Чтение ребёнка и русский язык
Вы меня неправильно поняли - это все уже давешний этап:) Слушаем мы/она/они уже давно и охотно. Естесственно, я "предлагала" сотни раз (в Вашей формулировке) - но, к сожалению, воз и ныне там:(
мы, наверное, ещё не до конца друг друга поняли :-) Ну просто у каждого свой опыт и если у кого-то совсем по-другому, сразу не понять, пока подробно не расскажут :-) У нас происходит так. Я спрашиваю, может, послушать что-нибудь хочешь? То есть именно предлагаю, если не хочет - не надо, если соглашается, то я опять же предлагаю на выбор, что на мой взгляд сыну может понравиться. Иногда инициатива исходит от него, но выбирает он опять же, из предложенного мной. Мы не каждый день читаем/слушаем, между книгами делаем перерыв в пару дней, или читаем на следующий день что-то совершенно другого плана - познавательное, например.
А как у Вас это происходит? Вы просто приходите с новой книгой или аудиокнигой? Дочка не высказывает предпочтений, например: мне хотелось бы что-то похожее на книгу XY прочитать? Она всегда слушает все, и не говорит, что это скучно, эта книга нравится меньше, чем предыдущая?
Что значит "зацепили"? никакие! Если Вы о том, чтоб на завтра после окончания очередной книги мы,вместо того, чтоб начать новое произведение, обсуждали и вспоминали вчерашню книгу.
Зацепили - значит, произвели впечатление, чем-то выделились среди других, попали в топ 10. Может она назвать десять книг, которые больше всего понравились и обьяснить, почему? С ритуалом все понятно, но интерес собственно к чтению (слушанию) появляется,
когда возникает потребность эмоционально переживать текст. Как эта потребность может возникнуть? Только, когда есть вот такой опыт, когда книга зацепила. Я так вижу, на истину не претендую :-)
А какие хобби у дочери?Чем она в выходные и вечерами занимается? Что читают девочки-подружки? И читают ли?Как я поняла, были книги которые не пошли..А на какие темы пошло? Может предлагать тонкие тематические книжки?
хобби особых нет. занимается плаванием, рисует...но может и без всего этого обойтись:)
Вечеров у нее мало, т.к. много плавает. Играет в игры и игрушки в своб. время, общается с семьей.
Девочки-подружки, кстати (еще вчера хотела об этом написать и забыла) - из семей, где им в жизни никто не читал:) но! парадокс: все читают охотно и много (беру периодически с нами в библиотеку). Вот так.
Обобщая, "не пошли" книги с чуждыми ей реалиями (напр. А-К. Вестли), чуждым ей поведением (напр. "Денискины рассказы"), и чуждым ей языком (напр. Незнайка).
О чём дочь мечтает? Кем хотела бы стать?
пока ни о чем (т.к. все есть). И пока никем (спросила, уверена ли я , что ей нужно в 10 лет знать, кем она хотела бы стать).
о телевизоре и комп. играх: смотрит редко по полчасика пару раз в неделю, в комп. игры пока не играет вообще.
Я спрашиваю, может, послушать что-нибудь хочешь?
ну, у нас примерно так же. Охотно говорит, что хочет, а что именно - ей все-равно.
Вы просто приходите с новой книгой или аудиокнигой?
да
Дочка не высказывает предпочтений, например: мне хотелось бы что-то похожее на книгу XY прочитать?
нет, никогда
Она всегда слушает все, и не говорит, что это скучно, эта книга нравится меньше, чем предыдущая?
в принципе, да
Может она назвать десять книг, которые больше всего понравились и обьяснить, почему?
нет, не может. говорит, нравятся все.
Если ребёнок (как и взрослый тоже) что-то делает охотно и с удовольствием (а в Ваших постах это не раз прозвучало), значит, что-то в этой деятельности для него важно и ценно, какая-то внутрення потребность удовлетворяется. Так что же, на Ваш взгляд, такого ценного в этом процессе слушания книг для Вашего ребёнка? Чем для нее это занятие является? Особенно слушать аудиокниги, потому что когда Вы читаете, здесь ритуал, время с мамой могут иметь существенное значение. Но ведь и аудиокниги она слушает охотно. Мне кажется, вам это надо как-то выцепить, понять, чем является для неё на сегодняшний момент чтение(в форме слушания).
А вы не переживайте. Просто ищитечем бы заинтересовать ребёнка, но не в плане книг.
Найти то, что она любит, а читать просто так. Ведь вот она же чувствуе этот пункт на книгах. А вы отпустите поводья.
Просто все эти тревоги и переживания считываются. Придёт спокойствие и уверенность в ребёнке к вам и увидите как ребёнок отреагирует.
И я бы читала то, что интересно ей, а не младшней. У меня у детей 5 лет разница. Я ориентаровалась на старшего, а младшая сперва была до кучи и ей читала её книги потом.
Вот поэтому и надо отпустить поводья, лечь вечером с ней рядом и вместо чтения предложить поболтать. О чем угодно, пусть болтает, рассказывает свои мечты, а вы свои. Просто узнайте её желания.
Предложите фильм посмотреть вместо книжки, пусть она сама придумает.
На книгах белый свет клином не сошелся.
у моих тоже 5 лет разница. Читаю каждому своё, им просто книги друг друга неинтересны. Но Изумрудика-то пишет, что старшей интересно. В этом случае почему бы одну книгу не читать. Для меня больше парадокс в том, что из стольких прочитанных книг ни одна не зацепила, не выделилась из других, не сформированы предпочтения, но при этом слушает охотно, все запоминает. Тогда чем является чтение?
Так что же, на Ваш взгляд, такого ценного в этом процессе слушания книг для Вашего ребёнка? Чем для нее это занятие является?
в моих глазах, просто приятным сопровождением, напр, к рисованию. Т.к. вместо аудиокниги это может быть и просто музыка. Но может и в тишине быть. Т.е. сама не попросит включить ни музыки, ни книги.
чем является для неё на сегодняшний момент чтение(в форме слушания).
схема поведения не меняется с ее лет 3.
ведь вот она же чувствуе этот пункт на книгах.
наверняка. Вся семья под впечатлением. Мой брат летом решил, что у меня к ней неправильный подход (чтоб заинтерессовать) - поехал вместе с ней в книж. магазин и купил ей там ВСЕ, на что она показала пальцем. Приехали домой - с наслаждением обсудили с ним цветовое оформление и темы, затронутые в книгах. Вместе почитали пару глав. И так неделю. Брат уехал. Книги лежат нетронутые в том же виде, в кот. он их оставил.
И я бы читала то, что интересно ей, а не младшней
так и делаю, в большинстве случаев.
Кстати, вспомнила: вот ей никогда еще не снились сны. Я тоже очень переживала по этому поводу. Но, думаю, может, это тип человека такой? вот сегодня, например, спрашиваю ее: " а ты знаешь, что такое, читать между строк?". уверенно говорит "да". прошу обьяснить. Оказывается, в ее понимании, это читать по диагонали. Ладно, думаю, не проблема - обьясню. И что? Она так и не поняла, ЧТО я имею ввиду.
такой идеальный работник финансамта растет:)
Вот поэтому и надо отпустить поводья, лечь вечером с ней рядом и вместо чтения предложить поболтать. О чем угодно, пусть болтает, рассказывает свои мечты, а вы свои. Просто узнайте её желания.
нету желаний!
даже на дни рождений она желает "просто воздушный шарик, у меня все есть": и самое печальное, что действительно, дарю воздушный шарик. или пачку карандашей.
фильмы смотрим.
в моих глазах, просто приятным сопровождением, напр, к рисованию. Т.к. вместо аудиокниги это может быть и просто музыка. Но может и в тишине быть. Т.е. сама не попросит включить ни музыки, ни книги.
ну все-таки не совсем сопровождением (я не настаиваю, просто со стороны смотрю). Если она хорошо запоминает, о чем книга, последовательность событий и пр. Не просто же фоном текст проходит. Следовательно, как минимум, внимание ее в книге. Это уже хорошо. А какая книга была самой сложной (по закрученности сюжета, по языку), которую вы с ней читали? Далее, Вы пишете, что какие-то книги не пошли - значит, все-таки ей не совсем уж все равно, что читать, и все одинаково интересно. Как Вы поняли, что Вестли и Драгунский не то - она как-то это Вам показала?
Вы извините, что я Вас вопросами бомбардирую :-) Просто такая ситуация и у меня может возникнуть, с младшим ребенком, например, кто знает. И я пытаюсь как-то на себя примерить - можно ли что-то сделать, что-то поменять вокруг процесса чтения, если да, то что, и - надо ли вообще что-то делать? То есть просто размышляю здесь с Вами :-)
У меня у Антона тоже «всё есть, ничего не надо».
Но потом с сочувствием посмотрит на меня: «ну можешь ещё что-то от Лего техник мне купить».
🙈🙈🙈🙈
Касательно не читает, ну и не читает. Я ненавидела наши списки чтения и надобность «читать из списков» приводила к реальной блокаде в плане чтения. Я бы отстала от ребёнка.
Я писала, что Антон по-русски читает только «из-под палки». Ну что ж поделать.
н.п. а у меня вот наоборот "проблема" (может, не такая уж и проблема, если других почитать, но меня не устраивает) - у меня дочка где-то с полгода как отказывается со мной по вечерам читать, ей девять. так на "полпути" некоторые книги и лежат недочитанные. а читали мы последней денискины рассказы, и шла хорошо, смеялись вместе. потом она просто стала отправлять меня со словами "я сама почитаю". читает она, естественно, на немецком, читает быстро и много (первого гарри поттера прочитала в первом классе), у нее очень специфические вкусы, т.е. своего не навяжешь, даже на немецком, не говоря о русском. сейчас например она обкладывается энциклопедиями, путеводителями и поваренными книгами, с ними и засыпает. а я остаюсь "брошенной" :) со своими русскими книгами, а хотела на более серьезные вещи переходить, например, "принц и нищий" начали было читать.
но если она у Вас энциклопедии охотно читает - может, как раз их-то на русском ей понравилось бы читать? Там "кино в голове" все же немного не такое, как с художественной литературой.
А на уроках им много задают читать на русском? У Вас же несколько предметов на русском преподается.
ох, задают... :) что в учебнике стоит, то и задают,
вот "Ашик Кериб" Лермонтова читали плюс характеристику героев надо было написать. сочинение по Васнецову "богатыри" писали, слава Богу, в школе, не дома. по природоведению доклад о достопримечательностях Берлина.
думаете, у нее слишком много скучного, "обязательного" русского в жизни?:)
энциклопедию попробую подсунуть. книги с рецептами на русском она тоже разглядывала. и еще про российских царей книгу мы в кремле покупали, листала.
но вот почему литература не идет, не понимаю.