Беседа с преподавателем русского языка
У меня есть несколько вопросов, которые мне хотелось бы задать преподавателю-практику. Я написала преподавателю Центра русского языка, имеющему большой опыт преподавания как РКИ, так и работы с билингвами, и попросила ее ответить мне на них прямо здесь в группе, поскольку эти темы могут быть интересны и другим участникам. Если у вас тоже есть вопросы, пожалуйста, задавайте.
Анастасия, приветствую Вас в нашей группе и спасибо, что согласились поучаствовать 🙋🏻♀️
Первый вопрос касается фонетики. Моему младшему сыну 4 года. У него нет многих звуков: «ш», «щ», «ч», «р», «л», в анамнезе подрезание уздечки языка в 3:9 лет. Из опыта со старшим сыном за шипящие не волнуюсь – их поставит немецкий логопед, а вот за «р» и «л» далеко не все немецкие логопеды берутся. Думаю, что «л» я могла бы позаниматься сама. Мягкую «л‘» он произносит без труда. На слух «л» и «л‘» различает. Компенсирующий звук – что-то типа короткого «у», то есть вместо «пришел», «сказал» у него получается примерно «пришеу», «сказау».
Где найти эффективные упражнения? Я знаю, что у Вас есть хорошие вебинары по фонетике, но я не могу
их найти.
Отвечу на вопросы в л/с
зачем в л/c? Поучаствуйте непосредственно здесь, расскажите о Вашем опыте. Как часто к Вам приходят дети с трудностями с твердой "л"? До какого возраста с твердой "л" можно ждать, а с какого занятия необходимы? Если ребенок уже умеет произносить "ль", может быть, есть хорошие упражнения для постановки "л" через "ль"? Как убедиться, что ребенок действительно дифференцирует "л" и "ль" на слух? Где об этом почитать?
Произношение и интонация - это тема тем, касается абсолютно всех билингвов, и поэтому в этом сообщении я предлагала Вам открыть отдельную ветку для такого разговора. Поскольку Вы ничего не ответили, я обратилась с такой просьбой к другому специалисту, которая ответит нам, как только у нее будет время. Если у Вас есть желание участвовать в обсуждениях - пожалуйста, все будут только рады общению с практиком! А для других целей у Вас есть своя отдельная ветка. Если Вам мешает мое сообщение там - я удалю, напишите мне в л/c. Или просто откройте новую - я больше не буду встревать :-)
За ссылку - спасибо.
В русской школе (второй класс) иногда проскакивают задания вроде этого: предложение построено коряво, неправильный порядок слов, сформулируй предложение правильно. Например, "Ваня на окне сидел и воробья рассматривал на дереве". Не везде применимо правило 1.подлежащее 2.сказуемое. Как с таким заданием справляться ребенку-билингву, который не очень хорошо "чувствует" язык и у которого в речи ярко выражены схемы немецкого языка?
Вопрос касается, конечно, не только школы, но и просто разговорной речи.
Большое спасибо! Соберу информацию - и начнем заниматься, затягивать не будем.
Среди нарушений л действительно распространено искажение звука, при котором произносится двугубный сонорный звук наподобие краткого у, встречающегося в некоторых диалектах, или звука w, свойственного фонетическому строю английского языка. Мягкий л’ нарушается очень редко.
Приемы постановки звука. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает взрослый. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, взрослый просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания взрослый следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.
Можно воспользоваться и другим приемом, но для него потребуется чайная ложка или, допустим, палочка
от мороженого. Используя в качестве базового звука мягкий л’, попросите ребенка несколько раз повторить слог ля, затем введите палочку так, чтобы она оказалась между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите палочкой на язык вниз – вправо или влево и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение палочккой, пока не будет получен акустический эффект твердого л.
Поставить твердый [л] могут следующие приемы:
- представьте, что вы хотите как бы вытолкнуть зубы изо рта и произнести при этом: л-л-л-л;
- произнесите л, прикусив кончик языка верхними и нижними зубами;
- прижмите переднюю часть языка к нижним зубам и говорите ла-лал-ла.
Постановка л. Язык узкий (вытягиваем и представляем, что проверяем, вкусно или нет). Воздух идет в рот: лампа. Слово-помощник для постановки твердого [л] - стол-лампа
Согласный [л] следует ставить в позиции начала слога/ слова перед гласным, а также в сочетании с согласными [к] и [г] (покладистый, Клара, кларнет и под.)
Спасибо! 🌸 Именно этот вебинар искала! И фонетические игры нам тоже очень пригодятся.
Про звук «ы» посмотри еще в том же вебинаре по фонетике в самом конце, где-то 43 минута.