Интересное мнение
Конечно, правильно. Гордон так самоуверенно нам пытался навязать, что всё, непременно скоро, уже в этом году, война и закончится, что поневоле подумалось. А не выполняет ли он чей-то заказ? Пусть народ думает...
И насчёт Европы всё правильно Яценюк сказал. Только вот разговоров теперь очень много, даже слишком много. А что будет, непонятно...
А не выполняет ли он чей-то заказ? Пусть народ думает...
все может быть, если это принесет пользу Гордону))
Думаю, что Гордон просто слышал мнение где-то наверху и решил запиариться со своим прогнозом. Время еще есть: полтора месяца. Посмотрим. Но я Гордону не верю: он всего лишь питается слухами, аналитик с него нулевой.
Тоже так думаю, только слухи эти не обычные базарные, а он там где-то в верхах тусуется. Я тоже ему не верю, балаболка, если честно, но отмахиваться совсем неразумно. Болтун, находка для шпиона , а Гордон именно что болтун...
И вполне возможно, эдакий сливной бачок, через который делаются вбросы.
Насчет сливного бачка - вполне может быть, Гордон скользкий, ищет контакты.
нп
Думал что пойду спать, однако запустил это видео, и не смог оторваться..
Как обычно, на заголовки внимания не обращаем. Слово Асланяну!
Это Одесса прямо сейчас. Это квартира,где живут люди, они сидят на диване, как мы, только он засыпан кирпичами после взрыва…прямо сейчас (Hanna Shelest - …I am sitting on my sofa in my home in Venice and I am terrified by what my ex-compatriots did to your home. My deepest condolences and support... ).
Шахеды летят. Пылает порт. Пылает дом. Повреждены здания. Убита женщина…
Лично мне не кажется, что в этом контексте самую большую угрозу целостному облику исторического города представляют демонтированные памятники российским поэтам и императорам… но это, конечно, решать одесситам.
«На фоне Пушкина взрывается семейство. На фоне Пушкина и дроны вылетают…»
А в Кривом Роге сегодня хоронили убитую миллионами россиян семью Кулик: маму и троих детей. На экране кадр: счастливая семья в день выписки младшей из роддома всего два месяца назад. Сентябрь.Я не смогла заставить себя посмотреть кадры похорон. Это словно подглядывать в какую-то преисподнюю и ничего не мочь…из глубины воззвах.
Но я не понимаю, почему война вдруг стала фоном, почему мы тут обсуждаем фильмы российских режиссеров, которые лезут со своим «антивоенным»творчеством из всех щелей, а кадры с этой семейной фотографией и с фотографией маленькой Уляны, тело которой откопали в завалах, чтобы сегодня закопать снова вместе с братиками и мамой, не облетели все мировые СМИ.
Почему я открываю первые страницы газет и новостей и вижу рожи международные преступников, убийц, насильников, воров, социопатов —как будто в качестве руководителей государств их преступления становятся более приемлемыми и обретают какой-то иной статус.
Первые лица … не лица, а какие-то хари. Почему я всюду вижу их и не вижу лиц еще вчера или позавчера живых людей, чьими жизнями они и из подданные со так безжалостно распряжаются?
Если было damnatio memorae, то почему в наш медиа-век не ввести damnatio oculis?
Эти лица-рожи , реинкарнация зла миллионов людей их поддерживающих по любую сторону океана не должны быть частью повседневного зрительного опыта миллионов людей. С их визуальной легитимизации и начинается нормализация войн, дискриминации, насилия, нарушения закона— именно с постоянного и ставшего привычным их образа присутствия в медиа-пространстве. А лица их жертв и их имена мелькают и исчезают в небытии.
Так не должно быть.
Должно быть ровно наоборот.
Катя Марголис
Если будет время на выходных, можно посмотреть. Много интересных фактов о вранье россии по космонавтам.
Товарищ Асланян! Вы слишком много ...говорите...
да, он много говорит, и чем больше, тем больше открывает себя.
Лишь одна фраза: Байден не дал Украине выиграть говорит или о его некомпетентности или о нарративе "Байден плохой". А что, как раз в сторону российского "ветра" ))
Самое смешное, будто Асланян знает, что это было возможно, будто сам Асланян сидел в Пентагоне и наблюдал за поставками вооружения.
Или Асланян сам сидел эти два года в Белом доме и знает, какие были проблемы.))
Да, и напомним Асланяну, что Байден на гарантировал Украине, что она победит (выиграет, как сказал Асланян). Как не гарантировала Европа и британцы.
на всякий случай, наблюдай за Асланяном, как будет после решения вопроса об окончании войны.
И снова 16 ноября. А Россия продолжает убивать.
И остается только повторять про себя цифры, как заклинание, чтобы не забыть, чтоб никогда больше не платить своей единственной жизнью , мыслью, творчеством, вдохновением, любовью за ненасытное существование этой империи зла, которая приманит и обманет, которая призовет в помощники и свидетели и бросит, которая всегда сделает себя жертвой, а потом убьет .
И сегодня я вспоминаю прадеда, которого никогда не знала. Еще на один год дальше от того страшного дня, на один год ближе к тем 56 , которым ограничила срок его жизни— страна которую он так опрометчиво выбрал не покидать на философском пароходе.
Рожденный в Киеве. Убитый в сибирском овраге.
И даже мне, никогда его не знавшей, но впитавшей с детства его память, весь его образ, личность, вплоть до интонации, мимики, чувства юмора через бабушку —примириться с этим выбором из сегодняшнего дня ещё труднее, чем все годы до этого, когда это касалось оправданным трагическим героизмом.
И я откручиваю эти цифры назад и оплакиваю этот выбор: нет, не ради себя (меня бы не было на свете— мои родители никогда б не встретились), а ради загубленной жизни блестящего европейского философа, ради юной прабабушки (ведь все Гучковы уехали после революции, а она, Наташа Гучкова, в прошлом его студентка осталась только ради мужа), ради бабушкиной юности — ей, рожденной в 1916м выпал на жизнь весь ХХ век последующей убогой и страшной советской жизни, ради … да просто ради того, чтоб людей не смели сажать за решётку, пытать и убивать.
И чтобы прекратить наконец этот злокачественный культ беатификации тюрьмой и человеческих жертвоприношений, на которых якобы строится великая культура и духовность, а на самом деле, ущербность, комплекс неполноценности/величия, впитанный гулаговский менталитет, виктимная агрессия и неизжитые и перемноженные друг на друга травмы многих поколений империи, разрушающейся самой своей ненасытностью изнутри и потому вечно тянущейся всё дальше и дальше во времени и пространстве, разрушающей мир вокруг.
Шаламов недаром говорил, что лагерный опыт отрицательный от начала до конца. То же можно сказать и шире…
Прадеда убили. Бабушки, всю жизнь посвятившей его памяти, тоже уже нет. Но мы живые призваны не повторять этот бег по граблям , а прожить свои единственные жизни вне этого замкнутого полярного круга истории.
Never again is now.
Светлая память.
Катя Марголис
85 лет назад 16 ноября 1937 года из подвала томской тюрьмы НКВД был выведен на расстрел человек с этой фотографии: наш прадед, бабушкин папа, философ Густав Шпет.
Родился в Киеве. Убит в сибирском овраге.
Сегодня эта биография звучит ещё трагичнее и актуальнее, хотя все эти годы казалось, что трагичнее невозможно. Родила Украина, убила Россия…
Более полувека с этой даты бабушка прожила, не зная ее, хотя и подозревая, насколько справка о смерти от воспаления легких в 43-и году далека от действительности.
Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать,
и снится, что ведут к оврагу,
ведут к оврагу убивать.
Эти совсем не по-набоковски неуклюжие и щемяще прямодушные стихи-нестихи, отзываются тем не менее в нас всей силой последнего незнания: как и что может чувствовать человек на краю расстрельной ямы– мы не можем даже близко представить. Я помню приезд с бабушкой в Томск. Помню этот подвал. Помню ощущение под кожей и невозможность даже примерить на себя то,что в эту секунду ощущает в этом же подвале бабушка.
Проснусь, и в темноте, со стула,
где спички и часы лежат,
в глаза, как пристальное дуло,
глядит горящий циферблат.
Закрыв руками грудь и шею,-
вот-вот сейчас пальнет в меня -
я взгляда отвести не смею
от круга тусклого огня.
Оцепенелого сознанья
коснется тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.
Но сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.
1927, Берлин
Стихи Набокова написаны в 1927 году. Эта фотография прадеда – 1926 года. Благополучного изгнания покров уже давно отвергнут, Шпет, прибегнув, по словам бабушки , к давнему знакомству с Луначарским, не сел на философский пароход, а, а напротив, вовсю трудится, пишет, переводит. В 1927 году выходит «Внутренняя форма слова» – тоненькая книга, моментально превращающаяся в втрое больший фолиант, ибо каждое предложение перечитываешь по три-четыре раза, пытаясь сначала просто хотя бы проследить, а потом хоть немножко осмыслить эти головокружительные витки мысли о слове,мысли-слова, словомысли...
До расстрела остаётся 10 огромных плодотворных лет. Дикая фраза.
Эта фотография («карточка»– как обычно говорила бабушка о фотографиях), висевшая, сколько я себя помню у неё в комнате , для меня была частью внутреннего бабушкиного портрета, неотделимая от ее запаха, голоса, рисунка обоев в ее комнате и поверхности стены. Я настолько к ней привыкла, что едва замечала, как дети не различают черт родных, не членят предметы и до поры до времени почти не выделяют обособленные события из череды дней детства. И только в этом году,когда бабушки не стало, мама вдруг заглянула на ее оборот. Там уже старческим невидящим почерком (кто ж теперь узнает, в каком году) выведено :
« Г.Г.Шпет - 1926 г.
1879-1937 (+)
Катюша, я считаю этот портрет дедушки наиболее удачным и гармоничным.
Хочу, чтоб всегда у тебя висел (и советую понемногу читать Шпета)»
Я читаю, бабуль. Понемногу, потому что помногу такого концентрата мысли организм обычного человека попросту не выдерживает. Мозг вспенивается и перестаёт воспринимать буквы.
Мама выполнила твоё желание и подарила мне этот твой подарок на мой 44й день рождения, первый день рождения без тебя.
И сегодня, 16 ноября, в страшный для тебя день памяти, которую вернули нашей семье дорогие томичи, разыскавшие сначала в недрах томских ГБшных архивов дело Густава Густавовича, а затем приехавшие в Москву и разыскавшие бабушку, я открываю выставку, а потом возвращаюсь домой и открываю книгу: читаю слово за словом «Внутреннюю форму слова», тоже подписанную тобой мне на день рождения 20 лет назад («Собственность Катюше, надеюсь, ты приблизишься и поймёшь прадеда. 7/VIII 96г .Бабушка») – читаю уже совсем иначе: не так пытливо-интеллектуально, как в юности, а как книгу жизни человека в слове, пытаясь приблизиться к этой жизни, и снова совершенно случайно натыкаюсь на ту самую формулировку: "Сама смерть, раз она фигурирует в качестве аргумента, имеет разное значение применительно к антропологическому индивиду и социальному субъекту: физическая смерть первого еще не означает смерти его как социального субъекта. Последний живет, пока не исчезло какое бы то ни было свидетельство его творчества".
Все так. Но человека убили.
И тупая металлическая пуля, пущенная очередным негодяем и невеждой и пробившая одну из умнейших голов своего времени, пробила навсегда жизнь всех близких, целой семьи, всю столетнюю жизнь моей бабушки и продолжает убивать и сейчас.
Катя Марголис
Всю ночь в Украину летели российские ракеты. 120 ракет и 90 дронов.
Сейчас они продолжают лететь.
Цели — энергетические объекты по всей стране.
Люди в Киевском метро, люди в укрытиях. Летят на Харьков, на Киев, на Ужгород…
Повторяй за мной
Повторяй за мной
Европа не слышит войны. Она устала .
Америка и подавно.
Приходом Трампа и его все дичающей на глазах команды антиваксеров, агрессивных невежд, комплотистов и прчмых агентов Кремля (вот уде и Патрушев недвусмысленно высказался, что победа Трампа не случайна и у него «есть определенные обязательства «) дана отмашка— и вот уже Шольц бросается звонить военному преступнику, а Зеленский вынужден снова, словно на дворе 2014, а не 2024 разжевывать азы про независимость Украины и неприемлемость решения ее судьбы агрессором и теми, кто выступает якобы посредником.
В Европе не пылает и не взрывается. На улицах осеннее солнце и много народу—Венецианская биеннале подходит к концу и не успевшие пытаются не отстать от главного шоу современного искусства.
На днях я заново пересматривала главное.
Вот изысканный , как всегда , японский павильон с безупречно разлагающимися фруктами на старинной мебели, к которым подключены провода, фрукты работают как батарейки и при гниении зажигается лампочка…
«При гниении зажигается лампочка»— повторяет вслед за мной, но уже словами , моя голова.
Запомни.
Не пропусти.
Повторяй за мной .
Это важная формула
Вот разноцветный французский, звучащий радиоточками английский, китчевый швейцарский …
Повторяй за мной .
Израильский решению закрыт по решению художницы и кураторов: вплоть до прекращения огня и освобождения всех заложников. Надпись на павильоне читается спустя несколько месяцев еще острее, когда знаешь цену не прекращения огня и не освобождения заложником в виде просачивающихся не только цифр, но и лиц (семилетнюю девочку, несущую раненую двухлетнюю сестру и ловящую попутку я лично забыть не могу, как не могу забыть и то, каким образом несколько заложников получили окончательное освобождение. Bring them home при нынешней политике израильских властей стало звучать не обнадеживающе, а религиозно-зловеще.)
Главный золотой Лев Венецианской биеннале достался австралийскому проекту и аборигенскому (коренному австралийскому) художнику за проект о коренных народах, точнее о своей собственной генеалогии (метафорической прежде всего—65.000 лет): которую он от руки(это физическое усилие и личное прикосновение принципиально важно) два месяца писал мелом на стене павильона— учитесь, дети. Учите прошлое и историю. А весь пол павильона — озеро с черной водой, в нем стоит огромный стол, покрытый горами- стопками архивных документов о смертях аборигенов , задержанных британской полицией , в заключении. Я знаю эту черную воду забвения преступлений , эту историю и этот страшный мартиролог. Когда-то ещё будучи лингвисткой и учась в аспирантуре в университете Мельбурна, я занималась именно изучением систем терминов родства в аборигенских языках.
«Всюду иностранцы/ Foreigners everywhere” —в двойной игре названия этой Биеннале —скрыт и этот смысл. Все мы сами туи странники и одновременно всюду рядом с нами Другой.
Вот министерство деколонизации Боливии устроило выставку в закрытом российском (не забуду этой черной комической и символической сцены : перед самым открытием директриса Третьяковки , распоряжающаяся боливийскими кураторами и министром деколонизации и дающая указания , куда что ставить )
Но все дороги ведут в польский павильон . Он в самой глубине, в конце маршрута. Он отдан украинцам. Точнее украинская арт-группа беженцев в Польшу выиграла конкурс на лучший проект для польского павильона. Собственно этот проект и называется «повторяй за мной». Это страшное караоке военного времени.
На экране украинцы— они были просто люди со своими очень разными жизнями, а стали называться беженцами. Разные, разного возраста , пола, социального положения, они кратко представляются , а потом говорят «повторяй за мной «—и изображают каждый звук летящего шахеда, ракеты, снаряда или дальних взрывов, путеметных очередей, грохот колонны танков …. Каждый что-то одно. Тататататата- тата-тата-тата или или тутуттутуииивжих вжих вжих… и одновременно на экране загорается название этого вида орудия и даже точная марка ….зрителям предлагается подойти к микрофонам, расставленным в зале и повторять вжиих вжиих вжиих тра та та та… и губами, присохшим к небу языком почувствовать, ужас этого нечленораздельного языка войны, летящей из России смерти .
«Повторяй за мной» и «можем повторить.»
Повторение — мать ученья.
Повторение —падчерица неученья.
Вот тебе и термины родства.
Но как бы мне хотелось, чтобы на сегодняшней акции в Берлине участники наконец расслышали эти звуки подлетающих к дому снарядов и тарахтение дронов над головой, а то, говорят Юлия Навальная на IT форуме в Португалии впервые услышала звуки воздушной тревоги , включенной украинцами во время ее выступления и очень удивилась и даже обиделась — мол, опять нас хейтят эти оголтелые,(а надо сказать , что приложение Air Alert легко ставится на любой телефон и может работать просто как напоминание и призыв к солидарности у каждого, кто поставит его себе, где бы он или она ни жили— повiтряна тривога — звучит даже из моего телефона скоро три года как) . Слов сочувствия и солидарности украинцам у нее так и не нашлось.
И как бы мне хотелось, чтоб вместо своего потока самовлюбленного красноречия в интервью Козыреву Илья Яшин просто повторил бы тратта та та вжих вжих за кем-то из украинцев. Зажмурился и повторил бы опять. Может быть, и он, и зрители , и интервьюер вместо упоения собственным небывалым гуманизмом почувствовали бы , как неуместно нарциссично на этом звуковом фоне выглядели бы рассказы Яшина призванные гуманизировать зло и снять вопрос о свободе воли и ответственности с повестки дня — именно для этого нам и себе самим с улыбкой рассказывается о том, каким нормальным карьерным дядькой был его следователь (мог посадить группу лиц по сговору, а дал уехать всем помощникам Яшина и посадил его одного, да и то вел себя корректно: ну просто выслужиться хотел, норм), как норм был прокурор (Яшин его ни в коем случае не хочет преследовать и навлекать на него санкции-Боже упаси!) , какими простыми хорошими ребятами были охранники, ФСИНовцы и вся эта служивая опричнина— они нормальные, ну просто выполняли приказ и Яшин на них зла не держит : и вы, дорогие россияне не держите— они нормальные, а значит нормальные и вы .
Эта манипуляция с нормализацией зла работает в обе стороны. Ничевотакова. Без пафоса. Не будем тут драматизировать. Все путем. Не верь не бойся не проси. Мы тут все свои, все одним Гулагом мазаны, сегодня ты, а завтра я.
Только невдомек Яшину, (или наоборот как раз вдрмек— потому и старается) , что он будет первым, кого эти ребята, если б представился случай и если будет приказ пахана размажут об ворота общей зоны— еврей, очкарик, самыйумныйштоли, а пошел ты…
Да, еще Яшин забыл пожалеть Путина. Жалкий же был питерский забитый шпаненок, которого колотили в подворотнях, несчастное детство без отца, полубросившая его мать, чужие люди, а потом вместо отца воспитывался криминальным авторитетом, тренером-вором в законе, добрый человек, пристроил в КГБ … думаете , такое проходит? Почему бы не вникнуть в детские травмы ? Слезы ж наворачиваются. Это ж все такое наше родное, полстраны путиных—травмированных социальных сирот и разорванных с детства привязанностей (см мою статью «детдом Россия).
Обязательное присутствие в картине мира образа врагам— тоже часть менталитета ГУЛАГа
Потому так характерна итоговая фраза интервьюера, который в экстазе от этого потока патоки в подводке к интервью настолько расслабился, что проговорился:
«Горжусь нашей дружбой. И радуюсь шквалу ненависти в комментариях к видео. Там на каждую сотню говномётов - один живой человек, пишущий по существу. Или просто говорящий "спасибо". Мы с этим разговором реально выбесили всех сотрудников Фабрики Ненависти. И это круто!»
То есть, цель всех любить или порадоваться шквалу ненависти и позлить тех, кто вам так невыносим своим твердым умением различать черное и белое, которое вам в вашей серости режет глаза и уши и царапает совесть ? Вы уж разберитесь в закоулках собственной достоевщины. Вы всех любите или же хотите отыграться? А то неувязочка получается.
Да и вообще такое ощущение, что вышедший уже несколько месяцев назад Яшин так и не выехал из колонии. Почитал бы, что ли, комментарии под собственными интервью…
Я не ставлю под сомнение тяжесть тюремного опыта. Но еще раз повторю за Шаламовым: «лагерный опыт отрицательный целиком». Кара-Мурза на глазах из блестящего западного политика , автора первых санкций, превратился в мессию (ибо только религиозной фанатичной верой в ПРБ , и то, что сидишь не зря и не по собственной ошибке и глупости можно выдержать то, что он прошел) . Юмор Навального вселял надежду и де-демонизировал зло— делал его мелким и не таким страшным. «я не боюсь и вы не бойтесь». Но только это «мелкое зло « таки убило Навального. И продолжает убивать сотни и тысячи украинцев.
И нынешнее мазохистичное снисхождение Яшина к своим палачам могло бы даже вызывать какое-то уважение, если б это сопровождалось называнием зла злом. Но увы, эта бравада и плохо скрываемый нарциссизм Яшина идет в ногу с его аморальным популизмом и это «ну что вы, ребята» и полный игнор того, то творят «нашимальчики» и такая с досадой реакция на бомбежки Харькова («как задолбал Путин со своей войной»- его Яшина задолбал Путин, а то что при этом ракетами и бомбами в прямом эфире задолбали и убили еще только что живых людей — это за скобками), и вообще неразличение добра и зла , и принципиальное нежелание их различать , требование особой инициации, неизвестно по какому принципу получаемого морального права на суждение и осуждение зла (хотя вообще-то в нормальном мире, это не право , а наоборот нравственный императив), ратификации или беатификации тюрьмой , все наследие и результат эволюции homo sovieticus .
Уже писала об этом буквально вчера : homo port-sovieticus, который мы наблюдаем сегодня освобождать от большевиков уже незачем— это вросшая диффузная опухоль стала частью противоестественного отбора. Революция как ещё одна травма и опыт насилия , а затем и сталинизм , породили именно этот вид рабско-приспособленческой эволюции. Уже не страшные в своем оголтелом бесстрашии и жестокости красноармейцы, троцкисты, большевики, а люди без ценностей, без каркаса, без принципов, травматики , единственной своей ценностью ощущающих собственный комфорт. Чтоб их не трогали и чтоб их ничего не трогало.
Отсутствие суда и открытого процесса над преступлениями коммунизма и советской власти, превращение этого страшного наследия в предмет стеба, коллекционирования «смешных» советских символов (которыми вообще-то были убиты миллионы) и снисходительной иронии стало тоже одной из форм рецидива , когда «можем повторить» не стало полным табу. Старые песни о главном и прочие ползучие гибридные проекты зазвучали очень быстро и лишь набирали поклонников. А ностальгия по советскому превратилась в бренд.
И то, что Яшину и его поклонникам кажется верхом гуманизма , на самом деле, верный признак гниения.
При гниении зажигается лампочка. Как в японском павильоне Биеннале.
Только не надо путать продукты разложения с источником энергии.
Империя должна умереть. Не потому что так решили мы, а потому что это закономерный исторический процесс, да она кончится в агрессивной агонии, но она уже разлагается сама и деколонизация давно началась, предупредительная лампочка давно зажглась, но человеческая психика и защитные механизмы собственных привилегий и комфорта оказывают сопротивление осознанию неизбежности вектора истории. И да, цена важна, да и время тоже —сопротивление этому естественному процессу на ментальных и реальных картах будет уносить всё новые и новые жизни.
Об этом мы и поговорили вчера на канале Форума Свободной России с украинской журналисткой Анной Шестак и бурятской журналисткой и активисткой, моей коллегой по курсу «Россия и деколонизация: введение « Юлией Хазагаеврй. Ссылка в комментарии.
А участникам берлинского марша «против войны» я бы очень советовала посмотреть утренние новости с картинками и звуком и повторить за украинцами звуки российских ракет, баллистики , «кинжалов» .
Да и на колени не мешало бы встать в минуту молчания. Чтобы с колен бесконечно подниматься, не худо бы на них иногда постоять.
Украинцы, кстати, так всегда делают на своих акциях в память о своих погибших от рук россиян героях.
Так что россиянам и подавно этот жест пристал бы куда больше, чем бравурные нарциссичные марши по чужим городам с триколором или даже без него.
Катя Марголис