Вход на сайт
User "hentiamenti" пишет:
72
17.02.08 11:14
http://hentiamenti.livejournal.com/207491.html
Почти никто и практически никогда не осознает опасность одной их наиболее страшных ментальных ошибок, ловушек сознания - онтологизации.
В первом приближении речь идет о том, что нечто, реально для человека существующее (онтологизация1), серьезнейшим образом влияет на его жизнь. И, мало того, он стремиться убедить и других в существовании этого нечто, выстраивает систему аргументации за и против, борется, образует сообщества и прочая, прочая, прочая. Наиболее реалистичный пример (да ещ╦ и из моей плоскости) - вера в Бога. [Заметьте, я сейчас не говорю о реальном существовании или несуществовании Бога и Вы скоро поймете, почему.]
В обратном примере для человека невероятно важным, значимым для его жизненного мира является знание (или вера) о том, что нечто НЕ существует. Он приводит аргументы против существования этого нечто, смеется и глумится над теми, кто верит, что нечто существует, и так далее, и тому подобное (онтологизация-1). Самый простой пример - атеист, верящий в то, что Бога нет.
На следующем уровне понимания (если что, они совершенно неиерархичны, я привожу так, как мне удобнее, а можно и наоборот), некто "понимает", что он не знает точно, что существует, а что нет. Если человек на этом уровне застревает, он становится профессиональным агностиком и говорит: "я уверен, что невозможно ответить на вопрос, что существует, а что нет, потому что не существует процедуры выявления истинности воспринимаемого" (онтологизация2). Или становится (реже) субъективным солипсистом (как Федор Сологуб) или объективным, с позволения сказать, солипсистом (как Беркли).
Далее, если человек двигается куда-то за это понимание, он доходит до раннебуддийской мысли о том, что все воспринимаемое - иллюзия, не имеет реального существования (онтологизация-2). Остается вопрос - а что такое реальное существование? и человек начинает строить уровни реальности, придавая одним уровням статус почти несуществующих, тогда как другим придавая статус либо существующих абсолютно (в (моно)теистических системах), либо абсолютно несуществующих, существующих через несуществование, и существующих и несуществующих одновременно с тем, что они не существуют и не несуществуют, ну, короче, Вы меня поняли - вся эта милая моему сердцу нагарджуновщина (самый четкий пример - это буддизм махаяны).
Потом, если человеку удается совершить интересную философскую операцию, то до него доходит, что онтологизировать не надо :) Нет смысла, потому что нет никакого "на самом деле", а есть гносеологические факты - помните пелевинского Петьку с Чапаевым, диалогизирующих посредством лошади?
И, что интересно, дальше разворачивается совсем другая история, которая людям онтологизирующим (а таковых, следует отметить, абсолютное большинство населения, и это нормально), совершенно непонятна, абсурдна и неинтересна. Пример такого "абсурдного" тезиса - "онтология есть факт гносеологии" (с).
Почти никто и практически никогда не осознает опасность одной их наиболее страшных ментальных ошибок, ловушек сознания - онтологизации.
В первом приближении речь идет о том, что нечто, реально для человека существующее (онтологизация1), серьезнейшим образом влияет на его жизнь. И, мало того, он стремиться убедить и других в существовании этого нечто, выстраивает систему аргументации за и против, борется, образует сообщества и прочая, прочая, прочая. Наиболее реалистичный пример (да ещ╦ и из моей плоскости) - вера в Бога. [Заметьте, я сейчас не говорю о реальном существовании или несуществовании Бога и Вы скоро поймете, почему.]
В обратном примере для человека невероятно важным, значимым для его жизненного мира является знание (или вера) о том, что нечто НЕ существует. Он приводит аргументы против существования этого нечто, смеется и глумится над теми, кто верит, что нечто существует, и так далее, и тому подобное (онтологизация-1). Самый простой пример - атеист, верящий в то, что Бога нет.
На следующем уровне понимания (если что, они совершенно неиерархичны, я привожу так, как мне удобнее, а можно и наоборот), некто "понимает", что он не знает точно, что существует, а что нет. Если человек на этом уровне застревает, он становится профессиональным агностиком и говорит: "я уверен, что невозможно ответить на вопрос, что существует, а что нет, потому что не существует процедуры выявления истинности воспринимаемого" (онтологизация2). Или становится (реже) субъективным солипсистом (как Федор Сологуб) или объективным, с позволения сказать, солипсистом (как Беркли).
Далее, если человек двигается куда-то за это понимание, он доходит до раннебуддийской мысли о том, что все воспринимаемое - иллюзия, не имеет реального существования (онтологизация-2). Остается вопрос - а что такое реальное существование? и человек начинает строить уровни реальности, придавая одним уровням статус почти несуществующих, тогда как другим придавая статус либо существующих абсолютно (в (моно)теистических системах), либо абсолютно несуществующих, существующих через несуществование, и существующих и несуществующих одновременно с тем, что они не существуют и не несуществуют, ну, короче, Вы меня поняли - вся эта милая моему сердцу нагарджуновщина (самый четкий пример - это буддизм махаяны).
Потом, если человеку удается совершить интересную философскую операцию, то до него доходит, что онтологизировать не надо :) Нет смысла, потому что нет никакого "на самом деле", а есть гносеологические факты - помните пелевинского Петьку с Чапаевым, диалогизирующих посредством лошади?
И, что интересно, дальше разворачивается совсем другая история, которая людям онтологизирующим (а таковых, следует отметить, абсолютное большинство населения, и это нормально), совершенно непонятна, абсурдна и неинтересна. Пример такого "абсурдного" тезиса - "онтология есть факт гносеологии" (с).
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Буддийский форум
NEW 17.02.08 20:47
в ответ Melnik 17.02.08 11:14
Мельник, когда ты научишься своими словами свои мысли говорить?
Или хотя бы цитировать вразуметельно изъясняющихся людей. Вот смотри, та же мысль тремя словми:
" В действительности всё не так, как на самом деле"
Станислав Ежи Лец
Конечно, в тексте нет слов " буддизм" и Пелевин, это большой минус
Или хотя бы цитировать вразуметельно изъясняющихся людей. Вот смотри, та же мысль тремя словми:
" В действительности всё не так, как на самом деле"
Станислав Ежи Лец
Конечно, в тексте нет слов " буддизм" и Пелевин, это большой минус
Закурил. Сильно затянулся прищурив третий глаз. Качая головой, долго смотрел в море.
NEW 17.02.08 21:19
Дошла до этого уровня понимания. Вопросы познания, как впрочем "откуда взялся Бог?" и "кто такой Бог?" не имеют ответа, т. к. человеческий понятийный аппарат привязан к категориям пространства и времени, а бытие Бога вне этих категорий.
Но я мысленно с вами, буддистами.. "Сочувствующая", так сказать... :)))
в ответ Melnik 17.02.08 11:14
В ответ на:
На следующем уровне понимания (если что, они совершенно неиерархичны, я привожу так, как мне удобнее, а можно и наоборот), некто "понимает", что он не знает точно, что существует, а что нет. Если человек на этом уровне застревает, он становится профессиональным агностиком и говорит: "я уверен, что невозможно ответить на вопрос, что существует, а что нет, потому что не существует процедуры выявления истинности воспринимаемого" (онтологизация2). Или становится (реже) субъективным солипсистом (как Федор Сологуб) или объективным, с позволения сказать, солипсистом (как Беркли).
На следующем уровне понимания (если что, они совершенно неиерархичны, я привожу так, как мне удобнее, а можно и наоборот), некто "понимает", что он не знает точно, что существует, а что нет. Если человек на этом уровне застревает, он становится профессиональным агностиком и говорит: "я уверен, что невозможно ответить на вопрос, что существует, а что нет, потому что не существует процедуры выявления истинности воспринимаемого" (онтологизация2). Или становится (реже) субъективным солипсистом (как Федор Сологуб) или объективным, с позволения сказать, солипсистом (как Беркли).
Дошла до этого уровня понимания. Вопросы познания, как впрочем "откуда взялся Бог?" и "кто такой Бог?" не имеют ответа, т. к. человеческий понятийный аппарат привязан к категориям пространства и времени, а бытие Бога вне этих категорий.
Но я мысленно с вами, буддистами.. "Сочувствующая", так сказать... :)))
Я пью джин, как будто кухарка; я забыл дорогу к выходу из зоопарка. БГ
NEW 17.02.08 21:57
Вот какой вопрос меня волнует. Как происходит переход на третий онтологический уровень? Может, мне так и суждено до гробовой доски остаться агностиком? Мельник, сбрось мне на голову кирпич. Поможет? :)
А если серьезно, как мне перейти от уровня рацио (дискурс) на уровень восприятия? Алек, помнишь свою цитату из "Философия.Вера.Религия"? Про уровень НАД сознанием и восприятие? Не напомнишь?
в ответ Melnik 17.02.08 11:14
В ответ на:
На следующем уровне понимания (если что, они совершенно неиерархичны, я привожу так, как мне удобнее, а можно и наоборот), некто "понимает", что он не знает точно, что существует, а что нет. Если человек на этом уровне застревает, он становится профессиональным агностиком и говорит: "я уверен, что невозможно ответить на вопрос, что существует, а что нет, потому что не существует процедуры выявления истинности воспринимаемого" (онтологизация2). Или становится (реже) субъективным солипсистом (как Федор Сологуб) или объективным, с позволения сказать, солипсистом (как Беркли).
Далее, если человек двигается куда-то за это понимание, он доходит до раннебуддийской мысли о том, что все воспринимаемое - иллюзия
На следующем уровне понимания (если что, они совершенно неиерархичны, я привожу так, как мне удобнее, а можно и наоборот), некто "понимает", что он не знает точно, что существует, а что нет. Если человек на этом уровне застревает, он становится профессиональным агностиком и говорит: "я уверен, что невозможно ответить на вопрос, что существует, а что нет, потому что не существует процедуры выявления истинности воспринимаемого" (онтологизация2). Или становится (реже) субъективным солипсистом (как Федор Сологуб) или объективным, с позволения сказать, солипсистом (как Беркли).
Далее, если человек двигается куда-то за это понимание, он доходит до раннебуддийской мысли о том, что все воспринимаемое - иллюзия
Вот какой вопрос меня волнует. Как происходит переход на третий онтологический уровень? Может, мне так и суждено до гробовой доски остаться агностиком? Мельник, сбрось мне на голову кирпич. Поможет? :)
А если серьезно, как мне перейти от уровня рацио (дискурс) на уровень восприятия? Алек, помнишь свою цитату из "Философия.Вера.Религия"? Про уровень НАД сознанием и восприятие? Не напомнишь?
Я пью джин, как будто кухарка; я забыл дорогу к выходу из зоопарка. БГ
NEW 17.02.08 22:34
в ответ Koshk@ 17.02.08 21:57
Ой, пардон, Алек. Это из соседнего буддийского топика.
Скажи мне, когда я перестану глупить и ограничивать себя исключительно "мышлением, разумом"? И самое главное, что должно при этом произойти? Или не суждено уже в этой жизни? :)
В ответ на:
Просто дело в том, что восприятие не ограничивается мышлением, разумом. То, что я писал до этого - состояния недвойственности относительно просто достигнуть, и людей его достигающих всегда было и есть много. Проблема с его описанием именно в том и заключается, что оно плохо соотносится с дискурсом - со словестным выражением, т.е. тем, что основано на двойственности, разуме. Тем не менее, сознание и восприятие в этих состояниях никуда не деваются, но это состояние всеми без исключения описывается как состояние НАД обычным остоянием сознания.
Одним словом - то, что мы знаем как обыденное сознание, это ещ╦ не вс╦ ,что оно может выкинуть.
Просто дело в том, что восприятие не ограничивается мышлением, разумом. То, что я писал до этого - состояния недвойственности относительно просто достигнуть, и людей его достигающих всегда было и есть много. Проблема с его описанием именно в том и заключается, что оно плохо соотносится с дискурсом - со словестным выражением, т.е. тем, что основано на двойственности, разуме. Тем не менее, сознание и восприятие в этих состояниях никуда не деваются, но это состояние всеми без исключения описывается как состояние НАД обычным остоянием сознания.
Одним словом - то, что мы знаем как обыденное сознание, это ещ╦ не вс╦ ,что оно может выкинуть.
Скажи мне, когда я перестану глупить и ограничивать себя исключительно "мышлением, разумом"? И самое главное, что должно при этом произойти? Или не суждено уже в этой жизни? :)
Я пью джин, как будто кухарка; я забыл дорогу к выходу из зоопарка. БГ
NEW 17.02.08 23:09
то есть, они врут и выдают желаемое за действительное
а что, простите, оно может?
мне тоже интересно, что должно произойти и кто на этот вопрос может ответить. У Алека, наверняка есть мейл этого человека, ссылка на википедию и банковские координаты
в ответ Koshk@ 17.02.08 22:34
В ответ на:
Тем не менее, сознание и восприятие в этих состояниях никуда не деваются, но это состояние всеми без исключения описывается как состояние НАД обычным остоянием сознания
Тем не менее, сознание и восприятие в этих состояниях никуда не деваются, но это состояние всеми без исключения описывается как состояние НАД обычным остоянием сознания
то есть, они врут и выдают желаемое за действительное
В ответ на:
это ещ╦ не вс╦ ,что оно может выкинуть
это ещ╦ не вс╦ ,что оно может выкинуть
а что, простите, оно может?
В ответ на:
И самое главное, что должно при этом произойти?
И самое главное, что должно при этом произойти?
мне тоже интересно, что должно произойти и кто на этот вопрос может ответить. У Алека, наверняка есть мейл этого человека, ссылка на википедию и банковские координаты
Закурил. Сильно затянулся прищурив третий глаз. Качая головой, долго смотрел в море.
NEW 18.02.08 09:01
Только он, "болтун" и "знаток" - очень, очень хитрый и изворотливый. Такие идеи предложит, чтобы только дальше быть, что только ой...
в ответ Koshk@ 17.02.08 22:34
В ответ на:
Скажи мне, когда я перестану глупить и ограничивать себя исключительно "мышлением, разумом"? И самое главное, что должно при этом произойти? Или не суждено уже в этой жизни? :)
Когда тот, кто постоянно описывает и объясняет тебе картину миру хоть на миг заткн╦тся (тем более, что он вс╦ равно не знает, и лишь повторяет запомненное), а восприятие останется. Вс╦ на месте - просто "болтун" отфильтровывает, незамечая, бОльшую часть, т.к. видит только то, что хочет видеть. Мне известны два способа - удивить его сильно сильно, поставив в тупик (практика коанов в Дзен) или - успокоить, отпустив любые мысли о том, как должно быть. Ну, это ты и сама знаешь - сама мультик со слоном присылала.Скажи мне, когда я перестану глупить и ограничивать себя исключительно "мышлением, разумом"? И самое главное, что должно при этом произойти? Или не суждено уже в этой жизни? :)
Только он, "болтун" и "знаток" - очень, очень хитрый и изворотливый. Такие идеи предложит, чтобы только дальше быть, что только ой...
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
NEW 18.02.08 09:06
Смотри, Масик, заработаешь себе язву. Тьфу-тьфу-тьфу...
в ответ Масик 3007 17.02.08 23:09
В ответ на:
то есть, они врут и выдают желаемое за действительное
Угу, Масик там был, вс╦ проверил - мин нет, уже украли.то есть, они врут и выдают желаемое за действительное
В ответ на:
У Алека, наверняка есть мейл этого человека, ссылка на википедию и банковские координаты
...и банка для сбора яду.У Алека, наверняка есть мейл этого человека, ссылка на википедию и банковские координаты
Смотри, Масик, заработаешь себе язву. Тьфу-тьфу-тьфу...
Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.
NEW 18.02.08 11:31
в ответ AlecD 18.02.08 09:06
спасибо доктор, а чем я ее заработаю? я питаюсь правильно, не курю, не пью, спортом занимаусь, то что ты называешь язвой, я называю юмором
почтальон приносит тебе только твои письма, так что язва пока твое преломление
почтальон приносит тебе только твои письма, так что язва пока твое преломление
Закурил. Сильно затянулся прищурив третий глаз. Качая головой, долго смотрел в море.