Deutsch

FINGERPRINTS Of THE GODS

57931   2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 все
michelfrance старожил02.09.07 17:05
michelfrance
NEW 02.09.07 17:05 
в ответ malru* 02.09.07 16:56
Кстати, знаешь, что люди, по одной интересной теории, это просто оболочка-машина для выживания генов
читали книгу "Эгоистичный ген"? - всё дарвинское представление перевернётся
Żywie Biełarus! Беларусь на пути перемен "Выходи гулять" --> https://youtu.be/aOnp0kfAr80
  malru* Miss Marple02.09.07 17:45
malru*
NEW 02.09.07 17:45 
в ответ michelfrance 02.09.07 17:05, Последний раз изменено 02.09.07 17:47 (malru*)
Я слышала, но не читала еще.. мдаа.. вот так попробуй-скажи кому-нибудь: ты, дескать - просто О-БО-ЛОЧ-КА...
http://www.koob.ru/dawkins/selfish_gene
michelfrance старожил02.09.07 17:56
michelfrance
NEW 02.09.07 17:56 
в ответ malru* 02.09.07 17:45
да, это эта книга после прочтения немного иначе смотришь на мир и людей, тысячи тысячи лет паразитирует и живёт в живых существах, будь то первые пресмыкающиеся, или мы...
Żywie Biełarus! Беларусь на пути перемен "Выходи гулять" --> https://youtu.be/aOnp0kfAr80
  malru* Miss Marple02.09.07 18:19
malru*
NEW 02.09.07 18:19 
в ответ michelfrance 02.09.07 17:56
Легко написано, интересно читается, возможно и из-за постоянных параллелей-примеров на людях и на животных.. Это я только бегло капельку посмотрела..
  malru* Miss Marple02.09.07 18:44
malru*
NEW 02.09.07 18:44 
в ответ malru* 02.09.07 16:46
ГЛАВА 42
АНАХРОНИЗМЫ И ЗАГАДКИ
Я осматривал серые стены камеры Унаса, покрытые столбцами иероглифов, которыми записаны "Тексты пирамид". Они написаны на мертвом языке. Однако вновь и вновь в этих древних сочинениях фигурирует жизнь -- вечная жизнь -- которая должна быть достигнута через возрожде-ние фараона в виде звезды в созвездии Ориона. Как читатель помнит из главы 19, где мы сравнивали верования египтян с древнемексиканскими, там было несколько высказываний, где эта надежда выражалась в явной форме: "О Царь, ты -- Великая Звезда, спутник. Ориона, что пересекает небо вместе с Орионом... ты восходишь на небо на востоке, обновляясь в свой сезон и омолаживаясь в свое время... "
Хотя эти тирады, несомненно, прекрасны, в. них нет ничего экстраординарного или такого, что не позволило бы им быть написанными народом, который, как выразился французский археолог Гастон Масперо, "всегда оставался полудиким". А поскольку Масперо, был первым египтологом, вошедшим в пирамиду Унаса (28 февраля 1881 года), и считался крупным специалистом по "Текстам", нет ничего удивительного, что его мнение сформировало академическую реакцию на них, тем более что он начал публиковать свои переводы текстов еще в 80-х годах прошлого века. Масперо (с небольшой помощью шакала) открыл "Тексты пирамид" миру. В дальнейшем авторитет его предрассудков играл роль фильтра, препятствующего равноправному положению различных вариантов перевода наиболее туманных и сложных текстов. И это показалось мне как минимум неудачным. На практике это означало, что, несмотря на технические и научные загадки, предъявляемые такими памятниками, как Великая пирамида в Гизе, ученые, к сожалению, игнорировали смысл отдельных поразительных мест в "Текстах".
Эти места звучат как попытки выразить сложные научно-технические понятия совершенно непригодными для этого идиомами. Конечно, может быть, это все совпадения, но результаты напоминают, скажем, попытку изложить теорию относительности Эйнштейна на английском языке времен Чосера или описать сверхзвуковой самолет, используя словарь старонемецкого языка.
РАЗБИТОЕ ОТРАЖЕНИЕ УТРАЧЕННОЙ ТЕХНИКИ?
Рассмотрим, например, кое-что из специального оборудования и приспособлений, предназначенных для транспортировки фараона к месту его вечного отдыха среди звезд: "Боги, что в небе, прибыли к тебе, боги, что на земле, собираются к тебе, они подставляют под тебя свои руки, они делают лестницу для тебя, чтобы ты мог взойти на небо, двери неба распахнуты перед тобой, двери звездного небосвода распахнуты для тебя".
Возносящийся фараон отождествлялся с Осирисом и зачастую прямо так и назывался -- Осирис. Осирис же, как мы уже знаем, часто связывался и ассоциировался с созвездием Ориона. Говорили, что Осирис-Орион был первым, кто поднялся по великой лестнице, сделанной богами. И некоторые тексты не оставляют сомнения в том, что эта лестница не поднималась с земли до небес, а наоборот -- ее спускали с неба на землю. Ее при этом называли веревочной лестницей и верили, что она спускалась с "железной пластины" (тарелки?) висящей в небе.
Интересно, имеем ли мы здесь дело просто с причудливой фантазией полудиких жрецов? Или этим намекам-аллюзиям может найтись какое-то другое объяснение?
  malru* Miss Marple02.09.07 18:49
malru*
NEW 02.09.07 18:49 
в ответ malru* 02.09.07 18:44
В тексте 261: "Царь -- это пламя, движущееся, опережая ветер, на край неба и на край земли... Царь путешествует по воздуху и пересекает землю... ему приносят способ восхождения на небо..." :
Текст 310 переходит к форме диалога: "О ты, чье зрение в его лице и чье зрение в его затылке, принеси мне это!" "Какой паром принести тебе?" "Принеси мне то, что летает и светит ".
В тексте 332 сообщается (по-видимому, от имени царя): "Я тот, кто спасся от свернувшейся кольцами змеи, вознесясь в потоке пламени, повернувшем меня. Два неба идут ко мне".
В тексте 669 спрашивают: "При помощи чего может царь взлететь?" И отвечают: "Нужно, чтобы тебе принесли (непереводимое слово) корабль и (пропущено) (непереводимое слово) птицу. С помощью этого ты и взлетишь... Ты взлетишь и опустишься".
И другие места, как мне представляется, заслуживают более тщательного изучения, чем то, которому их подвергали ученые. Вот несколько примеров: "О отец мой, великий Царь, отверстие небесного окна открыто для тебя. Небесная дверь на горизонте открывается для тебя, боги рады встрече с тобой... Воссядь же на свой железный трон, как Тот Великий, что в Гелиополе. О Царь, ты можешь возноситься... Небо кружится вокруг тебя, земля трясется под тобой, нетленные звезды страшатся тебя. О ты, чьи места скрыты, я пришел к тебе, чтобы обнять тебя на небесах... Земля говорит, врата земного .бога отворены, двери Геба открыты для тебя... Перенесись же на небо на своем железном троне. О отец мой Царь, вот каков твой божественный путь, твое путешествие как небесного существа... Ты состоишь в тайном общении с горизонтом... и восседаешь на своем троне из железа, которым восхищаются боги..."
В этих текстах озадачивает постоянное упоминание железа, хотя на них легко не обратить внимания. Насколько мне известно, железо в Древнем Египте бьшо редким металлом, особенно в Эпоху пирамид, когда, как предполагают, оно было доступно людям только в метеоритной форме. Однако, судя по "Текстам пирамид", его было пруд-пруди: и железные тарелки в небе, и железные троны, и железный скипетр (текст 665 С), и даже железные кости для царя (тексты 325, 684 и 723).
В древнеегипетском языке железо называлось "бжа", что дословно означает "металл неба", или "божественный металл". Поскольку знакомство с железом считалось еще одним даром богов...
ХРАНИЛИЩЕ ЗАБЫТОЙ НАУКИ?
Какие еще следы могли оставить эти боги в "Текстах пирамид"?
Читая тексты, среди самой что ни на есть архаики я натолкнулся на несколько метафор, которые, как мне пока╛залось, могут иметь отношение к периодичности прецессионного календаря. С моей точки зрения они просто выпирали из текста, поскольку в них использовалась ясная терминология древнего научного языка, идентифицированного Сантильяной и фон Дехенд в "Мельнице Гамлета".
Читатель помнит, наверное, что одной из стандартных метафор этого древнего языка были четыре опоры неба. Ее назначение -- помочь зрительно представить четыре воображаемых обруча, обрамляющих, поддерживающих и определяющих мировую эпоху прецессии. Это -- то, что астрономы называют колюрами равноденствии и солнцестояний, которые проходят через небесный Северный полюс и выдергают четыре созвездия, на фоне которых в течение периода 2160 лет для каждого солнце встает во время весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцестояния.
Оказывается, "Тексты пирамид" содержат несколько вариантов такой иллюстративной схемы. Причем, как часто бывает с доисторическими мифами, передающими строгие астрономические данные, символика прецессий тесно переплетается с кошмарными картинами земных катастроф -- как будто для того, чтобы показать, что "поломка небесной мельницы", то есть переход раз в 2160 лет от эпохи одного знака зодиака к другому, может при неблагоприятном стечении обстоятельств катастрофически повлиять на ход земных событий.
И вот что эти тексты рассказывают: "Ра-Атум, бог, который создал себя, сначала был царем и над богами, над людьми. Но люди устроили заговор против его власти, тем более что он стал стареть, кости его стали серебряными, плоть -- золотой, а волосы -- как ляпис-лазурь".
  malru* Miss Marple02.09.07 18:55
malru*
NEW 02.09.07 18:55 
в ответ malru* 02.09.07 18:49
Поняв, что происходит, стареющий бог Солнца (так напоминающий Тонатию, кровожадного бога Пятого Солнца ацтеков), решил, что надо покарать восставших, истребив большую часть рода людского. Орудие для приведения это╛го приговора в исполнение символически отображалось иногда в вице яростной львицы, купающейся в крови, а иногда в виде страшной богини Сехмет с головой льва, которая "исторгала из себя огонь" и в экстазе истребляла человечество.
Это кровопролитие беспрепятственно продолжалось довольно долго, пока Ра не решил вмешаться и спасти жизнь немногим уцелевшим, которым суждено было стать предками современного человечества. Это вмешательство выразилось в форме наводнения. Мучимая жаждой, львица бросилась пить, после чего уснула. Проснувшись, она утратила тягу ко всеобщему уничтожению, и мир снизошел на опустошенную землю.
Тем временем Ра решил оставить в покое то, что еще уцелело от его творений. "Сердце мое утомлено возней с человечеством. Я и так уже истребил их почти всех, поэтому то немногое, что осталось, меня не касается..."
После этого бог Солнца поднялся в небо на спине богини неба Нут, которая (в целях более успешного использования в прецессионной метафоре) обратилась в корову. Вскоре у коровы "закружилась голова от высоты над землей и она стала дрожать и трястись" (вспомните колебания дерева-вала бешено вращающейся мельницы Амлоди). Когда она пожаловалась Ра на свое неустойчивое состояние, тот скомандовал: "Пусть мой сын Шу поддержит Нут, чтобы мы с ней не ударились о небесные опоры, которые существуют в сумерках. Пусть он держит ее над своей головой". Как только Шу занял свое место под коровой и зафиксировал ее тело, "вверху возникли небеса, а внизу -- земля". В тот же самый момент, как комментирует в своем классическом труде "Боги египтян" египтолог Уоллис Бадж, "четыре коровьих ноги стали четырьмя столпами небес в четырех ключевых точках".
Подобно большинству ученых, Бадж (и это понятно) посчитал, что "ключевые точки" древнеегипетского предания имеют отношение только к делам земным, а "небеса" -- ничего, кроме неба у нас над головой. Он считал аксиомой, что в этой метафоре четыре коровьих ноги олицетворяют четыре стороны света (север, юг, восток и запад). Он также полагал -- подобно многим современным египтологам -- что простодушные жрецы из Гелиополя действительно верили, что у неба имеются четыре угла, опирающихся на четыре ноги, а Шу, "держатель неба par excellence", так и стоял столбом посередине всей конструкции.
В свете же гипотезы Сантильяны и фон Дехенд Шу и четыре ноги небесной коровы выглядят уже скорее как компоненты системы древних научных символов, обозначающих структуру прецессионной мировой эры -- полярная ось (Шу) и колюры (четыре ноги-подпорки), обозначаю╛щие ключевые точки равноденствия и солнцестояния на годичном пути Солнца.
И, конечно, очень соблазнительно попытаться сообразить, о какой именно мировой эре нам подают сигнал...
Поскольку здесь фигурирует корова, речь может идти об эре Тельца, хотя египтяне знали разницу между быком и коровой не хуже других. Но гораздо более реальным претендентом на эту роль, хотя бы с позиций чисто символических, является эра Льва, которая длилась примерно с 10970 по 8810 год до н.э. Причина в том, что Сехмет, на которую, согласно мифу, была возложена задача истребления человечества, имела облик львицы. Как еще лучше символизировать рождение в муках новой мировой эры Льва, совпадающее по времени с последним бурным таянием ледников последнего ледникового периода, во время которого на земле в кратчайший срок вымерло огромное число видов животных? Человечество, как вид, уцелело в грандиозных наводнениях, землетрясениях и в условиях резких изменений климата, но, весьма вероятно, в очень малом количестве и далеко не повсеместно.
  malru* Miss Marple02.09.07 19:44
malru*
NEW 02.09.07 19:44 
в ответ malru* 02.09.07 18:55
СВИТА СОЛНЦА И ЖИТЕЛЬ СИРИУСА
Разумеется, способность узнать и описать прецессионные эры в мифах предполагает наличие у древних египтян лучшей наблюдательной астрономии и существенно более высокого уровня понимания механики Солнечной системы, чем у любого другого народа древности. Нет сомнения, что, если такой уровень знаний существовал, к нему древние египтяне должны были питать высокое уважение; их должны были секретным образом передавать из поколения в поколение. Эти знания должны были входить в число высочайших секретов, хранение которых доверялось жреческой элите Гелиополя, и передаваться, как правило, лишь посвященным и в устной форме. Если такие знания должны были по какой-то причине оказаться в "Текстах пирамид", то вполне логично, чтобы они были зашифрованы при помощи метафор и аллегорий.
Я медленно прохаживался по пыльному полу гробницы Унаса, ощущая тяжелую неподвижность воздуха, скользя взглядом по выцветшим сине-золотым надписям. Мне думалось, что некоторые из этих настенных надписей своим шифрованным языком говорили о гелиоцентрическом устройстве Солнечной системы за несколько тысяч лет до Коперника и Галилея.
В одной из них, например, рассказывается, что бог Солнца Ра сидит на своем железном троне в окружении богов более низкого ранга, которые движутся вокруг него, находясь "в его свите". Подобно этому, в другом месте усопшему фараону пришлось "встать во главе обеих половин неба и взвешивать слова богов, тех, что старше по возрасту, которые вращаются вокруг Ра".
Если термины "старые боги" и "окружающие боги",
вращающиеся вокруг Ра, действительно относятся к планетам нашей Солнечной системы, это должно означать, что у авторов "Текстов пирамид" был доступ к передовым для своего времени астрономическим данным. Они должны были знать, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Но проблема в том, что ни древние египтяне на любом этапе своей истории, ни последовавшие за ними греки, ни европейцы вплоть до эпохи Возрождения, не располагали космологическими данными, которые хотя бы приближались к этому уровню. Как же можно объяснить их присутствие в документах, которые восходят к самой заре египетской цивилизации?
Другая (и, возможно, связанная с этим) загадка касается звезды Сириус, которая у египтян ассоциировалась с Исидой, сестрой и супругой Осириса и матерью Гора. В отрывке, адресованном Осирису, "Тексты пирамид" говорят: "Сестра твоя Исида идет к тебе, радуясь своей к тебе любви. Ты возлагаешь ее на себя, твое излияние входит в нее, и она тяжелеет ребенком, подобным звезде Септ. Гор-Септ рождается от тебя в виде Гора, обитающего в Септ╦".
Возможны, конечно, различные толкования этого отрывка. Что меня заинтриговало, однако, так это ясное указание на то, что Сириус (он же Септ, он же Звезда-Пес) следует рассматривать как двойственную сущность, некоторым образом сравнимую с женщиной, "отягощенной ребенком". Более того, после рождения этого ребенка, как специально отмечается в тексте, Гор остается "обитателем Септа", что, возможно, означает сохранение его близости к матери.
Но ведь Сириус -- звезда необычная. Сверкающая точка, которая особенно хорошо видна на ночном небе северного полушария в зимние месяцы, она представляет собой на самом деле двойную звезду, или, как говорят, "Тексты пирамид", "двойственную сущность". Главный компонент этой бинарной системы, Сириус-А -- это то, что мы видим. Что касается Сириуса-Б, звезды-карлика, обращающейся вокруг Сириуса-А, то он абсолютно не различим невооруженным глазом. Его существование было неизвестно науке до 1862 года, когда американский астроном Элвин Кларк обнаружил его при помощи одного из самых больших и совершенных телескопов того времени. Откуда могли люди, писавшие "Тексты пирамид", почерпнуть информацию, что Сириус -- двойная звезда?
  malru* Miss Marple02.09.07 19:47
malru*
NEW 02.09.07 19:47 
в ответ malru* 02.09.07 19:44
Из "Тайны Сириуса", серьезной книги, опубликованной в 1976 году, я знал, что ее автор, американец Роберт Темпл, предложил ряд необычных ответов на этот вопрос. Его исследование посвящено традиционным верованиям племени догонов в Западной Африке; в их преданиях не только ясно говорится о двойном типе звезды Сириус, но и содержится точное значение периода обращения Сириуса-Б вокруг Сириуса-А (пятьдесят лет). Темпл убедительно доказывает, что эта высоконаучная информация попала к догонам от древних египтян в процессе культурной диффузии и что именно у древних египтян следует искать ответ на эту загадку. По его мнению, древние египтяне получили эту информацию от разумных существ, обитающих вблизи Сириуса.
Подобно Темплу, я начал подозревать, что наиболее передовые и сложные элементы египетской науки можно объяснить, только считая их частью наследия. Однако в отличие от Темпла я не вижу необходимости приписывать это наследие внеземной цивилизации. По моему мнению, аномальные познания о звездах, которыми располагали жрецы Гелиополя, вполне могут быть объяснены наследием неизвестной ветви земной цивилизации, которой удалось еще в далекой древности достигнуть высокого уровня технического развития. Мне кажется, что постройка прибора, способного обнаружить Сириус-Б, вполне может лежать в пре╛делах возможностей неизвестных исследователей и ученых, которые создали замечательные карты доисторического мира, о которых шла речь в Части I. Думаю, что эта задача не обескуражила бы и неизвестных нам астрономов и измерителей времени, которые оставили древним майя календарь удивительной сложности, базу данных а движении небесных тел, которая могла быть только результатом тысячелетних аккуратно регистрируемых наблюдений, и систему с очень большими числами, которая, казалось бы, больше отвечала потребностям высокотехнологичного общества, чем примитивной центрально-американской монархии.
МИЛЛИОНЫ ЛЕТ И ДВИЖЕНИЕ ЗВЕЗД
Очень большие числа фигурируют и в "Текстах пирамид", например, в "лодке миллионов лет", которой бог Солнца управляет в темной и безвоздушной пустоте межзвездного пространства. Бог мудрости Тот ("он, кто причислен к небесам, звездочет, измеритель земли") был специально облечен властью даровать миллионы лет жизни усопшему фараону. Про Осириса, "царя вечности, владыку длящегося всегда", говорили, что за плечами у него миллионы лет жизни. Числа порядка "десятков миллионов лет" (а также еще более головоломные "миллионы миллионов лет") встречаются достаточно часто, чтобы предположить, что, по крайней мере, часть элементов древнеегипетской культуры сформировалась людьми научного склада ума, которые не привыкли проходить не задумываясь мимо величия времени.
Таким людям требовался, разумеется, высококачественный календарь, который облегчал бы сложные вычисления, требующие высокой точности. Поэтому не приходится удивляться, что у древних египтян, как и у майя, был такой календарь, причем степень понимания ими принципов его функционирования со временем не возрастала, а падала. Последнее обстоятельство наводит на мысль, что знания, полученные когда-то в далеком прошлом, постепенно деградируют; этому не противоречат верования древних египтян, считавших, что календарь достался им в наследство "от богов".
  malru* Miss Marple02.09.07 19:54
malru*
NEW 02.09.07 19:54 
в ответ malru* 02.09.07 19:47, Последний раз изменено 02.09.07 19:57 (malru*)
Вопрос о возможной идентификации этих богов мы подробнее рассмотрим следующих главах. Но кем бы они ни были, они должны были проводить много времени за наблюдением звезд, накапливая множество передовых для своего времени и довольно специфических знаний, в частности, касающихся звезды Сириус. Одним из свидетельств этого является ценный подарок, который сделали боги египтянам -- цикл Сотис (Сириуса).
Этот цикл основан на явлении, которое на научном "жаргоне" называется "периодический возврат предсолнечного восхода Сириуса"; под этим понимается первое появление звезды (после периода отсутствия на небе) на рассвете непосредственно перед восходом Солнца в восточной части неба. В случае Сириуса интервал между двумя такими последовательными восходами равняется точно 365,25 суток -- числу, математически гармоничному (в том смысле, что оно не отягощено последующими значащими десятичными цифрами; этот интервал на 12 минут длиннее солнечного года.
Любопытной особенностью Сириуса является то, что из двух тысяч звезд, видимых на небе невооруженным глазом, он один появляется перед восходом Солнца с указанным периодом в 365 с четвертью суток; этим он обязан своему "правильному" движению -- сочетанию скорости его движения в пространстве и эффекта прецессии равноденствий. Более того, известно, что день предсолнечного восхода Сириуса -- новый год по древнеегипетскому календарю -- традиционно вычислялся в Гелиополе, где были составлены "Тексты пирамид", и заблаговременно сообщался во все остальные храмы, расположенные выше и ниже по течению Нила.
Я помнил, что звезда Сириус прямо называлась в "Текстах пирамид" "новогодней". В сочетании с рядом других текстов (например, 669), это свидетельствует, что календарь этот, по крайней мере, так же стар, как и сами "Тексты", и их происхождение уходит куда-то в туман глубокой древности. Но тогда возникает серьезнейший вопрос: кто мог в те времена обладать необходимыми знаниями, чтобы наблюдать и зафиксировать совпадение интервала в 365,25 суток с периодичностью предсолнечного восхода Сириуса -- совпадение, о котором французский математик Р. А. Шваллер де Любич говорил как о "абсолютно уникальном небесном явлении"?
"Мы не можем не восхищаться величием науки, способной зарегистрировать такое совпадение. Двойная звезда Сириус была выбрана потому, что она -- единственная из звезд проходит требуемое расстояние в требуемом направлении на фоне остальных. Этот факт, который был известен за четыре тысячи лет до нас и затем блистательно забыт, несомненно, требует незаурядных и длительных наблюдений неба".
Похоже, что именно такое наследие, основанное на веках астрономических наблюдений, сопряженных с систематической научной регистрацией результатов, досталось Египту в самом начале исторического периода, и это нашло свое отражение в "Текстах пирамид". И в этом тоже заключена своя тайна...
КОПИИ ИЛИ ПЕРЕВОДЫ?
В 1934 году, в год своей смерти, Уоллис Бадж, бывший хранитель египетских древностей Британского музея и уважаемый автор словаря иероглифов, честно признался: "╚Тексты пирамид╩ полны всевозможных трудностей. Точное значение многих встречающихся там слов неизвестно... Конструкция предложения зачастую препятствует всем попыткам перевода, а в сочетании с абсолютно неизвестными словами задача вообще становится неразрешимой. Разумно предположить, что эти тексты использовались в похоронном ритуале, но совершенно очевидно, что период их использования в Египте лишь немного превышал столетие. Почему их так внезапно начали использовать в конце V династии и так резко перестали использовать в конце VI -- необъяснимо".
Может ли ответ сводиться к тому, что Унас, последний фараон V династии, вместе с несколькими преемниками из VI династии попытался зафиксировать навеки в камне погребальных камер собственных пирамид копии более ранних документов? Бадж думал об этом и чувствовал, что, по крайней мере, часть первоисточников восходит к глубочайшей древности: "Некоторые отрывки свидетельствуют о том, что писцы, снимавшие копии, по которым резчики выполняли настенные надписи, не понимали, что пишут... Общее впечатление таково, что жрецы отбирали отрывки из нескольких документов различного возраста и различного содержания..."
  malru* Miss Marple02.09.07 20:04
malru*
NEW 02.09.07 20:04 
в ответ malru* 02.09.07 19:54
Все это заставляло предполагать, что первоисточники, что бы они собой ни представляли, были написаны на архаичном варианте древнеегипетского языка. Возможен, однако, альтернативный вариант, о котором Бадж не подумал. Что если перед жрецами стояла задача не просто скопировать материал, а перевести в иероглифическую форму тексты, написанные вообще на другом языке? Если в этом языке содержалась научно-техническая терминология и описание изделий и идей, которым не существовало адекватных названий в древнеегипетском языке, то странное впечатление, которое производят некоторые тексты, становится вполне объяснимым. Более того, если копирование и перевод документов-первоисточников были завершены к концу VI династии, то легко понять, почему прекратилось вырезание надписей: работы по программе были прекращены, поскольку была ╚выполнена ее цель, которая состояла в том, чтобы создать надежную иероглифическую копию священной литературы, которая была уже достаточно ветхой в то время, когда Унас восходил на египетский трон в 2356 году до н.э.
ПОСЛЕДНИЕ ЗАПИСИ ПЕРВОГО ВРЕМЕНИ?
Поскольку мы с Сантой хотели до наступления ночи покрыть максимальное расстояние до Абидоса, нам пришлось, хотя и неохотно, возвращаться на шоссе. Угрюмый мрак и древние голоса гробницы Унаса притупили наше чувство времени, и мы пробыли там почти два часа вместо нескольких минут, которые первоначально собирались там провести. Пригнувшись, мы выбрались из усыпальницы и поднялись по крутому проходу к выходу, где пришлось подождать, пока наши глаза привыкнут к уже резкому солнечному свету. Только после этого я смог спокойно посмотреть на пирамиду снаружи. Оказалось, что она обвалилась таким образом, что догадаться о ее первоначальной форме можно было только с большим трудом. По-видимому, ее несущая кладка, превратившаяся в бесформенную кучу щебня, была очень низкого качества, и даже блоки облицовки, которые уцелели, явно уступали по качеству отделки тому, что мы наблюдали в более старых пирамидах Гизы.
Исходя из обычных исторических представлений, это было трудно объяснить. Если архитектурное мастерство и идеология развивались в Египте в соответствии с нормальным эволюционным процессом, то следовало бы ожидать обратного: конструкция, технология и качество кладки пирамиды Унаса должны были находиться на более высоком уровне, чем у сооружений Гизы,которые, согласно ортодоксальной хронологии, были построены примерно на двести лет раньше.
Тот факт, что все оказалось наоборот (то есть Гиза была "лучше" Унаса), ставил египтологов в крайне неловкое положение и порождал вопросы, на которые не было удовлетворительных ответов. Начиная с центральной проблемы все в великолепных, потрясающих пирамидах Хуфу, Хафры и Менкаура говорит о том, что они являются конечным продуктом архитектурного и инженерного опыта, накопленного в течение веков, а может быть, и тысячелетий. Но это не стыкуется с археологическими данными, согласно которым эти пирамиды -- самые старые в Египте; иными словами, они не являются продуктом зрелой фазы пирамидостроения этой страны, а, скорее, созданы на стадии его младенчества.
Вторая загадка, которая требует разрешения, состоит в следующем. В лице трех главных пирамид Гизы IV династия Египта воздвигла "монументы вечности" -- беспрецедентные и непревзойденные каменные шедевры размерами в сотни метров, массой в миллионы тонн, которые характеризуются очень высоким уровнем идей и исполнения. После них уже не возводилось пирамид сравнимого качества. Однако через небольшой промежуток времени под гораздо менее внушительными (чтобы не сказать "более жалкими") строительными конструкциями пирамид V и VI династий был создан своеобразный Зал записей, постоянно действующая выставка копий или переводов древних документов, которая была одновременно беспрецедентным и непревзойденным шедевром искусства иероглифической каллиграфии.
Короче говоря, похоже, что "Тексты пирамид", подобно пирамидам Гизы, появились на сцене сразу, без предварительной подготовки, и занимали центр сцены примерно столетие, не подвергаясь никакому улучшению, прежде чем "прекратили функционировать".
Предположим, что древние цари и мудрецы, которые все это организовали, знали, что делают. В таком случае у них должен был быть план, как показать, что существует сильная связь между технически идеальными, но совершенно лишенными надписей пирамидами Гизы и превосходно расписанными, но технически никудышными пирамидами V и VI династий:
Я также подозревал, что, по крайней мере, часть ответов можно найти на поле пирамид в Дашуре, который мы проезжали через пятнадцать минут после выезда из Саккары. Именно здесь расположены так называемые "Склоненная" и "Красная" пирамиды. Приписываемые Сенефу, отцу Хуфу, эти монументы (кстати, прекрасно сохранившиеся) были закрыты для посещения уже много лет. Вокруг них была построена военная база, что совершенно исключало возможность попасть туда...
Мы продолжали свое путешествие на юг. Кругом мелькали яркие краски декабрьского дня. И тут я просто физически проникся ощущением, что окружающая нас долина Нила была той самой сценой, на которой разыгрывались грандиозные акты спектакля с участием человечества задолго до того, как началась его официальная история. Все древнейшие документальные записи и предания Египта говори╛ли об этом и связывали эти события с эпохой, когда на земле правили боги -- сказочным Первым Временем, которое они называли Зеп Тени. Этими записями мы займемся в двух следующих главах.
  malru* Miss Marple05.09.07 19:00
malru*
NEW 05.09.07 19:00 
в ответ malru* 02.09.07 20:04
ГЛАВА 43
В ПОИСКАХ ПЕРВОГО ВРЕМЕНИ
Вот что говорили древние египтяне о Первом Времени, Зеп Тепи, когда в их стране правили боги: они говорили, что это был золотой век, когда отступили воды бездны, пропала первобытная тьма и вышедшему на свет человечеству были предложены дары цивилизации. Они говорили также о посредниках между богами и людьми -- Уршу, божествами более низкого разряда, чье название означает "Следящие". Особенно яркие воспоминания у них сохранились о самих богах, могущественных и прекрасных существах, называемых Нетеру, которые жили на земле вместе с людьми и осуществляли свою власть из Гелиополя и других святилищ, расположенных вдоль Нила. Среди этих Нетеру были и мужчины, и женщины, но все они обладали рядом сверхъестественных способностей, в том числе могли приобретать по своему желанию облик мужчин, женщин, животных, птиц, рептилий, деревьев и трав. Парадоксальным образом их слова и дела отражали страсти и заботы людей. Не менее странно, что, хотя их изображали более сильными и мудрыми, чем люди, существовало поверие, что они могли болеть и даже умирать, а при определенных обстоятельствах их могли убить.
ЗАПИСИ ПРЕДЫСТОРИИ
Археологи убеждены, что эпоха богов, которую древние египтяне называли Первым Временем, не что иное, как миф. Однако сами древние египтяне, которые, по-видимому, были лучше осведомлены о своем прошлом, чем мы, не разделяли этой точки зрения. Среди исторических записей, которые они хранили в самых почитаемых храмах, можно встретить пространные списки всех царей Египта, с перечислением каждого фараона каждой династии; в настоящее время эти списки признаны учеными. Некоторые из этих списков простираются за исторические горизонты I династии в неизведанные глубины далекой древности.
Два таких царских списка выдержали разрушительное действие времени и, вывезенные из Египта, хранятся в музеях Европы. Позднее в этой главе мы рассмотрим эти списки подробнее. Они известны под названиями Палермский камень (датируемый примерно XXV веком до н.э. -- V династия) и Туринский папирус; последний относится к эпохе XIX династии (XIII век до н.э.), находился на хранении в храме и написан иероглифической скорописью (так называемое иератическое письмо).
Кроме того, в нашем распоряжении имеется свидетельство жреца по имени Манефон из Гелиополя. В III веке до н.э. он составил обширную и пользующуюся широким признанием историю Египта, где приводится подробный список правителей всего династического периода Египта. Подобно Туринскому папирусу и Палермскому камню, история Манефона, тоже простирается назад, в ту далекую эпоху, когда в долине Нила правили боги.
До нас не дошел полный текст истории Манефона, хотя копии его, по-видимому, имели хождение еще в IX веке н.э. Благодаря счастливой случайности, отрывки из нее сохранились в трудах древнееврейского историка Иосифа Флавия (60 год н.э.) и христианских писателей Африкана (300 год н.э.), Евсевия Кесарийского (340 год н.э.) и Григория Синцеллуса (ок. 800 год н.э.). Эти фрагменты, говоря словами ныне покойного профессора Майкла Гофмана из Унирерситета Южной Каролины, составляют "основу научного подхода к изучению прошлого Египта".
И это абсолютно верно. Тем не менее египтологи готовы использовать труд Манефона лишь постольку, поскольку он касается исторического (династического) периода, и отвергают его странные экскурсы в доисторическую эпоху, когда он говорит о далеком золотом веке Первого Времени. Почему мы должны так дифференцирование подходить к Манефону? Насколько Логично принимать у него все, что связано с тридцатью "историческими" династиями, и безоговорочно отвергать все, что он говорит о более ранних эпохах? Более того, поскольку мы знаем, что его хронология исторического периода подтверждается данными археологии, не является ли несколько поспешным мнение, что его додинастическая хронология неверна просто потому, что раскопки пока не представили ее доказательств?
  malru* Miss Marple05.09.07 19:07
malru*
NEW 05.09.07 19:07 
в ответ malru* 05.09.07 19:00
БОГИ, ПОЛУБОГИ И ДУХИ МЕРТВЫХ
Если мы решим предоставить слово самому Манефону, нам придется обратиться к источникам, где сохранились фрагменты его труда. Среди них одним из важнейших является армянский вариант Хроники Евсевия Кесарийского. Он содержит выдержки "из Египетской истории Манефона, который скомпоновал ее в трех томах. Они посвящены богам, полубогам, духам мертвых и смертным царям, что правили Египтом..." Непосредственно цитируя Манефона, Евсевий разворачивает список богов, в котором мы сразу встречаемся со знакомой девятиглавой Эннеадой Гелиополя: Ра, Осирис, Исида, Гор, Сет и т.д.: "Они были первыми, кому принадлежала власть в Египте. Впоследствии царская власть переходила не прерываясь от одного к другому... в течение 13900 лет... После богов 1255 лет правили полубоги; после них в течение 1817 лет царствовала другая линия. Затем следующие тридцать царей правили 1790 лет, а потом десять -- 350. Затем последовало правление духов мертвых... которое продолжалось 5813 лет... "
В сумме все эти периоды составляют 24925 лет, что переносит нас в прошлое далеко за библейскую дату сотворения мира (пятое тысячелетие до Рождества Христова). Поскольку это ставило под вопрос библейскую хронологию, у лояльного христианина Евсевия возникли естественные затруднения. Но, после некоторого раздумья, на него снизошло решение этой проблемы: "Думаю, что имелся в виду лунный год, то есть состоящий из 30 дней; то, что мы теперь называем месяцем, у египтян именовалось годом..."
Разумеется, не было такого у древних египтян. Зато легким мановением руки Евсевий и иже с ним ухитрились спрессовать огромную додинастическую эпоху Манефона продолжительностью почти в 25 тысяч лет до скромного отрезка в две тысячи лет, который прекрасно вписывается между Адамом и Потопом, где, согласно ортодоксальной библейской хронологии, вмещаются 2242 года.
Другую технику борьбы с создающей дискомфорт хронологией Манефона продемонстрировал монах Григорий Синцеллус (около 800 года н.э.). Сей комментатор, полагаясь полностью на обличительные выпады, решает проблему следующим образом: "Манефон, верховный жрец проклятых храмов Египта, рассказывает нам о богах, которые никогда не существовали. Они, говорит он, правили 11895 лет..."
Во фрагментах всплывают и другие странные и противоречивые числа. В частности, согласно Манефону, как неоднократно утверждают, полная продолжительность цивилизации Египта от эпохи богов до конца XXX (и последней) династии смертных правителей измеряется огромным числом -- 36525 лет. Несомненно, что здесь каким-то образом завязаны 365,25 календаря Сотис (промежуток между двумя последовательными предсолнечными восходами Сириуса -- см. предыдущую главу). Кроме того, скорее сознательно, чем случайно, это число составляет 25 циклов по 1460 лет и 25 циклов по 1461 календарному году (поскольку у древних египтян гражданский календарь базировался на "приблизительном годе" продолжительностью ровно в 365 дней) ".
Что же все это означает (если означает вообще)? Трудно сказать наверняка. Во всяком случае, из всей этой неразберихи чисел и интерпретаций ясно, по крайней мере, одно обстоятельство. Независимо от того, чему нас учили о поступательном движении истории, Манефон пытается сказать нам, что цивилизованные существа (будь то боги или люди) населяли Египет задолго до прихода I династии около 3100 года до н.э.
  malru* Miss Marple05.09.07 19:11
malru*
NEW 05.09.07 19:11 
в ответ malru* 05.09.07 19:07
ДИОДОР СИЛИЦИЙСКИЙ И ГЕРОДОТ
В своем утверждении Манефон находит сильную поддержку у античных авторов.
В I веке до н.э. Египет посетил греческий историк Диодор Сицилийский. Он был справедливо охарактеризован одним из его современных переводчиков, Олдфазером, как "некритичный компилятор, который пользуется хорошими источниками и честно их воспроизводит". В переводе на нормальный язык это означает, что Диодор не пытался дополнить собранный им материал своими предрассудками и предубеждениями. Поэтому он представляет для нас особую ценность, тем более что среди его информаторов были египетские жрецы, которых он расспрашивал о таинственном прошлом их страны. Вот что они ему поведали: "Сначала в течение чуть меньше 18000 лет Египтом правили боги и герои, причем последние из богов-правителей был Гор, сын Исиды... Смертные же царствовали в этой стране, как они утверждают, немногим менее 5000 лет... "
Давайте отнесемся к этим числам "некритически" и посмотрим, что получится. Диодор писал в I веке до н.э.: "Если мы отступим назад на 5000 лет, в течение которых, предположительно, правили смертные цари, мы окажемся вблизи 5100 года до н.э. Если же мы двинемся еще дальше, к началу эры "богов и героев", то окажется, что мы прибыли в 23100 год до н.э., когда мир еще находился в цепких объятиях последнего ледникового периода".
Задолго до Диодора Египет посещал другой и более прославленный греческий историк -- великий Геродот, который жил в V веке до н.э. Он тоже, судя по всему, общался со жрецами и тоже сумел воспринять предания, которые свидетельствовали о наличии некогда, в глубокой древности, в долине Нила высокоразвитой цивилизации. Сводку этих преданий об огромном доисторическом периоде египетской цивилизации Геродот приводит во II томе своей "Истории". В том же документе он без комментариев при╛водит следующую цитату из того, что рассказывали жрецы Гелиополя: "За это время, -- говорили они, -- было четыре случая, когда Солнце всходило не на положенном месте: дважды вставало там, где теперь садится, и дважды садилось там, где теперь встает".
О чем здесь идет речь?
Согласно французскому математику Шваллеру де Любичу, Геродот здесь пытается передать нам (может быть, неосознанно) в завуалированном виде информацию о некоем периоде времени, точнее, о такой продолжительности времени, которая требуется, чтобы восход Солнца в день весеннего равноденствия совершил прецессию на фоне звезд в полтора полных зодиакальных цикла.
Как мы уже видели, равноденственное Солнце проводит около 2160 лет в каждом из двенадцати зодиакальных созвездий. Таким образом, полный цикл прецессии равноденствий занимает почти 26 тысяч лет (12 х 2160). Отсюда следует, что дтя полутора циклов требуется примерно 39 тысяч лет (18 х 2160).
Во времена Геродота Солнце вставало на востоке в день весеннего равноденствия точно на фоне созвездия Овна; в этот момент созвездие Весов находилось "в оппозиции", располагаясь точно в том месте, где Солнце будет садиться через двенадцать часов. Если же мы переведем часы прецессии на полцикла назад (на шесть "часов" зодиака, или примерно на 13 тысяч лет), то увидим обратную комбинацию: весеннее Солнце восходит на востоке в Весах, а Овен находится в оппозиции, на западе. Еще 13 тысяч лет назад, и ситуация снова повторится: весеннее солнцестояние снова будет вставать в Овне, а Весы будут "в оппозиции".
Это получается уже за 26 тысяч лет до Геродота.
Если мы отступим еще на 13 тысяч лет, еще на половину прецессионного цикла, к 39-тысячному году до Геродота, то весенний восход вернется в Весы (при Овне "в оппозиции").
Дальше ход рассуждений такой: 39 тысяч лет -- это такой промежуток времени, в течение которого Солнце "дважды всходило там, где теперь садится", то есть в Весах во времена Геродота (и снова за 13 тысяч и 39 тысяч лет до него), и "дважды садилось там, где теперь встает", в Овне во времена Геродота (то есть опять же за 13 тысяч и 39 тысяч лет до него). Если предположения Шваллера верны (а есть основания так считать), то это означает, что жрецы-собеседники греческого историка имели доступ к точным данным о прецессионном движении Солнца, относящимся к эпохе как минимум за 39 тысяч лет до них.
  malru* Miss Marple05.09.07 19:16
malru*
NEW 05.09.07 19:16 
в ответ malru* 05.09.07 19:11
ТУРИНСКИЙ ПАПИРУС И ПАЛЕРМСКИЙ КАМЕНЬ
Цифра в 39 тысяч лет удивительно близко сходится со свидетельством Туринского папируса (одного из двух уцелевших списков древнеегипетских царей, восходящих к доисторическим временам, предшествовавших I династии).
Находившийся первоначально в коллекции короля Сардинии, хрупкий и крошащийся трехтысячелетний папирус был отправлен к месту нынешнего пребывания в Туринском музее в коробке, без надлежащей упаковки. Как нетрудно догадаться любому школьнику, он прибыл разло╛манным на бесчетное количество кусков. Ученым пришлось потратить несколько лет, чтобы сложить кусочки и осмыслить то, что уцелело, и они честно потрудились. Но, увы, оказалось невозможным восстановить больше половины драгоценного текста.
Что бы мы смогли узнать о Первом Времени, если бы удалось сберечь Туринский папирус?
Даже уцелевшие фрагменты интригуют. В одном из списков, например, мы читаем имена десяти Нетеру, причем каждое имя вписано в картуш (удлиненную рамку) примерно таким же образом, как впоследствии это делалось с именами исторических царей Египта. Была также указана продолжительность правления каждого из них, но большая часть этих чисел погибла при повреждении документа.
В другом столбце приведен список смертных царей, которые правили в Верхнем и Нижнем Египте после богов, но до предполагаемого объединения царства под властью Менеса, первого фараона I династии, в 3100 году до н.э. Из уцелевших фрагментов можно установить, что в документе упоминались девять "династий" додинастических фараонов, в том числе "Почтенные из Мемфиса", "Почтенные с Севера" и, наконец, Шемсу-Гор (то есть Спутники, или Последователи, Гора), которые правили вплоть до Менеса. Последние две строки столбца, где, похоже, подбивается сумма, выглядят особенно интригующе, а именно..." Почтенные Шемсу-Гор -- 13420 лет; правления до Шемсу-Гор -- 23200 лет; итого -- 36620 лет".
Другой список царей, где фигурируют додинастические времена, -- это Палермский камень; он, правда, не забирается так далеко в прошлое, как Туринский папирус. Самая ранняя запись в нем относится к правлению 120 царей, которым принадлежала власть в Верхнем и Нижнем Египте в последний додинастический период -- несколько веков, непосредственно предшествовавших объединению страны в 3100 году до н.э. Однако вновь мы не имеем представления, сколько же еще информации, относящейся, возможно, к гораздо более далеким периодам, могло быть записано на этой загадочной глыбе черного базальта, потому что она тоже не смогла дойти до нас в целости. С 1887 года самый большой из кусков хранится в музее города Палермо в Сицилии; второй кусок демонстрируется в Каирском музее в Египте; третий, самый маленький осколок, хранится в Коллекции Петри в Лондонском университете. По мнению археологов, эти куски отколоты от центральной части монолита, первоначальные размеры которого составляли около двух метров в длину и 60 сантиметров в высоту (камень стоял на длинной стороне). Как отмечал один авторитетный специалист: "Вполне возможно -- даже вероятно -- что уцелели и многие другие куски этого бесценного памятника. Если бы мы только знали, где искать! В нынешнем виде наше воображение только разжигается знанием того, что на камне было записано имя каждого царя древнего периода вместе с продолжительностью его правления и главными событиями, ознаменовавшими его пребывание на троне. Причем эта информация была собрана во времена V династии, всего через 700 лет после объединения, так что возможность ошибок, по всей вероятности, очень невелика... "
Покойный профессор Уолтер Эмери, которому принадлежат эти слова, был по вполне понятным причинам особенно озабочен отсутствием таких необходимых подробностей, касающихся древнего периода, 3200-2900 годы до н.э., предмета его собственных научных интересов. Однако огромный интерес представляла бы информация и о более ранних эпохах, особенно о Зеп-Тепи -- золотом веке богов.
Чем глубже мы проникаем в мифы и воспоминания о далеком прошлом Египта, чем ближе мы подходим к сказочному Первому Времени, тем все более странный ландшафт нас окружает, в чем у нас сейчас будет возможность убедиться.
  malru* Miss Marple05.09.07 19:19
malru*
NEW 05.09.07 19:19 
в ответ malru* 05.09.07 19:16
ГЛАВА 44
БОГИ ПЕРВОГО ВРЕМЕНИ
Согласно теологии Гелиополя, в начале Первого Времени в Египте появились девять первых богов: Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Нептис и Сет. Среди детей этих богов были такие хорошо известные фигуры, как Гор и Анубис. Кроме того, почитались и другие пантеоны богов, особенно в Мемфисе и Гермополе, где существовали важные и очень древние культы, Птаха и Тота. Все эти божества Первого Времени были в некотором смысле богами творения, поскольку своей божественной волей они придавали форму окружающему хаосу. Именно из этого хаоса они создали и заселили священную землю Египта, где в течение многих тысяч лет они правили людьми, будучи фараонами.
Что представлял собой "хаос"?
Жрецы Гелиополя, которые говорили с греческим историком Диодором Сицилийским в I веке до н.э., выдвинули предположение, наводящее на размышления, что "хаос" -- это наводнение, которое Диодор отождествлял со всеразрушительным потопом Девкалиона -- греческого Ноя: "В общем, они говорят, что если во время потопа, который приключился во времена Девкалиона, и погибло большинство живых существ, то наиболее вероятно, что среди уцелевших были обитатели южного Египта... Если же, как настаивают некоторые, уничтожение живых существ было полным и Земля затем стала порождать новые формы животных, то все равно начаться этот процесс должен был именно в этой стране... "
За что такое предпочтение Египту? Диодору сказали, что это каким-то образом связано с его географическим положением, с большим количеством солнечного тепла, падающего на южные районы, и с интенсивным выпадением атмосферных осадков, которое, согласно мифам, усилилось после всемирного потопа: "Потому что, когда влага от обильных дождей, выпадавших и в других землях, встретилась здесь с сильным теплом, которое преобладает в Египте... воздух стал вполне благоприятным для первого поколения всех живущих..."
Любопытно, кстати, что Египет действительно имеет специфическое географическое положение: как хорошо известно, параллель и меридиан, которые пересекаются около Великой пирамиды (300╟ северной широты и 310╟ восточной долготы), проходят, по пустынным местам гораздо большей протяженности, чем другие. Любопытно также, что в конце последнего ледникового периода, когда в Северной Европе таяли миллионы квадратных километров ледников, когда поднимающиеся моря затапливали прибрежные районы по всему земному шару и когда огромное дополнительное количество влаги, попадавшее в атмосферу в результате испарения, проливалось дождями, Египет на несколько тысяч лет оказался в выгодном положении вследствие исключительно влажного и способствующего плодородию климата. Нетрудно представить себе, что такой климат мог действительно запомниться как "благоприятный для первого поколения всех живущих".
Но возникают следующие вопросы. Чью информацию о прошлом мы получаем от Диодора? Является ли довольно точное описание благоприятного климата Египта в конце последнего ледникового периода совпадением, или до нас дошло исключительно древнее предание, несущее память, возможно, о Первом Времени?
  malru* Miss Marple05.09.07 19:25
malru*
NEW 05.09.07 19:25 
в ответ malru* 05.09.07 19:19
ДЫХАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЗМЕИ
Считалось, что Ра был первым царем Первого Времени, и древние мифы говорят, что, пока он был молод и энергичен, его правление было мирным. Но годы брали свое, и в конце своего правления он выглядел старым, морщинистым, ковыляющим человеком с дрожащим ртом, из которого все время капала слюна.
Шу унаследовал у Ра земную власть, но его правление было омрачено заговорами и конфликтами. Хотя он и победил своих врагов, в конце он был так разбит болезнью, что против него восстали даже ближайшие последователи: "Устав от правления, Шу отрекся в пользу своего сына Геба и нашел себе убежище в небесах после ужасной бури, которая длилась девять дней..."
Геб, третий божественный фараон, законно унаследовал трон от Шу. Его правление также было омрачено, причем, описывая происшедшее, некоторые мифы впадают в то же трудноразрешимое противоречие, что и "Тексты пирамид", когда пытаются описать сложный научно-технический образ при помощи заведомо нетехнического словаря. Так, например, одно особенно потрясающее предание рас╛сказывает о "золотом ящике", в который Ра сложил ряд. предметов, а именно: свой "скипетр" (или посох), прядь своих волос и свой "уриус" (золотая кобра в угрожающей позе, которую он носил на своем царском головном уборе).
Этот ящик, сильный и опасный талисман, вместе со своим странным содержимым был спрятан в крепости "на восточной границе" Египта в течение многих лет после вознесения Ра на небо. Когда Геб пришел к власти, он приказал принести ящик и открыть его в своем присутствии. Не успели открыть ящик, как из него вырвалось пламя (на╛званное в тексте "дыханием божественной змеи"), которое убило на месте всех товарищей Геба и смертельно обожгло самого богоцаря.
На языке вертится вопрос, не встречаемся ли мы здесь с искаженным описанием несчастного случая в результате неисправности устройства, созданного человеком, какого-то чудовищного прибора, разработанного учеными пропавшей цивилизации. Такое подозрение усиливается, если мы вспомним, что это не единственный золотой ящик в древнем мире, который вел себя подобно смертельно опасной и непредсказуемой машине. У него легко заметить целый ряд общих особенностей с таинственным ковчегом завета евреев, ларцом, который также убивал невинных людей какими-то яростными разрядами, который также был "снаружи покрыт золотом", и про него говорили, что в нем были не только две таблички (скрижали) с десятью заповедями, но и "золотой горшок с манной, и посох Аарона".
Подробный разбор смысла всех этих роковых и прекрасных ларцов (и других "высокотехнологичных" изделий, описанных в древних преданиях) выходит за пределы этой книги. Для наших целей здесь достаточно отметить, что специфическая атмосфера опасной и околотехнической мудрости окружает многих богов Эннеады Гелиополя.
Так, от Исиды (жены и сестры Осириса и матери Гора) сильно попахивает научной лабораторией. Согласно папирусу Честера Битти, который хранится в Британском музее, она была "умной женщиной... более мудрой, чем бесчисленные боги... Не было на небе или земле чего-нибудь, о чем бы она не знала". Прославленная умелым использованием колдовства и магии, Исида особенно запомнилась древним египтянам своим "сильным языком", то есть заклинаниями, "которые она умела произносить правильно и без остановки, и в совершенстве владела искусством как приказа, так и заветного Слова". Короче говоря, люди верили, что одним своим голосом Исида была способна изменять окружающую реальность и попирать законы физики.
Такие же способности, только, пожалуй, в еще большей степени люди приписывали богу мудрости Тоту, который, хотя и не входил в девятку Гелиополя, но в Туринском папирусе и других древних документах именуется шестым (иногда седьмым) божественным фараоном Египта. Часто изображаемый на стенах храмов и гробниц в виде ибиса или человека с головой ибиса, Тот пользовался почитанием как некая регулирующая сила, ответственная за все священные расчеты и толкования, как властелин и умножитель времени, изобретатель алфавита и покровитель магии. Его имя особо связывали с астрономией, математикой, геодезией и геометрией; о нем говорили: "Тот, кто сведущ в небесах, считает звезды и измеряет землю". Его также считали божеством, которое "понимает тайны всего, что скрыто под небесным сводом", и которое может ниспослать мудрость на избранных. Говорили, что он записал свои знания в тайных книгах и спрятал в разных местах на Земле, в надежде, что их станут искать будущие поколения, но найдут "только достойные" -- которые используют свои открытия на пользу человечества.
В общем, ясно, что Тот сочетает в себе древнего ученого, благодетеля и цивилизатора. В этом смысле он близко напоминает своего предшественника Осириса, почитаемого бога из "Текстов пирамид" и четвертого божественного фараона Египта, "чье имя Сах (Орион), чья нога длинна, а шаг широк, кто правит Землей Юга..."
  malru* Miss Marple05.09.07 19:29
malru*
NEW 05.09.07 19:29 
в ответ malru* 05.09.07 19:25
ОСИРИС И ВЛАДЫКИ ВЕЧНОСТИ
Именуемого в текстах порой "небтем", или "всеобщим господином", Осириса описывают как человека и одновременно сверхчеловека, страдающего и в то же время повелевающего. Более того, он выражает свою двойственную сущность, управляя небесами (в качестве созвездия Ориона) и Землей (в качестве царя людей). Подобно Виракоче в Андах и Кецалькоатлю в Центральной Америке, он действует хитроумно и таинственно. Подобно им, он очень высокого роста и всегда изображается с волнистой божественной бородой. И, наконец, подобно им, располагая сверхъестественными возможностями, он, где только можно, избегает использования силы.
Из главы 16 мы узнали, что, согласно поверию, Кецалькоатль, бог-царь мексиканцев, отбыл из Центральной Америки морем, отплыв на плоту из змей. Поэтому трудно избежать ощущения, что это уже было, когда мы читаем в египетской "Книге мертвых", что жилище Осириса "покоилось на воде", а его стены были сделаны из "живых змей". Во всяком случае, сходство, конвергенция символики, объединяющее этих двух богов и два взаимно удаленных региона, потрясающее.
Существуют и другие очевидные параллели.
Основную канву истории Осириса мы проследили в предыдущих главах, и нет необходимости к ней возвращаться. Читатель наверняка не забыл, что этого бога (опять же, совсем как Кецалькоатля и Виракочу) помнили в первую очередь как благодетеля человечества, просветителя и великого вождя-цивилизатора. К его заслугам относились, в частности, ликвидация людоедства и приобщение египтян к земледелию -- в особенности возделыванию пшеницы и ячменя: он также обучил их изготовлению сельскохозяйственных орудий. Поскольку у него был особый интерес к хорошим винам (мифы не сообщают, где он приобрел этот вкус), он специально "обучил человечество виноградарству и виноделию, в том числе сбору гроздей и хранению вина..." В дополнение к здоровому образу жизни, который Осирис преподал своим египетским подданным, он помог им освободиться "от жалких и варварских обычаев", даровав им свод законов и культ богов.
Приведя все в порядок, он передал управление царством Исиде, на долгие годы покинул Египет и отправился в путешествие по миру с единственным намерением, как сообщили Диодору Сицилийскому, "...посетить все населенные земли и научить род людской возделыванию виноградной лозы, пшеницы и ячменя; поскольку он надеялся, что если он побудит людей расстаться с дикостью и приобщиться к благородному образу жизни, то тем самым он приобретет бессмертную славу за свои великие благодеяния... "
Сначала Осирис направился в Эфиопию, где обучил встреченных им примитивных охотников-собирателей земледелию. Кроме того, он организовал ряд крупномасштабных строительных и гидротехнических работ: "Он построил каналы с шлюзовыми затворами и регуляторами... он поднял берега рек и принял меры, чтобы Нил не выходил из берегов..." Позднее он направился в Аравию, а затем -- в Индию, где основал много городов. Во Фракии он убил царя-варвара за то, что тот отказался принять предписанную ему систему правления. Это, вообще-то, было не в характере Осириса, поскольку, как хорошо запомнили египтяне, он никогда "...не принуждал людей силой выполнять свои указания; путем же мягкого убеждения и взывая к их здравому смыслу ему удавалось побудить их выполнить то, что он проповедовал. Многие из его мудрых советов были положены на музыку в виде гимнов и песен и исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов ".
  malru* Miss Marple05.09.07 19:36
malru*
05.09.07 19:36 
в ответ malru* 05.09.07 19:29
Снова трудно избежать параллелей с Кецалькоатлем и Виракочей. Во времена тьмы и хаоса, которые, вполне возможно, связаны с потопом, некий бородатый бог (или человек) материализуется в Египте (или Боливии, или Мексике). Он владеет разнообразными практическими и научными знаниями и навыками, характерными для зрелой и высокоразвитой цивилизации, которые бескорыстно использует на благо человечества. Он инстинктивно мягок, но при необходимости способен проявить твердость. Его характеризует очень высокая целеустремленность, и, организовав свою штаб-квартиру в Гелиополе (или Тиауанако, или Теотиуакане), он вместе с группой избранных сторонников принимается за установление порядка и реставрацию утраченного равновесия в мире.
Оставим на некоторое время в стороне вопрос, имеем ли мы дело с богами или людьми, продуктом примитивного воображения или существами из плоти и крови; обратим пока внимание на то, что мифы всегда говорят о группе цивилизаторов: и у Виракочи, и у Кецалькоатля, и у Осириса есть "спутники". Иногда внутри этой группы возникают жестокие внутренние конфликты, возможно, борьба за власть; очевидными примерами являются битвы между Сетом и Гором, между Тескатлипокой и Кецалькоатлем. Причем, независимо от того, где развертываются мифические события -- в Центральной Америке, Андах или Египте -- исход всегда один и тот же: возникает заговор против цивилизатора, и его или изгоняют, или убивают.
Мифы говорят, что Кецалькоатль и Виракоча не вернулись (хотя, как мы видели, их возвращения в Америку продолжали ожидать еще во времена испанского завоевания). Что касается Осириса, то он возвратился. Хотя он и пал жертвой Сета вскоре после завершения своей всемирной миссии с целью заставить людей "отказаться от дикости", он затем обрел вечную жизнь, вознесясь в созвездие Ориона уже в качестве всемогущего бога мертвых. Впоследствии, будучи верховным судьей загробного мира и подавая бессмертный пример ответственного и великодушного царствования, он доминировал в религии (и культуре) Древнего Египта на протяжении всей его истории.
БЕЗМЯТЕЖНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Кто может предиоложить, каких высот достигли бы цивилизаторы в Андах и Мексике в условиях подобной преемственности. Египет в этом смысле уникален. Хотя "Тексты пирамид" и другие древние источники упоминают период разрухи и попытку узурпации власти Сетом (и его семьюдесятью двумя "прецессионными" заговорщиками), они описывают также переход к правлению Гора, Тота и последующих божественных фараонов как сравнительно спокойный и неизбежный.
В дальнейшем, в течение тысячелетий, этот переход имитировался смертными царями Египта. С начала и до конца они видели в себе прямых наследников и живое воплощение Гора, сына Осириса. Поколение сменялось поколением, но всякий раз считалось, что усопший фараон возрождается на небесах как "Осирис", а каждый наследник престола становится "Гором".
Эта простая, отработанная и устойчивая схема полностью сложилась уже в самом начале I династии -- около 3100 года до н.э. Ученые это признают; большинство признает также, что здесь мы имеем дело с высокоразвитой и изощренной религией. Странно, но очень немногие египтологи и археологи задаются вопросом, где и когда эта религия сформировалась.
Не правда ли, не слишком логично считать, что такая законченная система социальных и метафизических идей, как культ Осириса, могла вдруг возникнуть в полностью сложившемся виде в 3100 году? Или даже сформироваться в течение 300 лет (как иногда допускают египтологи)? Для формирования подобной системы требуется гораздо больший промежуток времени, скорее тысячи лет, чем сотни. Там, где древние египтяне непосредственно говорят о своем прошлом, утверждается, что цивилизация досталась им в наследство от "богов", которые были "первыми, кто правил в Египте".
  malru* Miss Marple05.09.07 19:40
malru*
NEW 05.09.07 19:40 
в ответ malru* 05.09.07 19:36
Документальные свидетельства не полностью согласуются друг с другом, одни приписывают египетской цивилизации гораздо больший возраст, чем другие. Все они, однако, ясно и твердо обращают наше внимание на эпоху, весьма удаленную в прошлое -- от 8 тысяч до 40 тысяч лет до начала I династии.
Археологи настаивают, что в Египте не было найдено вещественных доказательств, которые подтверждали бы наличие там в указанный период развитой цивилизации. Строго говоря, это не так. Как мы видели в Части VI, существует ряд предметов и сооружений, которые пока не были датированы научными средствами.
Древний город Абидос хранит одну из самых удиви╛тельных загадок, также пока не датированных...
ГЛАВА 45
ДЕЛА ЛЮДЕЙ И БОГОВ
Среди бесконечного множества разрушенных древне╛египетских храмов есть один, который уникален не только степенью сохранности (у него даже уцелела кровля, что особенно редко), но и превосходным качеством буквально гектаров изумительных барельефов, которые украшают его возвышающиеся стены. Это -- расположенный в Абидосе, в 13 километрах от современного русла Нила, храм Сети I, монарха из знаменитой XIX династии, правившего с 1306 по 1290 год до н. э.
Сети в основном известен как отец знаменитого Рамзеса II (1290-1244 года до н.э.), фараона библейского Исхода. Но он и сам по праву может считаться крупной исторической фигурой: много воевал за пределами Египта, много сил отдавал сооружению нескольких прекрасных зданий и тщательной и добросовестной реставрации многих старых построек. Его храм в Абидосе, который задним числом назвали "Домом миллионов Лет", был посвящен Осирису, "владыке вечности", о котором в "Текстах пирамид" сказано так: "Ты ушел, но ты вернешься, ты уснул, но ты проснешься, умер ты, но будешь жить... Отправься к водному пути, поплыви вверх по течению... Соверши путешествие вокруг Абидоса в облике духа, дарованном тебе богами".
КОРОНА АТЕФА
Было восемь часов, яркого, чистого утра, когда я нырнул в мрачную тишину храма Сети I. Его стены были частично подсвечены снизу маломощными электрическими лампами; единственным источником света, кроме этого, были предусмотренные архитекторами фараона немногочисленные окна в каменной кладке, через которые внутрь здания проникали, подобно божественному сиянию, столбы солнечного света. Пробираясь среди пылинок, танцующих в этих лучах, сквозь тяжелую неподвижность воздуха, заполняющего зал Гипостиль с огромными, поддерживающими крышу колоннами, легко вообразить, что здесь до сих пор присутствует дух Осириса. На самом деле, воображением здесь не ограничиваешся; Осирис присутствует здесь физически -- в потрясающей симфонии барельефов, украшающих стены, хранящих на протяжении веков образ царя-цивилизатора, бога мертвых, сидящего на троне в обществе своей прекрасной и таинственной сестры Исиды.

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 все