Апостольский пост
Ссорящиеся апостолы
Сегодня Церковь вспоминает двух первоверховных апостолов Петра и Павла.
Часто мы видим на иконах их вместе, словно они добрые давние друзья, которые созидали церковь в добром согласии.
Однако реальность не такая. Они спорили, противостояли друг другу, ругались, ссорились.
Стоить вспомнить фрагмент из послания Галатам:
«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской,
то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски (ἀναγκάζεις Ἰουδαΐζειν)?» (Гал. 2:11–14).
Отвечал ли и обличал ли Пётр Павла мы не знаем, потому что Пётр этого не засвидетельствовал, но зная его характер и вспыльчивость, то можно предположить, что Петру не всегда нравилась свободолюбивость Павла.
Пётр был законником, он совмещал следование Христу и исполнение законов, однако наивность и простота рыбака у него никуда не делась.
Павел же был ученым-мистиком, любил философию и ему не нужны были свидетельства очевидцев о Христе, потому что он Его встретил сам по пути в Дамаск будучи гонителем христиан. После этого открывания, встречи, прозрения Павел кардинально изменился и все его
проповеди пронизаны любовью и свободой:
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»(1кор. 6:12)
«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.»(Рим.14.2-8)
С такими словами вряд ли согласился бы Пётр и со словами Петра не согласился бы Павел. Но это не является противоречием, которое может помешать нам. Эти две точки зрения являются двумя столпами Церкви, потому
что одно без другого невозможно.
Все мы в себе несём эти подходы: когда-то мы понимаем, что правила и законы дисциплинируют и считаем их необходимыми, но порой позволяем себе и свободу и жгучую сердце любовь. Мы существуем в условиях двух точек зрения и не смогли бы быть иначе.
Мы все разные и какой-то из подходов в нас доминирует. Нельзя убрать что-то одно, потому что это приведёт к краху Церкви, к краху христианства в сердце.
Можно погрузиться в свободу, отменить посты, вместо служб возносить свои молитвы, позволить себе все, но это приведёт нас к растлению, потому что не воспитали мы в себе волю. Так поступают братия наши христиане на западе и мы видим последствия…
Можно стать книжником, жить исключительно по домострою и канонам, соблюдать все постановления все соборов и утратить живую веру. В конце концов превознося закон мы, неведомо для себя, заново распнем Христа и не заметим. Так поступали иудеи и так поступают радикальные христиане-фанатики. И мы тоже знаем последствия этого книжничества.
Поэтому будем свободными во Христе, не забывая закона и будем законопослушными, не утрачивая любви.
Священник Антоний Бондарев