Deutsch

Древний Hattingen – немецкий „городок в табакерке“

23.08.16 21:46
Re: Древний Hattingen – немецкий „городок в табакерке“
 
Larisa B знакомое лицо
в ответ Larisa B 19.08.16 21:25

Окончание Главы 7, она же окончание „романа в пути“, из которой читатель наконец узнает: так в чем же кроется


Тайна скошенной башни церкви Святого Георгия


И в заключение как апофеоз то, что привлекает взгляды и фотокамеры всех туристов и является не только излюбленным фотомотивом, но и, как это принято говорить, визитной карточкой города, это башня церкви Святого Георгия (der Turm der St.-Georgs-Kirche).




Отчетливо скошенная на юго-запад, башня церкви Святого Георгия вызывает у большинства туристов неизменные ассоциации со знаменитой падающей Пизанской башней, хотя Пизанская башня просто самая известная, но далеко не единственная в своем роде.Только в Европе зарегистрированно около 90 падающих башен. Ну а „клуб“ подобных архитектурных сооружений в мире достаточно велик https://de.wikipedia.org/wiki/Liste_schiefer_T...

и у каждого из „членов этого клуба“ своя уникальная история, своя судьба.


Тайна скошенности башни церкви Святого Георгия неизменно вызывает споры и сомнения, всякий раз рождая новые версии, порой самые неожиданные.


Одна из них – назидательная, об ошибке некоего архитектора, который, понял это только тогда, когда работа была завершена. Не в силах пережить свой профессиональный позор, архитектор бросился с башни вниз, но Бог не дал ему впасть в грех, и несостоявшийся самоубийца благополучно приземлился на телегу с сеном.


Вторая версия - мистическая, рассказывающая об алчном архитекторе, вступившим в сделку с дьяволом и продавшем ему свой талант и душу.



Третья версия – сквалыжная, о мести обиженных плотников, которым горожане не заплатили обещанную сумму, и те в отместку, завершая свою работу, сознательно искривили шпиль башни.



Четвертая версия - строительная. Краевед Вилфрид Рутманн (Wilfried Ruthmann) выдвинул гипотезу, что дерево, используемое для постройки башни, были недостаточно просушено и при высыхании древесину, как говорят в народе, повело.



Пятая версия – архитектурная. Экскурсовод церкви Святого Георгия Гизела Нимке (Gisela Niemke) придерживается теории, что этот скос был изначально предусмотрен застройщиком для того, чтобы башня, в случае падения, упала бы не на уникальный церковный неф, а в противоположную сторону. Да и восстановительные работы в таком случае было бы проще проводить.


Юрген Уфуес (Jürgen Uphues) - представитель Ведомства по охране памятников (Denkmalbehörde), поддерживает и развивает эту теорию, полагая, что, так как острие башни было особо чувствительно к ветру, а острый шпиль мог бы быть подвержен удару молнии и, если бы он загорелся, то по тем временам не было никакой технической возможности тушить его на такой высоте, поэтому колокольня, составляющая 56,73 м в высоту (причем до 1807 года она была еще выше), строилась с соответствующим инженерным расчетом – с заведомо легким наклоном, чтобы в случае пожара, сильного ветра и пр. стихийных бедствий, горящая башня упала бы не на церковь, а в противоположную сторону. И эта гипотеза на сегодняшний день остается самой популярная среди исследователей и специалистов.


Шестая версия – волшебная, которая, конечно же, не могла не появиться в сказочном городке, и уводящая нас к верховному богу германо-скандинавской мифологии, известному издревле под именами Водан (Wodan), Вотан (Wotan), Один (Odin).




Я не буду подробно останавлиться на жизнеописании этого героического персонажа. Всем, кто изучал или просто интересовался историей немецкой литературы, хорошо известны деяния этого могучего и грозного бога, воина и волхва, предводителя воинства Дикой охоты и повелителя валькирий. Рассказы о его подвигах в Старшей и Младшей Эдах не менее увлекательны, чем история богов и героев древнегреческой мифологии.


Но опустимся с небес на землю Хаттингена. Местная легенда утверждает, что Водан - внук бури, верховный бог и прародитель всех германо-скандинавских богов, добывший и принесший в дар миру волшебный мед поэзии (das Diechtermet), восседал не только на троне - Хлидскьяльв (Hlidskialf ) в своем чертоге Вальхалла (Walhalla), где обитали души воинов, павших в бою, но у него, конечно же, именно неподалеку от Хаттингена улыб была еще и "резиденция", названная его именем, – Воданталь (Wodantal) на вершине одного из холмов Hügelland, где-то между Nierenhof и Bredenscheid.


Там и восседал Водан, обозревая с высоты все миры людские и деяния мирские.




И изо дня в день приходилось ему наблюдать такую картину: когда на востоке всходило солнце, башня церкви Святого Георгия в Хаттингене, приветствуя дневное светило, в почтительном поклоне склонялась перед ним на восток. В полдень, когда солнце поднималось на свою наивысшую точку в небе, башня склонялась перед ним на юг, а вечером, когда солнце уходило за горизонт, башня, прощаясь очередным почтительным поклоном, склонялась в сторону запада.


И вот это зрелище – почитание башней солнца, которое Водан наблюдал изо дня в день, приводила его в неистовство. Он был разъярен тем, что башня своими учтивыми поклонами явно демонстрировала солнцу свое глубокое и неизменнное почтение, а также полное пренебрежение его величием, потому как она никогда, ни разу не склонила свой шпиль на юго-запад, к Воданталю, где восседал он - верховный владыка и отец богов и, снедаемый завистью, наблюдал за этим ежедневным ритуалом.


И тогда Водан, исполненный ревнивой ярости, порешил не допускать более такого пренебрежительного отношения какой-то церковной башни к нему - верховному владыке мира. И рассвирепев он наложил заклятие, что, если башня церкви Святого Георгия хотя бы еще один только раз склонится перед солнцем, то в это же самое мгновенье она застынет в этом поклоне невеки! И как только он произнес свое заклинание, башня церкви Святого Георгия, едва лишь попытавшись перед заходом солнца попрощаться с ним, не успев склониться на запад, навсегда застыла в поклоне на юго-запад. И так она обречена стоять веками в вечном и неизменом поклоне, в поклоне Водану.




Одна башня - много версий, а ее скошенность так и остается вечной и неразрешимой загадкой.


Между тем наше путешествие подходило к концу, но, как вы, внимательные читатели, уже успели заметить, в сказочном городе нас на каждом углу могут поджидать совершенно удивительные встречи и чудеса. Так и произошло. Когда экскурсия закончилась, наша группа расположилась в кафе на Kirchplatz,




а мы с двумя нашими участницами отправились в информационно-туристическое бюро взять буклеты и пр. информационный материал. И то ли мы сами заблудились в трех соснах, то ли злые тролли сыграли с нами злую шутку, как вдруг…“Динь-динь-динь“... Зазвенели волшебные кололокольчики, и некая незнакомая дама, назовем ее просто – добрая фея № 4 улыб, которую мы, конечно же, НЕ случайно встретили на одной из узких улочек старого города, не просто объяснила нам, как пройти, а проводила нас в информационное бюро.


Это было очень приятно, но на этом наши волшебные приключения не закончились. Когда мы взяли буклеты и вышли из бюро, то... „Динь-динь-динь“... рядом с дверью стояла старушка... которой... ну не знаю... не меньше ста лет, это точно. Как там она там оказалась! Когда мы заходили в бюро, ее поблизости не было. И вдруг она откуда-то... нет, не пришла... она возникла! улыб Такая благообразная старушка – божий одуванчик, стоит себе у входа, опираясь на Rollator, как будто именно нас и поджидает.


Она поздоровалась. Мы ответили. Она поинтересовалась, кто мы и откуда. Мы ответили. Тогда он с хитрым прищуром спросила: „А знаете ли вы, когда шпиль косой башни церкви Святого Георгия выпрямится?“ Мы удивленно приостановились: „Нет, не знаем“. Старушка прищурилась еще лукавее: „Когда в этой церкви будет венчаться хотя бы одна девственница“. миг




Честное слово, это не художественный вымысел. У меня и свидетели есть. улыб


По закону жанра, я должна была бы сейчас написать: „сказала старушка и как будто растворилась в воздухе“. Но увы! Чего не было, того не было! Растворились мы, то есть присоединились к нашей группе, расположившейся за столиками в кафе на Kirchplatz, и я пожалела, что не догадалась сфотографировать эту НЕ случайно встреченную нами в лабиринтах „городка в табакерке“ старушку, назовем ее просто - добрая фея № 5 улыб, и пусть она запомнится нам такой.



Казалось, на этой звенящей ноте я могла бы и закончить свой рассказ о славном городе Хаттингене, НО... какой же уважающий себя „роман в пути“ может обойтись без послесловия! улыб Конечно же, нет! Итак...


Послесловие следует


©
 

Перейти на