Login
Обучение чтению до школы - взгляд немецкого педагога
238
03.03.11 15:14
Всем добрый день! Я в последнее время регулярно общаюсь с группой немецких педагогов на семинаре, связанном с вопросами семьи, развития и обучения дошкольников. Так вот вчера одна из этих педагогов услышала краем уха, что моя дочь (4 г. исполнилось в январе) уже читает по-русски. Она была ужасно возмущена и шокирована. Оказывается, детей до школы категорически не следует учить грамоте. Аргументация такая: те, кто знает буквы или даже умеет читать до поступления в школу (ужас какой), будут в начальных классах скучать, плевать в потолок и отвлекать других детей. В результате, считая себя изначально самыми умными, эти дети будут все больше расслабляться и в конечном итоге, станут самыми отстающими в классе. Она, дескать, наблюдала немало таких примеров и возмущена поведением родителей,
которые этого не понимают. Я ответила, что дочери, наверное, будет не очень скучно, ведь предстоит еще выучить немецкие буквы, которых она пока не знает, да и не только в изучении букв состоит вся учеба... Как Вы к этому относитесь? Насколько она права?
... считать, кстати, тоже нельзя учить. Это насилие над ребенком с его нестабильной еще дошкольной психикой. А что не насилие? Сидеть за столом спокойно, не смотреть телевизор с утра до ночи, не есть только сладости, а полезную морковку и яблоки, не ковыряться в носу и не чавкать - все в какой-то степени подавление воли... но и воспитание ... как без него-то?
... считать, кстати, тоже нельзя учить. Это насилие над ребенком с его нестабильной еще дошкольной психикой. А что не насилие? Сидеть за столом спокойно, не смотреть телевизор с утра до ночи, не есть только сладости, а полезную морковку и яблоки, не ковыряться в носу и не чавкать - все в какой-то степени подавление воли... но и воспитание ... как без него-то?
NEW 03.03.11 16:30
in Antwort Aerosweet 03.03.11 15:14
Я вообще не понимаю немецкую педагогику, образование и т.д. и т.п., хотя у меня детям повезло с учителями в начальных школах. Оба ребёнка читали уже на русском. Немецкий знали алфавит и зачитали сразу. Об уровне математики тоже молчу.
У нас директора тоже учили, что не надо ничего этого. И что же мы видим в действительности.
Читающие дети сразу оказываются впереди в школе. Учитель больше с ними общается. Эти дети активнее, просто из-за того что знания придают уверенность. Они лучше пишут, читают, у них нет проблем не математике. Учителям с такими приятно.
Он делает выводы о родителях и семье. А в немецкой школе ой как важно мнение учителя
И вообще я учителям всё не рассказываю. Зачем им знать. Так же как и не рассказываю в русской школе что учу с дочкой руссский дополнительно.
У нас директора тоже учили, что не надо ничего этого. И что же мы видим в действительности.
Читающие дети сразу оказываются впереди в школе. Учитель больше с ними общается. Эти дети активнее, просто из-за того что знания придают уверенность. Они лучше пишут, читают, у них нет проблем не математике. Учителям с такими приятно.
Он делает выводы о родителях и семье. А в немецкой школе ой как важно мнение учителя
И вообще я учителям всё не рассказываю. Зачем им знать. Так же как и не рассказываю в русской школе что учу с дочкой руссский дополнительно.
NEW 03.03.11 20:59
in Antwort Madalena 03.03.11 16:30
Полностью согласна. Они говорят, что не надо учить и готовить к школе, а потом все равно выходит, что у подготовленных детей старт лучше. Кроме того, учить читать по-русски - это все-таки не по-немецки.
Я решительно за то, чтобы учить по-русски До школы. Потому что у мамы и ребенка еще много свободного времени и относительно свободная голова. Если в пять начать читать, то к 6 это уже усвоится настолько, чтобы остаться на всю жизнь (даже при небольшой поддержке потом). И ничем это не помешает, я еще не встречала конкретного случая, чтобы умение читать по-русски повредило первокласснику! Зато когда ребенок идет в первый класс, у него уже меньше свободного времени, много дополнительной информации и приставать еще и с чтением по-русски, мне кажется, сложно.
Я решительно за то, чтобы учить по-русски До школы. Потому что у мамы и ребенка еще много свободного времени и относительно свободная голова. Если в пять начать читать, то к 6 это уже усвоится настолько, чтобы остаться на всю жизнь (даже при небольшой поддержке потом). И ничем это не помешает, я еще не встречала конкретного случая, чтобы умение читать по-русски повредило первокласснику! Зато когда ребенок идет в первый класс, у него уже меньше свободного времени, много дополнительной информации и приставать еще и с чтением по-русски, мне кажется, сложно.
NEW 03.03.11 22:06
in Antwort Madalena 03.03.11 16:30
Да, видимо, молчать и скрывать и молча отстаивать свою точку зрения - единственная возможная позиция, при которой и волки сыты и овцы целы . Принцип так называемого "самостоятельного развития ребенка" нам однозначно не подходит. Может быть, во мне говорит наше советское воспитание, где всех норовили подтолкнуть, всем подсобить, всех "усовершенствовать", но т.к. я его пережила только с хорошей стороны, не могу на него пожаловаться и не могу смириться с немецким "ничегонеделанием" в отношении развития детей...
NEW 03.03.11 22:10
да, я тоже ей как ответный аргумент привела количество свободного времени у дошкольника и возможность не смешивать обучение грамоте сразу на двух языках. Но ее это мало впечатлило. Играть с ребенком - надо, говорить - надо, показывать книжки с картинками и читать вслух - надо, но упаси Боже научить читать, если ребенок станет сам спрашивать и интересоваться буквами, говорить, мол, не забивай свою прелестную головку, мал еще для этого, успеешь
in Antwort yuliapa 03.03.11 20:59
В ответ на:
Я решительно за то, чтобы учить по-русски До школы. Потому что у мамы и ребенка еще много свободного времени и относительно свободная голова. Если в пять начать читать, то к 6 это уже усвоится настолько, чтобы остаться на всю жизнь (даже при небольшой поддержке потом).
-Я решительно за то, чтобы учить по-русски До школы. Потому что у мамы и ребенка еще много свободного времени и относительно свободная голова. Если в пять начать читать, то к 6 это уже усвоится настолько, чтобы остаться на всю жизнь (даже при небольшой поддержке потом).
да, я тоже ей как ответный аргумент привела количество свободного времени у дошкольника и возможность не смешивать обучение грамоте сразу на двух языках. Но ее это мало впечатлило. Играть с ребенком - надо, говорить - надо, показывать книжки с картинками и читать вслух - надо, но упаси Боже научить читать, если ребенок станет сам спрашивать и интересоваться буквами, говорить, мол, не забивай свою прелестную головку, мал еще для этого, успеешь
NEW 03.03.11 22:53
in Antwort Aerosweet 03.03.11 22:10
Я расскажу по секрету, что когда я работала в детском саду на практике, то моя наставница сильно отругала меня, когда я решила (по случаю какому-то) рассказать детям о птицах. Поскольку дети с интересом слушали, я пустилась в подробности и рассказала, что в лесу живут: дятлы, совы, сойки и так далее, с кратким описанием каждой. По мнению моей более опытной коллеги это было совершенно неправильно! Зачем, спрашивается, детям детского сада знать таких птиц? Достаточно того, что они знают воробья и голубя. Остальные птицы должны именоваться "лесными" и не идентифицироваться.
...
Это было мнение профессионала, много лет работающего с детьми. Я спорить не стала (), но про себя поняла, что буду более критично относиться к мнениям "профессионалов". Тем более, что в Германии есть такие воспитатели, которые все-таки доходят до того, чтобы лесных птиц как-то поподробнее разбирать.
Я думаю, что наша родительская задача - идти не в ногу со мнениями специалистов, а с развитием ребенка. Достиг он какой-то границы, созрел для букв и чтения - надо с ним заниматься. Достиг возможности разобраться в птицах, числах, задачках, шахматах, химических опытах - надо дать ему пищу для ума. А не тормозить искусственно, потому что якобы это вредно
...
Это было мнение профессионала, много лет работающего с детьми. Я спорить не стала (), но про себя поняла, что буду более критично относиться к мнениям "профессионалов". Тем более, что в Германии есть такие воспитатели, которые все-таки доходят до того, чтобы лесных птиц как-то поподробнее разбирать.
Я думаю, что наша родительская задача - идти не в ногу со мнениями специалистов, а с развитием ребенка. Достиг он какой-то границы, созрел для букв и чтения - надо с ним заниматься. Достиг возможности разобраться в птицах, числах, задачках, шахматах, химических опытах - надо дать ему пищу для ума. А не тормозить искусственно, потому что якобы это вредно
NEW 04.03.11 00:55
in Antwort Aerosweet 03.03.11 15:14
Моё мнение по этому вопросу тебе известно , НО. На сколъко правилъным было обучение ребёка чтению в раннем возрасте я смогу точно сказатъ где-то через год. Мой старший пошёл в школу умея читатъ (по слогам) по- русски и зная немецкий алфавит. Скучно ему не было, был отличником и до сих пор учится хорошо. а вот с младшим я кажется сделала ошибку, думала пойду тем же путём. Читатъ он начал в 4,5 и сейчас читает оченъ много и охотно, по-русски. Но он оченъ быстро, абсолютно без моего вмешателъства, начал читатъ по-немецки, для меня это был сюрприз. Буквы в садике вероятнее всего показали. Этап чтения по слогам он вообще перепрыгнул и читает почти с такой же скоростъю как и
русские книги. Та же картина с математикой, в пределах 10 - 20, мы считали, занималисъ (Петерсон, Соболева) Абсолютно самостоятелъно начал щёлкатъ примеры в пределах 100. Я честно говоря побаиваюсъ, что он будет делатъ в первом калссе. Нам толъко в августе в школу. Как мне кажется, детки оченъ быстро ухватывают эту паралелъ, употреблятъ знания полученые на одном языке в процесс обучения на другом. И это может сослужитъ не совсем хорошую службу. Но тормозитъ и говоритъ ребёнку: "нет, тебе это знатъ ещё не нужно" тоже не выход. Где найти золотую середину?
Научиться любить - значит научиться отдавать
NEW 04.03.11 09:16
in Antwort Aerosweet 03.03.11 15:14, Zuletzt geändert 04.03.11 09:20 (daydream)
я полностью поддерживаю Мадалену. а сама работаю со второклашками в местной школе и каждый раз просто в улете от уровня знаний. например, на вопрос, какие звери живут в Австралии, назовите 1-2, для примера, отвечают: львы и слоны дети не умеют элементарно обобщать, например, что учитель, полицейский, почтальон - это профессии. они вообще мало понимают, чего от них хотят в школе.
и у меня много таких примеров. имхо это как раз результат такого отношения в детсаду и в школе. сначала все такая наивная невинность, ничему не учить, а потом вдруг резко начинаются требования.
но, слава Богу, это не в каждом саду и не в каждой школе так. кстати, как-то читала статью про "привилегированных" и "непривилегированных" детей в школе, так вот там все эти признаки назывались как характеризующие последнюю группу.
работница ЮА была у меня дома, наличие большого количества "педагогически ценных" игр и игрушек ей импонировало, а на висящие на стенах рус. и нем. алфавиты, цифры, карты, планеты, она отреагировала словом: "экзотически"
и у меня много таких примеров. имхо это как раз результат такого отношения в детсаду и в школе. сначала все такая наивная невинность, ничему не учить, а потом вдруг резко начинаются требования.
но, слава Богу, это не в каждом саду и не в каждой школе так. кстати, как-то читала статью про "привилегированных" и "непривилегированных" детей в школе, так вот там все эти признаки назывались как характеризующие последнюю группу.
работница ЮА была у меня дома, наличие большого количества "педагогически ценных" игр и игрушек ей импонировало, а на висящие на стенах рус. и нем. алфавиты, цифры, карты, планеты, она отреагировала словом: "экзотически"
* Anderson don't talk out loud, you lower the IQ of the whole street *
NEW 04.03.11 09:23
и подумать о тесте для одаренных. мне, например, это предложила наша педиатр на У9 перед школой.
in Antwort Edith 04.03.11 00:55
В ответ на:
Читатъ он начал в 4,5 и сейчас читает оченъ много и охотно, по-русски. Но он оченъ быстро, абсолютно без моего вмешателъства, начал читатъ по-немецки, для меня это был сюрприз. Буквы в садике вероятнее всего показали. Этап чтения по слогам он вообще перепрыгнул и читает почти с такой же скоростъю как и русские книги. Та же картина с математикой, в пределах 10 - 20, мы считали, занималисъ (Петерсон, Соболева) Абсолютно самостоятелъно начал щёлкатъ примеры в пределах 100. Я честно говоря побаиваюсъ, что он будет делатъ в первом калссе. Нам толъко в августе в школу. Как мне кажется, детки оченъ быстро ухватывают эту паралелъ, употреблятъ знания полученые на одном языке в процесс обучения на другом. И это может сослужитъ не совсем хорошую службу. Но тормозитъ и говоритъ ребёнку: "нет, тебе это знатъ ещё не нужно" тоже не выход. Где найти золотую середину?
имхо, заниматься с ним тем, чем не будут заниматься в немецкой школе. Читатъ он начал в 4,5 и сейчас читает оченъ много и охотно, по-русски. Но он оченъ быстро, абсолютно без моего вмешателъства, начал читатъ по-немецки, для меня это был сюрприз. Буквы в садике вероятнее всего показали. Этап чтения по слогам он вообще перепрыгнул и читает почти с такой же скоростъю как и русские книги. Та же картина с математикой, в пределах 10 - 20, мы считали, занималисъ (Петерсон, Соболева) Абсолютно самостоятелъно начал щёлкатъ примеры в пределах 100. Я честно говоря побаиваюсъ, что он будет делатъ в первом калссе. Нам толъко в августе в школу. Как мне кажется, детки оченъ быстро ухватывают эту паралелъ, употреблятъ знания полученые на одном языке в процесс обучения на другом. И это может сослужитъ не совсем хорошую службу. Но тормозитъ и говоритъ ребёнку: "нет, тебе это знатъ ещё не нужно" тоже не выход. Где найти золотую середину?
и подумать о тесте для одаренных. мне, например, это предложила наша педиатр на У9 перед школой.
* Anderson don't talk out loud, you lower the IQ of the whole street *
NEW 04.03.11 12:05
а что дает такой такой тест? как им можно воспользоваться?
in Antwort daydream 04.03.11 09:23
В ответ на:
и подумать о тесте для одаренных. мне, например, это предложила наша педиатр на У9 перед школой.
и подумать о тесте для одаренных. мне, например, это предложила наша педиатр на У9 перед школой.
а что дает такой такой тест? как им можно воспользоваться?
NEW 04.03.11 12:20
in Antwort tantao 04.03.11 12:05
например, если будет документально подтверждено, что ребенок знает больше, чем сверстники, и во всех др. смыслах готов к школе, его могут и в 2й класс сразу посадить, такое тоже встречается. иногда этот тест делают уже во время занятий, когда замечают, что ребенку скучно на уроках, т.к. он это все уже знает.
* Anderson don't talk out loud, you lower the IQ of the whole street *