Login
"Трудные вопросы". Позволяет ли Новый Завет планирование семьи?
6 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
OlegB62 постоялец
ВОПРОС:
Позволяет ли Новый Завет планирование семьи?
ОТВЕТ:
Библейские основания планирования семьи мы находим прежде всего в Ветхом Завете, где Бог в словах «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт 1,28) выражает Свою волю, Свой замысел относительно человека, первое задание, данное первым людям. С момента грехопадения человек постоянно пытается планировать по-своему, строить свои собственные планы, не соответствующие замыслу Бога, хотя часто выдаёт их именно за планы Божии, за волю Бога.
С другой стороны, планирование само по себе вовсе не означает непременного нарушения планов Божиих. И хотя не всем нашим планам предстоит осуществиться – если они не соответствуют воле Бога или Его попущению, - то планирование вносит в нашу жизнь определенный порядок. Первоначалом любого порядка, в противовес хаосу, является Бог. Поэтому приведение нашей жизни в соответствие с планами Бога и есть то планирование, которое приемлемо и необходимо для каждого христианина.
Плодородие является даром и целью брака, поскольку супружеская любовь по своей сути стремится к деторождению. Поэтому всякий супружеский акт должен быть открытым для передачи жизни. Это учение, постоянно излагаемое в Учительстве Церкви, основано на признании неразрывной связи между объединяющим и воспроизводящим аспектами супружеского акта.
Передавая жизнь, супруги приобщаются к творческому могуществу и отцовству Бога. Супруги – как бы сотрудники Бога Творца, поэтому они должны исполнять эту обязанность с человеческой и христианской ответственностью, гласит пастырская конституция «Радость и надежда» Второго Ватиканского собора. Планирование семьи - аспект этой ответственности. При наличии обоснованных причин супруги могут отложить время рождения своих детей. Но они должны испытать себя и убедиться, что такое желание не продиктовано эгоистическими побуждениями, а является проявлением ответственного родительства. В контексте ответственного отцовства и материнства супруги могут прибегать к периодическому воздержанию или использованию периодов неплодности, которые определяются посредством самонаблюдения. Применение таких методов – методов т.н. естественного планирования семьи – не противоречит новозаветной нравственности и основано на взаимном уважении супругов, а также на подлинной свободе. Однако недопустимы никакие действия, которые предпринимаются в предвидении, во время или после супружеского акта для того, чтобы воспрепятствовать зачатию или развитию естественных последствий супружеского акта. Применение любых видов контрацепции несовместимо с христианским учением о браке. Искусственное предупреждение беременности и естественное планирование – это выражения совершенно разного понимания человека и его сексуальной сферы.
Методы естественного планирования семьи, основанные на определении плодных и неплодных дней женского цикла, не имеют ничего общего с контрацепцией, то есть намеренным лишением супружеского акта его детородного аспекта. Естественное планирование отличается от контрацепции как намерениями, так и используемыми методами. Намерениями – потому, что искусственная контрацепция имеет целью лишить супружеский акт его плодородной функции, в то время как естественное планирование не включает такого намерения. Естественные методы никоим образом не нарушают замысла Бога, поскольку они не препятствуют полной взаимной отдаче супругов, - чего не происходит в случае прерванного акта, механической или химической контрацепции, когда акт единения супругов намеренно искажается искусственным вмешательством, создающим искусственное бесплодие супружеского акта. Кроме того, контрацепция содействует тому, что человек и не пытается властвовать над собственными инстинктами, - тогда как методы распознавания плодности и использование неплодных дней для супружеского единения учат супругов уважать ритмы друг друга и господствовать над своими желаниями во имя ответственного родительства.
Однако и при использовании методов распознавания плодности могут быть злоупотребления. Как писал Папа Иоанн Павел II, иногда супруги прибегают к ним неоправданно, избегая деторождения или сводя его к минимуму, в то время как состояние здоровья супружеской пары, психологические, социальные и экономические условия и другие обстоятельства позволяют им иметь большее количество детей.
«Честный способ регуляции рождаемости, - пишет Павел VI в энциклике Humanae Vitae, - предполагает прежде всего, чтобы муж и жена твердо придерживались истинных ценностей семейной жизни и чтобы они стремились добиться совершенного владения собой. Господство над инстинктами с помощью разума и свободной воли, несомненно, требует аскетической практики, чтобы чувственные проявления супружеской жизни подчинялись правильному порядку, в частности, в отношении периодического воздержания. Эта дисциплина чистоты далека от нанесения вреда супружеской жизни, более того, она придает ей более высокую человеческую ценность. Хотя это требует постоянных усилий, под её благотворным влиянием муж и жена полностью развивают свои личности, духовно обогащаясь. Такая дисциплина приносит плоды безмятежности и мира в семейную жизнь, позволяя решать другие проблемы; она помогает супругам быть внимательными друг к другу, преодолевая эгоизм - врага подлинной любви, и укрепляет их чувство ответственности».
А что можно считать большим новозаветным основанием для этой концепции, как не подлинную любовь и свободу: любовь, выражающуюся в полной взаимной отдаче себя супругов, и свободу, проявляющуюся в самообладании, в способности выйти из-под власти собственных желаний и инстинктов?
Врач-гинеколог Джон Биллингс, разработавший знаменитый «метод овуляции Биллингса», который после него был неоднократно усовершенствован и стал основой для все более точных методов распознавания плодности, в своей статье «Естественное планирование семьи и контрацепция. В чем разница?» определяет суть методов естественного планирования таким образом: «Они зависят от того факта, что женщины не являются плодными в течение большей части своей репродуктивной жизни. Бог создал женщин так, что их плодные периоды разделены длительными периодами неплодности». Эти методы «естественны» потому, что они не предполагают никакого химического или механического вмешательства при завершенном супружеском акте.
Итак, основное новозаветное основание естественного планирования заключается в том, что в сердце каждого человека вписан нравственный закон, который находит полноту и единство во Христе. Закон – это дело Божественной премудрости и упорядочение разумом. Как мы уже говорили в начале этой передачи, разум, уподобляющий нас Законодателю – Богу, побуждает нас «планировать», то есть приводить наши хаотичные, нарушенные грехопадением планы, в соответствие с планами Творца. И деторождение – существенная часть этого замысла, к которой мы также должны подходить ответственно, не нарушая при этом естественного порядка. Еще раз повторим, что речь может идти только о естественном планировании, поскольку искусственное регулирование рождаемости противоречит нравственному закону и исключает Бога из жизни человека: супружеская пара ставит себя на Его место, подавляя естественные последствия супружеского акта, установленного Богом не только для единения супругов, но и для продолжения рода.
Текст взят со страницы http://ru.radiovaticana.va/news/
Позволяет ли Новый Завет планирование семьи?
ОТВЕТ:
Библейские основания планирования семьи мы находим прежде всего в Ветхом Завете, где Бог в словах «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт 1,28) выражает Свою волю, Свой замысел относительно человека, первое задание, данное первым людям. С момента грехопадения человек постоянно пытается планировать по-своему, строить свои собственные планы, не соответствующие замыслу Бога, хотя часто выдаёт их именно за планы Божии, за волю Бога.
С другой стороны, планирование само по себе вовсе не означает непременного нарушения планов Божиих. И хотя не всем нашим планам предстоит осуществиться – если они не соответствуют воле Бога или Его попущению, - то планирование вносит в нашу жизнь определенный порядок. Первоначалом любого порядка, в противовес хаосу, является Бог. Поэтому приведение нашей жизни в соответствие с планами Бога и есть то планирование, которое приемлемо и необходимо для каждого христианина.
Плодородие является даром и целью брака, поскольку супружеская любовь по своей сути стремится к деторождению. Поэтому всякий супружеский акт должен быть открытым для передачи жизни. Это учение, постоянно излагаемое в Учительстве Церкви, основано на признании неразрывной связи между объединяющим и воспроизводящим аспектами супружеского акта.
Передавая жизнь, супруги приобщаются к творческому могуществу и отцовству Бога. Супруги – как бы сотрудники Бога Творца, поэтому они должны исполнять эту обязанность с человеческой и христианской ответственностью, гласит пастырская конституция «Радость и надежда» Второго Ватиканского собора. Планирование семьи - аспект этой ответственности. При наличии обоснованных причин супруги могут отложить время рождения своих детей. Но они должны испытать себя и убедиться, что такое желание не продиктовано эгоистическими побуждениями, а является проявлением ответственного родительства. В контексте ответственного отцовства и материнства супруги могут прибегать к периодическому воздержанию или использованию периодов неплодности, которые определяются посредством самонаблюдения. Применение таких методов – методов т.н. естественного планирования семьи – не противоречит новозаветной нравственности и основано на взаимном уважении супругов, а также на подлинной свободе. Однако недопустимы никакие действия, которые предпринимаются в предвидении, во время или после супружеского акта для того, чтобы воспрепятствовать зачатию или развитию естественных последствий супружеского акта. Применение любых видов контрацепции несовместимо с христианским учением о браке. Искусственное предупреждение беременности и естественное планирование – это выражения совершенно разного понимания человека и его сексуальной сферы.
Методы естественного планирования семьи, основанные на определении плодных и неплодных дней женского цикла, не имеют ничего общего с контрацепцией, то есть намеренным лишением супружеского акта его детородного аспекта. Естественное планирование отличается от контрацепции как намерениями, так и используемыми методами. Намерениями – потому, что искусственная контрацепция имеет целью лишить супружеский акт его плодородной функции, в то время как естественное планирование не включает такого намерения. Естественные методы никоим образом не нарушают замысла Бога, поскольку они не препятствуют полной взаимной отдаче супругов, - чего не происходит в случае прерванного акта, механической или химической контрацепции, когда акт единения супругов намеренно искажается искусственным вмешательством, создающим искусственное бесплодие супружеского акта. Кроме того, контрацепция содействует тому, что человек и не пытается властвовать над собственными инстинктами, - тогда как методы распознавания плодности и использование неплодных дней для супружеского единения учат супругов уважать ритмы друг друга и господствовать над своими желаниями во имя ответственного родительства.
Однако и при использовании методов распознавания плодности могут быть злоупотребления. Как писал Папа Иоанн Павел II, иногда супруги прибегают к ним неоправданно, избегая деторождения или сводя его к минимуму, в то время как состояние здоровья супружеской пары, психологические, социальные и экономические условия и другие обстоятельства позволяют им иметь большее количество детей.
«Честный способ регуляции рождаемости, - пишет Павел VI в энциклике Humanae Vitae, - предполагает прежде всего, чтобы муж и жена твердо придерживались истинных ценностей семейной жизни и чтобы они стремились добиться совершенного владения собой. Господство над инстинктами с помощью разума и свободной воли, несомненно, требует аскетической практики, чтобы чувственные проявления супружеской жизни подчинялись правильному порядку, в частности, в отношении периодического воздержания. Эта дисциплина чистоты далека от нанесения вреда супружеской жизни, более того, она придает ей более высокую человеческую ценность. Хотя это требует постоянных усилий, под её благотворным влиянием муж и жена полностью развивают свои личности, духовно обогащаясь. Такая дисциплина приносит плоды безмятежности и мира в семейную жизнь, позволяя решать другие проблемы; она помогает супругам быть внимательными друг к другу, преодолевая эгоизм - врага подлинной любви, и укрепляет их чувство ответственности».
А что можно считать большим новозаветным основанием для этой концепции, как не подлинную любовь и свободу: любовь, выражающуюся в полной взаимной отдаче себя супругов, и свободу, проявляющуюся в самообладании, в способности выйти из-под власти собственных желаний и инстинктов?
Врач-гинеколог Джон Биллингс, разработавший знаменитый «метод овуляции Биллингса», который после него был неоднократно усовершенствован и стал основой для все более точных методов распознавания плодности, в своей статье «Естественное планирование семьи и контрацепция. В чем разница?» определяет суть методов естественного планирования таким образом: «Они зависят от того факта, что женщины не являются плодными в течение большей части своей репродуктивной жизни. Бог создал женщин так, что их плодные периоды разделены длительными периодами неплодности». Эти методы «естественны» потому, что они не предполагают никакого химического или механического вмешательства при завершенном супружеском акте.
Итак, основное новозаветное основание естественного планирования заключается в том, что в сердце каждого человека вписан нравственный закон, который находит полноту и единство во Христе. Закон – это дело Божественной премудрости и упорядочение разумом. Как мы уже говорили в начале этой передачи, разум, уподобляющий нас Законодателю – Богу, побуждает нас «планировать», то есть приводить наши хаотичные, нарушенные грехопадением планы, в соответствие с планами Творца. И деторождение – существенная часть этого замысла, к которой мы также должны подходить ответственно, не нарушая при этом естественного порядка. Еще раз повторим, что речь может идти только о естественном планировании, поскольку искусственное регулирование рождаемости противоречит нравственному закону и исключает Бога из жизни человека: супружеская пара ставит себя на Его место, подавляя естественные последствия супружеского акта, установленного Богом не только для единения супругов, но и для продолжения рода.
Текст взят со страницы http://ru.radiovaticana.va/news/