Скажите, батюшка...
Раб, наёмник или сын?
У всех нас происходит духовный рост по мере приближения к Богу. Существуют три ступени взаимоотношения с Богом( по-моему о них пишет Григорий Богослов) : раб, наёмник, сын. Не буду долго философствовать, а просто расскажу. Многие себя узнают.
Раб боится Бога, своего Господина и не знает его волю. Все что он делает - делает из-за страха быть наказаным. Так, к сожалению, живут многие верующие.
* В храм – четко по расписанию.
* Слова священника – непреложная истина.
* Все догмы – не обсуждать.
* Вопросы – не задавать.
* Самостоятельно – не думать, а то ведь и ошибиться можно. А это страшно! А так мне батюшка все скажет
и на все благословит – на каждый мой шаг.
* Своей ответственности за жизнь – никакой.
* Постоянная боязнь наказания за грехи от Бога.
* Рабское состояние сознания.
Рабский тип веры зачастую смешивается с фарисейством и книжничеством, рабы помешаны на фанатичной обрядовости.
Раб - это человек Ветхого Завета и во всех он есть.
Наемник вступает во взаимоотношением с Богом по принципу: ты -мне, я - тебе. Наемник примерно знает, что Господину от него надо и из-за корыстных целей выполняет заповеди. Наемник хочет и рай и земные блага за свои заслуги. Наемники часто помимо храма изучают другие оккультные или богословские практики, чтобы получить, то что хочется.
Вера такого человека находится на уровне:
“Я тебе, Господи, поставлю свечку, постою на службе, а ты мне дай по моей молитве то, что я прошу. Я буду ходить в храм исправно, если так надо, а от Тебя я жду благ или просветлений, благодати и т.д”
Сын это наследник Царствия Небесного, он знает волю Отца. Молитва и вера сына не обусловлена страхом или выгодой, это потребность души. Церковь для сына - это возможность соединиться с Отцом, с Богом. Состояние сына это состояние до грехопадения. У сына уходит желание что-то просить у Бога и остаётся только благодарность и доверие.
Авва Дорофей пишет о том, что через эти три состояния человек получает любовь к добру: «Итак, если
кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наемник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла (…), он получает вкус благого и начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? – как сказал Апостол (Рим. 8:35). Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра, и боится, потому что любит».
святитель Григорий Богослов: «Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей
в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как Отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу само по себе награда. Да не окажемся пренебрегающими этим!»
P.S. Раб зачастую будет отрицать в себе раба, но и раб достоин милости Божьей наравне с сыном, потому что у всех разные уровни и возможности ума и сердца.
Священник Антоний Бондарев