Deutsch

Верую,Господи,помоги моему неверию...

3 дня назад, 21:52
Re: Верую,Господи,помоги моему неверию...
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА

Духовная жизнь – это не столько внешние дела благочестия, сколько внутренний подвиг. Главные события нашей жизни происходят в глубине нашей души. В православной иконографии мы видим, что лики святых озаряются не внешним, а внутренним светом, о чем символически говорят нимбы над их головами. Тело христианина – храм живого Духа Божия, который в нем пребывает.

Так вышло, что внутренняя духовная жизнь многих из нас давно перетекла во внешнюю суету и многозаботливость. Но это вовсе не значит, что она замерла полностью. Не нужно думать, что в наши дни нет тех людей, которые достигли не только созерцательной жизни, но и самого обожения. Современный пустынник, отвечая на вопрос о том, есть ли в наши дни подвижники, достигающие обожения и созерцающие в молитве Нетварный Свет, ответил, что «только когда перестанет действовать в Церкви Святой Дух, только тогда прекратят существование созерцатели Нетварного Света». Наша Церковь «скрывает великие сокровища, и те, кто отрицают это, противятся Богу и враждуют с Ним». И сегодня есть святые люди, благодаря которым и молитвами которых еще живет этот мир.

Старцы говорили: «Если бы вы видели, какая благодать сходит на литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо»; «Лучше сказать в церкви одно "Господи, помилуй", чем прочесть дома всю Псалтырь»; «Домашняя молитва в течение и нескольких дней не заменит одного "Господи, помилуй" и поклона, сделанного в церкви». Эти цитаты можно было бы продолжать.

По «забытым» нами каноническим правилам, от Церкви отлучаются те христиане, которые не причащались в течении трех воскресных богослужений без уважительной причины (80-е правило 6-го Вселенского собора). А девятое Апостольское правило вообще требует отлучать от Церкви тех христиан, которые уходят раньше времени с богослужения и не причащаются за каждым из них. Нужно понимать, что это не административная суровость, а констатация голоса Церкви, выраженного в соборных определениях. Они говорят лишь о том, что, отрываясь от богослужения, человек сам себя отлучает и от Церкви.

Полученного причастниками благодатного елея хватит не на долго. Мы, по своей греховности, долго его не сможем удержать. А когда мы не восстанавливаем в Церкви силы, то увядаем и отпадаем от Лозы, как засохший лист. Духовный импульс, который мы получаем в храме, побуждающий нас к постоянству в личной молитве, очень быстро угасает после службы в связи с нашей погруженностью в суету, в стихию повседневной жизни. Мы должны понимать, что в храме мы призваны зажечь светильник своего сердца благодатью Духа Святаго, а выйдя за его пределы, уберечь огонь этой лампады от ветра окружающей суеты хотя бы до следующей воскресной службы.

Как строить отношения с миром? Как наладить домашнюю молитву, удержать правило, распорядок, мир в душе и чистоту в мыслях? Все это очень сложно. Вне храма дух угасает. Святые старательно берегли себя после Причастия. Преподобный Сисой Великий бежал со службы в келью чуть ли ни бегом, ни с кем не разговаривая. «Зачем такая спешка?» – спрашивают. Тот отвечает: «От храмовой службы возжегся светильник сердца, а выйдя из храма, я похож на идущего на ветру: боюсь, что моя свеча погаснет от бесед и будет потушена миром, поэтому и спешу, оберегая Небесный огонь». Как же это не похоже на нас с вами.

протоиерей Сергий Успенский

 

Перейти на