Вразуми, Господи
Чем христиане отличаются от всех?
Все духовные практики мира направленны на то, что за гранью нашего реального мира, реального схватывания вещей. Суфизм, йога, джапа, тенгрианство, оккультные практики, магия - все это вырывается за рамки реальности и устремляется за грань объективного, все это трансцендентно, то есть недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. Можно сказать, что трансцендентно - это потустороннее.
Когда Божественное лежит за пределами человечества и мира, то это трансцендентность.
Но чем отлично христианство от всех этих практик?
Нам не нужны все эти практики, вся эта мистика и магия, все эти духовные «видения», чтобы ощутить присутствие Бога. Можно сказать даже больше, вспомнив слова Христа: «Я с вами во все дни до скончания века»(мф.28)
На самом деле
это меняет все! Это переворот, революция!
Есть противоположное понятие трансцендентности - имманентность.
Можно дать просто определение- это выход за свои пределы. Если трансцендентное это вывод Божественного за пределы материального мира, то имманентное это присутствие Бога в этом мире, то есть Бог имманировал(вышел за пределы своей трансцендентности) в этот мир.
У нас есть самое важное, самое главное и центральное таинство - евхаристия, когда сам Бог присутствует, встречается с нами, действует в наших телах и душах в этом мире. Все практики монахов, аскетов, все эти духовные поиски Бога «за пределами» меркнут перед Евхаристией.
Нам не нужно искать Бога где-то там, ловить «особые» чувства, доводить себя до истощения и исступления, чтобы увидеть некий свет, озарение. Это все у нас
уже есть, уже дано в транссубстанциации, в пресуществление, а для особо православных можно сказать в «преложении» и в претворении хлеба и вина в Тело и Кровь.
Христиане говорят: «Бог пришёл в мир, чтобы спасти нас» и это правильно, но потом мы празднует Вознесение, ждём Его второго пришествия, забывая, что Он с нами во все дни до скончания века. Что Его не надо ждать, Он рядом, Он ближе чем мы сами к себе.
Это мы упускаем из виду. И мне кажется все потому, что нам комфортнее быть покинутыми, одинокими, чтобы жаловаться, оправдывать свои поступки и грехи. Ведь если Он всегда рядом - это все меняет.
Священник Антоний Бондарев