русский

Как "разговорить" ребенка (6 лет)

5749  1 2 3 alle
maschmisch прохожий19.11.18 22:30
NEW 19.11.18 22:30 

Здравствуйте,

сам вопрос и есть в заголовке, а счас подробности:

В семье по-русски говорю только я. Все родственники в России. Мы можем ездить туда редко, пока были только раз в ребенкины 3 года. Гости к нам приезжают, примерно 2 раза в год.

Мальчик хорошо понимает русский, ну насколько я это могу оценить. С гостями и в русской школе говорит только по-русски. Со мной сам говорит по-русски редко. Только если играем в его мягкие игрушки, или общаемся с нашим котом. С котом и Мишиными "детками" многое не обсудишь. Кот вообще только о еде "говорит" практически.

Говорить хочет, часто сам начинает, но если не находит быстро слово или формулировку, очень злится. Я его не ругаю и почти не поправляю, иногда только повторяю, что он сказал в более корректной формулировке. Когда говорит, ошибок почти не допускает, но слов использует мало. Хорошо объясняет. Недавно вот вместо того, чтобы сказать : "краб маскируется", сказал " он делает так, что все думают, что это земля, а это не земля, а это краб". И вот таким образом может общаться.

Какие есть советы и идеи? Как можно его разговорить до школы? Осложняется все тем, что у мамы очень мало времени, финансов тоже только и хватает на русскую школу, но последняя ситуация должна улучшиться через полгода.

Еще для него счас русский в удовольствие. С удовольствием учит буквы, пишет их, переписывает написанные слова, подбирает слова на начальный звук или слог.

Вот как помочь ему заговорить со мной по-русски и при этом сохранить и радость от общения? Он перфекционист. На немецком тоже было похоже. Заговорил он поздно, но сразу выговаривал все звуки, и почти сразу пошли предложения с nämlich и sondern. Слов, которые он не выговаривал, почти не было. Он их либо не говорил, либо уж если говорил, то когда уже мог очень хорошо. Если что-то не получается, расстраивается очень. Даже вот после окулиста очень долго переживал, что он "не смог" увидеть последнюю строчку.

Про учительницу уже поняла, буду думать и искать. Ему такое точно понравится. Он любит, когда внимание только ему.

Что еще? Читаем много, каждый день, говорим только по вечерам и выходным, но в эти моменты много, он тоже очень разговорчивый и общительный. Думала скайп с детьми друзей из России, но как-то не получается организовать. То у тех детей кружки, то нас нет дома.

Еще он любит слушать аудиосказки но такие, чтобы было много музыки и просто разных звуков. Чаще всего просто просит записать мультик как аудиофайл. Потом многое повторяет, незнакомое спрашивает тоже с интересом. Самое-самое любимое это немецкий мультик Drei Räuber. Есть ли еще что-то похожее и чтобы на русском был вариант? После этого мультика все остальные аудио он отмел, раньше и сказки с Пельтцер слушал, и песенки детские, но три разбойника теперь все перекрыли.

Может, есть какие-то еще варианты, до которых я не додумалась?


#1 
shenchik коренной житель19.11.18 22:45
shenchik
NEW 19.11.18 22:45 
in Antwort maschmisch 19.11.18 22:30

Вот вроде Drei Räuber по-русски ;) Оно?)

https://m.ok.ru/video/337497229931


Если по теме, то я своим детям говорю, что по-немецки не понимаю ;)) Они знают, конечно, что понимаю, улыбаются, но на русский всё же переходят. Но у нас русский был первым языком. Скорее всего поэтому проще.

Может попробовать поговорить по-взрослому? Что Вам хотелось бы, чтобы он с Вами говорил по-русски, потому что... (аргументы придумать ;))


#2 
maschmisch прохожий19.11.18 22:56
NEW 19.11.18 22:56 
in Antwort shenchik 19.11.18 22:45

Да, это он. Он у нас и есть на и русском тоже, но заслушан до дыр, а ничего другого не хочет. Изредка еще на " Гигантскую Грушу" переходит. А хотелось бы разнообразия.

По-взрослому - это как раз его подход. Я ему говорила, что вот, хорошо бы, поедем в Россию, и он все сможет. И он хочет, но очень расстраивается и злится, если не выходит. Мне его прям жалко. Думаю, счас вводить потихоньку. Просто больше этому внимания уделять для начала. Он понял, что, если что-то хочет, а нельзя, и если он тоже самое попросит по-руссски, то я часто млею... и разрешаю. Сегодня вот просила, чтобы все спрашивал на русском. И он спрашивал, или повторял за мной вопрос. Вроде бы, органично прошло. Не сопротивлялся.

#3 
viger2 коренной житель20.11.18 07:32
viger2
NEW 20.11.18 07:32 
in Antwort maschmisch 19.11.18 22:30
Может, есть какие-то еще варианты, до которых я не додумалась?

Первое что пришло в голову - театр теней.


Выбрать вместе сказку, сделать фигурки и декорации из картона, распеделить роли - кто, что и каким голосом говорит, заодно чтение и/или заучивание текста можно потренировать.

Нужны еще простыня и лампочка вот и все оборудование. Представление записать на видео и вместе посмотреть.

все что вы сделаете в интернете может быть использовано против вас!
#4 
shenchik коренной житель20.11.18 13:28
shenchik
NEW 20.11.18 13:28 
in Antwort maschmisch 19.11.18 22:56
Сегодня вот просила, чтобы все спрашивал на русском. И он спрашивал, или повторял за мной вопрос. Вроде бы, органично прошло. Не сопротивлялся.

ЗдОрово! :)

#5 
maschmisch прохожий20.11.18 21:50
NEW 20.11.18 21:50 
in Antwort viger2 20.11.18 07:32

Спасибо большое! Правда, хорошая идея. Он любит видеопослания моим тетушкам записывать. Этим можно завлечь.

#6 
N-Kenti местный житель22.11.18 10:42
N-Kenti
NEW 22.11.18 10:42 
in Antwort maschmisch 19.11.18 22:30

Из Вашего описания читаю, что ребенок говорить хочет и может, своими словами описывает, если этого требует ситуация, и у него достаточный для коммуникации пассивный словарный запас. Но: у него не сформирована привычка обращаться к Вам и отвечать Вам по-русски. Значит, Ваша задача сформировать такую привычку.

Из всего, что говорит дошкольник, самый большой блок самостоятельных высказываний приходится на обращения к взрослому: попросить, рассказать о событии, поинтересоваться, выразить эмоции. Второй большой блок приходится на речевые действия при общении в игре. По этим двум направлениям Вам и надо работать.

#7 
N-Kenti местный житель22.11.18 10:43
N-Kenti
NEW 22.11.18 10:43 
in Antwort N-Kenti 22.11.18 10:42

Самый действенный прием – речевое общение в вопросно-ответной форме. Задавайте вопросы, формулируя их, чтобы в нем уже был ответ – ребенку легче повторить, чем сформулировать. Не «Куда тебе хотелось бы пойти в выходные?», а «Куда тебе хотелось бы пойти в выходные: в зоопарк, в бассейн или в кино?» - вероятность, что ребенок выберет один из озвученных вариантов и назовет его по-русски, выше, чем в открытом вопросе. Таким же образом реагируете на слова, произнесенные на немецком. Поясню на своем примере: мой младший сын после сада говорит: « Сегодня полдник был в Essraum, а не на улице». Я отвечаю: «А обед у вас всегда в столовой, или тоже бывает на улице?» - «Обед всегда в столовой». Вот и нету таракана (с) 😀

#8 
N-Kenti местный житель22.11.18 10:46
N-Kenti
NEW 22.11.18 10:46 
in Antwort N-Kenti 22.11.18 10:43

Чтобы научитьcя задавать вопросы, формулировать простые предложения, ребенку нужна речевая опора, модель, образец. Вам надо выделить несколько тем - это могут быть простые ритуалы утром и вечером, за столом, в ванной, в магазине и пр. Или же какие-то особенные темы по интересам Вашего сына. На эти темы Вы можете играть с «детками» - пользуйтесь тем, что ребенок делает охотно. Очень важно при этом, что Вы должны озвучивать то, что Вашему ребенку необходимо в общении с Вами. Разыгрывайте какие-то сценки, в которых Вы задаете вопросы, просите маму о чем-то и потом меняйтесь ролями. Чем больше ребенок говорит в игровой ситуации, тем лучше - навык говорить закрепляется и он сможет перенести речевые эталоны в повседневное общение.

#9 
N-Kenti местный житель22.11.18 10:47
N-Kenti
NEW 22.11.18 10:47 
in Antwort N-Kenti 22.11.18 10:46

Далее, очень рекомендую играть в речевые игры. Купите любую книгу по речевым играм – это могут быть логопедические пособия или что-то из серии «развиваем речь дошкольника». Игр для развития речи масса и Вы сможете выбрать подходящие Вам. Ну или ищите в интернете. Очень популярная игра «Снежный ком», она существует в самых разных вариантах. Например, Вы говорите: «Мы идем в магазин и покупаем там хлеб. Ребенок отвечает: мы идем в магазин и покупаем там хлеб и масло.» Вы продолжаете: «Мы идем в магазин и покупаем там хлеб, масло и сыр» и т.д. У этой игры есть и сложные варианты – зависит от возможностей ребенка.

#10 
N-Kenti местный житель22.11.18 10:48
N-Kenti
NEW 22.11.18 10:48 
in Antwort N-Kenti 22.11.18 10:47

По поводу инсценировок Вам уже дали совет, могу только подписаться. Заучивать куски текста наизусть (от простого к сложному – это могут быть и несколько фраз в роли) – это очень действенный метод. Из моего опыта: дети любят известное с неожиданным концом или на «современный» лад. Подстраивайтесь под ребенка - можете инсценировать классическую сказку, если ребенку так нравится, а можете модифицировать по его желанию – главное, чтобы он активно произносил фразы на русском.

#11 
N-Kenti местный житель22.11.18 10:53
N-Kenti
NEW 22.11.18 10:53 
in Antwort N-Kenti 22.11.18 10:48

Когда читаете – иногда останавливайтесь и спрашивайте ребенка о чем-то. Что Вы читаете? Тима? Остановитесь где-то и спросите: а если бы ты был Тимом, сделал в этой ситуации то или это? (и опять же, формулируйте альтернативно). Чем больше он Вам отвечает на русском, тем лучше. Пользуйтесь теми ситуациями, в которых он это делает охотно – чтение, игры. В остальных помогайте. Отвечает на немецком – повторяйте за него. Прием: Вы повторяете на русском то, что ребенок сказал на немецком и следом же высказываете свое отношение к этому: "ты думаешь, что....(что он только что сказал на немецком). Да, я думаю, ты прав. Я бы тоже сделала то-то и то-то" Вы таким образом не фиксируете ребенка на том, что он сказал что-то "не так", а просто ведете с ним доброжелательный, интересный диалог, в котором он слышит, как надо было сказать правильно.

#12 
N-Kenti местный житель22.11.18 10:57
N-Kenti
NEW 22.11.18 10:57 
in Antwort N-Kenti 22.11.18 10:53

Аудиосказки если любит – это сильнейший инструмент и может стать Вашим первым помощником. Вам надо просто зайти в приложения "Литрес" или "1С" и все там прошерстить, что могло бы подойти Вашему сыну. Там можно послушать фрагмент. У нас есть вот такой диск – там тоже с песнями из мультфильма, но и авторский текст читается Пожаровым (вообще очень рекомендую озвучку Пожарова).


Ну или на ютубе найдите.

https://www.youtube.com/watch?v=QVWE4K2vnPs

#13 
N-Kenti местный житель22.11.18 10:58
N-Kenti
NEW 22.11.18 10:58 
in Antwort N-Kenti 22.11.18 10:57, Zuletzt geändert 22.11.18 11:02 (N-Kenti)

Очень важно: поставьте себе разумные цели. Если Вы будете «внедрять» все хаотично, у Вас будет ощущение, что это Сизифов труд. Возьмите себе за правило, например, одна речевая игра в день плюс 15 минут общения, в котором Вы целенаправленно следите за своей речью, обращаете внимание на речь ребенка, стараетесь дать ему правильный образец, строите разговор так, чтобы он «провоцировал» отвечать на русском. Регулярность таких «занятий» важнее количества времени! За любые успехи хвалите и себя, и ребенка 🌺

#14 
maschmisch прохожий23.11.18 15:00
NEW 23.11.18 15:00 
in Antwort N-Kenti 22.11.18 10:58

н.п.

Всем большое спасибо! Вот, действительно, одна голова - хорошо, а две лучше.

Пока попробовала "провоцировать" на ответы на русском, и у нас это работает, я прям в эйфории нахожусь. Сын хочет говорить и старается, но ввозжу постепенно, потому что расстраивается по-пружнему очень, если не получается.

В снежный ком сегодня поиграем, мне кажется, тоже должно понравиться. Про Дарью тоже не знала, счас изучаю ее блог.

По мере изменений буду сюда еще писать про результаты, вдруг кому пригодится.

#15 
N-Kenti местный житель23.11.18 22:46
N-Kenti
NEW 23.11.18 22:46 
in Antwort maschmisch 23.11.18 15:00

Пишите обязательно, не пропадайте :-) Пишите, что именно не получается, какие ошибки делает, что не может сказать. Чем конкретнее пример, тем больше вероятность, что у кого-то похожая ситуация была, а значит, сможем что-то посоветовать.

#16 
maschmisch гость23.01.19 22:39
NEW 23.01.19 22:39 
in Antwort N-Kenti 23.11.18 22:46

Н.п.

Хочу коротко сообщить, как у нас дела.

Во-первых, всем спасибо! Театр теней идет просто на ура. Единственная загвоздка, что игра руками интересует его больше, чем фигурками, у меня уже руки сводит вечерами.

Мишина речь если и не улучшилась, то уж точно стало больше ее количества. Очень часто сам заговаривает, но и расстраивается тоже по-прежнему, если не получается.

Видимо, из-за того, чтостал больше говорить, повылезали и ошибки. Основных две, это виды путает, если говорит в буд. времени

и часто переводит с немецкого:

не сколько стоит, а как много стоит

ну и самая беда, это "если" вместо "когда".

Виды-таки редко путает.

Еще увеличила беседы с котом. Вот спасибо, что обратили внимания, что за ним язык закреплен. Как-то сама дома даже значения не придавала, глаз, видимо, замылился.

И вот, что интересно, если с котом говорит на русском и не может что-то сказать, то не переключается с отчаянием на нем, как в разговорах со мной, а шепотом меня спрашивает: " как это по-русски будет"

и потом говорит это по-русски коту. Эх, кот у нас старый, не знаю, на сколько его хватит.

И русская школа наша тоже заметно очень дает плоды. Бежит туда с радостью, домашку делать хочет, чтобы его Аня похвалила

#17 
N-Kenti местный житель25.01.19 22:51
N-Kenti
25.01.19 22:51 
in Antwort maschmisch 23.01.19 22:39

здорово, что есть прогресс, ты молодец! Кота берегите :-)


и часто переводит с немецкого: не сколько стоит, а как много стоит ну и самая беда, это "если" вместо "когда".

Как работать с «кальками» со второго языка, вот здесь у Дарьи посмотри:

https://www.facebook.com/rosinka.online/videos/1936322146584710/

#18 
viger2 коренной житель27.01.19 01:00
viger2
NEW 27.01.19 01:00 
in Antwort maschmisch 23.01.19 22:39

Очень рад за вас! flower

все что вы сделаете в интернете может быть использовано против вас!
#19 
maschmisch гость25.06.19 13:36
NEW 25.06.19 13:36 
in Antwort viger2 27.01.19 01:00

н. п.

разговор зашел в другой ветке, но продолжить его по теме лучше здесь.


Что у нас есть:

С сентября русская школа раз в неделю 2,5 часа.

Примерно с этого же времени горячо любимая подруга, но она на два года младше и живет далековато (40 мин поездом). Счас еще месяц они с мамой отдыхают. Они общаются только по-русски, но больше просто дурачатся и носятся. Шлют друг другу видео приветы, но тоже говорят минимально, больше корчат рожи ржут. Но немецкий там совсем не участвует, и все с радостью и без натуги.

Ко мне раз-два в год приезжает кто-то из России с детьми, обычно недели на две. Это дает очень большой скачок, потому что он очень хочет общаться с детьми.

Я с ним говорю только по-русски, Все непонятное объясняю. Мы читаем почти каждый день, сам он тоже начинает уже читать, но только под присмотром. Без особой охоты, но потом гордится, если смог.

Есть руссковоряшие кот и игрушечный лев.

Языки не смешивает.

Сам по себе от языка не отказывается, только злится, если не получается.


Чего нет:

Он со мной говорит преимущественно на немецком, попрошайничает только всегда на русском.

В Россию пока нереально. Счас вот подумываем, попробывать откладывать год, чтоб след летом поехать. Но часто бывают непредвиденные расходы, так что вряд ли.

Про репетиторов тут я узнавала. В долгосрочном плане - это тот же билет в россию. Может, плохо искала.

Нет у меня до сих пор под боком русскоговорящих мам-подруг. Просто подруги-студентки есть, но они тоже все очень заняты, чтобы регулярно с нами гулять или еще-чем заниматься. А с детьми пока нет.

Теоритически будут две мамы в школе.

С одной я уже общаюсь, другую не знаю. Как дети будут, непонятно еще. Потому что было два раза так, что мы с мамаи очень хорошо, а дети просто ни за что и ни в какую! Это у нас такое с мальчиками обычно. В школе будет девочка, поэтому питаю надежды.

Скайп с детьми из России бывает, но тоже редко, русским детям скучно из-за мишиного языка. Сам Миша с удовольствием.

Раньше к нам гости чаще приезжали, но счас у всех как-то стало больше финансовых проблем, и из-за этого все реже и реже. Но счас летом моя двоюродная сестра с сыном к нам приедет на две недели.

Пишу больше, чтобы поделиться опытом. Ну и обычно поддержка мне много сил потом дает, что-то еще новое предпринять.


#20 
1 2 3 alle