Святый Боже помилуй нас.
О благодати и страстях
Сразу, как только воистину покается человек, приближается к нему благодать и ревностью увеличивается. Опыт же требует многолетнего подвига.
Прежде всего другого, просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби, каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то и благодати не придет достаточно, и добродетель не совершенствуется, и дарования он не удостаивается.
Если кто узнал, каков дар Божий, что он – скорби, и вообще то, что нам причиняет искушения, тот поистине обрел путь Господень. И ждет их, когда они придут, ибо ими он очищается, терпя, просвещается и созерцает Бога.
Всегда благодать предшествует искушениям как
некое извещение для предуготовления.
Бог дает по чину. Неполезно просить чрезмерности. Насколько больше человек получает благодати, настолько и прибавление искушений. Стой против искушения насмерть. Когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, увеличиваешь свои скорби. И если и много раз упадешь – вставай. Это тучи, и они пройдут. Если благодать уходит и приходит – так она упражняет человека, чтобы он помышлял смиренно и не превозносился.
Просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби.
Страсти – это вещь жесткая. Уральские горы! Километры высоты! Благодать – это солнце. Восходит солнце, но тень гор не позволяет согреть всего разумнотварного человека. Только один луч найдет его, как сразу вспыхивает от радости. А остальная часть находится под тенью страстей. Могут
подействовать сразу и бесы, когда уменьшится благодать. И они часто ей препятствуют, как тучи, заслоняющие свет солнца. Поскольку тень страстей порождает туман, который затемняет маленький луч света. И туман этот – помыслы отчаяния: робость, страх, бесстыдство, хулы и им подобные, от которых душа увядает и теряет дерзновение.
Каждый помысл, который приносит отчаяние и большую печаль – от диавола. Это туман страстей, и его сразу необходимо отвергнуть надеждой на Бога. Согрешение прогоняет дерзновение к Богу, но покаяние сразу призывает его обратно. Благодать не дает отчаяться, но непрестанно побуждает падающего к покаянию. А слова беса сразу приводят его в отчаяние.
Когда ты видишь благодать действующей, и радуется твоя душа, и текут непроизвольно слезы о милостях, которые даровал тебе Бог,
если ты на молитве – стой. Если ты стоишь – не двигайся. Если сидишь – сиди на месте. Если молишься – молись без помысла младенческого и прими обильный дождь Духа, сколько бы ни пролилось на тебя. Ибо если он застанет тебя во время работы, а ты поднимешься на молитву, то он прекратится. Он хочет, чтобы ты оставалась там, где Он тебя нашел. Чтобы не ты была «мастером» по отношению к благодати. Она хочет научить твой помысл никогда не верить самому себе до тех пор, пока ты пребываешь в этой жизни. Один день дождя устрояет посаженное в твоей душе за все то время, в которое удалялась благодать.
Благодать покаяния, действующая в тех, кто подвизается – это наследство, переданное отцами.
Это обмен и Божественный торг, в котором мы отдаем землю и получаем Небо, обмениваем вещество, получая Дух. Каждый пот, каждая боль, каждый подвиг ради нашего Бога- это торговый обмен. Отдавание крови и вливание Духа.
Эта благодать возрастает, насколько может вместить человек, подобно сосуду, сколько в нем помещается. Называется же она благодатью делания и благодатью очистительной. Теперь, после «делания», следует «просвещение». И это вторая ступень, то есть благодать просветительная.
То есть, когда подвизающийся будет хорошо воспитан благодатью делания и бессчетно упадет и поднимется, вслед за этим приходит просвещение знания, озарение ума, который созерцает истину, видит вещи в их естестве, без искусства и способов и рассуждений человеческих. Каждая вещь естественно стоит в своей настоящей истине. Но приходу сюда предшествуют
многие испытания и болезненные изменения. А здесь он находит умирение помыслов и передышку от искушений.
А за просвещением следуют прерывание молитвы и частые созерцания: восхищение ума, прекращение чувств, неподвижность и предельное молчание членов, единение Бога и человека в одно. Это Божественный обмен, при котором, если кто вытерпит искушение и, подвизаясь, не прекратит свой путь, то меняет вещество на невещественность...
Каждый помысл, который приносит отчаяние и большую печаль – от диавола. Согрешение прогоняет дерзновение к Богу, но покаяние сразу призывает его обратно. Благодать не дает отчаяться, но непрестанно побуждает падающего к покаянию. А слова беса (помыслы) сразу приводят его в отчаяние.
Если молишься – молись без помысла.
преподобный Иосиф Исихаст (Коттис)
«Эта жизнь – арена войны»