Вход на сайт
Я умираю.
49
18.08.06 10:35
Пять полезных поучений
Я умираю. Я знаю, что умираю, потому что я дышу вс╦ реже и реже, и сейчас моего дыхания осталось 20% от нормы. Тридцать пять килограм мышц растворились в ничто, и моя способность глотать уменьшается от недели к неделе. Мои оставшиеся мышцы болят. Я давлюсь пищей. Я не могу ходить. Я не могу мыться и убирать за собой. Мой голос почти пропал, я печатаю одним пальцем и, самая большая трагедия, я больше не в состоянии открыть бутылку шампанского. Я - в бардо умирания.
Прошлой ночью я был сильно напуган. Я лежал в темноте, задыхался, моя дыхательная маска пищала и трещала, я был не в состоянии кашлянуть, не в состоянии принять горизонтальное положение, не в состоянии глотнуть. Я не мог облегчить пронзительные боли в спине. Каждую мышцу трясло и сводило судорогой. Я чувствовал себя как в аду. Я был в ловушке, ловушке этого тела, и некуда было идти, и не было спасения. Даже несмотря на то, что рядом со мной спала Элизабет, я никогда не испытывал большего одиночества. Я лежал там, на грани паники, не в состоянии даже вскрикнуть.
Я хотел бы поделиться с вами чем-то, что я наш╦л полезным в это любопытное время, в этот последний небольшой отрезок моей 59-тилетней жизни. Я не скажу вам ничего такого, чего вы не слышали раньше. Ничего нового. Лама Оле ездит по миру, и он учит именно этому, и я слышал, как он повторяет это снова и снова. Я не знаю, как он это делает, но каждый раз, когда он приезжает, у него получается сделать это свежим и новым. Я не умею схватывать на лету. Я слушаю простые, глубокие поучение по многу раз, но они влетают ко мне в одно ухо и вылетают в другое. Но каждый раз, когда приезжает Лама, он говорит что-то такое, что (даже если я слышал это ранее много раз) заставляет меня зажечься, как рождественскую ╦лку. Это как стрела, попадающая в десятку. Это проникает глубоко в сердце, и это никогда не будет утеряно. Таково мастерство нашего Ламы. В это потенциально трудное время своей жизни я подтверждаю ценность поучений. Нет ничего другого, что могло бы мне помочь. Я не могу больше рвануть к мамочке, не могу больше вернуться к моей прекрасной жене. Даже вы не можете помочь мне. Есть единственное Прибежище, когда совсем кранты.
У меня моторико-нейронная болезнь, лечение от которой неизвестно. Даже невзирая на то, что я умираю, мне не назначено никакого лечения. Врачи могут предложить мне не много. Есть машина, которая помогает мне дышать ночью. Есть другая, для отсоса слюны изо рта, чтобы я не захлебнулся. Есть морфий. Недавно доктор сказала мне, что остальные е╦ пациенты находятся под морфием 24 часа в сутки, так как неспособность дышать сопровождается паникой. Ей было любопытно узнать, чем я отличаюсь от других и почему не принимаю наркотиков. Когда страх возрастает, я знаю, что могу дотянуться до морфия, но не делаю этого. Вместо этого я ныряю в страх, точно так же, как если бы я нырнул в океанскую волну. Я принимаю его. Есть только тонкая черта между паникой и спокойствием. Паника - это врата в сферу ада, а я не хочу туда идти. Здесь не поможет ничего, кроме силы и доверия, которые являются результатом практики Дхармы. Я принимаю Прибежище. Для блага всех существ я принимаю Прибежище. Принятие Прибежища не лечит болезнь, не устраняет боль; оно не восстанавливает дыхание и не облегчает процесс глотания. Оно да╦т мне силу. Оно да╦т мне доверие. Принятие Прибежища означает, что я больше не нуждаюсь в мамочке, и я могу обойтись без морфия. Первое поучение, которое я нахожу полезным - это принятие Прибежища.
Когда мне впервые поставили диагноз, я мгновенно пережил весь диапазон эмоций, прежде чем вспомнил, что вс╦ является только взглядом. Это второе полезное поучение. Вместо того, чтобы видеть болезнь как нечто ужасное и трагическое, я стал смотреть на не╦ по-иному. Я получил извещение о смерти. Я не знал сколько мне осталось, но у меня было время, чтобы подготовиться: позволить уйти всем моим привязанностям, починить все заборы, рассчитаться со всеми долгами, сказать людям, что я любил их и подтянуть все слабые концы. Конечно, в общем-то, у всех есть извещение о смерти - мы знаем, что однажды она прид╦т. Это было как последнее извещение, и я благодарен за это. Вс╦ является взглядом. Такова свобода, которую да╦т нам реализация. Во всех аспектах жизни это поучение распространяет сво╦ влияние и спасает нас от ненужного страдания. Оно помогает от страха. Не столько в тот момент, когда он возникает, сколько в подготовке к тому, как мы его встретим. Мы можем видеть страх так, как будто это непрошеное чудовище, и убегать от него, или же мы можем увидеть ценного учителя и приветствовать его как такого. Каждый раз, когда я принимаю страх - я становлюсь сильнее. Какой же я счастливчик. Вс╦ является взглядом.
Третье поучение - это вести себя как Будда, пока не станешь им. Это укрепляет практику принятия наивысшего взгляда. И приходит время, когда мы скорее являемся Буддой, чем не являемся. Практика становится реальностью. Обычно я притворялся, что храбр и бесстрашен, как Будда, но в тех ситуациях, которые сегодня возникают, я не могу притворяться. Я с трудом могу поверить в ту силу ума, которую сейчас обнаруживаю. Эта практика притворства действительно работает, и я в десять раз более человек, чем был.
Это не я. Это процесс. И это √ четв╦ртое полезное поучение, я вижу себя как поток впечатлений. Мне не нужно больше принимать вещи личностно. Если я - поток впечатлений, то я могу с таким же успехом быть потоком хороших впечатлений. Принятие наивысшего взгляда приносит хорошие впечатления; практика того, что ты √ Будда, до тех пор, пока им не станешь, приносит хорошие впечатления, а реализовать вс╦ √ это взгляд, который приносит хорошие впечатления. Когда возникает страх, я не принимаю это личностно. Это что-то старое, что, в конечном сч╦те, покинет меня. Когда ныряю в это, а выныриваю с другой стороны, я обнаруживаю, что страх - это просто идея. Прич╦м даже не очень хорошая идея. Когда нет страха, то можно видеть тело и речь как инструменты для принесения помощи другим. В момент страха об этом забываешь. Там ничего нет. Смерть √ не враг. Я думаю, что настоящие враги √ это страх и лень, заурядность и тупость. Прилипнуть к этому горшку клея √ судьба похуже всякой смерти.
Однажды Оле давал объяснения по Н╦ндро, а я записывал. Внезапно он сказал нечто такое, что пробило мою толстую кожу. Он сказал: ╚Не беспокойтесь╩. Он не уточнил, но я не помню, чтобы слышал это от него раньше, и с тех пор я этого тоже не слышал. Но это была одна из тех стрел, которые попали в десятку. Я осознал, насколько я заботился о том, что думают обо мне другие. Я увидел, как иногда ш╦л на компромиссы с самим собой ради того, чтобы кому-то угодить или кого-то впечатлить, и сколько энергии тратил зря. Не беспокойся. Вдруг жизнь стала намного проще. Заботиться о людях, но не беспокоиться, что они думают о тебе. Я благодарен за это поучение. Наблюдая, как мо╦ тело чахнет, я позволяю уходить всем концепциям о личном и интимном. У каждого свой взгляд, и почему меня это должно беспокоить? Не беспокоиться √ это пятое полезное поучение.
Эти пять поучений об искусных методах спасли меня от большого страдания и недовольства, и я высоко их ценю. Но есть ещ╦ кое-что еш╦. Это место и время, когда эти методы больше не нужны. Я знаю, что это место существует, потому что я там побывал. Это состояние, где вс╦ существует просто потому, что оно существует. Это место - здесь, а время - сейчас. У меня есть доверие к тому, чтобы быть здесь и сейчас, не через систему веры, но через непосредственный опыт. Даже когда мо╦ тело борется за воздух, или задыхается, или сковано мышечными спазмами, - в мо╦м сердце огромная улыбка. Просто вс╦ такое, каким оно есть.
Несколько лет назад мы с Элизабет поехали в город на бизнес-курс. Учитель рассказывал, что платить налоги в бизнесе неизбежно. Каждый должен платить, нравится это ему или нет, но есть пути сведения платежей к минимуму. Будда сказал, что есть страдание. Каждый переживает страдание, нравится это ему или нет, но есть пути сведения страдания к минимуму. Вот таков наш буддийский бизнес: сводить к минимуму и растворять страдания. Я знаю, что методы работают. Я один из счастливчиков.
Когда доктор измерила мо╦ давление, оно было высотой до неба. Она запаниковала; она была убеждена, что я вот-вот умру. Я попросил е╦ снова измерить его, и растворил Кармапу в сво╦м сердце. Мо╦ давление стало нормальным, и доктор была совершенно сбита с толку. Я рассказал ей, что я сделал, и сейчас она ходит по кругу, декламируя мантру Кармапа Ченно. Мощное лекарство. Иногда трудно выделить одно поучение из всех остальных. Каждое является основой следующего. Общий результат √ это доверие, которое приходит из опыта, а он, в свою очередь, приходит из проделанной работы. Я рад, что совершил усилие, когда у меня была возможность, что у меня был шанс для практики. Я наслаждаюсь тем, что живу, и наслаждаюсь тем, что умираю.
Долгой жизни и доброго здоровья Ламе, к которому так велика моя благодарность.
Кармапа Ченно.
Дэвид ПО▓ (Сангха из Перт, Австралия)
Опубликовано в журнале "Буддизм сегодня" ╧9
Я умираю. Я знаю, что умираю, потому что я дышу вс╦ реже и реже, и сейчас моего дыхания осталось 20% от нормы. Тридцать пять килограм мышц растворились в ничто, и моя способность глотать уменьшается от недели к неделе. Мои оставшиеся мышцы болят. Я давлюсь пищей. Я не могу ходить. Я не могу мыться и убирать за собой. Мой голос почти пропал, я печатаю одним пальцем и, самая большая трагедия, я больше не в состоянии открыть бутылку шампанского. Я - в бардо умирания.
Прошлой ночью я был сильно напуган. Я лежал в темноте, задыхался, моя дыхательная маска пищала и трещала, я был не в состоянии кашлянуть, не в состоянии принять горизонтальное положение, не в состоянии глотнуть. Я не мог облегчить пронзительные боли в спине. Каждую мышцу трясло и сводило судорогой. Я чувствовал себя как в аду. Я был в ловушке, ловушке этого тела, и некуда было идти, и не было спасения. Даже несмотря на то, что рядом со мной спала Элизабет, я никогда не испытывал большего одиночества. Я лежал там, на грани паники, не в состоянии даже вскрикнуть.
Я хотел бы поделиться с вами чем-то, что я наш╦л полезным в это любопытное время, в этот последний небольшой отрезок моей 59-тилетней жизни. Я не скажу вам ничего такого, чего вы не слышали раньше. Ничего нового. Лама Оле ездит по миру, и он учит именно этому, и я слышал, как он повторяет это снова и снова. Я не знаю, как он это делает, но каждый раз, когда он приезжает, у него получается сделать это свежим и новым. Я не умею схватывать на лету. Я слушаю простые, глубокие поучение по многу раз, но они влетают ко мне в одно ухо и вылетают в другое. Но каждый раз, когда приезжает Лама, он говорит что-то такое, что (даже если я слышал это ранее много раз) заставляет меня зажечься, как рождественскую ╦лку. Это как стрела, попадающая в десятку. Это проникает глубоко в сердце, и это никогда не будет утеряно. Таково мастерство нашего Ламы. В это потенциально трудное время своей жизни я подтверждаю ценность поучений. Нет ничего другого, что могло бы мне помочь. Я не могу больше рвануть к мамочке, не могу больше вернуться к моей прекрасной жене. Даже вы не можете помочь мне. Есть единственное Прибежище, когда совсем кранты.
У меня моторико-нейронная болезнь, лечение от которой неизвестно. Даже невзирая на то, что я умираю, мне не назначено никакого лечения. Врачи могут предложить мне не много. Есть машина, которая помогает мне дышать ночью. Есть другая, для отсоса слюны изо рта, чтобы я не захлебнулся. Есть морфий. Недавно доктор сказала мне, что остальные е╦ пациенты находятся под морфием 24 часа в сутки, так как неспособность дышать сопровождается паникой. Ей было любопытно узнать, чем я отличаюсь от других и почему не принимаю наркотиков. Когда страх возрастает, я знаю, что могу дотянуться до морфия, но не делаю этого. Вместо этого я ныряю в страх, точно так же, как если бы я нырнул в океанскую волну. Я принимаю его. Есть только тонкая черта между паникой и спокойствием. Паника - это врата в сферу ада, а я не хочу туда идти. Здесь не поможет ничего, кроме силы и доверия, которые являются результатом практики Дхармы. Я принимаю Прибежище. Для блага всех существ я принимаю Прибежище. Принятие Прибежища не лечит болезнь, не устраняет боль; оно не восстанавливает дыхание и не облегчает процесс глотания. Оно да╦т мне силу. Оно да╦т мне доверие. Принятие Прибежища означает, что я больше не нуждаюсь в мамочке, и я могу обойтись без морфия. Первое поучение, которое я нахожу полезным - это принятие Прибежища.
Когда мне впервые поставили диагноз, я мгновенно пережил весь диапазон эмоций, прежде чем вспомнил, что вс╦ является только взглядом. Это второе полезное поучение. Вместо того, чтобы видеть болезнь как нечто ужасное и трагическое, я стал смотреть на не╦ по-иному. Я получил извещение о смерти. Я не знал сколько мне осталось, но у меня было время, чтобы подготовиться: позволить уйти всем моим привязанностям, починить все заборы, рассчитаться со всеми долгами, сказать людям, что я любил их и подтянуть все слабые концы. Конечно, в общем-то, у всех есть извещение о смерти - мы знаем, что однажды она прид╦т. Это было как последнее извещение, и я благодарен за это. Вс╦ является взглядом. Такова свобода, которую да╦т нам реализация. Во всех аспектах жизни это поучение распространяет сво╦ влияние и спасает нас от ненужного страдания. Оно помогает от страха. Не столько в тот момент, когда он возникает, сколько в подготовке к тому, как мы его встретим. Мы можем видеть страх так, как будто это непрошеное чудовище, и убегать от него, или же мы можем увидеть ценного учителя и приветствовать его как такого. Каждый раз, когда я принимаю страх - я становлюсь сильнее. Какой же я счастливчик. Вс╦ является взглядом.
Третье поучение - это вести себя как Будда, пока не станешь им. Это укрепляет практику принятия наивысшего взгляда. И приходит время, когда мы скорее являемся Буддой, чем не являемся. Практика становится реальностью. Обычно я притворялся, что храбр и бесстрашен, как Будда, но в тех ситуациях, которые сегодня возникают, я не могу притворяться. Я с трудом могу поверить в ту силу ума, которую сейчас обнаруживаю. Эта практика притворства действительно работает, и я в десять раз более человек, чем был.
Это не я. Это процесс. И это √ четв╦ртое полезное поучение, я вижу себя как поток впечатлений. Мне не нужно больше принимать вещи личностно. Если я - поток впечатлений, то я могу с таким же успехом быть потоком хороших впечатлений. Принятие наивысшего взгляда приносит хорошие впечатления; практика того, что ты √ Будда, до тех пор, пока им не станешь, приносит хорошие впечатления, а реализовать вс╦ √ это взгляд, который приносит хорошие впечатления. Когда возникает страх, я не принимаю это личностно. Это что-то старое, что, в конечном сч╦те, покинет меня. Когда ныряю в это, а выныриваю с другой стороны, я обнаруживаю, что страх - это просто идея. Прич╦м даже не очень хорошая идея. Когда нет страха, то можно видеть тело и речь как инструменты для принесения помощи другим. В момент страха об этом забываешь. Там ничего нет. Смерть √ не враг. Я думаю, что настоящие враги √ это страх и лень, заурядность и тупость. Прилипнуть к этому горшку клея √ судьба похуже всякой смерти.
Однажды Оле давал объяснения по Н╦ндро, а я записывал. Внезапно он сказал нечто такое, что пробило мою толстую кожу. Он сказал: ╚Не беспокойтесь╩. Он не уточнил, но я не помню, чтобы слышал это от него раньше, и с тех пор я этого тоже не слышал. Но это была одна из тех стрел, которые попали в десятку. Я осознал, насколько я заботился о том, что думают обо мне другие. Я увидел, как иногда ш╦л на компромиссы с самим собой ради того, чтобы кому-то угодить или кого-то впечатлить, и сколько энергии тратил зря. Не беспокойся. Вдруг жизнь стала намного проще. Заботиться о людях, но не беспокоиться, что они думают о тебе. Я благодарен за это поучение. Наблюдая, как мо╦ тело чахнет, я позволяю уходить всем концепциям о личном и интимном. У каждого свой взгляд, и почему меня это должно беспокоить? Не беспокоиться √ это пятое полезное поучение.
Эти пять поучений об искусных методах спасли меня от большого страдания и недовольства, и я высоко их ценю. Но есть ещ╦ кое-что еш╦. Это место и время, когда эти методы больше не нужны. Я знаю, что это место существует, потому что я там побывал. Это состояние, где вс╦ существует просто потому, что оно существует. Это место - здесь, а время - сейчас. У меня есть доверие к тому, чтобы быть здесь и сейчас, не через систему веры, но через непосредственный опыт. Даже когда мо╦ тело борется за воздух, или задыхается, или сковано мышечными спазмами, - в мо╦м сердце огромная улыбка. Просто вс╦ такое, каким оно есть.
Несколько лет назад мы с Элизабет поехали в город на бизнес-курс. Учитель рассказывал, что платить налоги в бизнесе неизбежно. Каждый должен платить, нравится это ему или нет, но есть пути сведения платежей к минимуму. Будда сказал, что есть страдание. Каждый переживает страдание, нравится это ему или нет, но есть пути сведения страдания к минимуму. Вот таков наш буддийский бизнес: сводить к минимуму и растворять страдания. Я знаю, что методы работают. Я один из счастливчиков.
Когда доктор измерила мо╦ давление, оно было высотой до неба. Она запаниковала; она была убеждена, что я вот-вот умру. Я попросил е╦ снова измерить его, и растворил Кармапу в сво╦м сердце. Мо╦ давление стало нормальным, и доктор была совершенно сбита с толку. Я рассказал ей, что я сделал, и сейчас она ходит по кругу, декламируя мантру Кармапа Ченно. Мощное лекарство. Иногда трудно выделить одно поучение из всех остальных. Каждое является основой следующего. Общий результат √ это доверие, которое приходит из опыта, а он, в свою очередь, приходит из проделанной работы. Я рад, что совершил усилие, когда у меня была возможность, что у меня был шанс для практики. Я наслаждаюсь тем, что живу, и наслаждаюсь тем, что умираю.
Долгой жизни и доброго здоровья Ламе, к которому так велика моя благодарность.
Кармапа Ченно.
Дэвид ПО▓ (Сангха из Перт, Австралия)
Опубликовано в журнале "Буддизм сегодня" ╧9
Вещи не такие, какими кажутся.Но они и не другие. Буддийский форум