русский

Загадочные сооружения Земли.

16812  
  malru* Miss Marple11.01.10 21:18
malru*
NEW 11.01.10 21:18 
В джунглях Амазонки нашли огромные рисунки, как на плато Наска
Ученые полагают, что наткнулись на следы исчезнувшей цивилизации.
Странные ╚художества╩ тысячелетиями скрывались в непроходимых зарослях. Но их вырубили. И рисунки стали видны.

--Открытия идут одно за другим, -- говорит Дениз Шаан (Denise Schaan) из Бразильского государственного университета (Federal University of Pará in Belém, Brazil). -- Изображения, так называемые геоглифы (geoglyphs), заметны даже на снимках из космоса (Google Earth images). Уже найдено 260 штук. Это линии и геометрические фигуры: квадраты, многоугольники, концентрические круги. Они словно бы выдавлены в почве.
╚Канавы╩, образующие геоглифы, имеют ширину порядка 11 метров. Глубина -- от одного до двух метров. Размеры фигур -- от 90 до 300 метров.
По мнению ученых, первые рисунки появились около 2 тысяч лет назад, последние -- в XIII веке нашей эры. Сделали их представители неизвестной цивилизации, жившие тут. Но с какой-то загадочной целью. Как и рисунки на плато Наска.
#1 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:21
malru*
NEW 11.01.10 21:21 
in Antwort malru* 11.01.10 21:18
Большинство амазонских геоглифов ориентированы строго на север и выполнены с большой точностью. И есть гипотеза, что их каким-то образом использовали для астрономических наблюдений или измерений.

Примерно в 200 километрах от рисунков находятся некоторые объекты древней цивилизации инков. Но ничего, чтобы относилось к ним, тут, на удивление, не обнаружено.
#2 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:26
malru*
NEW 11.01.10 21:26 
in Antwort malru* 11.01.10 21:21
Страна кавказских карликов
Прошло уже более двух веков с тех пор, как российские ученые заинтересовались дольменами Кавказа. Свыше семи тысяч дольменов вытянулись 40-километровой полосой по западному, спускающемуся к Черному морю склону Кавказа. Правда, сохранилось их сейчас всего около 150. Экспедиции, как организованные Академией наук, так и любительские, в которых обычно участвовали уфологи, пытались понять, кто и зачем приложил титанические усилия для того, чтобы создать из многотонных глыб сооружения, напоминающие большую собачью будку. Но внятного ответа получить не удалось.
Жить в дольменах человеку нормального роста невозможно. Поэтому адыгейцы - местные жители - считают их домами карликов, когда-то обитавших в окрестных горах. А еще эти сооружения называют ╚домами вечности╩. Дело в том, что, по поверьям, карлики не ушли, а спустились под землю и живут там в пещерах. Иногда они поднимаются на поверхность, и тогда в дольменах происходят непонятные вещи. Над маленькими каменными домами зажигаются таинственные огни, порой слышатся звуки, напоминающие раскаты грома. Поэтому адыгейцы никогда не селятся вблизи дольменов и стараются держаться от них подальше.
Морской народ бицента
Официальная наука не спешит объяснить причину появления дольменов. Проще всего было бы объявить их могилами местной знати. Действительно, в некоторых из них были найдены захоронения адыгейских князей. Но после того, как в археологии для определения возраста той или иной находки стали использовать радиоуглеродный метод, выяснилось: все захоронения гораздо старше самих дольменов. А возраст последних колеблется от 5 до 10 тысяч лет.
Всех ученых, занимавшихся изучением западно-кавказских дольменов, поражали огромные усилия, которые, конечно же, требовались для создания этих маленьких каменных сооружений. Блоки песчаника весом до нескольких десятков тонн переносились непостижимым образом по горам за несколько километров от каменоломни до места сооружения дольмена. Укладывали плиты столь тщательно, что в щели между ними нельзя было вставить лезвие ножа.
Вот что рассказывают местные жители о строителях дольменов. В незапамятные времена здесь обитал пришедший из моря народ бицента - карлики. Эти люди обладали уникальными способностями. Они могли взглядом валить деревья, передвигать скалы, разговаривать друг с другом через сотни километров. Жили карлики в глубоких пещерах. В это же время в горных долинах жили могучие, но туповатые великаны-охотники. Однажды карлики увидели, как великаны во время отдыха забавляются игрой, перекидываясь круглыми каменными глыбами. Тут-то карлики и решили использовать столь удивительную физическую силу великанов в своих целях и внушили им мысль строить домики-дольмены из огромных, неподъемных для обыкновенных людей глыб.
Сеансы связи
Недавно обнаружилось еще одно удивительное свойство дольменов. Их скопления совпадают с крупными разломами, по которым из глубин Земли поднимается к поверхности энергия. Именно ее, похоже, и улавливают дольмены. Люди с экстрасенсорными способностями, попадая в загадочные строения, ощущают ее присутствие. Энергия Земли усиливает их способности. Именно в этих местах иной раз происходят спонтанные ╚сеансы связи╩ с людьми, находящимися далеко отсюда. Особенно часто такие сеансы удаются в так называемом Доме любви - дольмене, находящемся на реке Жане.
Адыги стараются обходить дольмены стороной. Они считают, что тот, кто идет к дольменам ╚неподготовленным╩, ╚непризванным╩ и с нечистыми помыслами, будет жестоко наказан высшими силами.
#3 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:29
malru*
NEW 11.01.10 21:29 
in Antwort malru* 11.01.10 21:26
Носители высшего знания
Но недавно к дольменам Геленджика потянулись вереницы приезжих. Основательница общественной экологической организации ╚Звенящие кедры России╩ Анастасия выдвинула интересную теорию, объясняющую странные явления, порой происходящие около дольменов. По ее мнению, дольмен - это живое существо. Его соорудили люди, наделенные высшими знаниями. Цивилизация этих людей погибла, и они решили передать свои знания потомкам. Чувствуя скорую кончину, человек воздвигал ╚погребальный дом╩ - дольмен. Он уходил в него еще живым и закрывал изнутри каменную пробку. Когда этот человек умирал, его мыслительная энергия впитывались плитами постройки.
Сегодня любой желающий может вступить в прямое общение с носителями высшего знания, для этого достаточно прижаться ухом к каменной стене сооружения. Таким образом, считает Анастасия, появляется возможность получить ╚силу первоистоков знаний╩, растерянных за последние бездуховные века.
По словам тех, кто побывал у дольменов, возможность приобщиться к высшему знанию зависит от того, с каким настроем идет к нему человек. Лучше приходить туда в одиночестве. Посидишь, подумаешь и найдешь ответы на свои вопросы. Когда приходит экскурсия, такое случается реже. Мысли у людей разные, энергетика разная - все перемешивается, и зачастую никакого эффекта от соприкосновения с дольменом люди не получают.
У каждого дольмена - свое предназначение. Воздействие, которое он оказывает, напрямую зависит от образа жизни и мыслей обращающегося к нему человека.
Случаются здесь и случаи исцеления больных. Но не дольмены лечат, положительные изменения происходят из-за того, что изменяется внутреннее состояние человека, строй его мыслей.
Фома неверующий
Бывает и так, что ответ на свой вопрос получает человек, считающий истории о дольменах выдумками и предрассудками. Вот, например, что испытал в тех местах москвич А. Потапов летом прошлого года. Поезда из-за селя, размывшего железнодорожные пути, не ходили. Чтобы не мучиться на вокзале, он решил скоротать время и сходить с экскурсией к дольмену в поселок Ашу.
Экскурсовод предупредил, что местное население посещает ╚дома карликов╩, только чтобы попросить или спросить о чем-то очень важном. Потапов, усмехаясь, сразу же закрыл глаза, положил руки на теплые плиты каменного сооружения и мысленно задал вопрос: ╚Когда же мы наконец уедем в Москву?╩ Тотчас в голове у него прозвучал голос: ╚Завтра, в три часа дня╩. Так оно и произошло. ╚До сих пор не могу поверить, что это правда...╩ - говорил соседям по купе Потапов.
Одна из экспедиций, вернувшись с Кавказа, привезла с собой и ╚материальные╩ доказательства происходящих там аномальных явлений. Систематическая фотосъемка дольменов дала неожиданный результат. В некоторых из них беспристрастный прибор фиксировал не видимые невооруженным глазом светящиеся шары, ленты, зигзаги. Эти снимки являются подтверждением гипотезы, что ╚дома вечности╩, построенные над разломами, являются своеобразными резонаторами, преобразующими энергию недр Земли в высокочастотные колебания физических полей.
Чтобы не портить пейзаж
╚Дома карликов╩, по мнению уфологов, построенные таинственным морским народом, служили для различных целей. В том числе для создания информационной системы земной, а может быть, и космической связи, контроля за погодой и даже для телепортации.
Что же касается примитивности облика этих сооружений, то один из исследователей дольменов, Игорь Боечин, очень точно сказал: ╚Мы ничего не знаем о вкусах и стилевых пристрастиях их гипотетических строителей. Возможно, они просто не хотели портить пейзаж инородными живой природе конструкциями╩.
#4 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:36
malru*
NEW 11.01.10 21:36 
in Antwort malru* 11.01.10 21:29
Сечин-Бахо- Сама старая монументальная постройка Нового Света.
В Перу строили пирамиды еще в те времена, когда в классической стране пирамид -- Египте -- только зарождалась государственность. Новое археологическое открытие Перу началось в 1994 году, когда перуанская исследовательница Рут Шади приступила к раскопкам в долине Супе и обнаружила древнейший город Америки ≈ Караль. Не менее поражают и начатые впоследствии раскопки в долине Касма на севере Перу. Здесь найдены святилища, построенные более четырех тысяч лет назад.
В долинах рек Сечин и Касма, почти в четырех сотнях километров к северу от столицы Перу, Лимы, давно искали золото инков. Но то, что нашли археологи из Германии и Перу, для ученых, пожалуй, важнее коллекции украшений времен испанской Конкисты. Здесь обнаружена самая древняя монументальная постройка Нового Света. Это здание, сооруженное из кирпича-сырца, возведено почти на девять столетий раньше, чем Караль, ╚первый город Америки╩. По методу радиоуглеродного анализа оно датировано 3400 ≈ 3200 годами до новой эры. В то время в Нильской долине еще не зародилась держава фараонов, а о строительстве пирамид никто даже не мечтал.
Речные долины -- одна из характерных примет пейзажа Перу. Он довольно однообразен. С одной стороны тянется сравнительно узкая -- от 80 до 180 километров -- прибрежная полоса, полоса пустынных равнин. С другой -- высится Сьерра -- обширная горная страна, Перуанские Анды. С гор сбегают многочисленные маловодные, короткие реки. В Тихий океан в пределах Перу впадает около полусотни рек. Они пересекают прибрежную полосу с востока на запад. В долинах этих рек на протяжении тысячелетий селились люди. Именно здесь и зарождались древнейшие культуры Перу.
В одном из таких оазисов -- в долине Касма -- обнаружено около полусотни монументальных построек. Ни в одной другой части Перу не расположено поблизости друг от друга столько храмовых комплексов. Для случайных туристов, привыкших к ╚чудесам архитектуры╩, эти памятники, впрочем, ничем не примечательны. Время изменило их почти до неузнаваемости. Древние пирамиды не сумели выдержать неспешную работу природных сил. Ветер и вода оказались сильнее расчетов строителей.

Однако под этими невысокими, невзрачными холмами могут таиться, с точки зрения археологов, подлинные сокровища. Конечно, не каждая из руин сравнится по возрасту с храмом Сечин-Бахо, древнейшим монументом Америки, но уже известно, что все они были построены 3-4 тысячи лет назад, а некоторые и еще раньше. К числу важнейших памятников долины реки Касма можно отнести храм Серро-Сечин (его каменные стены украшают около четырех сотен грубых и в то же время искусных рельефов) и святилище Сечин-Альто протяженностью почти два километра.
#5 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:38
malru*
NEW 11.01.10 21:38 
in Antwort malru* 11.01.10 21:36
Храм четырех дворов
Храмовый комплекс Сечин-Бахо (раскопки в нем начались в 2000 году) располагался на северной оконечности долины Касма, там, где поля, возделываемые крестьянами, постепенно переходили в пустыню. Общая площадь святилища достигает 30 гектаров. Здесь можно увидеть постройки, возведенные в разные эпохи. Длинная глухая стена отгораживает их от песков пустыни.
Главное здание храма выделяется четкой осевой симметрией. Оно сооружено на платформе высотой 20 метров. Благодаря применению геофизических методов установлено, что на этом месте когда-то находилось другое, еще более древнее здание, возведенное во второй половине IV тысячелетия до новой эры.
Стены храма, выполненного в виде пирамиды, на наш взгляд, непривычно пусты. Здесь нет ни рельефов, ни других изображений. Помещения имеют прямоугольную форму, но углы несколько скруглены. Кое-где в стенах, покрытых белой штукатуркой, виднеются ниши.
Перед главным зданием расположена ╚пристройка╩ высотой 14 метров, имевшая свой отдельный вход. Впоследствии проем между зданиями был засыпан.
Общие размеры комплекса составляют примерно 200 х 140 метров. Как отмечает немецкий археолог Рената Пацшке, ╚люди, построившие это святилище, несомненно, блестяще разбирались в архитектуре╩. Храмовый комплекс возведен в основном из крупных камней, доставленных с окрестных гор и затем обтесанных.

Непосредственно к святилищу примыкают четыре двора, расположенные вдоль его центральной оси. Все они, поднимаясь уступами, ведут к платформе. Первый, самый широкий двор огорожен сбоку стенами пятиметровой высоты. Настенные рельефы изображают людей с простертыми руками -- то ли участников какойто процессии, то ли танцующих. В правой руке они держат некий продолговатый предмет, а в левой -- что-то круглое, откуда появляется голова змеи.
Площадь двух первых дворов составляет около 2000 квадратных метров. Еще громаднее территория, прилегающая к ним,-- 18 тысяч квадратных метров. Очевидно, в древности здесь устраивались народные собрания и проводились религиозные церемонии. Во втором, как и в четвертом, дворе имелись ниши высотой в человеческий рост. В них были установлены фигуры идолов или же помещались мумии.
Третий двор располагается в шести с лишним метрах над вторым. Поначалу все дворы были открыты для посетителей. Однако со временем третий двор отделила от первых двух высокая стена. Она закрывала все происходившее там от посторонних глаз. Лишь две узкие боковые лестницы вели наверх. Очевидно, только избранные имели право подняться по ним. ╚Возможно, изменилась сама религия, которой придерживались местные жители, или же иной стала иерархия в обществе╩, -- полагает немецкий исследователь Петер Фукс, работающий в Перу вот уже четверть века.
#6 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:41
malru*
NEW 11.01.10 21:41 
in Antwort malru* 11.01.10 21:38
Около 1600 года до новой эры храм Сечин-Бахо был покинут. Все его помещения оказались пусты. Здесь не найдены не только изображения богов, но и предметы культа, и даже повседневные предметы. Брошенное святилище обычно изобилует различными артефактами. Здесь же археологам достались лишь отдельные жемчужины да фрагменты глиняных фигур.
Особенно любопытны осколки сосудов с круглым днищем, без горлышка, которые относятся к числу самых ранних образцов керамики, найденных в этом регионе. Они украшены стилизованным изображением рыбы. Известно, что у северного побережья Перу встречаются рыбы, обладающие галлюциногенным действием. И это изображение заставляет задуматься об экстатических ритуалах, очевидно, получивших распространение в Перу в указанную эпоху.
Что же прогнало людей из святилища? ╚Они не покидали храм в спешном бегстве -- они организованно уходили отсюда╩, -- отмечает археолог. В нескольких комнатах еще сохранилась глина, принесенная сюда, возможно, ею собирались заново штукатурить стены. Однако работы так и не начались. Лестницы замуровали, все входы в помещения закрыли. Храм опустел. Почему? Не знает никто.

На наружной стене платформы, своего рода ╚холсте╩ из глины, напоследок были процарапаны около 130 граффити. Это -- самая большая коллекция подобных рисунков, относящаяся к древнейшей истории Перу. По большей части это -- неловкие, ученические копии рельефов, украшавших стены первого двора.
Здесь встречаются геометрические орнаменты (кресты, прямоугольники, прямоугольные ступени), маски, головы, схематичные изображения человечков и животных. ╚Я не хочу сказать, что здесь имеются лишь примитивно процарапанные рисунки, -- подчеркивает Петер Фукс, -- но, памятуя, например, о рельефах в храме Серро-Сечин, хочется сказать, что они умели это делать гораздо лучше╩.
Но некоторые композиции довольно красивы и сложны. Например, археологов поразило химерическое существо, соединявшее в себе черты человека, каймана и хищной кошки с жутковатыми когтями и клыками. Подобные фигуры можно назвать характерными уже для последующей эпохи, получившей название ╚эпохи Чавина╩. Речь идет о культуре, сложившейся в северной части Перу к концу II тысячелетия до новой эры и просуществовавшей примерно до IV века новой эры. Основным ее памятником был храмовый комплекс Чавин-де-Уантар. Может быть, подобный рисунок знаменовал торжество новой религии, окончательно утвердившейся несколько столетий спустя? Древнейшая часть храма Чавин-де-Уантар тоже была украшена изображением человеческой фигуры с клыками хищной кошки и змеями вместо волос.
#7 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:44
malru*
NEW 11.01.10 21:44 
in Antwort malru* 11.01.10 21:41

┘После 1600 года до новой эры храм Сечин-Бахо используется лишь для погребений. По данным на июль 2008 года, здесь обнаружено 118 захоронений, относящихся к позднейшим эпохам.
Серро-Сечин: рыбы ищут, где отрубленные головы
В местечке Серро-Сечин, примерно в километре от Сечин-Бахо, раскопки ведутся почти четверть века. Стены здешнего святилища хранят память о тысяче лет древней истории страны -- тем более что степень сохранности памятника не может не порадовать любого археолога. Храм Серро-Сечин не был разрушен воинственными племенами, его не разграбили конкистадоры, не разобрали на строительные материалы крестьяне из окрестных нищих деревень. Около 1300 года до новой эры храм был засыпан лавиной и навсегда погребен под ней. Его былое великолепие вновь открылось людям благодаря работе перуанских и немецких исследователей.
Здание покоится на ступенчатой платформе, сооруженной в период между 2400 и 2200 годами до новой эры. Центральная часть храма украшена изображениями существ, напоминающих хищных кошек. Позднее святилище расширили, и по обеим сторонам от входного портала появились цветные рельефы, изображающие пятиметровых рыб, которые раскрывают страшную пасть. Похоже, они силятся проглотить отрубленные головы людей, виднеющиеся над ними.
Около 1900 года до новой эры здание было вновь расширено и огорожено стеной из четырех сотен каменных плит высотой до 4 метров. На ней увековечена жуткого вида процессия, которая, появившись с задней стороны храма, движется вдоль него к главному порталу. У этой стены менее всего думается о ╚поразительном миролюбии жителей древнейшего города Перу╩, как не устают подчеркивать участники раскопок в Карале. Здесь, в долине Касма, посетителям храма явлена типичная для Древней Америки жестокость. Двадцать четыре страшные человеческие фигуры составляют каменную процессию. Всюду вокруг них видны изувеченные тела жертв: отрубленные головы, руки и ноги, вспоротые и искромсанные торсы, потоки крови. Что это? Какой-то эпизод жертвоприношения, похожего на страшные ритуалы ацтеков, или память о маленькой победоносной войне, может быть, разграблении соседней долины?
Со временем и этот храм утратил былое значение и был аккуратно загорожен вплоть до уровня, на котором кончались плиты с рельефами. ╚Сзади в храм еще можно было войти -- так что он был закрыт лишь наполовину╩, -- комментирует Петер Фукс. Очевидно, это делалось для того, чтобы скрыть от посетителей сцены жестокого, убийственного разгула. ╚Но разрушать рельефы не стали -- отмечает исследователь. -- Может быть, они просто побоялись это делать, ведь чем, как говорится, черт не шутит╩.
#8 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:46
malru*
NEW 11.01.10 21:46 
in Antwort malru* 11.01.10 21:44
Дорога процессий ведет вспять от старых богов
Сечин-Альто -- самое молодое из трех главных святилищ, найденных в долине Касма. Сооружать его начали около 1800 года до новой эры. И оно же -- самое громадное. Этот храмовый комплекс протянулся почти на два километра (!). Наибольшая его высота достигает 60 метров. Не всякая пирамида с ним сравнится. Несомненно, это -- наиболее грандиозное кирпичное сооружение во всем Андском регионе. Оно включает собственно пирамиду и дорогу, которая вела к ней. В дни празднеств по этой дороге совершались процессии. Вдоль нее высились различные здания и простирались две круглые площади, углубленные в землю.
Похоже, считает Фукс, жители долины Касма, построив себе новое святилище -- Сечин-Альто, окончательно отказались от прежней святыни -- Сечин-Бахо -- и замуровали ее. Причину такой неприязни к древнему храму ученые пока не берутся объяснить. Можно вспомнить, впрочем, что и в Старом Свете люди не раз отрекались от прежних богов и объявляли войну храмам. Назовем хотя бы египетского фараона Эхнатона, повелевшего своим подданным поклоняться не Амону, а солнечному диску, объявленному божеством. Вероятно, подобные события знала и история Перу.
Раскопками Сечин-Альто вот уже несколько лет занимаются американские археологи Шелия и Томас Позорски. Некоторые из своих находок, например ╚Холм колонн╩, супруги объявили резиденцией некой ╚чрезвычайно важной персоны, возможно, настоятеля храмового комплекса Сечин_Альто или правителя всей долины Касма╩.
Правителя. Именно так. Неужели протянувшаяся на пару километров дорога процессий сооружена простой деревенской общиной? Для чего скромным крестьянам потребовалась монументальная постройка, заставляющая вспомнить памятники Египта? Разве в общине, где все равны, могла зародиться мысль о пирамиде высотой в 60 метров, которая нависает над равниной, словно тень, отброшенная грозным богом или его подобием -- царем? А площадь, достигавшая 110 метров в поперечнике, разве она -- достойная кулиса для лицедейства одного-единственного шамана? Нет, все здесь напоминает о волнении и рокоте масс, о твердой воле царей, о долгом -- длиною в жизнь -- пути к богам.
Появление подобных построек знаменует переход от земледельческой общины, где почти все были равны друг другу, к обществу, в котором установилась строгая иерархия. Величию неумолимого правителя (царя, верховного жреца) в нем будет соответствовать надменная мощь архитектуры: громадные площади, бесконечные полосы дорог, монументальные здания, невыносимая тяжесть монолитов и взметнувшаяся ввысь гора стен.
Американские археологи твердо убеждены в том, что древнейшие монументальные храмы в долине Касма составляли средоточия появившихся здесь первых городов. Эти города образовали союз -- архаичную форму государства. Столкновения между отдельными городами и привели к упадку, а затем и полной гибели культуры долины Касма. Нечто подобное нам известно и из истории, например, Месопотамии. Эпохи войн между городами-государствами знала и Древняя Греция, и Центральная Америка (цивилизация майя).
#9 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:49
malru*
NEW 11.01.10 21:49 
in Antwort malru* 11.01.10 21:46
От Гебекли-Бахо до Сечин-Тепе
Так ли это было здесь? Для американской археологии характерен поиск древнейших государственных образований. В долине Касма, утверждают Позорски, уже сложились свои ╚касты╩: аристократия, жречество и зависевшие от них чиновники. Другой исследователь этой долины, Петер Фукс, лишь полемично заявляет: ╚Я нигде не вижу чиновника╩. По его мнению, здесь еще не произошло столь заметного и резкого расслоения общества. Здесь пока ощутима лишь ╚специализация╩ -- выделяются шаманы, ремесленники, вожди, то есть люди, обладавшие определенными талантами и доблестями, которые они использовали во благо остальным соплеменникам.
Особенно важны шаманы -- будущие жрецы, хранившие память о прошлом, традиции племени. Они знали все, о чем лишь могли догадываться юноши и чему уже не верили старцы. От их сердечных слов пробуждались боги, от их завываний и кличей оторопь брала даже демонов. ╚Случалось так, что они собирали вокруг себя все племя. Но для этого требовалась подходящая декорация╩, -- продолжает Фукс. Соплеменники могли сходиться, например, на круглой площади или огороженном дворе. Позднее рядом огораживали еще один двор -- уже для избранных. Во время таких сходок устраивались настоящие представления, -- пожалуй, как на собраниях современных сект. Звучала музыка, раздавались песнопения, люди пускались в пляс.
┘Как бы то ни было, ясно одно. Учебники по истории Перу и ≈ шире! ≈ всей Южной Америки придется переписывать. Мы заново открываем целые тысячелетия становления культуры народов, населявших Анды. Заново пытаемся понять, когда индейцы Южной Америки начали переходить к оседлому образу жизни. Когда совершилась культурная революция и как на землях, населенных племенами охотников, рыбаков и собирателей, постепенно зародилось государство и возникло иерархическое общество? Как оно формировалось из разрозненных кланов? Как горизонтальная (племенная) структура общества сменялась вертикальной иерархией, присущей государству?
В этой ╚квадратуре круга╩ все еще остается много непонятного. Слишком трудно одна общность -- небольшой союз родственников и соратников -- поддается превращению в другую, в множество неприметных, одинаковых атомов, каждому из которых отведено свое неколебимое место. Рабу суждено остаться рабом, крестьянину -- крестьянином, и даже самый мудрый охотник никогда не станет царем, пусть он лучше любого вельможи умеет выслеживать зверя в лесу и ловить рыбу в реке.
Археологические открытия последнего десятилетия ставят под сомнение привычную модель формирования человеческой цивилизации. До недавних пор считалось, что появлению монументальной архитектуры предшествуют переход людей к оседлому образу жизни, развитие земледелия и животноводства, изобретение керамики. Первые архитекторы Древнего Перу были не пахарями, а рыбаками, не сеятелями, а собирателями трав, плодов и кореньев, не ремесленниками, а охотниками. Они не владели искусством письма, не умели изготавливать керамическую посуду -- они ╚лишь╩ строили храмы. Их опыт заставляет, впрочем, вспомнить другое достижение строителей каменного века, святилище, обнаруженное далеко от Перу --на земле Турции, в Гебекли-Тепе.
Мы мало что знаем о жителях Перу той далекой эпохи. Даже о точном назначении зданий, возведенных ими, можем подчас только гадать. С некоторой долей уверенности мы готовы сказать, что на этих площадях и дворах, в пирамидах и других постройках проводились какие-то общинные празднества и выполнялись определенные ритуалы.
┘Еще недавно, в начале 1990-х годов, древнейшей цивилизацией Перу считалась культура Чавин, сформировавшаяся на севере страны около 1200-1100 годов до новой эры. ╚Происхождение╩ же самой ╚культуры Чавин пока неясно╩, констатировал ╚Археологический словарь╩ У. Брея и Д. Трампа, изданный на русском языке в 1990 году (первое оригинальное издание на английском -- в 1970 году).
Но археологические раскопки, проводившиеся в -- отдельных -- речных долинах Перу в последние 15 лет, позволяют нам покинуть ╚горизонт культуры Чавин╩ и отступить в прошлое на целых две тысячи лет, чтобы┘ увидеть и там самобытные культуры, сложившиеся еще в позднем каменном веке. Это было время не только охоты и собирательства, но и монументального строительства.
Не только в долине Касма, но и в других речных долинах Перу -- оазисах в этой пустынной стране -- археологи обнаруживают руины древних построек.
Около пяти тысяч лет назад в различных областях Перу начинает формироваться иерархическое общество. Их население живет уже не одной лишь рыбной ловлей, но и занимается возделыванием культурных растений -- маиса, арахиса, маниока, тыквы. Создаются системы искусственного орошения, позволяющие использовать под плантации обширные участки пустынных земель. Жизнь общества заметно усложняется, что подразумевает и разделение труда, и появление жесткой централизованной системы управления обществом, а это, в свою очередь, позволяет отвлечь часть работников для строительства крупных сооружений, например пирамид.
Совместное участие в культовых церемониях, проводившихся под руководством шаманов или жрецов, а также работа по возведению пирамид, что в Перу, что на другом конце света, в Египте, позволяли людям почувствовать себя единой общиной. Главное отличие между культурами Древнего Египта и Перу заключалось в том, что жители Нильской долины изобрели иероглифическую письменность, оказавшую огромное влияние на развитие общества. Символы, начертанные на папирусе, наполнялись духом эпохи и хранили множество смыслов. Они могли запечатлеть религиозные воззрения и подвиги воителей, глухой ропот бедняков и жалобы влюбленных, нормы поведения и надежды пророчеств.
Общины Древнего Перу оказались обществом мертворожденных слов. Все сказанное исчезало навеки, забывалось от поколения к поколению. Оставались лишь пирамиды, каналы, граффити, жилые дома, узелки на шнурках┘ Много ли могли сохранить последние? Археологи не берутся сказать.
Письменность сплачивала жителей Нильской долины. Многие тысячи людей на протяжении веков поклонялись общим богам, жили по единым законам, в то время как жители речных долин Перу оставались глубоко разобщены. Каждый оазис был отдельным мирком, который роковым образом оказывался отделен от других таких же мирков, затаившихся за горным отрогом, за далью пустыни. Отдельные общины жили изолированно друг от друга, не обменивались своими изобретениями и культурными достижениями. Это затрудняло развитие древнеперуанской цивилизации. Из разрозненных осколков так и не склеивалось единое целое┘
#10 
  malru* Miss Marple11.01.10 21:59
malru*
11.01.10 21:59 
in Antwort malru* 11.01.10 21:49
Когда кайман указывает путь
Руины Перу хранят еще много тайн. Так, лишь в марте 2007 года археологи доказали, что хорошо известная им монументальная крепость, возведенная около 2300 лет назад, на самом деле является солнечным календарем, по которому древние жители Перу отсчитывали течение времени. Лишь пятнадцать лет назад был обнаружен самый древний город Америки.
Так достаточно ли хорошо мы знаем раннюю историю Перуанской цивилизации? Так ли уж основательны наши суждения о ней? При раскопках в долине Касма найдены граффити, на которых встречается изображение существа, наделенного чертами человека и каймана. Подобные изображения получили распространение несколько веков спустя, в эпоху культуры Чавин. Удивляет, впрочем, другое. В реках к западу от Анд, то есть на побережье Перу, кайманы никогда не водились и не водятся.
Однако несколько лет назад в тропических лесах Эквадора, к востоку от Анд, французские археологи обнаружили необычайно тщательно отполированные и украшенные каменные сосуды, а также святилища и захоронения, которые также напоминали соответствующие памятники культуры Чавин. Но главное: они датированы серединой XXV века до новой эры, то есть были на тысячу лет старше этой культуры.
Может быть, первые жители речных оазисов Перу пришли сюда не с северного побережья, а с востока -- из тропических лесов, лежавших по ту сторону Анд, миновав, казалось бы, неодолимые горные хребты? Пришли из той страны, где почти пять тысяч лет назад почитали божество в образе каймана? Не скрываются ли в густых тропических лесах к югу от Панамского перешейка следы древнейшей цивилизации Южной Америки?
Возможно, в ближайшие годы в археологии Нового Света произойдут революционные открытия. Тем более что в большинстве стран Латинской Америки нарастает интерес к далекому прошлому их культур и истокам их индейской самобытности.
Самые древние фрески Америки
Осенью 2007 года на северо-западе Перу, в 650 километрах от Лимы, близ горы Вентаррон, при раскопках святилища площадью 2500 квадратных метров, воздвигнутого около четырех тысяч лет назад, обнаружены фрагменты цветных фресок. На одной из них можно увидеть оленя, попавшего в сети охотников. Это -- древнейшие фрески, найденные пока на территории Америки. Ими покрыто несколько стен. По словам руководителя раскопок Вальтера Альвы, живопись отличается ╚высоким художественным качеством╩.
На территории храмового комплекса замечены также кости амазонских попугаев и обезьян. Эта находка свидетельствует о том, что еще в те далекие времена жители северного побережья Перу вели торговлю с племенами, населявшими бассейн Амазонки. Горная система Анд, простиравшаяся неприступной стеной, не была для них препятствием.
#11 
  malru* Miss Marple12.01.10 19:37
malru*
NEW 12.01.10 19:37 
in Antwort malru* 11.01.10 21:59
Гластонбери Тор
Гластонбери -- колыбель многочисленных мифов и преданий. Этот холм был священным местом задолго до установления христианства. Он покрыт сетью троп, которые считаются остатками древнего лабиринта. Возможно, в более поздние времена по ним двигалось шествие, символизировавшее поиски святого Грааля. Этот обряд, инсценирующий христианский по содержанию миф, вероятно, возник на основе видоизмененного языческого ритуала.
Гластонбери в графстве Сомерсет, на юге Англии, -- магическое место. Здесь устремляется в небеса причудли╛вый силуэт самого знаменитого древнего памятника островного королевства -- башни, оставшейся от разрушенной церкви. Эта святыня по сей день напоминает о былом великолепии Гластонберийского аббатства. Город и окрестности овеяны языческими и раннехристианскими легендами. В прошлом Гластонбери представлял собой группу островов в болотистой низменности. Согласно некоторым преданиям, именно здесь находился остров Авалон -Yns Avallach (Яблоневый остров), загробный мир кельтов, до того как в Средние века монахи аббатства осушили эту топкую местность.
Мифы гласят, что на Авалоне в чудесном дворце, окутанном туманами, были похоронены король Артур и его жена Гвиневера. С Гластонбери связаны истоки английской мифологии. Люди каменного века избрали его местом поклонения космической Богине-Матери, воплощавшей женское первоначало (в понимании психоаналитика Карла Густава Юнга аниму), в котором соединились дикая, стихийная природная мощь и созидательные, животворящие, упорядочивающие силы.

#12 
  malru* Miss Marple12.01.10 20:26
malru*
NEW 12.01.10 20:26 
in Antwort malru* 12.01.10 19:37
Академия друидов
При раскопках болотных городищ железного века археологи нашли лодки, ╚на которых люди, вероятно, добирались до своих поселений, окруженных водой. Гластонберийский холм (Glas-tonbury Тог) высотой 210 м тоже был тогда окружен со всех сторон водой и вызвышался над ней как остров. Поэтому его с незапамятных времен отождествляют с мифическим Авалоном tno-кельтски Twr Avallach; twr значит ╚гора╩, ╚земля╩). Кельты, воспринимавшие Авалон как потусторонний мир, учредили на острове академию друидов. Здесь избранные посвящались в таинства. По поверьям, на этом загадочном острове рождались святые люди, сказочные существа, духи природы и маги, среди них волшебник Мерлин и фея Моргана, сестра короля Артура. Мифические земли, например, царство феи Морганы, тоже считались территорией иельтов, ведь для них мир преданий был таким же реальным, как и сама действительность.
Врата между мирами
По мнению берлинского целителя и физика Франца Блудорфа (род. в 1950), мы воспринимаем время опосредовано через последовательность событий, цепь причин и следствий. А друиды, как считает он, обладали властью над временем. ╚Тот, кто способен согнуть время -- утверждает Блудорф, -- может по своему усмотрению продлевать и сокращать его. Очевидно, владея этим искусством, друиды проходили через врата Авалона в загробный мир╩. Друиды были жрецами, магами, философами, духовными учителями, ясновидцами и поэтами. Они составляли образованное и очень влиятельное сословие дохристианских времен. Из ирландского эпоса известно, что на общих собраниях даже король не смел ь прежде друида, в потусторонний мир открыва-друидам в измененном состоянии сознания. С помощью танцев и песнопений под звуки бубнов и трещоток кельтские жрецы входили в транс. В мифах кельтов часто говорится об отсеченных головах, лежащих на чашах. Будучи вместилищами души, они продолжают жить своей жизнью и сообщают вести из иного измерения. Кельты поклонялись природе, почитали предков и верили в бессмертие души, которая, по их воззрениям, развилась от царства минералов через царство растений до человеческого состояния. Кельты полагали, что душа может одновременно пребывать в физическом теле и в своей духовной, нематериальной ипостаси - в потустороннем мире.
Символ Земного змея
Кельты считали Гластонберийский холм вратами загробного мира. И в наши дни можно подняться по спиралевидной Тропе паломников, вьющейся вокруг холма, к руинам средневековой церкви на вершине. Тропа была проложена примерно 2500 лет назад, когда кельты только поселились в Британии. Извилистой дороге, олицетворяющей Земного змея, присущи первозданные гармония и сила, которые могут вызывать у людей, особо чувствительных к энергетическим воздействиям, состояние, похожее на транс. Считается, что тот, кто способен согласовать колебания земли (Twr) с космическим сознанием спирального пути, находит ключ к вратам иного мира. Специалисты по геомантии утверждают, что Гластонбери -место действия колоссальных энергий
#13 
  malru* Miss Marple12.01.10 20:30
malru*
NEW 12.01.10 20:30 
in Antwort malru* 12.01.10 20:26
Легенда о трагической любви
Король Артур не внял предостережениям своего наставника, волшебника Мерлина, и женился на белокурой Гвиневере, которая полюбила его друга, сэра Ланселота. В наказание за греховную страсть Ланселоту не довелось увидеть святой Грааль, порыв ветра сбил рыцаря с ног, и он остался за порогом часовни, где хранилась божественная чаша. За супружескую измену Артур приговорил королеву к сожжению на костре. Но в последнюю минуту, когда Гвиневеру уже готовы были предать огню, ее спас Ланселот. Артур великодушно простил своего лучшего рыцаря и неверную супругу. После смерти Артура влюбленные виделись еще раз, но тут же вновь расстались, чтобы с этого дня искупать свой грех. Гви-невера стала монахиней, Ланселот -- отшельником (по одной из легенд, он поселился в окрестностях Гластонбери). Гвиневера, как гласят предания, была погребена вместе со своим супругом, королем Артуром. Рыцарь Ланселот без памяти влюбился в прекрасную Гвиневеру, жену короля Артура. На этой миниатюре из французского манускрипта XV в. изображено первое свидание Аанселота и Гвиневеры, которое устроил придворный Галеот (слева). Их любовь вызвала пересуды всего королевского двора.
Загробный мир кельтов
Пройдя сквозь туманы Авалона, друиды попадали через врата Яблоневого острова в загробный мир, материально-духовное четвертое измерение. Там они постигали физико-метафизические законы, определяющие течение земной жизни между двумя ее полюсами, рождением и смертью тела, и включающие ее в гораздо более долгий цикл возникновения и исчезновения. А этот цикл в свою очередь всего лишь этап в бесконечной цепи превращений. В том-то и заключалась увлекательная миссия посвященных -- исследовать недоступный большинству людей иной мир, где действуют особые законы движения во времени и пространстве, и поделиться своими открытиями, например знаниями о бессмертии души, воскресении и власти над временем. Загробный мир был для кельтов обиталищем души и духа, кладезем бессмертия, где умершие проходят очищение для нового рождения.
Публицист и охотник за привидениями Гарри Прайс (1881-1948), основатель Национальной лаборатории психических исследований в Лондоне, толковал кельтские представления ╚как духовно-душевные образы, своего рода мир сновидений, отражающий воспоминания и желания тех, кому они являются╩. Этот мир не есть чисто субъективное порождение. ╚Все мы способны творить коллективные миры образов, которые достигают нашего сознания и потому реально существуют╩, - утверждал Прайс.
По древнему преданию, Гластонберийский холм вместе с горой Святого Михаила в Корнуолле, Стоунхенджем и Эйвбери расположен не только на главной силовой линии (мощном потоке геомагнитной энергии) Англии, но и на силовой линии в форме горизонтальной восьмерки, которая тянется вокруг всей планеты как символ бесконечности.
Иосиф Аримафейский
Согласно средневековым легендам, после того как Иосиф Аримафейский снял с креста в Иерусалиме тело распятого Иисуса Христа и захоронил его в скальной гробнице, он посетил Авалон. Бывший член иудейского синедриона (высшего совета) и тайный ученик Христа прибыл на корабле из Иудеи и высадился непосредственно на Гластонберийском холме, возвышавшемся в виде острова над водой. Ступив на туманный остров, Иосиф воткнул в землю страннический посох, и тот сразу пустил корни. Посох превратился в терновник, который на протяжении столетий постоянно расцветал среди древних развалин Гластонберийского аббатства в канун Рождества. Святой муж из Аримафеи взял в миссионерское путешествие также чашу, из которой Иисус пил на Тайной вечери, последней трапезе с учениками, и в которую Иосиф позже собрал кровь распятого Спасителя. Этот сосуд, святой Грааль, проповедник зарыл у подножия Гластонберийского холма, и на этом месте забил так называемый ╚кровавый ключ╩. Его можно увидеть и в наши дни. Ученые объясняют красноватый оттенок воды, стекающей из священного подземного источника в Колодец чаши (Chalice Well), высоким содержанием железа. Гластонберийская легенда обнаруживает очевидное сходство с легендой о Преображении Иисуса Христа на горе Фавор возле Назарета.
#14 
  malru* Miss Marple12.01.10 20:32
malru*
NEW 12.01.10 20:32 
in Antwort malru* 12.01.10 20:30
Был ли Иисус в Англии?
По преданию, Иосиф Аримафейский заложил первую христианскую церковь -- Vetusta Ecclesia, старейшую в островном королевстве. Жители Гластонбери убеждены, что в ту пору, когда Иосиф был еще торговцем оловом, он вместе со своим племянником, отроком Иисусом, посетил Гластонбери, чтобы пройти в академии друидов посвящение в тайную мудрость кельтов.
Могила короля Артура
Другая легенда гласит, что в Гластонбери вокруг вновь обретенного Грааля собирались рыцари Круглого стола во главе с королем Артуром. В этом священном центре страны ранние христиане возвели небольшую церковь, а спустя столетия бенедиктинцы построили на ее месте аббатство, в 1184 г. уничтоженное пожаром. В 1191 г. по указу Генриха II лишившиеся пристанища монахи занялись поисками могилы короля Артура. Находка должна была, в частности, образумить мятежных валлийцев, вдохновляемых верой в то, что Артур жив и вернется ради освобождения Уэльса. Вскоре были найдены два скелета: мужчины огромного роста и женщины с хорошо сохранившимися белокурыми волосами.
По легенде, светловолосая Гвиневера была погребена у ног Артура в наказание за то, что изменила ему с Ланселотом. Возле погребения монахи якобы нашли свинцовый крест с латинской надписью ╚Hie iocet sepultus incly-tus rex artuhus in insulo avalonio╩ -╚Здесь, на острове Авалон, покоится прославленный король Артур╩. Тогда же была обнаружена и могила Иосифа Аримафейского. Оба захоронения быстро сделались объектами паломничества и вскоре обеспечили монахам денежные средства для восстановления аббатства. Отстроенное заново внушительное сооружение впоследствии успешно выдержало натиск датских и саксонских войск, но оказалось бессильно перед властью Генриха VIII, самовольно провозгласившего себя главой англиканской церкви.
В 1538 г. король повелел отобрать у католической церкви Англии все имущество, и его солдаты разграбили монастырь в Гластонбери. Последний настоятель был публично повешен, а книгами из великолепной библиотеки заполняли дорожные выбоины. Ветшающие здания служили каменоломней окрестным крестьянам, которые из добытого материала строили себе дома. Сегодня лишь табличка в парке аббатства указывает на могилу легендарного Артура, расположенную там, где когда-то находился главный алтарь. Посреди овеянного древними преданиями ландшафта Сомерсета находятся развалины аббатства Тластонбери, в котором, вероятно, некогда был погребен король Артур. Сегодня этот край манит к себе тысячи туристов. Табличка на переднем плане указывает предположительное местонахождение могилы легендарного короля. В 1962 г. археологи действительно обнаружили древнюю шахту на том месте, где, согласно легенде, в XII в. монахи-бенедектинцы обнаружили захоронение с останками мужчины и женщины и свинцовый крест с надписью о том, что здесь покоится король Артур.
Ученые подтвердили наличие захоронения, однако у них до сих пор нет никаких доказательств того, что в этом месте погребен именно король Артур.
#15