боялась пережить её".
*****
Столь же трепетные, доверительные, трогательные отношения сложились у Раневской с великой и великолепной Анной Ахматовой. Зная об их удивительной дружбе, Зильберштейн, многие годы редактировавший "Литературное наследие", попросил Раневскую написать воспоминания об Ахматовой.
- Вы ведь, наверное, часто вспоминаете её? - спросил он.
- Ахматову я вспоминаю ежесекундно, - сказала Раневская, - но написать о себе воспоминания она мне не поручала.
И добавила с горечью:
- Какая страшная жизнь ждёт эту великую женщину после смерти - воспоминания друзей.
Из написанного ею нельзя сложить воспоминания об Ахматовой. Эмоции, вроде бы незначительные эпизоды из жизни. Но эти эпизоды из жизни двух великих людей - актрисы и поэтессы. И каждый штрих, каждое слово дополняет, полнее раскрывает величие одной и другой. И вот что характерно: возвышенные слова, эпитеты в превосходной степени не кажутся нам чужеродными. И невольно задумываешься: почему же мы боимся их, красивых слов, или люди обмельчали? Впрочем, нет - слова по ранжиру. Высокое - высоким...
in Antwort pivoner 05.11.14 23:26
Смертная тоска
"...Не сплю, ночи, целые ночи напролёт не сплю. Тоскую смертно по Павле Леонтьевне. Если бы я писала что-то вроде воспоминаний, была бы горестная книжка".
*****
"Сначала бессонница, потом приходит сон, когда просыпается дом и дети сбегают с лестницы, торопятся в школу.
Боюсь сна, боюсь снов...
Вот вошла в чёрном Ахматова, худая - я не удивилась, не испугалась. Спрашивает меня: "Что было после моей смерти?" Я подумала, а стоит ли говорить о стихах Евтушенко "Памяти Ахматовой"...
Решила не говорить...
Во сне не было страшно, страх, когда проснулась.
Нестерпимая мука - в то же утро видела во сне П.Л. - маленькая, чёрная, она жаловалась, что ей холодно, просила прикрыть ей ноги пледом в могиле.
Как я всегда боюсь того, что случилось, боялась пережить её".
*****
Столь же трепетные, доверительные, трогательные отношения сложились у Раневской с великой и великолепной Анной Ахматовой. Зная об их удивительной дружбе, Зильберштейн, многие годы редактировавший "Литературное наследие", попросил Раневскую написать воспоминания об Ахматовой.
- Вы ведь, наверное, часто вспоминаете её? - спросил он.
- Ахматову я вспоминаю ежесекундно, - сказала Раневская, - но написать о себе воспоминания она мне не поручала.
И добавила с горечью:
- Какая страшная жизнь ждёт эту великую женщину после смерти - воспоминания друзей.
Из написанного ею нельзя сложить воспоминания об Ахматовой. Эмоции, вроде бы незначительные эпизоды из жизни. Но эти эпизоды из жизни двух великих людей - актрисы и поэтессы. И каждый штрих, каждое слово дополняет, полнее раскрывает величие одной и другой. И вот что характерно: возвышенные слова, эпитеты в превосходной степени не кажутся нам чужеродными. И невольно задумываешься: почему же мы боимся их, красивых слов, или люди обмельчали? Впрочем, нет - слова по ранжиру. Высокое - высоким...
Время мчится, как литерный поезд
NEW 07.11.14 04:15
in Antwort Valentina6 07.11.14 03:41, Zuletzt geändert 07.11.14 04:15 (Valentina6)
NEW 07.11.14 04:31
in Antwort Valentina6 07.11.14 04:15
"Сегодня у меня обедала Ахматова, величавая и величественная, ироничная и трагическая, весёлая и вдруг такая печальная, что при ней неловко улыбнуться и говорить о пустяках. Как ей удалось удержаться от безумия - для меня не постижимо.
Говорит, что не хочет жить, и я ей абсолютно верю. Торопится уехать в Ленинград. Я спросила: "Зачем?" Она ответила: "Чтобы нести свой крест". Я сказала: "Несите его здесь". Вышло грубо и неловко. Но она на меня не обижалась никогда.
Странно, что у меня, такой сентиментальной, нет к ней чувства жалости или участия. Не шевелятся во мне к ней эти чувства, обычно пугающие меня по отношению ко всем людям с их малюсенькими несчастиями".
Ай да Фаина Георгиевна! И здесь она, как в каждой своей вроде бы малозначительной роли, задаёт многозначительные вопросы. Конечно же, драгоценная, жалеть сирого убогого человека, вместе с его "малюсенькими несчастиями" надо. Но нельзя жалеть великих - даже с их великими бедами. Именно поэтому каждый, несмотря на многотрудность вашей жизни и жизни Ахматовой, не жалеть - завидовать должен. Вы выбрали свой крест. И старались донести его до конца. И донесли... "Через тернии - к звёздам".
Может быть, поэтому в каждой фразе, написанной или произнесённой великой Раневской, хочется увидеть глубинный смысл: Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар".
Что это? Самоуничижение или трезвая оценка своей роли в искусстве, ведь комар перед пиром победы (своеобразным спектаклем выпивания крови) звучит для жертвы громче иерихонской трубы.
Но вернёмся к воспоминаниям. Вроде бы сумбурно, не по датам или чувствам, переживаниям. Безотносительно ко времени.
*****
Ахматова мне говорила: "Вы великая актриса".
А Фаина Георгиевна тут же ей добавляла:
- Ну да, я великая артистка, и поэтому ничего не играю, меня надо сдать в музей. Я не великая артистка, а великая жопа".
Говорит, что не хочет жить, и я ей абсолютно верю. Торопится уехать в Ленинград. Я спросила: "Зачем?" Она ответила: "Чтобы нести свой крест". Я сказала: "Несите его здесь". Вышло грубо и неловко. Но она на меня не обижалась никогда.
Странно, что у меня, такой сентиментальной, нет к ней чувства жалости или участия. Не шевелятся во мне к ней эти чувства, обычно пугающие меня по отношению ко всем людям с их малюсенькими несчастиями".
Ай да Фаина Георгиевна! И здесь она, как в каждой своей вроде бы малозначительной роли, задаёт многозначительные вопросы. Конечно же, драгоценная, жалеть сирого убогого человека, вместе с его "малюсенькими несчастиями" надо. Но нельзя жалеть великих - даже с их великими бедами. Именно поэтому каждый, несмотря на многотрудность вашей жизни и жизни Ахматовой, не жалеть - завидовать должен. Вы выбрали свой крест. И старались донести его до конца. И донесли... "Через тернии - к звёздам".
Может быть, поэтому в каждой фразе, написанной или произнесённой великой Раневской, хочется увидеть глубинный смысл: Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала, как комар".
Что это? Самоуничижение или трезвая оценка своей роли в искусстве, ведь комар перед пиром победы (своеобразным спектаклем выпивания крови) звучит для жертвы громче иерихонской трубы.
Но вернёмся к воспоминаниям. Вроде бы сумбурно, не по датам или чувствам, переживаниям. Безотносительно ко времени.
*****
Ахматова мне говорила: "Вы великая актриса".
А Фаина Георгиевна тут же ей добавляла:
- Ну да, я великая артистка, и поэтому ничего не играю, меня надо сдать в музей. Я не великая артистка, а великая жопа".
Время мчится, как литерный поезд