Login
Чтение на 19 января.
5 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
OlegB62 завсегдатай
Литургические чтения сегодняшнего, второго рядового воскресенья всецело сосредоточены на Господе Иисусе Христе. В первом чтении из Книги пророка Исайи (49, 3 и 5-6) представляется миссия Раба или Отрока Господня, простирающаяся до концов земли. Прослушаем это пророчество: «И сказал Мне: Ты Раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь Рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли».
Святой апостол Павел, со своей стороны, освещает для нас особенный аспект этой миссии в читаемом сегодня отрывке из Первого послания к Коринфянам (1, 1-3), в котором апостол обращается с приветствием не только к «освященным и призванным святым», но и ко всем «призывающим имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте». Апостол пишет: «Павел, волею Божией призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен, брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа».
В читаемом сегодня отрывке из Евангелия от Иоанна (1, 29-34) повествуется об опыте веры святого Иоанна Крестителя, признающего в Иисусе Сына Божия. Прослушаем внимательно это чтение: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
Этот евангельский текст имеет богатое христологическое значение, и поэтому мы постараемся выделить шесть титулов, какими святой Иоанн определяет личность и миссию Иисуса Христа. Иисус есть «Приходящий», «Агнец Божий», «Берущий на Себя грех мира», «Муж, Который стал впереди и на Котором пребывает Дух», а также Он есть воистину «Сын Божий». Итак, святой Иоанн прежде всего определяет Иисуса как Того, Кто приходит: «Видит Иоанн идущего к нему Иисуса». Это выражение имеет определенно мессианское значение. Итак, святой Иоанн Креститель признает в Грядущем ожидаемого Израилем Мессию. Более того: для евангелиста святой Иоанн Креститель является свидетелем Боговоплощения, тогда как сам евангелист Иоанн станет свидетелем возвращения Господа, сказавшего Петру: «Если Я хочу, чтобы он (Иоанн) пребыл, пока приду, что тебе до того?...И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет». Но Иисус говорил об ином…
Что же означает утверждение, что Иисус есть «Приходящий»? Движение Бога, идущего нам навстречу в наше время, выражает Его любовь, которая в конечном итоге сливается с самим будущим Божественной жизни. Любовь Божия, чреватая будущим, обретает свою форму и становится тем, что мы называем «замыслом». Итак, говоря, что «Бог приходит из будущего», мы имеем в виду, что у Господа есть определенный замысел о мире, замысел любви, в котором каждый из нас может стать соучастником.
-----------------------
Далее, святой Иоанн Креститель утверждает, что Иисус есть «Агнец Божий». Что это означает? Креститель Господень говорил на арамейском языке, в котором слово «талья» означает одновременно «агнец» и «отрок-раб». Итак, для Предтечи Господня Иисус есть «Раб Ягве» или, точнее, «муж скорбей, уязвленный за грехи наши», ставший таким образом жертвенным Агнцем. Отметим, что святой Иоанн Предтеча не мог отожествить Иисуса с пасхальной жертвой. Такое отожествление совершила христианская община, истолковав так смерть Христа. Наряду с этими двумя образами имеется еще и другой, красноречивый образ Агнца - Победителя всех земных царств, Который определяется так в Книге Откровения: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор , и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?». Итак Иисус, Отрок и Раб Ягве есть воистину пасхальный Агнец.
Святой Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус есть Агнец Божий, берущий на Себя грех мира. Известно, что согласно библейской традиции грехи может прощать только Бог. Однако Иисус есть Агнец Божий, т.е. Тот, Кто дарует прощение и примирение человечеству. Он берет на Себя, т.е. снимает с человечества грех. Отметим, что святой евангелист Иоанн говорит не о «грехах», а о «грехе». Что это означает? Грешность, забвение Бога и есть корень всех зол. Следовательно, в мире существует грех, который можно определить как упорный отказ от спасения, предложенного Богом во Христе. Этот отказ происходит от приверженности людей к идеологическим и религиозным системам, противным Богу. Иисус победил грех посредством всецелой и бескорыстной отдачи Своей жизни за людей, т.е. Своего самопожертвования. Одновременно, Иисус приносит в мир меч, т.е. разделение. Иными словами, люди должны сделать решающий выбор: за или против Христа и Его Царства. Говоря о ненависти мира к свидетелям Христа, Сам Господь заявил: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения в грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в Законе их: "возненавидели Меня напрасно"».
Далее, представив Агнца Божия, берущего на Себя грех мира, святой Иоанн Креститель утверждает: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Здесь Предтеча говорит о «Муже», т.е. о взрослом мужчине, часто выступающем в качестве «Жениха». Следовательно, мы видим, что Иисус признан как мессианский Жених, Которому принадлежит Невеста. С ней Он заключит новый союз в Своей Пасхе. Итак, Иисус есть законный Жених, и потому Он стоит перед Своим Предтечей. Наряду с этим, благодаря Ему и в силу воздействия Духа Святаго от Бога родится новая тварь. Наряду с этим вспомним, что на допросе перед Пилатом этот последний представил Иисуса народу словами: «Се Человек». Итак, смерть содействует полному осуществлению Человека, верно исполняющего творческий замысел Божий. Это ясно осознал святой Игнатий Антиохийский, заявивший Смирнской Церкви: «Я переношу всё только ради Иисуса-Мессии, дабы пострадать ради Него, ибо именно Он, явивший Себя совершенным Человеком, дарует мне эту силу».
---------------------
Далее, святой Иоанн Креститель свидетельствует о том, что «Дух Святой почил на Иисусе». Воистину, Тот самый Дух, Который на заре творения «носился над водою», и тот голубь, искавший сушу после потопа, ныне нисходит на Иисуса и почивает на Нем в момент Его Крещения. Таким образом исполняется пророчество Исайи о Мессии, на Которого сошел бы Дух Божий. И здесь Иисус вновь предстает пред нами как ожидаемый Мессия. Его главная характеристика заключается в том, что Он будет носителем Духа Божия, Которого сообщит человечеству. Дух Божий и есть Его помазание, и Иисус щедро дарует Его миру, ибо в этом и заключается Его миссия. В самом деле, Иисус-Мессия будет крестить Духом Святым: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым», - засвидетельствовал святой Иоанн Креститель. Таким образом, Иисус, совершая новый исход, освободит человечество от рабства греху и введет его в обетованную землю Искупления.
В последней части своего свидетельства святой Иоанн Креститель провозглашает, что Иисус есть «Сын Божий». Это выражение, по всей вероятности, ссылается на Псалом 2-ой, являющийся мессианским гимном, в котором воспевается торжество Мессии: «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе». Однако для читателя Евангелия это исповедание подтверждает, что Воплотившееся Слово явило славу Свою в Сыне Божием. Итак, утверждать, что Иисус есть Сын Божий, означает признавать, что Он обладает полнотой Духа Божия и пребывает в непосредственном и исключительном общении с Отцом. Эта действительность, связанная с мессианством Иисуса Христа, составляет исповедание веры христианской общины, согласующееся с исповеданием Марфы, приведенным в Евангелии от Иоанна: «Иисус сказал Марфе: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживёт. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Итак, сегодня вся христианская община, собранная для слушания Слова и совершения Таинства Святой Евхаристии, устремляет свой взор на Иисуса, порождающего и совершенствующего нашу веру. О Нем говорят Священное Писание и церковное Предание, пророчества и свидетельства первых учеников. Итак, сегодня мы призваны возвратиться к истокам нашей веры, чтобы затем продолжить наш путь с глубоким чувством благодарности за полученный дар, особенно за дар Христа, Искупителя нашего.
В заключение нашего размышления прослушаем поющийся сегодня Псалом 39 (2, 4 и 7-10), прославляющий послушание и долготерпение Иисуса-Мессии: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой… и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся, и будут уповать на Господа… Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь». Аминь.
Текст взят со страницы http://ru.radiovaticana.va/news/
Святой апостол Павел, со своей стороны, освещает для нас особенный аспект этой миссии в читаемом сегодня отрывке из Первого послания к Коринфянам (1, 1-3), в котором апостол обращается с приветствием не только к «освященным и призванным святым», но и ко всем «призывающим имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте». Апостол пишет: «Павел, волею Божией призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен, брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа».
В читаемом сегодня отрывке из Евангелия от Иоанна (1, 29-34) повествуется об опыте веры святого Иоанна Крестителя, признающего в Иисусе Сына Божия. Прослушаем внимательно это чтение: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
Этот евангельский текст имеет богатое христологическое значение, и поэтому мы постараемся выделить шесть титулов, какими святой Иоанн определяет личность и миссию Иисуса Христа. Иисус есть «Приходящий», «Агнец Божий», «Берущий на Себя грех мира», «Муж, Который стал впереди и на Котором пребывает Дух», а также Он есть воистину «Сын Божий». Итак, святой Иоанн прежде всего определяет Иисуса как Того, Кто приходит: «Видит Иоанн идущего к нему Иисуса». Это выражение имеет определенно мессианское значение. Итак, святой Иоанн Креститель признает в Грядущем ожидаемого Израилем Мессию. Более того: для евангелиста святой Иоанн Креститель является свидетелем Боговоплощения, тогда как сам евангелист Иоанн станет свидетелем возвращения Господа, сказавшего Петру: «Если Я хочу, чтобы он (Иоанн) пребыл, пока приду, что тебе до того?...И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет». Но Иисус говорил об ином…
Что же означает утверждение, что Иисус есть «Приходящий»? Движение Бога, идущего нам навстречу в наше время, выражает Его любовь, которая в конечном итоге сливается с самим будущим Божественной жизни. Любовь Божия, чреватая будущим, обретает свою форму и становится тем, что мы называем «замыслом». Итак, говоря, что «Бог приходит из будущего», мы имеем в виду, что у Господа есть определенный замысел о мире, замысел любви, в котором каждый из нас может стать соучастником.
-----------------------
Далее, святой Иоанн Креститель утверждает, что Иисус есть «Агнец Божий». Что это означает? Креститель Господень говорил на арамейском языке, в котором слово «талья» означает одновременно «агнец» и «отрок-раб». Итак, для Предтечи Господня Иисус есть «Раб Ягве» или, точнее, «муж скорбей, уязвленный за грехи наши», ставший таким образом жертвенным Агнцем. Отметим, что святой Иоанн Предтеча не мог отожествить Иисуса с пасхальной жертвой. Такое отожествление совершила христианская община, истолковав так смерть Христа. Наряду с этими двумя образами имеется еще и другой, красноречивый образ Агнца - Победителя всех земных царств, Который определяется так в Книге Откровения: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор , и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?». Итак Иисус, Отрок и Раб Ягве есть воистину пасхальный Агнец.
Святой Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус есть Агнец Божий, берущий на Себя грех мира. Известно, что согласно библейской традиции грехи может прощать только Бог. Однако Иисус есть Агнец Божий, т.е. Тот, Кто дарует прощение и примирение человечеству. Он берет на Себя, т.е. снимает с человечества грех. Отметим, что святой евангелист Иоанн говорит не о «грехах», а о «грехе». Что это означает? Грешность, забвение Бога и есть корень всех зол. Следовательно, в мире существует грех, который можно определить как упорный отказ от спасения, предложенного Богом во Христе. Этот отказ происходит от приверженности людей к идеологическим и религиозным системам, противным Богу. Иисус победил грех посредством всецелой и бескорыстной отдачи Своей жизни за людей, т.е. Своего самопожертвования. Одновременно, Иисус приносит в мир меч, т.е. разделение. Иными словами, люди должны сделать решающий выбор: за или против Христа и Его Царства. Говоря о ненависти мира к свидетелям Христа, Сам Господь заявил: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения в грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в Законе их: "возненавидели Меня напрасно"».
Далее, представив Агнца Божия, берущего на Себя грех мира, святой Иоанн Креститель утверждает: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Здесь Предтеча говорит о «Муже», т.е. о взрослом мужчине, часто выступающем в качестве «Жениха». Следовательно, мы видим, что Иисус признан как мессианский Жених, Которому принадлежит Невеста. С ней Он заключит новый союз в Своей Пасхе. Итак, Иисус есть законный Жених, и потому Он стоит перед Своим Предтечей. Наряду с этим, благодаря Ему и в силу воздействия Духа Святаго от Бога родится новая тварь. Наряду с этим вспомним, что на допросе перед Пилатом этот последний представил Иисуса народу словами: «Се Человек». Итак, смерть содействует полному осуществлению Человека, верно исполняющего творческий замысел Божий. Это ясно осознал святой Игнатий Антиохийский, заявивший Смирнской Церкви: «Я переношу всё только ради Иисуса-Мессии, дабы пострадать ради Него, ибо именно Он, явивший Себя совершенным Человеком, дарует мне эту силу».
---------------------
Далее, святой Иоанн Креститель свидетельствует о том, что «Дух Святой почил на Иисусе». Воистину, Тот самый Дух, Который на заре творения «носился над водою», и тот голубь, искавший сушу после потопа, ныне нисходит на Иисуса и почивает на Нем в момент Его Крещения. Таким образом исполняется пророчество Исайи о Мессии, на Которого сошел бы Дух Божий. И здесь Иисус вновь предстает пред нами как ожидаемый Мессия. Его главная характеристика заключается в том, что Он будет носителем Духа Божия, Которого сообщит человечеству. Дух Божий и есть Его помазание, и Иисус щедро дарует Его миру, ибо в этом и заключается Его миссия. В самом деле, Иисус-Мессия будет крестить Духом Святым: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым», - засвидетельствовал святой Иоанн Креститель. Таким образом, Иисус, совершая новый исход, освободит человечество от рабства греху и введет его в обетованную землю Искупления.
В последней части своего свидетельства святой Иоанн Креститель провозглашает, что Иисус есть «Сын Божий». Это выражение, по всей вероятности, ссылается на Псалом 2-ой, являющийся мессианским гимном, в котором воспевается торжество Мессии: «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе». Однако для читателя Евангелия это исповедание подтверждает, что Воплотившееся Слово явило славу Свою в Сыне Божием. Итак, утверждать, что Иисус есть Сын Божий, означает признавать, что Он обладает полнотой Духа Божия и пребывает в непосредственном и исключительном общении с Отцом. Эта действительность, связанная с мессианством Иисуса Христа, составляет исповедание веры христианской общины, согласующееся с исповеданием Марфы, приведенным в Евангелии от Иоанна: «Иисус сказал Марфе: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживёт. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Итак, сегодня вся христианская община, собранная для слушания Слова и совершения Таинства Святой Евхаристии, устремляет свой взор на Иисуса, порождающего и совершенствующего нашу веру. О Нем говорят Священное Писание и церковное Предание, пророчества и свидетельства первых учеников. Итак, сегодня мы призваны возвратиться к истокам нашей веры, чтобы затем продолжить наш путь с глубоким чувством благодарности за полученный дар, особенно за дар Христа, Искупителя нашего.
В заключение нашего размышления прослушаем поющийся сегодня Псалом 39 (2, 4 и 7-10), прославляющий послушание и долготерпение Иисуса-Мессии: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой… и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся, и будут уповать на Господа… Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь». Аминь.
Текст взят со страницы http://ru.radiovaticana.va/news/