БОЛЬ.Стихи и проза о войне.
Цитата из поста 12 58.
Так быть могло , но было совсем не так.
Мне вообще все равно , но интуиция не подводит.
Вот её признание (Кати ) Это
то же сотрете :
Мой добрый совет: поставьте на телефон приложение оповещения о воздушных тревогах — в Киеве или в Запорожье. Включите звук и воображение. И поживите так недельку, когда в любой момент дня и ночи ваша жизнь может быть прервана. Не только сиреной. А навсегда.
И это живя уже 18 лет в Италии.
За этот совет я спросил у настоящих беженцев , бежавших от войны , им фиолетово такие советы слушать из Италии , наоборот хотят забыть навсегда ,также наплевать на её умение ненавидеть и все экскурсы в русскую историю , гори она вся огнем .
-Включить здесь оповещение о налетах ?
-Она что , больная ?
Рс.
А какое отношение к ,,стихам и прозе о войне ,, конкретно в этой ветке является экскурсы в давнюю историю россии , гулагу , людям оттуда , которые уже давно умерли , и до которых беженцам вообще нет нет никакого дела ?
Или тут всем все равно , о какой войне ?
Официально её нет , это что , неправда ?
Тогда я буду писать о героях 2 мир. войны , всех подряд ,
сторона значения не имеет. О фашистах тоже , раз тут такая беспринципность.
А ПО КАКОМУ ПРАВУ ЗДЕСЬ КОМУ -ЛИБО ПОЗВОЛЕНО НАПАДАТЬ НА БРОДСКОГО ?
Он провел годы в тюрьме и ссылке.
Пусть эта Катя со своей ненавистью сьездит на неделю свою московскую квартиру проведать, а потом осуждает ,если вернется.
Тут у нее смелости не хватит , 18 лет как за бугром , зато гавкать на нобелевского лауреата можно неопасаясь.
Рядом с ним эта Катя просто пустое место.
За этот совет я спросил у настоящих беженцев , бежавших от войны , им фиолетово такие советы слушать из Италии , наоборот хотят забыть навсегда ,
похоже, что ты пишешь, совсем не разобравшись, кому адресованы были эти строки. А адресованы они были россиянам, которые начали жаловаться, что к ним прилетают дроны. Так вот Катя им советует, чтобы включили приложение оповещения о воздушных тревогах — в Киеве или в Запорожье, чтобы хотя бы слышать эти звуки и по-настоящему представить, что творится в Украине и какой именно это ужас.
И именно это посоветовали бы россиянам и украинцы, все равно где сейчас живущие: в Киеве или как беженцы в ЕС.
Так что читай внимательно, прежде, чем высказывать то, чего на самом деле нет.
также наплевать на её умение ненавидеть и все экскурсы в русскую историю , гори она вся огнем .
плевать будешь у себя дома. А здесь, будь добр, соблюдай корректное общение.
Российская интеллигенция взбудоражена. Вы не поверите— но сам Путин (!!!)позволил себе антисемитские высказывания. И в отношении кого? Самого Чубайса! Назвал его Моше Израильевичем и обвинил в том, что удрал и прячется.
Это ли не грозный знак?
Да, Пу лично обязан многим своим дружкам-евреям. И его анти-антисемитизм действительно выпадал из общего законченного образа русского фашизма. Но всё до поры до времени. Настанет время— сдадим и этих. Народ потребует жертв. Кого сделать ответственными за все неудачи?
Я принципиально и чисто из физиологических соображений никогда не цитирую Пу и дальше не собираюсь. Я не хочу ни одного слова его прямой речи в своих текстах. Я не хочу слушать звук его голоса и много лет не слушаю никаких его выступлений.
После Беслана, Курска и взрывов домов на Рязанском проспекте, после убийств Старовойтовой и Политковской, после расстрела Немцова под стенами Кремля, после Чечни, Грузии и теперь Украины — Бучи, Мариуполя, после всего, что займет множество томов уголовных дел—КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ имеет то, что говорит серийный убийца, который всё еще на свободе и всё ещё продолжает убивать? Я правда не понимаю этого нездорового интереса.
Эту патологическую созависимость и желание постоянно цитировать военного преступника-социопата, диктатора и негодяя я замечаю в либеральной публике давно. Пу центр и точка отсчета, от которой они отсчитывают себя. Со знаком минус, разумеется. А «патриоты» со знаком плюс. Но мироздание и структура этого космоса.ру одна и та же . И ментальная карта внутренней несвободы, где точка отсчета— Пу.
Любой художник знает, что на черном листе нарисовать что-то намного проще. Белый лист требует профессионализма. Черный — лишь экспрессии. Любая каляка смотрится убедительнее. фоне черного зла любое привычное мелкое или крупное вранье, перетягивание одеяла на себя, подтасовки (например, неистребимое желание прикрываться подвигами других для обеления себя — и тут Ш. равных нет: https://www.facebook.com/100001762579664/posts/67642589236...
) и даже глобальное имперство легко прощается такой же публикой. И заодно есть надежда продолжать сиять непогрешимостью своей виктимности и в глазах Запада на фоне черного Пу. А это сейчас открывает дорогу ко многим бенефитам. Вот только украинцы очень мешают. И жертвы они. И герои.
А как же мы?
Отсюда неизбывный внутренний конфликт, заметно перерастающий то и дело во внешний. Отсюда же вкупе с вполне понятным психологически желанием самооправдания агрессия по отношению ко всякому, кто посмеет усомниться, что это «война Путина» и напомнить, что сотни тысяч российских Путиных ее непосредственные участники, а ещё миллионы— пассивные соучастники.
Критика—это только Пу и режиму. А нам пряники и гладить по головке. Увы, началом вторжения впервые российская антипутинская либеральная публика, интеллигенция и оппозиция не выглядит так безобидно и безгрешно, как привыкла за десятилетия не только путинских лет, но и прежде : «ни одному народу такого не выпадало» и прочие эгоцентрические имперские же нарративы героизированной виктимности, которые уже давно стали частью идентичности. Именно поэтому так ненавистны мои тексты.
Российская интеллигенция (и себя я тогда туда включаю, не думайте) не была в таком шоке, когда целый народ был объявлен террористом и был дан сигнал «для своих» на лагерно-блатном языке «мочить в сортире». Это было разрешением не только на насилие, это было официально объявление целой страны зоной, где жизнь «по понятиям», а не по закону.
И все те же «найму уборщицу славянской внешности» .
И «чурки».
И непринятие в государственные школы детей мигрантов, часто граждан той же страны к тому же («плохо или вообще не говорят по-русски, будут задерживать класс»—это говорили образованные родители в 21 веке, когда во всей Европе не говорящие пока ещё на языке страны дети мигрантов абсолютная норма, в каждом классе моих детей таких было несколько, да и мои собственные дети были таковыми в первый год нашего переезда).
И Грузия.
И много что и кто.
И теперь геноцидальная война украинцев, происходящий прямо сейчас на глазах всего мира тоже не воспринимается антивоенной публикой в качестве таковой. И «мы все жертвы режима». А ведь в отличие от репрессиий внутри РФ, где преследуются идеи и несогласие, украинцев убивают только за то, что они украинцы.
Почему же так взбудоражили высказывания Пу! Почему вдруг сейчас антисемитизм вынесен отдельной строкой? Нет, не в память о страшных погромах «народа-богоносца», не в память о жертвах Холокоста, нет— просто потому, что это задевает НАС, ибо конечно же нынешняя российская интеллигенция исторически прежде всего еврейская (и по фамилиям и происхождению)— и эта самоидентификаци ожидаемо актуализируется в моменты кризисов и опасности.
Шовинизмом пропитаны всё. Мужской ли это шовинизм, гомофобия или «просто» отношение к любым диалектным особенностям, акцентам, а то и целым культурам и языкам как к «провинциальным « (слово, разумеется, тоже имперское, а самим носителям внедрялась мысль, что признак «культурности»— это говорить на языке империи, по-русски). Это было очень характерно и совершенно допустимо в поколении моих родителей и во многом даже в моем . Это же мы видели и с отношением либералов и к MeTOO или BLM (замечательную статью Karina Orlova рекомендую на эту тему: “Чужой протест: почему российская оппозиция не поддержала движение Black Lives Matter”, 2020: https://www.codastory.com/ru/russianliberals-blm/)
Всё связано. Писала об этом буквально на днях. Мизогиния как дорога к имперству:
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=65328105901001...
Особо же хочу сказать про диссидентов. Я знала многих с детства и юности. Эти люди меня сформировали. Подробнее о демонстантах на Красной Площади 1968 тут: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=65121408055004...
Многих из них нет в живых. Лучшие заплатили жизнью. Но я о живущих ныне.
Повторю. С ужасом опять наблюдаю опять и опять этот вечный российский механизм неусвоения уроков, замкнутый круг: сначала насмешек и преследований, потом идеализации, потом идолизации. Сейчас особенно заметно, как старое диссидентство (те немногие, что дожили)с годами конвертированное либеральной интеллигенцией в социальный статус и капитал, оборачивается спустя десятилетия своей противоположностью— стадностью и конформизмом. И неизжитое имперство, и деформации внутреннего ГУЛАГа (уже писала об инвариантном глубинном сходстве механизмов и правил жизни блатных, уголовных сообществ, КГБ-мафии и оппозиционной-интеллигенции, где все «свои») всё это присущее всему советско-российскому поколению транслируется в виде мифологии в следующие.
Никакие прошлые заслуги (и уж тем более диссидентские заслуги родителей, а не собственные) не освобождают от ответственности здесь и сейчас, от необходимости критического взгляда на происходящее и на себя в нем, а не перенесение готовых штампов из прошлого, каким бы героическим оно ни было. При всем уважении и даже восхищении их прошлыми заслугами и безусловной личной храбростью.
Они попали ровно ту же самую иконостатическую парадигму, их перемолол тот же механизм собственной культуры: из жертв делается культ. Но сами достижения, принципы, идеалы никак не интериоризируются этой культурой. И в результате— печальный итог: почивание на лаврах. Заслуженное, но в итоге обнуляющее самих себя в качестве диссидентов (в первоначальном буквальном смысле слова) и собственные принципы.
Вырваться из этого удается единицам.
Возраст у многих берет свое. И косность мышления не дает увидеть, что имперство и вообще шовинизм— это та секущая линия горизонтально линия размежевания, которая проходит через умы вне зависимости от социальных страт, образования или политических предпочтений. И именно никак не отделяет многих из либералов, оппозиции, писателей или диссидентов от Пу или от соседки тети Маши. Именно с этим они готовы яростно спорить. Вспомним и недавнее позорное выступление Подрабинека в Польше, и нынешний совершенно поразительный в своем хрестоматийном имперстве текст Alexander Goldfarb против "фальшивого нарратива имперства»
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=65772691823564...
Заслуги и самого Гольдфарба я не ставлю под сомнения: борьба за справедливый суд и расследование отравления, иск против Первого Канала, всё «дело Литвиненко» вызывали у меня всегда глубокое уважение и я даже по возможности поддерживала эту инициативу скромными донатами. Кроме того, есть и давние семейно-дружеские связи. Но сегодня одновременно Гольдфарб, увы, проводник типично хорошерусских и имперских нарративов и клише. Начиная с «фашистской Латвии» в истории с «Дождем» и далее со всеми остановками. Это прекрасно совместимо внутри российской ментальности. О чем и речь.
Мир развалился. Прежние дихотомии и репутации тоже. Сейчас идет совсем другая драма. И принять это оказалось особенно тяжело именно тем, кто привычно ощущает себя «на стороне добра «, но при этом не готов делать никаких внутренних усилий для критического взгляда на себя со стороны и пересмотра прежних, как оказалось, уже не работающих оснований для такого самоощущения. Проще списать на «стресс бедных украинцев» или на «модный тренд» или на «безумную Марголис»—тогда и ни мыслить не надо, ни страдать , а лишь посылать из эмиграции проклятия Пу. Приятно и просто.
Гольдфарб твердит про освободительную линию русской культуры , но при этом в упор не может продемонстрировать , каким образом хоть как-то идеи Радищева, Чаадаева, декабристов (многие из которых были при этом убежденными имперцами) или Сахарова укоренились в общественном Российском сознании или дали какие-то реальные всходы. За почти два века время было. Весь пафос его нынешнего текста— имперская оптика и самоапологетика.
Я собиралась разобрать текст Гольдфарба по пунктам, но, слава Богу, за меня прекрасно ответил мой коллега и соавтор курса Michael Yudanin
«Наткнулся на текст Alexander Goldfarb
« против фальшивого нарратива имперства". Имперство взято в кавычки, так как явления такого в упор не видит. Думаю, что Александ Гольдфарб ничего дурного в виду не имел. Наоборот - он за все хорошее и против всего плохого. Но при этом его текст - классический пример имперского мышления. Хрестоматийный.
Гольдфарб утверждает, с уверенностью учителя младших классов, объясняющего, что 2 + 2 = 4, что желание восстановить империю, вернуть утраченный статус глобального игрока и т.п. - то есть все, о чем поют соловьевы уже много лет, о чем написаны книги, о чем открыто говорит Путин, о чем разве ленивый сторонник "русского мира" не кричит на каждом углу - это не настоящая мотивация для развязывания войны. Настоящая мотивация - "укрепить и защитить российскую репрессивную политическую систему от вируса свободы, проникающего с запада". Казалось бы, одно другому не мешает, но мотивация имперского характера видна четко, никто ее не скрывает. Увы, это автора не смущает - ему важно мысль высказать, а не подкрепить ее аргументами.
Однако Гольдфарб идет дальше. Большинство украинцев, отмечает он, ощущают себя "борцами за национальную независимость". Но это совсем не важно - важно то, что "в глазах Кремля, и, пожалуй, западных лидеров, стоит совсем иная картина". На шахматной доске "геополитики" (ненавижу это словечко) играют серьезные люди (см. книгу Бжезинского с похожим названием). А украинцы, поляки и прочие чехи там пешки, в лучшем случае - кони. И в этой убежденности - имперство. Классическое.
Борьба за национальную независимость для автора - это "вышиванка против сарафана", борьба же добра против зла, свободы против несвободы - это иное, это противопоставляется каким-то потугам вышиванок. И тут имперство становится махровым.
Но автор и тут не останавливается. Абзац, который начинается с "да и сами украинцы, положа руку на сердце, согласятся", замечателен многим. Но начало, "сами украинцы согласятся", очень характерно. Спрашивать их не надо, цитировать там и пр. - автор за них все скажет. Такому классическому примеру имперства и Саид в своем "Ориентализме" позавидует. А ведь Гольдфарб пишет это после пятидесяти лет деколонизации. Которая, увы, прошла мимо России и умов тех, кто видит себя российской интеллигенцией.
У Гольдфарба еще много всего. Он и "стволовую свободолюбивую традицию в русской культуре - от Радищева и декабристов до Сахарова и Буковского" вспомнил - которых сослали, повесили и чуть не заморили в ГУЛаге; "стволовая" традиция, ничего не скажешь. И "российский оппозиционер в Риге или Берлине" у него рискует, как солдат ВСУ - я уже как-то привык к вопиющему несоответсвию подобных утверждений. И у этого тоже глубокие имперские корни: наши страдания - все равно что у этих, в Конго, которым руки обрубают, или у черкесов, которых убили, и поэтому протагонист европейского романа об Африке или американского фильма о Вьетнаме будет обязательно каким-нибудь страдающим англофоном, а остальное - его фоном. И "российский образованный класс" у Гольдфарба "всегда находился в противостоянии с тиранической властью" - это, отметим, тот самый образованный класс, который сегодня устраивает "уроки о важном" и делает ракеты, чтобы ими убивали украинских детей. Хотя о чем я - Гольдфарб, вероятно, в этот "образованный класс" лишь своих друзей записал, традиция такая: интеллигенция - это я и мои друзья.
Но финал его сочинения заслуживает особого внимания. "Внедрить свободу в побежденной России", утверждает Гольдфарб, "смогут лишь сами россияне. Кого сторонники имперского нарратива предлагают на эту роль? Своих духовных лидеров - Муждабаева и Марголис?" - тут ему просто смешно становится - "Или тех, на кого они сегодня вешают всех собак, ложно обвиняя в “имперскости” и пособничестве режиму?" Иными словами, "внедрять свободу" будет Гольдфарб и его единомышленники - других прогрессоров у него для России нет (оставлю за скобками выражение "внедрять свободу" - как-то сразу вспомнилась операция Иракская свобода).
Если люди, подписывающиеся под сочинением Гольдфарба, будут "внедрять свободу", то получится такой же паровоз. Может, под другим флажком и с другим именем, но такой же. И через пять, десять, двадцать лет солдаты под новым знаменем снова великой империи будут снова грабить, насиловать и убивать украинцев, или литовцев, или бурятов - кто там попадется под имперскую руку.
Потому что империя - в первую очередь в головах, а лишь потом на карте. И если не рефлексировать об этом, она, как расизм и мизогиния, как чума у Камю, вернется. Как она вернулась в Бучу и Ирпень через тридцать лет посла распада СССР.
Для того, чтобы попытаться начать процесс рефлексии над российским имперством, мы вместе с Katia Margolis и Vladimir Ponizovskiy будем вести курс "Россия и Деколонизация: Введение". Первый подобный курс - не цикл лекций, а введение в тему. С разными подходами, разными мнениями, разными людьми. Курс-лаборатрия, где и студенты, и преподаватели вместе пытаются понять феномен российского империализма.
Запись закрывается 15 сентября.
Ссылка вот https://decolonisation-ru.com
От себя же добавлю —дорогой Александр Гольдфарб,
Записывайтесь на наш курс. Вы явно узнаете много нового для себя и про себя. На курсе у Вас будет возможность поспорить с текстами и статьями и цитатами в руках, а не в фейсбуке.
Почитайте программу. Я веду модуль посвященный литературе и культуре. И Вы узнаете, почему Пушкин и Бродский не просто «написали по одному шовинистическому стишку» и почему Вы так думаете и почему Вам даже из сегодняшнего дня кажется, что это не имеет особого значения.
Вот Вам список литературы для подготовки :
Литература по занятиям 10-16
* Ewa Thompson, Imperial Knowledge: Russian Literature and Colonialism, Westport, CT and London: Greenwood 2000
* Edward Said
* Orientalism
* Culture and Imperialism
* Olga Bertelsen, Joseph Brodsky’s Imperial Consciousness, Scripta Historical, N.21, 2015
* Joseph Errington, “Colonial Linguistics”, Annual Review of Anthropology, Vol. 30 (2001), pp. 19-39
Тексты для разбора:
* Стенограмма Лиссабонской конференции 1988 года
* Владимир Жаботинский, “Русская ласка”, 1913
* Бродский, “На независимость Украины”, “Стихи о зимней кампании 1980 года”
* Пушкин «Полтава», «Клеветникам России»
* Лермонтов, “Спор”, «Герой нашего времени»
* Kipling, “The White Man’s Burden” (по-английски)
* И другие произведения классической русской и мировой литературы
Дополнительно:
* *Alain Besançon, préface au live de A. Amalrik, Fayard, 1970 (по-французски)(источник : Библиотека: https://www.soviethistorylessons.com/library-en)
* *Oksana Zabužko, Il viaggio più lungo, Einaudi, 2022 (по-итальянски)
- Кроме того, ещё раз отсылаю не читавших (в частности ) к своим статьям по-английски и по-русски:
1.
“Don’t blame Dostoevsky, blame ourselves” (Eurozine, 14 October 2022 https://www.eurozine.com/dont-blame-dostoevsky-blame-ourse...
2.
«Если выпало в империи родиться: Бродский и колониализм русской культуры» («Новая газета», 9 июля 2022) https://novayagazeta.eu/articles/2022/07/09/esli-vypalo-v-...
И новым недавно появившиеся текстам других авторов на ту же тему вот тут:
1. Виталий Портников ««Глупое чешское быдло»(16 июля 2023, русский перевод тут: https://paszekpielawski.livejournal.com/2795771.html, Украинский оригинал вышел тут: https://zbruc.eu/node/115904 (Vitaly Portnikov)
2. Николай Клименюк «Sie wollen, dassVVitaly Portnikov» («Они хотят, чтобы мы их “любили”».(газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung» 8 сентября 2023 года)
3. Илья Кукулин «Достоевский, Кундера и ответственность русской культуры»( NB: с характерным и не нейтральным подзаголовком редакции и соответствующим подтекстом:: «ИЛЬЯ КУКУЛИН — О НЕОБХОДИМОСТИ ПОНИМАТЬ» («Кольта», 11 сентября 2023 ) https://www.colta.ru/articles/specials/29734-ilya-kukulin-... (Ilya Kukulin )
А напоследок процитирую Вам друга Бродского , исследователя его творчества известного шведского слависта Бенгта Янгфельда (того самого , который отгововаривал его не только публиковать этот «один стишок», но и читать его публично (Бродский его не послушал и записи разошлись моментально) и который предусмотрительнпередал его в Гуверовский архив (я видела этот документ) отказался продавать его машинопись , которую он сохранил, в начале 2022 года российским журналистам-пропагандистам). Так вот. Уже после выхода своей статьи, я получила письмо от Бенгта Янгфельдта. Он напомнил мне такой эпизод из своей (надо сказать замечательной и написанной с огромной любовью) книги “Язык есть Бог”. Если вдруг не читали:
« “Летом 1989-го, по пути на остров Торё в машине, которую Иосиф брал напрокат. Он сидит за рулем. В дороге он весьма неприязненно отзывается о «X0XΛΑΧ». Вроде того, что все человечество можно разделить на «X0XЛ08» и прочих. Его оценки утрированные, смешные, но в них есть доля серьезности. Вдруг он останавливается и говорит со смехом: «Если бы члены Шведской академии меня слышали сейчас…» (Б.Янгфельдт, “Язык есть Бог”).
А теперь просто замените X0XЛ08 на ЖNД0B
И удивительным образом Вы сразу кожей почувствуете всё то, о чём я говорю.
Катя Марголис
Мне было очень трудно — сам не до конца понимаю почему — поделиться этой историей раньше. Наверное, потому что всё до пошлости ясно, а оттого почти неправдоподобно…
Но вот рассказал вчера ближайшим друзьям, с которыми не виделся с начала войны, и немного отпустило. Потому делюсь. И позволяю себе первый с начала войны пост о самом себе.
Случилось так, что в сентябре 2021 года мы купили под СПб участок — ровно такой, о каком мечтали всю жизнь. Небольшой, но представьте: рядом море и почти сорок сосен растут, а еще ели, березы — всё настоящее и нетронутое, сами не поняли, как так вышло, как это всё сохранилось. Ну вот прям кусок леса… И долго и мучительно придумывали мы с архитектором — как бы вписать туда дом, но сохранить всё это и не спилить ни одного дерева. Придумали. Сделали проект. И приготовились строить.
А 24 февраля 2022-го стало понятно, что жить и строить что-то на этой земле нам не придется. И дальше — долгие попытки продать и хоть частично выручить что-то назад.
И вот три месяца назад продали. И купили люди вроде интеллигентные и приличные…
Вы уже поняли, что они сделали на следующий день? Ага, именно то, что вы подумали. Метафора настолько прозрачна, что и первоисточник её упоминать неприлично.
Ничего мы не понимаем в интеллигентности. И в жизни. Ни в чужой, ни в собственной. И вообще — ничего не понимаем. И стыдно мне не за них, а за себя. Этот вырубленный сад просрали мы сами. От и до — мы и только мы.
Разжёвывать не стану — уверен, всё вы понимаете сами. И аллегории, и обобщения. Но стыдно отчего-то так, что дышать трудно. Что ж мы за мудачьё?..
А в голове только «Слава Украине»… И это единственная константа
Дима Зицер
ПТАШКА
"Сьогодні" — це все,
що має пташка,
сьогодні
гніздиться вона в безодні
чийогось дому,
Господні долоні стиснуті —
і голодні
пташині очі дзьобають
підсвідомо
Розлогі поле та сад,
небеса пологі,
засіяні наскрізь
божими діточками,
і чує птаха стогони стін, підлоги,
і відчуває, як обм'якає камінь.
Обабіч смерті курличуть
сталеві зграї,
яким низина не личить,
а крил не треба,
і лічить Бог безкрилих птахів,
бо знає —
що кожна смерть рівняє
з землею небо.
І кличе Бог пірнату,
й жаліє пошепки:
"Лети сюди, самотня, —
ніщо не варте
твого крила.
Додому лети, хороша, бо
ти і сама безкрилою
станеш завтра".
Инна Куценко
Главное— пропорции. Венецианцы это знают. Венеция способствует чистоте взгляда: и восприятию пропорций—соотнесению масштабов. Красота не терпит и фальши, ибо фальшь сразу становится оче-видной.
И наоборот. Ложь- как основа — бесконечно уродлива и ничего, кроме уродства породить не может. Большая ложь или допустимость мелкой. Пролезть, подлезть, проехаться зайцем, обойти, развести. Ворюга не милее кровопийцы, они братья по крови. По чужой крови. По готовности ее проливать.
Ложь— основа блатного мира. «Лживость блатарейй не знает границ» (Шаламов). Весь мир— и есть мир «фраеров», предназначенный для того, чтоб его «развести» (и это потребительское отношение к благам западной цивилизации очень роднит путинский народ, релокантов и саму суть государственной
политику РФ). Эта же сознательно принятая за основу существования (выживания) ложь-двоемыслие есть и внутрироссийское связующее вещество.
Очень рекомендую сразу две статьи моего нео-со-венецианца
Evgeny Dobrenko:
1. О нео-сталинизме (это тем, у кого не то, что 1940, а даже 1937 «ещё не наступил») https://www.svoboda.org/a/znakomjtesj-neostalinizm-evgeniy...
2. И ещё более точное определение отношения населения и власти в РФ —в том числе к войне: «завербованная страна». https://www.svoboda.org/a/zaverbovatj-stranu-evgeniy-dobre...
Именно этим отношением соединена власть и население : причём анти-западный ресентимент и обида вовсю наблюдается и в т.н. «либеральной» культурной страте—последние дни количество постов по поводу ввоза шампуней, трусов и чемоданов РФ в ЕС и страданий «антивоенных» россиян по этому поводу — очень показательны.
Всё именно так, как пишет Добренко: «Хотя все диктатуры основаны на системной лжи, они, сохраняя основные черты, модернизируются. Это особенно видно при сопоставлении путинизма со сталинизмом. Наблюдая за Путиным, можно понять связь этой шизофрении с его систематическим враньем (практически ни одно его выступление не обходится без вранья; чаще всего они состоят из сплошного вранья).(…) Его ложь не имеет второго дна, она лишена онтологического основания. Ему не на что ссылаться. Он и не ссылается. Он просто лжет – покашливая, елозя в кресле и закатывая глаза. Он лжет, зная, что лжет. Его слушатели знают, что он лжет. Он знает, что его слушатели знают, что он лжет. А слушатели знают об этом его знании… Что делать с этим избытком знания? Правильно: обернуть в политический доход. Слушатели Путина, зная, что он "гонит пургу", принимают его ложь (именно как ложь, а не правду!) потому, что политически находятся с ним по одну сторону (в одной лодке). Это является предпосылкой их взаимопонимания. Он лжет в наше спасение. Поэтому его ложь – это и наша ложь. По сути, акт говорения превращается у Путина (в полном соответствии с его профессией) в акт вербовки. Сумев завербовать население страны, он обращается с ним как с завербованным. Подчеркну: не "обманутым", не "колонизированным", не "оккупированным", не "взятым в заложники". Все эти определения не ухватывают сути этих отношений и не объясняют их последствия. Но именно завербованным – немного психологии, немного шантажа, немного посул красивой жизни, немного угроз, немного денег. И много-много лжи. Так что ложь не является просто способом что-то задрапировать или кого-то обмануть. Она лежит в основе режима. И определяет не только логику мышления диктатора, но и завербованных им подданных.»
Полностью статья тут: https://www.svoboda.org/a/zaverbovatj-stranu-evgeniy-dobre...
От себя же лишь повторю: меня мало или вообще не интересует,что говорит по какому бы то ни было поводу кгбшник, вор, лжец и серийный убийца. С ним всё давно понятно. И осквернять свои тексты его прямой речью и цитатами— это не уважать себя.
Вопросы же завербованным имеет смысл задавать самим себе.
Особенно тем, кто продолжает сосуществование в этой патологической созависимости с Пу или антиПУ и «лжи во спасение» вне РФ, исправно продвигая идею «войны Путина» и перекладывая собственную ответственность за будущее на взрослых дяденек и тетенек из ЕС и США, тем самым расписываясь в своей инфантильности и недоговороспособности.
И я лично вижу только один антидот.
СТОП-РАШИЗМ- любой, пассивный, активный, проникший в каждую пору. Демонстрирующий себя не столько в озверевших Z, сколько в шампунях и ракетках на фоне полного равнодушия не только даже к жертвам (тут можно уронить пару дежурных слез), сколько к невероятному усилию и подвигу Украины.
Только демонтаж зоны ГУЛАГа (построенной под постмодернистким прикрытием «зоны комфорта»), искоренение лжи как основы—самой круговой поруки и ментальной структуры, только полная дерашизация (назовите «денацификация» или «деКГБзация) и демилитаризация (включая ментальную) может когда-то что-то поменять.
Да и то при условии огромной работы и только в отдельно взятых новых странах на месте стареющего и звереющего день ото дня монстра-империи.
Главное — пропорции.
Венецианцы это знают.
Подписать «венецианский манифест» можно тут (сайт обновлен и ваши подписи будут появляться в режиме реального времени. Сейчас их около 1000). Языки манифеста: украинский, английский, французский, испанский, итальянский, немецкий, чеченский, болгарский, сербский, словенский и русский. Скоро добавятся новые.
Катя Марголис
Наблюдая за Путиным, можно понять связь этой шизофрении с его систематическим враньем (практически ни одно его выступление не обходится без вранья; чаще всего они состоят из сплошного вранья).(…) Его ложь не имеет второго дна, она лишена онтологического основания. Ему не на что ссылаться. Он и не ссылается. Он просто лжет – покашливая, елозя в кресле и закатывая глаза. Он лжет, зная, что лжет. Его слушатели знают, что он лжет. Он знает, что его слушатели знают, что он лжет.
Реальная характеристика. В точку!
Катю Обожаю.
Феноменальные Мысли и Формулировки.
О войне.
Высоцкий
Мы вращаем Землю
От границы мы Землю вертели назад —
Было дело сначала.
Но обратно её закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи,
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на востоке.Мы не меряем Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя,
Мы толкаем её сапогами —
От себя, от себя! И от ветра с востока пригнулись стога,
Жмётся к скалам отара.
Ось земную мы сдвинули без рычага,
Изменив направленье удара.Не пугайтесь, когда не на месте закат,
Судный день — это сказки для старших,
Просто Землю вращают, куда захотят,
Наши сменные роты на марше.Мы ползём, бугорки обнимаем,
Кочки тискаем зло, не любя
И коленями
Землю толкаем —
От себя, от себя! Здесь никто б не нашёл, даже если б хотел,
Руки кверху поднявших.
Всем живым ощутимая польза от тел:
Как прикрытье используем павших.Этот глупый свинец всех ли сразу найдёт?
Где настигнет — в упор или с тыла?
Кто-то там, впереди, навалился на дот —
И Земля на мгновенье застыла.Я ступни свои сзади оставил,
Мимоходом по мёртвым скорбя,
Шар земной я вращаю локтями —
От себя, от себя! Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
Принял пулю на вздохе.
Но на запад, на запад ползёт батальон,
Чтобы солнце взошло на востоке.Животом — по грязи, дышим смрадом болот,
Но глаза закрываем на запах.
Нынче по небу солнце нормально идёт,
Потому что мы рвёмся на
запад.Руки, ноги — на месте ли, нет ли?
Как на свадьбе росу пригубя,
Землю тянем зубами за стебли —
На себя! Под себя! От себя!
1972 г.
К.Симонов
Жди меня, и я вернусь…
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди
огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941 г.
Бродский.
Письмо генералу Z
Генерал! Наши карты — дерьмо. Я пас.
Север вовсе не здесь, но в Полярном Круге.
И Экватор шире, чем ваш лампас.
Потому что фронт, генерал, на Юге.
На таком расстояньи любой приказ
превращается рацией в буги-вуги.
Генерал! Ералаш перерос в бардак.
Бездорожье не даст подвести резервы
и сменить белье: простыня — наждак;
это, знаете, действует мне на нервы.
Никогда до сих пор, полагаю, так
не был загажен алтарь Минервы.
Генерал! Мы так долго сидим в грязи,
что король червей загодя ликует,
и кукушка безмолвствует. Упаси,
впрочем, нас услыхать, как она кукует.
Я считаю, надо сказать мерси,
что противник не атакует.
Наши пушки уткнулись стволами вниз,
ядра размякли. Одни горнисты,
трубы свои извлекая из
чехлов, как
заядлые онанисты,
драют их сутками так, что вдруг
те исторгают звук.
Офицеры бродят, презрев устав,
в галифе и кителях разной масти.
Рядовые в кустах на сухих местах
предаются друг с другом постыдной страсти,
и краснеет, спуская пунцовый стяг,
наш сержант-холостяк.
_______
Генерал! Я сражался всегда, везде,
как бы ни были шансы малы и шатки.
Я не нуждался в другой звезде,
кроме той, что у вас на шапке.
Но теперь я как в сказке о том гвозде:
вбитом в стену, лишенном шляпки.
Генерал! К сожалению, жизнь — одна.
Чтоб не искать доказательств вящих,
нам придется испить до дна
чашу свою в этих скромных чащах:
жизнь, вероятно, не так длинна,
чтоб откладывать худшее в долгий ящик.
Генерал! Только душам нужны тела.
Души ж,
известно, чужды злорадства,
и сюда нас, думаю, завела
не стратегия даже, но жажда братства:
лучше в чужие встревать дела,
коли в своих нам не разобраться.
Генерал! И теперь у меня — мандраж.
Не пойму, отчего: от стыда ль, от страха ль?
От нехватки дам? Или просто — блажь?
Не помогает ни врач, ни знахарь.
Оттого, наверно, что повар ваш
не разбирает, где соль, где сахар.
Генерал! Я боюсь, мы зашли в тупик.
Это — месть пространства косой сажени.
Наши пики ржавеют. Наличье пик —
это еще не залог мишени.
И не двинется тень наша дальше нас
даже в закатный час.
_______
Генерал! Вы знаете, я не трус.
Выньте досье, наведите справки.
К пуле я безразличен. Плюс
я не боюсь ни врага,
ни ставки.
Пусть мне прилепят бубновый туз
между лопаток — прошу отставки!
Я не хочу умирать из-за
двух или трех королей, которых
я вообще не видал в глаза
(дело не в шорах, но в пыльных шторах).
Впрочем, и жить за них тоже мне
неохота. Вдвойне.
Генерал! Мне все надоело. Мне
скучен крестовый поход. Мне скучен
вид застывших в моем окне
гор, перелесков, речных излучин.
Плохо, ежели мир вовне
изучен тем, кто внутри измучен.
Генерал! Я не думаю, что ряды
ваши покинув, я их ослаблю.
В этом не будет большой беды:
я не солист, но я чужд ансамблю.
Вынув мундштук из своей дуды,
жгу свой мундир и ломаю саблю.
_______
Птиц не видать, но они слышны.
Снайпер, томясь от духовной жажды,
то
ли приказ, то ль письмо жены,
сидя на ветке, читает дважды,
и берет от скуки художник наш
пушку на карандаш.
Генерал! Только Время оценит вас,
ваши Канны, флеши, каре, когорты.
В академиях будут впадать в экстаз;
ваши баталии и натюрморты
будут служить расширенью глаз,
взглядов на мир и вообще аорты.
Генерал! Я вам должен сказать, что вы
вроде крылатого льва при входе
в некий подъезд. Ибо вас, увы,
не существует вообще в природе.
Нет, не то чтобы вы мертвы
или же биты — вас нет в колоде.
Генерал! Пусть меня отдадут под суд!
Я вас хочу ознакомить с делом:
сумма страданий дает абсурд;
пусть же абсурд обладает телом!
И да маячит его сосуд
чем-то черным на чем-то белом.
Генерал,
скажу вам еще одно:
Генерал! Я взял вас для рифмы к слову
«умирал» — что было со мною, но
Бог до конца от зерна полову
не отделил, и сейчас ее
употреблять — вранье.
_______
На пустыре, где в ночи горят
два фонаря и гниют вагоны,
наполовину с себя наряд
сняв шутовской и сорвав погоны,
я застываю, встречая взгляд
камеры Лейц или глаз Горгоны.
Ночь. Мои мысли полны одной
женщиной, чудной внутри и в профиль.
То, что творится сейчас со мной,
ниже небес, но превыше кровель.
То, что творится со мной сейчас,
не оскорбляет вас.
_______
Генерал! Вас нету, и речь моя
обращена, как обычно, ныне
в ту пустоту, чьи края — края
некой обширной, глухой пустыни,
коей на картах, что вы и я
видеть могли, даже нет в помине.
Генерал! Если все-таки вы меня
слышите, значит, пустыня прячет
некий оазис в себе, маня
всадника этим; а всадник, значит,
я; я пришпориваю коня;
конь, генерал, никуда не скачет.
Генерал! Воевавший всегда как лев,
я оставляю пятно на флаге.
Генерал, даже карточный домик — хлев.
Я пишу вам рапорт, припадаю к фляге.
Для переживших великий блеф
жизнь оставляет клочок бумаги.
Гениально. Антивоенно. Актуально.
Написать ТАКОЕ ! ТОГДА ! Это геройство. Мне не был известен этот стих , под впечатлением. А какие невообразимые образы !
Каждый кусочек сам по себе закончен и отдельная история , сама по себе , очень красиво , интетеллигентность не спрятать.
Арцах. Своих слов больше нет.
Как вместить всё? Где эта мера невозможности?
Процитирую свою сестру Anna Margolis «Жизнь человеческая кратка. Но мы не раз становились свидетелями поистине исторических событий.
Но, кажется, впервые на моих глазах настолько четко, в прямом эфире стирается не просто современная, давняя, а несколькотысячилетняя история.
История людей, последовательно населявших небольшой кусок земли с незапамятных времен.
Наверное это юридически не важный фактор, но вместить не могу.
Окончательное решение.
Онемение, опустошение, бездна.»
Эта небольшая скульптура из туфа стоит у меня дома в Венеции. Я купила её у армянского мастера прямо на берегу Севана. Называется «Путник», но я назвала ещё тогда полтора года назад «Изгнанник».
Не люблю слова «беженцы». Они никуда не бегут. Их изгоняют с родной земли. Хорошо если живыми.
Некоторые выкапывали могилы своих предков и увозили останки с собой.
И всюду за этим стоит Государство Россия.
Стоит ощеревшись. Скалится вслед. Будь проклята.
У меня кончились слова.
Катя Марголис
***
небо чёрное хрипит как пластинка
отвернуться не дают вот потеха
слишком быстро докурил не простился
слишком долго уезжал не уехал
разрешите не дышать задушите
отвернуться не дают до финала
смыслы вырваны разорваны нити
только ангелы скулят у завала
я понять хочу бельмес ни бельмеса
только подлое дрожит в круговерти
тело без определённого места
смерти
***
горе на мониторе
на мониторе горе
гений в семье уродов
выставка корнеплодов
сталин ветхозаветный
чучело иисуса
ночью удар ракетный
утром следы укуса
сколько ответь мне сколько
переживать подонка
взорванных слов осколки
на языке ребёнка
ночью стенать над телом
утром чесать в затылке
сколько погибло в целом
можно узнать по ссылке
рваная рана кровли
сетка морщин и трещин
переливание крови
перелилась и хлещет
***
свою жизнь ты проморгал лицедей
бродят самки по лугам площадей
убежал ты от войны на войну
чтоб поплакать у стены за страну
там где наша пропадала всегда
шестипалая вставала звезда
угонял макар телят от греха
чтоб не застить кровью взгляд пастуха
за святую русь за лес за размах
на монахиню залез мономах
на кудыкиной горе три креста
полыхает на воре шапка та
Сергей Лейбград
***
храму не имут где срам на крови
это всё наше в обугленных школах
в песнях цыганских средь улиц весёлых
в отроке ведавшем цену любви
волосы ставшие мертвой травой
рваные руны наколки нашивки
метр за метром строфа за строфой
русский великий могучий фашистский
месторождение смерти трофей
суржик небесный одесса каннабис
ямб и хорей птеродактиль анапест
и амфибрахий свистят из трахей
***
забежал в подъезд
и начал стучать
в первую же дверь
откройте
откройте скорей
выпустите меня
выпустите меня
из одиночества
***
а вот тебе ещё о детстве
отец родившийся в одессе
и дед расстрелянный в одессе
чугунный рейдовый маяк
опять удары по одессе
россия гадина моя
войны курортные расценки
пропавший без вести старик
мне остаётся носом к стенке
глотая сопли слёзы крик
лежать как море в мелкой ряби
и слушать как внутри меня
живут глухонемые рыбы
слепые сполохи огня
***
нельзя бесконечно смотреть
на залповый огонь
и воду
затопившую живых людей
***
где ты снежная баба где ты юная дева
поверните направо поверните налево
поверните на землю поверните на небо
это черное небо обожжёт до кости
поверните направо поверните налево
круговое движенье никого не найти
Сергей Лейбград
***
теребя заусенцы сдирая облатки
зажимая глаза растирая виски
выходи из себя и беги без оглядки
от воздушной тревоги от смертной тоски
эта жизнь не твоя эта бездна отверста
этих мёртвых детей всё трудней сосчитать
и опять до утра не найти себе места
и вернувшись в себя никого не застать
***
вы слишком благополучны
для невиновных
***
жизнь продолжается
жизнь всегда продолжается
особенно когда убивают не тебя
***
папа вий а мама мия
речь моя шизофрения
чешет лампу аладдин
а в офлайне я один
мой маршрут в тумане гаснет
чешет лампу аладдин
всё бездарней всё напрасней
а в офлайне я один
мы любимые родные
я один и не с тобой
с площади на выходные
разлетелись всей толпой
с площади на выходные
мы доверились судьбе
мы любимые родные
я один и не в себе
уезжаем убываем
убиваем убиваем
реки кровью наполняем
уезжаем убываем
убиваем убиваем
убиваем убива
и слова слова слова
воды сточные просили
бляха-лошадь конь наш блед
дети страшные россии
выродки из тучных лет
мы убийцам пели песни
продавались всей страной
наши диланы и пресли
потрясали стариной
оккупанты интервенты
релоканты нас там нет
иностранные агенты
заплатите за банкет
выбегает тут охотник
прилетает беспилотник
над просторами парит
где саврасов говорит
крысу семеро держите
моль погрязла во грехе
где офелия скажите
где любимая скажите
утонула кхе кхе кхе
мы себя сумели высечь
между струек и шутих
мы убили сорок тысяч
братьев авелей своих
мой фейсбук кишит друзьями
как прекрасен наш уют
в оркестровой братской яме
снова вагнера дают
Сергей Лейбград
из предпоследних текстов
***
мой грустный товарищ едрить твою мать
по вере по дури по пьянке
мы едем насиловать и убивать
прощание слышишь славянки
прощай же славянка еврейка не трусь
любимая грусть караима
мы едем туда где как древняя русь
не вмерла ещё украина
а море шумит а меня уже нет
волна словно рваное знамя
у кромки воды растворяется след
на чёрствой подкорке сознанья
кокошники чучела перья жар-птиц
московская пыль верстовая
культура подмены булыжники лиц
разбитая в кровь мостовая
***
как под водою в плену катаракты
волосы водоросли нитевые
если подонок ты если дурак ты
там под завалами люди живые
время раздавлено месиво крошево
хоть бы на память чего-нибудь твёрдого
трусость и жадность мы стоили дёшево
это случилось не двадцать четвёртого
кружится около ходит кругами
машет отчаянно с берега мёртвого
здравствуй несбывшаяся дорогая
это случилось не двадцать четвёртого
не пожалей нас спаситель пожалуйста
и не обрящем мы и не отыщем
а украина взойдёт над пожарищем
водохранилищем над пепелищем
Сергей Лейбград
«Устал читать Катю Марголис. Не потому, что лонгрид. Не потому, что не согласен. Просто устал наблюдать как человек изящно, но безуспешно, на примерах и прекрасном русском языке объясняет хорошим ру. вполне банальные в моём понимании вещи, суть которых я кратко изложу ниже.
Доступным бытовым языком, в реальности более привычного для слуха моих соотечественников, чем язык условного Толстоевского, на которого весь мир только и должен молиться, а не сносить памятники, как это делают в нацистской Украине.
Ещё более устал читать критиков Кати. Потому что критикуют не её слова, не её тексты, а собственное их восприятие, не имеющего общего с сутью сказанного. Про обязательный переход на личность, про личную оценку текста без аргументации по существу уже молчу. В моём отечестве не приучены к цивилизованной дискуссии, не отличая ее от базарного спора.
<…Есть много авторов, прежде всего - украинских, кто внятно и на пальцах объяснит ложность очередного нарратива, в котором хорошие русские слились в экстазе с плохими.
Я о другом. О сути текстов Кати, никак не пробивающих лобовую броню иных моих френдов. И пусть попробует кто-нибудь тут повесить на меня ярлык белопальтовца или агента конторы.
Хватит ныть о тяжкой доли русских, скрывающихся за границей. В состоянии войны мы с вами прежде всего являемся представителями страны агрессора, нравится нам это или нет. И уже шестнадцатым номером - противниками Путина, режима, войны вообще и нынешней в частности.
Хватит врать, что нас преследуют в качестве носителей языка, ставшего языком агрессора по независящим от нас причинам. И зависимость вполне видима и преследование надумано. Не пустят в одно кафе, так в другом напоят и накормят. Руки не подадут при встрече, но и в морду не дадут. Хотите узнать, что такое преследование - спросите украинца, прожившего под оккупацией хоть несколько дней.
Есть одна уважительная причина нахождения русского в странах ЕС сейчас. Это эмиграция. Со всеми вытекающими. И если человек эмигрировал, он должен порвать со своей страной в её нынешнем состоянии. Обязан понять, что теперь её будущее никак от него не зависит. От его усилий зависит теперь только собственная судьба. От выбора страны зависит язык, который он обязан изучить.
Если же ваше пребывание в странах Запада связано с желанием в комфорте пересидеть все ужасы "чужой" войны, если вам кажется, что к вам тут как-то неуважительно относятся, то я вас огорчу, мои дорогие релоканты. Вам не кажется, уёбки вы этакие. Вы и есть одна из причин происходящего кошмара, раз цепляетесь за прошлое всеми конечностями, не желая вливаться в общество страны, давшее вам приют по недоразумению.
<…>
PS перечитал написанное, поостыв. Убрал большую кучу мата, извиняюсь за оставшийся, но я не филолог. Как смог.»
Человек живёт в России. Пишет из РФ.
Действительно не филолог.
Настоящий, а не диванный и не столичный оппозиционер. Вот , кто действительно много лет противостоит, а не красуется на фоне «преступлений режима». Кто не боится рисковать. Тот, кто прямо сейчас находится под делом и преследованием, но продолжает говорить и писать то, что думает.
Я бесконечно горжусь знакомством с этим— человеком, не превратившим преследования властей в статус жертвы — а свою антивоенную позицию в индульгенцию. И не буду его называть ради его безопасности. Этот пост у него закрытый, для друзей.
И одновременно как же мелко выглядят бесконечно дробящиеся суетливые попытки придумать универсальную формулу собственной непричастности , тут же перерастающей, где классический силлогизм где тварь дрожащая ещё и право имеет.
В нескольких постах попалась цитата-откровение хорошей писательницы и моей бывшей знакомой Анны Старобинец.
Про хороших чистоплотных барсуков, которым в норы написали лисы и они вынуждены теперь переселяться. Мол, Россия для меня такая нора.
Восторгов по поводу этой метафоры, увы, разделить не могу. Есть к тому же простая закономерность— тем, кому кажется, что они просто барсуки, и вдруг совершенно неожиданно пришли какие-то лисы/марсиане или кто-то ещё и теперь виноваты во всех их внезапных бедах, тут же находят русофобию и поводы для стонов о преследованиях себя любимых, как только перебираются от лис в другие страны/норы. Проверено длительным наблюдением— в том числе и за автором метафоры о барсуках и лисах. Отсутствие субъектности и ответственности— инфантилизм как экзистенциальный выбор никуда от перемещения тел не девается.
И наоборот: есть люди , умеющие сохранять субъектность и достоинство в любой ситуации.
А ещё независимость мышления. Сопротивление внутреннему релятивизму «как это для нас».
Вчера я в ужасе читала комментарии о «мирном урегулировании» в Арцахе (кому-то больше нравится не анмянское самоназвание, а Нагорный Карабах— не важно) , я своими глазами видела смайлики фб-френдов под постами о бомбежках и детях в подвалах, об этнических чистках в планах алиевской «антитеррористической операции» (совпадение дословное— одно это выражение выдает руку Москвы), рассуждения об интеграции…
https://www.aysor.am/ru/news/2023/09/20/список/2154600
Дорогие геополитики-(бывшие-вирусологи), вы не хотите закрыть глаза и на минутку представить воочию «интеграцию», например оккупацию «новых территорий» и «интеграцию» из в РФ? Во всех подробностях? Помните братские могилы в Изюме?
Так вот сегодня я читаю и вижу не буквы, а смысл этих букв. Я вижу, что на территории Арцаха
в отсутствии какого бы то ни было внешнего контроля , при участии или под наблюдением «российских миротворцев» и раньше творились, а сейчас будут бесконтрольно твориться массовые преступления— а вы будете делать вид, что это идёт «непростой процесс интеграции»… да, интеграции живых в мертвых, интеграции тысячелетней истории в небытие, интеграции десятков тысяч жителей в беженцев. Как вы думаете, люди, дети, старики просто так осаждают военный (!) аэродром, пытаясь вырваться из светлой перспективы интеграции там и с теми, кто перекрыл им путь их до этого месяцами морили голодом, а теперь будут убивать? Просто так выкапывали из земли и забирали с собой гробы с останками предков?
И листая вчера и сегодня утром ленту, я подумала о том, что уже не страшно терять друзей и сторонников:,
это совсем не страшно потерять их в фб, когда прямо сейчас люди теряют близких навсегда.
Поразительно наблюдать и то, как дружно поддерживает Арцах российская либеральная лента. Эта же публика, впрочем, вальяжно устроившись в ереванских кофейнях, в упор не замечала, что обслуживают их беженцы из Арцаха. (От войны 2020) Так же она предпочла не заметить, как российских релоканты де факто выжили из доступного городского жилья всё тех же арцахских беженцев от войны, которым новые цены оказались просто не по карману. Ничего личного. Просто бизнес. Многим страдальцам.ру было не до местных проблем. Ещё одно извращение колониального восприятия. «мы приехали и привезли вам деньги»…осчастливили. Спасибо, не освободили.
Сегодня об Арцахе пишет патетические посты та же публика, которая при этом набрала давно в рот воды по поводу ежедневных обстрелов Украины. Сегодня не было ни одного поста о кошмарном ночном обстреле Киева и других городов. Ни слова и о сегодняшних беспилотниках в Крыму.
И, наоборот , не могу понять и принять, как некоторые непосредственно пострадавшие и страдающие от этих ракет люди могут вообще никак не экстраполировать свой опыт на другого…пусть с риском ошибиться. Но лучше уж ошибиться в сторону человечности, чем бесчеловечности.
Не знаю. Не понимаю.
Я отказываюсь мыслить пакетно. Если ты за А, ты должен быть за Б. Если Б поддержал В, то простим Б людоедство в отношении С. Сделаем вид, что так и надо.
«Геополитика», «Локальный конфликт»…
Я отказываюсь ставить «но» после обстрелов детей. «Людей очень жалко, но…», слышали уже «Украинцев очень жалко, но…». Всюду «но». Всё неоднозначно.
Нет и не может быть никаких «но».
Только ΝΟ!
Всюду, куда входит, к чему прикасается, кого берет в заложники Россия, приходит война. И личная месть Пу за революцию свободы Армении или за Майдан имеет одну природу. Органическую, гбшную, уголовную.
Что такое уголовное сознание в области мирового права мы наблюдаем ежедневно. Как же можно не видеть сегодня расправу с личным врагом руками другого? Это ж любимое развлечение пахана.
В какой раз процитирую Шаламова:
«Среди блатных вряд ли есть хоть один человек, который не был бы когда-либо убийцей.
Такова схема воспитания молодого блатаря из юноши чужого мира
… Лживость блатарей не имеет границ, ибо в отношении фраеров (а фраера – это весь мир, кроме блатарей) нет другого закона, кроме закона обмана – любым способом: лестью, клеветой, обещанием...
Фраер и создан для того, чтобы его обманывали…»
Для КГБшника-урки фраера— весь мир, живущий по правилам, имеющим ценностные основания. Алиев же и Эрдоган— это как раз «свои». Рыбак рыбака…
Делаю последнюю попытку и даю ссылку на текст моей сестры. Почему Арцах не Крым. И почему попытки апеллировать к луганским и донецким рукодельным российским сепаратистам— эта фальшивая параллель и наживка—та же самая росспропаганда в другой проекции. И почему арцахцы в Нагорном Карабахе это скорее крымские тататары, а вовсе не россияне в Крыму. И от чего они бегут сегодня.
Конечно тем, кто сегодня поздравляет и празднует победу, этот текст моей сестры не поможет. Их жертвам сейчас в прямом эфире тем более. Но вдруг поможет тем, кто хочет хотя бы сейчас разобраться . Мне помог.
Пусть это и безнадёжно поздно.
Но безнадёжно поздно лучше, чем никогда. Потому что пока существует страна РФ обязательно настанет никогда и безнадёжно поздно для кого-то ещё.
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=10159347108072...
Стоп-рашизм.
Всюду. В любых формах и под любыми овечьими шкурами.
Настоящее будущее— это внутренняя свобода прежде всего.
Я иду дальше.
Катя Марголис
574: интервью
Овечка из спичек и шерсти клочка - лохматые нитки, остатки клубочка. Картонка в зелёных разводах мелка - да глупости, в садике сделала дочка и гордо в ладошке домой принесла.
Грешно и сказать-то - овечку спасла.
Другие привыкли - им всё нипочём. Ну, смелые значит. А я вот трусиха. Проснулась - присыпало всё кирпичом. Ну, пылью, как будто весь дом притрусило.
Я раньше любила огонь и салют. Теперь только волосы дыбом встают.
Да, страшно остаться, страшней уезжать. Оставить на стенках пустые квадраты. Бумажки - ты скажешь. А как их не взять - тут бабушка с дедом. Кораблики брата. Младенческий локон, тяжёлый хрусталь. Тетрадки, наградки, колючки, колечки. Всё то, где надеялся, то, кем не стал.
А как же овечка? Оставим овечку?
Я младших отправила сразу - беги. Когда перестанет, тогда возвращайся. А я-то куда - у меня пироги, соседки и сад за горою для счастья, и что, мне всё это оставить врагу?
Вот вишни созреют - тогда побегу.
Да что же ты, дочка, уж ты-то чего. Тебя не коснулись ни гибель, ни голод. Ночные составы, вокзал кочевой, язык, обжигающий грубым глаголом. Ну, милая, милая, сядь, посиди.
Овечку ещё раз? Держи, погляди.
Когда я проснулась, случилась вода - всё будто покрылось мерцающим лаком. Когда я проснулась, случилась беда. А то, что проснулась - спасибо собакам. Завыли, залаяли, рвались с цепей.
Тебе может, воду налить? Ты попей.
Мы ехали шагом, мы мчались во тьме. И звёзды качались, мерцали и плыли. И главное было - остаться в уме, но выли собаки, хрипели и выли. А что я схватила? Да то, что смогла.
Она бы промокла и не уплыла.
Наверное, звёзды тогда помогли. Я по зодиаку - смешно тебе - рыба. И звёздам спасибо, и тем, что спасли - дрожащее словно бы сердце спасибо. И тем, что несли на руках и плечах - пусть будет им всюду приют и очаг.
Мне нравится, дочка, как все тут живут. Тут чисто и славно, тут ясно и сладко. На карте отмечен до дома маршрут, дневник составляю - вторая тетрадка. Мои скоро в гости нагрянуть должны.
Все те, что успели. Мы стали дружны.
Да что же ты дочка, косички, пробор. Похожа ли ты на мою? Не похожа. Но тоже пушистый вихор надо лбом. И если смеёшься - то щуришься тоже. Возьми вот браслетик на память, бери.
Остался последний, там счастье внутри.
Да что тут расскажешь. И я не герой. Герои - все те, кто несли и хранили. Ты б видела вишни мои за горой. Багровые с запахом тёплой ванили. Ну, может когда-то - деревья растут. А нет - так из косточки вырастим тут.
И воду, и пламя теперь не люблю. Мне разве что медные трубы остались. Здесь славно, я только ночами не сплю. На звёзды смотрю - это, видимо, старость. А садика нет. Ничего теперь нет.
Училась в художке - не стало художки.
Зелёного мела растаявший след.
Пустые квадраты.
Овечка в ладошке.
#русскийвоенныйкорабльидинахуй
Аля Хайтлина
И воду, и пламя теперь не люблю. Мне разве что медные трубы остались. Здесь славно, я только ночами не сплю. На звёзды смотрю - это, видимо, старость. А садика нет. Ничего теперь нет.
текст - до слез....В 21-м веке испытать ужасы войны 1941-45, потеря дома, эвакуация... трагедия, которую украинцы никогда не забудут.
О войне
— Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
А война — про все забудь
И пенять не вправе.
Собирался в дальний путь,
Дан приказ: «Отставить!»
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Тот народ, Россия.
И поскольку это мы,
То скажу вам, братцы,
Нам из этой кутерьмы
Некуда податься.
Тут не скажешь: я — не я,
Ничего не знаю,
Не докажешь, что твоя
Нынче хата с краю.
Не велик тебе расчет
Думать в одиночку.
Бомба — дура. Попадет
Сдуру прямо в точку.
На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела — грудь на грудь,
Драка — значит, драка.
И признать не премину,
Дам свою оценку.
Тут не то, что в старину, —
Стенкою на стенку.
Тут не то, что на кулак:
Поглядим, чей дюже, -
Я сказал бы даже так:
Тут гораздо хуже…
Ну, да что о том судить, -
Ясно все до точки.
Надо, братцы, немца бить,
Не давать отсрочки.
Раз война — про все забудь
И пенять не вправе,
Собирался в долгий путь,
Дан приказ: «Отставить!»
Сколько жил — на том конец,
От хлопот свободен.
И тогда ты — тот боец,
Что для боя годен.
И пойдешь в огонь любой,
Выполнишь задачу.
И глядишь — еще живой
Будешь сам в придачу.
А застигнет смертный
час,
Значит, номер вышел.
В рифму что-нибудь про нас
После нас напишут.
Пусть приврут хоть во сто крат,
Мы к тому готовы,
Лишь бы дети, говорят,
Были бы здоровы…
Твардовский , отрывки.