Login
О зависимостях
NEW 15.12.04 10:32
Читал вчера Леви "Куда жить", о том, в частности, от чего люди зависимы бывают. И вычитал такую фразу: "буддисты тоже зависимы. От своей независимости." Мне понравилось. Все-таки остаюсь я при своем мнении, что возможность полного освобождения совершенно иллюзорна. Не зря мне поэтому буддизм а-ля Пелевин куда ближе, чем настоящий буддизм. Хотя, когда я смотрю в хитрые глаза Далай Ламы, я практически уверен, что он так же точно на это дело смотрит, а говорит иначе только потому, что по должности положено.
Хотя, конечно, частичное освобождение - тоже большое дело. Впрочем, для этого вовсе не нужно быть буддистом, ни настоящим, ни даже таким псевдобуддистом как я.
Хотя, конечно, частичное освобождение - тоже большое дело. Впрочем, для этого вовсе не нужно быть буддистом, ни настоящим, ни даже таким псевдобуддистом как я.
15.12.04 10:42
in Antwort DrBoogie 15.12.04 10:32
главное, как я думаю, внутренняя убеждённость человека в том, что он делает. это и является его внутренним стержнем. для этого, как ты правильно подметил, совсем не обязательно кем-то быть. если ты понимаешь, что твои действия правильны и основа непоколебима, то это и является отправной точкой для спорадического врастания или неврастания в то, что часто называется жизнью. при условии что основа остается неизменной и полученный имульс достаточно мощен, мы и получаем продвижение вперёд.
NEW 15.12.04 10:50
in Antwort А Хули 15.12.04 10:42
Все хорошо, кроме одного но. От внутреннего стержня тоже можно быть зависимым. И есть ощущение, что эта зависимость покруче других будет. По крайней мере, трудно представить себе, что человек с четким представлением о том, "как надо", может сделать "как не надо". А значит, свободы у него никакой и нет. Опять замкнутый круг.
NEW 15.12.04 10:58
in Antwort DrBoogie 15.12.04 10:50
конечно. вырви из человека этот внутренний стержень, он упадет вниз бесформенной тряпкой. и свобода у него только в рамках своей концепции. но ведь это не значит, что нельзя не отказаться от всяких концепций через какое-то время, например после того как попробуешь многие. не будет ли это полной свободой?
NEW 15.12.04 11:07
in Antwort А Хули 15.12.04 10:58
Можно отказаться, если висишь где-нибудь в безвоздушном пр-ве или голодаешь в пустыне как Христос, но как только возвращаешься в мир людей, то сразу же сталкиваешься с массой ситуаций, в которых надо как-то реагировать, причем отсутствие реакции - это тоже реакция. И как тогда без концепции, стержня или еще чего-то подобного? Как вести себя? Случайным образом, бросая монетку?
NEW 15.12.04 11:24
in Antwort DrBoogie 15.12.04 11:07
вести себя, как тебе хочется. не рефлексируя по поводу последствий и мнений окружающих. в конце концов, если всё это сон, то не всё ли равно как себя вести?
NEW 15.12.04 11:44
in Antwort А Хули 15.12.04 11:24
Ну как тебе сказать. Попробуй вот вести себя так. Реальность, иллюзорная ли, объективная ли, быстро настигнет. А еще можно представить себе, что будет, если все начнут себя вести, "не рефлексируя по поводу последствий и мнений окружающих". Мне бы лично совсем не понравился такой мир.
NEW 15.12.04 12:24
in Antwort DrBoogie 15.12.04 11:44
мне-то как раз не надо себя вести отвязно, у меня есть внутренняя парадигма, которой я следую. вероятно, я от неё не свободна, но пока большой беды в этом не вижу. придёт пора, вступлю в новый дискурс без сомнений или боли.
NEW 17.12.04 15:25
in Antwort DrBoogie 15.12.04 10:32
Среди буддистов не так уж и много просветл╦нных.
А уж просветл╦нные-то, поверь, независимы.
:-))
Уч╦ба и практика могут быть полезны,
но увидеть свою изначальную природу - лучше.
А уж просветл╦нные-то, поверь, независимы.
:-))
Уч╦ба и практика могут быть полезны,
но увидеть свою изначальную природу - лучше.
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Buddischtisches Forum
NEW 18.12.04 00:51
in Antwort DrBoogie 15.12.04 10:32, Zuletzt geändert 18.12.04 00:52 (Alec)
Спасибо, DrBoogie, ты очень замечательые вопросы поднимаешь...
Если говорить по сути, то зависимость, конечно, присутствует. При помощи этой зависимости освобождаются от других зависимостей, а потом - отбрасывают и её. Буддизм - это тоже своего рода упайя.
Будда сравнивал Дхарму с плотом, который после переправы тоже следует отбросить за ненадобностью.
Если говорить по сути, то зависимость, конечно, присутствует. При помощи этой зависимости освобождаются от других зависимостей, а потом - отбрасывают и её. Буддизм - это тоже своего рода упайя.
Будда сравнивал Дхарму с плотом, который после переправы тоже следует отбросить за ненадобностью.
NEW 18.12.04 16:40
in Antwort Alec 18.12.04 00:51
как всегда точно и по делу!
респект
Уч╦ба и практика могут быть полезны,
но увидеть свою изначальную природу - лучше.
респект
Уч╦ба и практика могут быть полезны,
но увидеть свою изначальную природу - лучше.
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Buddischtisches Forum
NEW 18.12.04 17:28
in Antwort Alec 18.12.04 00:51
Если говорить по сути, то зависимость, конечно, присутствует. При помощи этой зависимости освобождаются от других зависимостей, а потом - отбрасывают и е╦.
Есть хоть один достоверный случай, когда кому-то это удалось? И как же он потом жил? Как-то не могу себе представить, как можно избавиться от зависимости дыхания, например.
Будда сравнивал Дхарму с плотом, который после переправы тоже следует отбросить за ненадобностью.
Читал, красивое сравнение. Но после переправы - это уже не в этой жизни, это вообще не в жизни.
Есть хоть один достоверный случай, когда кому-то это удалось? И как же он потом жил? Как-то не могу себе представить, как можно избавиться от зависимости дыхания, например.
Будда сравнивал Дхарму с плотом, который после переправы тоже следует отбросить за ненадобностью.
Читал, красивое сравнение. Но после переправы - это уже не в этой жизни, это вообще не в жизни.
NEW 18.12.04 19:34
in Antwort DrBoogie 18.12.04 17:28
Есть хоть один достоверный случай, когда кому-то это удалось?
Сколько угодно, начиная с Будды.
Мне интересно только, что ты согласишься считать достоверным случаем?
Физическое тело имеет свои нужды. Непонятно, почему ты называешь их (например дыхание) - "зависимостью".
Очень напоминает, суждения о том, что у человека, мол нет свободы, т.к. он не свободен, к примеру, взять и полететь. Или превратиться в квадратный круг.
Но после переправы - это уже не в этой жизни, это вообще не в жизни.
Жалательно бы было конечно уточнить, что именно ты имел ввиду, но попробую угадать.
Вообще-то нирвану реализуют прижизненно, а не посмертно. Сиддхартха Гаутама достиг просветления в 35 лет, став Буддой, а умер - в 80.
Сколько угодно, начиная с Будды.
Мне интересно только, что ты согласишься считать достоверным случаем?
Физическое тело имеет свои нужды. Непонятно, почему ты называешь их (например дыхание) - "зависимостью".
Очень напоминает, суждения о том, что у человека, мол нет свободы, т.к. он не свободен, к примеру, взять и полететь. Или превратиться в квадратный круг.
Но после переправы - это уже не в этой жизни, это вообще не в жизни.
Жалательно бы было конечно уточнить, что именно ты имел ввиду, но попробую угадать.
Вообще-то нирвану реализуют прижизненно, а не посмертно. Сиддхартха Гаутама достиг просветления в 35 лет, став Буддой, а умер - в 80.
NEW 18.12.04 21:16
in Antwort Alec 18.12.04 19:34
Физическое тело имеет свои нужды. Непонятно, почему ты называешь их (например дыхание) - "зависимостью".
Просто по законам русского языка. В русском языке слово "зависимость" имеет довольно-таки четкое значение, насколько я русский язык помню, а именно "невозможность сопротивляться власти чьей-то персонифицированной или власти безличной, например, власти законов природы". Может, конечно, есть и те, кто слово "зависимость" в других смыслах употребляют, но мне как-то еще не встречались такие. Так что я пока остаюсь при вышенаписанной дефиниции. Поэтому каждый из нас зависим очень от многого, пока жив. Хоть от того же земного тяготения.
Очень напоминает, суждения о том, что у человека, мол нет свободы, т.к. он не свободен, к примеру, взять и полететь. Или превратиться в квадратный круг.
Со свободой сложнее. Слово свобода совсем не так однозначно как зависимость. Маркс вот вообще утверждал, что свобода - это осознанная необходимость. Так что пока не договоришься об определении слова "свобода", спорить о свободе бессмысленно.
Вообще-то нирвану реализуют прижизненно, а не посмертно. Сиддхартха Гаутама достиг просветления в 35 лет, став Буддой, а умер - в 80.
А, ты о малой нирване, а я о большой. Большая при жизни наступить не может, только малая, т.е. просто просветление. Наступает ли после малой простая, проверить никак невозможно, в это можно только верить. И это тот пункт, в котором я практически со всеми буддистами расхожусь - я верю в бесконечность череды реинкарнаций, в моей системе для большой нирваны места нет.
Кстати, если о самом просветлении говорить, то тоже интересный вопрос, а что это такое. Скажем, например, тот же Будда Гаутама. В 35 лет просветлился вроде, а потом долго сопротивлялся созданию женских монастырей, еле-еле его через годы уже мачеха уломала. Вот если бы я сегодня встретил человека, не понимающего или не принимающего равенства полов, счел бы я его просветленным? Боюсь, что едва ли. Отсюда необязательно следует вывод, что Гаутама ни фига не была просветленным. (Я, например, далек от того, чтобы умалять его заслуги - все-таки он в незапамятные времена понял много того, что большинство населения до сих пор понять не может.) Альтернативным выводом было бы рассуждение, что просветление в каждую эпоху свои формы принимает, но абсолютность просветления таким образом уже "dahin", как говорят немцы. Я лично вообще склонен считать, что просвтеление не "одно навсегда", а что просветлений может быть много, возможно, даже более одного за одну жизнь. Это как ступеньки, по которым идешь наверх. По бесконечной лестнице.
Простите, как говорится, за богохульство. Все-таки написано, что в этом форуме можно написать о чем угодно, я вот и пишу.
Просто по законам русского языка. В русском языке слово "зависимость" имеет довольно-таки четкое значение, насколько я русский язык помню, а именно "невозможность сопротивляться власти чьей-то персонифицированной или власти безличной, например, власти законов природы". Может, конечно, есть и те, кто слово "зависимость" в других смыслах употребляют, но мне как-то еще не встречались такие. Так что я пока остаюсь при вышенаписанной дефиниции. Поэтому каждый из нас зависим очень от многого, пока жив. Хоть от того же земного тяготения.
Очень напоминает, суждения о том, что у человека, мол нет свободы, т.к. он не свободен, к примеру, взять и полететь. Или превратиться в квадратный круг.
Со свободой сложнее. Слово свобода совсем не так однозначно как зависимость. Маркс вот вообще утверждал, что свобода - это осознанная необходимость. Так что пока не договоришься об определении слова "свобода", спорить о свободе бессмысленно.
Вообще-то нирвану реализуют прижизненно, а не посмертно. Сиддхартха Гаутама достиг просветления в 35 лет, став Буддой, а умер - в 80.
А, ты о малой нирване, а я о большой. Большая при жизни наступить не может, только малая, т.е. просто просветление. Наступает ли после малой простая, проверить никак невозможно, в это можно только верить. И это тот пункт, в котором я практически со всеми буддистами расхожусь - я верю в бесконечность череды реинкарнаций, в моей системе для большой нирваны места нет.
Кстати, если о самом просветлении говорить, то тоже интересный вопрос, а что это такое. Скажем, например, тот же Будда Гаутама. В 35 лет просветлился вроде, а потом долго сопротивлялся созданию женских монастырей, еле-еле его через годы уже мачеха уломала. Вот если бы я сегодня встретил человека, не понимающего или не принимающего равенства полов, счел бы я его просветленным? Боюсь, что едва ли. Отсюда необязательно следует вывод, что Гаутама ни фига не была просветленным. (Я, например, далек от того, чтобы умалять его заслуги - все-таки он в незапамятные времена понял много того, что большинство населения до сих пор понять не может.) Альтернативным выводом было бы рассуждение, что просветление в каждую эпоху свои формы принимает, но абсолютность просветления таким образом уже "dahin", как говорят немцы. Я лично вообще склонен считать, что просвтеление не "одно навсегда", а что просветлений может быть много, возможно, даже более одного за одну жизнь. Это как ступеньки, по которым идешь наверх. По бесконечной лестнице.
Простите, как говорится, за богохульство. Все-таки написано, что в этом форуме можно написать о чем угодно, я вот и пишу.
NEW 19.12.04 18:21
in Antwort DrBoogie 18.12.04 21:16
Есть ещ╦ одна притча у Будды.
Он е╦ рассказал ученикам, когда те его достали своими вопросами типа есть ли душа или что будет после Нирваны:
он уподобил своих учеников человеку, которому выстрелили в глаз отравленной стрелой. Человек уже умирает и к нему пришел доктор, который может ему помочь. Но это человек отказывается принять помощь, пока доктор не расскажет ему вс╦ про свои способности лекаря и про всех своих родственников.
Суть - Правильное понимание и Правильные действия.
Уч╦ба и практика могут быть полезны,
но увидеть свою изначальную природу - лучше.
Он е╦ рассказал ученикам, когда те его достали своими вопросами типа есть ли душа или что будет после Нирваны:
он уподобил своих учеников человеку, которому выстрелили в глаз отравленной стрелой. Человек уже умирает и к нему пришел доктор, который может ему помочь. Но это человек отказывается принять помощь, пока доктор не расскажет ему вс╦ про свои способности лекаря и про всех своих родственников.
Суть - Правильное понимание и Правильные действия.
Уч╦ба и практика могут быть полезны,
но увидеть свою изначальную природу - лучше.
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Buddischtisches Forum
NEW 19.12.04 21:54
in Antwort Melnik 19.12.04 18:21
Ключевая фраза - "когда его достали". Когда в свое время достали Иисуса, он в сердцах смоковницу ни за что ни про что похерил, как мы все помним. Но стоит ли всем устремляться на борьбу со смоковницами?
А в той истории Будда явно передергивает, если отвлечься от того факта, что его достали. Да, если человек умирает и у него есть только один шанс на излечение, то им надо пользоваться, даже если ненадежен. Но если у человека просто что-то там болит, но пока не сильно, он вряд ли доверится первому попавшемуся врачу, а скорее всего немного разузнает, что и как можно сделать и какие шансы на излечение в разных случаях. И какие основания у Будды сравнивать именно с умирающим человеком? Ведь согласно самому буддизму смерть не так и страшна, ибо за ней следует новое рождение. Так что вроде все не так уж срочно, есть время подумать. К тому же сам Будда призывает подвергать сомнению все, в том числе его собственные слова. Как-то это не стыкуется с тем, что он верил в существование абсолютного знания. Ибо если есть знание абсолютное, то зачем же его подвергать сомнению?
И кстати, чисто практический вопрос - даже если встать на точку зрения существования правильного знания, как ты будешь отличать носителей оного от шарлатанов? По каким таким признакам?
А в той истории Будда явно передергивает, если отвлечься от того факта, что его достали. Да, если человек умирает и у него есть только один шанс на излечение, то им надо пользоваться, даже если ненадежен. Но если у человека просто что-то там болит, но пока не сильно, он вряд ли доверится первому попавшемуся врачу, а скорее всего немного разузнает, что и как можно сделать и какие шансы на излечение в разных случаях. И какие основания у Будды сравнивать именно с умирающим человеком? Ведь согласно самому буддизму смерть не так и страшна, ибо за ней следует новое рождение. Так что вроде все не так уж срочно, есть время подумать. К тому же сам Будда призывает подвергать сомнению все, в том числе его собственные слова. Как-то это не стыкуется с тем, что он верил в существование абсолютного знания. Ибо если есть знание абсолютное, то зачем же его подвергать сомнению?
И кстати, чисто практический вопрос - даже если встать на точку зрения существования правильного знания, как ты будешь отличать носителей оного от шарлатанов? По каким таким признакам?
NEW 20.12.04 09:55
in Antwort DrBoogie 18.12.04 21:16
Поэтому каждый из нас зависим очень от многого, пока жив. Хоть от того же земного тяготения.
Понятно. Значит говоря о "зависимости" мы говорили - один о красном, другой о кислом.
Я употреблял это слово в смысле привязанности, влечении, страстном желании. Т.е., если угодно, "зависимость" в более психическом смысле. (Причем, как мы понимаем "психическое")
Ведь называют же курение - "зависимостью". Хотя никакой такой "власти безличной", которой мы не можем сопротивляться - в нем нет, а вот сильная привязанность - еще какая! (Сам недавно бросил, так что знаю о чем говорю)
Наступает ли после малой простая, проверить никак невозможно, в это можно только верить.
Согласен!
И это тот пункт, в котором я практически со всеми буддистами расхожусь - я верю в бесконечность череды реинкарнаций, в моей системе для большой нирваны места нет.
А мне и не кажется твое "расхождение" чем-то существенным. Как ты правильно заметил, в нашем сегодняшнем сознании мы принципиально можем в это только верить, или не верить. Главное чтобы шли и считали полезным достигнуть "малой нирваны" (как ты говоришь), а вот уж с него и глянем, что там еще может быть. Говорят, с горочки дальше и больше видно.
Да и опять-же, не забудем что в Махаяне (вместе с хитро-улыбающимся Далай-Ламой) наивысшим идеалом является реализованный, просветленный бодхисаттва перерождающийся для помощи другим, а не уход в нирвану-без-остатка.
Я лично вообще склонен считать, что просвтеление не "одно навсегда", а что просветлений может быть много, возможно, даже более одного за одну жизнь. Это как ступеньки, по которым идешь наверх. По бесконечной лестнице.
Дзеном (кит. - Чань) не интересовался? Есть в нем такое понятие - "сатори". Несколько напоминает то, что ты пишешь.
Простите, как говорится, за богохульство.
Догматики тут не пробегали. Во всяком случае, я не заметил.
(Хотя... я знаю в сети человека (он из Гелуг-Па), который очень усердно практикует, в частности, преданность учителю и не признает ничего, кроме взглядов собственной школы. Но и он не обижается, а просто не будет разговаривать, если посчитает "богохульством".)
Понятно. Значит говоря о "зависимости" мы говорили - один о красном, другой о кислом.
Я употреблял это слово в смысле привязанности, влечении, страстном желании. Т.е., если угодно, "зависимость" в более психическом смысле. (Причем, как мы понимаем "психическое")
Ведь называют же курение - "зависимостью". Хотя никакой такой "власти безличной", которой мы не можем сопротивляться - в нем нет, а вот сильная привязанность - еще какая! (Сам недавно бросил, так что знаю о чем говорю)
Наступает ли после малой простая, проверить никак невозможно, в это можно только верить.
Согласен!
И это тот пункт, в котором я практически со всеми буддистами расхожусь - я верю в бесконечность череды реинкарнаций, в моей системе для большой нирваны места нет.
А мне и не кажется твое "расхождение" чем-то существенным. Как ты правильно заметил, в нашем сегодняшнем сознании мы принципиально можем в это только верить, или не верить. Главное чтобы шли и считали полезным достигнуть "малой нирваны" (как ты говоришь), а вот уж с него и глянем, что там еще может быть. Говорят, с горочки дальше и больше видно.
Да и опять-же, не забудем что в Махаяне (вместе с хитро-улыбающимся Далай-Ламой) наивысшим идеалом является реализованный, просветленный бодхисаттва перерождающийся для помощи другим, а не уход в нирвану-без-остатка.
Я лично вообще склонен считать, что просвтеление не "одно навсегда", а что просветлений может быть много, возможно, даже более одного за одну жизнь. Это как ступеньки, по которым идешь наверх. По бесконечной лестнице.
Дзеном (кит. - Чань) не интересовался? Есть в нем такое понятие - "сатори". Несколько напоминает то, что ты пишешь.
Простите, как говорится, за богохульство.
Догматики тут не пробегали. Во всяком случае, я не заметил.
(Хотя... я знаю в сети человека (он из Гелуг-Па), который очень усердно практикует, в частности, преданность учителю и не признает ничего, кроме взглядов собственной школы. Но и он не обижается, а просто не будет разговаривать, если посчитает "богохульством".)
NEW 20.12.04 10:52
in Antwort Alec 20.12.04 09:55
Хотя никакой такой "власти безличной", которой мы не можем сопротивляться - в нем нет, а вот сильная привязанность - еще какая! (Сам недавно бросил, так что знаю о чем говорю)
Ну да, ты прав, зависимость зависимости рознь. Есть зависимости в смысле привязанности, а есть в смысле естественных ограничений. Но граница между ними зыбкая. Например, зависимость от еды вроде бы естественное ограничение, но ведь есть же и булимия, она же Esssucht, что уже явно нечно сродни алкоголизму или никотинозависимости. Кстати, поздравляю с тем, что бросил курить. Но к слову о курении, в нем все-таки есть и что-то от безличной власти, потому что никотинозависимость в первую очередь физиологична, а не психологична, так же как героинизм и в отличие от алкоголизма, например. То есть, бросая курить, человек должен преодолеть не только и не столько свою психологическую зависимость-привязанность, сколько сопротивление собственного организма. Хотя, не все курильщики действительно никотинозависимы, поэтому не всем при бросании приходится через эту ломку пройти.
Дзеном (кит. - Чань) не интересовался? Есть в нем такое понятие - "сатори". Несколько напоминает то, что ты пишешь.
Читал кое-то. Многое в дзене мне симпатично, но палкой по голове получать неохота. А вообще я считаю, что хотя бы иногда смотреть на мир через призму дзена весьма полезно, но вот смотреть на жизнь всегда так мне как-то не хочется. Мне кажется, что есть масса ситуаций в жизни, когда именно наш стандартный западный материалистический взгляд наиболее адекватен и разумен. Но это у меня вообще такой подход - я думаю, что новое знание должно не отрицать старое, а в каком-то смысле расширять его.
Ну да, ты прав, зависимость зависимости рознь. Есть зависимости в смысле привязанности, а есть в смысле естественных ограничений. Но граница между ними зыбкая. Например, зависимость от еды вроде бы естественное ограничение, но ведь есть же и булимия, она же Esssucht, что уже явно нечно сродни алкоголизму или никотинозависимости. Кстати, поздравляю с тем, что бросил курить. Но к слову о курении, в нем все-таки есть и что-то от безличной власти, потому что никотинозависимость в первую очередь физиологична, а не психологична, так же как героинизм и в отличие от алкоголизма, например. То есть, бросая курить, человек должен преодолеть не только и не столько свою психологическую зависимость-привязанность, сколько сопротивление собственного организма. Хотя, не все курильщики действительно никотинозависимы, поэтому не всем при бросании приходится через эту ломку пройти.
Дзеном (кит. - Чань) не интересовался? Есть в нем такое понятие - "сатори". Несколько напоминает то, что ты пишешь.
Читал кое-то. Многое в дзене мне симпатично, но палкой по голове получать неохота. А вообще я считаю, что хотя бы иногда смотреть на мир через призму дзена весьма полезно, но вот смотреть на жизнь всегда так мне как-то не хочется. Мне кажется, что есть масса ситуаций в жизни, когда именно наш стандартный западный материалистический взгляд наиболее адекватен и разумен. Но это у меня вообще такой подход - я думаю, что новое знание должно не отрицать старое, а в каком-то смысле расширять его.
NEW 24.12.04 13:47
in Antwort DrBoogie 15.12.04 10:32
А что же тогда свобода в тво╦м понимании?
Независимость ни от чего?
Достигнув е╦, ты вс╦-равно останешься зависимым. От самого себя.
Только убрав себя, когда некому становиться независимым, ты можешь стать независимым.
Уч╦ба и практика могут быть полезны,
но увидеть свою изначальную природу - лучше.
Независимость ни от чего?
Достигнув е╦, ты вс╦-равно останешься зависимым. От самого себя.
Только убрав себя, когда некому становиться независимым, ты можешь стать независимым.
Уч╦ба и практика могут быть полезны,
но увидеть свою изначальную природу - лучше.
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Buddischtisches Forum