Обучение чтению
Для меня все более актуальной становится тема обучения чтению. У кого дети учатся читать? Давайте рассказывать, как у вас это происходит. На каком вы этапе, что получается, что нет, какими приемами и инструментами пользуетесь, какими букварями, пособиями, книгами, в какие игры играете?
Я начну :-) Сыну 4,5 года. Знает некоторые буквы (может быть, треть алфавита). Буквы мы ищем в книгах (в начале глав буквы часто выделены крупным шрифтом или оформлены в виде буквицы). Читаем стихи в "азбуках в стихах". Мой очень любит вот эту:
https://www.labirint.ru/books/371250/
Рисуем буквы палочкой на песке, рукой на спине :-) Узнаем на вывесках (А на аптеке). Рассказываю, что некоторые буквы в немецком пишутся по-другому. Сам рисовать не очень любит, иногда (пока очень редко), пытается сам написать. Узнаваемо получается "О" и "Ж" :-)
У нас есть магнитная азбука Жуковой. Иногда достаем, он собирает буквы в любой комбинации, я читаю, что получилось - смеется. Посоветовала ему чередовать синие и красные буквы, чтобы получалось читать.
Иногда смотрит мультики с алфавитами, нахожу что-то на ютубе. Но он их не очень любит (в смысле, эти алфавитные мультики не любит, мультики вообще очень любит ☺️)
Слушаем в машине диск https://www.labirint.ru/audio/167005/
Его очень любил мой старший сын. Я поначалу его недооценила, но оказалось, что песенки и стихи запоминаются, и когда появляется визуальная опора, они помогают. Например, "и запомнить очень важно - смотрит вправо буква Г". Или что у буквы В плоский бочок, потому что она прислонилась к дереву. С опорой на эти песенки можно многое объяснить, и это запоминается.
Совсем недавно стало получаться соединять буквы - пока только некоторые согласные, которые он знает, например, М,Ж, Ф с гласными А,У,О. Объясняла так: буквы дают "друг другу ручку" (рисовала), тянутся друг к другу: Мммм---Аааа. Дальше пока двигаться не хочу. Пока будем стараться запоминать и другие согласные и соединять их только с А, О и У. То есть мы пока находимся этапе предчтения.
Параллельно ищу хорошие буквари и пособия, по ходу продвижения буду писать в этой ветке 🤗
моему тоже 4,5. знает тоже где-то треть алфавита.
У нас Смешарик-читарик- по нему занимаемся (там школа Лосяша)- потому что мой ребенок очень любит смешариков:)
+Азбука для Буки- по ней медленнее- текст там для детей постарше, на 6-7 лет, думаю. Мой еще не совсем понимает.
+обычная Азбука с картинками- картинки старые советские- моему неинтересно
очень хорошо идет Азбука звуковая- по ней он много букв выучил сам. Еще был плакат- ..надо найти))
О, смешариков мой тоже уважает, но еще больше трансформеров :-) жаль, что с ними букварей нет - такой букварь точно пошел бы на ура ☺️ Придется какие-то игры с ними придумывать. Мы пока не приступили к собственно букварям. В свое время, когда старший учился читать, я не могла найти подходящий букварь, и мы обошлись практически без них. Ну а сейчас все же есть выбор. Я купила "Вместо букваря" Д.Куматренко. Ближе к 5-ти годам возьмемся за него.
Я присматривалась еще к ребус-методу Л.Штерберга:
http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/rebus-metod
Может быть, я и сама созрею и попробую. Пока не решаюсь закупаться новыми материалами, поскольку уверена, что и старые материалы и методы заработают рано или поздно. Но очень интересно, и я думаю, многим детям такой метод понравится и подойдет.
Наша до шести лет полностью игнорировала все мои попытки научить её читать. А в шесть сама притащила валявшийся у нас букварь Жуковой и довольно быстро освоила чтение. Правда, пришлось пропевать слоги, тогда дело легко пошло. Ну и букварик Смешарик у нас хорошо пошёл, т.к. дочка любила этих Смешариков.
https://www.labirint.ru/books/443723/
Очень хорошая серия
Есть еще «читаю и понимаю загадки» и «читаю и понимаю тексты»
Я не знаю, можно ли их еще купить. Но если увидите, берите, точно не пожалеете
Дочка не имела интереса к буквам - читать стала учиться в начале прошлого учебного года (ровно в 6 лет) сразу параллельно на двух языках.
Сейчас знает все буквы 2ух алфавитов, умеет читать, но буквы путает. По-немецки получается лучше ;) Последние пару месяцев по-русски читает редко - мне на данный момент важнее немецкий. А так как особой любви к чтению пока что не наблюдается, делаем упор на основную школу.
Сыну вчера исполнилось 4 года. Русский
алфавит выучил около трёх лет, немецкий - в 3,5. По мультикам и самодельным карточкам.
Умеет читать короткие слова. Ну и слоги.
В последнии месяцы интерес к буквам поутих - переключился на диких животных.
Так что на данных момент никак не занимаемся - если не считать игру, составь алфавит с названиями животных по первой букве :)
Ещё полгода-год с чтением точно трогать не буду, если сам не попросит...
Наша до шести лет полностью игнорировала все мои попытки научить её читать. А в шесть сама притащила валявшийся у нас букварь Жуковой и довольно быстро освоила чтение.
Тоже хороший вариант 👍 Захотела - и научилась, и без всякой геймификации (букварь Жуковой этим вообще не отличается 😀)
С сыном понятно :-) Ну, ему торопиться некуда. А для дочки, может быть, есть смысл купить разных книг для первого чтения (только совсем простеньких, чтобы у неё было ощущение успеха, а не дискомфорта) и читать их по чуть-чуть (хоть 5-7 минут, но регулярно). Если хочешь, я поищу ссылки на серии для первого чтения...
У нашей такой вот характер: если сама чего-то хочет, то быстро учится, а если заставлять из под палки, то делает на отвали... И это с очень раннего возраста проявилось, поэтому учусь делать так, чтобы её заинтересовывать, либо аккуратно подводить её к нужным мне желаниям. Надо сказать, что это очень сложно и далеко не всегда у меня получается....
Спасибо, Ира :) У нас есть. И книги, и букварь. Букварь - с разделением слогов - идёт, кстати, хуже ;))
Проблема в том, что мадам пока что читать не рвётся. Надписи и т. п. на обоих языках читает с удовольствием. А вот истории как-то не очень. Но она и слушать на данный момент тоже хочет не всегда(
Летом будем читать :) Сейчас пусть доучится последний месяц и укрепит немецкое чтение. Ей с немецким в школе нелегко, поэтому русский пока притормозила...
да в принципе, у всех так, наверное. "Ключик" найти не так просто бывает. Дарья Куматренко рассказывала, что "Вместо букваря" написала специально для тех учеников, у которых "не шла" Жукова, а у ее собственной дочери этот букварь не пошел, как и вообще все другие буквари :-) И пришлось ей другой подход искать - интегрируя чтение в игры, в деятельность, которая ребенку нравится.
Устала она, наверное, просто :-( Ну, тогда и правда, русский можно оставить ненадолго. У моего старшего было похоже с письмом: письмо шло трудно, поэтому сначала все силы на немецкое письмо были брошены.
У меня дочке 6 лет, уже простые книжки сама читает
Но я уже троих научила читать и со всеми опыт в общем-то похожий. Детали есть, конечно, но в общем все по одной схеме:
Буквы запоминаются как-то сами (книжки читаем - дети спрашивают, плакаты висят, играем цепочки арбуз-зебра-абрикос, магнитная азбука...) но это все игра, а не занятия
Дальше научится соединять буквы в слоги. Мы снова играем, игры придумываю прямо на ходу. Вот у сына это был самый тяжежый этап. Никак у него не получалось, пока мы не начали петь. Мы пели слоги, тогда он понял принцип.
Потом читаем простые слова: тут я впервые беру уже тетрадки и пособия. Но сильно не увлекаюсь ими, по-моему можно и без них обойтись. младшая дочка любила, когда я ей рисовала задания сама. Нарисую три картинки и три слова: она должна правильно соединить.
Дальше слова посложнее и простые предложения. Я писала записки: «твой сюрприз лежит под кроватью» или делала квесты с простыми заданиями.
А вот теперь, на мой взгляд, самый тяжелый этап: «расчитать» ребенка. Буквари, как правило, очень скучны, простые сказки уже зазубрены наизусть, а остальное еще страшно даже в руки брать. Это сейчас появились уже книги для начинающих читать детей, а моя старшая дочь из-за этого быстро переключилась на немецкий и читала на нем с удовольствием, а на русском «ты страницу, а остальное я тебе»
какой большой у Вас опыт :-) Теперь я вспомнила, что знаю Вас по «Детской книге» :-)
Со старшим сыном у нас тоже все было примерно по этой же схеме. Этап «расчитать» на мой взгляд, был трудным потому, что те книги, которые ему были интересны (то есть которые ему читали вслух взрослые или которые он слушал в аудио) были довольно долго ему недоступны по технике чтения. Где-то только в 8,5 - 9 лет он смог их читать. А все эти книжки-расчитайки и книги для начинающих, которые уже появились на тот момент, были ему неинтересны, и воспринимал он их исключительно как тренажёр для чтения :-( А комиксы как-то не очень любил...
Сейчас выбор стал ещё больше, и надеюсь, с младшим будет по-другому. Квесты - отличная идея, тоже собираюсь попробовать. Пока у нас тоже игры, а не занятия. Тоже придумываю на ходу. Вот свежий пример: играли с ним в битву трансформеров и я попросила в свою команду парней с именами на определенные буквы. На ходу разрезала листок и буквы написала. Для одного Оптимуса Прайма деть сам вырезал и написал, благо, что он на букву «о» 😁
Н.п. Купила букварь Е.Агеевой.
https://www.ozon.ru/context/detail/id/142316191/
Букварь мне понравился. Комментарии на каждой странице, хороший шрифт, много рекомендаций, какие упражнения можно делать параллельно, но при этом букварь не перегружен информацией. Хорошо структурирован. В конце есть очень полезная сводная таблица, в которой кратко резюмируется, чему уделяется внимание на каждом этапе. Понравилось, что параллельно с обучением чтению обращается внимание на некоторые моменты в словообразовании и правописании. Например, что имена пишутся с большой буквы или вопросы, когда можно сказать "он", а когда "она", или "один" и "много". У автора есть вебинары (платные) об обучении чтению по ее методике, при желании можно углубиться. Группа в ФБ называется "Секреты букваря для умнички". Я вебинары не смотрела, думаю, они будут особенно интересны и полезны тем, кто работает с группой детей. Мне лично этого букваря и пособия Д.Куматренко "Вместо букваря" теперь хватит. С осени начнем потихоньку двигаться по ним.