Deutsch

Православная энциклопедия

07.02.25 03:06
Re: Православная энциклопедия
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА


Святитель Нектарий Эгинский
О святых Божиих заступниках наших на небесах

СВИДЕТЕЛЬСТВА СВЯШЕННОГО ПРЕДАНИЯ

Мы научены Священным Преданием, что с апостольских времен Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь рассматривала всех святых и Богородицу как предстателей перед Спасом Христом, молящихся Ему о воинствующей Церкви, ибо они имеют великое дерзновение к Нему. Помимо этого:

1. Во всех богослужебных книгах, как Восточной Церкви, так и других церквей, говорится о святых как о посредниках за них перед Господом на тлим Иисусом Христом.

2. Согласно преданию. Восточная Церковь вынимает частицы на проскомидии за Пресвятую Богородицу и святых и полагает их на дискосе справа и слева от Святого Хлеба и поминает их по именам. Этому преданию следуют и соблюдают его все, всегда и везде в Церкви.

3. В диптихах поминались и поминаются все святые - с древнейших времен до наших дней.

4. Древнейшие Отцы Церкви считали, что святые предстательствуют за нас пред Богом и всегда прибегали к их предстательству.

Так, свт. Василий Великий в слове на 40 мучеников говорит: "Сколько употребил ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! - И вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву. "Идеже еста два или трие собрани во имя" Господне, "ту" есть "посреде их" (Мф.18,20); а где сорок, там усомнится ли кто в присутствии Божием? К сорока мученикам прибегает утесненный, к ним притекает веселящийся, - один, чтобы найти избавление от трудных обстоятельств, - другой, чтобы охранялось его благополучие. Здесь встретишь благочестивую жену, молящуюся о чадах, испрашивающую отлучившемуся мужу возвращения, а болящему - здравия. Прошения ваши да будут приличны мученикам. Юноши да подражают им, как сверстникам; отцы да молятся о том, чтобы быть родителями подобных детей; матери да изучают повествуемое о доброй матери... Святой лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей (как думаю, и духовный, и чувственный)! Вас не земля сокрыла, но прияло небо; вам отверзлись врата рая" (Слово 9).

Он также призывает с небес молитвы святых о себе, говоря: "Приемлю и святых Апостолов, пророков и мучеников, и призываю их в своей молитве к Богу, да будет по их предстательству милостив ко мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление согрешений моих" (Послание к Юлиану Отступнику).

А свт. Григорий Богослов в конце своего слова о Василии Великом говорит: "Призри же на меня свыше, божественная и священная глава, и данного мне, для моего вразумления, пакостника плоти (2Кор.12,7) утиши твоими молитвами, или научи меня сносить его терпеливо, и всю жизнь мою направь к полезнейшему! А если преставлюсь, и там прими меня в кровы свои". Также и в своем слове на память мученика Киприана божественный Григорий вспоминает о некой девице, которая в опасности призвала помощь и заступление Богородицы.

Также божественный Златоуст призывает в своей молитве Матерь Господню, говоря: "Не отступают от Бога ни Девора, ни Иаиль. Но и у нас есть Святая Дева и Богородица Мария, молящаяся о нас. И если обычная жена одержала победу, кольми паче Матерь Христова победит врагов истины?".

И в своем слове о свт. Мелетии Антиохийском он говорит: "Будем же молиться... имея самого блаженного Мелетия участником этой молитвы" (т. II, с. 619).

Также и Ориген свидетельствует о заступничестве святых и утверждает сие древнейшее предание Церкви своим древнейшим свидетельством. Ориген говорит: "Итак, души пострадавших за Христа пребывают у Небесного жертвенника и помогают обращающимся за оставлением грехов".

Феодорит же, когда пишет о безвестности гробниц императоров и сравнивает их с мученическими гробами, говорит следующее; "Гробы добропобедных мучеников светлы и прекрасны, поражающие своим величием, многими и разнообразными покровами, и испускают молнии красоты. На них мы совершаем торжества не только раз в год, или два или пять, но многократно, и много раз за день воспеваем там их - и нашего - Владыку. И здравствующие просят того, чтобы оставаться во здравии. А болящие ищут исцеления. Не имеющие чад ищут получить их, а насладившиеся сего дара ищут, чтобы в добром здравии были дарованные им (мучениками) чада. Те, кому предстоит путешествие, призывают святых в спутники и путеводители. В добром здравии вернувшиеся исповедуют благодать, улученную ими. Конечно, к ним не приходят, как к богам, но как к человекам, облагодатствованным Богом, которых просят о заступлении верных. А то, что верные приемлют просимое, ясно свидетельствует то, сколько приношений, являющих исцеление верных, они приносят. Ибо одни приносят изображения своих рук, другие - ног, иные - глаз. Одни золотые, другие - железные. Ибо Владыка приемлет все дары, и малые, и великие, смотря по возможностям приносящего. Из этого ясно видно избавление от недугов, ради которого сии дары и были принесены получившими просимое исцеление. Но из этого является и сила погребенных там, то есть святых мучеников. А сила их являет, что их Бог - истинный Бог" (т. 4, с. 453-454). Феодорит писал это в середине 5-го века, так как его Церковная история охватывает период с 320 по 436 г.

Итак, если таково было почтение верующих к мученикам уже с начала четвертого века - кто, после увиденных нами свидетельств, не будет исповедовать с нами, что верные, с самого начала гонений почитавшие мучеников, чтили их и во втором, и в третьем веках? А также, что, последуя их ревности и их примеру, христиане четвертого века почитали мучеников и строили величественные храмы в их честь? А из того, что исцеленные приносили изображения исцеленных членов, видно и то, что житие святых описывалось на иконах, и иконы помещались в храмах. Ибо приношения привешивались к ним - точно так, как это делается и теперь. Из этого становится ясно, что Церковь точно и неизменно соблюла принятое ею и правильно верит в то, во что верит.

Патриарх Константинопольский Иеремия в своем первом ответе к Тюбингенским богословам в 1576 г., отвечая на 21 и последнюю главу Августовского исповедания, говорит следующее: "Итак, мы говорим вам, что для утверждения веры полезно поминать святых, видя, как они получили помощь и благодать от Бога своей великой верой. Ибо призывание (молитва) в собственном смысле относится только к Богу. А молитва ко святым относится к полученной им от Бога благодати. Ибо не Петр и Павел слышат тех, кто их призывает, но данная им благодать Божия, по слову Господню: "Я с вами до скончания века". А о молитве к Богу пишет божественный Павел к Римлянам: как искать помощи от того, в кого не веруют? А то, что и мы относим молитву к Богу, то мы ясно говорим в тайнодействии: "Сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати: Отче наш, Иже еси на Небесех..." А в другом месте мы говорим: "Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы" = "Господи сил, приди к нам, ибо мы не имеем в наших скорбях иного помощника, кроме Тебя". И еще: "Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем". А всех святых, и особенно Матерь Господа нашего, мы рассматриваем как предстателей и посвящаем Ей, лику ангелов и храмам святых дары, молитвы, священные иконы, которым мы поклоняемся таким образом, что поклонение относится не к дереву, но к святому. Ибо мы знаем, что подобает приносить служение одному Богу, и другого бога, кроме Него, мы не знаем и иному богу не поклоняемся.

...Однако мы считаем всех святых нашими предстателями и заступниками пред Богом. И мы говорим, что молитвенное предстательство ангелов, святых, и особенно Госпожи мира есть не только в настоящем веке, но и в будущем. Но не вообще за всех - и не за того, кто умер во грехе. Ибо таких Бог исключил из Своей милости, потому и сказал о них следующее: "Если восстанут Ной и Иов и Даниил, сынов и дочерей своих не избавят". Но лишь тех, за кого молятся все (святые) и молитвы о ком благоприятны. То есть тех, кто покаялся от грехов прежде смерти, но не успел очиститься от скверны своих грехов. Ведь суда еще не было. Ибо когда настанет суд и каждый пойдет в отведенное ему место наказания, заступления уже не будет. И сие заступление теперь осуществляется и проповедуется в Церкви, и мы обращаемся к святым и к Госпоже нашей Пресвятой Владычице: "Богородице, моли о нас грешных". И к святым ангелам: "Вся небесныя силы святых ангел и архангел, молите о нас". Но и к пророку и Предтече и Крестителю Господню, славным апостолам, мученикам, преподобным, пастырям, пророкам, учителям вселенной, и всем святым. Мы просим их молиться о нас грешных, да приидет на нас, в исповедании и покаянии служащих Богу, милость по благодати Божией и по непобедимой и непрестанной силе крестной, да просветит Он очи душ наших, да не умрем во грехах и да не будем побеждены врагом. Мы молим Бога услышать молитвы всех и избавить нас от сетей лукавого.

Бог христиан есть Бог живых, и святые небезразличны к воинствующей Церкви и молят Бога о ней. И всякому ясно, что этот союз (воинствующей + торжествующей Церкви) согревает сердце, возрождает религиозное чувство и вдохновляет нас подражать сим образцам христианской жизни. Это учение подтверждается тем, что Церковь почитала (и почитает) ангелов, согласно философу и мученику Иустину (см. Thiersch II, 338). Она чтила и праздновала память святых в день их мученичества, совершая на их гробах Божественную Литургию и испрашивая их молитв (см. собрание святоотеческих свидетельств в Dogmegeschichte Munscher'a, с. 85 и 449).
 

Перейти на