Разбираем мультик о пути Самадхи
Вкратце - это не полный текст!
Потом принимаем правильное положение тела
Потом принимаем Прибежище+Четыре неизмеримых
Потом собственно медитация - три сессии.
Первая просто следим за дыханием.
Вторая:
Мы пребываем в таком состоянии и расслабляемся. (несколько вдохов)
В этом расслабленном состоянии мы осознаём наше дыхание. (несколько вдохов)
Чтобы тренировать ум в осознанности, мы направляем наше внимание на естественные циклы вдохов и выдохов.
Чтобы оставаться осознанными мы считаем наши циклы дыхания. Один цикл это выдох и затем вдох.
Мы остаёмся осознанными на столько циклов, на сколько это возможно, это могут быть 3, 5, 7 или до 21 цикла.
Затем мы делаем небольшую паузу и считаем с начала до того же числа циклов.
Мы упражняемся таким образом, не следуя мыслям и не отвергая их и не оценивая медитацию или мысли.
Если мы отвлекаемся, мы просто вновь возвращаем наше внимание к дыханию и начинаем наш счёт с начала.
(10-15 минут)
(затем 1-2 минуты пауза для отдыха, во время пауз желательно не разговаривать)
Третья
Мы продолжаем медитацию, используя дыхание как опору для нашей концентрации. (несколько вдохов)
Как и прежде, мы остаёмся осознанными на столько циклов, на сколько это возможно.
Чтобы усилить нашу концентрацию, мы представляем себе наше дыхание в виде тонкого луча света, светлого и прозрачного.
При выдыхании луч выходит из нашего носа в направлении земли, не касаясь её.
При вдохе луч света проходит через нос и достигает уровня пупка.
(При выдохе и вдохе луч света всегда остается в носу и, таким образом, никогда не покидает наше тело, прим. Шамара Ринпоче)
Мы упражняемся таким образом, не следуя мыслям и не отвергая их и не оценивая медитацию или мысли.
Если мы отвлекаемся, мы просто вновь возвращаем наше внимание к дыханию и начинаем наш счёт с начала.
(10-15 минут)
Ок, разобрались.
Всё прочитал, всё классно, осталось только реализовать.
А насчёт же "парадокса" - я думаю тут не стоит волноваться. Ум - очень, очень шустрая штука. И если он ещё на этапе, когда ведётся счёт дыханиям, то это значит, что сосредоточение ещё не достаточно сильное, чтобы внимание было полностью поглощено объектом. Так что уму с гарантией хватит времени нажаловаться в отчете.
Если же он полностью поглощен объектом - вряд ли стоит его отрывать:
Хорошая песня
Я не специалист по медитации, но наверно можно заранее настроиться прекратить ее при таких-то условиях. Даже засыпая можно запрограммировать себя проснуться, если например начнет сниться волк.
И если он ещё на этапе, когда ведётся счёт дыханиям, то это значит, что сосредоточение ещё не достаточно сильное, чтобы внимание было полностью поглощено
Это инструмент, работающий на всех этапах. Расскажи о своем.
Да. Дали тебе инструмент - бери и пользуйся. А иначе как объяснить, что с бошкой делать.
Хотя вербальный обмен об ощущениях и процессах не принят, но ведь, чёрт побери, как у других-то? Начинаю с себя - медитативное состояние ума и тела, а оно сродни неге, ближе к послеоргазменному, может найти меня на работе, за компом. Если какой-нибудь коллега не вырвет меня из него, то могу сидеть так долго. При этом реально делать свою достаточно интеллектуальную работу. У вас такое было?
Расскажи о своем.
Да, надо бы... Только это не моё, конечно же.
Я думал до сих пор, что это в принципе общее. И не только между буддийскими традициями, но и в принципе - так устроен ум. Кто бы не медитировал - атеист, христианин, индуист или буддист.
Самадхи - однонаправленное сосредоточение? Верно? Соответственно есть стадии, которые характеризуются определенными характеристиками. В сутрах эти стадии называются джанами (jhāna). По-сути (как я это понял), из мультик, о чём Дима сказал "Самадхи начинается только в в самом конце, когда он полетел на слоне." - это и есть либо первая джана, либо так называемое "приграничное сосредоточение", т.е. то, что непосредственно предшествут джане.
Вторая джана описывается Буддой так (Anguttara Nikaya IX.32-41):
"Nach Stillung von Gedankenfassung und Diskursivem Denken
aber gewinnt er den inneren Frieden, die Einheit des Geistes, die von Gedankenfassung und Diskursivem Denken freie, in der Vertiefung (samādhi) geborene, von Verzückung (pīti) und Glücksgefühl (sukha) erfüllte zweite Vertiefung (jhāna)"
Считать невозможно. Ум неподвижен
Кстати, отбрасывает назад физическая боль - даже лёгкая. Вот с этим ничего не поделать. Очень продвигает вперёд качественный спорт - каждый вечер. Планка, 50 отжиманий, пресс. Это реально помогает. Кто простирания делает? Они хорошо развивают каркас, а это спина. А спина - это грамотный долгий лотос.
Если какой-нибудь коллега не вырвет меня из него, то могу сидеть так долго. При этом реально делать свою достаточно интеллектуальную работу.
При чем отвлекает не факт его появления перед глазами, а то, что приходится говорить ртом, а это рассосредотачивает.
практику Ваджраяны, которая вроде как позволяет быстрее достичь Просветления.
Насколько я помню, ускорение достигается засчёт трансформации негативных энергий?
Будет очень интересно, как это в Тхереваде.
Путь к Ниббане в Тхераваде (грубо-грубо, и как я это понимаю) выглядит примерно так...
Звенья благородного восмеричного пути можно сгруппировать в 3 группы по смыслу: Нравственность - Сосредоточение - Мудрость (sīla - samādhi - pannā). Которые развиваются не в каком-то определенном порядке, но поддерживают и помогают друг другу развиваться. С нравственностью более-менее понятно, сосредоточение служит для "заточки" ума-сердца как инструмента, который будет направлен на исследование реальности, что при прямом постижении и приводит к плоду, к Ниббане.
Для развития сосредоточения используется группа медитаций, назовем их "медитации Samādhi"; их главный аспект - сфокусированная и успокоенная ясность ума.
Когда она достаточна, используется группа медитаций, назовем их "медитации Vipassana"; их главный аспект и фокус - исследование феноменов тела и ума, дла развития мудрости.
Если хватает самади (желательно мочь достигать джан), т.е. силы ума, то применение випассаны, т.е. исследования на правильных феноменах и аспектах реальности - изменчивости (anicca), страдательности (dukkha), отсутствие неизменного ядра (anatta) приводит к Просветению - к непосредственному видению механизмов устройства реальности, которое (видение) отсекает наведение, жадность и ненависть. Отсекает жажду (которая, как мы помним - причина страданий).
Ключевое во всём этом деле и то, что делает буддизм буддизмом и отличает от других учений - это то, куда именно смотреть, что исследовать. Всё остальное - есть у других тоже.
Верни свою мысль про боль! ))
Сижу иногда. Да как придется. Иногда просто со скрещенными ногами. Есть
люди в возрасте - они медитируют сидя на стуле. Не думаю, что от сидения
на табурете что-то как-то страдает. Я же ж пришла сюда и думала про
боль. Пришла - нет ничего. Даже забыла, чё надумала. ))
ты меня немного запутал, я думал, что дхяны/джаны это и есть стадии. От 1 до 9.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дхья�%...
В сутрах эти стадии называются джанами (jhāna). По-сути (как я это понял), из мультик, о чём Дима сказал "Самадхи начинается только в в самом конце, когда он полетел на слоне." - это и есть либо первая джана, либо так называемое "приграничное сосредоточение", т.е. то, что непосредственно предшествут джане.
Девятая джана никак не может быть первой. Шангпа Ринпоче имел ввиду, что весь этот путь к Самадхи не есть истинная Самадхи. На 8 джане у тебя еще не Самадхи, а нечто, очень недалекое от Самадхи. Истинная Самадха начинается только после 9 джаны/дхьяны.
Вторая джана описывается Буддой так (Anguttara Nikaya IX.32-41):
"Nach Stillung von Gedankenfassung und Diskursivem Denken aber gewinnt er den inneren Frieden, die Einheit des Geistes, die von Gedankenfassung und Diskursivem Denken freie, in der Vertiefung (samādhi) geborene, von Verzückung (pīti) und Glücksgefühl (sukha) erfüllte zweite Vertiefung (jhāna)"
Из Вики:
- На второй дхьяне витарка и вичара исчезают, сознание продолжает концентрироваться ещё более глубоко. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.
Ум - очень, очень шустрая штука. И если он ещё на этапе, когда ведётся счёт дыханиям, то это значит, что сосредоточение ещё не достаточно сильное, чтобы внимание было полностью поглощено объектом.
Какой объект ты имеешь ввиду?
Дыхание это и есть объект для концентрации. Как подпорка. Потом концентрации наверное действительно не нужна будет подпорка и ум будет сам в себе. Ты это имеешь ввиду?
Насколько я помню, ускорение достигается засчёт трансформации негативных энергий?
не знаю просто, как оно в Тхереваде, может так же.
В Ваджраяне используются методы, чтобы форсировать положительное и убрать негативное. Это сильно помогает в продвижении на пути (если это делать :-))
Например, развитие Бодхичитты с помощью Лоджонг и медитации Тонглен, в частности. Это когда ты вдыхаешь весь негатив мира и выдыхаешь чистую энергию для освобождения существ.
Или при всех действиях, типа принятия Прибежища или посвящения заслуг мы представляем себя в каждом атоме вселенной.
Практика Ньюнгне, чтобы почистить негативную карму, тянущую вниз.
Такой вот "читинг", но методы работают и это главное.
Верни свою мысль про боль! ))
Извини, что убрал.
Там
было примерно, что когда ум успокаивается, тело начинает отходить на
задний план, растворяться. Вместе с телом и боль. Так можно дооолго
просидеть - тело само находит оптимальное положение. И после тоже нет
боли.
Так что трюк - добраться до самадхи раньше, чем боль доберется до тебя
Сижу иногда. Да как придется. Иногда просто со скрещенными ногами. Есть люди в возрасте - они медитируют сидя на стуле. Не думаю, что от сидения на табурете что-то как-то страдает. Я же ж пришла сюда и думала про боль. Пришла - нет ничего. Даже забыла, чё надумала. ))
Извини еше раз за стертое.
Слушай, а классно что мы снова начали писать. :))
Интересно, что мы так быстро вышли на разницу пониманий. Может и на разницу традиций... Можно будет попробовать сравнить, обменяться опытом. А может и к одному знаменателю придём!
Ум - очень, очень шустрая штука. И если он ещё на этапе, когда ведётся счёт дыханиям, то это значит, что сосредоточение ещё не достаточно сильное, чтобы внимание было полностью поглощено объектом.Какой объект ты имеешь ввиду?
Дыхание это и есть объект для концентрации. Как подпорка. Потом концентрации наверное действительно не нужна будет подпорка и ум будет сам в себе. Ты это имеешь ввиду?
Дыхание имею ввиду, да.
Просто пока сосредоточение слабое (считать - указывает на ето), ум успевает смотаться еще что-нибудь отследить. Потом, когда сосредоточение становится сильнее, дыхание начинает полностью заполнять весь ум. Это я имел ввиду под "внимание ... полностью поглощено объектом".