Login
Корка хлеба на стакане...
83
22.02.08 14:25
В Православии и у русских вообще очень много традиций.
Можно, конечно, создать ветку про традиции. Но меня интересует именно эта традиция - Корка хлеба на (гранённом) стакане.
Как-то видел в КаВээНе - там что-то было про Новый Год, потом смерть в дверь стучится. её не распознают как смерть (вернее не хотят). С пьяну думают, что снегурка с косой пришла Потом один водку выпить хочет, а смерть ему кусочек хлеба на стакан положила, он бледный стал, стакан поставил. Когда положили хлеб на стакан - все смеялись и всем был намёк понятен - поминают так усопшего. А почему именно так???
Можно, конечно, создать ветку про традиции. Но меня интересует именно эта традиция - Корка хлеба на (гранённом) стакане.
Как-то видел в КаВээНе - там что-то было про Новый Год, потом смерть в дверь стучится. её не распознают как смерть (вернее не хотят). С пьяну думают, что снегурка с косой пришла Потом один водку выпить хочет, а смерть ему кусочек хлеба на стакан положила, он бледный стал, стакан поставил. Когда положили хлеб на стакан - все смеялись и всем был намёк понятен - поминают так усопшего. А почему именно так???
Зевс Великий
NEW 22.02.08 14:42
in Antwort 3EBC 22.02.08 14:25
Я не знаю, что оно символизирует, но когда-то читала среди ответов православных священников насчет этого "забубона"...так он ответил, что это к христианству не имеет никакого отношения и делать так неправильно..
NEW 23.02.08 00:34
in Antwort 3EBC 22.02.08 14:25
Да, я тоже думаю, что христианских корней обычай не имеет.
Песня вспомнилась...
Бойцам "Альфы"
Слова: Юрий Слатов / Музыка: Юрий Слатов / Исп.: группа Голубые береты
Чёрная маска скрывает лицо,
Но не скрывает глаз.
Палец на спуске и кто его знает
Бог или дьявол за нас.
Точка на карте, рёв самолёта,
Друга прощальный взгляд.
Кто его знает, Бог или дьявол,
Кто не вернётся назад...
Припев:
А вчера не стало Глеба,
В ночь ушёл и не вернулся.
На стакане корка хлеба,
Командир к столу пригнулся.
Не погиб он и не умер,
Он ушёл и где-то рядом.
Мы его салютом звёздным
Провожали всем отрядом.
А вчера не стало Глеба,
В ночь ушёл и не вернулся.
На стакане корка хлеба,
Командир к столу пригнулся.
Не погиб он и не умер,
Он ушёл и где-то рядом.
Мы его салютом звёздным
Провожали всем отрядом.
Снова опасность, мороз по спине,
Смерти тяжёлый взор.
Снова встают против нас на Земле
Чёрный разбой и террор.
Точка на карте, рёв самолёта,
Дома не спит жена.
Пусть никогда она не узнает
Слова, как пуля, "вдова".
Припев:
А вчера не стало Глеба,
В ночь ушёл и не вернулся.
На стакане корка хлеба,
Командир к столу пригнулся.
Не погиб он и не умер,
Он ушёл и где-то рядом.
Мы его салютом звёздным
Провожали всем отрядом.
А вчера не стало Глеба,
В ночь ушёл и не вернулся.
На стакане корка хлеба,
Командир к столу пригнулся.
Не погиб он и не умер,
Он ушёл и где-то рядом.
Мы его салютом звёздным
Провожали всем отрядом.
Песня вспомнилась...
Бойцам "Альфы"
Слова: Юрий Слатов / Музыка: Юрий Слатов / Исп.: группа Голубые береты
Чёрная маска скрывает лицо,
Но не скрывает глаз.
Палец на спуске и кто его знает
Бог или дьявол за нас.
Точка на карте, рёв самолёта,
Друга прощальный взгляд.
Кто его знает, Бог или дьявол,
Кто не вернётся назад...
Припев:
А вчера не стало Глеба,
В ночь ушёл и не вернулся.
На стакане корка хлеба,
Командир к столу пригнулся.
Не погиб он и не умер,
Он ушёл и где-то рядом.
Мы его салютом звёздным
Провожали всем отрядом.
А вчера не стало Глеба,
В ночь ушёл и не вернулся.
На стакане корка хлеба,
Командир к столу пригнулся.
Не погиб он и не умер,
Он ушёл и где-то рядом.
Мы его салютом звёздным
Провожали всем отрядом.
Снова опасность, мороз по спине,
Смерти тяжёлый взор.
Снова встают против нас на Земле
Чёрный разбой и террор.
Точка на карте, рёв самолёта,
Дома не спит жена.
Пусть никогда она не узнает
Слова, как пуля, "вдова".
Припев:
А вчера не стало Глеба,
В ночь ушёл и не вернулся.
На стакане корка хлеба,
Командир к столу пригнулся.
Не погиб он и не умер,
Он ушёл и где-то рядом.
Мы его салютом звёздным
Провожали всем отрядом.
А вчера не стало Глеба,
В ночь ушёл и не вернулся.
На стакане корка хлеба,
Командир к столу пригнулся.
Не погиб он и не умер,
Он ушёл и где-то рядом.
Мы его салютом звёздным
Провожали всем отрядом.
├
Православное общение├ ...не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире 1 Ин (4,1)
☦ Russisch-orthodoxer Meinungsaustausch☦..не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появи...
NEW 23.02.08 18:44
in Antwort 3EBC 22.02.08 14:25
В церкви - обряды.
В обществе - традиции.
В догонку "к стакану". Повальное посещение погоста (кладбища) в Троицу с уборкой могил.
У православных на поминальном столе кутья, блины и кисель.
Голова ясная для поминальных молитв.
В обществе - традиции.
В догонку "к стакану". Повальное посещение погоста (кладбища) в Троицу с уборкой могил.
У православных на поминальном столе кутья, блины и кисель.
Голова ясная для поминальных молитв.
NEW 26.02.08 01:09
Хм. Правильно/не правильно... Меня корни этой традиции интересуют...
in Antwort барабулька 22.02.08 14:42
В ответ на:
Я не знаю, что оно символизирует, но когда-то читала среди ответов православных священников насчет этого "забубона"...так он ответил, что это к христианству не имеет никакого отношения и делать так неправильно..
Я не знаю, что оно символизирует, но когда-то читала среди ответов православных священников насчет этого "забубона"...так он ответил, что это к христианству не имеет никакого отношения и делать так неправильно..
Хм. Правильно/не правильно... Меня корни этой традиции интересуют...
Зевс Великий
NEW 26.02.08 01:12
А какие корни у этого обычая???
По-моему, я их как-то в интернете видел (десантников поющих)...
in Antwort Jascha 23.02.08 00:34
В ответ на:
Да, я тоже думаю, что христианских корней обычай не имеет.
Да, я тоже думаю, что христианских корней обычай не имеет.
А какие корни у этого обычая???
В ответ на:
Точка на карте, рёв самолёта,
Дома не спит жена.
Пусть никогда она не узнает
Слова, как пуля, "вдова".
Точка на карте, рёв самолёта,
Дома не спит жена.
Пусть никогда она не узнает
Слова, как пуля, "вдова".
По-моему, я их как-то в интернете видел (десантников поющих)...
Зевс Великий
NEW 26.02.08 01:21
Не согласен. Обряды церковные - одно дело. То, что корка хлеба на стакане - не обряд - это и ежу понятно. Традиционно Эстонская Православная Церковь находилась на канонической территории Московского Патриархата, теперь Константинопольская Церковь её забрала. Так вот - это русская церковная традиция (насчёт эстонской церкви). Но эта церковная традиция не обряд. Я хочу просто сказать - традиции не только в обществе, но и в церкви...
Повальное? Или похвальное? Если первое, то я ничего не понял.
А на могилке тоже стол с яствами?
in Antwort Васильевна 23.02.08 18:44
В ответ на:
В церкви - обряды.
В обществе - традиции.
В церкви - обряды.
В обществе - традиции.
Не согласен. Обряды церковные - одно дело. То, что корка хлеба на стакане - не обряд - это и ежу понятно. Традиционно Эстонская Православная Церковь находилась на канонической территории Московского Патриархата, теперь Константинопольская Церковь её забрала. Так вот - это русская церковная традиция (насчёт эстонской церкви). Но эта церковная традиция не обряд. Я хочу просто сказать - традиции не только в обществе, но и в церкви...
В ответ на:
В догонку "к стакану". Повальное посещение погоста (кладбища) в Троицу с уборкой могил.
В догонку "к стакану". Повальное посещение погоста (кладбища) в Троицу с уборкой могил.
Повальное? Или похвальное? Если первое, то я ничего не понял.
В ответ на:
У православных на поминальном столе кутья, блины и кисель.
У православных на поминальном столе кутья, блины и кисель.
А на могилке тоже стол с яствами?
Зевс Великий
Зевс Великий
NEW 26.02.08 09:55
in Antwort 3EBC 26.02.08 01:21, Zuletzt geändert 26.02.08 09:57 (Васильевна)
Мир дому сему!
Поминальная трапеза в православной традиции - это продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Существует народная традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование.
Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
Поминальная трапеза в православной традиции - это продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Существует народная традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование.
Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
NEW 26.02.08 10:39
in Antwort 3EBC 26.02.08 01:21, Zuletzt geändert 26.02.08 10:53 (Васильевна)
Если тема интересует, то предлагаю прочитать книги о "Язычестве славян".
Язычество древней Руси.
Рыбаков Борис Александрович.
Глава вторая. Погребальная обрядность
http://paganism.msk.ru/liter/rybakov15.htm
Поиски корней
http://paganism.msk.ru/liter/rybakov14.htm
Язычество древней Руси
Кафедра Философии и Психологии
http://www.prazdnikinfo.ru/20/1/i8_758.htm
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html
Язычество древней Руси.
Рыбаков Борис Александрович.
Глава вторая. Погребальная обрядность
http://paganism.msk.ru/liter/rybakov15.htm
Поиски корней
http://paganism.msk.ru/liter/rybakov14.htm
Язычество древней Руси
Кафедра Философии и Психологии
http://www.prazdnikinfo.ru/20/1/i8_758.htm
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html
NEW 27.02.08 21:24
Васильевна сказала уже: Существует народная традиция на поминальный стол для усопшего ставить ... рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском чёрного хлеба.
... Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьёт.
in Antwort 3EBC 26.02.08 01:12
В ответ на:
А какие корни у этого обычая???
А какие корни у этого обычая???
Васильевна сказала уже: Существует народная традиция на поминальный стол для усопшего ставить ... рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском чёрного хлеба.
... Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьёт.
☦ Russisch-orthodoxer Meinungsaustausch☦..не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появи...
NEW 28.02.08 10:18
еще бы возле плиты рюмку ставили...или батареи...или на солнце ...
короче, "языческие" традиции остались...
душа только первые 3 дня в доме...значит с православием точно никакой связи нет..
in Antwort Jascha 27.02.08 21:24
В ответ на:
Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьёт.
Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьёт.
еще бы возле плиты рюмку ставили...или батареи...или на солнце ...
короче, "языческие" традиции остались...
В ответ на:
оставлять до сорока дней
оставлять до сорока дней
душа только первые 3 дня в доме...значит с православием точно никакой связи нет..
NEW 04.03.08 20:06
А почему такой негатив на нецерковные традиции?
Есть традиция праздновать День России, международный праздник женщин Восьмое марта. Можно же и отпраздновать. Точно так же, как и трезвым поминать покойного в Церкви, а просто, лет 5 после похорон, если так хочется к усопшему на могилу, вспомнить его. Можно ведь просто взять с собой пузырь, выпить, налить для усопшего друга, вспомнить его...
in Antwort Васильевна 26.02.08 09:55
В ответ на:
По Церковному Уставу поминальные трапезы нельзя устраивать в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни, а также в Лазареву субботу, на Светлой седмице, в дни преполовения и отдаяния Пасхи, в Четверток, Пяток и Субботу Страстной седмицы, во вторые дни Рождества, Крещения и Святой Троицы. Во время Великого поста поминки можно совершать только в субботние дни.
Православному люду в храме бы надо находиться, а не на кладбище.
Поэтому и не похвально.
В храме молитва об участи души в ином мире.
К сожалению, и на могилках стол с яствами и стакан с корочкой хлеба.
По Церковному Уставу поминальные трапезы нельзя устраивать в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни, а также в Лазареву субботу, на Светлой седмице, в дни преполовения и отдаяния Пасхи, в Четверток, Пяток и Субботу Страстной седмицы, во вторые дни Рождества, Крещения и Святой Троицы. Во время Великого поста поминки можно совершать только в субботние дни.
Православному люду в храме бы надо находиться, а не на кладбище.
Поэтому и не похвально.
В храме молитва об участи души в ином мире.
К сожалению, и на могилках стол с яствами и стакан с корочкой хлеба.
А почему такой негатив на нецерковные традиции?
Есть традиция праздновать День России, международный праздник женщин Восьмое марта. Можно же и отпраздновать. Точно так же, как и трезвым поминать покойного в Церкви, а просто, лет 5 после похорон, если так хочется к усопшему на могилу, вспомнить его. Можно ведь просто взять с собой пузырь, выпить, налить для усопшего друга, вспомнить его...
Зевс Великий
NEW 04.03.08 20:13
in Antwort Васильевна 26.02.08 10:39, Zuletzt geändert 04.03.08 20:14 (3EBC)
Да нет, язычество славян меня особо не интересует. Соглашусь, что неправославная традиция. И скажу: ну и что?! 23 февраля тоже неправославная традиция. Кесарево кесарю, а Божье Богу. "Корка хлеба на стакане" не посягает на то, чтобы быть православным. Это просто русская традиция. И я за эту традицию. Зато я против советской традиции, вешать фотки усопших на могильную плиту / камень / железный холмик. Вот этого не следует делать.
Зевс Великий
NEW 04.03.08 22:09
in Antwort 3EBC 04.03.08 20:06
Я имела ввиду, что в великие праздники и в родительские субботы надо бы находиться в храме.
Что уж скрывать, не у всех праведная жизнь.
Православные верят, что своими молитвами мы сможем помочь усопшему.
Я думала о своей кончине.Так хочется, чтобы обо мне помолились.
Не надо мне всех традиций, помощи хочется и чтобы вспомнили добрым словом и помолились о лучшей участи.
Что уж скрывать, не у всех праведная жизнь.
Православные верят, что своими молитвами мы сможем помочь усопшему.
Я думала о своей кончине.Так хочется, чтобы обо мне помолились.
Не надо мне всех традиций, помощи хочется и чтобы вспомнили добрым словом и помолились о лучшей участи.
NEW 07.03.08 15:29
in Antwort 3EBC 22.02.08 14:25
Ещё никогда не присутсвовала при таком обычае... Яйца как-то пасхальные на могилку принесли. Но ели сами...
Маруся Климова... Прости любимого.
NEW 11.03.08 18:10
В великие праздники надо находиться в храме. Не спорю.
Но на могилках я ещё никогда не был во время великих праздников.
in Antwort Васильевна 04.03.08 22:09
В ответ на:
Я имела ввиду, что в великие праздники надо бы находиться в храме.
Что уж скрывать, не у всех праведная жизнь.
Православные верят, что своими молитвами мы сможем помочь усопшему.
Я думала о своей кончине.Так хочется, чтобы обо мне помолились.
Не надо мне всех традиций, помощи хочется и чтобы вспомнили добрым словом.
Попробую в инете найти книги, которые читала.
Я имела ввиду, что в великие праздники надо бы находиться в храме.
Что уж скрывать, не у всех праведная жизнь.
Православные верят, что своими молитвами мы сможем помочь усопшему.
Я думала о своей кончине.Так хочется, чтобы обо мне помолились.
Не надо мне всех традиций, помощи хочется и чтобы вспомнили добрым словом.
Попробую в инете найти книги, которые читала.
В великие праздники надо находиться в храме. Не спорю.
Но на могилках я ещё никогда не был во время великих праздников.
Зевс Великий