Deutsch

Великие старцы.

26.07.24 22:01
Re: Великие старцы.
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА

Памяти старца схиархимандрита Гавриила (Стародуба).

К схиархимандриту Гавриилу (Стародубу; 1939–2010), настоятелю Петропавловского храма Донецкой епархии в селе Павловка, за духовным советом и поддержкой приезжали из Донецка, Киева, Москвы и Тбилиси, Таганрога и Одессы, обращались миряне и священники, иноки и профессора, приезжали из разных городов и стран… Георгий Георгиевич Стародуб, одаренный музыкант, в начале 1980-х принял тайный постриг, в 1990 году – крест пастырского служения.

Отцу Гавриилу не довелось узнать радость общения с отцом по плоти, но Милосердный Господь подарил ему встречу с отцом духовным. В разные годы он посещал многих подвижников благочестия: архимандрита Серафима (Тяпочкина) и схииеродиакона Антония (Семенова), преподобных Амфилохия Почаевского и Иоанна Святогорского. Однако подлинной школой внутреннего делания для отца Гавриила стало общение с великими Глинскими старцами, ныне прославленными в лике святых – митрополитом Зиновием (Мажугой), схиархимандритом Серафимом (Романцовым), схиархимандритом Андроником (Лукашом). Но духовным отцом, рождающим в жизнь вечную, стал для Георгия Стародуба схиархимандрит Виталий (Сидоренко).

Есть отцы-строители, отцы-проповедники, отцы-администраторы. Схиархимандрит Гавриил был духовником-утешителем. Он говорил просто, с благодатной силой. Подвиг батюшки был особый. Он умел слушать и слышать. К нему шли люди, потерявшие мир в душе, ищущие духовного возрастания. Отец Гавриил утешал скорбящих, спасал от непоправимых поступков, учил паломников внутреннему деланию: покаянию, борьбе с помыслами, человеческому отношению к ближнему.

Схиархимандрит Гавриил воплощал истинную христианскую любовь. Уже в том, как его называли между собой духовные чада, выражалась сущность его служения. Не авва, не старец, не отче. Батюшка. Понимающий, утешающий, покрывающий любовью не только отцовской, но, можно сказать, материнской. Принимающий каждого как единственного. В каждом видящий ангела. Благодать Божия, выстраданный опыт, уникальное сочетание природной утонченности, аристократизма с неподдельной простотой позволяли батюшке проникать в сердца людей самого разного возраста, образования, социального статуса.

☦Отец Гавриил о любви, подвиге, молитве
Божественная благодать – это огонь. Человек сможет сгореть в ней, как волосок в пламени свечи. Не смущайтесь, если сразу не получаете благодати. Мы думаем, что сразу должны летать, порхать. Нет, Господь испытывает. Он знает, что нам не полезно. Мы сразу же впадем в прелесть или в высокоумие.

Радушный принимает человека как ангела. А вдруг это Господь пришел под видом человека?

Самое страшное – это неблагодарность Богу. Благодарность вменяется вместо подвига.

Помыслы открывать, каяться в них, но не пытаться в них разбираться. Разбираться в помыслах – удел совершенных.

Как отличить рассуждение от осуждения? Необходимо следить за сердцем. Если мы видим грех и у нас болит душа за человека – это рассуждение. Если же мы не сопереживаем, превозносимся или даже злорадствуем – это осуждение.

Мы знаем, что можно молиться, класть поклоны, выполнять все по букве и пустым остаться. Бог это не примет. Спасение зависит не от числа поклонов. Не спросят: «Сколько ты молился, клал поклонов, выполнял ли правило?», а спросят: «Был ли ты похож на Христа?» Быть похожим на Господа – это значит простоту сердца иметь, не лукавить.

Спасение не в молитвах, которые могут прочитываться и перечитываться, не в поклонах, не в постах, а в том, чтобы быть похожим на Господа и в смирении каяться. Не чувствовать ни на йоту, что ты сделал что-то хорошее, иначе враг все подхватит, и человек впадет в прелесть.

Мы думаем: «Если я причастился, у меня в душе должна быть такая радость, легкость». И если отходим от Чаши и у нас нет радости, думаем, что Господь нас не любит, мы недостойны. Это враг работает. Если нет радости, мы должны быть рады вдвойне, что нас, грешных, Господь допустил причаститься. Допустил нас радоваться, а не унывать.

Задача врага – наполнить наше сердце пустотой.

Иногда Господь попускает человеку скорби, когда видит, кем он может стать. Шлифует.

Когда не хочется молиться, а человек молится через силу, он становится бескровным мучеником.

Мир в семье достигается простотой отношений (не придираться к словам, поступкам, не поддевать, не действовать на нервы) и лаской.

В конфликтах выслушивать обе стороны. Поссорились мы как-то с товарищем. Пошли к старцу. А он не стал принимать чью-то сторону. Одному сказал: «У тебя нет терпения», а другому: «У тебя нет смирения».

Господь милосерден, не мстителен. Он желает найти то, за что можно человека оправдать

Что такое любовь? Любовь – это когда тебе жалко. Это когда даже на камушек боишься наступить, чтобы его не повредить.

по материалам сайта Православие.ру
https://pravoslavie.ru/91310.html
https://www.pravoslavie.ru/92261.html

 

Перейти на